Что сложнее дота или шахматы
Ваш ход: почему Dota 2 — шахматы 21 века
Дисклеймер: если вы не хотите все это читать или вам наскучит в процессе, в конце этой записи есть сокращенный вариант.
В каком-то смысле шахматы можно назвать далеким предком Dota 2, как и всех стратегических или околостратегических игр в целом. Несомненно, можно найти нехитрую параллель между тем, что составляет основу шахмат, а именно – набор различных фигур, отличающихся своими свойствами и, так образом, «боевыми качествами» друг от друга, и героями Доты. Иногда эта схожесть порождает до забавного прямые ассоциации, вроде того, как ультимейт Vengeful Spirit, позволяющий ей поменяться местами с другим героем похож на шахматную рокировку короля и ладьи. Или, более образно, как шахматные пешки в сущности похожи на приручаемых существ или даже банальный крипов в Доте. Это простое и понятное сопоставление на самом деле не имеет никакого (или почти никакого) отношения к тому, что на самом деле имеют в виду люди, заявляющие о схожести этих двух видов спорта.
Важно начать с того, что в сущности природа сравнения лежит не в том, что эти игры похожи друг на друга в прямом смысле этого слова. Шахматы – это понятный и доступный образ очень глубокой стратегической игры, для партии в которую не нужно ничего, кроме доски с фигурами, но при этом необходимы уникальные аналитические способности, память, самоконтроль и желание уделять годы на изучение теории для достижения настоящего успеха. В то время, как уже в этом определении можно найти немало сходств с Дотой, важно понимать, что основной целью такого сопоставление является возможность наглядно показать, чем Дота отличается от игр-конкурентов, таких как Legaue of Legends и Heroes of the Storm. Конечно же, в них тоже есть немало элементов, соответствующих данному ранее определению шахматам как роду деятельности, но невооруженным взглядом очевидно, что в Доте их значительно больше (что необязательно должно означать, что она – лучше). Таким образом, первое, что нужно помнить: сравнение Доты с шахматами главным образом несет в себе образное, а не непосредственное значение.
Разумеется, на этом все не заканчивается. Скептик легко скажет, что даже если Дота и больше похожа на шахматы, то все-равно все эти компьютерные игры от них бесконечно далеки. Давайте отбросим детали и правила шахматной игры чтобы уйти от того, о чем говорилось выше – прямого, бессмысленного по сути, сопоставления, и возьмем как мерило верности сопоставления уровень комплексности игр. Думаю, что любой человек, хотя бы примерно представляющий шахматы и слышавший про великих гроссмейстеров и их встречи прошлого и настоящего, не будет спорить с тем, что это – очень глубокая игра. Предлагаю взять это емкое определение и попробовать примерить его к Доте. Является ли Дота очень глубокой игрой? И если да, то, все-таки, не достаточно ли правомерным получается ее сравнение с шахматами?
Приступим к этому вопросу с оценки самых основ, простых цифр.
Во-первых, в Доте более ста героев и десятки предметов. У каждого из героев не только по 4 способности (обычно), но и масса параметров, активно влияющих на протяжении всей игры на их эффективность как в тактическом, так и в стратегическом смысле. В их числе: базовые скорость передвижения, скорость разворота, скорость атаки, наносимый урон и величина его вилки, прирост трех основных атрибутов, радиус ночного видения и так далее. На большинство из этих параметров можно влиять как способностями – своими или чужими – так и предметами.
Все предметы игры прошлого патча. В новом добавили еще несколько.
Во-вторых, на карте несколько линий, каждая из которых совершенно непохожа на остальные, вкупе с которыми идут несколько возможных (но не определенных достаточно строго/формально) позиций в духе того, кто будет наносит основной урон, кто поддерживает более мощных героев заклинаниями, помогает команде с видением карты, увеличивает количество доступных для убийства монстров и так далее.
Не все сочетания героев, предметов, линий и ролей возможны, но даже если взять только те, что могут эффективно работать, мы получаем десятки тысяч. Пока просто запомним это.
Теперь к более сложному. Это – командная игра 5х5. Настоящая Дота (режим капитанов) позволяет одному человеку возглавить команду и не только набрать 5 подходящих под свое видение стратегии героев, но и не дать врагу взять пять других. Таким образом, количество возможных комбинаций переходит как минимум в область шестизначных значений. Даже если это игра со случайными людьми и нет одного капитана, набирающего героев для своей команды и банящего героев для другой, каждый берет часть этой ответственность на себя. Смотреть на героев врага, визуализировать то, как они распределятся по карте, какие роли будут у каждого и как будут проходить сражения и, таким образом, как можно этому наиболее эффективно противостоять, не забывая о том, что нужно выбрать вариант, которые будет подходить еще и к выбору героев своей команды – задача абсолютно каждого игрока.
Основы драфта героев в режиме капитанов от Virtus pro
Пик (выбор героя и, в сущности, роли и будущего плана его сборки) – важнейшая часть Доты, но это – не все, что подразумевается под стратегией и тактикой. На этих моментах стоит остановиться отдельно, так как именно они подчеркивают глубину игры больше, чем сухие, пусть и впечатляющие цифры. Я сделаю это в следующей части материала, а сейчас тезисно подведу итоги того, что было сказано выше (tl;dr):
1. Сравнение Доты и шахмат проводится прежде всего для того, чтобы подчеркнуть большую глубину игры на фоне ее конкурентов, а не потому, что между самими играми есть большое количество сущностных сходств.
2. Таким образом, я предлагаю временно отбросить слово «шахматы» и использовать емкий термин «очень глубокая игра», чтобы подойти к анализу этого сравнения предельно объективно и сухо.
3. Количество комбинаций героев, из которых каждый игрок может и часто должен выбрать для себя одну – ту, что, на его взгляд, приведет к победе в конкретной игре исчисляется десятками тысяч.
4. Количество комбинаций команд/групп героев, из которых должен выбирать капитан/которые должен понимать и принимать участие в выборе каждый игрок с этой же целью еще на два порядка выше.
5. Тем не менее, скорее качественные, а не количественные показатели являются той особенностью игры, которые позволяют ей быть по-настоящему глубокой и о них во второй части.
Сравнить несравнимое. Дота 2 и Шахматы
Матч за звание чемпиона мира по шахматам 2021 состоится в ноябре 2021 года. Сразятся за титул уже легендарный норвежец Магнус Карлсен и небезызвестный дотер, чемпион Европы 2010 по шахматам, неоднократный чемпион России, двукратный победитель командного чемпионата мира по шахматам в составе сборной России Ян Непомнящий.
Также известно что в октябре пройдет The International 10, который определит сильнейшую команду по доте. В преддверии таких знаменательных событий хотелось поделиться наблюдениями об этих двух интеллектуальных играх.
Итак, шахматы и Дота 2. Что объединяет и в чем различие этих двух популярных игр?
Шахматы, говоря языком любителей видеоигр, это некомандная пошаговая PvP стратегия с полной информацией (например, нет тумана войны) целью которой является поставить мат королю соперника. А Дота 2 — кооперативная MOBA игра, выигрыш обеспечивается уничтожением главного строения противника.
У каждой игры есть свои этапы, в этом плане обе шахматы и Дота 2 не исключение. Глобально я выделил четыре этапа:
1. Предварительная подготовка к матчу. Изучение сильных и слабых сторон соперника, планы на игру и анализ плейстайла противника.
Начало. Мобилизация и развитие своих сил; препятствование аналогичным планам соперника. Крепкий фундамент, заложенный в начале игры, обеспечивает комфортную игру во всех стадиях, если не терять преимущество и реализовать свой план на игру.
Шахматы — дебют. Расстановка фигур, согласно плану на игру. Дебюты, как можно догадаться, бывают разными. Открытые, закрытые, полуоткрытые, полузакрытые, фланговые. Каждый тип дебютов приводит к определенным типовым позициям в миттельшпиле. Например, известно, что дальнобойные слоны любят простор, а кони, способные перепрыгивать через фигуры, чувствуют себя удобно в закрытых позициях.
Дота 2 — Пики/баны, лейнинг и ёрлигейм (early game). Герои в нашей игре, как известно, уравновешиваются по примеру «камень, ножницы, бумага». В игре на данный момент 121 герой, и задача каждой стороны на стадии пикобанов подобрать себе сильные связки героев и одновременно лишить этого преимущества своего визави. На стадии лейнинга и начальной стадии команда старается развить своих кор-героев, по возможности мешая развитию противоположной стороны.
2.Середина. Самая интересная, по моему субъективному мнению, часть игры. Развиваются различные тактико-стратегические действия, создание плацдармов для атаки, контроль территории, маневрирование, атака, защита и контратака.
Шахматы — Миттельшпиль. Борьба за стратегически важный центр; размен своих слабых фигур: например белопольный слон сильно слаб, если упирается в пешки, стоящие на белых полях; борьба за открытые линии.
Дота 2 — Мидгейм. Контроль территорий, борьба за важные вышки, пуш линий, вылазки, засады, важные артефакты и игры с ними (орчид и еул, манта; бабочка и мкб), атака и контратака.
Концовка. Не все игры доходят до этого этапа, однако если дело дошло до концовки, то предельная концентрация, стальные нервы и крепкая рука не помешают, ибо здесь цена ошибки сильно возрастает.
Шахматы — Эндшпиль. На доске мало фигур, пешки и король превращаются в грозную силу.
Дота 2 — Лейтгейм. Характеризуются ожесточенными боями, отчаянными смок-вылазками. Исход игры определяют наличие байбеков, позиционка всех героев и те же самые линии, отпушенные или нет.
Valve выпустила свои шахматы. И они лучше оригинальных
4 января китайская студия Drodo выпустила кастомную игру Dota Auto Chess. Спустя полгода после релиза в нее сыграли почти 9 млн уникальных пользователей, Drodo вместе с ImbaTV и Dragonest анонсировала отдельную игру Auto Chess для PC (эксклюзив для Epic Games Store!), iOS и Android. А 13 июня Valve представила свою версию шахмат – Dota Underlords.
Valve сохранила стиль Доты, хотя и немного изменила героев (лица CM и Windranger выглядят иначе).
Сейчас проходит стресс-тест, в нем могут принять участие только обладатели Боевого пропуска TI9. Это займет около недели, после этого игра станет доступна всем желающим, открытая бета на PC, iOS и Android продлится несколько месяцев. В течение дебютного сезона будут добавлять новых героев, альянсы и предметы.
Чем Dota Underlords отличается от шахмат?
В игре нет курьеров. А облик героев не меняется с повышением уровня, персонажи лишь немного увеличиваются в размерах. Еще нельзя использовать киношный режим из доты и передвигать камеру: при клике на сопернике камера автоматически смещается на его стол.
В данный момент доступны два режима игры. Сетевой и с ботами (легкими, средними, сложными и нечестными, как в доте). Позже добавят обучение.
Много удобных нововведений. Можно настроить отображаемую статистику – выбрать урон, урон в секунду, полученный урон, лечение или убийства. Или вообще переключиться на предметы и пассивки. А при перемещении героя вам подскажут, как он связан с другими фигурами.
Чтобы узнать радиус атаки героя, не нужно наводить курсор на панель информации – достаточно лишь выделить фигуру.
Еще добавили возможность выделения всех героев из одного альянса – очень удобно.
А еще появилось колесо чата, заблокированное в Dota Auto Chess. Еще одно очко в пользу Valve! Чтобы поспамить в чат, нужно нажать Y.
В Dota Underlords у героев всего по одному слоту для предметов. Но их можно перекладывать или убирать в общий инвентарь. Вещи не выпадают, их выдают после раундов с нейтральными крипами – игрокам предлагается выбрать один вариант из списка. Кроме предметов могут попасться пассивки для альянсов и другие бонусы.
Основы остались неизменны. Три фигуры собираются в одну более высокого уровня, обновление лавки стоит 2 золота, 4 единицы опыта обойдутся в 5 золота. Сохранили даже привычные бинды: при нажатии F1 камера переключится на ваш стол, а чтобы убрать героя или продать его, достаточно кликнуть на него и нажать W или E.
Новичкам очень поможет справочная информация. Раздел с ней можно открыть в любой момент игры. Статистика очень подробная – можно посмотреть точные характеристики всех героев любого уровня.
Valve действительно важно мнение игроков: прямо в игре есть ссылка на форму обратной связи.
Герои
Dota Underlords сразу вышла на русском языке с непривычным переводом имен героев. Как вам Гиролетчик и Кроха?
Как и в Dota Auto Chess, здесь 60 героев. Однако пулы героев отличаются: в DU вместо Виверны, Марса, Зевса, Свена и Даззла есть Бладсикер, Варлок, Пудж и Арк Варден. При этом Valve немного изменила разряды героев: например, в кастомке Мирана – герой первого разряда, а в Dota Underlords – четвертого. Разряд определяет редкость и стоимость фигур, например, герой первого разряда стоит 1 золото.
Расы и классы Valve заменила на альянсы.
Бессердечные
Если у вас 2/4/6 бессердечных, то броня соперника будет снижена на 5/10/20 единиц.
Воины
Если у вас 3/6/9 воинов, они получат 10/15/25 к броне.
Демоны
Если на поле только один тип демонов, их атаки будут наносить 50% чистого урона.
Дикари
Если у вас 2/4/6 дикарей, атака союзников будет увеличена на 10%/25%/45%.
Драконы
Если у вас три дракона, они начнут сражение с полной маной.
Друиды
Если у вас 2/4 друида, то 1/2 друида с наименьшим числом звезд получат дополнительную звезду.
Задиры
Если у вас 3/6 задир, случайный союзник получит +15 к броне и +10 к восстановлению здоровья/все союзники получат +15 к броне и +10 к восстановлению здоровья.
Изобретатели
Если у вас 2/4 изобретателя, они получат +15/+40 к восстановлению здоровья.
Крепкие
Если у вас 2/4 крепких существа, они получат +200/+500 к максимальному здоровью.
Если у вас 3/6 магов, сопротивление к магии у врагов будет снижено на 40%/100%.
Неуловимые
Если у вас 3/6/9 неуловимых, они получат 20%/45%/75% к уклонению.
Одной крови
Когда умирает один такой герой, другие персонажи одной крови получают +100% к урону от атак до конца боя.
Охотники
Если у вас 3/6 охотников, они с шансом в 15%/25% смогут совершить три быстрые атаки.
Охотники на демонов
Если у вас один охотник на демонов, у демонов соперника отключится пассивная способность. Если два – у всех ваших демонов будет работать пассивная способность.
Первородные
Если у вас 2/4 первородных, враги, атакующие их в ближнем бою, с шансом в 30%/30% получат бессилие на 4 секунды.
Рыцари
Если у вас 2/4/6 рыцарей, они будут получать на 25%/35%/50% меньше физического и магического урона в радиусе 1 от другого рыцаря.
Стрелки
Атакуют противника с наименьшим уровнем здоровья.
Тролли
Если у вас 2/4 тролля, они получают 35/65 к скорости атаки, а союзники – 0/30 к скорости атаки.
Убийцы
Если у вас 3/6/9 убийц, они получают шанс в 10%/20%/30% нанести критической атакой 300%/400%500% урона.
Если у вас 2/4/6 людей, при атаке они могут с вероятностью в 20%/44%/66% обезмолвить цель на 4 секунды.
Чернокнижники
Если у вас 2/4/6 чернокнижников, союзники получат 15%/30%/50% к вампиризму.
Чешуйчатые
Если у вас 2/4 чешуйчатых, союзники получат 30%/50% к сопротивлению магии.
Шаманы
Если у вас 2 шамана, в начале боя случайный противник превратится в лягушку на 6 секунд.
Предметы
Предметы, как и герои, разделены на разряды. В Dota Underlords с нейтралов могут выпасть пассивки, улучшающие альянсы, или бонусы, действующие на существ или на экономику. Например, с «Вербовщиком» первое обновление лавки после каждого раунда будет бесплатным, а «Отчаянные меры» увеличат урон по сопернику в случае его поражения.
Дота 2 сложнее шахмат
03 Dec 2017 в 13:14
03 Dec 2017 в 13:14 #1
Доброе утро. Дота по сложности на два порядке выше шахмат, и у меня в ней не много часов, 50-60, но я уже понимаю игру и тащу катки, если для тебя она оказалась слишком сложна то ты глупый. Я Инвокера выучил за 1 день.
03 Dec 2017 в 13:15 #2
Дота по сложности на два порядке выше шахмат
Это сами дотеры придумали, на самом деле дота обычная игра которая ничем не выделяется среди остальных
03 Dec 2017 в 13:15 #3
ну если эту тему не удалят, я хз что делать
03 Dec 2017 в 13:16 #4
ну если эту тему не удалят, я хз что делать
Стыдно это понимать?
03 Dec 2017 в 13:17 #5
Доброе утро. Дота по сложности на два порядке выше шахмат, и у меня в ней не много часов, 50-60, но я уже понимаю игру и тащу катки, если для тебя она оказалась слишком сложна то ты глупый. Я Инвокера выучил за 1 день.
03 Dec 2017 в 13:17 #6
Я Инвокера выучил за 1 день.
Куратор технического раздела
03 Dec 2017 в 13:18 #7
и у меня в ней не много часов, 50-60
но я уже понимаю игру и тащу катки
03 Dec 2017 в 13:18 #8
Доброе утро. Дота по сложности на два порядке выше шахмат, и у меня в ней не много часов, 50-60, но я уже понимаю игру и тащу катки, если для тебя она оказалась слишком сложна то ты глупый. Я Инвокера выучил за 1 день.
С такими «вбросами» можно только в садике выступать.
03 Dec 2017 в 13:19 #9
С такими «вбросами» можно только в садике выступать.
Ты игрок в шахматы?
03 Dec 2017 в 13:21 #10
03 Dec 2017 в 13:21 #11
Только в отличие от доты шахматы развивают мозг
03 Dec 2017 в 13:22 #12
Доброе утро. Дота по сложности на два порядке выше шахмат, и у меня в ней не много часов, 50-60, но я уже понимаю игру и тащу катки, если для тебя она оказалась слишком сложна то ты глупый. Я Инвокера выучил за 1 день.
Дб? И чтобы выучить скиллы инвокера не нужно быть сверхразумом, также как и разрывать на нормал скилле
03 Dec 2017 в 13:23 #13
Только в отличие от доты шахматы развивают мозг
Дота развивает мозг, а шахмат сделают из тебя дегенерата.
03 Dec 2017 в 13:24 #14
инвокера можно за час выучить просто достаточно 20 минут тренировки каста и 40 минут катки с пассивными геральдами
всем просто лень тратить время на тренировку
03 Dec 2017 в 13:24 #15
-Извини не могу сейчас говорить! Дота по сложности на два порядке выше шахмат, и у меня в ней не много часов, 50-60, но я уже понимаю игру и тащу катки, если для тебя она оказалась слишком сложна то ты глупый. Я Инвокера выучил за 1 день.
-Но ты мне сам позвонил.
03 Dec 2017 в 13:24 #16
Ты даже не стараешся нормально вбросить!
03 Dec 2017 в 13:24 #17
Конечно,ведь в шахматы играешь ты один,а в доте тебе надо иногда тащить одного,а иногда и более одного идиота в твоей команде.
03 Dec 2017 в 13:25 #18
Доброе утро. Дота по сложности на два порядке выше шахмат, и у меня в ней не много часов, 50-60, но я уже понимаю игру и тащу катки, если для тебя она оказалась слишком сложна то ты глупый. Я Инвокера выучил за 1 день.
То что ты играешь с такими же как ты новичками,не дает тебе права утверждатьчто игра проста,любой дурак умеет играть в шахматы на базовом уровне,ты 5к апни себе и скажи мне потом что легко играть..
И если в шахматах нужно лишь учить тактики,то в доте помимо этого нужно еще и по мышке быстро жмакать,так что зачем ты это высрал,не понимаю.
03 Dec 2017 в 13:27 #19
Это сами дотеры придумали, на самом деле дота обычная игра которая ничем не выделяется среди остальных
Теперь мне понятно почему лолеры считают, что дотеры чсв быдло
03 Dec 2017 в 13:30 #20
То что ты играешь с такими же как ты новичками,не дает тебе права утверждатьчто игра проста,любой дурак умеет играть в шахматы на базовом уровне,ты 5к апни себе и скажи мне потом что легко играть..
И если в шахматах нужно лишь учить тактики,то в доте помимо этого нужно еще и по мышке быстро жмакать,так что зачем ты это высрал,не понимаю.
Ты просто не умеешь играть в доту.
03 Dec 2017 в 13:32 #21
Теперь мне понятно почему лолеры считают, что дотеры чсв быдло
03 Dec 2017 в 13:33 #22
03 Dec 2017 в 13:34 #23
Доброе утро. Дота по сложности на два порядке выше шахмат, и у меня в ней не много часов, 50-60, но я уже понимаю игру и тащу катки, если для тебя она оказалась слишком сложна то ты глупый. Я Инвокера выучил за 1 день.
уже добрый день! автор, твое утверждение настолько же верное, насколько верно утверждение, что «твоя мать порядочная женщина». тут настолько жирно что даже лень что-то писать, удачки. если какой-то модератор посчитает этот мой пост оскорблением или попыткой оскорбления родственников или хамства, то советую еще раз подумать и не совершать необдуманных поступков.