Что случилось при царе горохе

Что случилось при царе горохе

Большинство специалистов рассматривают поговорки про царя Гороха как яркий образец народного юмора, свойственного не только русским. Например, поляки говорят про стародавние времена «при короле Гвоздике», чехи — «при короле Сверчке», у испанцев есть «времена при Каштане», а у немцев — «лето Табаково» (по аналогии с «летом Господним»). В украинском, белорусском и русском фольклоре известны «заместители» царя Гороха. Этнографам встречались поговорки «при царе Хмеле», «при царе Косаре» (от слова «Цезарь»), «при царе Тимке». Поминали таким шутливым образом и исторических личностей: «еще когда Ермак Сибирь брал», «при царе Сасе (курфюрсте Саксонском) наелись хлеба и мяса, а как пришел Понятовский (король Польши), то пошло всё по-чертовски». В том же сатирическом ключе трактуется выражение «шут гороховый». Первоначально так называлось огородное пугало, которое выставляли на гороховых полях. Но со временем царь Горох и шут гороховый стали персонажами одного ряда.

Другая гипотеза о происхождении царя Гороха связана с упоминанием персонажа в волшебных сказках. Одна из версий русской сказки «Три царства — медное, серебряное и золотое» начинается так: «В то давнее время, когда мир божий наполнен был лешими, ведьмами да русалками, когда реки текли молочные, берега были кисельные, а по полям летали жареные куропатки, в то время жил-был царь по имени Горох с царицею Анастасьей Прекрасною; у них было три сына-царевича».

В сказке правление царя Гороха лишено юмористической окраски, оно описывается как прекрасное волшебное время. Правда, значительно чаще в русских, белорусских и украинских сказках встречается другой персонаж — Покатигорошек. Обычно он рождается у вдовы, в некоторых вариантах после того, как она съедает горошину. В северно-русской сказке «Окати-Горошек» сказано: «В одном городе жила вдова. И забеременела. Принесла она сына. Растет сын не по дням, а по часам. Как начнет баловаться — кого за руку — рука прочь, кого за ногу — нога прочь, кого за голову — голова прочь. » Богатырь вырастает в считанные дни и отправляется вызволять царских дочерей или собственных братьев и сестер, похищенных Змеем. Во многих сказках Покатигорошек женится на царевне и сам становится царем. Из-за этого возникло предположение, что царь Горох — тот самый Покатигорошек, принявший новое имя в качестве правителя.

Третья версия истории царя Гороха опирается на исторические данные. Например, академик Борис Рыбаков видел в сказках о Покатигорошке и трех царствах — медном, серебряном и золотом — память о завоеваниях VIII–VII веков до нашей эры. Тогда кочевники киммерийцы принесли в Причерноморье и Малую Азию железо. По мнению Рыбакова, сказки сохранили подробности и более позднего времени — первого тысячелетия нашей эры.

Большинство специалистов рассматривают поговорки про царя Гороха как яркий образец народного юмора, свойственного не только русским. Например, поляки говорят про стародавние времена «при короле Гвоздике», чехи — «при короле Сверчке», у испанцев есть «времена при Каштане», а у немцев — «лето Табаково» (по аналогии с «летом Господним»). В украинском, белорусском и русском фольклоре известны «заместители» царя Гороха. Этнографам встречались поговорки «при царе Хмеле», «при царе Косаре» (от слова «Цезарь»), «при царе Тимке». Поминали таким шутливым образом и исторических личностей: «еще когда Ермак Сибирь брал», «при царе Сасе (курфюрсте Саксонском) наелись хлеба и мяса, а как пришел Понятовский (король Польши), то пошло всё по-чертовски». В том же сатирическом ключе трактуется выражение «шут гороховый». Первоначально так называлось огородное пугало, которое выставляли на гороховых полях. Но со временем царь Горох и шут гороховый стали персонажами одного ряда.

