Что случилось с байконуром

Самая страшная космическая катастрофа за последние 40 лет. Что случилось в небе над Байконуром

Что случилось с байконуром. Смотреть фото Что случилось с байконуром. Смотреть картинку Что случилось с байконуром. Картинка про Что случилось с байконуром. Фото Что случилось с байконуром

Как проходил запуск «Союза»

Ракета-носитель «Союз МС-10» стартовала с космодрома Байконур 11 октября в 11:40 по московскому времени. Аппарат с двумя космонавтами на борту — россиянином Алексеем Овчининым и астронавтом НАСА Ником Хейгом — направлялся к международной космической станции (МКС) на орбите Земли. По плану состыковаться с МКС «Союз» должен был в 17:44 московского времени. Но через 119 секунд после начала полета произошло аварийное отключение двигателей второй ступени.

Что случилось с байконуром. Смотреть фото Что случилось с байконуром. Смотреть картинку Что случилось с байконуром. Картинка про Что случилось с байконуром. Фото Что случилось с байконуром

Во время старта ракеты «Союз» произошла авария. Видео

Аварийная система сработала успешно: корабль разделился на отсеки, выбросил спасательную капсулу с космонавтами. Поскольку спуск проходил по крутой баллистической траектории, экипаж испытал значительные перегрузки — до 6g.

Космонавты держались стойко, даже успевали шутить. «Быстро мы прилетели», — такими словами Алексей Овчинин прокомментировал аварию.

Где сейчас космонавты

Спасательная капсула приземлилась в районе, неизвестном для центра управления полетами. Однако аппарат быстро обнаружили — он находился в 25 км от казахского аэродрома Жезказган. К аппарату направили спасательную группу: самолет Ан-12 и четыре вертолета Ми-8. Около 13:30 по московскому времени космонавты вышли из капсулы.

Состояние российского космонавта и американского астронавта медики оценили как удовлетворительное.

Этот запуск «Союза» был особенным

Запуск был посвящен 100-летию со дня образования завода экспериментального машиностроения Ракетно-космической корпорации «Энергия» — изготовителя корабля «Союз». За стартом ракеты-носителя наблюдали президент «Роскосмоса» Дмитрий Рогозин и глава NASA Джим Брайденстайн. Накануне представитель американской космической корпорации заявил российским СМИ, что, несмотря на все политические разногласия между странами, «русским можно доверять в космосе».

Прямую трансляцию запуска вел «Роскосмос». Сразу после аварии передача прервалась.

Как отреагировали в Кремле и Белом доме

После этого Борисов заявил о приостановлении пусков пилотируемых ракет до выяснения всех обстоятельств аварии. Расследовать причины будет специальная комиссия во главе с Рогозиным. Также Борисов пообещал сотрудничать с NASA и предоставлять американской стороне всю необходимую информацию.

«Слава богу, космонавты живы. Хорошо, что должным образом сработали системы безопасности и сам экипаж», — прокомментировал ситуацию пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков. По его словам, глава государства получит «весь необходимый объем информации» о случившемся от Рогозина и Борисова.

Что стало причиной аварии

Официальных заявлений по этому поводу пока не было. Специалисты отрабатывают несколько версий. Анонимные источники в ракетно-космической отрасли говорят, что, вероятно, в инциденте виновато плохое крепление одного из блоков: при отделении он мог зацепить центральный блок и тем самым спровоцировать потерю ориентации второй ступени, которая в итоге и вызвала аварийное выключение двигателей. Производитель двигателей первой и второй ступеней ракеты «Союз-ФГ», самарское предприятие «Кузнецов», отказался комментировать случившееся до полной расшифровки данных телеметрии.

СК уже возбудил уголовное дело по факту крушения корабля «Союз МС-10».

Отметим, что перед стартом ракету проверили специалисты корпорации «Энергия», которые разрабатывали силовые агрегаты ракеты. Свои испытания также провели основной и дублирующий составы экипажа: космонавты тестировали все системы, проверяли расположение грузов. 8 октября техническое руководство выдало заключение о готовности комплекса.

По традиции корабль освятили.

Эта авария — не первая в истории «Союзов»

Подобная авария с «Союзом» случилась 43 года назад — 5 апреля 1975 года. «Союз-18-1» стартовал с Байконура с двумя космонавтами на борту — Василием Лазаревым и Олегом Макаровым. Аварийная ситуация произошла на 261-й секунде полета: вторая ступень ракеты не отделилась, аппарат начало раскачивать, в результате также сработала автоматическая система, отделив капсулу с космонавтами. Аппарат приземлился в 829 километрах к северу от границы с Китаем на вершину 1200 м. После посадки аппарат начал скатываться вниз, но за 150 метров до обрыва капсула остановилась — парашют зацепился за деревья.

Во время аварийного спуска космонавты испытали сильные перегрузки — на пике значения доходили до 20g.

Аварийная посадка сказалась на здоровье Василия Лазарева — в космос он больше не летал. Макаров же совершил еще два космических полета.

При подготовке статьи использовались материалы РИА «Новости», «Интерфакс» и ТАСС.

Источник

Гибель «Бурана»: как под завалами прогнившего здания была потеряна последняя гордость советской космонавтики

Программу «Энергия — Буран» принято считать вершиной и одновременно лебединой песней всей советской космонавтики, на тридцатилетнем пути которой к тому времени было немало триумфальных побед. Многоразовая транспортная система из мощнейшей в истории страны ракеты-носителя («Энергия») и орбитального корабля («Буран»), способного самостоятельно возвращаться на Землю, казалась не просто вынужденным ответом на аналогичный американский проект «Спейс Шаттл», а следующим логичным этапом эволюции отрасли. Однако первый полет «Бурана» ровно 32 года назад, в ноябре 1988 года, оказался и последним. А спустя 13 с половиной лет этот корабль и вовсе погиб под обрушившейся на Байконуре кровлей монтажно-испытательного корпуса. И эта последняя страница истории советского шаттла как нельзя лучше отразила стремительную деградацию, которую претерпела сфера, справедливо представлявшая прежде гордость десятков и сотен миллионов человек.

Последняя программа империи

Тот единственный запуск и полет изделия 11Ф35, под которым у разработчиков из НПО «Энергия» понимался орбитальный корабль «Буран», состоялся 15 ноября 1988 года. Двум виткам вокруг Земли, длившимся 205 минут и успешно завершившимся посадкой на аэродроме Юбилейный космодрома Байконур, предшествовали 14 лет напряженной работы тысячи различных коллективов (научных, инженерных, промышленных) и полтора десятка миллиардов потраченных тогда еще достаточно полновесных советских рублей. Как показало скорое будущее, потраченных, по сути, совершенно впустую.

Среди некоторых специалистов бытует мнение, что сама по себе многоразовая транспортная космическая система (МТКС) «Энергия — Буран» не представляла собой естественный этап эволюции советской космонавтики, а была чуть ли не навязана отрасли извне военно-промышленным лобби, поддавшимся (возможно, даже панически) потокам информации об аналогичном проекте «вероятного противника», известном как «Спейс Шаттл».

Что случилось с байконуром. Смотреть фото Что случилось с байконуром. Смотреть картинку Что случилось с байконуром. Картинка про Что случилось с байконуром. Фото Что случилось с байконуром

После оформления стратегического решения и получения под него исправного финансирования проект «Энергия — Буран» постепенно раскрутился во всю мощь, хотя, естественно, и оказался хлопотным дельцем, растянувшимся почти на полтора десятилетия. Кроме работ по созданию ракеты-носителя и орбитального корабля, под их запуск формировалась и соответствующая инфраструктура, ведь во многих отношениях с ничем подобным советская космонавтика еще не сталкивалась. Важнейшую роль приобретала авиационная составляющая, ведь «Буран» был, по сути, ракетопланом, орбитальным самолетом. Для его нужд на Байконуре в начале 1980-х был построен новый аэродром Юбилейный. Еще два резервных аэропорта (в Крыму и на Дальнем Востоке) подверглись серьезнейшей реконструкции, в том числе с доведением ВПП до требуемой длины. Были соответствующим образом оборудованы и 14 запасных мест посадки на случай форс-мажора: ими стали аэропорты, аэродромы и авиабазы не только в СССР, но и за его пределами (например, на дружественной Кубе).

