Что случилось с бобби джейн
Вспоминаем классику: Что случилось с Бэби Джейн? (РЕЦЕНЗИЯ)
Стивен Кинг называет этот фильм в числе самых значительных картин своего периода, а сама старушка Бэби Джейн Хадсон входит в список «50 лучших злодеев американского кино» по версии Американского института киноискусства. В нашей стране этот черно-белый триллер знают меньше, чем тот же «Психо», вышедший на два года ранее, но важность их вполне соизмерима.
«Что случилось с Бэби Джейн?» — это история двух сестер, история переменчивого успеха, зависти и беспощадной мести. В основе сюжета одноименное произведение Генри Фаррелла. В 1910-ых годах юная Бэби Джейн Хадсон была звездой мюзик-холлов. Предприимчивый отец не только стал ее антрепренером, но даже продавал кукол с лицом Бэби Джейн. Любые капризы девочки исполнялись беспрекословно, все внимание сосредотачивалось лишь на ней. Между тем Бланш, ее сестра, жила в тени чужой славы, вынужденная терпеть издевательства зарвавшейся звездочки. Однако когда они вырастают, все меняется. В 30-ых годах Бланш — популярная актриса Голливуда, а Бэби Джейн всеми забыта. Она все больше пьет, тоже снимается в кино, но лишь по протекции знаменитой сестрицы, режиссеры же считают ее бездарностью. Но и это лишь пролог истории. В результате автомобильной аварии Бланш остается прикованной к инвалидному креслу, а Бэби Джейн вынуждена стать ее сиделкой. Вот он, наш замес! Две стареющие женщины в одном доме, одна физически беспомощна, другая спилась и вообще немного не в себе. Что же произойдет?
Главные роли исполняют оскароносные Бетт Девис и Джоан Кроуфорд, голливудские дивы и старые соперницы, их слава к тому моменту осталась в прежних временах, но неприязнь никуда не делась. В Сети можно найти немало историй о том, как они вставляли друг другу шпильки на съемках, благо студия активно использовала их конфликт для раскрутки картины (в прошлом году, кстати, канал FX показал «Вражду», отличный сериал, первый сезон которого как раз и посвящен этой парочке).
Бланш Хадсон в исполнении Джоан Кроуфорд вышла очень картинной — прекрасная птица в клетке. Зрительские симпатии, разумеется, на ее стороне, но эта жертвенность, моральное бессилие в сочетании с манерностью и самолюбованием могут порой раздражать. И это не минус картины, а скорее важный звоночек в понимании ее сюжета.
Бэби Джейн — полная противоположность сестрицы. Она озлоблена и естественна. В противовес строгой красоте Бланш она ходит растрепанной, шаркая ногами. Никогда не умывается, покрываясь все новыми слоями косметики, отчего лицо превращается в маску сумасшедшего клоуна. Личная находка Бетт Девис, кстати. Поначалу ее чудаковатый образ просто забавен, но постепенно, плавно, прямо на наших глазах старушка окончательно двигается умом.
Из прошлого всплывает кукла, та, что с лицом маленькой всеобщей любимицы. Бэби Джейн начинает напевать, вспоминая свой детский репертуар. На мгновение возвращается в то время, когда публика рукоплескала ей, но тотчас сталкивается со своим убогим настоящим, прочно засевшем в зеркале. Трогательный момент, кстати. Женщина словно подошла к океану безумия и попробовала ножкой, как там водичка. Конечно, она не в силах вновь стать милой девочкой, однако она может превратиться в пародию на нее — в куклу Бэби Джейн.
«Что случилось с Бэби Джейн?» — важная веха в истории кино и настоящая победа аутсайдеров. К тому моменту студийные боссы списали Джоан Кроуфорд и Бетт Девис в утиль. Плевать на талант, если морщинки вокруг глаз. Однако ненадолго объединившись, актрисы смогли вернуться на голливудский Олимп. А еще это была очередная победа жанрового кино в нескончаемой войне с брезгливыми кинокритиками. И в отличие от упомянутого «Психо» фильм Олдрича все-таки отхватил свой «Оскар». Жаль, что только за костюмы. Дэвис в тот раз ушла ни с чем — она, кстати, стала первым 10-кратным номинантом на эту премию. Между тем «Что случилось с Бэби Джейн?» с лихвой окупился в прокате, подтвердив живой интерес публики к триллерам, а также дав толчок к развитию субжанра «психо-бидди».
И пусть,на мой взгляд, Роберт Олдрич не выжал весь потенциал этого сюжета на экран, я без зазрения совести накидываю картине лишний балл за исторический вклад. Ну, и за гениальность Бетти Девис, конечно. Она дала миру один из самых вычурных, наивных и вместе с тем живых образов антагониста. И да, Бэби Джейн бесспорно входит в мой личный топ злодеек из фильмов ужасов.
Что случилось с Бэби Джейн: история одной ненависти
Голливуд был свидетелем многих невероятных любовных романов, однако и яда ненависти в звездных кулуарах всегда хватало. Одна из самых легендарных историй ненависти длилась десятки лет – война между иконами золотого века Голливуда Бетт Дэвис (второе место в списке величайших актрис в истории кино) и Джоан Кроуфорд (десятое место в этом же топе). Соперничество звезд достигло апофеоза на съемках готическо-геронтологического триллера «Что случилось с Бэби Джейн», выдвинутого на пять «Оскаров» и выигравшего одну статуэтку. В 2017-м году на телеканале FX вышел первый сезон сериала Райана Мёрфи «Вражда: Бетт и Джоан», подробно рассказавший об отношениях актрис и съемках культовой картины. Мы, в свою очередь, познакомили вас с этим шоу. А сегодня пришел черед самого фильма, которому недавно исполнилось 55 лет: о таких легендах нужно знать не понаслышке! «Что случилось с Бэби Джейн» – это еще и одноименная повесть Генри Фаррелла, а значит, у вас в гостях наша постоянная рубрика «Книга vs экранизация».
Красивая и смелая дорогу перешла: голая в солярии
Вначале попробуем выяснить, откуда взялась эта пресловутая вражда, вылившаяся на съемках в настоящие военные действия! Источники утверждают, что все началось в 1935-м году, когда обе актрисы были молоды и находились в зените славы. 26-летняя Бетт Дэвис снималась в драме «Опасная» (которая принесла ей первый «Оскар»), а ее партнером по площадке был популярный актер Франшо Тоун. Бетт влюбилась без памяти и стала приглашать Тоуна в свой трейлер для длительных обсуждений сцен фильма. Однако Джоан Кроуфорд мастерски перешла дорогу коллеге: она позвала Франшо к себе на ужин (говорят, встретив гостя в солярии – полностью обнаженной). Начались отношения, Тоун каждый день бежал к Джоан – в перерывах между съемками – и возвращался, покрытый губной помадой красотки.
Как утверждала Джоан, Тоун считал Бетт хорошей актрисой, однако не думал о ней как о женщине. Дэвис придерживалась другой точки зрения – что Кроуфорд украла кавалера: «Она взяла его у меня. Она сделала это холодно, преднамеренно и с полной беспощадностью». Итог: врагини на всю жизнь! Джоан не остановилась на достигнутом: она даже вышла замуж за Франшо. Но брак продлился недолго, в 1939-м они развелись.
«Ухаживания» Джоан и оскароносная роль
Второй веской причиной для ненависти была карьерная ревность. Контракт Кроуфорд в MGM закончился, и она перешла под крыло Warner Brothers – это было в начале 1940-х, когда королевой этой студии считалась Дэвис. Джоан даже попросила гардеробную рядом с комнатой соперницы и какое-то время пыталась наладить добрые отношения, посылая Бетт конфеты, цветы и открытки – все это методично возвращалось назад. Такие знаки внимания породили слухи, что Джоан хотела затащить Бетти в постель, в Голливуде знали о бисексуальности Кроуфорд.
Камнем преткновения стала и заглавная роль в драме «Милдред Пирс». Работу, о которой мечтала Джоан, – без всяких проб – получила Дэвис, но потом она не смогла поучаствовать в съемках. Был объявлен дополнительный кастинг, на который пришла Кроуфорд. Именно она сыграла Милдред, завоевав за роль свой «Оскар», что жутко бесило Дэвис. Себя она позиционировала как серьезную актрису, считая Кроуфорд хористкой, ходячим манекеном с «африканскими бровями-гусеницами». На эти колкости Джоан отвечала своими: «Если вы хотите увидеть простушку, «девушку по соседству», то вот вам такая девушка – Бетти».