Другая гипотеза о происхождении царя Гороха связана с упоминанием персонажа в волшебных сказках. Одна из версий русской сказки «Три царства — медное, серебряное и золотое» начинается так: «В то давнее время, когда мир божий наполнен был лешими, ведьмами да русалками, когда реки текли молочные, берега были кисельные, а по полям летали жареные куропатки, в то время жил-был царь по имени Горох с царицею Анастасьей Прекрасною; у них было три сына-царевича».

В сказке правление царя Гороха лишено юмористической окраски, оно описывается как прекрасное волшебное время. Правда, значительно чаще в русских, белорусских и украинских сказках встречается другой персонаж — Покатигорошек. Обычно он рождается у вдовы, в некоторых вариантах после того, как она съедает горошину. В северно-русской сказке «Окати-Горошек» сказано: «В одном городе жила вдова. И забеременела. Принесла она сына. Растет сын не по дням, а по часам. Как начнет баловаться — кого за руку — рука прочь, кого за ногу — нога прочь, кого за голову — голова прочь. » Богатырь вырастает в считанные дни и отправляется вызволять царских дочерей или собственных братьев и сестер, похищенных Змеем. Во многих сказках Покатигорошек женится на царевне и сам становится царем. Из-за этого возникло предположение, что царь Горох — тот самый Покатигорошек, принявший новое имя в качестве правителя.

Третья версия истории царя Гороха опирается на исторические данные. Например, академик Борис Рыбаков видел в сказках о Покатигорошке и трех царствах — медном, серебряном и золотом — память о завоеваниях VIII–VII веков до нашей эры. Тогда кочевники киммерийцы принесли в Причерноморье и Малую Азию железо. По мнению Рыбакова, сказки сохранили подробности и более позднего времени — первого тысячелетия нашей эры.

Источник

Это было при царе Горохе, или немного допотопной географии

Что случилось при царе горохе. Смотреть фото Что случилось при царе горохе. Смотреть картинку Что случилось при царе горохе. Картинка про Что случилось при царе горохе. Фото Что случилось при царе горохе

Что случилось при царе горохе. Смотреть фото Что случилось при царе горохе. Смотреть картинку Что случилось при царе горохе. Картинка про Что случилось при царе горохе. Фото Что случилось при царе горохе

Что случилось при царе горохе. Смотреть фото Что случилось при царе горохе. Смотреть картинку Что случилось при царе горохе. Картинка про Что случилось при царе горохе. Фото Что случилось при царе горохе

Возможно. Но не факт. Правда если вы верите в то, что Санкт-Петербург построен Петром Первым, то далее советую не читать.

В этой статье я не преследую цели доказывать тот факт, (а это факт, а не предположение) что Петербургу во много раз больше лет, чем заявляют традиционные историки. Просто, берём за основу именно понимание того, что люди были не дураки, чтоб строить столицу с нуля у чёрта на куличках, в болоте. И объяснения этой глупости строительством «окна в Европу», не выдерживают никакой критики, потому, что даже во времена Петра моряки и купцы ненавидели дорогу,через это так называемый «морской порт». Ни одно морское судно в те времена не могло пробиться ближе Кронштадта, где товары приходилось перегружать на лодочки, чтоб потом развозить по городу.

Тот факт, что планировка города столь совершенна, и явился основой, насущной необходимостью создания мифа о юности города. Не укладывается у современного человека, как можно планировать без архитекторов и геодезистов, да на таком уровне, что обзавидуешься. Невозможно себе представить, что в то время, как города застраивались хаотично, без всякой системы, уже мог существовать город с идеально прямыми проспектами и улицами, канализацией и водопроводом. Сравните хоть с той же Москвой. Это же просто «шанхай». На её кривых изогнутых улочках голову сломишь, и компас не поможет, чтоб не потеряться. То-же и с Киевом, Новгородом, Псковом, Ярославлем, да с любым древним городом. Строительство было хаотичным, спонтанным, кто во что горазд. И тут вдруг такое. Не объяснить это несоответствие в уровне существующих технологий. А чего стоят габариты помещений?