Под программу спроектировали и построили в единственном экземпляре крупнейший самолет мира Ан-225 «Мрия», который должен был перевозить не только компоненты МТКС, но и сам челнок в полностью собранном виде.

Источник

Россия и Казахстан договорились о судьбе «Байконура»

Что случилось с байконуром. Смотреть фото Что случилось с байконуром. Смотреть картинку Что случилось с байконуром. Картинка про Что случилось с байконуром. Фото Что случилось с байконуром

Фото: Максим Блинов / РИА Новости

В Нур-Султане межправительственная комиссия России и Казахстана подвела итоги переговоров, касающихся судьбы космического ракетного комплекса (КРК) «Байтерек» на космодроме «Байконур». Возглавлявшие комиссию заместитель премьер-министра Казахстана Роман Скляр и заместитель председателя правительства России Юрий Борисов остались довольны итогами переговоров, передали в пресс-службе премьер-министра Казахстана.

Россия и Казахстан окончательно определились с перечнем мероприятий и сроками реализации КРК, договорились о создании объектов социальной сферы и обслуживающей инфраструктуры города Байконур. Кроме того, чиновники озаботились вопросом развития экологической безопасности новой площадки и проработали решения по выводу из аренды, списанию и утилизации неиспользуемых объектов комплекса «Байтерек».

«По пунктам повестки дня эксперты нашли взаимоприемлемые решения, что отражено в протоколе заседания межправительственной комиссии», — говорится в сообщении казахстанских властей. Стороны отметили высокий уровень взаимодействия в ходе переговоров.

Что случилось с байконуром. Смотреть фото Что случилось с байконуром. Смотреть картинку Что случилось с байконуром. Картинка про Что случилось с байконуром. Фото Что случилось с байконуром

Что случилось с байконуром. Смотреть фото Что случилось с байконуром. Смотреть картинку Что случилось с байконуром. Картинка про Что случилось с байконуром. Фото Что случилось с байконуром

КРК «Байтерек» — совместный российско-казахстанский проект по созданию новой пусковой площадки на базе космодрома «Байконур». На «Байтереке», который строит Казахстан, к 2023 году планирую начать запуск ракет типа «Союз-5», которую разрабатывает Россия. Параллельно с технической реализацией проекта, правительства приводят в порядок все необходимые документы. «На очереди — ратификация соглашения о предоставлении и условиях использования земельного участка на территории Республики Казахстан в качестве района падения отделяющихся частей ракет-носителей», — рассказал Борисов.

На космодроме Байконур осталось всего 3 стартовых комплекса, 25 лет назад их было 18. Новый проект должен оживить космодром.

Источник

Какие аварии произошли на Байконуре за последние годы и что это значит для космонавтики?

Имиджевые потери «Роскосмоса» могут оставить Байконур без будущего, Россия уже отстаёт от Китая и США. Что будет дальше, неизвестно.

Технологиями доставки людей и грузов в космос владеют всего несколько государств на планете. Поэтому ЧП в этой сфере крайне негативно влияют на имидж той или иной страны. Авария, произошедшая в четверг, по мнению аналитиков, может стоить «Роскосмосу» не только репутации и коммерческих заказов, но и в целом перспектив. Байконур как главная стартовая площадка, находящаяся в аренде у северного соседа, с 2019 года больше не будет монополистом в пилотируемой космонавтике. Informburo.kz решил разобраться в происходящем и дать оценку перспективам старейшего космодрома на планете.

Последствия и причины аварии

До выяснения причин падения ракеты-носителя «Союз-ФГ» с кораблём «Союз МС-10» с космонавтом Алексеем Овчининым и астронавтом Ником Хейгом на борту «Роскосмос» приостановил любые пуски ракет с пилотируемыми кораблями. Расследованием инцидента займётся специальная комиссия. Глава NASA Джим Брайденстайн пообещал, что американская сторона проведёт своё тщательное расследование инцидента на Байконуре.

Одной из вероятных причин нештатной ситуации анонимные источники в ракетно-космической отрасли России назвали плохое крепление при отделении блоков второй ступени, одно из которых могло зацепить центральный блок и тем самым спровоцировать потерю ориентации второй ступени, в конечном итоге приведшую к срабатыванию аварийного выключения двигателей второй ступени. Производитель двигателей первой и второй ступеней ракеты «Союз-ФГ», самарское предприятие «Кузнецов», отказался комментировать СМИ случившееся до полной расшифровки данных телеметрии.

