Что случилось с группой ялла
Что случилось с группой ялла
ВИА «Ялла»
Многолетнее творчество коллектива включало в себя традиционные этнические мелодии Востока и поэзию среднеазиатских культур, что в сочетании с современными музыкальными тенденциями превратило ансамбль «Ялла» в уникальный международный проект, прославившийся во всем мире.
История создания и состав
Группа «Ялла» зародилась на волне растущего интереса к зарубежной эстраде на исходе 1960-х годов. В то время вокально-инструментальные ансамбли были новым и модным явлением и создавались на заводах, в школах и других советских учреждениях, чтобы поддерживать культурный уровень населения и развлекать публику на танцевальных площадках. Лучшие коллективы выявлялись с помощью конкурсов и смотров художественной самодеятельности.
Солист Фаррух Закиров
В 1970 году для участия в одном из таких состязаний, проводимых в Ташкенте, Герман Рожков и Евгений Ширяев собрали коллектив молодых людей, немного играющих на музыкальных инструментах. Они уговорили руководителей фестиваля выпустить только что организованное ВИА на сцену без предварительного отбора. Члены жюри согласились при условии, что у ребят будет программа, отвечающая музыкальным и идейным требованиям того времени.
Басист Алишер Туляганов
ВИА ТТХИ в составе Сергея Аванесова, Баходыра Джураева, Шахбоза Низамутдинова, Дмитрия Цирина и Али-Аскара Фатхуллина увлеченно приступил к репетициям. Сроки поджимали, а у молодого ансамбля в репертуаре была всего 1 песня «Тебе – комсомол!». Но накануне конкурса внезапно появилась вторая композиция под названием «Черное-красное», навеянная текущей мировой обстановкой (арестом американской правозащитницы Анджелы Дэвис), которая помогла музыкантам выиграть главный приз фестиваля и пробиться на всесоюзный конкурс «Алло, мы ищем таланты!».
Барабанщик Джавлон Тохтаев
К этому времени в группу пришли Равшан и Фаррух Закировы, и коллектив под руководством Евгения Ширяева стал называться «Ялла». Постепенно состав, с которого началась история создания, менялся: ушел Сергей Аванесов, потом другие участники. Обновленный проект был представлен Фаррухом Закировым, Алишером Тулягановым, Аббосом Алиевым, Джавлоном Тохтаевым и Рустамом Ильясовым. Через некоторое время к талантливым мужчинам присоединились солистки Наргиз Байханова и Лариса Кандалова.
Гитарист Аббос Алиев
С годами «Ялла» начала терять участников: Ильясов, проработавший в ансамбле 15 лет, уехал в Соединенные Штаты и занялся собственным творчеством, в 1978 и 1983 годах коллектив покинули девушки, ВИА, начинавший как большой слаженный коллектив, превратился в квартет, сохранивший состав до настоящего времени.
Музыка
Начав путь с исполнения популярных советских песен, «Ялла» вскоре переключилась на собственное творчество, основанное на национальных узбекских мотивах. Первыми песнями, записанными фирмой «Мелодия», стали «Яллама ёрим» и «Киз бола». Музыканты использовали народные инструменты дойру и ребаб наряду с синтезатором и электрогитарами. Такое слияние современного звучания с древним восточным колоритом быстро сделало группу узнаваемой и любимой.
ВИА «Ялла» в 70-е годы (Бахадыр Джураев, Сергей Аванесов, Равшан Закиров, Дмитрий Цирин, Фаррух Закиров)
В середине 1970-х годов «Ялла» собирала толпы поклонников в мюзик-холле в родном Ташкенте и успешно гастролировала по СССР. В 1973 году группа играла на открытии 10-го Всемирного фестиваля молодежи и студентов в ГДР и записала пластинку на берлинской студии «Amiga». Песни, исполненные на немецком языке, понравились западной публике и заняли позиции в зарубежных хит-парадах.
В Советском Союзе «Ялла» выпускала композиции на фирме «Мелодия», а также на гибких дисках, прилагавшихся к журналу «Кругозор».
Песня «Учкудук» («Три колодца») ВИА «Ялла»В 1979 году Фаррух Закиров, ставший художественным руководителем ансамбля, попробовал себя в роли композитора. Этот эксперимент увенчался успехом – песня «Три колодца» («Учкудук»), написанная на стихи Юрия Энтина, стала хитом и визитной карточкой музыкантов. Благодаря этому шлягеру «Ялла» дошла до финала популярного телевизионного проекта «Песня года» и выиграла диплом всесоюзного конкурса эстрадных исполнителей.
Через 2 года «Три колодца» стала заглавной композицией одноименной пластинки, в которую вошли еще 7 песен на русском языке. «Ялла» часто появлялась на радио и телевидении в популярных программах. Гастрольные туры собирали тысячи поклонников. Выступления музыкантов сопровождались красочным театрализованным шоу, включавшим традиционные элементы культуры восточных народов.
ВИА «Ялла» исполняет песню «Последняя поэма»На фото, сделанных во время выступлений ВИА «Ялла», исполнители были одеты в национальные костюмы, а на сцене неизменно присутствовали узбекские ткани и ковры. В 1983 году ансамбль выпустил второй полноценный альбом под названием «Лицо возлюбленной моей». Среди прочих композиций «Ялла» исполнила балладу композитора Алексея Рыбникова на стихи Рабиндраната Тагора «Последняя поэма» в оригинальной аранжировке, где ведущие партии принадлежали флейте, электрооргану и дойре.
Отличительной особенностью пластинки стало сочетание фольклорных мотивов с мелодиями в стиле джаз-рок. Медленные песни альбома были наполнены звуками минимуга и акустической гитары, а танцевальные треки сопровождались аккомпанементом гиджака. Слияние древних национальных традиций и современности создавало ощущение космоса и притягивало слушателей, сделав пластинку популярной на долгие годы.
Песня «Чайхона» ВИА «Ялла»«Музыкальная чайхана» стала третьим виниловым гигантом ансамбля, погрузившим публику в атмосферу восточного праздника. Задорная песня «Канатоходцы», благодаря запоминающемуся рефрену, быстро стала танцевальным хитом, а лирическую балладу «Чайхона» на концертах группы пел весь зал.
В начале 1990-х годов популярность «Яллы» вышла за пределы Советского Союза. Музыка «узбекских соловьев» огласила просторы Вьетнама, Турции, Швейцарии, Шри-Ланки и других стран мира. Закиров с друзьями пели во дворцах и на открытом воздухе, в концертных залах и небольших ресторанчиках.
Песня «Чинури» ВИА «Ялла»В 1991 году «Ялла» записала еще один диск на фирме «Мелодия». Альбом под странным названием «Фалакнинг Феъл-Афъоли» состоял из русских и узбекских композиций и был малоизвестен на родине и за границей. Пластинка стала последней работой группы, вышедшей на виниле, и осталась в архивах студии звукозаписи.
ВИА «Ялла» и Наргиз Закирова исполняют песню «Помни меня»Начиная с 1995 года музыканты перешли на цифровой формат и выпустили несколько компакт-дисков при участии зарубежных лейблов, а также занялись созданием видеоклипов. Особенно красочными получились ролики на композиции «Учкудук», «Чинури» и «Помни меня», исполненную дуэтом с певицей Наргиз Закировой.
В 2000-х годах солиста коллектива Фарруха Закирова назначили на должность замминистра культуры Узбекистана, но он не оставил ансамбль и совмещал административную работу с музыкальной карьерой. В это время «Ялла» много гастролировала, участвовала в благотворительных мероприятиях и провела грандиозный юбилейный концерт «Путеводная звезда», посвященный 30-летию группы. 35-й день рождения ансамбль отметил серией выступлений, прошедших в лучших концертных залах страны.
«Ялла» сейчас
В настоящее время ВИА «Ялла» существует как музыкальный коллектив, но ее появления на публичных концертах стали довольно редкими. Закиров, связавший свою биографию с Министерством культуры Узбекистана, и сейчас остается солистом и творческим лидером ансамбля.
ВИА «Ялла» в 2018 году
Став легендами советской музыки, участники группы выступили на ретро-шоу, собравшем популярных русских и зарубежных исполнителей в Москве в июле 2018 года. Они исполнили хиты разных лет, среди которых были «Учкудук», «Голубые купола Самарканда», «Песенка Насредина» и другие.
В 2019 году группа планирует продолжить серию концертов с участием звезд 80-х, а также выступить на других мероприятиях, не исключая корпоративов, свадеб и прочих торжеств.
Учкудук – уран, песня и авиакатастрофа
В 1981 году у ВИА “Ялла” из Узбекистана вышел первый альбом “Три колодца”, изданный в виде винилового диска-гиганта. Его заглавная песня на слова Юрия Энтина стала для коллектива главным хитом. Упоминавшийся в ней город Учкудук из Бухарской области Узбекистана стал известен всему Союзу. Такое в советской стране уже случалось, к примеру, с поселком Манжерок, о котором в 1966 году спела Эдита Пьеха. Однако всего через 4 года Учкудук прославился совсем по иному поводу – неподалеку от него произошла крупнейшая по количеству погибших авиакатастрофа за всю историю СССР.
Уран и золото
В 1950-е годы Советский Союз испытывал острую потребность в уране. СССР уже производил ядерные взрывы и всеми силами развивал не только военную, но и мирную атомную программу. На тот момент залежи урана искали в горных районах, для чего использовались самолеты со специальной геофизической аппаратурой. Один из них барражировал над пустыней Кызылкум и зарегистрировал очень мощный всплеск излучения.
В течение месяца на месте появились геологи, начавшие детально изучать месторождение. Им потребовалось выкопать три колодца. Воду из одного брали для питья, из второго – для технических нужд, а в третьем купались, спасаясь от жары и приводя себя в порядок. На узбекском языке “три колодца” звучит как “уч-кудук”. До середины 1960-х годов здесь находилась стационарная геологическая партия, затем вырос поселок городского типа, в 1978 году ставший городом.
До 1979 года Учкудук по понятным причинам имел закрытый статус и на картах страны не отображался. Уран здесь добывали и открытым способом, и из шахт. Город развивался, его население прирастало лучшими горняками и инженерами со всего СССР.
В 1995 году в Учкудуке заработало золотодобывающее производство. Сегодня добычей управляет Навоийский горно-металлургический комбинат, и он входит в топ-10 мировых производителей как урана, так и золота.
Авиакатастрофа в пустыне
Рядом с Карши на юге Узбекистана в 1954 году появился военный аэродром, на котором размещалась авиация ПВО. В городе на начало 1980-х годов жило более 100 000 человек, поэтому здесь действовало регулярное авиасообщение с “большой землей”.
10 июля 1985 года из Карши в Ленинград вылетел принадлежавший “Аэрофлоту” Ту-154Б-2. Авиалайнер должен был произвести промежуточную посадку в Уфе, но после набора необходимой высоты он неожиданно потерял скорость и рухнул на пустыню в 68 км от Учкудука. С момента взлета прошло 46 минут. Погибли все находившиеся на борту – 9 членов экипажа и 191 пассажир, среди которых 52 ребенка.
Падение
По официальной версии Ту-154Б-2 свалился в плоский штопор из-за ряда ошибок, допущенных экипажем. Полетные условия в Средней Азии специфические – в теплое время года здесь очень жарко даже по ночам. Взлетал самолет в 23:00, и температура наружного воздуха составляла +33℃. В жару набор высоты происходит значительно дольше. Автоматика, контролирующая угол атаки, один раз сработала при достижении его критического значения и затем по неустановленным причинам была обесточена. На необходимой высоте воздух оказался горячее на 16,5℃.
Самолет шел на автопилоте и углы атаки достигли предельных значений. Ту-154Б-2 начало трясти из-за приближающегося срыва потока, но на борту посчитали, что виной всему помпаж, то есть сбои в работе двигателей, сопровождающиеся хлопками. Для его устранения дважды производился перевод на малый газ. В то время как самолету нужно было набирать скорость, он терял ее, в том числе, и из-за превышения допустимых углов атаки. В итоге воздушное судно стало неуправляемым и оказалось в плоском штопоре, вывести из которого тяжелый авиалайнер не представлялось возможным.
Ту-154Б-2 падал чуть более 2,5 минут и при ударе о землю в горизонтальной плоскости почти не двигался. Дальнейшее расследование выявило не только ошибки экипажа, но и увеличение полетной массы. Это было сделано без учета температуры наружного воздуха, которая в июле над Кызылкумом значительно выше стандартной.
Что говорили люди
Любую трагедию сопровождает масса слухов и домыслов. В случае с падением Ту-154Б-2 под Учкудуком много говорили о том, что пилоты перед полетом не могли нормально отдохнуть. По материалам следствия, они прилетели в Карши в качестве пассажиров вечером из Ташкента и менее чем через 5 часов отправились в рейс. Однако черный ящик самолета оказался разрушен, поэтому доподлинно установить то, насколько усталость летчиков повлияла на обстоятельства катастрофы, не представляется возможным.
По предположениям, высказанным Василием Ершовым, одним из ветеранов советской гражданской авиации, экипаж на время набора высоты включил автопилот и в полном составе уснул из-за жары и накопившейся усталости. Самолет постепенно шел к заданному эшелону, и по мере подъема его скорость падала, что усугублялось повышенной плотностью перегретого воздуха. Нос для восстановления скорости надо было опустить, но сделать это оказалось некому. Когда сработала сигнализация и пилоты проснулись, быстро разобраться с происходящим не удалось. Начались хаотичные действия, самолет ушел в штопор. От начала аварийной ситуации до потери управления лайнером прошло всего 77 секунд. Если бы взлет происходил под непрерывным контролем, то вернуть начавший сваливаться самолет на правильный курс труда бы не составило.
В воздушном пространстве современной России и Узбекистана авиакатастроф крупнее этой не происходило. В мировом списке трагедий в воздухе по числу погибших падение Ту-154Б-2 под Учкудуком по прошествии 30 с лишним лет находится на 34 месте.
Ялла: Биография группы
Вокально-инструментальный коллектив «Ялла» сформировался в Советском Союзе. Пик популярности группы пришёлся на 70-80-е годы. Изначально, ВИА был сформирован, как коллектив художественной самодеятельности, но постепенно обрела статус ансамбля. У истоков группы стоит талантливый Фаррух Закиров. Именно он написал популярную, и пожалуй, самую известную композицию репертуара коллектива «Учкудук».
Ялла: Биография группы
Творчество вокально-инструментального коллектива, представляет собой «сочное» ассорти, в основу которого входит лучшее творческое наследие этнических и среднеазиатских культур. Но, главное, что народное творчество музыкантам удалось приправить внедрением современных музыкальных тенденций. В то время солисты «Яллы» были кумирами миллионов советских меломанов.
История создания и состав группы Ялла
Советский коллектив сформировался на фоне повышенного интереса публики к зарубежной эстраде. В 60-е года было модно создавать ВИА. Но, интересно, что площадками для создания ансамблей часто служили заводы, школы и университеты. Подобные коллективы создавались исключительно для того, чтобы повысить уровень культуры советского населения. Лучшие группы определялись с помощью конкурсов и смотров художественной самодеятельности.
В одном из музыкальных конкурсов, который в 70-е годы проводился в Ташкенте, решили принять участие Герман Рожков и Евгений Ширяев. Дуэт объявил набор музыкантов в новый коллектив. Вскоре группу пополнил ряд талантливых музыкантов.
ВИА получило название ТТХИ. В состав новоиспечённой группы вошли:
На представленном музыкальном конкурсе группа исполнила композицию «Черное-красное». Самое интересно, что на тот период время у музыкантов было всего 2 песни в репертуаре. Выбор был не велик, но, несмотря на это, им удалось уехать с победой в руках. Кроме того, ребятам выпал уникальный шанс. Они отправились на престижный конкурс «Алло, мы ищем таланты!».
Ялла: Биография группы
В этот период времени коллектив пополнился новыми участниками. Так, в состав влились Равшан и Фаррух Закировы. Тогда же ВИА под руководством талантливого Евгения Ширяева получил название «Ялла». С этого момента состав будет меняться ещё чаще. Одни будут приходить, другие уходить, но главное, что вне зависимости от того, кто находился в составе «Яллы» группа развивалась и достигала немалых высот.
«Ялла» свой творческий путь начал, как большой коллектив. На сегодняшний день в состав группы входит всего 4 участника. Несмотря на это ВИА продолжает активную творческую деятельность.
Творческий путь и музыка группы Ялла
Свой творческий путь музыканты начали с перепевов популярных треков советских исполнителей. Вскоре в их репертуаре появились авторские композиции, в основу которых легли национальные узбекские мотивы.
Первыми треками, которые были записаны на звукозаписывающей студии «Мелодия» стали «Яллама ёрим» и «Киз бола». В звучании представленных композиций преобладало использование дойры и ребаба наряду с современными музыкальными инструментами. Именно такое ассорти привлекло неподдельный интерес советской публики к творчеству «Яллы».
В середине 70-х годов музыканты активно гастролировали по всему Советскому Союзу. Через несколько лет на берлинской звукозаписывающей студии музыканты записали «сочный» лонгплей, который получил название Amiga. Примечательно, что треки, вошедшие в сборник, были записаны на немецком языке. Это позволило «Ялле» завоевать ещё и зарубежную публику. Некоторые композиции представленного альбома заняли первые места в зарубежных чартах. В СССР музыканты выпустили пластинку на фирме «Мелодия».
На закате 70-х годов Фаррух Закиров, который в то время уже был руководителем вокально-инструментального ансамбля, решил попробовать свои силы в качестве композитора. Тогда он ещё не понимал, какой успех ожидает его коллектив. В скором времени музыканты исполнили авторскую композицию Фарруха «Три колодца» («Учкудук»), которая не только стала хитом, но и визитной карточкой «Яллы». Этот шлягер поспособствовал тому, что ребята стали лауреатами конкурса «Песня года».
Спустя несколько лет «Три колодца» стала заглавным треком одноименной пластинки. Новый сборник, кроме уже известного хита, включил в себя семь ранее неопубликованных композиций. Группа часто появлялась на шоу и различных телевизионных программах. Ребята гастролировали по необъятному Советскому Союзу. Отметим, что их выступления сопровождались ещё и красочным театрализованным шоу.
Ялла: Биография группы
Новый альбом и дальнейшая деятельность
В начале 80-х годов состоялся выпуск второго по счёту студийного альбома группы. Он получил название «Лицо возлюбленной моей». В состав сборника вошла популярная лирическая композиция «Последняя поэма». Второй студийник был не лишён «изюминок». Например, музыканты потрудились над сочетанием фольклорных мотивов с мелодиями в стиле джаз-рок.
На волне популярности музыканты выпустили третий по счёту альбом. Пластинка получила название «Музыкальная чайхана». Жемчужиной пластинки стал танцевальный трек «Канатоходцы». Начиная с этого времени, ни один концерт не проходит без исполнения представленной композиции.
В 90-х годах популярность «Яллы» вышла далеко за пределы Советского Союза. Музыканты посещают множество стран мира. Они выступают не только на специально оборудованной сцене, но на открытых площадках.
Подлинная история создания «Яллы» История Ташкентцы
22 декабря прошедшего года в середине дня мне позвонил хороший знакомый, бывший заместитель председателя Ташгорисполкома Леонид Костин и сказал, что только что по московскому телеканалу «Ретро» показали запись давнего концерта эстрадной музыки, в конце которого в перечне авторов было указано: «на слова Ало Ходжаева».
Леонид Андреевич, к сожалению, увидел только концовку концерта и не смог назвать мне наименование песни и её исполнителей. Я высказал уверенность, что это «Ялла», в репертуаре которой самой первой песней была «Чёрное — Красное» («Анджела Дэвис»), либо что-нибудь из других наших совместных номеров: «Чили будет свободной!», «Хиросима», «Музыка детства», («Ленинградская девочка Таня»), «Маскарабоз», «Узбекский плов». С меньшей вероятностью я допускаю, что могли быть и другие песни, отснятые телевидением, на мои слова, которые в разное время исполнялись Николаем Гнатюком, Надеждой Чепрагой, Мансуром Ташматовым, Исмаилом Джалиловым, Гуломжон Якубовым, Юлдуз Усмановой, группой «Садо» в составе Азизы, Кумуш Раззаковой и Милой Романиди. Но если в фонотеке московского телевидения до сих пор сохранилась запись примерно 40- летней давности, то это, скорее всего, было связано с легендарной «Яллой».
В течение двух десятилетий многие мои друзья и знакомые уговаривают меня публично рассказать подлинную историю возникновения этой популярной группы, тем более, что в Интернете преподносится искажённая, или, как минимум, неполная версия необычного зарождения «Яллы». Постараюсь сделать это сейчас, пока ещё живы некоторые участники и свидетели этого события.
Начну с напоминания о том, что в период «оттепели» и последующих лет в тогдашней стране пробудился огромный интерес к зарубежному искусству, к его молодёжным массовым формам, прежде всего, — вокально-инструментальным ансамблям (ВИА). Таковые музыкальные группы создавались практически повсеместно — на промышленных, строительных, транспортных и сельскохозяйственных предприятиях, в учреждениях, в вузах, техникумах, училищах, в старших классах многих школ.
Стараниями руководства, а также профкомов и комитетов комсомола они обеспечивались минимумом музыкальных инструментов — гитарами и ударной установкой, выявляли всех желающих и более-менее способных ребят и с ними проводили танцевальные вечера, дабы заполнить досуг своих коллективов. Как правило, репертуары этих непрофессиональных групп были заимствованные, подражательские, невысокого уровня и вкуса.
Чтобы как-то упорядочить эту самодеятельность, в 1970 году в канун 100-летнего юбилея В.И.Ленина отдел пропаганды и агитации Ташкентского обкома комсомола решил провести 1-й областной (включая город Ташкент) фестиваль эстрадной политической песни. Предварительно во всех городах — Алмалыке, Ангрене, Ахангаране, Бекабаде, Чирчике, Янгиабаде и Янгиюле, в 10 районах Ташкента, а также в 14 сельских районах области — были проведены зональные конкурсы, победители которых получили право выступить на финальном конкурсе в ледовом Дворце столицы. Билеты на заключительный этап, который проходил в течение 3-х дней, были платными, но их охотно, в организованном порядке, раскупили во всех регионах области.
Организационным комитетом, куда помимо меня вошли зав. отделом обкома Григорий Айрапетянц и его заместитель Шавкат Миралимов, решались вопросы по печатанию афиш, обеспечению доставки всех участников и зрителей на конкурс, правопорядка вокруг и внутри Дворца, множество других организационных и технических проблем. Где-то за 5 дней до финала ко мне в кабинет пришёл давний приятель Герман Рожков, с которым мы за два года до этого проводили 1-й ташкентский фестиваль джаза. Он уведомил меня, что недавно был назначен директором учебного тетра Ташкентского театрально-художественного института, что первым делом он «выбил» у дирекции инструменты и пытается создать свой ВИА.
Уже подобрано несколько студентов, владеющих начальными навыками игры на инструментах и один вокалист. А пока ребята осваивают сцену и инструменты, показывают приглашённому музыкальному руководителю Евгению Ширяеву — кто что умеет. Ни о каком репертуаре говорить ещё не приходится. Мы посетовали, что коллектив ещё совсем «зелёный», но я, чтобы спровоцировать их на ускоренную работу, несколько необдуманно заявил: «Сможете за 3 дней приготовить два номера, идеологически зрелых, с чётко выраженной гражданской позицией, тогда я вне предварительных этапов допущу вас до участия в финале».
«Ялла». Слева направо: Бахадыр Джураев, Сергей Аванесов, Равшан Закиров, Дмитрий Цирин, Фарух Закиров, Шахбоз Низамутдинов
По сути — волюнтаризм чистой воды!
С загоревшими вдруг глазами, Гера спешно покинул мой кабинет. Ближе к вечеру, он позвонил мне и попросил приехать в ТТХИ. Там я застал недавно приехавшего из Ленинграда молодого композитора Евгения Александровича (как потом выяснилось — Абрамовича) Ширяева и молодых исполнителей. Они ещё в очень сыром виде продемонстрировали песню «Тебе — комсомол!» (авторы Рожков и Ширяев). Тематически этот номер вполне подходил для мероприятия, проводимого комсомольским органом. Но больше у них ничего самостоятельного не было. Долгий разговор с ребятами никак не завершался. Тогда я позвонил домой и попросил супругу Саодат приготовить плов. Вместе с Рожковым и Ширяевым, а также примкнувшим к нам Виктором Медведевым (он был выпускником театрального института и работал в горкоме комсомола) мы поехали к нам домой, где, поужинав, вместе стали смотреть вечернюю новостную программу Центрального телевидения.
Когда показали сюжет о заключении в тюрьму известной американской правозащитницы Анджелы Дэвис, я сказал: «Вот Вам тема, которая сразу же могла бы выделить Вас среди сотен других коллективов», на что Виктор подстрекательски заявил: «Ало Максумович, а Вы напишите, мы же знаем, что Вы балуетесь иногда стихотворством». Все засмеялись, а я ничего не ответил. Гости разошлись, а домашние вскоре улеглись спать. Но заснуть я не смог, вскоре потихоньку встал и вышел в гостиную. Практически моментально у меня полились строки:
Рано утором, не заходя на работу, я, узнав примерный адрес Жени Ширяева, поехал к нему. Пришлось будить, но когда он услышал эти мажорные строчки, то вмиг «протрезвел» и попросил оставить стихи. Я уехал на работу. Опять ближе к вечеру мне позвонил Гера со словами: «Приезжай быстрее, ребята уже увлечённо распевают новую песню».
Три дня проходил конкурс, у сцены я распорядился поставить урны для выявления зрительских симпатий. Каюсь, но при подведении итогов, мне вновь пришлось использовать «административный ресурс». Дело в том, что члены жюри — а мы привлекли туда титулованных композиторов Шарифа Рамазанова, Хайри Изамова, Энмарка Салихова, певца, Народного артиста Узбекистана Батыра Закирова, доцента Консерватории Минавар Таджиеву, работника городского управления культуры Иосифа Ладина, музыкального сотрудника Гостелерадио республики Любовь Юхнову и заместителя заведующего отдела пропаганды обкома комсомола Шавката Миралимова – в основном оказались заангажированы разными ВИА, имеющими уже большую известность и популярность среди молодёжи.
Между ними разгорелись многочасовые жаркие дебаты, очень трудно было найти консенсус, но никто так и не назвал юный коллектив ТТХИ. Я вынужден был обратить внимание членов жюри на то, что именно у «театралов» оказались песни, отвечающие требованиям самого духа конкурса. Как это ни парадоксально, но решительнее всех мне возражал Батыр Закиров. Мог ли он тогда подумать, что спустя несколько месяцев в составе этого ансамбля будут его родные братья Фаррух и Равшан, а в конце его, к сожалению, очень короткой жизни именно с этим коллективом он будет выступать на сцене.
Поддерживая Закирова, Хайри Изамов бросил неосторожную фразу: «Давайте нам официальные заказы, и мы тоже будем писать политические песни». На что я ответил, что писать надо по зову сердца, а не по заказам. Эта моя несколько пафосная фраза разошлась затем по творческим кругам.
Вернёмся к конкурсу. Пользуясь моим положением, я объявил, что наибольшее число зрительских голосов было отдано ВИА ТТХИ. Грешен, это было неправдой — в отличие от других, у него ещё не было своего болельщика. «Своя рука — владыка!» — и я вынес решение – помимо премий,, определённых жюри, специальный приз вручить вокально-инструментальному ансамблю театрального института и объявить его главным победителем. Стыдно ли мне сейчас за это решение? Нет, потому что я искренне считал, что нам, советской молодёжи, не хватает именно таких коллективов, и второе — каким то необъяснимым чутьём угадывалось замечательное будущее этого очень своеобразного творческого коллектива.
Казалось, что Всевышний или руководил, или явственно помогал нам — вскоре Центральное телевидение объявило Всесоюзный конкурс «Алло, мы ищем таланты!». У нас такой смотр не был проведён, но Зампред Гостелерадио Убай Бурханов попросил моего согласия на то, чтобы объявить «Яллу» (к этому времени ансамбль получил название) победителем так и несостоявшегося республиканского конкурса. Я, разумеется, с удовольствием согласился. Тогда уже за счёт телевидения «Яллу» направили на зональный конкурс в Свердловск, где он стал одним из победителей.
Условия конкурса позволяли выбирать любую песню, и чтобы завоевать российского зрителя, остановились на песне Марка Фрадкина «На тот большак». Я не стал навязывать свою «Анджелу», чтобы меня не заподозрили в личностных интересах. Но когда в 1972 году в Москве проходил Турнир Политической песни, то на него пригласили именно «Яллу» с песней «Чёрное-красное», После её исполнения, мне выпала честь вручить прямо на сцене клавир и текст песни родной сестре Анджелы — Фаине, которая специально прибыла на этот фестиваль.
Наутро в самой популярной советской газете «Комсомольская правда» на первой полосе вышла статья со снимком «Песня для Анджелы». Кстати, много позже, когда я работал директором «Узбекфильма» к нам на студию приезжала сама Анджела с сестрой и её мужем. На этот раз я вручил самой А.Дэвис партитуру песни и оттиск статьи в «Комсомолке».
Директор «Узбекконцерта» Амо Рубенович Назаров, а затем и министр культуры Зухра Рахимбабаева прямо мне сказали, что не надо проявлять излишнюю творческую активность, поскольку это не по душе руководству. Сомневаюсь, что речь шла о Шарафе Рашидовиче.
Но меня греет мысль, что я ещё раз сыграл важную роль в судьбе «Яллы». Дело было в 1976 году в Тбилиси, где проходила Всесоюзная научно-практическая конференция по интернациональному воспитанию трудящихся. В кругу нескольких участников я обратился к секретарю ЦК КПУз. А.У.Салимову с предложением поднять статус худрука «Яллы» Евгения Ширяева до уровня художественного руководителя всего объединения «Узбекконцерт», а на его место выдвинуть солиста Фарруха Закирова.
Тому было две причины:
во-первых, узбекский ансамбль «Ялла» получил уже всесоюзное признание и гастролировал даже за рубежом. А возглавляли его Герман Рожков и Евгений Ширяев.
Во-вторых, и это главное(!) — Евгений Александрович, хотя и был прекрасным композитором и высококвалифицированным музыкантом, но не успел ещё сполна проникнуться узбекским мелосом и национальной культурой, а Фаррух Каримович представлял известную артистическую семью и, казалось, был пропитан народными мелодиями. А органичное сочетание современной западной и восточной культуры стало впоследствии определяющим в творческом лице нашего уникального коллектива.
Акил Умурзакович внимательно посмотрел на меня, но ничего не ответил. Зато вскоре в «Узбекконцерте» произошли кадровые изменения, которые имели решающие последствия. Может быть, было бы уместно напомнить о том, как «в штыки» восприняли новый коллектив некоторые наши деятели «от культуры». Достаточно сказать, что в сатирическом журнале «Муштум» (кулак) появились карикатуры на длинноволосых «яллашников».
Или же выступление в ЦК партии бывшего заместителя министра просвещения Икбол Тохтаходжаевой, которая требовала не допускать до ТВ солистов, «разлагающих» нашу молодёжь.
Пришлось давать им отпор, равно как и ведущему обозревателю газеты «Советская культура» В.Беляеву, который в разгар «узбекского дела» обвинил «Яллу» в скрытой антисоветчине, так как своим названием ансамбль, якобы, прославлял Аллаха. Такая вот бредовая мысль — традиционному народному плясовому с вокалом жанру была приписана религиозная основа. Я по собственной инициативе вынужден был давать разъяснения помощнику всесильного тогда Е.К.Лигачёва.
Нет необходимости в данной статье, отнюдь не претендующей на полноту изложения, рассказывать о дальнейшем блистательном пути нашей всенародно любимой «Яллы». Ограничусь лишь тем, что я был свидетелем триумфа этого коллектива не только в Москве, но и в Германии, и в Сиэтле (США). Всюду успех их был оглушительным, сотни и тысячи слушателей и зрителей, прежде всего — женского пола, влюблялись и в мелодии, и в самих наших красивых, обаятельных, харизматичных и талантливых артистов ансамбля.
История «Яллы» очень необычна. Нет в мире другого коллектива, который бы за несколько дней своего безрепертуарного существования уже становился бы победителем крупного конкурса, а затем – лауреатом множества других фестивалей и смотров. Для его первых шагов в большом искусстве понадобились и организаторские таланты его руководителей и опекунов, и воля и возможности такой организации, как комсомол. Ни Министерство культуры, ни профсоюзные органы, а именно комсомол породил «Яллу» и этого забывать не следует.
Кое-кто сознательно (непонятно — в угоду кому?) пытается вульгарно опошлить историю «Яллы» — будто она возникла благодаря двум студентам, которые нашли на свалке изодранную гитару, настроили её и стали петь. Пусть это будет на их совести, но они и сейчас ещё кормятся за счёт ВИА, которому судьбой было даровано затмить тысячи других эстрадных самодеятельных коллективов и стать Незаменимым.
К счастью, живы ещё многие участники и свидетели тех событий и было бы правильным и справедливым восстановить истинную историю «Яллы».