Что следует понимать под интегративным подходом к обучению
Интегративный подход к организации образовательного процесса с дошкольниками
Светлана Волик
Интегративный подход к организации образовательного процесса с дошкольниками
«Интегративный подход к организации образовательного процесса с дошкольниками».
Повышение уровня современных государственных требований и стандартов дошкольного образования определено новыми нормативными документами, задающими вектор развития, соответствующий современным научным представлениям, ожиданиям родителей, представлениям социума о том, каким должно быть дошкольное образования сегодня.
С введением Федеральных государственных образовательных стандартов к ООП ДО, особое внимание уделяется принципу интеграции образовательных областей.
По мнению многочисленных исследователей, интегрированное обучение способствует формированию у детей целостной картины мира, дает возможность реализовать творческие способности, развивает коммуникативные навыки и умение свободно делиться впечатлениями.
ИНТЕГРАЦИЯ
— процесс, или действие, имеющий своим результатом целостность: объединение, соединение, восстановление единства.
ИНТЕГРАЦИЯ В ОБРАЗОВАНИИ
— это соединение по принципу семиотической противоположности в пределах учебного предмета (внутрипредметная интеграция) или целостного образовательного пространства (межпредметная интеграция, нескольких знаковых областей и осуществление между ними условно-адекватных переводов.
В методической литературе по дошкольному образованию нет четкого определения особенностей комбинированных, комплексных и интегрированных видов занятий.
Н. Е. Васюкова, О. И. Чехонина дают следующую характеристику данным видам занятий:
Требования к структуре интегрированных занятий:
• Четкость, компактность, сжатость учебного материала.
• Продуманность и логическая взаимосвязь изучаемого материала разделов программы на каждом занятии.
• Взаимообусловленность, взаимосвязанность материала интегрируемых предметов на каждом этапе занятия.
• Большая информационная емкость учебного материала, используемого на занятии.
• Систематичность и доступность изложения материала.
• Необходимость соблюдения временных рамок занятия.
Закономерности интегрированного занятия:
• все занятие подчинено авторскому замыслу;
• занятие составляет единое целое, этапы занятия – фрагменты целого;
• этапы и компоненты занятия находятся в логико-структурной зависимости;
• отобранный для занятия дидактический материал соответствует замыслу;
• цепочка сведений организована как «данное» и «новое» и отражает не только структурную, но и смысловую связанность.
• комплекс знаний и умений и свободное оперирование ими;
• соотношение изученного и изучаемого;
• соединение отдельных зачетов в один общий.
Методика подготовки интегрированного занятия
(рекомендации К. Ю. Белой по осуществлению интеграции в ДОУ)
1. Определить области знаний, интегрирование которых целесообразно и будет способствовать созданию у ребенка целостного представления об объекте изучения.
2. Проанализировать и отобрать из этих областей такое содержание, интеграция которого наиболее важна.
3. Учитывать программные требования и возрастные особенности детей дошкольного возраста.
4. Определить одно или несколько базовых направлений интеграции содержания образования.
5. Выявить основной принцип построения системы интегрированных занятий (например, тематический) и распределить задачи и содержательный материал занятий в соответствии с ним.
6. Продумать развивающие задачи.
7. Использовать разнообразные виды деятельности, например, драматизацию сказки с конструированием из строительного материала, музыкальным оформлением и введением в активную речь детей номинативной и понятийной лексики.
8. Использовать большое количество разнообразного наглядного и атрибутного материала (демонстрационный, раздаточный, игровой).
9. Использовать в работе с детьми методы и приемы продуктивного характера (проблемные ситуации, логические задачи, экспериментирование, моделирование и т. д.).
10. Учитывать личностно-ориентированный подход в процессе построения, организации и проведения интегрированных занятий.
11. Учет условий при планировании и организации интегрированных занятий. Обязательный учет содержания базовой программы детского сада.
12. В интегрированном занятии объединяются блоки из различных предметов, поэтому важно правильно определить главную цель интегрированного занятия.
13. При разработке занятия необходимо выделить главное и использовать знания из смежных разделов, устранять дублирование, использовать опережающее дифференцированные знания.
14. При планировании требуется тщательный выбор типа и структуры занятия, методов и средств обучения, определение оптимальной нагрузки различными видами деятельности детей на занятии. Интеграция способствует снятию напряжения, перегрузки, утомленности детей за счет переключения их на разнообразные виды деятельности в ходе занятия.
15. При планировании и проведении интегрированного занятия педагогами требуется тщательная координация действий.
16. Необходимо сохранять положительно-эмоциональный стиль отношений между взрослыми и детьми на занятии, учитывать возрастные, индивидуальные и психологические особенности детей группы.
17. На интегрированных занятиях целесообразно использовать разнообразные дидактические игры, развивающие упражнения, комплексные задачи, задания и т. д.
Современные подходы к организации здоровьесберегающей среды в ДОУ в контексте ФГТ к структуре ООП ДО Здоровье – состояние полного физического, психологического и социального благополучия человека (по Уставу Всемирной Организации Здравоохранения).
Методический материал «Интегративный подход в обучении»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
С развитием науки сложность материала, изучаемого в школе, возрастает, увеличивается объем информации. Действующие программы по предметам естественнонаучного цикла предлагают учащимся усвоить большое количество понятий, которые в силу предметоцентризма нашего образования порой выступают как разрозненные элементы знаний. Это порождает трудности в формировании целостной картины мира, препятствуют органическому восприятию культуры, становится одной из причин фрагментарности мировоззрения выпускника школы.
Особую значимость эта проблема приобретает сегодня, когда в соответствии с запросами общества в условиях построения новой образовательной системы делается акцент на развивающие цели образования. Интегративный подход является одним из ресурсов развивающего обучения и повышения качества образовательного процесса в школе.
Идея интегративного образования – одна из концептуальных идей современной школы.
Интеграция – это процесс и результат достижения целостности содержания образования за счет установления внутри- и междисциплинарных связей, взаимодействия между различными образовательными программами (Приложение 1).
Плюсы интегративного подхода в образовании
Формирование и развитие более объективной и всесторонней картины мира, целостного мировоззрения и общей культуры
Более заинтересованное, лично значимое и осмысленное восприятие знаний за счет понимания их нужности и социальной значимости (мотивация)
Возможности для развития интеллектуального творческого мышления
Более активное применение своих знаний на практике, потому что знания легче обнаруживают свой прикладной характер
Формирование и развитие УУД
Снятие перегрузки в учебном процессе
Адекватность современному уровню научных представлений о мире
Возможность развернуть перед учеником многомерную картину мира в динамике, во множественных взаимосвязях
Расширение «горизонтов» в преподавании «собственного» предмета и осуществление новых перспектив деятельности. Учитель по-новому видит и раскрывает свой предмет, яснее осознавая его соотношение с другими науками.
Стимул к поиску новых методических форм взаимодействия с учеником (педагогом), соответствующих интегративному подходу
Объединение усилий разных специалистов в решении общих проблем, возможность учета ценностных ориентаций и мотивации обучаемых
Формирование, развитие и воспитание личности с учетом ее познавательных намерений, способностей и возможностей.
Становление естественнонаучного мышления учащихся
Получение качественно нового педагогического результата
Отсутствие учебно-методического комплекса (но они начинают уже появляться)
Недостаточная подготовленность педагогов по данному направлению работы (с чем мы стараемся справиться через самообразование, работу МО, семинары и курсы по повышению профессионального педагогического мастерства).
Формы обучения с интегративным подходом
Интегрированный курс (элективные, курсы по выбору, дополнительные учебные предметы и т.д.) – автономная научная дисциплина со своим специфическим предметом изучения, которая включает в себя элементы разных дисциплин, но в комплексе и на качественно ином уровне.
Интегрированный урок – особый тип урока, объединяющий в себе обучение одновременно по нескольким дисциплинам при изучении одного понятия, темы или явления.
Предметом анализа в интегрированном уроке выступают многоплановые объекты, информация о сущности которых содержится в различных учебных дисциплинах. Это ведет к появлению качественно нового типа знаний, находящего выражение в общенаучных понятиях, категориях, подходах.
Участие учителей смежных дисциплин в организации интегрированных уроков решает психологическую проблему, позволяющую ребятам легко включаться в новый блок информации, способствует росту уровня общей и профессиональной культуры педагога, развитию ценностных ориентаций школьников с позиций глобального образования.
Комбинированный подход снимает монотонность урока, позволяет переключать внимание, а это обеспечивает высокую активность и поддерживает интерес к учению.
Интегрированные внеурочные мероприятия (проекты, экскурсии, интеллектуальные игры).
Основные этапы работы учителей МО естественнонаучного цикла по развитию интеграционных взаимодействий
Изучение литературы и анализ концепции интегрированного обучения
Приобретение учебной и методической литературы
Обсуждение проблемных тем на заседаниях МО и обучающих семинарах:
Современные проблемы интеграции предметов естественнонаучного цикла
Развитие ОУУН и универсальных учебных действий учащихся через интеграцию предметов области Естествознания
Интеграция предметов области Естествознания на основе общего вертикального и горизонтального планирования, проведения интегрированных уроков и внеклассных мероприятий
Интеграция изучаемых дисциплин на основе выработки учителями единых подходов к формированию ведущих понятий межпредметного характера
Интеграция предметов области Естествознания, как средство формирования и развития ключевых компетенций учащихся
1. Определение ресурсного обеспечения:
авторские методические разработки педагогов;
2. Внедрение интегративного подхода к формированию УУД
3. Создание банка интегральных познавательных заданий
4. Взаимопосещение уроков с целью обмена опытом осуществления внутрипредметной и межпредметной интеграции географии, биологии, физики, химии.
5. Взаимопосещение уроков с целью обмена опытом использования осуществления интеграции предметов области Естествознания как средства развития учащихся
6. Организация и проведение межпредметных олимпиад
7. Руководство проектной деятельностью учащихся, в том числе в выполнении междисциплинарных проектов
8. Проведение открытых интегрированных уроков
9. Проведение интегрированных внеклассных мероприятий учителями естественных дисциплин (в том числе открытых) в школе (интеллектуально-познавательных и ролевых игр, научно-познавательных марафонов, конференций, викторин, турниров знатоков, дискуссий, дебатов, круглых столов, презентаций учебных проектных продуктов по предмету и междициплинарных)
10. Проведение выездных интегрированных внеклассных мероприятий
Неделя открытий на Валдае (ежегодно)
Экскурсии в Политехнический, Зоологический музеи, Дарвиновский музей и др. (Приложение 2)
11. Популяризация опыта межпредметной интеграции:
Проведение совместных заседаний учителей дисциплин естествознания и учителей других МО по обмену опытом использования межпредметной интеграции
Г.Г. Лысова, Т.А. Никифорова, Л.Г. Прилежаева, Н.Н . Савельева. «Интеграционное изучение естественных дисциплин». Монография «Критериальное оценивание достижений учащихся». Москва. Научное издание ДО ГОУ ВПО МГПУ. 2010
Г.Г. Лысова. Деятельностные технологии обучения в формировании универсальных учебных действий учащихся. Формирование универсальных учебных действий на уроках химии. Диагностика в работе по формированию универсальных учебных действий. Москва. Научное издание ДО ГОУ ВПО МГПУ. 2012
Г.Г. Лысова, А.И. Аштрафзянов, Т.А. Никифорова, Л.Г. Прилежаева, Н.Н . Савельева. Сборник методических статей «Предметная интеграция как ресурс развивающего обучения». АНО СОШ «Премьер». 2014
12. Ежегодный анализ работы по реализации интеграции предметов области естествознания
Результаты деятельности МО по реализации
Нам удается осуществлять интеграцию учебных дисциплин в поиске их взаимодействия по отношению к целостному видению мира
Мы пытаемся найти единые подходы к формированию ведущих понятий межпредметного характера
Мы осуществляем интеграцию за счет усиления практической направленности и конкретного предмета, и цикла в целом через урочные и внеурочные мероприятия
Учителя МО естествознания целенаправленно, в соответствии с методической темой школы и планом работы МО, формируют и развивают УУД, способствуют достижению личностных результатов обучающихся
Наше внимание к интегративному подходу в обучении способствует созданию атмосферы для развития и проявления личностных качеств учащихся, формирования целостной картины мира, к более заинтересованному, лично значимому и осмысленному восприятию знаний, усилению мотивации к изучению предметов области Естествознания.
Интеграция – это процесс и результат достижения целостности содержания образования за счет установления внутри- и междисциплинарных связей, взаимодействия между различными образовательными программами.
Интеграционные взаимодействия – общие действия, направленные на сближение и связь наук, наряду с их особенностями.
Интегральные задания – задания, в которых неразрывно связаны (объединены) различные внутрипредметные понятия, требуется применение общих законов и теорий (в случае химии для органической и неорганической химии), или это задания межпредметные, предназначенные для установления причинно-сдедственных связей и формирования единой естественнонаучной картины мира.
Интегрированный курс (элективные, курсы по выбору, дополнительные учебные предметы и т.д.) – автономная научная дисциплина со своим специфическим предметом изучения, которая включает в себя элементы разных дисциплин, но в комплексе и на качественно ином уровне.
Интегрированный урок – особый тип урока, объединяющий в себе обучение одновременно по нескольким дисциплинам при изучении одного понятия, темы или явления.
Интегративный подход означает реализацию принципа интеграции в любом компоненте педагогического процесса.
Идея интегративного образования – одна из концептуальных идей современной школы.
Цель интегративного обучения – формирование целостного видения мира.
Интегрированные внеклассные мероприятия
1. Межпредметная олимпиада «Эрудит». 8, 9, 10 классы
2. Дебаты «В России нужно развивать атомную энергетику». 9 класс
3. Интеллектуальная био-химическая игра « Эрудит может стать миллионером!».
4. Интеллектуальная физико-химическая игра « Эрудит может стать миллионером!». 10 класс
5. Научно-познавательный марафон «Жизнь на Земле». 5, 6 классы
6. Сумасшедшая наука «Оптические иллюзии». 5 – 8 классы
7. Интеллектуально – познавательная командная игра «Клад». 8, 9, 10 классы
8. Круглый стол «Хочу все знать: ну и жвачка; секреты ароматерапии». 8 класс
9. Круглый стол «Ассорти: будьте здоровы!». 8, 9 классы
10. Ролевая игра «Суд над этиловым спиртом». 8 – 11 классы
11. Интеллектуальная игра «Самый умный в области Естествознания». 7 – 10 классы
12. Интегрированная интеллектуально-познавательная игра «Кто в Премьере всех мудрее?» 7 – 10 классы
13. День Ломоносова. 8 класс
14. Неделя открытий в Подмосковье, на Валдае, в Мещере
15. Экскурсии в Политехнический музей, Дарвиновский музей, Минералогический музей им. А.М. Ферсмана, Московский Планетарий, Царицынский дендропарк, в музей-усадьбу Коломенское и др.
16. Междисциплинарные проекты (ежегодно)
«Взаимодействия» 7 кл
«Энергия», «Изменения» 10 кл
Туристический слет «Мир вокруг нас» 5 – 11 кл
18. Персональные проекты учащихся по темам области Естествознания (ежегодно).
Интегрированный подход в обучении
Разделы: Физика
Традиционная система обучения имеет дело со множеством учебных дисциплин, которые содержательно и методически плохо согласуются между собой; ее организационный принцип – предметоцентризм – функционирование учебных предметов как автономных образовательных систем. Самостоятельность предметов, их слабая связь друг с другом порождают серьезные трудности в формировании у учащихся целостной картины мира. Предметная разобщенность становится одной из причин фрагментарности мировоззрения выпускников школ, в то время как в современном мире преобладают тенденции к экономической, политической, культурной, информационной интеграции.
В связи с таким характером перспектив развития современного образования возникают проблемы соотношения предметоцентризма и интеграции. Интеграция предметов в современной школе – одно из направлений активных поисков новых педагогических решений, способствующих улучшению дел в ней, развитию творческого потенциала педагогических коллективов и отдельных учителей с целью более эффективного и разумного воздействия на учащихся.
Интеграция как педагогическое явление имеет давние традиции. Прежде всего многие школьные предметы издавна имеют интегрированный характер. Чаще всего это была интеграция внутрипредметного уровня: школьный курс литературы всегда являлся интеграцией науки о литературе, читательской практики и опытов сочинительства, то есть явлений разного порядка, связанных между собой на основе целеполагания.
То же самое применительно к курсу музыки, ИЗО, МХК, только с иным соотношением указанных выше компонентов. По-своему отразился процесс интеграции в географии, биологии, физике, математике и других предметов, так что школе не пришлось резко менять курс, тем более что основой для нынешнего процесса интеграции был длительный период установления межпредметных связей, давшей школе новый взгляд на связь предметов, единение в содержании образования.
Однако ныне наступил новый этап подхода к единству школьных предметов, когда от стадии реализации межпредметных связей, допускавшей независимое, как бы параллельное существование предметов, надо перейти к интеграции этих явлений, к рождению новых целостностей.
Интеграция в современной школе идет «по нескольким направлениям и на разных уровнях. Эти уровни: внутрипредметный и межпредметный.
Внутрипредметная интеграция включает фрагментарную интеграцию, которая включает отдельный фрагмент урока, требующий знаний из других предметов; и узловую интеграцию, когда на протяжении всего урока учитель опирается на знание из других предметов, что составляет необходимое условие усвоения нового материала.
Следующий уровень – межпредметная или синтезированная интеграция, которая объединяет знания разных наук для раскрытия того или иного вопроса.
На перекрестке этих подходов могут быть и разные результаты:
1. рождение абсолютно новых предметов (курсов);
2. рождение новых спецкурсов, обновляющих содержание внутри одного или нескольких смежных предметов;
3. рождение циклов (блоков) уроков, объединяющих материал одного или ряда предметов с сохранением их независимого существования;
4. разовые интегрированные уроки разного уровня и характера как проба сил учителя в новом направлении.
Среди многих требований, предъявляемых к современному уроку, существует необходимость повышать эффективность учебной деятельности школьников. Важно продумать такие способы её организации, которые обеспечивали бы высокую познавательную активность учащихся. Репродуктивная деятельность учащихся направлена на заучивание и воспроизведение знаний и умений. В основе творческой познавательной деятельности лежит процесс преобразования усвоенных знаний, оперирование умениями в новой ситуации, поиск ответа на поставленную проблему. Самый высокий уровень творчества учащихся достигается тогда, когда они самостоятельно ставят проблему и находят пути её решения. Задача учителя – научить учащихся учебной деятельности вначале по образцу, а затем применению умений в новой ситуации. При этом следует добиваться постепенного возрастания уровня творчества, перехода от репродуктивной к творческой деятельности, находить их оптимальное соотношение.
На первых этапах обучения предметам естественного цикла преобладает репродуктивный характер познавательной деятельности учащихся. По мере овладения понятиями, создания необходимой базы знаний для их дальнейшего использования, вооружения школьников учебными умениями возрастают возможности для включения их в творческую деятельность.
Одним из путей развития творчества в процессе обучения в школе являются, на наш взгляд, интегрированные уроки. Это эффективная форма реализации межпредметных связей при изучении комплексной проблемы, требующей синтеза знаний из разных наук. Методическое объединение учителей естественного цикла работает над проблемой использования интегрированных уроков в практике преподавания в течение нескольких лет. Первые интегрированные уроки были проведены в 1992 году. За годы работы мы много пробовали, меняли и сейчас можем подводить определенные итоги работы. Анализ проведенных и посещенных уроков, беседы с педагогами, практикующими применение интегрированных уроков, позволяют подойти к определению критериев эффективности применения таких уроков.
Специфика таких уроков состоит в том, что чаще всего они проводятся учителями двух или нескольких предметов. Подготовка урока идет совместно, заранее определяется объем и глубина раскрытия материала, последовательность его изучения. Часто таким урокам предшествуют домашние задания с использованием знаний двух или трех предметов.
Мы пробовали использовать фрагментарную интеграцию, которая включает отдельный фрагмент урока, требующий знаний из других предметов. Например, знания об условиях жизни растений (биология, 6 класс) могут быть использованы при изучении сельского хозяйства России в 9 классе или знание теоремы Пифагора, теоремы Виета (математика 7 класс) используется при изучении равноускоренного движения в 10 классе. Фрагментарная интеграция используется чаще всего, но неизбежно возникает «забегание вперед», так как у каждой дисциплины своя программа.
Мы использовали узловую интеграцию, предусматривающую использование знаний из других предметов в течение всего урока. Например, урок географии по теме «Главные типы почв» опирается на знания о почве из курсов природоведения, биологии, географии 6 класса или на уроке физики “Ток в электролитах” необходимы знания об окислительно-восстановительных реакциях из курса химии. В этом случае творчество учащихся ограничено, межпредметные связи полностью не реализуются.
Фрагментарную и узловую интеграцию широко используют все учителя методического объединения предметов естественного цикла. Для этого мы специально анализировали учебные программы по разным предметам, выявляли возможные точки соприкосновения.
Синтезированная интеграция, на наш взгляд, является наиболее эффективной, так как объединяет знания разных наук при раскрытии какого-то общего вопроса, изучении природного явления. В результате многолетней работы учителя школы вышли на обобщающие интегрированные уроки. Такие уроки могут проводиться в разных формах: лекции, семинары, конференции, устные журналы, путешествия, «экскурсии» на передний край научной мысли, урок-суд, урок-экологический совет, урок-презентация, урок-симпозиум и так далее.
Дидактический анализ различных интегрированных уроков позволяет определить структуру интегрированных уроков:
1. вступление, в котором ставится цель, задачи урока, актуализируются опорные знания;
2. основная часть, где раскрывается содержание учебного материала;
3. заключение – подведение итогов, оценивание работы учащихся, определение домашнего задания;
Основная часть интегрированного урока наиболее вариативна. Это обусловлено разнообразием содержания изучаемых объектов, требующих различных методов обучения и форм организации познавательной деятельности учащихся, уровнем педагогического мастерства и личностным качествам учителя.
Интегрированным урокам присущи значительные педагогические возможности. Здесь учащиеся получают глубокие разносторонние знания об объектах изучения, используя информацию из различных предметов, по-новому осмысливают события, явления. Все это стимулирует аналитико-синтетическую деятельность учащихся, развивает потребность в системном подходе к объекту познания, формирует умения анализировать и сравнивать сложные процессы и явления объективной действительности. Благодаря этому достигается целостное восприятие действительности как необходимая предпосылка формирования научного мировоззрения.
Приведём несколько примеров интегрированных уроков, которые, по нашему мнению, были разработаны и проведены наиболее эффективно: “Белое море”, “Природный комплекс озера Байкал”, “Человек и окружающая среда” – уроки географии и биологии; “Экологический суд над химической промышленностью” – урок географии, биологии и химии; “Вас приглашает Северная Америка” – урок географии и биологии; “Остров Розовый в море Белом” – урок – экологический совет (география, биология, экология; “Тихая моя родина…” – урок литературы и географии; “Путешествие в Африку” – урок английского языка и географии; “Алгоритмические конструкции и программирование типовых задач. Определение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока”, “Моделирование физических процессов. Резонанс в цепи переменного тока” – уроки физики и информатики; “Происхождение Вселенной и жизни на Земле” – урок – “экскурсия” на передний край научной мысли (астрономия, физика, биология); “Электролиз. Применение электролиза” – урок химии и физики.
Проводя подобные уроки, мы убедились, что творчество учащихся активизируется даже в период подготовки урока. Материал усваивается глубже, поскольку установлены связи между процессами и явлениями. Знания приобретают осознанность, гибкость. Развиваются исследовательские навыки, школьники учатся принимать самостоятельные решения, активно участвуя в обсуждении проблемы.
Активизируется познавательная деятельность учащихся, так как большинство интегрированных уроков включает в себя элементы проблемного обучения. Считается, что проблемный характер обучения формирует у ученика противоречие между знанием и незнанием и вызывает у него потребность в активном восприятии и осмыслении нового учебного материала. Проблемное обучение является эффективным способом повышения интереса учащихся к урокам [1; c.56-57].
Важнейшим требованием к обучению является осознанность знаний. Это качество выражается в понимании учащимися связей между знаниями, в умении выделять существенные и несущественные связи, в познании способов и принципов получения знаний [2; c.39].
Исходя из анализа проведенных уроков, мы считаем, что критериями эффективности интегрированных уроков являются:
— активизация познавательной творческой деятельности учащихся, развитие познавательного интереса через проблемное обучение;
— вовлечение учащихся в самостоятельную практическую деятельность;
— развитие исследовательских навыков и умения принимать самостоятельное решение;
— формирование у учащихся современных представлений о целостности и развитии природы;
— формирование системного мышления и глубокое осознанное усвоение понятий.
Учителю, готовящемуся проводить интегрированный урок, следует учитывать, что интеграция – это не простое сложение, а взаимопроникновение двух или более предметов. Отличие интегрированного урока от обычного, прежде всего, состоит в специфике учебного материала, на нем изучаемого. Чаще всего предметом анализа выступают многоплановые объекты, информация о сущности которых содержится в различных учебных дисциплинах [3; с.2-3]. Учителям необходимо уметь находить точки соприкосновения между предметами. Требуется кропотливая работа по тщательному отбору содержания материала урока.
Учитель должен в полной мере владеть содержанием своего предмета, чтобы тщательно и целенаправленно отобрать то, что необходимо изучить по определённой теме. Он должен хорошо знать материал учебного предмета, с которым предполагается интеграция, уметь создавать для себя единую картину мира. Только это обеспечивает педагогу свободу и вариативность в оперировании учебным материалом. Работа творческого педагога невозможна без широкого кругозора, культуры, без развития способностей и устремлённости учителя к поиску более совершенных приемов обучения.
Очень важным моментом является психологическая совместимость преподавателей, которые вместе готовят, а затем проводят интегрированный урок. Без взаимной поддержки, взаимопонимания и дополнения друг друга интегрированный урок не получится.
Практика показывает, что передача готовых знаний не всегда побуждает человека к стремлению выявлять и анализировать проблемы, определять пути их решения. Задача формирования у учащегося готовности к непрерывному самообразованию требует включения самообразования в учебный процесс как объективно необходимого для ученика занятия. Изменяется характер учебного процесса: сокращается доля готовой информации, получаемой учащимися от преподавателя, и возрастает удельный вес их самостоятельной работы, причем для приобретения новых знаний, а не только для закрепления имеющихся. Меняются и критерии оценки знаний учащихся. Высококачественными признаются ответы, в которых проявляется творческий подход к изучению материала, требующий владения приёмами самостоятельной работы [4; с.67].
В связи с этим педагог должен владеть методами проблемного обучения, быть квалифицированным консультантом для учащихся. Учащиеся на интегрированных уроках являются активными участниками учебного процесса, пытаются сами анализировать информацию при подготовке к уроку и во время его, выявляют проблемы, вырабатывают возможные пути решения поставленных задач. Остановимся подробно на примере урока “Алгоритмические конструкции и программирование типовых задач. Определение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока”, проходившего в форме физической лаборатории. Этот урок получил высокую оценку педагогов–участников региональной научно-практической конференции «Педагогика сотрудничества: вчера, сегодня, завтра».
При подготовке урока и на уроке учащиеся работали в группах – читали тексты параграфа, вычленяли основные алгоритмические конструкции, на их основе составляли блок-схемы, из дополнительной литературы находили методы определения ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока, изучали теорию эксперимента, разрабатывали методику проведения опыта. На уроке в ходе эксперимента были определены параметры источника тока, проведен сравнительный анализ методов, составлены линейные программы для решения типовых задач. На основе отчетов групп был составлен опорный конспект “Методы определения ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока”. Члены групп имели возможность в полной мере проявить свою индивидуальность: эрудицию в области информатики и физики, литературные, оформительские, ораторские способности при подготовке, проведении и анализе эксперимента.
Мы считаем, что для творческой учебной деятельности учащимся необходимо овладеть рядом сложных умений: анализировать исходную ситуацию, выделять проблему, выдвигать гипотезу, делать выводы. Умение самостоятельно обнаружить проблему позволяет глубже проникать в сущность явлений. Перечисленные умения необходимо последовательно развивать, широкие возможности для этого предоставляют интегрированные уроки.
Поскольку на интегрированных уроках групповая форма работы является главной, ученики приобретают навыки конструктивного общения, стремятся проявить индивидуальные способности. Каждый участник группы имеет возможность высказывать свою точку зрения. Ученик – руководитель группы приобретает и развивает навыки организатора деятельности коллектива. В классе развиваются отношения сотрудничества и взаимопомощи.
Анализируя проведённые уроки, мы пришли к выводу, что эффективность обучение зависит от качества общения учителя с учащимися. Очень важен учёт возрастных психологических особенностей детей.
Например, характерными особенностями учеников среднего школьного возраста наряду с повышением уровня самостоятельности в поиске и усвоении знаний [5; с.258] являются неумение связывать восприятие окружающей жизни с учебным материалом, специфическая избирательность внимания. Интересные уроки увлекают подростков, и они могут долго сосредоточиваться на одном материале или явлении. Но лёгкая возбудимость часто становится причиной непроизвольного переключения внимания. Поэтому оправдывает себя такая организация учебно-воспитательного процесса, когда у подростков нет ни желания, ни времени, ни возможности отвлекаться на посторонние дела [6; с.115]. Следовательно, эффективность обучения зависит от организации урока, стимулирующей познавательную деятельность, и повышается в условиях познавательной напряжённости.
Особенностью старшеклассников является стремление проникнуть в сущность явлений природы и общественной жизни, объяснить их взаимосвязи и взаимозависимости. При этом учащиеся стараются выработать свою точку зрения, дать свою оценку происходящим событиям. По мнению Р.С.Немова, учебные программы и методы не дадут должного результата, если не будут ориентированы на возрастные возможности учащихся, на уровень их личностной зрелости [5;с.263]. Поэтому при подготовке интегрированных уроков необходимо обеспечить реализацию одного из основополагающих педагогических принципов – учёта возрастных особенностей.
Интегрированные уроки – необычные по замыслу, организации, методике проведен6ия – больше нравятся учащимся, чем традиционные учебные занятия, поэтому практиковать такие уроки следует всем учителям. Но они не могут стать главной формой работы из-за неизбежно возникающей при этом проблемы недостатка времени на подготовку, перегрузки учащихся и педагогов. Эффективность интегрированных уроков в большой степени зависит от высококачественной предварительной подготовки.
Таким образом, для эффективного проведения интегрированных уроков необходимы следующие условия:
— правильное определение объекта изучения, тщательный отбор содержания урока;
— высокие профессиональные качества педагогов, обеспечивающие творческое сотрудничество учителей и учащихся при подготовке урока;
— включение самообразования учащихся в учебный процесс;
— использование методов проблемного обучения, активизация мыслительной деятельности учащихся на всех этапах урока;
— продуманное сочетание индивидуальных и групповых форм работы;
— обязательный учет возрастных психологических особенностей обучающихся.