Что случилось с байконуром. Смотреть фото Что случилось с байконуром. Смотреть картинку Что случилось с байконуром. Картинка про Что случилось с байконуром. Фото Что случилось с байконуром

Инцидент 11 октября стал единственным за последние 35 лет сначала в советской, а затем и в российской пилотируемой космонавтике. Но аварии случались не только с «Союзами», но и с так называемыми гептиловыми убийцами – ракетами семейства «Протон».

5 апреля 1975 года – «Союз-18-1»

Корабль «Союз-18-1» стартовал на одноимённой ракете-носителе с Байконура, чтобы доставить экипаж из двух космонавтов на станцию «Салют-4». Из-за отказа третьей ступени ракеты-носителя полёт закончился в аварийном режиме. На 261-й секунде полёта по программе должно было произойти отделение второй ступени ракеты, однако этого, как и 11 октября 2018 года, не случилось, ракету стало раскачивать. Сработала автоматическая система отделения возвращаемого аппарата от ракеты. Во время спуска космонавты испытали невероятную пиковую перегрузку в 20 g (по другим источникам – даже 26 g).

Что случилось с байконуром. Смотреть фото Что случилось с байконуром. Смотреть картинку Что случилось с байконуром. Картинка про Что случилось с байконуром. Фото Что случилось с байконуром

Спускаемый аппарат приземлился недалеко от границы с Китаем, в Восточно-Казахстанской области на заснеженный склон горы и начал скатываться вниз. За 152 метра до обрыва опасный спуск был прекращён благодаря парашюту, зацепившемуся за растительность. Космонавты, уверенные, что аварийно сели в КНР, чётко следуя инструкции, сожгли документы, касающиеся некоторых экспериментов, которые были запланированы для выполнения на орбите. Спасатели только со второй попытки смогли эвакуировать космонавтов Василия Лазарева и Олега Макарова.

В 2015 году выяснилось, что пилотов эвакуировали всё-таки с территории Монголии. Результаты расследования по традиции тех лет были засекречены.

28 сентября 1983 года – «Союз Т-10-1»

Ровно 35 лет назад произошла последняя в истории пилотируемой советско-российской космонавтики серьёзное ЧП. Космический корабль «Союз Т-10-1» должен был доставить третью основную экспедицию к орбитальной станции «Салют-7», но за 48 секунд до старта произошло возгорание топлива ракеты-носителя. После этого по команде от наземного ЦУПа активировалась система аварийного спасения, отстрелившая спускаемый аппарат с экипажем, который через 5 минут 13 секунд полёта по баллистической траектории и спуска на парашюте приземлился примерно в 4 километрах от стартового комплекса. В истории мировой космонавтики это был единственный случай, когда отстрел спасательной капсулы с космонавтами произошёл прямо на стартовом столе.

Человеческих жертв во время аварии не было. Космонавты испытали серьёзные перегрузки, но обошлось без последствий для их здоровья. Была серьёзно повреждена стартовая площадка, с которой происходили исторически значимые запуски первого искусственного спутника Земли и корабля с первым космонавтом планеты – «Гагаринский старт». Ракета-носитель была полностью уничтожена. Сгорело 180 тонн горючего, была сорвана программа запусков к станции «Салют-7». Пожар на стартовом комплексе был настолько масштабным, что мог добраться до бункера управления и дополнительных ёмкостей с топливом. Аварийно-спасательная группа, использовав всю имеющуюся на космодроме технику, возгорание локализовала. Полностью его ликвидировать удалось только лишь через 20 часов.

«Протон» – закат эпохи гептила

Ракеты-носители тяжёлого класса «Протон» – главные в истории освоения космоса грузовики. Запускались они чаще всего в истории. Все поколения РН «Протон», согласно открытым данным, стартовали с космодрома Байконур 415 раз. Полностью успешными стали 370 пусков, частично успешными – 9, а 36 эпизодов закончились аварией на различных стадиях старта или запуска.