Спасительный сценарий: антагонистки в жизни и на экране
Когда обеим актрисам было хорошо за 50 (Бетт – 54 года, Джоан – 57 лет), их карьеры представляли собой «остатки прежней роскоши», Голливуд пережевал звезд и выплюнул, как всегда делал со своими дивами. По счастливой случайности Кроуфорд попалась на глаза повесть мало известного автора Генри Фаррелла «Что случилось с Бэби Джейн», в которой актриса увидела способ возрождения карьеры. Джоан обратилась к режиссеру Роберту Олдричу, с которым работала раньше, и предложила снять триллер, причем роли в нем распределила сама. Это была история двух стареющих сестер-актрис Хадсон, делящих один особняк, Джоан хотела сыграть калеку Бланш, а характерной Дэвис предназначила роль спятившей Джейн.
По сюжету предполагается, что пьяная в стельку экс-старлетка мюзик-холла Бэби Джейн сделала очень популярную в молодости звезду кино Бланш инвалидом-колясочницей (авария у ворот дома). Поэтому Джейн и спустя почти 30 лет продолжает глушить вину виски, лелея мечты о возвращении на сцену, а многострадальная Бланш хочет гармонии и покоя, в том числе, в отношениях с сестрой.
«Старухи» распалились не на шутку
Уорнер «благословил» фильм и посоветовал Олдричу распалить «старух», чтобы происходящее на экране стало более реальным. Бетт (которая в то время не снималась – играла на Бродвее в пьесе Теннесси Уильямса «Ночь игуаны») вначале убедилась, что Джоан не любовница Олдрича, а поэтому не «украдет» все крупные планы. Успокоившись, дважды оскароносица милостиво приняла роль.
Всё закрутилось с самого старта съемок. Бетт придумала себе жуткий грим – выбеливала лицо, неровно и небрежно красила губы и ресницы, малевала мушку сердечком на щеке. Ей казалось отличной шуткой, что для образа Джейн использовался порядком потрепанный и разлохмаченный блондинистый парик – в нем давным-давно снималась Кроуфорд. Правда, Джоан не узнала «старичка». Дэвис никогда не боялась предстать перед зрителями старой, изможденной и уродливой. Но Кроуфорд гордилась своей красотой и не хотела поступаться ею даже для роли парализованной затворницы Бланш. Она сопротивлялась любым попыткам гримеров сделать ее менее гламурной, что вызвало насмешки Дэвис: «Бланш была калекой. Она никогда не покидала дом и никого не видела, но Кроуфорд заставила ее выглядеть так, будто она жила в салоне красоты Элизабет Арден».
«Шпильки» переросли в насилие
Мелкие «шпильки» (вроде того, как Дэвис привезла на площадку автомат с Coca-Cola, зная, что Джоан – вдова совета директоров конкурента, Pepsi) переросли в «боевые действия». В эпизодах, когда Джейн пинает и бьет беззащитную Бланш, актриса не сдерживала себя. Это привело к тому, что Кроуфорд все чаще просила дублершу или манекен «для битья», но в сцене с крупным планом (Джейн сильно ударила сестру по голове) Джоан пришлось играть самой. Позже она говорила, что после этого удара ей понадобилось накладывать шов. Дэвис отпиралась: «Я едва коснулась ее!».
Кроуфорд не осталась в долгу – зная о проблемах коллеги со спиной, актриса «утяжелила» себя в эпизоде, где Джейн тащит не владеющую ногами Бланш через комнату. По одним источникам, Джоан надела увесистый металлический пояс, по другим – набила карманы камнями. Бетт сорвала поясницу, ей пришлось обращаться к врачу.
Ускользнувшая награда
Фильм, в котором психически нестабильная сестра мучает другую (Бланш хотела продать дом и отправить Джейн в лечебницу, вот та и отомстила), вернул былую славу актрисам. Но тут Джоан ждал еще один удар: на «Оскар» претендовала Дэвис и даже молодой актер Виктор Буоно, а вот о Кроуфорд словно забыли!
Статуэтка была почти у Бетт в кармане, но соперница развернула анти-агитацию – где уповая на прежнюю дружбу или связь, где улещивая киноакадемиков. Мало того – она стала уговаривать других номинанток (которые не могли прийти на церемонию), чтобы принять награду за них. Дэвис упустила премию, но вынуждена была смотреть, как улыбающаяся и торжествующая Кроуфорд получает статуэтку за Энн Бэнкрофт, произносит благодарственную речь и позирует перед камерами.
Последний гвоздь в крышку гроба
Скандал с «Оскаром» забил последний гвоздь в крышку гроба отношений актрис. Бетт получила шанс на реванш на съемках триллера «Тише, тише, милая Шарлотта», буквально вынудив Джоан уйти. Вместо Кроуфорд на роль кузины Шарлотты взяли Оливию Де Хэвилленд.
Джоан умерла в 1977-м – на 10 лет раньше Бетт, и та получила возможность в последний раз позлословить: «Вы не должны говорить плохие вещи о мертвых, только хорошие… Джоан Кроуфорд мертва. Хорошо». Так завершилась полувековая история ненависти.
Что же до фильма, актрисы отлично сыграли враждующих сестер. Правда, внешне героини отличались от персонажей книги, в которой Бланш была блондинкой, а Джейн – плотно сбитой брюнеткой: в кино они поменялись цветом волос. На экране было меньше издевательств, чем в повести, но публика и так ахала от шока – ей хватало диких моментов, вроде того, когда Джейн подает сестре вареную крысу на обед.
Отлично подыгравший Эдвин
Все остальные персонажи очень третьестепенны – они меркнут по сравнению с безумно хохочущей Бэби Джейн и страдающей Бланш. Однако Виктор Буоно в роли пианиста Эдвина, который нанялся к Джейн аккомпаниатором, хорош. Незаконнорожденный толстяк Эдвин Флэгг томится в доме назойливой матери и жаждет самостоятельности, вот и согласился подыграть фантазиям чокнутой тетки. Молодой парень (20 с небольшим) с избыточным весом, Виктор наверняка не ожидал оскаровской номинации. Правда, премия тогда досталась не ему. Карьера Буоно была не очень удачной (правда, он еще сыграл с Дэвис – в ленте «Тише, тише, милая Шарлотта»), он ушел из жизни в 43 года от сердечного приступа.
Не забудьте и про «Вражду»!
«Оскар» у «Бэби Джейн» один – за лучшую работу костюмера. Да уж, все эти легкие шифоновые и шелковые платьица вечной «девочки» с лицом старой ведьмы, бантики и рюши добавили ужаса в и без того пугающую историю.
Напомним: в сериале «Вражда» роли оскароносных Бетти и Джоан исполнили, соответственно, оскароносные Сьюзен Сарандон и Джессика Лэнг. И мы очень советуем вам посмотреть и шоу (всего-то 8 эпизодов), и сам фильм. Такая классика вневременна!
Что случилось с Бэби Джейн? (1962)
Регистрация >>
В голосовании могут принимать участие только зарегистрированные посетители сайта.
Вы хотите зарегистрироваться?
новое сообщение
отзывы
Рецензия на фильм «Что случилось с Бэби Джейн?»
«Getting old is not for sissies.» — Bette Davis*
К началу 1960-х, громкая слава Дэвис и Кроуфорд осталась в прошлом. Обеим было уже за 50, почти катастрофа для кинозвёзд. Их имена больше не привлекали зрителей в кинотеатры, а сценарии не предлагали интересные роли актрисам их возраста. Чтобы напомнить о себе забывчивому миру кино, двум врагиням пришлось временно объединиться. Проблемы стареющих знаменитостей, припорошенные не угасшей с годами антипатией, пришлись как влитые ленте Олдрича, которая возродила карьеры Дэвис и Кроуфорд. Они играют сестёр Бланш и Джейн Хадсон, в прошлом, известных актрис, состарившихся, одиноких и забытых. Явно неуравновешенная Джейн (Дэвис), которая включена в список самых знаменитых злодеев американского кино, люто ненавидит и терроризирует Бланш (Кроуфорд), сервируя ей на ланч то любимого попугайчика, то дохлую крысу с гарниром из тонко нарезанных овощей на серебряном блюде. Бланш, парализованная после давней автомобильной катастрофы, приковавшей ее к инвалидному креслу, полностью зависит от издевательских прихотей сестры.
Разворачивается этот геронтологический хоррор в одном из обветшалых особняков Лос Анджелеса. Когда-то он принадлежал звезде немого кино, Родолфо Валентино, но заброшенный и разваливающийся к началу фильма, он, похоже, разделяет судьбу хозяек-затворниц. Зловеще нависает в интерьере клаустрофобного «дома с привидениями» лестница на второй этаж, которая, по остроумному замечанию Роджера Эберта, должна быть внесена в список действующих лиц сразу же за именами двух звёзд. Подавляя кадровое пространство, stairway to hell зрительно исключает любую возможность примирения сестёр, отрезая второй этаж, где в тюремном заточении своей спальни беспомощно томится Бланш, от логова внизу, в котором мечется Джейн, пустившаяся во все тяжкие, чтобы оживить былую карьеру.
Личная неприязнь между актрисами, без сомнения, углубила силу их экранных отношений и высветила подспудные мотивы и побуждения в соперничествe двух сестёр, но Дэвис досталась более выигрышная, эффектная, жутковатая роль бывшей «малышки Джейн». Знаете, что такое настоящий ужас на экране? Это не ревущие монстры, не крадущиеся тигры и затаившиеся драконы, не зомби и дракулы с франкенштейнами. Ужас — это крупный план состарившейся Бэби Джейн с размазанным толстым слоем грима на увядшем лице, с поредевшими волосёнками, завитыми в тугие локоны точно так же, как в дни её детского триумфа на водевильной сцене. Ужас — это её платье с неуместными бантиками, оборками и рюшами, заученный жест, которым она разводит руки в стороны, возводит очи к небу и поёт дребезжащим голоском свой хит из прошлой жизни, где её любили, восхищались ею и раскупали фарфоровые куклы, сделанные в полный рост с неё, несравненной Бэби Джейн Хадсон. Ужас — это её непритворная и непробиваемая убеждённость, что время можно повернуть вспять. Тонко подыграл Бетт Дэвис в этой сцене Виктор Буоно, получивший номинацию на Оскар за свой кино-дебют. Его персонаж Эдвард Флагг аккомпанирует Джейн на рояле, и его взгляд, безмолвная реакция на её фрик шоу не для слабонервных, гораздо красноречивей длинных монологов.
«Что случилось c Бэби Джейн» — поворачивается к зрителям разными сторонами. Для кого-то — закрученным до гран-гиньольного финала кэмповым триллером с тайнами, уходящими в далёкое прошлое. Для кого-то — историей о том, как злоба, зависть и непримиримое соперничество разрушили две жизни. Кому-то картина покажется мрачной комедией ужасов, основанных на многолетнем антaгонизме актрис в реальной жизни. А кто-то увидит, что никто кроме самого Голливуда в его лучших фильмах не мог рассказать правду о самом себе. Один за другим вышли из фабрики грёз в 1950х — начале 1960х «Бульвар Сансет», «Всё о Еве» и «Что cлучилось с Бэби Джейн?» Очень разные — драма/нуар, театральный роман и психологический триллер/хоррор, они обращаются к общей теме — оборотной стороне актёрского успеха и цене, которую за него платят. К тому, как трудно, а чаще невозможно удержать быстротечную славу, и она уходит не оглянувшись. Остаются иллюзии, одиночество и память о прошлом, куда хочется вернуться и остаться навсегда, не взрослея, не старея. Где огни рампы, восторг, обожание зрителей, аплодисменты и всегдашняя готовность к съёмке, к крупному плану. Где звёзды всегда светят ярко. Это их фильмы тускнеют.
Sic transit gloria mundi, и только критики да историки кино сегодня знакомы в полной мере с фильмографией Джоан Кроуфорд и Бетт Дэвис. Но их лучшие фильмы не виноваты в том, что всё проходит и все уходят, они-то, по-прежнему, прекрасны. Даже если ясно осознаёшь, что они не свободны от нестыковок сюжета, чрезмерного нагнетания атмосферы, нарочитого переигрывания. Вопреки, а может быть, и благодаря этим недостаткам или особенностям, «Что cлучилось с Бэби Джейн» получилась уникальной: мрачной, горько-ироничной и бесконечно грустной.
«Ты хочешь сказать, что все это время мы бы могли быть подругами?»
Что случилось с Бэби Джейн?
Роберт Олдрич
Кеннет Химэн
Фрэнк ДеВол
Сидни Кутнер
Руби Раскин
Seven Arts Pictures
The Associates & Aldrich Company Inc.
Warner Bros. Horror Entertainment
Содержание
Сюжет
1917 год. Белокурая девочка Джейн Хадсон с успехом выступает на сцене. Ею все восхищаются, её любят и даже выпускают куклы по её подобию. Любимый папа всегда потакает всем её капризам, она получает всё, что захочет. А тем временем её никому неизвестная сестра брюнетка Бланш получает от отца только тумаки и таит обиду на сестру, любившую поиздеваться над ней.
1933 год. Сёстры Хадсон работают в Голливуде. Никем ранее не замеченная тихоня Бланш становится известной кинозвездой. Джейн же к тому моменту известна уже отнюдь не своим звёздным детством и детским обаянием, а скандальными выходками и непристойным поведением на съёмочных площадках. В кино ей позволяют сниматься только потому, что одно из требований контракта Бланш гласит, чтобы за каждый фильм с участием Бланш студия снимала фильм с Джейн в какой-нибудь роли. В один из таких дней поздно вечером сёстры Хадсон возвращаются домой с одной вечеринки на машине. Машина останавливается перед воротами. Одна из сестёр вылезает из кабины и идёт к воротам, чтобы их отпереть. Другая же тем временем нажимает на педаль газа, опускает рычаг и газует вперёд. Машина врезается в ворота, после чего слышится истерический плач.
Проходит 30 лет. Сёстры Хадсон живут в Лос-Анджелесе в роскошном особняке. Бланш после инцидента прикована к инвалидному креслу, но, несмотря на это, мир о ней до сих пор не забыл, и она продолжает быть популярной, так как фильмы с её участием активно транслируются по местному телевидению. Джейн же наоборот физически почти здорова, хотя и является на тот момент уже окончательно спившейся алкоголичкой. К тому же она отчаянно пытается изображать маленькую девочку и поэтому предпочитает носить свои детские платья. В довершении всего, она очень озлоблена на весь мир до такой степени, что даже родной сестре делает различные гадости (как, например, вскрывает почту от фанатов, а потом выбрасывает её). И хотя Бланш не испытывает к сестре особой ненависти и даже любит её, но всё же замечает, что Джейн срочно требуется психологическая помощь и поэтому в какой-то момент она принимает решение продать особняк, а саму Джейн сдать в санаторий. Однако, Джейн прекрасно осведомлена о намерениях Бланш и начинает против неё открытую войну.
Для начала она отпускает на отдых их домработницу Элвайру, которая была единственной связью Бланш с внешним миром. После этого она отрезает в комнате сестры телефонную связь. А когда Бланш выкидывает из окна записку с просьбой позвонить знакомому психиатру, записку, конечно же, поднимает Джейн. Одновременно усиливаются издевательства Джейн. Сначала она убивает канарейку Бланш, а потом подсовывает ей на поднос с завтраком мёртвую крысу. Бланш пытается убедить Джейн в продаже дома, хотя бы потому, что их финансовое положение фактически на мели, так как их многочисленные денежные инвестиции не приносят особого дохода. Но Джейн объявляет ей, что она в целом рада их теперешнему положению, потому что давным-давно их семья жила на деньги, которые зарабатывала Джейн. Потом в её карьере, как известно, наступил закат, и добытчиком стала Бланш. Теперь же всё снова по старому: хотя денег никто из них уже не зарабатывает, и они живут на накопления Бланш, последняя снова зависит от Джейн. Причём Джейн говорит это, одновременно сама невольно осознавая, что именно она зависит от Бланш, а не наоборот, потому что любой другой человек давно бы сдал Джейн в лечебницу, а Бланш всё время этот момент оттягивала. На фоне всего этого Джейн приходит в голову возобновить свою детскую сольную карьеру и она даёт в газете объявление о поиске аккомпаниатора. На него откликается пианист Эдвин Флагг — молодой человек, давно мечтающий вырваться из-под опеки надоевшей ему матери. Встретившись с Джейн, он тоже поначалу принимает её за ненормальную, но потом, услышав и увидев, как она поёт и танцует, меняет своё мнение на противоположное. Через какое-то время он уходит, а Джейн отправляется в магазин за новым костюмом. Тогда Бланш выезжает из своей комнаты, слезает с инвалидного кресла и, опираясь на перила, спускается в холл к телефону и звонит их знакомому доктору. Однако Джейн к тому моменту возвращается домой, избивает сестру до потери сознания, после чего звонит тому же доктору и, имитируя голос Бланш, сообщает, что они больше не нуждаются в его услугах.
В ролях
Отличия от новеллы
В книге у Джейн темные каштановые волосы, с лёгким красноватым оттенком, в то время, как в фильме Джейн явно блондинка. Бланш же описана, как «блондинка с закопчёнными глазами», хотя в фильме она брюнетка. Так же домработница Элвайра Ститт в книге названа Эдной. В свою очередь новелла имеет более темный и жуткий тон, чем фильм. Большая часть сцен в новелле происходит поздним вечером или ночью, а большинство сцен в фильме разворачиваются в дневное время. Истязания Бланш со стороны Джейн в книге куда более изощрённые и жестокие.
Производство
Фрагменты старых фильмов с участием Бланш и Джейн взяты из полузабытых лент начала 1930-х годов — «Сэйди Макки», «Парашютист» и «Экс-леди». В первой главную роль сыграла Кроуфорд, в двух других — Дэвис.
Любопытную дочь соседки сыграла дочь Бетт Дэвис Барбра Мэрилл, которая в будущем, подобно дочери Джоан Кроуфорд Кристине, выпустила биографическую книжку, представляющую её мать не в лучшем свете.
Поединок двух актрис
Чтобы пробудить у публики интерес к фильму с участием звёзд прошлого, в материалах о нём всячески подчёркивалось, что неприязнь обеих актрис друг к другу сказывалась и во время съёмок. В частности, во время постановки сцены, где Джейн пинает Бланш, Дэвис так сильно ударила Кроуфорд, что той пришлось накладывать швы на раны. В ответ на это Кроуфорд, готовясь к съёмкам сцены, где Джейн тащит Бланш по полу, тайком от всех положила в карманы своего платья тяжёлый груз и в результате чего у Дэвис под конец съёмки совсем заломило спину.
Первые трения между двумя актрисами начались тогда, когда Бетт Дэвис установила на съёмочной площадке автомат с Кока-Колой. Джоан Кроуфорд, будучи вдовой владельца Пепси-Колы, решила, что та сделала ей это назло. Также её неудовольствие вызвало то, что именно Дэвис за роль в этом фильме номинировали на «Оскар».
Бэтт Дэвис лично руководила небольшой командой гримёров для создания грима Джейн. По её задумке Джейн никогда не мыла лицо и густо мазала его косметикой. Совершенно случайно на студии «Warner Bros.» Дэвис нашла старый парик, который использовала для грима Джоан Кроуфорд в одном из своих ранних фильмов. Однако последняя не узнала его, так как стараниями Дэвис парик был изрядно переделан.
Признание
Номинации на премии
Ремейки
В 1991 был снят телеремейк с участием двух реальных сестёр-актрис Ванессы и Линн Редгрейв. Ещё одна версия сюжета была снята для немецкого телевидения в 2002 г. (Fahr zur Hölle, Schwester!).
Примечания
Ссылки
Полезное
Смотреть что такое «Что случилось с Бэби Джейн?» в других словарях:
Что случилось с Бэби Джейн? (фильм) — Что случилось с Бэби Джейн? What Ever Happened to Baby Jane? Жанр ужасы, трилле … Википедия
Оскар (кинопремия, 1963) — > 35 я церемония награждения премии «Оскар» … Википедия
Премия BAFTA за лучшую женскую роль — вручается Британской академией кино и телевизионных искусств с 1952 года за роли в фильмах, вышедших на экран в год, предшествующий премии. В 1968 году награды по двум категориям лучшей британской актрисе и лучшей иностранной актрисе … … Википедия
Олдрич, Роберт — Роберт Олдрич Robert Aldrich Имя при рождении: Робе … Википедия
Дэвис, Бетт — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Дэвис. Бетт Дэвис Bette Davis … Википедия
Премия «Оскар» за лучшую женскую роль — Премия «Оскар» за лучшую женскую роль престижная награда Американской академии киноискусства, присуждаемая ежегодно. Содержание 1 Статистика 2 1920 е 3 1930 е 4 1940 е … Википедия
Буоно, Виктор — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Буоно. Виктор Буоно Victor Buono … Википедия
Бетт Девис — Бетт Дэвис Bette Davis Имя при рождении: Рут Элизабет Дэвис Дата рождения: 5 апреля 1908 … Википедия
Бетт Дэвис — Bette Davis Имя при рождении: Рут Элизабет Дэвис Дата рождения: 5 апреля 1908 … Википедия
Бетт Дейвис — Бетт Дэвис Bette Davis Имя при рождении: Рут Элизабет Дэвис Дата рождения: 5 апреля 1908 … Википедия