Первым делом, я решил проверить, куда же смотрит вершина петербургской «пирамиды». «Поехал» по улице Гороховой, сквозь Адмиралтейство,

Что случилось при царе горохе. Смотреть фото Что случилось при царе горохе. Смотреть картинку Что случилось при царе горохе. Картинка про Что случилось при царе горохе. Фото Что случилось при царе горохе

«пролетел» над рестораном «Старая таможня» на Васильевском острове и, как и предполагал.

Что случилось при царе горохе. Смотреть фото Что случилось при царе горохе. Смотреть картинку Что случилось при царе горохе. Картинка про Что случилось при царе горохе. Фото Что случилось при царе горохе

. Оказался в Гренландии. Очень может быть, что царь Горох тут когда-то мог жить, если предположить, что гора Меру, на вершине которой лестница в божественный Ирийский сад, скрывается под толщей льдов. А какое же имя может хоть отдалённо иметь отношение к Гороху?

Что случилось при царе горохе. Смотреть фото Что случилось при царе горохе. Смотреть картинку Что случилось при царе горохе. Картинка про Что случилось при царе горохе. Фото Что случилось при царе горохе

Хор, Гор (ḥr — «высота», «небо») — бог в древнеегипетской мифологии, сын Исиды и, предположительно, Осириса. То есть такой же родственник Бога солнца Ра, такой-же полу-сокол (полу-рурик), как наш родной Бог Хорсъ.

Что случилось при царе горохе. Смотреть фото Что случилось при царе горохе. Смотреть картинку Что случилось при царе горохе. Картинка про Что случилось при царе горохе. Фото Что случилось при царе горохе

На первый взгляд, сходство звучания «Хорс» и «Горох», кажется несколько притянутым, но только на первый. Если знать по каким правилам происходит чаромутие, то-есть мутация слов, при заимствовании из одного языка в другой, а так же в течение времени, то уже не таким и странным кажется это видоизменение.

Ну ладно, давайте-ка отправимся в противоположную сторону, куда приведёт нас улица Гороховая?

И тут просто откровение. Мы попали в Объединённые Арабские Эмираты, прямо в Абу- Даби.

Что случилось при царе горохе. Смотреть фото Что случилось при царе горохе. Смотреть картинку Что случилось при царе горохе. Картинка про Что случилось при царе горохе. Фото Что случилось при царе горохе

Что случилось при царе горохе. Смотреть фото Что случилось при царе горохе. Смотреть картинку Что случилось при царе горохе. Картинка про Что случилось при царе горохе. Фото Что случилось при царе горохе

В предчувствии открытия, я отложил на потом путешествие по Гороховой улице, и устремился с вершины афинской «пирамиды» вверх, навстречу неизвестности, хотя я уже был почти уверен в том, что линии пересекутся в Гренландии.

Что случилось при царе горохе. Смотреть фото Что случилось при царе горохе. Смотреть картинку Что случилось при царе горохе. Картинка про Что случилось при царе горохе. Фото Что случилось при царе горохе

То, что я обнаружил, стало настоящим шоком. Улица Афины, в Афинах упёрлась точненько в шпиль Адмиралтейства в Петербурге!

Что случилось при царе горохе. Смотреть фото Что случилось при царе горохе. Смотреть картинку Что случилось при царе горохе. Картинка про Что случилось при царе горохе. Фото Что случилось при царе горохе

Это открытие взбудоражило память, заставило провести аналогии, и вывод оказался ошеломительным. Петербург и Афины построены ОДНИМИ И ТЕМИ ЖЕ СТРОИТЕЛЯМИ. Вернее будет сказать, что они принадлежат единой культуре. Судите сами:

Что случилось при царе горохе. Смотреть фото Что случилось при царе горохе. Смотреть картинку Что случилось при царе горохе. Картинка про Что случилось при царе горохе. Фото Что случилось при царе горохе

Учёные! Давайте уже, определяйтесь: либо Петербург и Афины ровесники, либо вам всем пора дипломы аннулировать, за профнепригодность.

Ладно. Полдела сделано. Осталось выяснить только, Петербург был построен в античность, или Афины в восемнадцатом веке. Хороший вопрос, но нам нужно успеть закончить прогулку по Воскресенскому проспекту.

Что случилось при царе горохе. Смотреть фото Что случилось при царе горохе. Смотреть картинку Что случилось при царе горохе. Картинка про Что случилось при царе горохе. Фото Что случилось при царе горохе

Вот так вот. Попали прямиком в Египет, и не куда-нибудь на задворки, а в саму Гизу!

Что случилось при царе горохе. Смотреть фото Что случилось при царе горохе. Смотреть картинку Что случилось при царе горохе. Картинка про Что случилось при царе горохе. Фото Что случилось при царе горохе

Вот и встретились Петербургская и пирамида, и Великие египетские.

Что случилось при царе горохе. Смотреть фото Что случилось при царе горохе. Смотреть картинку Что случилось при царе горохе. Картинка про Что случилось при царе горохе. Фото Что случилось при царе горохе

Теперь понятно, что ничего случайного не бывает. Все эти сфинксы по всему Питеру. Это же не просто так! Это настолько непросто, что не укладывается в голове. Как могли строители Петербурга так точно указать направление, а главное для чего!? Думаю, что тут не просто символизм и подсказка. В этом необходимо искать рациональное зерно. Тут явно не пахнет, даже, мистикой и эзотерикой. Тот кто это всё строил, знал как это всё работает. Единственное предположение, которое приходит в голову современному человеку, так это то, что мы наблюдаем какой-то неведомый нам вид передачи энергии, или информации. Хотя, может быть я путаю причины и следствия. Может быть наоборот, какая-то неизвестная сила подчиняет своим законам жизнедеятельность человека на Земле? А прогуляемся-ка по последнему ребру «пирамиды». Сюрпризы то, наверняка не закончились!

Что случилось при царе горохе. Смотреть фото Что случилось при царе горохе. Смотреть картинку Что случилось при царе горохе. Картинка про Что случилось при царе горохе. Фото Что случилось при царе горохе

Что случилось при царе горохе. Смотреть фото Что случилось при царе горохе. Смотреть картинку Что случилось при царе горохе. Картинка про Что случилось при царе горохе. Фото Что случилось при царе горохе

Чья бы не была эта погрешность, у меня глаз не алмаз, или строители Невского промахнулись, но на нашем пути случайно оказалась гора Кайлас. Самая загадочная вершина в мире. По легенде, в её недрах дремлют в состоянии сомати могучие великаны, своеобразный ковчег, с «образцами жителей» исчезнувшей цивилизации. Хоть никто из европейцев не признаётся, что видел их, но отрицать, что что-то там есть, совершенно неразумно.

Что случилось при царе горохе. Смотреть фото Что случилось при царе горохе. Смотреть картинку Что случилось при царе горохе. Картинка про Что случилось при царе горохе. Фото Что случилось при царе горохе

Что случилось при царе горохе. Смотреть фото Что случилось при царе горохе. Смотреть картинку Что случилось при царе горохе. Картинка про Что случилось при царе горохе. Фото Что случилось при царе горохе

Что случилось при царе горохе. Смотреть фото Что случилось при царе горохе. Смотреть картинку Что случилось при царе горохе. Картинка про Что случилось при царе горохе. Фото Что случилось при царе горохе

Воот! Нужно пальцем показать, чтоб вы убедились, что врут вам всё про ангелов. Пожалуйста! Женщина по имени Гавриил! И не рядовой ангел, а офицер! Архангел! Теперь вспомним, кто там у нас на Александрийской колонне, по соседству с Адмиралтейством?

Что случилось при царе горохе. Смотреть фото Что случилось при царе горохе. Смотреть картинку Что случилось при царе горохе. Картинка про Что случилось при царе горохе. Фото Что случилось при царе горохе

Что случилось при царе горохе. Смотреть фото Что случилось при царе горохе. Смотреть картинку Что случилось при царе горохе. Картинка про Что случилось при царе горохе. Фото Что случилось при царе горохе

Многие ли из вас готовы с уверенностью сказать, что понимаю, что на картинке? Нет. Потому, что не обязательно, не положено даже, знать это всем. На то есть специалисты. Теперь снова вернитесь к фото городов снятых с высоты птичьего полёта. Улавливаете сходство? А ведь вероятно, что оно не просто внешнее. Города это такие же печатные платы, даже детали на них установлены в точности как на электронных блоках. Те-же конденсаторы, чипы, катушки, диоды, триоды, септоды и т.д.

Что случилось при царе горохе. Смотреть фото Что случилось при царе горохе. Смотреть картинку Что случилось при царе горохе. Картинка про Что случилось при царе горохе. Фото Что случилось при царе горохе

Источник

Что случилось при царе горохе

Что случилось при царе горохе. Смотреть фото Что случилось при царе горохе. Смотреть картинку Что случилось при царе горохе. Картинка про Что случилось при царе горохе. Фото Что случилось при царе горохе«Да, когда же жилъ этотъ царь Горохъ?»
— Съ допотопныхъ дней слѣдъ объ немъ заглохъ
П.А.Вяземский

Про Покатигорошка и царя Гороха. Следы племенного эпоса в фольклоре восточных славян

В теории, вероятность бытования у восточных славян эпоса до образования Киевской Руси допускают многие историки, в статье предпринимается попытка раскрытия этой темы.

Автором исследованы данные русского, украинского и белорусского фольклора, касающиеся персонажей с «гороховыми» именами с целью выяснения их взаимосвязей.

Древность персонажа по имени царь Горох осознаваемая и постулируемая носителями фольклора находит подтверждение в средневековых европейских анналах, излагающих народные предания об отцах-основателях первых государств с именами того же стилистического ряда.

Деяния героев восточнославянского фольклора с именем Горох выстраиваются в цепь взаимосвязанных эпизодов, подобно тому, как смогли выстроится в единое произведение Калевала разножанровые карело-финские песни (эпические, лирические и магические), собранные и упорядоченные Э. Ленноротом.

В работе показана высокая вероятность существования у восточных славян в раннее Средневековье эпоса о реальном народном герое по имени Горох.

Персонажи с именем Горох / царь Горох встречаются в нескольких жанрах восточнославянского фольклора: пословицах, поговорках, сказках и песнях. Имя царя в поговорках и сказках одного сюжета может меняться, например, вместо общего для русских, украинцев и белорусов фразеологизма о древних временах «при царе Горохе» (с вариантами) в локальных традициях говорят «при царе Копыле», «при царе Косаре» и пр. В волшебных сказках «замещать» Гороха могут персонажи Медвежье ушко, Иван-царевич и др.

Однако, ни одно из других имен героев аналогичных тем и сюжетов не имеет такой многожанровой распространенности, как имя Горох. То есть о Медвежьем ушке нет песен и поговорок, о царе Копыле нет сказок и песен и.т.д. По популярности имен персонажей различных жанров восточнославянского фольклора в целом, имя Горох уступает другим именам, например имени Иван. Но большинство персонажей по имени Иван это различные герои с одинаковым именем и их приключения нельзя разместить в логической последовательности.

А.Ф. Журавлев считает, что «Поиски подлинных исторических лиц и событий, стоящих за теми или иными выражениями рассматриваемого ряда, могут быть не лишенными оснований. Например, украинское за короля Сибка (як була земля тонка, що носом проб’еш, та й води ся нап ‘cut) связывается с именем польского короля Яна Собеского. Польский фразеологизм za krola Sasa объясняется памятью о польском короле Августе II, курфюрсте Саксонском; он перенят и украинским фольклором: За царя Саса. нашись люде хлгба й м’яса; а як настав Понятовсъкий [последний польский король], то все й niuuio по-чортовсъкш..; За царя Саса, modi добре було: Ьк. хлгб, хоч роспережи паса [«распояшься»] и под.

В «Повести временных лет», источнике XII века упоминается основатель Киева перевозчик или ловец Кий, то есть Колотушка (деревянный молот), имена его братьев и сестры такие же короткие и смешные нашему уху, но их этимология менее ясна. В кельтских преданиях Уэльса встречаем имена Ольха, Шепот, Поросенок, Синева, Стекло и др. Все вышеперечисленные легендарные персонажи предположительно жили не позднее V – VII вв. н.э.

Имена исторических личностей продолжают этот ряд: вождь антов Бус / Бож (IV век) носил имя со значением «серый» (или сокращение от Божемир, Божеслав); имя императора Карла (VIII век) означает «мужчина»; нитранский князь Прибина (IХ век) имя, означающее «нагулянный, незаконнорожденный», имя его сына – Коцел скорее всего означает «козел».

Разумеется, в рассматриваемое время IV – IХ вв. н.э. у европейских народов наряду с именами Репка, Ольха, Вода, Козел и прочими существовали и более поэтические имена: Беовульф (Пчелиный волк/ Медведь), Межимир (Разделяющий мир), Хлодвиг (Славный воин), Сванхильда (Лебединая битва) и прочие, известные из письменных источников. Однако хорошо просматривается тенденция: с течением времени «простые» имена (производные от существительных) заменяются именами более высокого значения, обычно двухчастными.

Примерно к XII веку простые имена исчезают в среде знати, сохраняясь в народной среде. И как современные имена Лев, Карп, Вера, Любовь не ассоциируются у нас с соответствующими существительными и не кажутся нам «смешными», так и личное имя Горох в определенный временной период было вполне обычным и его мог носить правитель. Это подтверждает нередкая в наши дни фамилия Горохов/Горохова в большинстве случаев произошедшая от прозвища или личного имени Горох и русский баронский род польского происхождения – Горох.

Возможно, память о царе Горохе сохранилась в поговорке шут гороховый. А.Ф. Журавлев по поводу этого пишет: «Нет резона оспаривать мысль, что изначально оно синонимично фразеологизму чучело гороховое (то есть непосредственно «пугало на гороховом поле»). Однако фразеология часто многослойна, допускает разнонаправленные связи, позднейшие смысловые пересечения. Мы можем осторожно предположить, что косвенным образом, во вторичном сближении, шут гороховый с царем Горохом сопряжены: фигура шута-острослова при монархе слишком популярна, чтобы ассоциации такого рода не оказались возможными».

На этом фоне война царя Гороха с грибами обретает вероятность метафорического намека на некие реальные военные действия аналогично тому, как приведенная в летописях пословица «Пищанцы волчьего хвоста бегают» указывает на разгром радимичей киевским воеводой Волчий Хвост в 984 году на реке Пищане. Если бы в Ипатьевской и Лаврентьевской летописях не было упоминания об этом историческом персонаже и событии, а поговорка сохранилась, то для нас был бы не ясен ее двойной смысл, мы понимали бы ее как описание непонятного избегания пищанцами реальных волчьих хвостов. В русском фольклоре сохранился эпизод подготовки грибов к военному конфликту с царем Горохом.

3. Песни. Варианты текста с условным названием «Война грибов», систематизаторы отнесли к сказкам выделив одноименный сюжет, однако В. Даль приводя один из текстов в своем сборнике «Русские народные сказки» замечает: «Это скорее песня, чем сказка; встречается в сборниках песен». У Шейна две песни имеют рефрены, что предполагает по крайней мере ритмичное произношение. Тексты поданы в ироническом ключе, в них описывается «мобилизация» грибов, большинство из которых воевать отказываются.

По некоторым косвенным данным можно осторожно предположить исход этой битвы – проигрыш царя Гороха. Несмотря на то, что в большинстве случаев семантика гороха в народной традиции положительна (изобилие, множественность), имеются и следующие факты: отказ в сватовстве выражался преподнесением горохового венка, скомороху предназначалась «плата – гороху лопата», то есть ничтожно малое поощрение потому что «горох да репа – завидное дело, кто мимо идет, тот сорвет», то есть скомороху дали продукт, находящийся в свободном доступе, то, что скоморох мог бы и сам себе добыть не работая по найму. Ряженые шут гороховый и гороховый медведь, завернутые в гороховую солому пугали народ на Святки и Масленицу, над ними смеялись.

Такие символические знаки отторжения, проявленные с помощью гороха в эпизодах архаичных действ (свадьбы и календарные праздники) не могли возникнуть случайно. Возможно, они намекали на некое всем известное происшествие, мифическое или историческое в котором горох потерпел крах. Преподнеся жениху гороховый венок как бы говорили ему: «прогоняем тебя, как гнали царя Гороха».

Что случилось при царе горохе. Смотреть фото Что случилось при царе горохе. Смотреть картинку Что случилось при царе горохе. Картинка про Что случилось при царе горохе. Фото Что случилось при царе горохеАрхеологически наследие вятичей в культуре их потомков прослеживается до XVII века и, как было отмечено выше, аналогичные иронические тексты были записаны в это же время. Можно предположить, что песни с сюжетом «Война грибов» есть реликт фольклора вятичей.

Актуальность темы войны растений в племенной, раннесредневековый период подтверждает валлийская поэма «Битва деревьев», записанная в IХ – Х веках. В поэме от лица барда Талиесина (VI век) описывается битва различных пород деревьев, относящихся к темным и светлым богам. Показательно, что жители Уэльса считали, что соседняя Ирландия является «нижним миром» откуда и являются силы зла.

Утверждается, что эпическое сражение случилось из-за пустой причины, «из-за косули, чибиса и борзой», то есть и в этом произведении просматривается ирония. Помимо мифологического аспекта в поэме прослеживается вероятность описания некой древней битвы кельтских племен валлийцев с ирландцами, метафорично обозначенных различными растениями с мифологической символикой нижнего и верхнего миров.

Горох можно есть после Ильина дня, а это период Громовержца, сухие зерна в погремушках звучат как гром, сыпучесть гороха ассоциировалась со слезами, потоками воды и т.п. То есть с мифологической точки зрения война грибов с горохом есть противостояние Ярилы и Перуна.

4. Сказки. В волшебных сказках словосочетание царь Горох встречается только в двух русских сказках, в обеих – единожды, обе сказки носят явные следы литературной обработки.

Второе упоминание находим в «Сказке о Василисе золотой косе, непокрытой красе и об Иване-Горохе» с сюжетом «Брат спасает от змея сестру и братьев», автор называет главного героя то Иваном-Горохом, то просто Горохом. В самом конце сказки находим: «Иван по смерти отца принял царский венец, правил со славой державой, и в роды родов славилось имя царя Гороха».

То есть в сказке описана история воцарения богатыря- змееборца с именем Горох / Иван-Горох. Мы не знаем, был ли упомянут царь Горох в исходном народном варианте, скорее всего нет, потому что сюжет «Брат спасает от змея сестру и братьев» обычно заканчивается возвращением героев домой, не женитьбой. И все же следует отметить, что человек, литературно обработавший эту сказку в начале ХIХ века отлично владел материалом.

Дело в том, что герой восточнославянских сказок с «гороховым» именем прочно связан не только с сюжетом «Брат спасает от змея сестру и братьев», но и с сюжетом «Три царства…», и он в большинстве случаев заканчивается женитьбой и воцарением главного героя. То есть автору обработки были известны и сказки с воцарением героя с именем Горох, и поговорка о временах царя Гороха.

В волшебных сказках более распространена другая форма имени героя рассматриваемых сюжетов – Покатигорошек (варианты: Кати-Горошек, Иван-Покати-Горох, Перекати-Горошинка, Окати-Горошка, Коты-горошок, Кацi-горошык, Катигорошинка, Катигорошка), однако в источниках встречаются и такие варианты имени, как Горошина, Горошинка, Горiшок (укр.), Горошок (бел.), Иван-Горох, Иван-Горошко.

И хотя в сказках преобладают имена с упоминанием катания гороха мы имеем основания считать историю чудесного рождения, подвигов и воцарения молодого Покатигороха рассказом о «юношеском периоде» жизни царя Гороха, так как в древности имена менялись и видоизменялись в зависимости от жизненных обстоятельств.

Отметим также что история чудесного рождения героя от проглоченной его матерью горошины (часто попавшей в воду для питья) имеет вполне ясные указания на то, что он незаконнорожденный. О забеременевших незамужних женщинах говорили «гороху объелась», проводя аналогию между большим животом беременной и животом, раздутым от газов, вызываемых горохом. В некоторых вариантах сказки мать героя прямо названа девкой или вдовою. Спасенные Катигорохом братья проявляют к нему агрессию и вынуждают героя уйти из семьи, такое поведение может быть объяснено тем, что братьев не устраивал факт незаконного рождения их единоутробного брата.

В двух волшебных сказках богатыри Горох и Гороховик являются спутниками главных героев – Медвежьего Ушка и «лыцаря» Давидоновича, они вместе совершают подвиги. И только одна сказка является новеллистической, более поздней, в ней Горiшок это трехлетний пронырливый хлопчик, обманывающий барина, чумаков и богатого дядю. Сказки про богатыря Покатигороха были наиболее популярны в Малороссии, возможно имя, данное рассказчиком мальчику – авантюристу есть антитеза имени богатыря Гороха.

Мы видим, что в восточнославянских сказках, песнях, пословицах и поговорках с упоминанием человека по имени Горох речь может идти об одном и том же персонаже в разных ситуациях, и эти ситуации соответствуют биографиям многих эпических и исторических героев древности: чудесное рождение, богатырские подвиги, женитьба, воцарение и царствование с типичным сопровождением средневекового правителя – шутом и военными походами на соседей.

В I веке н.э. Тацит описал германские племена и сообщил о том, что у них имелись песни о предках и вождях, которые заменяли историю и это была общая тенденция для многих народов на определенной стадии развития общества. Отрицать наличие у соседних с германцами славянских племен подобных произведений нет никаких причин, тем более на фоне выявленной истории царя Гороха.

Богатырь Покатигорох и царь Горох – это бренды восточных славян, у соседних славянских народов таких персонажей нет, фольклорные сюжеты и мотивы с их участием являются общемировыми и архаичными. Налицо следы племенного, до государственного эпоса восточных славян, отражавшего многовековое противостояние полян с древлянами, вятичами и другим племенами лесной зоны.

Мы полагаем, что единой восточнославянской эпопеи о герое по имени Горох не существовало, как не существовало единого связанного нарратива об одном из главных персонажей валлийского фольклора короле Диведе Пуйлле, карело-финском эпическом герое Вяйнемёйнен и многих других.

В восточнославянском фольклоре, как и в кельтском, и в карело-финском, имели место только отдельные разножанровые произведения о приключениях и деяниях одного и того же героя, а общая картина жизни героя существовала в ментальном виде. Наиболее актуальным временем для реального существования героя такого типа является первая половина I тыс. н.э. и ранее.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *