Что случилось на казахском языке
Притесняют ли русских в Казахстане? История с неожиданным поворотом
На прошлой неделе на меня вышла журналистка одного московского издания и попросила рассказать о жизни этнических русских в Казахстане. Мне прислали вопросы. Начинались они вполне безобидно: как ваши предки попали в Казахстан? Кем вы работаете? А вот дальше началась жара: Притесняли ли вас или ваших родственников? Есть ли дискриминация?
Вопрос о притеснении (под разной формулировкой) повторялся несколько раз. Появилось чувство, что из меня пытаются вытянуть определенный ответ, нужный редакции.
Как я отношусь к казахскому языку и культуре, моя аудитория прекрасно знает. Моя методичка по изучению языка давно разошлась по соцсетям.
Равно как и моя игра на домбре.
Сейчас я опубликую свои ответы московскому изданию, а потом расскажу, что случилось дальше. Потому что история получила неожиданное продолжение.
— Расскажите, как давно вы живете в Казахстане? Как сюда попали ваши предки?
Я родился и живу в Алматы. Предки со стороны мамы жили в Верном с конца XIX века. Родители отца перебрались сюда вскоре после войны.В итоге один дед стал знаменитым в республике фотографом-натуралистом, а второй писателем.
По долгу службы я исколесил почти всю страну, и могу с уверенностью сказать, что использование того или иного языка зависит от региона.
Север нашей страны в основном русскоязычен. Но нужно отметить, что увеличение доли казахского языка постепенно происходит во всех регионах страны. Это естественный демографический и культурный процесс.
— Обязательно ли этническим русским знать казахский язык?
постепенно казахофицируются. Недавно моему другу делали операцию и хирург, взрослый русский дядька, сносно говорил с медсестрой на казахском языке.
Говоря о себе лично, проживая в Алматы или Астане, я могу обходиться русским языком. Однако я серьезно взялся за изучение казахского.
Во-первых, я убеждён, что человек должен знать государственный язык своей страны. Во-вторых, я понимаю, что со временем необходимость в языке будет возникать все чаще. Ну и в-третьих, ещё один язык в копилку знаний никогда не помешает!
— Сталкивались вы когда-нибудь с ситуациями, когда окружающие были против использования русского языка и просили перейти на казахский?
Удивительно, что зарубежные журналисты знают о жизни казахстанцев лучше чем сами казахстанцы, не правда ли?
Затем появляется рояль в кустах и к полемике подключаются политики. Естественно, тут любая тема станет вирусной. С таким же успехом можно было лихо раскрутить youtube канал друида, который, скажем, исцеляет коронавирус калотерапией.
Сложно сказать, кто дергает за эти веревочки, потому что в самой РФ сейчас происходит масса интересных событий: от предстоящих выборов в Государственную Думу, до выдворения из страны стендапера за неугодную шутку. Но лично я бы предпочёл, чтобы оценку внутренним делам Казахстана давали сами казахстанцы. Большое спасибо за переживания, но с этим мы, как говорится, как-нибудь сами. Насколько я знаю, тому парню с патрулями предъявили обвинение в разжигании межнациональной розни.
— Как в целом русские в Казахстане относятся к изучению казахского языка? Есть ли какое-то внутреннее сопротивление?
Ваш вопрос звучит почти как по Мимино: такое внутреннее сопротивление испытывает, что кушать не может!
Язык всегда тесно сплетен с культурой.
Например, многие из нас учили английский по музыке и фильмам, проникаясь к американскому образу жизни. То же самое и с казахским языком. Сегодня благодаря поп-культуре и качественному контенту растет его популярность. И это не сухие госпрограммы, это реальный результат конкуренции в шоу-бизнесе. Мы видим талантливых ребят из
Казахстана, которые задают ритм и становятся кумирами. Скриптонит, Ирина
Кайратовна, Нурлан Сабуров, Иманбек.
Кто-то из зарубежных комиков пошутил: неужели все, за что берутся казахи, получается крутым? Вы можете ради интереса поискать в тиктоке казахстанских русских блогеров, которые ведут контент на казахском языке. Такого становится все больше, и это радует.
— Вы или ваши родственники когда-нибудь сталкивались с дискриминацией или каким-либо ущемлением прав из-за вашей этнической принадлежности?
Пару недель назад мне написал родственник из России. Он прислал ссылку на новость про «языковые патрули», и задал вопрос: у вас в Казахстане все в порядке? Я ответил: у нас да, а у вас? И прислал ему в ответ пару ссылок на последние новости из России.
Когда русский попадает в компанию, где пять казахов, все автоматически переходят на русский язык. А он, в свою очередь, старается вплести в разговор казахские слова. Это человеческое отношение и уважение.
Думаю, вы знаете, что казахский народ исторически состоит из трех жузов. Так вот, русских часто сами казахи называют четвертым жузом. То есть, частью себя.
Потому что за последние века мы вместе пережили столько всего, что превратились в единый казахстанский народ. Ни для кого не секрет, что ментальность российских русских и казахских русских заметно отличается.
PS: Несколько дней назад журналистка, приславшая эти вопросы, была в Алматы.Я решил встретиться и переговорить лично.
Скажу честно, на встречу шёл с боевым настроем, ожидая давление и недопонимание. Но девушка сразу обезоружила: я в
Казахстане уже несколько дней, здесь чудесные люди! Вижу, что наши СМИ скорее всего преследуют определенную цель.
Кажется это действительно чья-то большая игра.
Мы очень мило побеседовали, и на прощание она сказала: есть ощущение, что в редакции будут недовольны ответами казахстанцев.
Почему-то именно эта тема сейчас на личном контроле редактора. Если меня попросят добавить негатива, я уволюсь.
Девушке мое уважение как настоящему журналисту! По ее просьбе не указываю название СМИ. Публикую здесь свои ответы на случай, если они не выйдут в Москве, или выйдут искаженно.
Пикабушники Казахстана
5K постов 7.3K подписчиков
Правила сообщества
Пост должен иметь хоть какое то отношение к Казахстану!
За что у нас банят:
Я с Актау. Хз где тут какое притеснение кто нашёл?) по роду деятельности с аульскими много пересекаюсь и никаких проблем нет. Казахский понимаю, но не говорю. Как только надо что-то ответить на казахском сразу ступор( хотя потом в голове все проговариваю. У нас клиент есть парень мой курдас, по русски не говорит. Когда приезжает он мне на казахском, я ему на русском. Оба ржём над ситуацией и жмём руки) про языковые патрули вообще узнал с пикабу))) славяне и тюрки веками живут бок о бок. И как любые соседи бывает сримся, но всегда миримся. Так что все звездорасы кто хочек нас поссорить могу сказать только қотағымды жеме анас
2.. Катастрофической убыль населения. в РФ. Уезжают молодые, талантливые, образованные.
Вот и Кремль опять же пугая оставшихся русскоязычных в других республиках, пытается выдавить их оттуда на историческую родину, решив тем самым демографическую проблему.
В последнее время прямо всплеск подобных статей на многих разных ресурсах. Темы угнетения русских в КЗ, дискриминация языка, непонятно откуда взявшийся языковой патруль и все такое. Тут либо мне повезло вертеться в хорошем обществе, где люди в целом адекватны, оценивают друг друга по личностным качествам, а не по нации, но в других местах творится мрак, ад и израиль. Либо подготавливается почва для чего то. И мне от этого тревожно.
Служил в Экибастузе (83-85). 30 км от города. Естественно, в увольнение ездили в город. Было двойственное чувство: как бы меня ни разу никто не трогал и не смотрел косо, Но! За два года убили 4-х солдат нашего батальона. Конечно, может (что очень вероятно) служивые и сами напросились, но факт есть факт. К казахам я отношусь нейтрально: люди, как люди.
Мы видим талантливых ребят из
Казахстана, которые задают ритм и становятся кумирами. Скриптонит, Ирина
Кайратовна, Нурлан Сабуров, Иманбек.
Посмотрел на ютубе по 4 первых видео. Результат:
Причем тут казахский?
Чёт какая то фантастика. Живу на севере и тут уже приколы. Очень похоже на вброс
Что и требовалось доказать
Не понимаю зачем русскому человеку жить в Казахстане, а тем более учить казахский
Это естественный демографический и культурный процесс.
Во-первых, я убеждён, что человек должен знать государственный язык своей страны.
Таким языком простые люди не говорят.
В сельских клубах Татарстана откроют тик ток хаусы
Внезапно! Тик ток дошёл до сел. На стенах и дверях сельских клубов в Татарстане стали появляться такие объявления.
Говорят, что проводят даже кастинги!
Кто-то из местных уже вызвался сниматься в видео. Остальные будут ждать что из этого выйдет.
Хотели ли бы вы в своём городе или посёлке такое.
Вся суть рос. журналистики сегодня себя прекрасно показала
СМИ выдали фотографию случайного мужчины за стрелка из МФЦ
Супруга Сергея начала получать угрозы. По данным канала, она восстанавливается после инфаркта и публикация снимка мужа в новостях повлияла на ее состояние.
В разговоре друг Сергея также подтвердил, что мужчина, которого выдали за стрелка, не имеет отношения к нападению на МФЦ.
«Я с ним неподалеку проживаю. Это 100% не он», — сказал собеседник.
Он просто оказался однофамильцем стрелка, в итоге не разобравшись в правде все начали публиковать недостоверные фото.
Вот это бардак)
11 чужих авто зарегистрировали на алматинца в карасайском спецЦОНе
О том, что является обладателем «коллекции» из разных машин, 22-летний парень узнал после звонка российских полицейских.
«Я написал заявление в полицию, чтобы там разобрались. Дело было передано следственному управлению Департамента полиции Павлодарской области. Следователь, проводивший со мной беседу, уверил меня, что примет меры и сообщит новости о продвижении дела. Поэтому я спокойно вернулся в Алматы и думал, что работа по моей жалобе идёт. Но, как выяснилось позже, я ошибался», — рассказал Жандос.
В октябре 2020 года ему пришло уведомление о налоговой задолженности на сумму около 280 тысяч тенге. Сам он имел лишь одну машину — Suzuki Kizashi. Как оказалось, это были долги за те самые 11 чужих машин. Причём судисполнитель уже арестовал все банковские счета Жангозина, выставил ему ограничение на выезд из страны и т. д.
Полицейские, к которым ранее обратился Жандос, футболили его дело из региона в регион. Не помогло даже обращение в блог министра внутренних дел. И лишь в ДП Алматинской области, заручившись помощью адвоката, парню удалось выяснить, что 10 машин были оформлены на него в 2019 году по доверенности неким 63-летним Отто Вольфом:
два оранжевых КамАЗа — 10 апреля;
Toyota Land Cruiser чёрного цвета — 5 июня;
две Toyota Land Cruiser серого и синего цвета — 18 июня;
белый Lexus RX200Т — 21 июня;
два седана Toyota Camry белого и серого цвета — 28 июня;
Toyota Land Cruiser белого цвета — 11 октября;
Škoda Octavia белого цвета — 16 ноября.
А последний, чёрный Land Cruiser, — 3 февраля 2020 года. Причём машины эти были ранее пригнаны из России, и все, кроме одной, с повреждёнными VIN-кодами тем же Вульфом позже были переоформлены на других лиц. Расследование показало, что доверенность была выдана несуществующим нотариусом, подпись Жандоса в ней была, естественно, поддельная и стояла печать какого-то «левого» госоргана. Ну а сам Отто Вольф умер 24 января 2021 года, за несколько дней до обращения Жандоса к министру Тургумбаеву.
Выемка полицейскими документов в спецЦОНе Карасайского района, где регистрировались машины, показала, что все фото Жандоса Жангозина на бланках заявлений размыты и налог при постановке на учёт не уплачивался.
В итоге уголовное дело о незаконной постановке авто на учёт завели лишь 20 ноября 2021 года. В «Правительстве для граждан» пообещали всячески помогать следователям, а также провести собственное внутреннее расследование.
Тут ненароком хочется посоветовать всем гражданам Казахстана проверить, нет ли на их имени случайных автомобилей. Сделать это можно не выходя из дома, в личном кабинете на eGov.kz либо в приложении eGov mobile для смартфонов.
Человек-эпоха. Дмитрий Сергеевич Лихачев (к 115-летию со дня рождения)
Он ушел из жизни два десятилетия и два года тому назад, в 1999 году. Ученый с мировым именем, автор Декларации прав культуры сам представлял собой целую эпоху, прожив длинную жизнь, в которой были и страдания, лишения и величайшие научные достижения. Когда Дмитрия Сергеевича не стало, в один голос заговорили: он был совестью нации, являл собой пример самоотверженного и неотступного служения России.
Он появился на свет в столице Российской империи – Санкт-Петербурге – в 1906 году. В 1914 году, через месяц после начала I мировой войны, Митя Лихачев пошел в школу. Его ранее детство пришлось на ту короткую, но богатейшую пору в истории русской культуры, которую принято называть Серебряным веком. Правда, родители Дмитрия Сергеевича не принадлежали к литературной или артистической среде. Отец его был инженером. Но эта эпоха «пленила» и их семейство. Дмитрий решил стать филологом. Несмотря на увещевания родителей пойти по стопам отца, он в 1923 году поступает на этнолого-лингвистическое отделение факультета общественных наук Петроградского университета.
Впоследствии он вспоминал: «Ленинградский университет в 1920-е годы по гуманитарным наукам был лучшим университетом в мире. Такой профессуры, какой обладал тогда Ленинградский университет, не было ни в одном университете ни до того времени, ни после». Среди преподавателей было много выдающихся ученых. Литературно-философские кружки, во множестве существовавшие до 1927 году в Ленинграде, стали приобретать преимущественно религиозно-философский или богословский характер. Д.С. Лихачев в двадцатые годы посещал один из них – кружок под названием Хельфернак («Художественно-литературная, философская и научная академия»), заседания проходили на квартире школьного преподавателя Лихачева И.М. Андреевского.
Соловецкий монастырь, основанный преподобными Зосимой и Савватием в XIII столетии, в 1922 году был закрыт и превращен в Соловецкий лагерь особого назначения. Он стал местом, где отбывали срок тысячи заключенных (на начало 1930-х годов их численность доходила до 650 тысяч, из них 80% составляли так называемые «политические» и «контрреволюционеры»).
В 1931 году заключенного Лихачева переводят с Соловков на Беломоро-Балтийский канал, а 8 августа 1932 года он освобождается из заключения и возвращается в Ленинград. Закончилась страница его биографии, о которой он в 1966 году сказал: «Пребывание на Соловках было для меня самым значительным периодом жизни».
Вернувшись в родной город, он долго не мог устроиться на работу: мешала судимость. К тому же здоровье было подорвано Соловками. Открылась желудочная язва, болезнь сопровождалась сильными кровотечениями. Он подолгу лежал в больнице. Наконец, ему удалось поступить научным корректором в издательство Академии Наук.
В 1935 году Дмитрий Сергеевич женился на Зинаиде Александровне Макаровой, а в 1937 году у них родились две девочки – близнецы Вера и Людмила. В 1938 году Лихачев поступил на работу в Институт русской литературы (Пушкинский дом) АН СССР, где 11 июня 1941 года защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата филологических наук по теме «Новгородские летописные своды XII века».
Через одиннадцать дней после защиты началась Великая Отечественная война. По состоянию здоровья он не был призван на фронт и до июня 1942 года оставался в блокадном Ленинграде. Вот как проходил день в их семье? С утра топили книгами буржуйку, потом вместе с детьми молились, готовили скудную пищу – часто из столярного клея. В шесть часов вечера ложились, стараясь накидать на себя как можно больше всего теплого. В такой обстановке Дмитрий Сергеевич не оставлял занятий наукой. Пережив тяжелейшую блокадную зиму, весной 1942 года он начал собирать материалы по поэтике древнерусской литературы и подготовил (в соавторстве с М.А. Тихановой) исследование «Оборона древнерусских городов». Эта вышедшая в 1942 году книга стала первой в обширнейшем наследии великого ученого.
В 1945–1946 годы выходят в свет его книги «Национальное самосознание Древней Руси», «Новгород Великий», «Культура Руси эпохи образования русского национального государства». А в 1947 году он защищает докторскую диссертацию «Очерки по истории литературных форм летописания XI–XVI веков». Дмитрий Сергеевич не только сам занимался исследованием древнерусской литературы, но и выступил в качестве блестящего организатора науки. С 1954 года до конца жизни он являлся заведующим Сектором (с 1986 года – Отделом) древнерусской литературы Пушкинского дома. Под его руководством отдел стал главным научным центром изучения древнерусского словесности и литературы.
Известный актёр, народный артист РФ Игорь Дмитриев так охарактеризовал основное значение Дмитрия Сергеевича Лихачёва в развитии русской культуры:
«Гордость русского народа, гордость интеллигенции. Я не знаю, кто сможет занять его место и кто сможет иметь право говорить так о любых проблемах российской культуры с таким знанием и с такой болью за неё…»
«Ненависть к языку ведет к мракобесию» Почему в Казахстане запрещают обучение на русском языке, на котором говорят миллионы граждан страны?
В Казахстане разворачивается очередное наступление на русский язык и кириллицу. Власти объявили, что уже через пару лет все школьники будут учиться только на казахском языке, который к тому же переведут с кириллицы на латиницу. В Казахстане, где большинство населения так или иначе использует русский в повседневной жизни, эти новости восприняли с тревогой. Особенно странно решение казахстанских властей выглядит на фоне диаметрально противоположной языковой политики соседних государств. В Узбекистане русскому начинают обучать в детских садах, а в школы приглашают российских учителей. Русскоязычные преподаватели уже много лет работают в учебных заведениях Таджикистана. А власти Киргизии просят Россию создать в республике сеть русскоязычных школ-интернатов. Но Казахстан уже не первый год движется в противоположном направлении. О том, почему власти республики так решительно настроены расстаться с русским языком, — в материале «Ленты.ру».
«Для нас это одна из первостепенных задач — сделать так, чтобы обучение на государственном языке было доминирующим. В этом не должно быть никаких дискуссий, потому что это государственный язык и очевидно, что на государственном языке должны обучаться граждане нашей страны», — заявил министр образования Асхат Аймагамбетов.
Министр, впрочем, пообещал, что пока не будет применять репрессии к желающим учиться на русском, но от масштабного плана власти не откажутся. Согласно ему, к 2023 году все школьники будут обучаться на казахском. Кроме того, к тому же сроку должна завершиться латинизация казахского языка. Отказаться от кириллицы в стране решили еще в 2017 году, в 2018-м был утвержден новый алфавит, но пока до решительных шагов в этом направлении дело не доходило.
Празднование Дня независимости
Фото: Павел Михеев / Reuters
На самом деле мотивы министра Аймагамбетова выступать за казахизацию школ достаточно ясны и имеют мало общего с заботой о национальном языке и культуре. В 2020 году он стал фигурантом коррупционного скандала, который стоил бюджету без малого 16 миллионов долларов. Выступившая с обвинениями в коррупции Анар Каирбекова, глава департамента госзакупок казахстанского министерства образования, была уволена, но полностью замять историю не удалось. Теперь Аймагамбетов, очевидно, надеется, что информационная шумиха вокруг ускоренной дерусификации казахского образования затмит коррупционный скандал и поможет ему сохранить свой пост.
И все шансы на это у него есть, потому что в казахстанской политической элите сейчас как никогда много антироссийски и русофобски настроенных национал-либералов. «Национальная государственность построена с нуля, — пишет об этом казахский политолог Петр Своик. — Советское прошлое отбрасывается, как принесшее одни только бедствия, ущемления и притеснения. А замыкается такой национальный консенсус открыто выражаемой опаской по отношению к «агрессивному» поведению России и всяческими симпатиями к силам, пытающимся сместить президента РФ».
Государственность выстроена в этнонациональном формате, а правящая верхушка самым необратимым образом встроена в западную компрадорскую схему ресурсной эксплуатации
Национальный вопрос
После парламентских выборов в Казахстане в январе 2021 года националисты усилили свои позиции. Антироссийскую риторику официально отстаивает фракция «Ак Жол», требующая ликвидировать русские названия городов и по примеру Украины признать голод 1930-х «геноцидом казахского народа». Во фракцию правящей партии «Нур Отан» также допущены несколько радикальных националистов, включая Айдоса Сарыма, которого принимают в Госдепе и иных государственных и политических структурах США. Издания «Казак Уни», «Жас Алаш», «Адырна» ведут антироссийскую кампанию и требуют лишить русский язык официального статуса в республике, а правоохранительные органы порой преследуют русских политических активистов.
Власть заигрывает с националистами, потому что ошибочно считает их представителями казахского большинства. «Демография развивается в пользу казахского языка», — заявлял президент Токаев в прошлом году, говоря о языковых вопросах. Казалось бы, доля этнических казахов действительно растет: среди всей массы населения их 68 процентов, а среди учащихся школ — более 70 процентов. Но национальное самоопределение не имеет никакого отношения к языку и политическим установкам.
Уличная библиотека в казахстанском Байконуре
Фото: Валерий Шарифулин / ТАСС
Обширное исследование немецкого «Фонда Эберта», опубликованное в прошлом году, показало, что Казахстан вовсе не казахоязычен, свободно этим языком владеет чуть больше трети населения — 39 процентов, а в центральных и северных регионах этот показатель и вовсе не превышает 8-10 процентов. Русским же свободно владеет 51 процент жителей Казахстана. При этом подавляющее большинство респондентов предпочли общаться именно на русском.
Молодежь чуть более казахизирована, но, по статистике средних школ, многие этнические казахи также не владеют родным языком. Сейчас в школах 70 процентов учеников-казахов, что даже чуть меньше, чем десять лет назад. При этом Единый национальный тест (аналог ЕГЭ) сдает на казахском языке лишь 51 процент выпускников. В прошлом году президент Касым-Жомарт Токаев был вынужден предложить официально перевести преподавание естественных наук в казахстанских вузах на русский язык, который является основным для большинства профессий.
При этом казахские националисты постоянно обвиняют отечественных учителей и врачей — как русских, так и казахов — в том, что они плохо знают казахский, а рабочую документацию предпочитают вести на русском языке. Это беспокоит образованный класс республики. Детский хирург Алмас Коптлеуов указывает, что врач, окончивший медуниверситет на казахском языке, будет наполовину неграмотен только потому, что наука пользуется русским языком. «В базовом учебнике по хирургии на казахском языке операция удаления аппендицита уместилась на 12 страницах, — говорит Коптлеуов. — Тогда как на русском языке о том же самом издано не менее 42 монографий. И такое положение по всем разделам медицины».
Русское слово Казахстана
Казахский язык довольствуется вторыми ролями и в публичном пространстве Казахстана. По статистике национальных библиотек, на государственном языке представлено лишь 35 процентов хранимых книг, 42 процента газет, 20 процентов журналов, а остальное — преимущественно на русском.
Аналогичная ситуация складывается и на телевидении. По данным британской Kantor TNS, более 54 процентов контента, просмотренного телезрителями Казахстана, — иностранные, преимущественно российские передачи, транслируемые кабельными и спутниковыми каналами. Рейтинг казахоязычных программ падает много лет подряд, зато зрители охотно смотрят продукцию «России-1», СТС или ТНТ. По данным на весну 2020-го, самым популярным шоу в Казахстане стало российское «Поле чудес».
Крайне русифицирован и интернет: согласно рейтингу Liveinternet, в топ-20 популярных сайтов национального сегмента входит только пять казахоязычных ресурсов, прочие — на русском. В двадцатке популярных видеоблогов, по версии Forbes Kazakhstan, подавляющее большинство проектов тоже реализованы на русском языке, даже если их авторы этнические казахи. Прошлогодний рейтинг поисковых запросов Google показал, что пользователи из Казахстана практически не применяют казахский язык. Из 60 наиболее популярных запросов разных типов казахскую лексику содержат всего четыре, причем это не живой язык, а названия республиканских ресурсов госуслуг. Все прочее, включая новости, кино и коммерческие предложения, казахстанцы предпочитают искать на русском.
Фото: Shamil Zhumatov / Reuters
Филологи отмечают, что сейчас казахский язык практически перестал использоваться для написания литературных или научных текстов. Это связано еще и с тем, что видоизменился сам казахский язык. Изменения связаны с тем, что он используется в узкой и специфической языковой среде, соответственно, и его функционал значительно сузился и сократился.
Условно говоря, взамен языку Абая и Ауэзова пришел язык газетной публицистики, социальных сетей, на котором очень трудно писать тексты на философские, юридические, научные и другие темы
Власть зачастую пренебрегает интересами русскоязычного большинства, но заигрывает с лобби националистов, и это может стать базой для общественного протеста. Примером стало нагнетание антироссийской истерии в Казахстане перед парламентскими выборами в январе 2021-го, которое должно было консолидировать общество, но в реальности обрушило рейтинги власти. Партия «Нур Отан» потеряла 1 миллион избирателей, набрав 5,1 миллиона голосов против 6,1 миллиона пятью годами ранее, что стало одним из худших результатов за всю историю постсоветского Казахстана.
И это только первый звонок. Русскоязычное сообщество всех национальностей в Казахстане включает от 6,3 до 10 миллионов избирателей, то есть может создать реальную альтернативу правящей партийной элите, если осознает себя политической силой.
Скрытая угроза
Исправить ситуацию за счет информационной политики невозможно с такой огромной долей русского языка и иностранного контента в медиапространстве. По словам премьер-министра Казахстана Аскара Мамина, «55 процентов населения живут в российском информационном пространстве, а не в казахском». И он, очевидно, поскромничал в оценках проблемы.
Казахстан совершенно не контролирует более половины телевизионной сетки и практически весь книжный рынок, не говоря уже об интернете. Сейчас информационная среда достаточно дружественна властям Казахстана исключительно благодаря поддержке Москвы, которая защищает республиканскую элиту. Российские телеканалы практически не критикуют казахстанское руководство, не освещают неудачи и кризисные ситуации в республике, а в сфере двусторонних отношений делают акцент на партнерских отношениях и не обсуждают имеющиеся противоречия.
Кроме того, казахское население мобильно в силу кочевых традиций и может начать формировать массовые партийные структуры вне полицейского контроля родного государства. Например, в той же соседней России, где уже собралась огромная диаспора как трудовых мигрантов, так и студентов из Казахстана, до 67 процентов которой составляют именно этнические казахи.
Причем эмигранты часто разочарованы в казахстанской действительности, о чем говорит массовый переход в российское гражданство. За последние четыре года его получили 178 тысяч казахстанцев, что равно населению крупного города в самом Казахстане. Так что казахстанское сообщество в России — идеальная среда для формирования оппозиции. Никто не может помешать активистам основать партию в Омске, Саратове или Оренбурге, чтобы оттуда руководить созданием партийных ячеек на родине и готовить смену власти.
Несколько лет назад подобную политическую угрозу было трудно представить. Но националистическая часть элиты в Казахстане стала эксплуатировать страх, что Россия может захватить весь Казахстан или его часть, манипулируя через СМИ русскоязычной частью населения.
Фото: Mahmut Serdar Alakus / Anadolu Agency / Getty
Накануне выборов в парламент Казахстана в декабре 2020 года Россию обвиняли в покушении на северные области республики — бывшую часть Омской губернии, включенной в состав Казахстана в 1920-е. Скандал разразился после того, как депутат Госдумы Вячеслав Никонов публично вспомнил об этом событии и охарактеризовал его как «подарок» советского руководства. МИД Казахстана заявил протест, националисты пикетировали российское консульство в Алматы, а в казахских телеграмм-каналах появились слухи о концентрации республиканских войск на границе с Россией.
В реальности Москва никогда не была заинтересована в том, чтобы принять на себя социальные обязательства перед миллионами новых граждан и вкладывать сотни миллиардов в развитие казахстанской инфраструктуры до российских стандартов. Консервативный русскоязычный электорат также изначально составлял основу социальной базы «Нур Отана», пока не начались попытки его ускоренно казахизировать.
Наши националисты из-за своей ненависти к русским, русскоязычным казахам и России готовы завести свой народ в мракобесие
Но нагнетание антироссийских и русофобских страхов может привести к появлению реальных разногласий между Москвой и Нур-Султаном, а главное — между властью и русскоязычным большинством, что показал отток избирателей правящей партии «Нур Отан». Как часто бывает, страх делает воображаемую угрозу реальной.
Стратегия президента Токаева во многом основана на лавировании между националистами и основной массой населения Казахстана. Но события последнего времени показали, что она бесперспективна и опасна для власти. Политической элите Казахстана нужно сделать шаг навстречу собственным избирателям. Хорошим началом стало бы придание русскому языку статуса второго государственного в Казахстане, если уж вопреки 20-летней политике казахизации он остается более популярным, чем казахский.