Что случилось на казахском

«В России знают, к чему это приведет». Что происходит с русским языком в Казахстане

В Госдуме обсудят дерусификацию Казахстана

Что случилось на казахском. Смотреть фото Что случилось на казахском. Смотреть картинку Что случилось на казахском. Картинка про Что случилось на казахском. Фото Что случилось на казахском

Мажилис (нижняя палата) парламента Казахстана на этой неделе одобрил внесение изменений в некоторые законодательные акты республики по вопросам визуальной информации.

Они предполагают, что теперь бланки негосударственных организаций, реклама, меню и уличные обозначения (в том числе географические топонимы) обязательно оформляются только на казахском языке.

Остальные языки, включая русский, — используются только «при необходимости». Законопроект также закрепляет нормы по написанию текстов и верного перевода кинокартин.

По мнению разработчиков документа, новые правила «помогут способствовать недопущению социальной напряженности, связанной с неправильным оформлением и неаутентичным переводом визуальной информации, а также создадут благоприятные условия для межконфессионального взаимодействия».

Параллельно руководство страны продолжает процесс перехода национального алфавита с кириллицы на латиницу — этот процесс еще в 2017 году начал первый президент Казахстана Нурсултан Назарбаев. По его первоначальным планам, Казахстан должен был уже к 2025 году перейти на латинский алфавит. Как заявляется — ради модернизации гуманитарной сферы.

Руководитель отдела Средней Азии и Казахстана Института стран СНГ Андрей Грозин ранее в беседе с «Газетой.Ru» говорил, что Казахстану это нужно на самом деле, «чтобы как можно меньше ассоциироваться с русским миром». Кроме того эта реформа, по его мнению, негативно скажется на проживающих в стране около 3 млн русских.

Сейчас официальные сроки окончания реформы отодвигаются на 2031 год, но при этом, по словам Токаева, после 2023 года «два алфавита будут идти рядом».

Ранее упомянутые правила уже одобрил сенат страны, теперь законопроект должен будет подписать президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев.

При этом закрепление обязанности предоставлять информацию в некоммерческом секторе только на казахском стало лишь еще одним в череде событий, в которых при желании можно заподозрить тенденцию по намеренному вытеснению русского языка в пользу казахского.

Лишние расходы на русский язык

Депутат казахстанского парламента от правящей партии «Нур Отан» Юрий Жулин в разговоре с «Газетой.Ru» однозначно отверг «миф об ущемлении русского языка в Казахстане».

«Сегодня в нашей стране ни на уровне государства, ни на уровне общественного мнения никому не запрещается разговаривать на русском языке. У нас действуют государственные школы с русским языком обучения, на русском языке выходят СМИ. В библиотеках и книжных магазинах свободно распространяется любая литература на русском языке. Согласно Конституции, в государственных организациях и органах местного самоуправления наравне с казахским официально употребляется русский язык.

Скажите, где еще на постсоветском пространстве, за исключением России, такое бережное отношение к русскому языку?» — задается вопросом казахский парламентарий.

При этом он объяснил, что хотя и считать русский язык официальным в Казахстане «не совсем верно», все вывески и названия в государственных органах на казахском и на русском языках будут оставаться обязательными и дальше, так как новые правила касаются в первую очередь коммерческого сектора.

«Но есть объективная реальность — демография и миграция. Согласно недавней переписи населения, численность казахского населения составляет сегодня более 70%. Весь южный и западный Казахстан практически полностью казахоязычный, где русский язык уже, по сути, не используется.

Тогда для чего бизнесу, к примеру, в этих регионах тратить средства на то, чтобы рекламу, вывески, меню, ценники печатать на двух языках, как того сейчас требует закон? Это же лишние расходы.

Поэтому законопроект предусматривает норму, согласно которой все это должно печататься обязательно на государственном — казахском языке. А если есть необходимость, то могут использоваться русский и другие языки. Как раз в тех регионах, где проживает русскоязычное население, русский язык как использовался, так и будет использоваться. Даже не могу представить, какие сложности могут возникнуть у русских в быту», — заверил Жулин.

Кроме того, депутат от «Нур Отана» добавил, что негативно на привлекательность и уважение русского языка в Казахстане влияют периодические оскорбительные и провокационные высказывания отдельных российских политиков, общественных деятелей и журналистов.

«Вот это точно «медвежья услуга» русскому языку. Такие вбросы вызывают негативную реакцию не только у казахов, но и русских, поскольку потенциально способны нарушить межэтническое согласие. И даже заявления официальных российских лиц, которые вынуждены потом дезавуировать подобные провокации, уже не воспринимаются всерьез», — заключил он.

Вперед, в XIV век

Первый заместитель комитета Госдумы по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками Константин Затулин в разговоре с «Газетой.Ru» сказал, что решение мажилиса никак не может приветствоваться Россией.

«Другое дело — как на него реагировать, на каком уровне, насколько остро. Мне кажется, здесь мы должны быть разумными, не обострять отношения, но при этом занять определенную позицию.

Мы, конечно, никак не можем это поддерживать, реально это решение ведет к сокращению употребления русского языка. Мы знаем, к чему это приводит, в том числе в отношениях. Наверное, мы это обсудим в нашем комитете на следующей неделе», — пояснил он.

Другой зампредседателя упомянутого комитета Госдумы и бывший председатель совета министров ДНР Александр Бородай в разговоре с «Газетой.Ru» выразил уверенность, что угроза русскому языку в Казахстане реально существует. Он считает это признаком курса ряда постсовестких республик на отказ от социального устройства, существовавшего последние десятилетия.

«Очень многие бывшие республики Советского Союза устойчиво скатываются к типичным этнократиям малоцивилизованного пошиба. Все они теперь задним числом считают себя «колониями», которые были оккупированы русскими. Хотя мы знаем, что и Российская Империя, и Советский Союз вкладывали финансовые, организационные и другие колоссальные усилия, чтобы принести туда цивилизацию. Но все это, оказывается, было достаточно бесполезно в плане социальных преобразований.

Многие народы хотят жить так, как они жили — в автохтонном режиме, я бы сказал, при родоплеменном строе с некоторыми элементами феодального, — но с современными гаджетами и устройствами. Но в социальном смысле они же остаются такими же, какими были в XIV-XV веках», — сказал Бородай.

По мнению Бородая, к числу таких государств как раз можно отнести Казахстан: с точки зрения технократии государство довольно современное, но в «социальном смысле страна имеет признаки движения по той же самой стезе».

Летом 2021 года в Казахстане появились «языковые патрули», которые проверяли использование казахского языка в магазинах и государственных учреждениях. В некоторых ситуациях активисты на камеру заставляли извиняться русскоязычных граждан страны за их высказывания. Акции прошли во многих крупных городах страны, в том числе Нур-Султане, Алма-Ате, Караганде, Павлодаре, Уральске.

Тогда со стороны России одним из первых на подобные инциденты обратил внимание глава Россотрудничества Евгений Примаков, который уверен, что казахстанские власти «с опаской относятся к своим националистам и стараются лишний раз их не раздражать».

В Казахстане все-таки возбудили против создателя шовинистического YouTube-канала Куата Ахметова уголовное дело, обвинив его в разжигании национальной розни. В сентябре стало известно, что казахский националист перебрался на Украину. Кроме того, заместитель руководителя администрации президента Казахстана Даурен Абаев назвал его деятельность проявлением «пещерного национализма».

«Это и повсеместная отмена русского языка, и проявление все больше элементов казахского национализма и этнократизма. Все это, мягко говоря, настораживает. Другие вопиющие факты касаются не только русского языка, но и жизни там русских, и деятельности правозащитников вроде посаженного Ермека Тайчибекова (в августе суд заключил на 7 лет пророссийского правозащитника, обвиненного в разжигании межнациональной розни — «Газета.Ru»)», — сказал член комитета по делам СНГ.

Он также напомнил, что республики Средней Азии покинуло огромное количество носителей русской культуры, без которых союз с этими странами уже не так прочен и зависит только от взаимной выгоды.

Бородай добавил, что видит определенное сходство между современным Казахстаном и Украиной нулевых годов.

Депутат считает, что Россия может применять для изменения ситуации только свои традиционные инструменты.

«Мне хорошо знаком азиатский менталитет, и, к сожалению, в Азии хорошо понимают только язык силы. Эта сила не обязательно должна быть проявлена, но возможность применения должна быть продемонстрирована. Слабых не уважают. Союзниками России, как говорил Александр III, остаются ее армия и флот, других настоящих союзников у нас, к сожалению, нет», — считает Бородай.

Источник

Притесняют ли русских в Казахстане? История с неожиданным поворотом

На прошлой неделе на меня вышла журналистка одного московского издания и попросила рассказать о жизни этнических русских в Казахстане. Мне прислали вопросы. Начинались они вполне безобидно: как ваши предки попали в Казахстан? Кем вы работаете? А вот дальше началась жара: Притесняли ли вас или ваших родственников? Есть ли дискриминация?

Вопрос о притеснении (под разной формулировкой) повторялся несколько раз. Появилось чувство, что из меня пытаются вытянуть определенный ответ, нужный редакции.

Как я отношусь к казахскому языку и культуре, моя аудитория прекрасно знает. Моя методичка по изучению языка давно разошлась по соцсетям.

Равно как и моя игра на домбре.

Сейчас я опубликую свои ответы московскому изданию, а потом расскажу, что случилось дальше. Потому что история получила неожиданное продолжение.

— Расскажите, как давно вы живете в Казахстане? Как сюда попали ваши предки?

Я родился и живу в Алматы. Предки со стороны мамы жили в Верном с конца XIX века. Родители отца перебрались сюда вскоре после войны.В итоге один дед стал знаменитым в республике фотографом-натуралистом, а второй писателем.

По долгу службы я исколесил почти всю страну, и могу с уверенностью сказать, что использование того или иного языка зависит от региона.

Север нашей страны в основном русскоязычен. Но нужно отметить, что увеличение доли казахского языка постепенно происходит во всех регионах страны. Это естественный демографический и культурный процесс.

— Обязательно ли этническим русским знать казахский язык?

постепенно казахофицируются. Недавно моему другу делали операцию и хирург, взрослый русский дядька, сносно говорил с медсестрой на казахском языке.

Говоря о себе лично, проживая в Алматы или Астане, я могу обходиться русским языком. Однако я серьезно взялся за изучение казахского.

Во-первых, я убеждён, что человек должен знать государственный язык своей страны. Во-вторых, я понимаю, что со временем необходимость в языке будет возникать все чаще. Ну и в-третьих, ещё один язык в копилку знаний никогда не помешает!

— Сталкивались вы когда-нибудь с ситуациями, когда окружающие были против использования русского языка и просили перейти на казахский?

Удивительно, что зарубежные журналисты знают о жизни казахстанцев лучше чем сами казахстанцы, не правда ли?

Затем появляется рояль в кустах и к полемике подключаются политики. Естественно, тут любая тема станет вирусной. С таким же успехом можно было лихо раскрутить youtube канал друида, который, скажем, исцеляет коронавирус калотерапией.

Сложно сказать, кто дергает за эти веревочки, потому что в самой РФ сейчас происходит масса интересных событий: от предстоящих выборов в Государственную Думу, до выдворения из страны стендапера за неугодную шутку. Но лично я бы предпочёл, чтобы оценку внутренним делам Казахстана давали сами казахстанцы. Большое спасибо за переживания, но с этим мы, как говорится, как-нибудь сами. Насколько я знаю, тому парню с патрулями предъявили обвинение в разжигании межнациональной розни.

— Как в целом русские в Казахстане относятся к изучению казахского языка? Есть ли какое-то внутреннее сопротивление?

Ваш вопрос звучит почти как по Мимино: такое внутреннее сопротивление испытывает, что кушать не может!

Язык всегда тесно сплетен с культурой.

Например, многие из нас учили английский по музыке и фильмам, проникаясь к американскому образу жизни. То же самое и с казахским языком. Сегодня благодаря поп-культуре и качественному контенту растет его популярность. И это не сухие госпрограммы, это реальный результат конкуренции в шоу-бизнесе. Мы видим талантливых ребят из

Казахстана, которые задают ритм и становятся кумирами. Скриптонит, Ирина

Кайратовна, Нурлан Сабуров, Иманбек.

Кто-то из зарубежных комиков пошутил: неужели все, за что берутся казахи, получается крутым? Вы можете ради интереса поискать в тиктоке казахстанских русских блогеров, которые ведут контент на казахском языке. Такого становится все больше, и это радует.

— Вы или ваши родственники когда-нибудь сталкивались с дискриминацией или каким-либо ущемлением прав из-за вашей этнической принадлежности?

Пару недель назад мне написал родственник из России. Он прислал ссылку на новость про «языковые патрули», и задал вопрос: у вас в Казахстане все в порядке? Я ответил: у нас да, а у вас? И прислал ему в ответ пару ссылок на последние новости из России.

Когда русский попадает в компанию, где пять казахов, все автоматически переходят на русский язык. А он, в свою очередь, старается вплести в разговор казахские слова. Это человеческое отношение и уважение.

Думаю, вы знаете, что казахский народ исторически состоит из трех жузов. Так вот, русских часто сами казахи называют четвертым жузом. То есть, частью себя.

Потому что за последние века мы вместе пережили столько всего, что превратились в единый казахстанский народ. Ни для кого не секрет, что ментальность российских русских и казахских русских заметно отличается.

PS: Несколько дней назад журналистка, приславшая эти вопросы, была в Алматы.Я решил встретиться и переговорить лично.

Скажу честно, на встречу шёл с боевым настроем, ожидая давление и недопонимание. Но девушка сразу обезоружила: я в

Казахстане уже несколько дней, здесь чудесные люди! Вижу, что наши СМИ скорее всего преследуют определенную цель.

Кажется это действительно чья-то большая игра.

Мы очень мило побеседовали, и на прощание она сказала: есть ощущение, что в редакции будут недовольны ответами казахстанцев.

Почему-то именно эта тема сейчас на личном контроле редактора. Если меня попросят добавить негатива, я уволюсь.

Девушке мое уважение как настоящему журналисту! По ее просьбе не указываю название СМИ. Публикую здесь свои ответы на случай, если они не выйдут в Москве, или выйдут искаженно.

Что случилось на казахском. Смотреть фото Что случилось на казахском. Смотреть картинку Что случилось на казахском. Картинка про Что случилось на казахском. Фото Что случилось на казахском

Пикабушники Казахстана

5K постов 7.3K подписчиков

Правила сообщества

Пост должен иметь хоть какое то отношение к Казахстану!

За что у нас банят:

Я с Актау. Хз где тут какое притеснение кто нашёл?) по роду деятельности с аульскими много пересекаюсь и никаких проблем нет. Казахский понимаю, но не говорю. Как только надо что-то ответить на казахском сразу ступор( хотя потом в голове все проговариваю. У нас клиент есть парень мой курдас, по русски не говорит. Когда приезжает он мне на казахском, я ему на русском. Оба ржём над ситуацией и жмём руки) про языковые патрули вообще узнал с пикабу))) славяне и тюрки веками живут бок о бок. И как любые соседи бывает сримся, но всегда миримся. Так что все звездорасы кто хочек нас поссорить могу сказать только қотағымды жеме анас

2.. Катастрофической убыль населения. в РФ. Уезжают молодые, талантливые, образованные.

Вот и Кремль опять же пугая оставшихся русскоязычных в других республиках, пытается выдавить их оттуда на историческую родину, решив тем самым демографическую проблему.

В последнее время прямо всплеск подобных статей на многих разных ресурсах. Темы угнетения русских в КЗ, дискриминация языка, непонятно откуда взявшийся языковой патруль и все такое. Тут либо мне повезло вертеться в хорошем обществе, где люди в целом адекватны, оценивают друг друга по личностным качествам, а не по нации, но в других местах творится мрак, ад и израиль. Либо подготавливается почва для чего то. И мне от этого тревожно.

Служил в Экибастузе (83-85). 30 км от города. Естественно, в увольнение ездили в город. Было двойственное чувство: как бы меня ни разу никто не трогал и не смотрел косо, Но! За два года убили 4-х солдат нашего батальона. Конечно, может (что очень вероятно) служивые и сами напросились, но факт есть факт. К казахам я отношусь нейтрально: люди, как люди.

Мы видим талантливых ребят из

Казахстана, которые задают ритм и становятся кумирами. Скриптонит, Ирина

Кайратовна, Нурлан Сабуров, Иманбек.

Посмотрел на ютубе по 4 первых видео. Результат:

Причем тут казахский?

Чёт какая то фантастика. Живу на севере и тут уже приколы. Очень похоже на вброс

Что и требовалось доказать

Что случилось на казахском. Смотреть фото Что случилось на казахском. Смотреть картинку Что случилось на казахском. Картинка про Что случилось на казахском. Фото Что случилось на казахском

Не понимаю зачем русскому человеку жить в Казахстане, а тем более учить казахский

Это естественный демографический и культурный процесс.

Во-первых, я убеждён, что человек должен знать государственный язык своей страны.

Таким языком простые люди не говорят.

В сельских клубах Татарстана откроют тик ток хаусы

Что случилось на казахском. Смотреть фото Что случилось на казахском. Смотреть картинку Что случилось на казахском. Картинка про Что случилось на казахском. Фото Что случилось на казахском

Внезапно! Тик ток дошёл до сел. На стенах и дверях сельских клубов в Татарстане стали появляться такие объявления.

Говорят, что проводят даже кастинги!

Кто-то из местных уже вызвался сниматься в видео. Остальные будут ждать что из этого выйдет.

Хотели ли бы вы в своём городе или посёлке такое.

Что случилось на казахском. Смотреть фото Что случилось на казахском. Смотреть картинку Что случилось на казахском. Картинка про Что случилось на казахском. Фото Что случилось на казахском

Вся суть рос. журналистики сегодня себя прекрасно показала

СМИ выдали фотографию случайного мужчины за стрелка из МФЦ

Супруга Сергея начала получать угрозы. По данным канала, она восстанавливается после инфаркта и публикация снимка мужа в новостях повлияла на ее состояние.

В разговоре друг Сергея также подтвердил, что мужчина, которого выдали за стрелка, не имеет отношения к нападению на МФЦ.

«Я с ним неподалеку проживаю. Это 100% не он», — сказал собеседник.

Он просто оказался однофамильцем стрелка, в итоге не разобравшись в правде все начали публиковать недостоверные фото.

Что случилось на казахском. Смотреть фото Что случилось на казахском. Смотреть картинку Что случилось на казахском. Картинка про Что случилось на казахском. Фото Что случилось на казахском

Что случилось на казахском. Смотреть фото Что случилось на казахском. Смотреть картинку Что случилось на казахском. Картинка про Что случилось на казахском. Фото Что случилось на казахском

Вот это бардак)

11 чужих авто зарегистрировали на алматинца в карасайском спецЦОНе

О том, что является обладателем «коллекции» из разных машин, 22-летний парень узнал после звонка российских полицейских.

«Я написал заявление в полицию, чтобы там разобрались. Дело было передано следственному управлению Департамента полиции Павлодарской области. Следователь, проводивший со мной беседу, уверил меня, что примет меры и сообщит новости о продвижении дела. Поэтому я спокойно вернулся в Алматы и думал, что работа по моей жалобе идёт. Но, как выяснилось позже, я ошибался», — рассказал Жандос.

В октябре 2020 года ему пришло уведомление о налоговой задолженности на сумму около 280 тысяч тенге. Сам он имел лишь одну машину — Suzuki Kizashi. Как оказалось, это были долги за те самые 11 чужих машин. Причём судисполнитель уже арестовал все банковские счета Жангозина, выставил ему ограничение на выезд из страны и т. д.

Полицейские, к которым ранее обратился Жандос, футболили его дело из региона в регион. Не помогло даже обращение в блог министра внутренних дел. И лишь в ДП Алматинской области, заручившись помощью адвоката, парню удалось выяснить, что 10 машин были оформлены на него в 2019 году по доверенности неким 63-летним Отто Вольфом:

два оранжевых КамАЗа — 10 апреля;

Toyota Land Cruiser чёрного цвета — 5 июня;

две Toyota Land Cruiser серого и синего цвета — 18 июня;

белый Lexus RX200Т — 21 июня;

два седана Toyota Camry белого и серого цвета — 28 июня;

Toyota Land Cruiser белого цвета — 11 октября;

Škoda Octavia белого цвета — 16 ноября.

А последний, чёрный Land Cruiser, — 3 февраля 2020 года. Причём машины эти были ранее пригнаны из России, и все, кроме одной, с повреждёнными VIN-кодами тем же Вульфом позже были переоформлены на других лиц. Расследование показало, что доверенность была выдана несуществующим нотариусом, подпись Жандоса в ней была, естественно, поддельная и стояла печать какого-то «левого» госоргана. Ну а сам Отто Вольф умер 24 января 2021 года, за несколько дней до обращения Жандоса к министру Тургумбаеву.

Выемка полицейскими документов в спецЦОНе Карасайского района, где регистрировались машины, показала, что все фото Жандоса Жангозина на бланках заявлений размыты и налог при постановке на учёт не уплачивался.

Что случилось на казахском. Смотреть фото Что случилось на казахском. Смотреть картинку Что случилось на казахском. Картинка про Что случилось на казахском. Фото Что случилось на казахском

В итоге уголовное дело о незаконной постановке авто на учёт завели лишь 20 ноября 2021 года. В «Правительстве для граждан» пообещали всячески помогать следователям, а также провести собственное внутреннее расследование.

Тут ненароком хочется посоветовать всем гражданам Казахстана проверить, нет ли на их имени случайных автомобилей. Сделать это можно не выходя из дома, в личном кабинете на eGov.kz либо в приложении eGov mobile для смартфонов.

Что случилось на казахском. Смотреть фото Что случилось на казахском. Смотреть картинку Что случилось на казахском. Картинка про Что случилось на казахском. Фото Что случилось на казахском

Что случилось на казахском. Смотреть фото Что случилось на казахском. Смотреть картинку Что случилось на казахском. Картинка про Что случилось на казахском. Фото Что случилось на казахском

Человек-эпоха. Дмитрий Сергеевич Лихачев (к 115-летию со дня рождения)

Он ушел из жизни два десятилетия и два года тому назад, в 1999 году. Ученый с мировым именем, автор Декларации прав культуры сам представлял собой целую эпоху, прожив длинную жизнь, в которой были и страдания, лишения и величайшие научные достижения. Когда Дмитрия Сергеевича не стало, в один голос заговорили: он был совестью нации, являл собой пример самоотверженного и неотступного служения России.

Он появился на свет в столице Российской империи – Санкт-Петербурге – в 1906 году. В 1914 году, через месяц после начала I мировой войны, Митя Лихачев пошел в школу. Его ранее детство пришлось на ту короткую, но богатейшую пору в истории русской культуры, которую принято называть Серебряным веком. Правда, родители Дмитрия Сергеевича не принадлежали к литературной или артистической среде. Отец его был инженером. Но эта эпоха «пленила» и их семейство. Дмитрий решил стать филологом. Несмотря на увещевания родителей пойти по стопам отца, он в 1923 году поступает на этнолого-лингвистическое отделение факультета общественных наук Петроградского университета.

Впоследствии он вспоминал: «Ленинградский университет в 1920-е годы по гуманитарным наукам был лучшим университетом в мире. Такой профессуры, какой обладал тогда Ленинградский университет, не было ни в одном университете ни до того времени, ни после». Среди преподавателей было много выдающихся ученых. Литературно-философские кружки, во множестве существовавшие до 1927 году в Ленинграде, стали приобретать преимущественно религиозно-философский или богословский характер. Д.С. Лихачев в двадцатые годы посещал один из них – кружок под названием Хельфернак («Художественно-литературная, философская и научная академия»), заседания проходили на квартире школьного преподавателя Лихачева И.М. Андреевского.

Соловецкий монастырь, основанный преподобными Зосимой и Савватием в XIII столетии, в 1922 году был закрыт и превращен в Соловецкий лагерь особого назначения. Он стал местом, где отбывали срок тысячи заключенных (на начало 1930-х годов их численность доходила до 650 тысяч, из них 80% составляли так называемые «политические» и «контрреволюционеры»).

В 1931 году заключенного Лихачева переводят с Соловков на Беломоро-Балтийский канал, а 8 августа 1932 года он освобождается из заключения и возвращается в Ленинград. Закончилась страница его биографии, о которой он в 1966 году сказал: «Пребывание на Соловках было для меня самым значительным периодом жизни».

Вернувшись в родной город, он долго не мог устроиться на работу: мешала судимость. К тому же здоровье было подорвано Соловками. Открылась желудочная язва, болезнь сопровождалась сильными кровотечениями. Он подолгу лежал в больнице. Наконец, ему удалось поступить научным корректором в издательство Академии Наук.

В 1935 году Дмитрий Сергеевич женился на Зинаиде Александровне Макаровой, а в 1937 году у них родились две девочки – близнецы Вера и Людмила. В 1938 году Лихачев поступил на работу в Институт русской литературы (Пушкинский дом) АН СССР, где 11 июня 1941 года защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата филологических наук по теме «Новгородские летописные своды XII века».

Через одиннадцать дней после защиты началась Великая Отечественная война. По состоянию здоровья он не был призван на фронт и до июня 1942 года оставался в блокадном Ленинграде. Вот как проходил день в их семье? С утра топили книгами буржуйку, потом вместе с детьми молились, готовили скудную пищу – часто из столярного клея. В шесть часов вечера ложились, стараясь накидать на себя как можно больше всего теплого. В такой обстановке Дмитрий Сергеевич не оставлял занятий наукой. Пережив тяжелейшую блокадную зиму, весной 1942 года он начал собирать материалы по поэтике древнерусской литературы и подготовил (в соавторстве с М.А. Тихановой) исследование «Оборона древнерусских городов». Эта вышедшая в 1942 году книга стала первой в обширнейшем наследии великого ученого.

В 1945–1946 годы выходят в свет его книги «Национальное самосознание Древней Руси», «Новгород Великий», «Культура Руси эпохи образования русского национального государства». А в 1947 году он защищает докторскую диссертацию «Очерки по истории литературных форм летописания XI–XVI веков». Дмитрий Сергеевич не только сам занимался исследованием древнерусской литературы, но и выступил в качестве блестящего организатора науки. С 1954 года до конца жизни он являлся заведующим Сектором (с 1986 года – Отделом) древнерусской литературы Пушкинского дома. Под его руководством отдел стал главным научным центром изучения древнерусского словесности и литературы.

Известный актёр, народный артист РФ Игорь Дмитриев так охарактеризовал основное значение Дмитрия Сергеевича Лихачёва в развитии русской культуры:

«Гордость русского народа, гордость интеллигенции. Я не знаю, кто сможет занять его место и кто сможет иметь право говорить так о любых проблемах российской культуры с таким знанием и с такой болью за неё…»

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *