Что случилось с княгиней р в отцы и дети
История княгини Р. в романе Тургенева «Отцы и дети»
ИСТОРИЯ КНЯГИНИ Р. В РОМАНЕ «ОТЦЫ И ДЕТИ»
Роман «Отцы и дети» чаще всего определяют как роман о конфликте дворян и разночинцев. И, конечно, сразу возникает вопрос: «А зачем нужна эта история княгини Р.?» Но все детали, пусть даже малейшие, несут на себе определенную нагрузку. И их роль так же велика, как и всего произведения в целом. Здесь я бы даже провела параллель с поэмой Гоголя «Мертвые души». В. Г. Белинский говорил, что лирические отступления — это важный недостаток «Мертвых душ». Но мы-то знаем, как велика была роль этих «недостатков» в произведении. Точно так же велика роль истории княгини Р. в «Отцах и детях». Во-первых, можно сказать, что, помещая эту историю в роман, автор сравнивает себя со своим героем. Ведь и у И. С. Тургенева была такая же несчастная любовь к Полине Виардо.
Из истории любви Павла Петровича к княгине Р. мы можем многое понять: например, почему Павел Петрович так замкнут, мы понимаем его манеру поведения. Влияние на него княгини Р. прослеживается через весь роман. Вспомним значение имени «Елена» — это свет, блеск. А Фенечка, Федосья — это Божья благодать. Это свет Божий, то есть в Фенечке Павел Петрович видит как бы отражение своей Нелли, но уже в высшей, духовной степени, вследствие чего он потом влюбляется в Фенечку.
Так же, с помощью истории княгини Р., Тургенев сближает своих героев. Ведь несчастная любовь Базарова к Одинцовой, по сути дела, есть повторение любви Павла Кирсанова к княгине Р.
И наконец, в этом рассказе Тургенев показывает то, перед чем бессильны герой и героиня, — перед Богом, перед высшими силами. Княгиня Р. — сфинкс для Кирсанова, она для него загадка. В конце она присылает ему кольцо, перечеркнутое крестом, со словами: «Крест — вот разгадка. » Крест — символ Бога, начала жизни. Но мы знаем, что у креста двоякая символика, он символизирует и конец жизни. Княгиня Р., прислав Павлу Петровичу кольцо с крестом, хотела, чтобы он начал новую жизнь без нее (хотя, как выясняется впоследствии, он не смог этого сделать), но в то же время это символизирует и конец жизни для самой княгини Р. Таким образом, княгиня и Павел Петрович бессильны перед Богом, перед этим магическим крестом.
Княгиня Р. и Одинцова очень похожи. Обе они странные женщины; обе окружены ореолом таинственности. Почему это так? Показывая конфликт дворян и разночинцев в образах П. П. Кирсанова и Базарова, Тургенев в то же время показывает то, что сближает всех людей, перед чем они все бессильны. А бессильны все люди перед Богом, природой, перед этими таинственными силами. Олицетворением этих сил в «Отцах и детях» являются княгиня Р. для П. П. и Одинцова для Базарова. То есть Кирсанова и Базарова сближает несчастная любовь к их «сфинксам». Вот почему так таинственны княгиня Р. и Одинцова.
Подводя итог, скажу, что ошибочно считать, что история княгини Р. не нужна в романе. Как мы видим, она играет очень важную роль в «Отцах и детях»: она помогает нам понять психологический аспект произведения.
Тема любви в романе Отцы и дети
В романе И.С. Тургенева «Отцы и дети» звучит тема любви. В произведении 4 линии, раскрывающие проблему любви с разных сторон.
Евгений Базаров и Анна Одинцова (центральная любовная линия). Нигилист Базаров, отрицающий любовь, влюбляется в Анну Одинцову, но она не может отказаться от комфорта и размеренной жизни, поэтому их отношения трагичны. Данная линия демонстрирует «любовь-страсть».
Аркадий Кирсанов и Катя Локтева. Данная линия демонстрирует «любовь-дружбу». Это тёплые и искренние отношения, построенные на поддержке и заботе друг о друге.
Николай Петрович Кирсанов и Фенечка. Герои не обращают внимание на разное происхождение и положение в обществе, они тепло относятся друг к другу и уважают друг друга. Данная линия демонстрирует «любовь-семью».
Павел Петрович Кирсанов и княгиня Р. Здесь автор демонстрирует «любовь-наваждение», полностью меняющая жизнь Павла Петровича.
Любовь в романе – особая сила. Каждый персонаж, выполняющий в произведении важную функцию, проходит испытание любовью.
(Материал из Интернет-сайта).
Сочинение на тему «Любовь в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети».
Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети» — роман актуальный для своего времени. Он затрагивал вопросы, волновавшие русскую общественность в 60-е годы 19 века. Тургенев показал достоинства и недостатки нового течения, владевшего умами молодых людей того времени. Но роман этого великого писателя не вошел бы в золотой фонд русской классической литературы, если бы ограничился только вопросами современности. Скачать пример Написание сочинения за 4 часаЗаказать сочинение В «Отцах и детях» Тургенев решал вечные проблемы: проблему взаимоотношений различных поколений, проблему счастья, проблему любви. Любовная тема очень широко развёрнута в романе. Она является мерилом жизненности героев. Это чувство проверяет их «на прочность», обнажает истинную сущность человека. По мнению Тургенева, любовь в жизни играет колоссальную роль. Это чувство составляет смысл жизни, без него жизнь бессмысленна. Способность героев испытывать любовь — это для писателя одно из основных качеств в человеке и в его героях. Основная любовная линия романа связана с образами Евгения Базарова и Анны Сергеевны Одинцовой. Нигилист Базаров отрицал любовь как отношение душ. Он искренне считал, что любовь – выдумки романтиков. Между людьми существует лишь привычка, взаимная симпатия и отношения тел. На мой взгляд, такое отношение главного героя к любви связано с его отношением к женщинам. Всю свою жизнь Евгений Васильевич считал, что женщина — существо второго порядка. Она создана для развлечения мужчин. И хотя герой проповедовал, наряду с другими, и идеи женского феминизма, мне кажется, что все же он не воспринимал женщин всерьез. Таким образом, жизнь Базарова была подчинена рассудку, рационализму. Но все в его жизни изменилось в один миг. Чтобы испытать своего героя и показать всю абсурдность его убеждений, Тургенев ставит на жизненном пути героя преграду – любовь. Базаров, убежденный в силе своей натуры, в своем отличие от других, вдруг … влюбился. Влюбился страстно и неистово, как страстна и неистова была его натура: «Одинцова протянула вперёд обе руки, а Базаров упёрся лбом в стекло окна. Он задыхался; всё тело его видимо трепетало. Но это было не трепетание юношеской робости, не сладкий ужас первого признания овладел им: это страсть в нём билась, сильная и тяжёлая — страсть, похожая на злобу и, быть может, сродни ей…»
Как видим, любовь Базарова противоречива. Она смешана со злобой на себя: влюбился, как дурак, как простой человечишка! Но герой ничего не может с собой поделать. Своё чувство к Одинцовой он пронесёт до конца жизни и перед смертным одром захочет увидеть дорогую ему Анну Сергеевну:
«Прощайте, — проговорил он с внезапной силой, и глаза его блеснули последним блеском. — Прощайте… Послушайте… ведь я вас не поцеловал тогда… Дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погаснет…»
Интересно, как ведёт себя при последней встрече с Базаровым его возлюбленная – Анна Сергеевна Одинцова. Она боится заразиться от Евгения Васильевича, и только чувство приличия заставляет ее подойти к нему ближе. Что же, эта женщина не любила Базарова? А ведь могло показаться, что именно она первая начала выказывать знаки внимания герою. Да, действительно, это так. Но сначала Одинцова заинтересовалась Базаровым как интересным и умным человеком. Затем, почувствовав к нему больше, чем просто симпатию, Анна Сергеевна испугалась. Она не захотела променять свое спокойствие и авторитет в обществе на сильные, но неведомые ей чувства. Сердцем Одинцова понимает, что хочет любви, но её холодный и бесстрастный ум останавливает героиню. Поэтому Одинцова так несчастна. В эпилоге мы узнаём, что эта героиня вновь вышла замуж, но опять по расчёту, а не по любви. Что ж, Одинцова сделала свой выбор в жизни. Несчастен в любви и антипод, а во многом, двойник Базарова – Павел Петрович Кирсанов. Вся его жизнь пошла прахом из-за несчастной, роковой любви, которую Кирсанов так и не может забыть. Безответная страсть иссушила героя, превратила его в мертвеца, заполняющего свою жизнь «принсипами» и догматами. Другой тип отношений представляет в романе пара Аркадий – Катя. Аркадий, как «ученик Базарова» и «нигилист», должен был бы тоже отрицать любовь. Но его натура и воспитание берут своё. Аркадий – простой человек, видящий свой идеал в семье, детях, хозяйстве. Он немного мягкотел, легко поддается влиянию. Из-под одной твёрдой руки (Базарова) Аркадий опадает в другие (Катя). Но герой счастлив, впрочем, как и его супруга. Прекрасна сцена их объяснения в любви. Тургенев хочет нам сказать: вот моменты, ради которых стоит жить. И горе тем, кто их никогда не испытывал:
«Он схватил ее большие, прекрасные руки и, задыхаясь от восторга, прижал их к своему сердцу. Он едва стоял на ногах и только твердил: «Катя, Катя…», а она как-то невинно заплакала, сама тихо смеясь своим слезам. Кто не видал таких слёз в глазах любимого существа, тот еще не испытал, до какой степени, замирая весь от благодарности и от стыда, может быть счастлив на земле человек».
Счастлив в семейной жизни и отец Аркадия, Николай Петрович. Он обожал свою первую жену, а после её смерти встретил Фенечку и полюбил девушку всей душой. Тургенев показывает, что настоящая любовь выше всех предрассудков. Несмотря на то, что Фенечка – простолюдинка и намного моложе Николая Петровича, эти герои счастливы вместе. И тому есть прямое доказательство – их сын Митенька. Тургенев рисует в своём романе не только несчастливых в любви мужчин, но и женщин. Если мужчина без любви «засыхает», уходит в общественную деятельность или науку, то женщина становится несчастной и смешной. Она проживает свою жизнь зря, не выполняя природного предназначения. Пример тому — образ феминистки Кукшиной в романе. Эту некрасивую и нелепую женщину бросил муж. Она «блистает» своими прогрессивными взглядами, а на самом деле ищет любви, которой ей так не хватает. Любовная тема – одна из ведущих тем романа И.С. Тургенева «Отцы и дети». Все герои писателя испытывают это чувство в той или иной степени, так, как могут или умеют. Именно любовь становится для них тем мерилом, выявляющим истинную сущность героев, придаёт им смысл жизни или делает несчастными.
Мать Мария. Жена Павла I — самая многодетная императрица в истории России
История княгини Р. в романе Тургенева «Отцы и дети»
История о княгине Р., которая появляется перед читателями в романе «Отцы и дети», на первый взгляд кажется не существенной, малозначимой. Некоторые литературные критики относят ее к лирическому отступлению, которое может быть даже лишним в тексте романа. Однако настолько талантливый мастер пера не вставлял бы в текст своего произведения лишнюю историю. Оказывается, княгиня Р. была возлюбленной Павла Петровича Кирсанова. Однако, эти чувства были неразделенными, именно поэтому, один из братьев Кирсановых был таким замкнутым и одиноким.
К тому же, у самого автора романа была похожая жизненная история. Мне кажется, что Тургенев сравнивает себя со своим героем.
Образ княгини Р. преследует Павла Петровича на всех страничках произведения. Кирсанов видит точное отражение возлюбленной в чистой и невинной девушке – Фенечке, именно поэтому и влюбляется в нее.
Имея такую несчастную, неразделимую любовь, история Павла Петровича и княгини Р. очень похожа на отношения Базарова и Одинцовой. Несмотря на все своим ссоры и конфликты, оба мужчины – и Евгений и Кирсанов оказались бессильны перед чувствами и душевными эмоциями.
Однажды, Павел Петрович получил от княгини Р. кольцо, которое было перечеркнуто крестом. Оно имело два немаловажных значения. В одном понимании, княгиня пыталась сказать Кирсанову, чтобы тот задумался над новой жизнью, без мыслей о возлюбленной. Однако ему это так и не удалось. В другом понимании, крест означает конец жизненной истории самой княгини.
Никто из героев не может выдержать испытаний любовью. Все они оказываются бессильны перед божьей силой и божьим велением. Княгиня Р. и Анна Одинцова очень похожи. Обе женщины загадочны. У обоих довольно странный характер.
Описывая конфликты разных слоев населения, И.С. Тургенев пытается показать читателю тот факт, что все люди, независимо от статуса и положения, ничего не могут поделать с велением Всевышнего, они не могут повлиять на природу человека.
Именно княгиня Р. раскрывает в Павле Петровиче те чувства, которые так сближают его со своим главным врагом – с Евгением Базаровым. Их объединяет неразделимая, несчастная любовь. Их возлюбленные дамы полны таинства и загадочности.
Понравилось школьное сочинение? А вот еще:
Сравнительная характеристика Базарова и Аркадия (по роману Тургенева «Отцы и дети») В чем сложность взаимоотношений Базарова и Одинцовой? (по роману Тургенева «Отцы и дети») В чем смысл испытания Базарова любовью? (по роману Тургенева «Отцы и дети») В чем трагедия Базарова? (по роману Тургенева «Отцы и дети»)
Таинственная княгиня Р. в романе Тургенева «Отцы и дети»
ТАИНСТВЕННАЯ КНЯГИНЯ Р. В РОМАНЕ “ОТЦЫ И ДЕТИ”
Для Тургенева, так же как и для Гоголя, очень важна деталь в его произведениях. Одной такой деталью является рассказ о жизни княгини Р. Вроде бы ничего не значащая история княгини Р. и Павла Петровича Кирсанова оказалась очень важным элементом в произведении “Отцы и дети”, да и в жизни самого автора.
Сначала опишу внешность и характер княгини Р. Княгиня слыла за легкомысленную кокетку, она любила много танцевать, смеяться, шутить с молодыми людьми.
По ночам она долго в слезах металась по комнате. Но с приходом нового дня она снова превращалась в светскую даму, снова выезжала на прогулки, болтала со всеми и бросалась навстречу всем развлечениям. Она была очень хорошо сложена, ее золотая и тяжелая коса падала ниже колен, но красавицей ее нельзя было назвать, только глаза, серые и глубокие, в которых таился ее внутренний мир, выделялись в ее лице.
Прототипом истории о Павле Петровиче и княгине Р. является трагическая любовь Тургенева к Полине Виардо. Портреты этих женщин очень схожи. Полина Виардо, как и княгиня Р., постоянно разъезжала по заграницам, вела веселую, странную жизнь (П. В. была известной актрисой). Полина Виардо то отдаляла, то приближала к себе Тургенева. После долгих разлук их любовь вновь разгоралась, чтобы впоследствии потухнуть.
Павел Петрович, как и сам Тургенев, после разрыва с любовью не смог выбросить мыслей об этой женщине.
Он терзался, ревновал, стремился к ней повсюду, пока та не решила уехать за границу. Но и это его не остановило, он ушел в отставку и отправился вслед за княгиней. Как и Полина Виардо, княгиня постоянно давала новую надежду Кирсанову. В Бадене княгиня Р. и Павел Петрович снова соединились, но через месяц все было кончено. Княгиня Р. уехала из городка и избегала встреч сосвоим бывшим любимым. Кирсанов, как и Тургенев, встречал многих женщин на своем жизненном пути, но память об этой женщине и любовь к ней он нес в себе на протяжении всей жизни.
В этой истории есть загадка, которая, по предположениям, имеет несколько решений. Павел Петрович дарит своей возлюбленной кольцо с вырезанным на камне сфинксом и говорит, что сфинкс — это она. После смерти княгини Р. он получает конверт с этим кольцом. По камню со сфинксом она провела крестообразную черту и велела ему сказать, что крест и есть разгадка.
Первая версия решения этой загадки — то, что княгиня Р. поставила крест на их отношениях, этим хотела показать, что никогда не любила Кирсанова. Вторая заключается в том, что крест является началом новой жизни, и этим княгиня Р. намекнула Павлу Петровичу на то, что он должен забыть ее и начать новую жизнь, постараться найти любовь после ее смерти.
Историю Павла Петровича и княгини Р. можно сравнить с мифом об Эдипе. Этот миф о полуженщине-полульвице, которая загадывала всем влюбленным в нее загадки, а если они не разгадывали, она их съедала. Нашелся единственный человек, Эдип, который смог разгадать все ее загадки. Она не пережила такого горя и бросилась со скал. Можно предположить, что княгиня Р. — это сфинкс, а Павел Петрович — Эдип, но только Кирсанов не смог разгадать загадку своей любимой и поплатился за это, потеряв ее навсегда.
Также история трагической любви Павла Петровича играет очень большую роль в самом произведении. Она душевно сближает главных героев, Кирсанова и Базарова, людей, чьи представления о смысле жизни, о судьбе простого народа очень различны и чьи споры легли в основу тургеневского произведения.
Оба этих героя очень близки И. С. Тургеневу, и через их переживания он пытался рассказать о своей трагической, безответной любви к Полине Виардо.
Информация о работе «Таинственная княгиня Р. в романе Тургенева «Отцы и дети»»
Раздел: Литература и русский язык Количество знаков с пробелами: 3622 Количество таблиц: 0 Количество изображений: 0
Похожие работы
История княгини Р. в романе Тургенева «Отцы и дети»
… ток “Мертвых душ”. Но мы-то знаем, как велика была роль этих “недостатков” в произведении. Точно так же велика роль истории княгини Р. в “Отцах и детях”. Во-первых, можно сказать, что, помещая эту историю в роман, автор сравнивает себя со своим героем. Ведь и у И. С. Тургенева была такая же несчастная любовь к Полине Виардо… Из истории любви Павла Петровича к княгине Р. мы можем многое понять …
Образ Базарова как художественное открытие Тургенева в романе «Отцы и дети». Закономерность появления образа нигилиста в русской литературе
… он был в их глазах всё- таки чем-то вроде шута горохового…». 2. Средства изображения Пристальный интерес писателя к человеку 60-х годов определил композицию «Отцов и детей». Центральное место в романе занимает образ Базарова. Из 28 глав он не появляется только в двух. Все персонажи группируются вокруг главного героя, раскрываются во взаимоотношениях с ним, более отчётливо оттеняют его облик …
Роман Ивана Сергеевича Тургенева Отцы и дети в аспекте современного изучения классики
… главной фигурой времени был русский мужик, задавленный нищетой, “грубейшими суевериями”, казалось кощунственным “толковать” об искусстве, “бессознательном творчестве”, когда “дело идет о хлебе насущном”. В романе Тургенева “Отцы и дети” столкнулись два сильных, ярких характера. По своим взглядам, убеждениям Павел Петрович предстал перед нами как представитель “сковывающей, леденящей силы …
Символика романа Тургенева «Отцы и дети»
… — это волшебное существо, поскольку ее кваканье — это разговор с Богом, своим Отцом. Базаров говорит: “Мы с тобой те же лягушки”. Таким образом, в этой фразе заключен основной мотив произведения — спор отцов и детей. У многих персонажей есть собственные символы, которые раскрывают их характер. У Базарова это осина. Базаров рассказывает, что он любил в детстве сидеть над ямой около осины. Это …
История любви Кирсанова Павла Петровича
Кирсанов Павел Петрович ‒ герой романа И. С. Тургенева «Отцы и дети». Он является братом помещика, Николая Петровича Кирсанова, и главным оппонентом друга его сына, Евгения Базарова.
Павел Петрович, на время повествования, уже долгое время живет в деревне у брата. Там он наслаждается жизнью, прозябает, хотя раньше его жизнь была совсем другой.
Павел Петрович окончил Пажеский корпус и поступил на службу в гвардию. С тех пор он стал повесой, светским человеком, известным в высшем обществе Петербурга. Ему прочили блестящую военную карьеру, он хорошо служил и быстро продвигался по карьерной лестнице.
Но однажды Павел Петрович влюбляется в княгиню Р. Она в то время была замужем. В свете ее знали как личность непредсказуемую, от которой не знали, чего ожидать. Она была весела, кокетлива в свете, а вечера проводила в слезах.
У Кирсанова и княгини начинается роман. Княгиня ведет себя эксцентрично, нелогично, то любя без ума, то тяготясь отношениями. Этим она пленила и привязала к себе юношу. Когда Р. стала остывать к Кирсанову, она сбежала от него за границу. Павел Петрович ради этой женщины оставляет карьеру и едет разыскивать ее.
За границей влюбленные снова соединяются. Но, спустя некоторое время, влюбленные расстаются ‒ Кирсанов попросту надоел княгине, она скрылась и стала избегать Павла Петровича.
Раздавленный, разбитый разлукой, Кирсанов уезжает в деревню к брату. Он оставил карьеру, свет, остался без семьи и любви, стал одиноким и больше не заводил других отношений.
Княгиня Р. в романе «Отцы и дети»: отношения, история любви с Павлом Кирсановым
Княгиня Р. является возлюбленной Павла Петровича Кирсанова. Подробное описание героини можно найти в главе VII романа «Отцы и дети».
Княгиня Р. в романе «Отцы и дети»: характеристика, образ, описание, отношения с Павлом Кирсановым и их история любви
В это время княгиня Р. состоит замужем, но не имеет детей. В обществе ее считают странной и эксцентричной особой:
«. На двадцать восьмом году от роду он уже был капитаном; блестящая карьера ожидала его. Вдруг все изменилось.
В то время в петербургском свете изредка появлялась женщина, которую не забыли до сих пор, княгиня Р. У ней был благовоспитанный и приличный, но глуповатый муж и не было детей. «
«. Она внезапно уезжала за границу, внезапно возвращалась в Россию, вообще вела странную жизнь.
Она слыла за легкомысленную кокетку, с увлечением предавалась всякого рода удовольствиям, танцевала до упаду, хохотала и шутила с молодыми людьми, которых принимала перед обедом в полумраке гостиной, а по ночам плакала и молилась, не находила нигде покою и часто до самого утра металась по комнате, тоскливо ломая руки, или сидела, вся бледная и холодная, над Псалтырем.
День наставал, и она снова превращалась в светскую даму, снова выезжала, смеялась, болтала и точно бросалась навстречу всему, что могло доставить ей малейшее развлечение. «
«. Она была удивительно сложена; ее коса золотого цвета и тяжелая, как золото, падала ниже колен, но красавицей ее никто бы не назвал; во всем ее лице только и было хорошего, что глаза, и даже не самые глаза – они были невелики и серы, – но взгляд их, быстрый и глубокий, беспечный до удали и задумчивый до уныния, – загадочный взгляд. Что-то необычайное светилось в нем, даже тогда, когда язык ее лепетал самые пустые речи. Одевалась она изысканно. «
«. Павел Петрович встретил ее на одном бале, протанцевал с ней мазурку, в течение которой она не сказала ни одного путного слова, и влюбился в нее страстно. Привыкший к победам, он и тут скоро достиг своей цели; но легкость торжества не охладила его. «
«. он еще мучительнее, еще крепче привязался к этой женщине, в которой, даже тогда, когда она отдавалась безвозвратно, все еще как будто оставалось что-то заветное и недоступное, куда никто не мог проникнуть. Что гнездилось в этой душе – бог весть! Казалось, она находилась во власти каких-то тайных, для нее самой неведомых сил; они играли ею, как хотели. «
«. ее небольшой ум не мог сладить с их прихотью. «
«. Ее образ, этот непонятный, почти бессмысленный, но обаятельный образ слишком глубоко внедрился в его душу. «
«. Все ее поведение представляло ряд несообразностей; единственные письма, которые могли бы возбудить справедливые подозрения ее мужа, она написала к человеку почти ей чужому, а любовь ее отзывалась печалью: она уже не смеялась и не шутила с тем, кого избирала, и слушала его и глядела на него с недоумением. «
«. Иногда, большею частью внезапно, это недоумение переходило в холодный ужас; лицо ее принимало выражение мертвенное и дикое; она запиралась у себя в спальне, и горничная ее могла слышать, припав ухом к замку, ее глухие рыдания. «
«. Не раз, возвращаясь к себе домой после нежного свидания, Кирсанов чувствовал на сердце ту разрывающую и горькую досаду, которая поднимается в сердце после окончательной неудачи. «Чего же хочу я еще?» – спрашивал он себя, а сердце все ныло. «
«. прибавила она с незначительною усмешкой, а глаза глядели все так же странно. «
«. Тяжело было Павлу Петровичу даже тогда, когда княгиня Р. его любила; но когда она охладела к нему, а это случилось довольно скоро, он чуть с ума не сошел. Он терзался и ревновал, не давал ей покою, таскался за ней повсюду; ей надоело его неотвязное преследование, и она уехала за границу. «
«. Он вышел в отставку, несмотря на просьбы приятелей, на увещания начальников, и отправился вслед за княгиней; года четыре провел он в чужих краях, то гоняясь за нею, то с намерением теряя ее из виду; он стыдился самого себя, он негодовал на свое малодушие… но ничто не помогало. «
«. В Бадене он как-то опять сошелся с нею по прежнему; казалось, никогда еще она так страстно его не любила… но через месяц все уже было кончено: огонь вспыхнул в последний раз и угас навсегда. Предчувствуя неизбежную разлуку, он хотел, по крайней мере, остаться ее другом, как будто дружба с такою женщиной была возможна.
Она тихонько выехала из Бадена и с тех пор постоянно избегала Кирсанова. «
«. Он вернулся в Россию, попытался зажить старою жизнью, но уже не мог попасть в прежнюю колею О женитьбе он, разумеется, и не думал. Десять лет прошло таким образом, бесцветно, бесплодно и быстро, страшно быстро. «
«. Однажды за обедом, в клубе, Павел Петрович узнал о смерти княгини Р. Она скончалась в Париже, в состоянии, близком к помешательству. Он встал из за стола и долго ходил по комнатам клуба, останавливаясь, как вкопанный, близ карточных игроков, но не вернулся домой раньше обыкновенного. Через несколько времени он получил пакет, адресованный на его имя: в нем находилось данное им княгине кольцо. Она провела по сфинксу крестообразную черту и велела ему сказать, что крест – вот разгадка. «
«. Павел Петрович потерял свои воспоминания; после смерти княгини он старался не думать о ней. «
«. Николай Петрович. сам про себя подивился живучести старых чувств в человеке. «
Павел Петрович Кирсанов чувствует себя несчастным в глубине души. Любовь к княгине Р. навсегда оставила свой след в его сердце и жизни.
Это была цитатная характеристика княгини Р. в романе «Отцы и дети» Тургенева: образ, описание героини, отношения с Павлом Петровичем Кирсановым и их история любви.