Первым серьёзным инцидентом ракеты-носителя «Протон-К» на заре независимости стала авария второй ступени 27 мая 1993 года. Тогда не удалось вывести на орбиту один из спутников связи, космический аппарат «Горизонт №39Л».

С 1996 года российская сторона, уже 2 года как получившая космодром от Казахстана в долгосрочную аренду, начинает серию коммерческих запусков, которые время от времени заканчиваются неудачами.

5 июля 1999 года – «Протон-К» с РБ «Бриз-М»

Что случилось с байконуром. Смотреть фото Что случилось с байконуром. Смотреть картинку Что случилось с байконуром. Картинка про Что случилось с байконуром. Фото Что случилось с байконуром

Производителем РБ «Бриз-М», как, собственно, и всех ракет серии «Протон», является Государственный космический научно-производственный центр имени Хруничева. Этот центр затем изготовит (в 2006 году) первый национальный спутник связи для нашей страны – KazSat-1, который потом наша страна потеряла. Космический аппарат прослужил чуть больше двух лет из заявленных производителем 15. Казахстанская сторона при этом получила страховые выплаты.

Старты после аварии 5 июля 1999-го возобновили лишь спустя 11 дней, сразу после выплаты российской стороной компенсации. Последний полёт серия ракет-носителей «Протон-К» выполнила 30 марта 2012 года. С 1991 по 2012 год произошло всего три аварии этого поколения грузовиков, чего не скажешь про следующее – «Протон-М». С 2001 по 2018 год на Байконуре произошло сразу 9 крупных ЧП, и каждое заканчивалось крупным межгосударственным скандалом и разбирательством.

5 сентября 2007 – «Протон-М» с РБ «Бриз-М»

Дорогой и современный японский телекоммуникационный спутник JCSAT-11 так и не попал на орбиту. Авария произошла на 129-й секунде полёта. Ракета упала в 40 км от Жезказгана. Обломки космического аппарата упали на территории Казахстана, рассыпавшись в зоне площадью 50 на 18 километров по направлению трассы полёта. По результатам исследований было выявлено локальное загрязнение почвы компонентами ракетного топлива и их производными. Речь про ядовитый гептил. Из-за недовольства казахстанской стороны пуски приостановили больше чем на 2 месяца.

Неразделение первой и второй ступеней ракеты произошло из-за непрохождения команд до пироболтов. Позже выяснилось, что был повреждён кабель на межступенной ферме. Причиной повреждения кабеля оказался некачественный изолирующий слой, то есть первый в истории российской космонавтики серьёзный производственный брак. С этого времени человеческий фактор стал главным виновником космических ЧП.

5 декабря 2010 года – «Протон-М» с РБ «ДМ-03»

Из-за неудачного запуска были утрачены сразу три спутника «Глонасс-М», которые должны были завершить наконец многолетнее формирование российской глобальной навигационной системы ГЛОНАСС. После, казалось бы, удачного старта разгонный блок «ДМ-03» производства РКК «Энергия» вместе с космическими аппаратами упал в Тихий океан.

Согласно выводам комиссии, расследовавшей инцидент, все ступени и системы ракеты-носителя «Протон» отработали штатно, а спутники были утрачены, потому что в разгонный блок «ДМ-03» из-за ошибки в формуле расчёта конструкторской документации залили 1,5 тонны лишнего топлива. Неточность в инструкции по эксплуатации системы контроля заправки нашли не сразу.

2 июля 2013 года – «Протон-М» с РБ «ДМ-03»

В 2013 году авария вновь случилась, когда на борту находились три спутника системы ГЛОНАСС. Видео падения ракеты на 32-й секунде после старта и результаты расследования опубликовали все крупные мировые СМИ.

Оказалось, что потеря стабилизации по каналу рыскания произошла из-за нештатного функционирования датчиков угловых скоростей (ДУС). Причиной аварии на десятки миллионов долларов стала неправильная установка датчиков при сборке ракеты ещё в ноябре 2011 года. Датчики были перевернуты на 180 градусов, что привело к получению системой управления ракеты некорректных данных о её ориентации.

Виновных нашли только спустя два года, уголовные и условные сроки получили сразу трое сотрудников уже скандально известного Государственного космического научно-производственного центра имени Хруничева – электромонтажник специзделий, мастер и контролёр.

Ущерб для экологии Казахстана наши чиновники оценили в 14 млрд тенге, а потери России – в 100 млн долларов.

28 апреля 2015 года – «Союз-2.1а» с ГК «Прогресс М-27М»

Стартовавшая с Байконура ракета «Союз-2.1а» не смогла вывести на расчётную орбиту грузовой корабль «Прогресс М-27М». Последний направлялся к МКС. 8 мая того же года он сошёл с орбиты и сгорел в плотных слоях атмосферы, фрагменты корабля упали в воды Тихого океана на 900 км западнее Маркизских островов.

Причина невыхода на орбиту – нештатное разделение третьей ступени «Союза» с «Прогрессом». Комиссия по расследованию аварии выяснила, что ЧП произошло из-за разгерметизации баков носителя с окислителем и горючим. К этому привели недостатки при опытно-конструкторских работах по совместному использованию ракеты и корабля.

Что случилось с байконуром. Смотреть фото Что случилось с байконуром. Смотреть картинку Что случилось с байконуром. Картинка про Что случилось с байконуром. Фото Что случилось с байконуром

Даже американская сторона не смогла воспользоваться российским провалом: полёт космического корабля SpaceX CRS-7 к МКС в июне того же года также закончился неудачей – американский многоразовый грузовой космический корабль Dragon разрушился из-за неполадок ракеты-носителя Falcon 9.

Ещё одна авария с «Прогрессом» произошла позже – 1 декабря 2016, и причина оказалось той же. Речь снова шла о проблеме с баком. По другой версии, был допущен брак при сборке двигателя РД-0110.

Что будет дальше?

Из-за большой нагрузки на действующий экипаж МКС следующий пилотируемый пуск может быть перенесён с декабря на ноябрь. Однако это сделают только после расследования аварии октября. Ситуация некритическая: запасов продовольствия и предметов первой необходимости на Международной космической станции хватит до марта 2019 года. Запуск «Союза-ФГ» и стыковки «Союза МС-10» с МКС застрахованы в российской компании «Согласие». Сумма денежного возмещения составляет 4,65 миллиарда рублей.

Авария и приостановка пилотируемых пусков с российской стороны может спровоцировать масштабный пересмотр программы полётов к МКС со стороны коллег по космонавтике. Кроме того, «Роскосмос» может перенести уже оплаченный и запланированный на апрель 2019-го полёт первого астронавта ОАЭ. Последний сейчас проходит обучение в Центре подготовки космонавтов. Уже допускается отмена выхода космонавтов в открытый космос для обследования внешней поверхности корабля «Союз МС-9». В этом случае речь идёт об ещё одной негативной истории: обнаруженная в августе трещина в корпусе этого корабля спровоцировала утечку воздуха на МКС.

В Казахстане пока неофициально допускают ухудшение экологической обстановки из-за возможного разлива оставшегося керосина из упавших ступеней ракеты. Пока сложно понять объём несгоревшего топлива. Скорее всего, все оставшиеся на хранении ракеты-носители «Союз-ФГ» будут проверены. По итогам расследования причин случившегося российские СМИ не исключают серьёзных кадровых перестановок в руководстве профильной государственной корпорации.

Что случилось с байконуром. Смотреть фото Что случилось с байконуром. Смотреть картинку Что случилось с байконуром. Картинка про Что случилось с байконуром. Фото Что случилось с байконуром

В кадровых перестановках практически нет сомнений. Положение дел поменялось не только в коммерческих запусках, но и в пилотируемой космонавтике. С 2011 года российские корабли «Союз МС» оставались единственным средством доставки людей на МКС, однако уже в 2019 году совершат первые испытательные полёты американские пилотируемые корабли Dragon 2 и Starliner. Dragon 2 – детище компании SpaceX – в беспилотном режиме запустят уже в январе, а в пилотируемом – в июне 2019-го. Корабль Starliner – проект гиганта Boeing – без экипажа запустят в марте, с астронавтами – в августе. Штатные миссии, то есть по графику, у американской стороны запланированы на август и декабрь следующего года.

Почему для казахстанской стороны так критичны имиджевые или иные потери арендатора Байконура? Дело в том, что, потеряв ещё один рынок (вслед за коммерческими запусками космических грузовиков), Россия может недолго задержаться и в лидерах по пилотируемым полётам в космос. Учитывая продление аренды космодрома Байконур и всё-таки создание космического ракетного комплекса «Байтерек», Казахстан надеется на загруженность площадки. Но её может и не быть. Цифры статистики говорят о том, что «Роскосмос» замыкает тройку, а не борется за первое место. В 2018 году на середину октября у Китая 27 запусков, у США – 25, а у России – всего 10, из которых один уже аварийный.

Источник

На «Байконуре» бьют тревогу: космодром погружается в пучину коронавируса

Несмотря на присланный медицинский борт из Москвы

Скандал с госсоветником главы «Роскосмоса» Дмитрия Рогозина Иваном Сафроновым, обвинённым в госизмене, прошёл мимо Байконура.

Что случилось с байконуром. Смотреть фото Что случилось с байконуром. Смотреть картинку Что случилось с байконуром. Картинка про Что случилось с байконуром. Фото Что случилось с байконуром

Честно говоря, жителям и работникам легендарного космодрома сейчас не до этого. Самая главная «тайна» здесь: с каждым днём число заражённых коронавирусом растёт. Дождались вроде бы помощи из «Роскосмоса», прилетел целый самолёт с лекарствами и врачами, но, вероятно, его содержимое либо количество оказалось недостаточным, чтобы переломить ситуацию.

Самолёт из России привёз тест-лабораторию, с помощью которой можно примерно определить масштаб эпидемии и отсортировать «положительных». Ведь ватной палочкой для ПЦР-диагностики ковид не вылечишь, как грустно шутят местные.

С момента, как в «МК» вышла первая публикация о том, что происходит на легендарном космодроме, количество умерших от смертельной инфекции увеличилось в три раза. Всего за неделю! С девяти до двадцати восьми человек. Только сегодня ночью скончалось ещё двое. Ни для кого не секрет, что именно заражённые казахстанцы стали причиной эпидемии.

Охраняемый КПП, пропуска, да и вообще отдаленность от Центральной России, были уверены байконурцы, сделают свое дело — болезнь не пройдет. И действительно до конца мая здесь было относительно спокойно. Однако положение резко ухудшилось, когда в местную больницу доставили вахтовиков из Атырауской области. Инфицированных ковидом было пятеро.

Целых пятеро «нулевых пациентов», тогда как в 1918-м году пресловутая «испанка» началась и вовсе с одного больного. Как могло случиться, что в закрытом городе, являющимся гордостью российской космонавтики, допустили подобную ситуацию?

Объяснили, что, дескать, все заболевшие были казахстанцами, но с пропиской на в Байконуре, поэтому отказать в госпитализации им было нельзя. Почему не могли запретить въезд лицам с опасным диагнозом? Посадить на карантин? Созвониться, наконец, с Москвой и объяснить, что вот есть такая проблема и она чревата опасными последствиями, что делать?

Вскоре число больных в Байконуре начало расти в геометрической прогрессии. Не хватало врачей, медсестёр, ИВЛ и КТ. Конечно, этот город не предрасположен к тому, чтобы в нем лежали в стационаре с вирусными пневмониями, у него другое, высокое предназначение. Запускать ракеты в небо. Только в июле намечено два коммерческих пуска. И что теперь? Отменять?

С 27 июня здесь заново объявлен строгий карантин. Теперь въезд и выезд на Байконур разрешён только по спецпропускам, выданных Управлением безопасности и режима администрации или Государственной корпорацией «Роскосмос». Покинуть город можно также в исключительных случаях, например, на похороны.

Нам передали видео из местного госпиталя. Стенающие, кашляющие люди на матрасах в больничном коридоре, привязанные к капельницам, составляющие единое целое с ними.

Когда из Москвы прибыл самолёт с помощью, первое, что сказали здешние руководители журналистам на камеру: «В принципе, хорошо, что прилетели, но у нас и у самих все есть». Да, именно так и сказали. И что делать дальше, куда бежать, байконурцы не знают. Самое поразительное, что пока в столице в «Роскосмосе» ловят шпионов, подлинных или мнимых, на том же Байконуре так никто и не ответил, каким образом в городе допустили вспышку опасного заболевания.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *