Что следует понимать под технологичностью конструкции
Технологичность конструкции: требования к технологической конструкции деталей, показатели и анализ
Технологичность конструкции – комплексное понятие, которое включает оценку трудоемкости изготовления изделия, коэффициент использования материала, себестоимость и другие параметры. Контроль проектной документации на оптимальность этих параметров является одним из элементов технической подготовки производства. Для каждой технологии изготовления существуют свои критерии оценки, которые регламентируются государственными стандартами изготовления данного вида продукции и другой нормативно-технической документацией.
Общее понятие
Вам будет интересно: «Пояс» — это повод для размышлений: определяйте значение слова по контексту
Под технологичностью конструкции изделия понимают комплекс его свойств, которые способствуют достижению минимальных затрат труда, материалов, средств и других показателей при производстве, ремонте и эксплуатации. Основные определения, касающиеся этого понятия, установлены в ГОСТ 14.205-83. Технологичность прорабатывается на самых ранних этапах жизненного цикла продукции – на стадии получения технического предложения, создания эскизного проекта и разработки конструкторской документации.
В практическом плане технологичность обеспечивается определением наиболее рациональной конструкции деталей и узлов, сортамента и марок применяемых материалов, контролируемых размеров и их предельных отклонений, шероховатости поверхностей, требований к термической и другим видам обработки. В то же время все эти критерии должны способствовать получению продукции с высокими потребительскими свойствами и эксплуатационными характеристиками.
При оценке технологичности конструкции в производстве используют качественные и количественные параметры: удобство изготовления, соответствие техническим возможностям (имеющимся технологиям и оборудованию, квалификации персонала), низкую себестоимость изделия. Технологичность является относительным показателем и зависит также от типа производства (единичное, серийное или массовое).
Основными задачами для обеспечения технологичности конструкции изделия являются:
Вам будет интересно: Как образуется Present Continuous: правила и примеры
При разработке конструкторской документации технологичность конструкции деталей и узлов должна оценивать технологическая служба предприятия. При этом учитываются следующие критерии:
Классификация критериев оценки
Количественные показатели технологичности конструкции разделяют на следующие группы:
Анализ технологичности входит в систему оценки качества изделий, которая интегрирует несколько групп показателей. В практике машиностроительных предприятий чаще всего определяют критерии, указанные на схеме ниже.
Относительные количественные характеристики
Наиболее удобны относительные показатели технологичности конструкции изделия, которые имеют вид К=k1/k2. Среди наиболее значимых конструктивных и технологических характеристик можно выделить следующие:
Вам будет интересно: Фразовый глагол set: перевод и примеры
Эти показатели применяются как для анализа технологичности конструкции деталей, так и применительно к сборочным единицам.
Количественные оценки в абсолютном выражении
Среди абсолютных показателей технологичности выделяют следующие:
Качественные показатели технологичности конструкции
Качественная оценка проводится визуальной проверкой конструктивных и технологических параметров. Ее проводят перед количественным анализом. При этом определяют выполнение следующих условий:
Методика оценки
Отработка конструкции на технологичность производится в следующем порядке:
Номенклатура оцениваемых показателей должна быть минимальной для снижения трудоемкости подготовки производства, но достаточной для оценки и усовершенствования изделия.
Типичные задачи
К характерным решениям, принимаемым при оценке технологичности конструкций, относят:
Влияние вида производства
Технологичность – это не абсолютный показатель. Например, штампованные заготовки являются более технологичными в условиях массового производства (снижают общую трудоемкость), а при единичном изготовлении изделия – наоборот, так как это связано с высокой себестоимостью кузнечной оснастки и оборудования.
В единичном производстве технологичными могут оказаться методы изготовления заготовок, которые сопряжены с большей трудоемкостью и расходом материала (к примеру, газовая резка из листового металла), но с меньшими затратами на оснастку и оборудование. Конечная себестоимость изделий будет ниже. Приведенный пример наглядно показывает, что при оценке технологичности необходимо учитывать тип и условия производства.
Эксплуатационная технологичность
При анализе технологичности конструкции, являющейся объектом эксплуатации, проводят оценку следующих критериев:
Все эти параметры влияют на себестоимость эксплуатации объекта техники и его потребительские свойства.
Технологичность литых и кованых заготовок
При оценке технологичности заготовок, выполненных методом литья, проверяют соответствие чертежа отливки следующим основным требованиям:
Технологичность конструкции штамповок должна удовлетворять таким требованиям, как:
При невозможности соблюдения этих условий рекомендуется использовать сварную конструкцию из нескольких деталей.
Сборочные узлы
Общими требованиями к технологичности сборочных единиц являются:
В качестве количественных характеристик чаще всего рассчитывают трудоемкость и себестоимость изготовления, степень унификации, стандартизации и механизации.
Сварные соединения
Технологичность сварных конструкций определяется такими параметрами, как:
ТЕХНОЛОГИЧНОСТЬ КОНСТРУКЦИИ ИЗДЕЛИЯ
ПОНЯТИЯ О ТЕХНОЛОГИЧНОСТИ
КОНСТРУКЦИЙ ИЗДЕЛИЙ
Под технологичностью конструкции изделия понимается совокупность свойств конструкции, обеспечивающих изготовление, ремонт и техническое обслуживание изделия по наиболее эффективной технологии в сравнении с аналогичными конструкциями при одинаковых условиях их изготовления, эксплуатации, при одних и тех же показателях качества.
Применение эффективной технологии предполагает оптимальные затраты труда, материалов, средств, времени при технологической подготовке производства, в процессе изготовления, эксплуатации и ремонта, включая подготовку изделия к функционированию, контроль его работоспособности, профилактическое обслуживание.
От условий, в которых изготавливается изделие (тип производства, его организация, специализация, программа и повторяемость выпуска), зависят возможности отработки технологичности конструкции, направленной на снижение трудоемкости изготовления, себестоимости изделия, удобства его ремонта в процессе эксплуатации. Для оценки конструкций используют базовые показатели технологичности одного изделия, представляющего целую группу изделий, наделенных общими конструктивными признаками.
Состав работ по обеспечению технологичности конструкции изделий на всех стадиях их создания устанавливается единой системой технологической подготовки производства ЕСТПП. Для каждого понятия технологичности установлены термины и определения (ГОСТ 14.201-83 и ГОСТ 14.205-83).
В ЕСТПП технологичность рассматривается как совокупность свойств конструкции, характеризующих один из показателей качества изделия. Методика оценки этого показателя качества должна быть строго обоснована, а результаты оценки достоверны и определены с доступной для проверки точностью.
Единым критерием технологичности конструкции изделия выступает экономическая целесообразность при заданном качестве и принятых условиях производства. При таком подходе к оценке
конструкции необходимо рассматривать весь комплекс требований к ней в целом, чтобы, например, незначительная экономия средств при изготовлении не приводила впоследствии к экономически невыгодному увеличению затрат на техническое обслуживание или ремонт.
Отработка изделия на технологичность — одна из наиболее сложных функций технологической подготовки производства (ТПП). Она обусловлена тесной взаимосвязью между конструкцией изделия и технологией его производства.
Обязательность отработки конструкции изделия на технологичность на всех стадиях их создания устанавливается ЕСТПП.
Основная задача обеспечения технологичности конструкции изделия (ТКИ) заключается в достижении оптимальных трудовых, материальных и топливно-энергетических затрат на проектирование, подготовку производства, изготовление, монтаж вне предприятия-изготовителя, технологическое обслуживание (TЛ0), техническое обслуживание (ТО) и ремонт, при обеспечении прочих заданных показателей качества изделия в принятых условиях проведения работ.
Различают производственную, эксплуатационную и ремонтную технологичность конструкции изделия.
Производственная ТКИ проявляется в сокращении средств и времени на конструкторскую подготовку производства (КПП), технологическую подготовку производства, процессы изготовления, в том числе контроль и испытания, монтаж вне предприятия- изготовителя.
Эксплуатационная ТКИ проявляется в сокращении средств и времени на подготовку к использованию изделия по назначению, технологическое и техническое обслуживание, текущий ремонт, утилизацию.
Ремонтная технологичность проявляется в сокращении средств и времени на все виды ремонта, кроме текущего.
Главные факторы, определяющие требования к ТКИ: вид изделия, объем выпуска, тип производства.
Объем выпуска и тип производства определяют степень технологического оснащения, механизации и автоматизации технологических процессов и специализацию всего производства.
Технологичность
Технологичность закладывается в конструкцию при соответствующем назначении параметров деталей (материала, размеров и их отклонений, шероховатости и т. п.), форм и взаимного расположения поверхностей их элементов. Технологичность базируется на стандартизации, унификации и преемственности. Во многих случаях только возможности технологии (воплощающей в себе достижения науки и техники) позволяют достичь уникальных результатов и высоких потребительских свойств.
Технологичность не является характеристикой, которая бы однозначно выражалась в каких-либо единицах измерения. При производстве различных изделий технологичность во многом определяет себестоимость, затраты на изготовление и последующее использование. Как правило, более современные устройства являются более технологичными по сравнению с устаревшими образцами, то есть, производятся и эксплуатируются с меньшими затратами и с задействованием более производительных производственных процессов. При этом функциональность техники разных поколений может мало отличаться. Например, скорость, пассажировместимость и дальность полёта для ТУ-154 и Airbus A320 близки, но эти самолёты — представители разных поколений авиационной техники, отличающиеся технологичностью. Появление более технологичных изделий обычно способствует вытеснению из обихода устаревших в этом отношении устройств, при этом с точки зрения технического совершенства они могут не уступать более новым — технологичность отражает производственные (технологические), а не технические характеристики изделия.
Таким образом, не следует путать технологичность и технический уровень изделия или уровень задействованных в его производстве технологий — это совершенно различные понятия. Зависимость между более высоким техническим уровнем и более высокой технологичностью изделия проявляется далеко не всегда, а порой носит и обратный характер. Например, малосерийные легковые автомобили тридцатых годов имели зачастую более высокий технический уровень, чем выпущенные через 20-30 лет после них массовые (на них уже применялись практически все являющиеся сегодня общепринятыми конструктивные решения, за исключением чисто-электронных систем), но при этом были крайне нетехнологичны, в силу чего принятые на на них технически совершенные конструктивные решения и не могли быть внедрены в массовое производство до тех пор, пока оно не оказалось готово к их повторению технологически. Автомобили выпуска до 1970-х годов были очень просты по конструкции и в целом более технологичны, чем современные — проще, удобнее в производстве и ремонте. Повышение требований к эксплуатационным и потребительским характеристикам, качеству отделки, уровню безопасности и экологичности привели за последние десятилетия к небывалому росту технического уровня автомобилей, но при этом их технологичность по отдельным показателям, включая удобство производства и ремонтопригодность, столь же ощутимо снизилась, даже несмотря на внедрение новых, высокопроизводительных технологий, включая промышленных роботов нового поколения.
По мере развития техники, в её последующих поколениях более совершенные технически решения могут заменяться на менее совершенные, но более технологичные. Например, в тех же автомобилях более совершенная технически подвеска на двойных поперечных рычагах оказалась в своё время практически вытеснена менее совершенной, но более технологичной типа «макферсон» — возврат к первой произошёл лишь к середине 90-х годов, и лишь на машинах достаточно высоких классов.
Выпускаемые малой серией или в единичных экземплярах изделия практически всегда менее технологичны, чем массовые — их изготовители могут позволить себе использовать недостаточно технологичные с точки зрения массового производства производственные процессы и конструктивные решения. Например, процесс изготовления изделий из углепластиков долгое время был недостаточно технологичным для массового производства, главным образом из-за большого объёма задействованного ручного труда. При этом в оборонной и авиационной промышленности, с характерными для них сравнительно небольшими масштабами выпуска, углепластики давно нашли широкое применение.
Технологичность конструкции детали
Анализ технологичности конструкции детали
Под технологичностью конструкции понимают совокупность конструктивных и технологических решений, обеспечивающих применение прогрессивной технологии и организации производства с наименьшими затратами времени, труда и материалов, которые при заданных масштабах производства обеспечивают наименьшую себестоимость и высокое качество изделий при условии выполнения машиной всех ее функций.
Технологичность конструкции механически обрабатываемых деталей обуславливается следующим:
— обоснованным определением размеров детали и применяемого материала;
— рациональным выбором заготовки;
— простой и удобной для обработки геометрической формой детали;
— рациональной простановкой размеров;
— назначением оптимальной точности размеров и шероховатости поверхности.
Исходя из условий механической обработки, конструкция детали должна удовлетворять следующим основным требованиям:
— деталь должна обладать достаточной точностью и иметь удобную форму для установки на станке при обработке;
— площадь обрабатываемых поверхностей должна быть минимальной;
— обрабатываемые поверхности следует четко разграничивать от необрабатываемых;
— желательно, чтобы обработку поверхностей можно было вести напроход;
— необходимо обеспечивать легкий доступ режущим и измерительным инструментом к обрабатываемым поверхностям, а также удобство выхода режущего инструмента;
— съем материала при обработке должен быть по возможности равномерным и без ударов;
— фасонные поверхности детали следует принимать, по возможности, простыми по геометрическому построению;
— конструкция детали должна давать возможность производить обработку с одной установки всех поверхностей, связанных между собой условиями соосности, перпендикулярности, параллельности;
— форма детали и расположение обрабатываемых поверхностей должны предусматривать возможность применения наиболее производительных методов обработки.
Прежде чем приступить к этапам проектирования технологического процесса, любая конструкция (машина, узел, деталь) должна быть самым тщательным образом проанализирована. Цель такого анализа – выявление недостатков конструкции по сведениям, содержащимся в чертежах и технических требованиях, а также возможное улучшение технологичности рассматриваемой конструкции.
Анализ технологичности конструкции можно разбить на два этапа: технологический контроль чертежей и технологический анализ конструкции.
Технологический контроль чертежей сводится к тщательному их изучению. Рабочие чертежи обрабатываемых деталей должны содержать все необходимые сведения, дающие полное представление о детали, т.е. все проекции, размеры и сечения, совершенно четко и однозначно объясняющие ее конфигурацию и возможные способы получения заготовки. На чертеже должны быть указаны все размеры с необходимыми допусками, классы шероховатости обрабатываемых поверхностей, допускаемые отклонения от правильных геометрических форм, а также взаимного положения поверхностей. Чертеж должен содержать все необходимые сведения о материале детали, термической обработке, массе детали и др.
Таким образом, технологический контроль – важный этап проектирования технологических процессов и во многих случаях способствует выяснению приведенных выше факторов.
Технологический анализ конструкции решает следующие основные задачи: пути возможного уменьшения трудоемкости и металлоемкости конструкции, а также возможность обработки детали высокопроизводительными методами.
Вопросом технологичности конструкции надлежит заниматься на всех последовательных этапах проектирования технологических процессов. Чтобы избежать незамеченных недостатков в конструкции, анализ технологичности целесообразно проводить в определенной последовательности.
1. На основании изучения условий работы конструкций, а также масштаба производства проанализировать возможность упрощения, замены сварной, армированной или сборной конструкцией, а также возможность и целесообразность замены материала.
2. Установить возможность применения высокопроизводительных методов обработки.
3. Определить целесообразность назначения протяженности и размеров обрабатываемых поверхностей, труднодоступные для обработки места.
4. Определить технологическую увязку размеров, оговоренных допусками, классы шероховатости, необходимость дополнительных технологических операций для получения высокой точности обрабатываемых поверхностей.
5. Увязать указанные на чертежах допускаемые отклонения размеров, классы шероховатости и пространственные отклонения по геометрической форме и взаимному расположению поверхностей с геометрическими погрешностями станков.
6. Определить возможность непосредственного измерения заданных на чертежах размеров.
7. Определить поверхности, которые могут быть использованы при базировании, возможность введения искусственных баз.
8. Определить необходимость дополнительных технологических операций, вызванных специфическими требованиями (например, допустимыми отклонениями в весе детали), и возможность изменения этих требований.
9. Проанализировать возможность выбора рационального метода получения заготовки, учитывая экономические факторы.
10. Предусмотреть в конструкциях деталей, подвергающихся термической обработке, конструктивные элементы, уменьшающие коробление деталей в процессе нагрева и охлаждения, и определить, правильно ли выбраны материалы с учетом термической обработки.
Технологичность конструкции
Технологичность конструкции – совокупность свойств конструкции изделия, проявляемых в возможности оптимизации затрат труда, средств, материалов и времени при технической подготовке производства, изготовления, эксплуатации и ремонта конструкции изделия того же назначения при обеспечении установленных значений показателей качества и принятых условий изготовления, эксплуатации и ремонта.
Технологичность – свойство конструкции, заложенное в ней при проектировании и позволяющее получать изделие с заданным уровнем качественных характеристик высокими технико-экономическими показателями в производстве и эксплуатации. Технологичность и ее показатели характеризуют эффективность конструктивных и технологических решений при проектировании ЛА с точки зрения обеспечения высокой производительности труда и рационального расхода материала при его изготовлении.
Технологичность самолета в соответствии с областью ее проявления можно подразделить на два вида: на производственную и эксплуатационную (рис.5.2). Производственная технологичность проявляется в сокращении затрат времени и средств на конструкторскую и технологическую подготовку производства, затрат на производство, контроль и испытания самолета. Эксплуатационная технологичность самолета проявляется в сокращении затрат времени и средств на техническое обслуживание и его ремонт.
|
Рис.5.2. Структурные составляющие технологичности конструкции машины |
Требования к технологичности деталей, узлов, агрегатов самолета могут различаться в зависимости от полуфабрикатов и применяемых методов обработки деталей, в зависимости от видов соединения узлов и агрегатов и др. Весьма резко могут отличаться требования к технологичности конструкции изделий, изготовляемых массовым или единичным образом. Безусловно, изделие, изготовляемое массовым порядком, должно быть с технологической точки зрения отработано более тщательно.
Оценка технологичности конструкции может осуществляться как качественным, так и количественным способом. Качественная оценка носит несколько общий характер («хорошо», «плохо»), однако многолетний опыт авиационной промышленности дает возможность сформулировать ряд требований к конструкции, которые трудно выразить количественно; как правило, это сравнительная оценка.
При проектировании нового самолета находится прототип, изготовление которого уже выявило детали, узлы, агрегаты, элементы систем, не согласующиеся с требованиями производства, вызывающие большие затраты труда и времени без особых на то оснований. На основе опыта производства отдельные варианты конструкции можно совершенно исключать из обсуждения как неприемлемые, другие варианты можно принять без проверки, а там, где есть сомнения, необходимо привлечь количественные расчеты показателей технологичности.
К дополнительным показателям технологичности относится целый ряд частных и комплексных, абсолютных и относительных показателей, оценивающих конструкцию, как с экономической, так и с технической стороны.
С общих позиций технологичность конструкции изделия может быть выражена показателями, которые характеризуют: а) технологическую рациональность конструктивных решений; б) преемственность конструкции или пригодность к использованию (применяемость) в составе других изделий.
В соответствии с ГОСТ 14.201−83 приняты следующие показатели технологичности, в зависимости от вида изделия и стадии разработки конструкторской документации.
1.Показатели, характеризующие технологическую рациональность конструктивных решений:
1)трудоёмкость изготовления изделия, где
и
ожидаемая трудоёмкость изготовления проектируемого изделия и базового показателя;
2)удельная материалоёмкость изделия;
3)коэффициент использования материалагде
масса изделия,
сумма масс заготовок;
4)технологическая себестоимость изделиягде
и
ожидаемая технологическая себестоимость проектируемого изделия и себестоимость базового показателя;
5)коэффициент применения типовых технологических процессов где
число типовых технологических процессов,
общее число технологических процессов;
6)удельная трудоёмкость изготовления изделиягде
параметр изделия. Для ЛА, например, наиболее употребительным параметром является масса самолёта, ракеты, планера, агрегата (в зависимости от того, к чему относится
и
). Тогда
будет выражать трудовые затраты на единицу массы конструкции (ч/кгс);
7)относительная трудоёмкость процесса изготовления по видам работ (литейные, штамповочные, сборочные и др.) где
трудоёмкость данного вида технологических процессов изготовления деталей или сборки. Этот показатель характеризует долевое участие различных видов работ в изготовлении летательного аппарата (самолёта, вертолёта, ракеты и т.п.);
8)коэффициент точности обработкигде
средний класс точности обработки; и т.д.
2.Показатели, характеризующие преемственность конструкции:
1)коэффициент стандартизации конструкции изделия;
2)коэффициент унификации изделия;
3)коэффициент унификации конструктивных элементов;
Эти три коэффициента могут быть определены по следующим зависимостям раздельно по сборочным единицам, деталям и в целом по изделию:
(сборочные единицы);
(детали);
(изделия),
где количество унифицированных и стандартных сборочных единиц соответственно,
общее количество сборочных единиц,
и
число унифицированных и стандартных деталей,
общее число деталей;
4)коэффициент повторяемостигде
количество наименований составных частей конструкции,
общее количество составных частей конструкции.
Перечисленные показатели являются общемашиностроительными. Кроме них в самолётостроении и ракетостроении применяются специфичные показатели технологичности. Среди них:
− коэффициент панелированиягде
сумма площадей панелей, выделенных в отдельные сборочные единицы,
площадь поверхности планера (корпуса ЛА);
− коэффициент прессовой клёпкигде
количество заклёпок, расклёпывание которых возможно на специальных клёпальных прессах,
общее количество заклёпок на планере (корпусе ЛА).
При отработке технологичности бортовых систем применяются:
− коэффициент панелирования бортовых систем
где число блоков и агрегатов, монтируемых предварительно на панелях,
общее число блоков (агрегатов);
− коэффициент монтажа коммуникаций в агрегатах где
число коммуникаций, проходящих через агрегат и имеющих конструктивные разъёмы,
общее число коммуникаций.
Расчёт показателей технологичности производят по отраслевым методикам. Номенклатура показателей технологичности для однотипных изделий с учётом их конструктивных особенностей устанавливается отраслевыми стандартами. Количество показателей (комплексных и частных) должно быть минимальным, но достаточным для оценки технологичности конструкции изделия.
Отдельные частные показатели технологичности могут быть сведены в комплексные показатели, которые характеризуют не отдельные признаки технологичности, а определенную группу признаков. При расчете комплексных показателей учитывается различие экономической эффективности частных показателей: , где
комплексный показатель технологичности;
коэффициент экономической эквивалентности (весомости) частного i-го показателя, они назначаются исходя из статистики или экспертами;
частный показатель технологичности. Обычно принимают
Несмотря на относительную стройность системы показателей технологичности конструкции, определение их количественных значений для самолетов представляет большие трудности.
Общие технологические требования к конструкции самолетов. Это: простота форм поверхности агрегатов; рациональное членение конструкции самолетов; возможно более широкое применение в конструкции стандартных узлов и деталей; унификация элементов конструкции; возможно большая конструктивная преемственность; максимальное использование в конструкции материалов с хорошими технологическими свойствами; ограничение количества применяемых марок материала и их унификация; отсутствие чрезмерно высоких требований к точности размеров и чистоте обработки поверхностей элементов конструкции; наличие достаточных подходов к местам соединений, обеспечивающих удобство их выполнения; ориентация конструкции на определенный метод сборки; модульный принцип создания новых узлов и агрегатов, обладающих функциональной взаимозаменяемостью; учет производственных мощностей и т.д.
. (5.1)
Здесь полезная платная нагрузка;
крейсерская скорость;
ресурс;
затраты на создание опытного ВС;
затраты на создание серийного ВС;
затраты на эксплуатацию. Таким образом, снижая затраты на производство при улучшении технологичности конструкции, полученный эффект надо рассматривать с точки зрения, какой ценой он достигается. Так, например, увеличение массы самолета на 1 кг приводит к увеличению затрат при эксплуатации от 1000 до 1500 дол. В этой связи необходимо кроме снижения себестоимости изготовления ВС повышать весовую эффективность и ресурс конструкции.
Современный ЛА состоит из нескольких сотен тысяч деталей, узлов и агрегатов, поэтому большое значение имеет рациональное членение его конструкции. С увеличением степени членения конструкции снижаются затраты на ее производство, уменьшаются габаритные размеры полуфабрикатов, оснастки, оборудования. Основной тенденцией является повышение монолитности конструкции. При повышении монолитности конструкции снижается масса планера и улучшаются аэродинамические характеристики. Новое поколение дальних и среднемагистральных пассажирских самолетов Ил-96-300, Ту-204-200, тяжелых и средних транспортных самолетов Ан-124, Ан-70 в своих конструкциях имеют панели длиной до 30 м. Повышение размеров полуфабрикатов потребовало создания соответствующих производственных мощностей в металлургической промышленности, крупногабаритных портальных станков, а также методов формообразования, термообработки и сборки.
Организация производственного процесса является одним из факторов повышения уровня производительности труда и снижения себестоимости продукции. Целью организации производственного процесса является достижение максимально возможной ритмичности, управляемости и специализации рабочих мест. В ракетостроении и в авиастроении широкое применение получили две формы организации и специализации производственных участков: технологическая специализация (цехи токарные, фрезерные, сварочные); предметно подетальная специализация (цехи арматуры, шасси, гидроаппаратуры).
В аэрокосмической промышленности из-за невысокой серийности производства предпочтение отдается технологии и организации группового производства и гибким производственным ячейкам. Совместное применение технологии групповой обработки и компьютеризации позволяет создавать компьютеризированные интегрированные производства, что является основой комплексной автоматизации производства. Понятие «производственная интеграция» предполагает интеграцию как в области информационного обеспечения (создание сквозных систем САD/САМ), так и материального производства (заготовки, детали, узлы, приспособления, инструмент и др.).
Создание современной локальной промышленной вычислительной сети и компьютеризированного интегрированного производства в аэрокосмической промышленности требует интеграции и применения систем машинной графики, математического моделирования технологических процессов и формирования экспертных систем с элементами искусственного интеллекта. В отрасли действует несколько десятков подобных систем. Это позволяет в два-три раза повысить уровень автоматизации основного производства и сократить время и затраты на технологическую подготовку производства.
Рис.5.3. Система обеспечения качества аэродинамических поверхностей
В последние десятилетия появились так называемые интегральные аэродинамические схемы истребителей, где в создании подъемной силы участвуют не только традиционно несущие агрегаты, такие, как крыло и горизонтальное оперение, но и фюзеляж. Это значительно усложнило аэродинамические поверхности, поставило принципиально новые задачи в производстве истребителей. Проблема обеспечения аэродинамического качества современных ЛА является приоритетной. В интегрированной системе обеспечения качества ЛА в целом одним из важнейших является блок технологического обеспечения. К наиболее ответственным составляющим этого блока относится система технологического обеспечения качества аэродинамической поверхности, целью которой является повышение качественных характеристик аэродинамических поверхностей самолета: точности обводов и взаимной увязки форм и размеров при одновременном снижении производственных затрат (рис.5.3).
По каждому этапу работ определены те, самые существенные, проблемы, решение которых обеспечивает наиболее высокий ожидаемый эффект при создании аэродинамических поверхностей и связанных с ними.
Контрольные вопросы
1. Какие группы показателей качества используют при анализе качества изделия?
2. На какие показатели качества влияет технология?
3. С помощью каких показателей оценивается качество продукции?
4. В каких областях проявляется технологичность самолета?
5. Как проявляется производственная технологичность?
6. На какие группы разделяются количественные показатели технологичности.
7. Какие показатели являются основными?
8. Перечислите общие технологические требования к конструкции самолета.
9. Дайте определению показателю эффективности самолета.