Что случилось на авиамоторной сейчас

Авария на «Авиамоторной»: как в СССР удавалось 9 месяцев замалчивать трагедию в метро

Эту катастрофу москвичи долгое время называли мясорубкой в метро. Авария произошла в час пик на движущемся эскалаторе. Страшные слухи подогревало полное отсутствие официальной информации.

Фото © ТАСС / Митя Алешковский

Московское метро всегда было гордостью москвичей — светлое, просторное. Каждая станция имела свой неповторимый стиль. Но самым главным качеством столичного метро всегда считалась безопасность. Даже Кэрол Беллами, президент городского совета Нью-Йорка, посетившая в 1982 году Москву, отдала Московскому метрополитену должное: подземка в СССР показалась ей на удивление чистой — никаких тебе граффити ни на стенах, ни внутри вагонов — а главное, безопасной. Беллами и понятия не имела, как умеют скрывать информацию о происшествиях в СССР.

110 секунд «мясорубки»

Катастрофа произошла на станции «Авиамоторная» 17 февраля 1982 года около 17:00. Как раз в это время поток пассажиров стал увеличиваться — люди возвращались домой с работы, и работники станции включили резервный четвёртый эскалатор, работающий на спуск пассажиров на станцию.

Что случилось на авиамоторной сейчас. Смотреть фото Что случилось на авиамоторной сейчас. Смотреть картинку Что случилось на авиамоторной сейчас. Картинка про Что случилось на авиамоторной сейчас. Фото Что случилось на авиамоторной сейчас

Фото © Фотохроника ТАСС / Репик Владимир, Ячменев Г.

Согласно тексту технической экспертизы, с ним произошло следующее: из-за поломки одной из ступенек «. сработало блокировочное устройство, и отключился электродвигатель главного привода». Рабочий тормоз не сработал. Под тяжестью веса находящихся на нём людей (примерно 12 тонн) эскалатор начал разгоняться, устремившись вниз. Аварийный тормоз, которым дежурный по станции пытался остановить его, тоже не сработал.

А далее началась настоящая мясорубка, которая длилась всего 110 секунд и которая переломала множество человеческих судеб и перемолола многие человеческие жизни. Полотно эскалатора, собранное из множества дюралюминиевых ступеней, набрало такую скорость, что оборвало крепёжные цепи и с ещё большей скоростью поехало вниз. Люди, будучи не в силах удержаться на ногах, падали спиной вперёд и съезжали к нижней площадке, где уже образовалась куча-мала.

У пассажира по фамилии Миронов под гребёнку попала нога. Позже Миронов вспоминал, как это произошло: «Я влетел в эту кучу, упал и оказался в самом низу. Меня тащило в сторону звеньев гребёнки, обдирая спину. Правая нога попала под балюстраду, потом я почувствовал, как она сломалась. Перелом был открытый, я протянул руку и нащупал острый край кости».

Сверху вниз выносило всё больше людей, а те, кто только что вошёл на станцию, не понимая опасности, продолжали ступать на эскалатор-убийцу. Пассажир по фамилии Марфин, осознав всю опасность ситуации, попытался убежать по эскалатору вверх, но его сбили с ног, и его рука попала между ступенями и основанием перил — защитный пластик механизма был уже сломан.

Люди словно сошли с ума: крики раненых, визг напуганных женщин, скрежет металла — всё это породило панику. Гул эскалатора нарастал. Некоторые люди пытались заскочить на балюстраду со светильниками, которая отделяла рушащийся эскалатор от соседнего. Но тонкий пластик балюстрады ломался, и пассажиры падали вниз, ломая руки-ноги и получая глубокие порезы от разбивавшихся ламп.

Что случилось на авиамоторной сейчас. Смотреть фото Что случилось на авиамоторной сейчас. Смотреть картинку Что случилось на авиамоторной сейчас. Картинка про Что случилось на авиамоторной сейчас. Фото Что случилось на авиамоторной сейчас

Фото © Public Domain

В груду шевелившихся на нижней площадке тел врезались всё новые пассажиры — всего в куче побывало не менее 100 человек. Кошмар прекратился лишь после того, как дежурная по станции дозвонилась в машинное отделение эскалаторов, и машинист обесточил механизмы.

Какое-то время на станцию ещё приезжали поезда. Вновь прибывавшие пассажиры в ужасе застывали возле окровавленных тел и луж крови, растекавшихся по белому мрамору пола. Наконец нашлись здравомыслящие люди: взявшись за руки, они стали сдерживать толпу, ограждая пострадавших.

Только спустя 35 минут работники метрополитена закрыли вход на станцию, а поезда стали проходить мимо «Авиамоторной», не останавливаясь. С ближайших больниц Москвы к станции полетели машины скорой помощи. Врачи признавались — было как на войне. Поскальзываясь в лужах крови, они разбирали груду тел, клали погибших и раненых на носилки и поднимали наверх. Там раненых грузили в машины и отвозили в больницы, а носилки с погибшими отставляли в сторону. Среди пострадавших оказалась и ведущая советской телепрограммы «Здоровье» Юлия Белянчикова — с травмами она попала в больницу.

Хуже всего пришлось Миронову — медики долго не знали, как его освободить. Предлагали даже дать мужчине наркоз и тут же отрезать ступню. Наконец подоспели рабочие с автогеном и освободили несчастного пассажира. Врачи так и не спасли бедолаге ногу — её пришлось ампутировать.

Через несколько часов на станции уже ничего не напоминало о страшной мясорубке: уборщицы быстро засыпали кровь опилками и убрали все следы происшествия. Единственной информацией о происшествии стала крохотная заметка в «Вечерней Москве». В ней говорилось, что на «Авиамоторной» была авария на эскалаторе, но ничего не сообщалось о её последствиях. Это породило множество слухов.

Что случилось на авиамоторной сейчас. Смотреть фото Что случилось на авиамоторной сейчас. Смотреть картинку Что случилось на авиамоторной сейчас. Картинка про Что случилось на авиамоторной сейчас. Фото Что случилось на авиамоторной сейчас

Фото © Фотохроника ТАСС

Из уст в уста москвичи передавали, что якобы уцелевший свидетель видел, как люди падали вниз, в механизм порвавшегося эскалатора, где их перемалывали мясорубки крутящихся механизмов. То же самое якобы происходило и с теми, кто забирался на балюстраду, — они проваливались и попадали в шестерёнки, которые перемалывали их тела в фарш. На самом деле на глубине двух метров под балюстрадой находилось бетонное основание — и люди физически не могли попасть в механизм.

Другие взахлёб рассказывали историю о милиционере, который чудом зацепился за поручень, но на нём нависло так много людей, что руки у него оторвались. Школьники шушукались, что красные прожилки на мраморном полу станции — это не что иное, как кровь погибших людей. Рассказывали и о конструкторах-диверсантах, которые якобы получили за этот эскалатор Сталинскую премию и сразу уехали за границу. Но главное, не зная, сколько именно людей погибло в аварии, москвичи исчисляли количество жертв сотнями.

Панику сознательно поддерживали западные радиостанции «Свобода» и «Голос Америки», а нью-йоркская газета «Новое русское слово» со смаком описывала, как сотни людей перемалывало в жерновах «советских механизмов». К слову сказать, советская власть действительно сделала всё, чтобы скрыть подробности происшествия. Никакой официальной информации о погибших так и не последовало. Более того, предприятиям, чьи работники погибли, было запрещено распространять информацию о них, молчать рекомендовали и врачам скорой помощи. Несколько недель после происшествия поток пассажиров в метрополитене был заметно меньше — люди были всерьёз напуганы.

Расследование причин трагедии показало, что виной всему стало роковое стечение сразу нескольких обстоятельств. За три месяца до аварии на эскалаторах «Авиамоторной» были установлены тормозные системы нового образца. Их было необходимо точно регулировать по прилагаемой инструкции, однако мастер В. Загвоздкин регулировал их по-старому. Это привело к тому, что тормоза почти 120 дней работали в аварийном режиме и поэтому не смогли выполнить свою задачу тогда, когда это стало действительно необходимо.

Источник

Кровавая мясорубка на «Авиамоторной»

Самая страшная авария в истории московского метро произошла там, где ее никто не ждал. 17 февраля 1982 года на станции «Авиамоторная» сорвался один из поручней эскалатора. В результате пропало сцепление деталей лестницы с двигателем, и вся конструкция под тяжестью людей помчалась вниз, стремительно набирая скорость. Вообще для предотвращения подобных ситуаций на эскалаторах предусмотрены тормоза. Один основной и еще один запасной. В тот злополучный день оба они не сработали.

В считанные мгновения все ехавшие на эскалаторе оказались внизу. Люди валились друг на друга, а движущийся с огромной скоростью монстр продолжал сбрасывать в эту «кучу-малу» все новые жертвы. Образовалась страшная давка, в которой за 110 секунд погибли восемь человек. Еще пятнадцать были доставлены в больницы с тяжелыми травмами и ранениями.

После этой трагедии по Москве долго ходили слухи о мучительной смерти людей, которые пытались выскочить с несущейся вниз лестницы, проламывали пластиковую балюстраду и падали на вращающиеся шестерни машин. К счастью, кровавая мясорубка оказалась лишь плодом человеческого воображения. По версии властей, эскалатор устроен так, что ничего похожего в принципе случиться не может. Люди действительно стремились выпрыгнуть, пластик действительно ломался (его толщина составляет всего 3 миллиметра), но провалившиеся отделались легкими ушибами. Под самой балюстрадой всего в паре метров находится бетонное основание, никаких движущихся механизмов там нет.

Власти не сообщили о происшедшем общественности. Даже сейчас сотрудники эскалаторной службы Московского метрополитена не любят вспоминать о трагических событиях почти 40-летней давности. Удалось только выпытать, что после того случая были усилены балюстрады и разработано новое устройство тормозного пути.

Но вот что писало «Новое русское слово» в 1992 году (статья Е. Манина «Юбилей эскалатора»): «Десять лет назад, 18 февраля, в газете «Вечерняя Москва» внизу третьей страницы была напечатана следующая «Информация»: «17 февраля 1982 года на станции «Авиамоторная» Калининского радиуса Московского метрополитена произошла авария эскалатора. Среди пассажиров имеются пострадавшие. Причины аварии расследуются». Из этой скромной заметки (а ничего иного в советской прессе об этой аварии больше никогда не появилось) нельзя, разумеется, вынести должных впечатлений. Поэтому процитируем еще «Новое русское слово» от 2 апреля 1982 года (со ссылкой на журнал «Посев»): «По сообщениям очевидцев, в результате обрыва переполненного эскалатора несколько сот человек упало в продолжавший вращаться механизм, десятки были раздавлены, более сотни искалечено. Все это происходило на глазах людей, двигавшихся на параллельном эскалаторе. Среди них возникла паника, вызвавшая дополнительные жертвы: несколько человек погибло в толчее». Здесь все верно.

Было 5 часов вечера, и спускавший к поездам эскалатор станции метро «Авиамоторная» (в то время один из длиннейших в Москве) был заполнен ехавшими с работы людьми. Вдруг в нем словно что-то оборвалось, и он начал набирать скорость. У его подножия возникла свалка, но в этом еще не было большой беды. Возможно, будь ступени эскалатора из обычного пластика, последствия не были бы столь кошмарными. Но на Калининском радиусе были впервые в Москве широко внедрены эскалаторы с дюралюминиевыми ступенями (рационализация!), материалом весьма вязким. И вот – в какой-то момент очередную ступень заклинило внизу, там, где она уходит под «гребенку». Эскалаторная лента оборвалась и стала осыпаться вниз вместе с людьми…

Но не только вид этого кошмара посеял панику на встречном эскалаторе. Многие, особенно молодые люди, в то время когда эскалатор еще скользил вниз, пытались, запрыгивая на межэскалаторную панель и сбивая при этом укрепленные на ней лампы, перебраться на соседний эскалатор. Некоторым это удалось. Однако затем не рассчитанное на такие нагрузки перекрытие проломилось… Под ним как раз и находились наиболее опасные элементы работающего механизма. Наконец, металлические ступени, оказавшиеся под напряжением 380 вольт, стали причиной дополнительного массового поражения людей электрическим током.

Так эскалатор в тот злополучный день стал убийцей почти сорока человек, около полутора сотен было ранено и искалечено. Вывешенные в вестибюлях предприятий фотографии в траурных рамках с соболезнованиями «от парткома и месткома» – вот и все, чем почтило государство память очередных своих неудачливых «винтиков», ибо ничто не имело права омрачать лучезарность «образцового коммунистического города», в котором метро всегда было на особом счету – как то едва ли не единственное, чем еще можно было покорить иностранного гостя.

«Единственное, что ей понравилось в Москве, – это городской транспорт и полное отсутствие надписей на стенах и вагонах метро», – так описывало «Новое русское слово» впечатления от поездки в Москву (в мае того же 1982 года) президента городского совета Нью-Йорка Кэрол Беллами. Действительно, кровь со стен станции метро «Авиамоторная» была к тому времени давно смыта…

Что же заставило эскалатор сделаться убийцей? Как и в большинстве подобных случаев, к этому привело сочетание нескольких факторов: просчеты конструкторов, неквалифицированность и халатность персонала и, в частности, – преступная безалаберность ремонтников, непосредственно перед аварией отключивших систему автоматической защиты.

Источник

Крупнейшая авария в истории московского метро: как это было и кто ответил

15 июля 2014 года, пять лет назад, произошла крупнейшая техногенная катастрофа в истории московского метрополитена. Погибли 24 человека, а четверо ответственных сотрудников были осуждены и приговорены к реальным срокам лишения свободы.

Что случилось на авиамоторной сейчас. Смотреть фото Что случилось на авиамоторной сейчас. Смотреть картинку Что случилось на авиамоторной сейчас. Картинка про Что случилось на авиамоторной сейчас. Фото Что случилось на авиамоторной сейчас

Как произошла авария

Летним утром 15 июля 2014 года ничто не предвещало трагедии. Люди спокойно ехали в вагонах метро. Примерно в 08:35 по московскому времени в перегоне тоннеля между станциями «Парк Победы» и «Славянский бульвар» Арбатско-Покровской линии, по направлению к станции «Минская», три передних вагона электропоезда столкнулись со стеной тоннеля и сошли с рельсов.

Электропоезд модели 81-740/741 «Русич» следовал на скорости 70 км/час. Врезавшиеся и сошедшие с рельсов вагоны были настолько повреждены, что прибывшие на место происшествия аварийно-спасательные бригады сразу поняли – будут жертвы, и много. Естественно, руководство метрополитена сразу же закрыло для движения весь участок пути от «Парка Победы» до «Кунцевской». Городские власти запустили 66 автобусов, чтобы перевозить пассажиров, эвакуированных со станций метрополитена.

На станцию «Славянский бульвар», в районе которой проходили аварийно-спасательные работы, прибыли машины скорой помощи, пожарные автомобили, экипажи патрульно-постовой службы полиции. Однако около 40 минут спасатели не могли добраться до пострадавших во время столкновения вагонов, так как слишком долго снималось напряжение с контактного рельса. Многие пассажиры самостоятельно стали аварийными молотками разбивать окна вагонов и выбираться из них, а затем двигаться по тоннелю. Лишь спустя сорок минут сотрудникам аварийно-спасательных служб удалось добраться до вагонов.

Спасатели МЧС РФ начали спасение пассажиров, остававшихся в поврежденных вагонах. Один из вагонов был столь деформирован, что спасателям пришлось прибегнуть к помощи гидравлических инструментов – только так можно было вытащить из московской «подземки» пострадавших людей.

Что случилось на авиамоторной сейчас. Смотреть фото Что случилось на авиамоторной сейчас. Смотреть картинку Что случилось на авиамоторной сейчас. Картинка про Что случилось на авиамоторной сейчас. Фото Что случилось на авиамоторной сейчас

Из метро на поверхность спасателями были выведены 189 человек. Состояние некоторых спасенных людей было настолько тяжелым, что в 10:20 к станции «Славянский бульвар» прибыл вертолет медицины катастроф. На нем были эвакуированы пострадавшие, находившиеся в наиболее тяжелом состоянии.

— написал в социальной сети один из пострадавших в этой катастрофе Александр Загнибеда.

Единственное, что успокаивало и спасателей, и общественность – среди пострадавших вроде бы нет детей. Но от этого лишь чуть-чуть становилось легче – как вскоре удалось установить, авария унесла жизни 24 человек. Двадцать человек погибли на месте происшествия, еще четыре человека скончались в реанимационном отделении больницы. Всего же пострадали 217 человек, из них 150 были госпитализированы, причем 47 человек – в тяжелом состоянии.

Раньше таких аварий не было

Страшная авария в московском метрополитене сразу же привлекла внимание к общему техническому состоянию московской «подземки». Общественность сразу стала вспоминать все неполадки, случавшиеся в работе московского метро, трагические происшествия с людьми, падавшими рельсы, и так далее. За 2014 год, как сообщил тогда прессе начальник метрополитена Москвы Иван Беседин, в работе метро произошло более 2 тысяч сбоев, но в большинстве из них были виноваты сами пассажиры. В основном эти сбои были связаны с тем, что они удерживали двери, не давая составам отправиться в путь.

Но подобных аварий в истории московского метрополитена не было вовсе. Катастрофа 15 июля 2014 года стала крупнейшей такой аварией. До этого самой крупной аварией считалась катастрофа на станции «Авиамоторная» в феврале 1982 года, когда из-за неисправности эскалатора люди скатились вниз и попадали. Погибли тогда 8 человек, а ранения получили 30 человек.

Поскольку версия о террористическом акте сотрудниками следственных и оперативных служб была исключена практически сразу же, было ясно одно – авария обусловлена причинами технического характера. Предстояло их выявить, а также повысить общий контроль за состоянием метрополитена, чтобы обезопасить пассажиров и сотрудников от повторения подобных трагедий в дальнейшем.

Основные версии катастрофы

В тот же день, 15 июля 2014 г., Следственный комитет России возбудил по факту аварии на метрополитене уголовное дело. На месте крушения начали работать следователи и эксперты-криминалисты, был проведен опрос свидетелей и сотрудников Московского метрополитена, других организаций. Так как версия террористического акта была сразу отметена, следователи рассматривали несколько вероятных причин трагедии – неисправность вагонов состава, проседание полотна, неисправность стрелки.

Что случилось на авиамоторной сейчас. Смотреть фото Что случилось на авиамоторной сейчас. Смотреть картинку Что случилось на авиамоторной сейчас. Картинка про Что случилось на авиамоторной сейчас. Фото Что случилось на авиамоторной сейчас

В первые часы после аварии рассматривалась еще и версия скачка напряжения, который, по мнению некоторых сотрудников МЧС, мог привести к резкому торможению состава. Но после проведенных следственных действий выяснилось, что скачка напряжения не было. Значит, оставались «рабочими» лишь версии о причинах, связанных или с неисправностью вагонов, или с проблемами на пути следования состава.

Вскоре следователи установили, что стрелочный механизм был зафиксирован на пути ненадлежащим образом. Следователи заявили, что стрелку зафиксировали трехмиллиметровой проволокой. Нашли и «стрелочников» — 16 июля были задержаны старший дорожный мастер службы пути Валерий Башкатов и помощник мастера Юрий Гордов.

Затем нашли еще двоих виновных – заместителя начальника дистанции капитального ремонта службы пути ГУП «Московский метрополитен» Алексея Трофимова и директора по производству ООО «Спецтехреконструкция» Анатолия Круглова. ООО «Спецтехреконструкция» была организацией – подрядчиком, выполнявшим работы по договору.

Что случилось на авиамоторной сейчас. Смотреть фото Что случилось на авиамоторной сейчас. Смотреть картинку Что случилось на авиамоторной сейчас. Картинка про Что случилось на авиамоторной сейчас. Фото Что случилось на авиамоторной сейчас

За аварию ответили «стрелочники»

Расследование трагедии в московском метро осуществлялось по общей схеме, характерной для происшествий подобного рода – найти несколько виновных в младшем и среднем звеньях технических сотрудников, привлечь их к уголовной ответственности. Эта схема была опробована еще в позднесоветское время и оставалась рабочей и сейчас.

Какая ответственность предусмотрена законодательством?
— Часть 3 статьи 263 УК РФ предусматривает ответственность в виде либо принудительных работ сроком до 5 лет, либо лишения свободы сроком до 7 лет. Как видим, нижнего порога ответственности в статье нет – решение принимает суд. Но здесь дело было резонансное, а погибли 24 человека. Поэтому трое виновных получили по 5,5 лет лишения свободы, а один – помощник мастера Юрий Гордов – получил как признанный непосредственным виновником 6 лет лишения свободы. Как говорится, «нашли стрелочников» в прямом смысле – старшего дорожного мастера Валерия Башкатова и его помощника Юрия Гордова. Фактически реальные сроки получили лишь исполнители – помощник мастера, старший дорожный мастер, два руководителя среднего звена. Вышестоящее начальство отделалось «легким испугом». Например, руководитель Московского метрополитена Иван Беседин был привлечен лишь в качестве свидетеля.

Что случилось на авиамоторной сейчас. Смотреть фото Что случилось на авиамоторной сейчас. Смотреть картинку Что случилось на авиамоторной сейчас. Картинка про Что случилось на авиамоторной сейчас. Фото Что случилось на авиамоторной сейчас

Правда, он лишился должности начальника метрополитена, но в 2015 году перешел на руководящие должности в ОАО «РЖД». Как это часто бывает, несмотря на ту колоссальную ответственность, которую вроде как подразумевают подобные, высокооплачиваемые и статусные, кстати, должности, никто из топ-менеджеров Московского метрополитена не ответил за произошедшее.

Кто отвечает за безопасность метро и кто должен платить компенсации пострадавшим и родственникам погибших?
— За безопасность метрополитена, в первую очередь, отвечает его дирекция. Не строительная организация, привлеченная к привлечению каких-либо работ, а дирекция. Когда произошла эта катастрофа, мэрия Москвы приняла решение выплатить семьям каждого погибшего по 1 млн рублей, а пострадавшим – по 500 тысяч рублей. Кроме того, по 2 млн рублей семьям погибших должен был выплатить метрополитен. Общий размер выплат превысил 100 млн рублей. Но стоит отметить и то, что 15 млн рублей в общем должны были выплатить пострадавшим или родственникам погибших и лица, которых суд признал непосредственными виновниками произошедшего.

Естественно, основную часть компенсаций в случае подобной катастрофы, будь то катастрофа железнодорожная или авиационная, должна платить компания – перевозчик, которая и отвечает за безопасность пассажиров, за исправность оборудования – в данном случае составов метро, рельс и так далее.

Суд отказал метрополитену

— рассказывает юрист Андрей Лисов.

Катастрофа в московском метрополитене привлекла внимание всей страны к безопасности перевозок в этом наиболее востребованном столичном виде транспорта. На ситуацию в московской «подземке» был вынужден обратить особое внимание московский мэр Сергей Собянин. После увольнения Ивана Беседина новым начальником Московского метрополитена был назначен Дмитрий Пегов — молодой и энергичный управленец, возглавлявший дирекцию скоростного сообщения ОАО «РЖД».

Что случилось на авиамоторной сейчас. Смотреть фото Что случилось на авиамоторной сейчас. Смотреть картинку Что случилось на авиамоторной сейчас. Картинка про Что случилось на авиамоторной сейчас. Фото Что случилось на авиамоторной сейчас

Под руководством Пегова был предпринят ряд мер по предотвращению чрезвычайных ситуаций, в том числе усилен контроль за локомотивными бригадами и ремонтниками, проведен ряд ремонтных работ, введены «технологические окна» для временного прекращения движения на отдельных участках с целью быстрого ремонта. Ужесточились и правила приемки в эксплуатацию новых станций.

В 2017 году Пегов вернулся в ОАО «РЖД» уже на должность директора по пассажирским перевозкам, а затем и заместителя генерального директора. Сейчас метрополитен возглавляет Виктор Козловский, бывший во время руководства Пегова его первым заместителем.

Источник

Трагедия на «Авиамоторной» (6 фото)

В 1982 году на станции «Авиамоторная» московского метро из-за аварии эскалатора пострадали и погибли несколько десятков человек. Самая страшная авария в истории московского метро произошла там, где ее никто не ждал. 17 февраля 1982 года на станции «Авиамоторная» сорвался один из поручней эскалатора. В результате пропало сцепление деталей лестницы с электродвигателем, и вся конструкция под тяжестью людей помчалась вниз, стремительно набирая скорость.

Что случилось на авиамоторной сейчас. Смотреть фото Что случилось на авиамоторной сейчас. Смотреть картинку Что случилось на авиамоторной сейчас. Картинка про Что случилось на авиамоторной сейчас. Фото Что случилось на авиамоторной сейчас

Вообще-то для предотвращения подобных ситуаций на эскалаторах предусмотрены еще и аварийные тормоза. Один основной и еще один запасной. В тот злополучный день оба не сработали.

За несколько секунд почти все пассажиры, находившиеся на эскалаторе, скатились вниз. Трагедия длилась 110 секунд. Дежурный по эскалатору сделал все от него зависящее, но оказался бессилен. Заметив ненормальное движение лестницы, он пытался остановить машину рабочим тормозом с пульта в своей кабине, но безрезультатно. Выскочив из кабины, дежурный бросился к балюстраде, чтобы задействовать аварийный тормоз, но и это не помогло. В 17 часов 10 минут вход на станцию был ограничен, в 17 часов 35 минут перекрыт, а еще через десять минут полностью закрыта станция. Поезда проезжали станцию «Авиамоторная» без остановки. На станцию были вызваны бригады «скорой помощи».

Что случилось на авиамоторной сейчас. Смотреть фото Что случилось на авиамоторной сейчас. Смотреть картинку Что случилось на авиамоторной сейчас. Картинка про Что случилось на авиамоторной сейчас. Фото Что случилось на авиамоторной сейчас

После этой трагедии по Москве долго ходили слухи о мучительной смерти людей, которые пытались выскочить с несущейся вниз лестницы, проламывали пластиковую балюстраду и падали на вращающиеся шестерни машин. К счастью, кровавая мясорубка оказалась лишь плодом человеческого воображения. На самом деле, конечно, в механизмы никого не затягивало. Люди получили увечья и погибли в образовавшейся давке. Некоторые пассажиры, пытаясь из нее выбраться, забирались на балюстраду. Тонкая, всего 3 мм, пластиковая облицовка не выдерживала и проламывалась, но внизу были не страшные механизмы, превращавшие добропорядочных граждан в кровавый фарш, а устойчивые бетонные основания.

Упавшие с двухметровой высоты люди получили ушибы, но остались все живы. В 1980-е годы газеты не слишком распространялись о таких вещах. На следующий день в «Вечерней Москве» вышла лишь заметка в несколько строк: «17 февраля 1982 года на станции «Авиамоторная» Калининского радиуса Московского метрополитена произошла авария эскалатора. Среди пассажиров имеются пострадавшие. Причины аварии расследуются». Лишь через девять месяцев, на заседании Верховного суда РСФСР, было названо точное число жертв: 8 погибших и 30 раненых.

Что случилось на авиамоторной сейчас. Смотреть фото Что случилось на авиамоторной сейчас. Смотреть картинку Что случилось на авиамоторной сейчас. Картинка про Что случилось на авиамоторной сейчас. Фото Что случилось на авиамоторной сейчас

Как выяснили следователи, причина была в некорректной работе новых тормозов, установленных на эскалаторах станции «Авиамоторной» в декабре 1981 года. Сотрудники метрополитена, не ознакомившись с новыми требованиями, регулировали их работу по старым инструкциям. В итоге эскалаторы проработали три месяца в аварийном режиме. Во время аварии сломалась одна из ступеней, и, проходя нижнюю гребенку эскалатора, она деформировала и разрушила ее. Сработала защита, и электродвигатель отключился. Но аварийный электромагнитный тормоз смог развить необходимый тормозной момент лишь тогда, когда скорость эскалатора достигла скорости более 2,5 м/с.

А механический аварийный тормоз не сработал, потому что скорость полотна не достигла порогового значения. Для руководства метрополитена сложилась весьма затруднительная ситуация. На эскалаторы этой серии уже неоднократно жаловались, и, конечно, после случившегося было необходимо проверить их все. Но тогда пришлось бы закрыть почти два десятка станций, что парализовало бы работу метро и привело бы к скандалу. В итоге было решено закрыть только «Авиамоторную». Ремонт длился три недели и шел круглосуточно, бригады по 70 человек работали на станции в три смены, без выходных. На остальных станциях эскалаторы ремонтировали постепенно, укрепляя ступени, модернизируя тормоза, меняя главные приводные валы и щиты балюстрады.

Что случилось на авиамоторной сейчас. Смотреть фото Что случилось на авиамоторной сейчас. Смотреть картинку Что случилось на авиамоторной сейчас. Картинка про Что случилось на авиамоторной сейчас. Фото Что случилось на авиамоторной сейчас

Как это было
Это утро для станции метро «Авиамоторная» началось совершенно обычно. В пять часов дежурная осмотрела станцию, механики и дежурные у эскалаторов заняли вскоре свои рабочие места. По инструкции обязаны проводиться пробные пуски. К шести часам начали появляться пассажиры, но наплыва не было. Эскалатор №4 самый крайний с левой стороны (если спускаться вниз) пока не включали, обходились другими. Кстати, в обиходе метрополитеновцы не говорят слово «эскалатор». Говорят: «машина».

Часы пик обошлись без происшествий, все машины работали исправно, заспанные пассажиры, толкая друг друга, торопились на смену. Персонал станции доработал до обеда и, подменяя друг друга, сбегал перекусить. Надо было пережить еще и вечерний час пик, время нервное и напряженное, даже если все идет штатно.

Свидетель ЛОРОТЕЕВА И.Ю.: Мы ступили на эскалатор и успели спуститься вниз совсем немного, 5-8 метров, когда правый поручень стал останавливаться. Наконец замер совсем. В момент остановки поручня эскалатор стал увеличивать скорость движения. В самом низу я обратим внимание, что. поручень был снят с направляющей и висел как при ремонте.

Что случилось на авиамоторной сейчас. Смотреть фото Что случилось на авиамоторной сейчас. Смотреть картинку Что случилось на авиамоторной сейчас. Картинка про Что случилось на авиамоторной сейчас. Фото Что случилось на авиамоторной сейчас

Когда стоявшие на этом эскалаторе люди заметили что-то неладное, многие бросились вверх, против хода, но.

МАРФИН А.М.: Я тоже попытался бежать вверх, но стоявшие пассажиры мешали и в конце концов сбили меня с ног. Помню только, что левая рука попала между поручнем и ступенями, т. к. перегородки были сломаны.

Но трагизм ситуации еще не дошел до всех.

ШНАЙДЕРМАН А.М.: Когда наш эскалатор стал увеличивать скорость, пассажиры с соседнего улыбались:
быстрее доедете! Последний участок пути мы пролетели с громадной скоростью. У самой площадки меня развернуло спиной, и я со всего хода упал в завал.

Все замелькало, как в кино.

КУРСКИЙ В.П.: У меня возникло такое ощущение: на соседнем эскалаторе (который тоже работал на спуск) люди поехали вверх.

КОРОБОВ В.А.: Скорость эскалаторе была настолько велика, что он гудел. Шум этот все время нарастал.

Что случилось на авиамоторной сейчас. Смотреть фото Что случилось на авиамоторной сейчас. Смотреть картинку Что случилось на авиамоторной сейчас. Картинка про Что случилось на авиамоторной сейчас. Фото Что случилось на авиамоторной сейчас

А там, внизу, заваривалась кровавая людская каша. Нет, огромного зияющего провала там не было, и никто не ухал в преисподнюю механизмов. Но огромная скорость не позволяла пассажирам успевать спрыгивать вовремя на площадку. Вот упала одна женщина, за ней другие. Кто-то не успел отдернуть ногу, и вот уже чьи-то сапоги затянуло под металлическую гребенку перед площадкой, туда же попала одежда, чьи-то дипломаты. Корежится металл, вот уже и ступень эскалатора становится на дыбы, трещит, за ней другая. Потом выяснится, что. разрушившаяся ступень имеет номер 96-й. А ничем не сдерживаемые ступени все несутся вниз, вместе с людьми. Кому-то везло, он падал на площадку и успевал отползти.

Но где же дежурный, тот что сидит у эскалатора внизу? Именно его потом в слухах сделали одним из «стрелочников»: растерялся, убежал. Все не так, дежурный оказался на месте, и к нему потом у следствия не было никаких претензий. Довольно быстро до него дошло, что эскалатор №4 «взбунтовался». Дернул ручку рабочего тормоза на пульте. Ступени продолжали катиться вниз. Тогда он выскочил из своей будки и бросился к балюстраде, к ручке аварийного тормоза. Эффект был тот же: аварийный тормоз не сработал.

ГУРКОВ В.M. Когда ступени. на которых я стоял, вышли не горизонтальную прямую, на меня упало человек 5-6. Падали многие на спины. Меня сшибли, и я упал на спину. Меня потащило вперед, я слышал крики и треск разрываемой одежды.
МИРОНОВ М. А.: Я не заметил, как очутился перед кучей пассажиров, которая образовалась у выхода с эскалатора. С большой скоростью влетел в эту кучу и не знаю, как сквозь нее прошел. Оказался внизу, на ступени эскалатора. Мне ободрало спину ступенью, разодрало брюки. Помню, как я лежал на спине и меня несло в сторону металлических зубьев гребенки. Моя правая нога попала под балюстраду, лотом я почувствовал, как она сломалась о стойку. Перелом был открытый, я ощущал острый край кости.

Но что же все-таки стала причиной этой аварии с такими страшными последствиями? Суд согласился с выводами экспертов: непосредственной технической причиной аварии явилась неисправность рабочего тормоза и принудительный вывод из строя аварийного тормоза. По-российски проста оказалась причина: один не отрегулировал тормоз, другой не стал проверять его утром перед работой, не сделал замеров и пробных пусков, два начальника формально проконтролировали подчиненных.

Вот имена:
Улыбина Лидия Кузьминична, Павлов Александр Юрьевич, Скобелева Александра Алексеевна, Уваров Виктор Петрович, Мулкиджан Григорий Александрович, Комашко Лариса Ивановна, Романюк Валентина Никитична, Кузьма Елизавета Юрьевна.
В управлении Московского метрополитена ни вспоминать со мной о происшедшем, ни комментировать событие не захотели: есть приговор суда, было расследование.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *