Что случилось с экипажем челленджера

Страшные подробности катастрофы «Челленджера» (воспоминания и фото)

Что случилось с экипажем челленджера. Смотреть фото Что случилось с экипажем челленджера. Смотреть картинку Что случилось с экипажем челленджера. Картинка про Что случилось с экипажем челленджера. Фото Что случилось с экипажем челленджера

О том, как 28 января 1986 года погибли семь астронавтов и космический корабль Challenger, написаны километры текста. Каждая из 73-х секунд полета шаттла миссии STS-51L разобрана до мельчайших деталей. Комиссия под руководством госсекретаря США Роджерса установила причины катастрофы и вина тогдашнего руководства NASA неоспорима.

Но для NASA задержка запуска «Челленджера» более, чем на пять суток была неприемлема. В ночь на 28 января под давлением представителей Центра Маршалла, возглавлявшего работы по ускорителям, руководство Morton Thiokol дало гарантии, что повреждения уплотнений не будут существенно больше, чем во время запуска «Дискавери» миссии 51-C. Это было роковым решением, которое стоило жизни семи астронавтов, уничтожению космического корабля, запуск которого обходился в 1,3 млрд долларов, и остановке программы Space Shuttle на три года.

Комиссия Роджерса пришла к выводу, что определяющими факторами, приведшими к катастрофе, послужили «недостатки корпоративной культуры и процедуры принятия решений NASA». По сути, выводы комиссии были прямым обвинением в адрес NASA — руководство полетами виновато в гибели людей и космического корабля.

Что случилось с экипажем челленджера. Смотреть фото Что случилось с экипажем челленджера. Смотреть картинку Что случилось с экипажем челленджера. Картинка про Что случилось с экипажем челленджера. Фото Что случилось с экипажем челленджера

Что случилось с экипажем челленджера. Смотреть фото Что случилось с экипажем челленджера. Смотреть картинку Что случилось с экипажем челленджера. Картинка про Что случилось с экипажем челленджера. Фото Что случилось с экипажем челленджера
На рисунке показано, где началась проблема с повреждением уплотнительного кольца правого твердотопливного ускорителя при старте. Повреждение кольца стало причиной прогорания отверстия в боку ускорителя.

Многие думают, что жизнь астронавтов на борту «Челленджера» закончилась во время взрыва внешнего топливного бака. Но это не так.

Автор замечательной книги «Астронавты» Леон Розенблюм любезно разрешил опубликовать свой материал на основе мемуаров астронавта Майка Маллейна о последних минутах экипажа «Челленджера»:

Что случилось с экипажем челленджера. Смотреть фото Что случилось с экипажем челленджера. Смотреть картинку Что случилось с экипажем челленджера. Картинка про Что случилось с экипажем челленджера. Фото Что случилось с экипажем челленджера

«Запуск несколько раз откладывался, и 28 января 1986 года космический «челнок» наконец стартовал. Но буквально с первых секунд полета появились грозные предвестники надвигающейся катастрофы. Замерзшие уплотнения работали неудовлетворительно, и в первые секунды полета из стыка хвостовой и второй секций правого твердотопливного ускорителя космической системы пошли клубы серого дыма. На 59-й секунде, в момент максимального скоростного напора, из стыка начало бить пламя. На 65-й секунде полета огонь прожег водородный бак, и началась утечка топлива. На высоте 14 километров на 73-й секунде полета оторвалась нижняя стойка крепления правого ускорителя и, повернувшись относительно верхней стойки, многотонная ракета отбила правое крыло «Челленджера» и пробила кислородный бак. Одновременно оторвалось нижнее днище водородного бака, что привело к взрыву огромной силы.

Крылатый космический корабль разрушился, все семеро его астронавтов погибли. В этом экипаже, как в капле воды, отразилась вся Америка: пятеро мужчин и две женщины, военные и гражданские, кадровые астронавты НАСА и непрофессионалы, белые американцы и чернокожий, американец японского происхождения и еврейка.

Что случилось с экипажем челленджера. Смотреть фото Что случилось с экипажем челленджера. Смотреть картинку Что случилось с экипажем челленджера. Картинка про Что случилось с экипажем челленджера. Фото Что случилось с экипажем челленджера
Криста Маколифф во время тренировки в условиях невесомости

Членом экипажа «Челленджера», его бортинженером, была 36-летняя Джудит Резник. В 1984 году она стала второй американкой (и четвертой в мире женщиной), поднявшейся в космос. В свой второй космический экипаж Джудит была назначена за год до старта, 29 января 1985 года. Это был тот самый экипаж для полета на «Челленджере», куда включили учительницу Кристу Маколифф — первого «простого гражданина США».

Астронавт Майкл Маллейн, который был самым близким другом Резник, позже опубликовал книгу своих мемуаров под названием, которое переводится как «Верхом на ракетах: возмутительные рассказы астронавта шаттла». Немало страниц в ней посвящено последнему полету «Челленджера»:

«Через шесть недель после катастрофы «Челленджера» НАСА объявило, что на дне океана на глубине 85 футов [около 26 м] найдены обломки кабины экипажа, и в них находятся останки астронавтов. Я полагал, что обломки никогда не будут найдены, поскольку кокпит и экипаж при ударе о воду разнесло в пыль. Если бы такое произошло со мной, я бы желал, чтобы всё произошло именно так. Пусть Атлантика стала бы моей могилой. Но, поскольку обломки были обнаружены, у НАСА не было иного варианта, кроме как поднять их на поверхность. В противном случае их в конце-концов зацепили бы рыбаки сетью, или на них наткнулись бы дайверы-любители.

Что случилось с экипажем челленджера. Смотреть фото Что случилось с экипажем челленджера. Смотреть картинку Что случилось с экипажем челленджера. Картинка про Что случилось с экипажем челленджера. Фото Что случилось с экипажем челленджера

Побывав в своей жизни не раз на месте аварии самолета, я подозревал, что останки в ужасном состоянии. Кабину оторвало от остальной части «Челленджера», и после падения с высоты 60,000 футов [примерно 18.3 км] со скоростью около 250 миль/час в воды Атлантики — это было все равно, что упасть на твердую землю. Я не мог себе представить, что патологоанатомы смогут что-то узнать из останков…

После того, как останки были подняты, мой бывший коллега по экипажу Майкл Коутс и некоторые другие астронавты исследовали обломки. Майкл вернулся в Хьюстон и рассказал, что «кокпит выглядит так, будто алюминиевую фольгу смяли в комок». Факт, что мало что удалось опознать в кокпите, мало меня удивил.

«Я видел несколько прядей волос Джуди в обломках… и нашел ее ожерелье», — добавил Коутс. Он ничего не сказал, но я знал, что это ожерелье Джуди Резник носила всегда. Это была золотая цепочка с кулоном, на котором был изображен жест из языка глухонемых, — сочетание мизинца, указательного и большого пальцев — означающий: «Я тебя люблю». У нее был родственник с нарушением слуха, и ожерелье символизировало ее сочувствие к людям, страдающим этим недугом. Образ, созданный словами Майкла, долго не покидал меня. Словно вспыхнувший кинокадр: измельченные обломки кабины, волосы Джуди, ее ожерелье…

Что случилось с экипажем челленджера. Смотреть фото Что случилось с экипажем челленджера. Смотреть картинку Что случилось с экипажем челленджера. Картинка про Что случилось с экипажем челленджера. Фото Что случилось с экипажем челленджера

Майкл тяжело переживал гибель экипажа «Челленджера» и особенно — Джудит Резник.

«Я пытался убежать от своих мыслей… — пишет он в своей книге. — Я не мог избавиться от внутреннего экрана, на который мой мозг, будто кинопроектор, проецировал последние минуты «Челленджера».

Что случилось с экипажем челленджера. Смотреть фото Что случилось с экипажем челленджера. Смотреть картинку Что случилось с экипажем челленджера. Картинка про Что случилось с экипажем челленджера. Фото Что случилось с экипажем челленджера

Вопреки распространенному мнению, экипаж «Челленджера» не погиб в момент взрыва. С леденящим душу профессионализмом и с болью в сердце реконструирует Маллейн последние минуты жизни своих отважных коллег. Вот из Центра управления полетом звучит команда экипажу корабля, оказавшаяся последней:

«”Челленджер”, включите подъем тяги». «Принято, Хьюстон, подъем тяги», — отвечает командир Дик Скоби.

Пилот Майкл Смит наблюдает, как шкала прибора показывает 104 процента тяги. Именно в эту секунду огонь прорывается в стыке между сегментами твердотопливного ускорителя, отрывается нижняя стойка крепления правого ускорителя. Правый бустер, повернувшись, разрывает внешний топливный бак шаттла. Тонны ракетного топлива вырываются наружу. Левый бустер срывается со стоек и присоединяется к правому в хаотическом полете в сторону. «Челленджер» разваливается на несколько частей. Кабину отрывает от своих креплений.

В момент разрушения корабля членов экипажа бросает из стороны в сторону в их привязных ремнях, которыми они прижаты к сиденьям. Процедурные листы вылетают из своих креплений и болтаются на шнурках. Карандаши и контейнеры с питьем отделяются от своих креплений и летают по всему объему кабины. Шум от обломков снаружи добавляет хаоса. Возгласы удивления вырываются у членов экипажа, но они затихают в неработающих микрофонах. Всё электропитание утрачено при отделении кабины от остальной части фюзеляжа.

Что случилось с экипажем челленджера. Смотреть фото Что случилось с экипажем челленджера. Смотреть картинку Что случилось с экипажем челленджера. Картинка про Что случилось с экипажем челленджера. Фото Что случилось с экипажем челленджера

«Погром» длится всего мгновение, и наступает столь же поразительное затишье. Поскольку кабина и другие обломки всё еще поднимаются вверх на скорости около 1000 миль в час, действие силы тяжести постепенно снижается. Экипаж испывает мгновенную перегрузку, и сразу за ней — состояние невесомости. Люди всплывают в своих ремнях. Карандаши и ручки плавают в воздухе вокруг них. Чек-листы всплывают на своих шнурках.

Экипаж жив, но ему не хватает воздуха. Астронавты включают аварийные аппараты подачи воздуха. Джуди Резник (или Эл Онизука) включает PEAP (персональный аварийный комплект подачи воздуха) за спинкой кресла Майкла Смита.

Что случилось с экипажем челленджера. Смотреть фото Что случилось с экипажем челленджера. Смотреть картинку Что случилось с экипажем челленджера. Картинка про Что случилось с экипажем челленджера. Фото Что случилось с экипажем челленджера

Дик Скоби и Майкл Смит — летчики-испытатели, и они реагируют так, как обучены. Даже короткий беспорядочный полет в момент разрушения корабля не лишил их дееспособности. Они столкнулись с самым большим количеством серьезных аварийных ситуаций в своей летной карьере. Они сознают, что ситуация опасная, но они находятся в кабине, оснащенной ручкой управления, и до ВПП — всего 20 миль [чуть более 32 км]. Они полагают, что у них есть шанс.

Они сосредотачивают все внимание на приборах, надеясь выявить проблему, но кокпит обесточен. Каждый экран компьютера — черная дыра. Не горит ни одна предостерегающая или предупреждающая надпись. Никаких звуков аварийной сирены. Все индикаторы погасли — они тоже лишились питания. Индикация положения аппарата, скорости, ускорения, шкала высоты — всё застыло в положении OFF. У пилотов нет ничего, с чем можно было бы работать. Но они пытаются разобраться в ситуации, рука командира Скоби сжимает ручку управления. Он борется за контроль над аппаратом, хотя аппарата, который можно было бы контролировать, уже не существует.

«Хьюстон, “Челленджер”?» — раз за разом он и Майкл Смит вызывают ЦУП, но радио безжизненно.

Хотя приборы ни на что не реагируют, и ручка управления мертва, Скоби и Смит нажимают на кнопки, пытаясь запустить резервную систему управления полетом. Это штатная аварийная процедура для восстановления управления. Если проблема возникла из-за отказа основной компьютерной системы по причине ошибки в программном обеспечении, запасной компьютер может вдохнуть жизнь в кабину. Снова и снова правые большие пальцы пилотов жмут на подпружиненную красную кнопку. Снова и снова они вглядываются в приборы, надеясь увидеть в них жизнь, надеясь увидеть хоть что-то, с чем можно работать. Но «Челленджер» теперь — это облако обломков. И нет такого переключателя, который может снова собрать их вместе.

Очень быстро экипаж понимает тщетность своих действий. Сидящие на верхней палубе члены экипажа — Дик Скоби, Майкл Смит, Эл Онизука и Джуди Резник — могут из окон видеть признаки катастрофы, которая с ними произошла. Из падающей кабины их обзор становится более широким… Они смотрят вниз и видят бело-оранжевое облако, обозначающее место гибели их «Челленджера». Они видят шлейфы за оторвавшимися твердотопливными ускорителями…

Члены экипажа, сидящие на нижней палубе — Рон МакНейр, Криста Маколифф и Грег Джарвис — попали в наиболее страшную ситуацию. У них нет ни окон, ни приборов. Они полностью зависят от членов экипажа на летной палубе, которые должны держать их в курсе хода полета. Но от них не слышно ни слова. В момент разрушения корабля интерком замолчал, и свет на нижней палубе погас. Рон, Криста и Грег находятся в ловушке — в падающей, темной, безмолвной комнате.

Кабина проходит апогей своей траектории, экипаж на верхней палубе видит, как цвет неба меняется на черный — это космос, утраченная цель «Челленджера». Тишина почти полная, за исключением едва слышного шума ветра. Начинается двухминутное падение в океан. Вид покрытой рябью поверхности голубой Атлантики заполняет окна. Шум воздушного потока в кабине нарастает — скорость падения достигает 250 километров в час. Сидящие наверху астронавты видят детали морской поверхности: волны, барашки пены, яркие брызги падения других обломков своей погибшей крылатой машины… Горизонт в окнах поднимается все выше и выше, голубизна всё ближе и ближе… до самого последнего момента… до блаженного небытия».

Незадолго до своего трагического старта Джудит Резник сказала: «Я полагаю, что любое дело можно считать опасным, если ты не подготовлен к нему, или не владеешь ситуацией, или не знаешь, как противостоять возникающей проблеме».

Конгресс США посмертно удостоил ее Космической медали почета. Барельеф астронавтки выбит на памятнике экипажу «Челленджера» на Арлингтонском национальном кладбище США. Но у нее нет могилы на Земле — тело Джудит Резник было кремировано, а прах развеян над городом Акрон, где она родилась.

Что случилось с экипажем челленджера. Смотреть фото Что случилось с экипажем челленджера. Смотреть картинку Что случилось с экипажем челленджера. Картинка про Что случилось с экипажем челленджера. Фото Что случилось с экипажем челленджера

Катастрофа «Челленджера» была тогда самой трагической потерей за всю историю освоения космоса.

Что случилось с экипажем челленджера. Смотреть фото Что случилось с экипажем челленджера. Смотреть картинку Что случилось с экипажем челленджера. Картинка про Что случилось с экипажем челленджера. Фото Что случилось с экипажем челленджера
Часть оборудования «Челленджера», поднятая со дна во время поисков

Что случилось с экипажем челленджера. Смотреть фото Что случилось с экипажем челленджера. Смотреть картинку Что случилось с экипажем челленджера. Картинка про Что случилось с экипажем челленджера. Фото Что случилось с экипажем челленджера

Давайте вспомним их сегодня (слева направо):

37-летняя Шэрон Криста Корриган Маколифф.
Учительница из Бостона. Первый полет. Должна была провести два урока для учеников на Земле.

41-летний Грегори Б. Джарвис
Инженер. Первый полет.

36-летняя Джудит А. Резник.
Инженер и астронавт NASA. Провела в космосе 6 дней 00 часов 56 минут. Для неё это был второй полёт в космос — до этого она была в составе экипажа миссии STS-41D челнока «Discovery»

Командир экипажа — 46-летний Фрэнсис Р. «Дик» Скоби.
Военный лётчик США, подполковник ВВС США. Провёл в космосе 6 дней 23 часа 40 минут. Для него это был второй полёт на «Челленджере» — до этого он был в составе экипажа миссии STS-41C в качестве второго пилота.

Научный специалист — 35-летний Роналд Э. МакНейр.
Физик, астронавт NASA. Провёл в космосе 7 дней 23 часа 15 минут. Для него это был второй полёт на «Челленджере» — до этого он был в составе экипажа миссии STS-41B.

39-летний Эллисон С. Онизука.
Лётчик-испытатель, подполковник ВВС США, астронавт NASA. Провёл в космосе 3 дня 1 час 33 минуты. Для него это был второй полёт в космос — до этого он был в составе экипажа миссии STS-51C челнока «Discovery».

(VIA)

Всё самое интересное и оперативное я публикую здесь, подписывайтесь:

Источник

35 лет назад произошла катастрофа «Челленджера»

К концу января 1986 года космические челноки выполнили 24 миссии на орбиту по программе Space Shuttle. Всего же на год планировались 15 полетов.

Изначально «Челленджер» предназначался исключительно для испытательных целей, но впоследствии был переоборудован и подготовлен для полетов в космос. Система Space Shuttle состояла из орбитального аппарата (орбитер), который выводился на околоземную орбиту и являлся космическим кораблем, большого внешнего топливного бака и двух твердотопливных ракетных ускорителей. После выхода в космос орбитер самостоятельно возвращался на Землю и совершал посадку как самолет на взлетно-посадочную полосу. Твердотопливные ускорители приводнялись на парашютах и затем использовались вновь. Внешний топливный бак сгорал в атмосфере.

«Челленджер» должен был совершить уже десятую экспедицию менее чем за три года.

За этот период челнок выполнил запуск трансляционного спутника, ремонт спутника на орбите, снятие спутника с орбиты и другие работы. Были проведены эксперименты с космической лабораторией.

В состав экипажа «Челленджера» для очередной миссии входили семь человек – командир Фрэнсис Скоби, второй пилот Майкл Смит, научные специалисты Эллисон Онидзука, Джудит Резник и Роналд Макнейр, а также специалист по полезной нагрузке Грегори Джарвис и Шэрон Маколифф. Она отправлялась в полет впервые – в качестве первого участника проекта «Учитель в космосе».

Изначально старт «Челленджера» предполагали осуществить 24 января 1986 года. Но за двое суток его пришлось отложить из-за пыльной бури в месте возможной аварийной посадки шаттла – Дакаре. В сложившейся ситуации руководство NASA обратилось к правительству Марокко с просьбой разрешить использовать в случае аварийного приземления аэропорт в Касабланке. Получив добро, запуск переназначили на 26 января, но из-за грозы затем еще дважды переносили на день.

Запуск шаттла все равно представлял немалый риск, поскольку при низких температурах материал межсекционных уплотнителей твердотопливных ускорителей терял свою эластичность и мог не обеспечить герметичность в местах стыка секций.

Дискуссии шли до последнего, и все же старт «Челленджера» был назначен.

На гостевых трибунах собралось множество почетных гостей, начиная с президента США Рональда Рейгана. Они могли разглядеть стартовую площадку в бинокль. Миллионы американцев следили за происходящим благодаря телетрансляции с мыса Канаверал. Погода была практически идеальной для старта: безоблачное небо, яркое солнце, слабый ветер. Однако в ночь перед запуском над космодромом прошла ледяная буря, в результате чего соединения и уплотнительные кольца на ускорителях переохладились и обледенели. Температура воздуха опускалась до рекордно низких отметок.

Утром в день запуска, 28 января 1986 года, специалисты NASA приступили к обследованию челнока на предмет возможности опасного обледенения. Было понятно, что лед, отделяясь во время взлета, может повредить огнеупорное покрытие «Челленджера». К слову, позже выяснилось, что один из инженеров, наблюдавший за действиями специалистов с помощью специальной телевизионной установки, позвонил в контрольную комиссию и настоятельно потребовал отложить старт корабля из-за опасной степени обледенения.

В 11 часов 38 минут «Челленджер» оторвался от земли. Сразу же после старта кинокамеры зафиксировали белый дымок, выходивший из стыка нижней и средней секций правого ускорителя. Уже позже, анализируя кадры, эксперты предположили, что это выходил водяной пар.

Поначалу все шло как положено. Через 16 секунд после старта корабль повернулся и взял курс за пределы земной атмосферы.

«Челленджер» идет с ускорением», – сообщила контрольная комиссия через 52 сек после запуска.

«Идем с ускорением», – передал по радио капитан Скоби.

Перед самым взрывом Скоби и Смит заметили опасность, но уже не успели что-либо предпринять для спасения. Астронавты погибли не сразу. Как стало известно позже, взрывом оторвало носовую часть «Челленджера», в которой располагался экипаж. Кабина продолжила полет до высоты 20 км.

Астронавты воспользовались своими дыхательными аппаратами и продолжали жить до удара о воду на скорости 333 км/ч.

Свидетелями катастрофы стали миллионы телезрителей. При этом даже ведущий репортажа поначалу не понял, что же произошло. В течение нескольких секунд после взрыва он продолжал рассказывать о полете: «Контроль полета показывает, что все идет нормально. Очевидно, имеются некоторые неполадки. Мы не имеем связи».

И только после этого он наконец понял весь ужас происходящего: «Мы получили сообщение, что ракета взорвалась. Руководитель полета подтверждает это. Мы пытаемся выяснить причины случившегося».

Президент Рейган назначил специальную Комиссию под руководством бывшего госсекретаря США Уильяма Пирса Роджерса для расследования крушения. Она пришла к выводу, что определяющими факторами, приведшими к катастрофе, послужили недостатки корпоративной культуры безопасности и процедуры принятия решений NASA.

Комиссия с пристрастием допрашивала на закрытых заседаниях высших должностных лиц NASA и инженеров компании Morton Thiokol – поставщика ракет-носителей на твердом топливе. Как выяснилось, руководителям NASA с 1977 года было известно о потенциально опасных дефектах твердотопливных ускорителей, поставляемых Morton Thiokol, однако они не обращали на это должного внимания. Они также пренебрегли предупреждениями конструкторов об опасности запуска корабля в условиях низких температур того утра на мысе Канаверал и не доложили вышестоящему начальству о своих опасениях.

Вечером накануне запуска инженеры Morton Thiokol и должностные лица NASA обсуждали потенциальные проблемы полета. Инженеры единодушно просили отложить запуск «Челленджера». По словам главы инженерного корпуса компании Алана Макдональда, он спорил до хрипоты, но не смог переубедить оппонентов.

Комиссией также было отмечено, что в NASA очень хотели поскорее вывести «Челленджер» на орбиту из-за серии задержек, которые произошли раньше.

После катастрофы «Челленджера» программа шаттлов была свернута на 32 месяца. Ряд астронавтов, выражая свое недоверие руководству NASA, покинули отряд.

Источник

Стало известно, что астронавты «Челленджера» не погибли при взрыве шаттла

Экипаж взорвавшегося 35 лет назад американского космического корабля «Челленджер» некоторое время после взрыва оставался жив и был в сознании. Такие данные приводятся в недавно вышедшей в США книге «Горящая синева: нерасказанная история Кристы Мако́лифф и «Челленджера».

28 января 1986 года состоялся ставший уже к тому времени рутинным запуск американского шаттла «Челленджер» — к концу января 1986 года космические челноки выполнили 24 миссии на орбиту по программе Space Shuttle.

Этот запуск привлекал себе повышенное внимание пожалуй тем, что на борту шаттла впервые был гражданский специалист.

В состав экипажа «Челленджера» для очередной миссии входили семь человек – командир Фрэнсис Скоби, второй пилот Майкл Смит, научные специалисты Эллисон Онидзука, Джудит Резник и Роналд Макнейр, а также специалист по полезной нагрузке Грегори Джарвис и Шэрон Криста Маколифф. Она отправлялась в полет впервые – в качестве первого участника проекта «Учитель в космосе».

На гостевых трибунах в тот день собралось множество почетных гостей, начиная с президента США Рональда Рейгана. Они могли разглядеть стартовую площадку в бинокль. Миллионы американцев следили за происходящим благодаря телетрансляции с мыса Канаверал. Погода была практически идеальной для старта: безоблачное небо, яркое солнце, слабый ветер. Однако в ночь перед запуском над космодромом прошла ледяная буря, в результате чего соединения и уплотнительные кольца на ускорителях переохладились и обледенели. Температура воздуха опускалась до рекордно низких отметок.

В 11 часов 38 минут «Челленджер» оторвался от земли. Сразу же после старта кинокамеры зафиксировали белый дымок, выходивший из стыка нижней и средней секций правого ускорителя. Уже позже, анализируя кадры, эксперты предположили, что это выходил водяной пар.

Скорость ракеты в два раза превысила скорость звука, когда командир Майкл Смит понял, что происходит что-то не так. Сидевший справа в кабине Смит скорее всего мог взглянуть в иллюминатор и увидеть вспышку пламени или пара.

«Ах, ох», — успел произнести он на 73-й секунде полета – это были последние слова, которые приняли по радио в Центре управления. В этот момент на мониторах, установленных в ЦУПе, появились отметки о снижении давления в правом твердотопливном ускорителе.

В этот момент на земле какой-то офицер ВВС, чье имя осталось неизвестным, нажал специальную кнопку, подорвав летевшие уже отдельно твердотопливные ускорители, чтобы их обломки упали в море, а не где-то над населенной территорией.

Однако капсула с астронавтами осталась целой – она отделилась от корабля невредимой. Поэтому члены экипажа «были в сознании, по крайней мере поначалу, и полностью понимали, что что-то пошло не так», — говорится в книге Кевина Кука, посвященной биографии погибшей учительницы.

В момент взрыва перегрузки в капсуле достигли 20G, что в три раза превысило перегрузки, которым подвергался экипаж во время тренировок. Позднее комиссия установила, что такие перегрузки были несмертельными и вероятность травмирования была «низкой».

«Что они должны были сделать в тот момент? Скоби и Смит попытались бы вернуться на Землю», — рассуждает в книге бывший сотрудник NASA Керри Джоелс.

Капсула с экипажем по инерции продолжала подниматься еще 20 секунд, после чего упала в океан в 20 километрах от старта. Падение заняло более двух минут, скорость при ударе составила свыше 330 км/ч.

Свидетелями катастрофы стали миллионы телезрителей. При этом даже ведущий репортажа поначалу не понял, что же произошло. В течение нескольких секунд после взрыва он продолжал рассказывать о полете: «Контроль полета показывает, что все идет нормально. Очевидно, имеются некоторые неполадки. Мы не имеем связи».

Президент Рейган назначил специальную Комиссию под руководством бывшего госсекретаря США Уильяма Пирса Роджерса для расследования крушения. Она пришла к выводу, что определяющими факторами, приведшими к катастрофе, послужили недостатки корпоративной культуры безопасности и процедуры принятия решений NASA.

Комиссия с пристрастием допрашивала на закрытых заседаниях высших должностных лиц NASA и инженеров компании Morton Thiokol – поставщика ракет-носителей на твердом топливе. Как выяснилось, руководителям NASA с 1977 года было известно о потенциально опасных дефектах твердотопливных ускорителей, поставляемых Morton Thiokol, однако они не обращали на это должного внимания. Они также пренебрегли предупреждениями конструкторов об опасности запуска корабля в условиях низких температур того утра на мысе Канаверал и не доложили вышестоящему начальству о своих опасениях.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *