Что скажет он вам то сделайте
Толкования Священного Писания
Содержание
Толкования на Ин. 2:5
Свт. Иоанн Златоуст
Глагола Мати Его слугам: еже аще глаголет вам, сотворите
Свт. Кирилл Александрийский
Матерь Его сказала служителям: что скажет Он вам, то сделайте
«Глагола Мати Его слугам: еже аще глаголет вам, сотворите». Своим материнским влиянием Жена склонила Господа, как сына, к совершению чуда. Сама начинает дело, подготовляя служителей торжества исполнить то, что повелит им Господь.
Толкование на Евангелие от Иоанна. Книга II.
Свт. Игнатий (Брянчанинов)
Матерь Его сказала служителям: что скажет Он вам, то сделайте
Получив на просьбу свою строгий ответ, она поняла его совсем иначе, нежели как понимают его соблазняющиеся им. Она не увидела в этом ответе отвержения ее ходатайства и потому обращается к прислуживавшим на пире и говорит им: еже аще глаголет вам (Господь), сотворите. За этим распоряжением Богоматери последовало претворение воды в вино Богочеловеком.
Аскетическая проповедь.
Блаж. Феофилакт Болгарский
Ст. 5-8 Матерь Его сказала служителям: что скажет Он вам, то сделайте. Было же тут шесть каменных водоносов, стоявших по обычаю очищения Иудейского, вмещавших по две или по три меры. Иисус говорит им: наполните сосуды водою. И наполнили их до верха. И говорит им: теперь почерпните и несите к распорядителю пира. И понесли
Евфимий Зигабен
Глагола Мати Его слугам: еже аще глаголет вам, сотворите
Поняв цель и значение слов Иисуса Христа, именно, – что уклончивость Его не свидетельствует о бессилии Его, а о том, что Он не желает, чтобы подумали, что Он Сам стремится к чудесам и хочет показать Себя, и что Он, однако, уважит просьбу Матери, – Она ставит возле Иисуса Христа готовых слуг, тоже некоторым образом вместе с Нею упрашивающих Его.
Прп. Максим Исповедник
Матерь Его сказала служителям: что скажет Он вам, то сделайте
Толкование на От Иоанна 2:5
Сравнение переводов, параллельные ссылки, текст с номерами Стронга.
Толкование отцов церкви.
Толкование на От Иоанна 2:5 / Ин 2:5
Кирилл Александрийский (376−444)
Матерь Его сказала служителям: что скажет Он вам, то сделайте
«Глагола Мати Его слугам: еже аще глаголет вам, сотворите». Своим материнским влиянием Жена склонила Господа, как сына, к совершению чуда. Сама начинает дело, подготовляя служителей торжества исполнить то, что повелит им Господь.
Источник: Толкование на Евангелие от Иоанна. Книга II.
Игнатий (Брянчанинов) (1807−1867)
Матерь Его сказала служителям: что скажет Он вам, то сделайте
Получив на просьбу свою строгий ответ, она поняла его совсем иначе, нежели как понимают его соблазняющиеся им. Она не увидела в этом ответе отвержения ее ходатайства и потому обращается к прислуживавшим на пире и говорит им: еже аще глаголет вам (Господь), сотворите. За этим распоряжением Богоматери последовало претворение воды в вино Богочеловеком.
Источник: Аскетическая проповедь.
Феофилакт Болгарский (
Ст. 5−8 Матерь Его сказала служителям: что скажет Он вам, то сделайте. Было же тут шесть каменных водоносов, стоявших по обычаю очищения Иудейского, вмещавших по две или по три меры. Иисус говорит им: наполните сосуды водою. И наполнили их до верха. И говорит им: теперь почерпните и несите к распорядителю пира. И понесли
Мать говорит служителям: что скажет Он вам, то сделайте, — с тем, чтобы просьба была усилена чрез приступ и прошение их самих, чтобы явно было, что отказ был не от бессилия, но с целью — отвратить мнение, будто прибегает к чудотворениям из самохвальства и пустой напыщенности. — Каменные водоносы употреблялись для очищения иудеев. Ибо иудеи почти каждый день обмывались и потом уже принимались за пищу. Прикасались ли они к прокаженному, к мертвецу, сообщались ли с женщиною, они обмывались, как уже нечистые. И как Палестина была безводна и нельзя было находить много источников, то они всегда наполняли водоносы водою, чтобы не бегать на реки в случае осквернения. Не без цели сказал: «по обычаю очищения иудейского», но чтобы кто из неверных не подумал, что в сосудах оставался некоторый осадок винный, потом, когда влили воду и смешали, образовалось самое слабое вино, — показывает, что они никогда не были вместилищами вина. Но неужели не мог Он произвести вино из ничего, не наполняя сосуды водою? Конечно, мог; но величие чудес часто уменьшает их удобоприемлемость. — Могла быть и та цель, чтобы служителей, носивших воду в сосуды, иметь свидетелями чуда. Еще, чтобы мы научились, что он претворяет вино и влагу винограда, которая есть совершенно вода. — Приказывает служителям, чтобы они подали питье для отведания распорядителю пира не без цели, но чтобы кто не подумал, что было собрание пьяниц, вкус у них испортился, и в состоянии опьянения они приняли воду за вино. Чтобы такое подозрение не имело места, Он отведывание предоставляет трезвому — распорядителю пира. Ибо те, которым вверялось служение при подобных случаях, строго воздерживались, чтобы под их распоряжением все происходило чинно и благоприлично. — Но будем молиться, чтобы это совершилось и над нами, чтобы ныне совершился как бы брак, то есть соединение Бога с душою нашею, доколе мы еще в Кане Галилейской, то есть в стране сего низкого и низвращенного мира, во всех отношениях превратного и превращающего. Брак же сей не бывает без присутствия Христа и Его Матери и учеников. Ибо как соединится с Богом тот, кто не уверует во Христа, родившегося от Марии и говорившего во апостолах? Посмотрим же, какое чудо совершает Господь при таком браке и при таком соединении Бога с душою. Он претворяет воду в вино, наполняет шесть каменных водоносов наших. Под «водою» ты можешь разуметь нашу водянистость, влажность и расслабление в жизни и мнениях; под пятью «водоносами» пять чувств, которыми ошибаемся мы в делах; под шестым водоносом — разум, которым мы колеблемся в мнениях. Итак, Господь наш Иисус Христос, евангельское Слово, врачуя наши падения, в деятельной ли то жизни, в умственной или созерцательной, жидкое и нетвердое в нас прелагает в «вино», то есть в жизнь и учение, вяжущее и веселящее, и таким образом шесть наших водоносов наполняются сим прекрасным напитком, — чувства, чтобы не погрешали в деятельности, — разум, чтобы мы не погрешали в мнениях, — Прими во внимание, что там стояли каменные водоносы по обычаю очищения иудейского. — Слово «Иуда» — значит «исповедание». Исповедующийся очищается в пяти чувствах, которыми прежде грешил. Глаз видел худо; глаз же при исповедании плачет и таким образом служит к очищению. Ухо слышало блудные песни; оно же опять наклоняется к словам уст Божиих. Так бывает и с прочими чувствами. Разум погрешает в мнениях; он же опять очищает прежнее зло, преклоняясь на правильное мудрствование. Водоносы — «каменные» или потому, что состав наш из земли, или потому, что преднамереваемые вместилища такого вина должны быть тверды и неразрушимы. Разум Павла был каменным водоносом и в то время, когда он гнал, ибо он ревновал по отеческим преданиям более всех сверстников (Гал. 1, 14); и в то время, когда проповедовал, ибо он имел такую силу в словах, что ликаонцы, как первенствующего в слове, сочли его за Ермия (Деян. 14, 12).
Евфимий Зигабен (
Глагола Мати Его слугам: еже аще глаголет вам, сотворите
Поняв цель и значение слов Иисуса Христа, именно, — что уклончивость Его не свидетельствует о бессилии Его, а о том, что Он не желает, чтобы подумали, что Он Сам стремится к чудесам и хочет показать Себя, и что Он, однако, уважит просьбу Матери, — Она ставит возле Иисуса Христа готовых слуг, тоже некоторым образом вместе с Нею упрашивающих Его.
«Что скажет Он вам, то сделайте»
Старейшина Л. Уитни Клейтон
Член Президентства Семидесяти
Когда мы решаем делать то, «что скажет Бог нам», то обязуемся непрестанно приводить свое ежедневное поведение в соответствии с Его волей.
Спаситель совершил Свое первое чудо, о котором мы можем прочитать, на брачном пиру в Кане Галилейской. Мария, Его мать, и Его ученики тоже были там. Мария, по всей видимости, ощущала некую ответственность за удачное проведение пира. Во время празднования возникла проблема, – у хозяев кончилось вино. Мария, переживая по этому поводу, подошла к Иисусу. Они быстро поговорили, и Мария, повернувшись к служителям, сказала:
«Что скажет Он вам, то сделайте.
Было же тут шесть каменных водоносов… [Эти водоносы, или сосуды, использовались не для хранения запаса питьевой воды, а для церемониальных омываний, согласно закону Моисееву.]
Иисус говорит [служителям]: наполните сосуды водою. И наполнили их до верха.
И говорит им: теперь почерпните и несите к распорядителю пира. И понесли.
Когда Ангел Гавриил явился Марии, она была юной девушкой. Сперва она «смутилась» от того, что ее назвали «Благодатн[ой]» и «благословенн[ой]… между женами… и размышляла, что бы это было за приветствие». Гавриил заверил ее, что ей нечего бояться – он принес благую весть. Она «зачне[т] во чреве… Сын[а] Всевышнего» и «роди[т] Сына… [Который] будет царствовать над домом Иакова вовеки».
Мария изумлялась вслух: «Как будет это, когда Я мужа не знаю?»
Ангел лишь вкратце объяснил и уверил ее, что «у Бога не останется бессильным никакое слово».
Его совет прихожанам очень часто включает необходимость вернуться к простым принципам своей веры, таким как изучение Книги Мормона, уплата десятины и преданное служение в Церкви, как советовал нам Президент Томас С. Монсон. Однако зачастую их ответы исполнены скептицизма: «Я не согласен с вами, епископ. Мы все знаем, что это все хорошо. Мы постоянно говорим обо всем этом в Церкви. Но я не уверен, что вы меня понимаете. Как выполнение этого связано с моими трудностями?»
Справедливый вопрос. Со временем мы с тем молодым епископом заметили, что те, кто осознанно выполняют «малы[е] и просты[е] дела» 7 – то есть, послушны, как казалось бы, в малом – благословляются верой и силой, выходящими далеко за пределы самих таких поступков, связанных с послушанием, и, собственно, на первый взгляд не имеющими к ним никакого отношения. Может казаться сложным установить связь между обычными ежедневными поступками, связанными с послушанием, и нахождением решений больших, непростых проблем, с которыми мы сталкиваемся. Но они действительно связаны. Из своего опыта могу сказать, что ежедневное ведение простого образа жизни верующего – это единственный наилучший способ защитить себя от жизненных трудностей, какими бы они ни были. Проявление веры в малом, даже когда это кажется незначительным или совершенно не относящимся к тем или иным проблемам, которые волнуют нас, благословляет нас во всем.
Вспомните Неемана, «военачальник[а]… Сирийского… отличн[ого] воин[а]» и прокаженного. Служанка рассказала о Пророке в Израиле, который может исцелить Неемана, так что он отправился со слугами, воинами и дарами в Израиль. В конце концов, он прибыл в дом Елисея. Слуга Елисея (не сам Елисей) сообщил Нееману, что Господь повелел ему просто «пой[т]и, ом[ыть]ся семь раз в [реке] Иордан». Так просто. Вероятно, такое простое указание показалось могучему воину очень нелогичным, банальным или ниже его достоинства, так что он посчитал это предложение оскорбительным. В конце концов указание Елисея показалось Нееману нецелесообразным, так что он «оборотился и удалился в гневе».
Бог всегда будет благословлять нас за наше непреклонное послушание Его Евангелию и преданность Его Церкви, но Он редко заранее сообщает нам о Своем расписании, согласно которому Он это делает. Он не показывает нам всю картину с самого начала. Здесь нужны именно вера, надежда и доверие Господу.
Перевод Джозефа Смита, от Матфея 3:25 (в Руководстве к Священным Писаниям).
Что скажет он вам то сделайте
10. «Что скажет Он вам, то сделайте» (Ин 2, 5)
«На третий день. » (Ин 2, 1)
Мотив «третьего дня», с одной стороны, связан с событиями на Синае, а, с другой стороны, с Пасхой Христовой. «На третий день» на горе Завета Господь явил Свою славу Моисею, а народ поверил посланнику Господа (Исх 19, 9.11). Во время Пасхи, также на третий день Иисус явил славу Свою, и ученики Его уверовали (Ин 2, 1.11). Происшедшее в Кане Иоанн поместил в контексте истории спасения: между Синаем и Пасхой. На третий день в Кане Галилейской Иисус явил славу Свою, и ученики уверовали в Него (Ин 2, 1.11). Этот контекст по-новому освещает происшедшее: Иисус, как новый Моисей, положил начало Своему спасительному делу (ekodos), которое исполнится в Пасхальной тайне.
У Богоявления на Синае и откровения Иисуса в Кане есть много общего, и Иоанн связал эти события сознательно. На Синае «на третий день Бог явил славу Свою, дав Моисею закон Завета», народ же поверил Моисею (Исх 19, 9.10.11.16). В Кане Галилейской «на третий день» Иисус явил славу Свою, дав новое вино как символ Евангелия, которое есть закон Нового Завета; ученики же уверовали в Иисуса (Ин 2, 11).
Что в этом контексте означает вино? Св. Иоанн не говорит об этом прямо; поэтому, чтобы понять, что он имеет в виду, необходимо обратиться к среде, в которой он находился, т.е. к Ветхому Завету и иудаизму. Мессианская эпоха, предсказанная израильскими пророками, должна отличаться обилием вина, елея и зерна:
Об этом великом даре Христа всему человечеству просит Его Матерь: «Вина нет у них» (Ин 2, 3). Вина нет у них, т.е. нет у них благой вести, нет еще благодати истины, нет полноты откровения. Нет у них веселья, ибо нет у них еще благой и радостной вести о спасении. В прошении Марии о радости (см. предыдущее размышление) открывается новое измерение. Мессианский пир без веселья превратился бы в скучное заседание. Через свою просьбу дать вино, Мария оказывается в средоточии истории спасения, а действенность Ее ходатайства исполняет нас надежды. Не зря народ христианский величает Ее как «Матерь благодати Божией».
Мария как олицетворение народа Завета
Мария в Кане Галилейской показана как служительницей евангельской полноты. Ее слова напоминают слова не только народа Завета, но также и Ее Сына, Который сказал Своим ученикам: «Учите их (все народы) соблюдать все, что Я повелел вам» (Мф 28, 20). Иисус хочет, чтобы верующие в Него соблюдали всё, благую весть о спасении во всей ее полноте. Из Евангелия ничего нельзя убрать. Или соблюдается все, или ничего. Те, которые выбирали из Божьих заповедей, услышали от Иисуса «горе»: «Кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном» (Мф 5, 19). Но особенно Он осуждал тех, кто исполнял внешние уставы Закона, но пренебрегал их внутренним содержанием: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в Законе: суд, милость и веру» (Мф 23, 23; ср. Мф 5, 21-42).
Евангельское чтение с толкованием на 27 апреля
Сегодня вместе с Церковью прочтем отрывок из 2-ой главы Евангелия от Иоанна с толкованием блаженного Феофилакта Болгарского.
На третий день был брак в Кане Галилейской, и Матерь Иисуса была там.
Был также зван Иисус и ученики Его на брак.
И как недоставало вина, то Матерь Иисуса говорит Ему: вина нет у них.
Иисус говорит Ей: что Мне и Тебе, Жено? еще не пришел час Мой.
Матерь Его сказала служителям: что скажет Он вам, то сделайте.
Было же тут шесть каменных водоносов, стоявших по обычаю очищения Иудейского, вмещавших по две или по три меры.
Иисус говорит им: наполните сосуды водою. И наполнили их до верха.
И говорит им: теперь почерпните и несите к распорядителю пира. И понесли.
Когда же распорядитель отведал воды, сделавшейся вином,- а он не знал, откуда это вино, знали только служители, почерпавшие воду,- тогда распорядитель зовет жениха и говорит ему: всякий человек подает сперва хорошее вино, а когда напьются, тогда худшее; а ты хорошее вино сберег доселе.
Так положил Иисус начало чудесам в Кане Галилейской и явил славу Свою; и уверовали в Него ученики Его.
Толкование Евангелия блаженного
Феофилакта Болгарского
Зовут Господа на брак не потому, что видели чудеса Его, не как великого человека, но просто как знакомого. Обозначая сие, евангелист говорит: «была там Матерь Иисуса» и братья Его. Как ее и братьев позвали, так и Господа. Господь не отвергает приглашения и приходит, потому что Он смотрел не на собственное достоинство, а на то, что полезно и благотворно для нас. Тот, кто не счел низким быть между рабами, тем более не мог счесть низким пойти на брак.
Матерь убеждает Его совершить чудо, потому что из событий зачатия и рождения Она получила высокое понятие о силе Его. Ибо Она все сохраняла в сердце своем ( Лк. 2, 19–51 ) и отсюда заключала, что Сын Ее имеет силу выше человека. Но Богоматерь не имела повода просить Иисуса о совершении чуда в том, будто Он совершал и другие чудеса. Ибо, будучи отроком, Он не совершил ни одного чуда; иначе Он был бы известен всем. Вместе с сим Матерь помнила и отзывы Иоанна, в каких он свидетельствовал о Нем, видела уже, что и ученики следуют за Ним, и из всего этого догадывалась о силе Сына.
Но Он делает Ей упрек, и не без основания. «Если, – говорит, – нет вина, то и нужно было прийти и просить тем самим, которые не имеют его, а не тебе, Матери». Ибо когда свои просят совершить чудо, то зрители его соблазняются, а когда просят сами нуждающиеся, тогда дело бывает свободно от подозрения.
«Еще не пришел час Мой», – сказал не потому, будто подлежит зависимости от времени или наблюдает известные часы (ибо как прилично сие Творцу времен и веков?), но потому, что все совершает в приличное время. Так как Он для многих был невиден и неизвестен, потому что не все были учениками, и даже присутствующие на браке не знали Его, ибо в таком случае сами обратились бы с просьбою о вине, – поелику все это было так, то и сказал: «еще не пришел час Мой», то есть не наступило приличное время.
Но еще восстает бешенство Ария, пытающегося доказать, что Господь подчинен часам и временам. Итак, научись, проклятый! Если Он зависел от часов, то как, наконец, совершил чудо? Ибо, если, по твоим словам, Он в зависимости от часов и времен, а час Его еще не пришел, следовало бы, что Он не в силах совершить чудо. Однако же, Он совершил чудо; следовательно, независим от часов.
Примечай, пожалуй, как Он не до конца и не во всем противодействует Матери, но упрекнул немного и опять исполняет ее просьбу, воздавая ей честь и нам подавая образец уважения к родителям.
Мать говорит служителям «что скажет Он вам, то сделайте» с тем, чтобы просьба была усилена чрез приступ и прошение их самих, чтобы явно было, что отказ был не от бессилия, но с целью отвратить мнение, будто прибегает к чудотворениям из самохвальства и пустой напыщенности.
Каменные водоносы употреблялись для очищения иудеев. Ибо иудеи почти каждый день обмывались и потом уже принимались за пищу. Прикасались ли они к прокаженному, к мертвецу, сообщались ли с женщиною, они обмывались, как уже нечистые. И как Палестина была безводна и нельзя было находить много источников, то они всегда наполняли водоносы водою, чтобы не бегать на реки в случае осквернения. Не без цели сказал » по обычаю очищения иудейского», но чтобы кто из неверных не подумал, что в сосудах оставался некоторый осадок винный, потом, когда влили воду и смешали, образовалось самое слабое вино, – показывает, что они никогда не были вместилищами вина.
Но неужели не мог Он произвести вино из ничего, не наполняя сосуды водою? Конечно, мог; но величие чудес часто уменьшает их удобоприемлемость.
Могла быть и та цель, чтобы служителей, носивших воду в сосуды, иметь свидетелями чуда. Еще, чтобы мы научились, что он претворяет вино и влагу винограда, которая есть совершенно вода.
Приказывает служителям, чтобы они подали питье для отведания распорядителю пира не без цели, но чтобы кто не подумал, что было собрание пьяниц, вкус у них испортился, и в состоянии опьянения они приняли воду за вино. Чтобы такое подозрение не имело места, Он отведывание предоставляет трезвому – распорядителю пира. Ибо те, которым вверялось служение при подобных случаях, строго воздерживались, чтобы под их распоряжением все происходило чинно и благоприлично.
Но будем молиться, чтобы это совершилось и над нами, чтобы ныне совершился как бы брак, то есть соединение Бога с душою нашею, доколе мы еще в Кане Галилейской, то есть в стране сего низкого и низвращенного мира, во всех отношениях превратного и превращающего. Брак же сей не бывает без присутствия Христа и Его Матери и учеников. Ибо как соединится с Богом тот, кто не уверует во Христа, родившегося от Марии и говорившего во апостолах?
Посмотрим же, какое чудо совершает Господь при таком браке и при таком соединении Бога с душою. Он претворяет воду в вино, наполняет шесть каменных водоносов наших. Под «водою» ты можешь разуметь нашу водянистость, влажность и расслабление в жизни и мнениях; под пятью «водоносами» пять чувств, которыми ошибаемся мы в делах; под шестым водоносом – разум, которым мы колеблемся в мнениях. Итак, Господь наш Иисус Христос, евангельское Слово, врачуя наши падения, в деятельной ли то жизни, в умственной или созерцательной, жидкое и нетвердое в нас прелагает в «вино», то есть в жизнь и учение, вяжущее и веселящее, и таким образом шесть наших водоносов наполняются сим прекрасным напитком, – чувства, чтобы не погрешали в деятельности, – разум, чтобы мы не погрешали в мнениях.
Прими во внимание, что там стояли каменные водоносы по обычаю очищения иудейского. Слово «Иуда» значит «исповедание». Исповедующийся очищается в пяти чувствах, которыми прежде грешил. Глаз видел худо; глаз же при исповедании плачет и таким образом служит к очищению. Ухо слышало блудные песни; оно же опять наклоняется к словам уст Божиих. Так бывает и с прочими чувствами. Разум погрешает в мнениях; он же опять очищает прежнее зло, преклоняясь на правильное мудрствование. Водоносы – «каменные» или потому, что состав наш из земли, или потому, что преднамереваемые вместилища такого вина должны быть тверды и неразрушимы. Разум Павла был каменным водоносом и в то время, когда он гнал, ибо он ревновал по отеческим преданиям более всех сверстников ( Гал. 1, 14 ); и в то время, когда проповедовал, ибо он имел такую силу в словах, что ликаонцы, как первенствующего в слове, сочли его за Ермия ( Деян. 14, 12 ).
Распорядитель пира спрашивает не служителей, а жениха. Почему? Конечно, по Божескому устроению. Если бы он спросил служителей, они, конечно, открыли бы чудо; но им не поверил бы никто, ибо оно было началом знамений, и никто еще не имел великого понятия о Христе, так что никто не поверил бы, если бы служители и рассказывали о чуде. Однако же, когда после сего Он совершил и другие чудеса, и настоящее должно было сделаться достоверным, и служители, всем рассказывающие об нем, мало-помалу могли приобрести доверие. Для сего-то Господь устроил так, что спрошены не служители, а жених. Господь не просто сотворил из воды вино, но вино прекрасное. Ибо чудеса Христовы таковы, что гораздо превосходнее того, что совершается природою. О том, что вода претворилась в вино, свидетельствуют служители, черпавшие воду; о том, что оно было прекрасное, – распорядитель пира. Обо всем этом с течением времени проповедано, и слышащие о сем должны были увериться очень твердо.
Под «вином» ты можешь разуметь евангельское учение, а под «водою» все предшествовавшее Евангелию, что было очень водянисто и не имело совершенства евангельского учения. Скажу пример: Господь дал человеку разные законы, один – в раю ( Быт. 2, 16–17 ), другой – при Ное ( Быт. 9 ), третий – при Аврааме об обрезании ( Быт. 17 ), четвертый – чрез Моисея ( Исх. 19 ; Исх. 20 ), пятый – чрез пророков. Все сии законы в сравнении с точностью и силою Евангелия водянисты, если кто понимает их просто и буквально. Если же кто углубится в дух их и уразумеет сокрытое в них, тот найдет воду претворившеюся в вино. Ибо различающий духовно то, что говорится просто и понимается многими буквально, без сомнения, в этой воде найдет прекрасное вино, пиемое впоследствии и сберегаемое женихом Христом, так как Евангелие и явилось в последние времена.
Что Господь начал творить чудеса после Своего крещения, об этом мы и прежде говорили. Но кажется, что первое чудо Он совершил именно претворением воды в вино. Ибо сказано: «так положил «начало» чудесам». Но скажет иной: «если сие чудо и есть начало чудес, то не всех, а только совершенных в Кане Галилейской; так как Он совершил разные чудеса в Кане, то им оно – начало». Хотя мы многое имеем для подтверждения, что настоящее чудо есть начало и всех чудес, потому что слова «и явил славу Свою; и уверовали в Него ученики Его» показывают, что прежде сего Он не творил другого чуда, которым бы Он явил славу Свою; однако же, не будем спорить, оно ли было первым чудом, или другое.
Как же Он явил славу Свою? Ведь немногие находились при сем событии, и не пред лицом народа совершено оно? Но если не тогда, то впоследствии все должны были услышать об этом чуде, как оно и доныне возвещается, а не осталось безызвестным. Слова «ученики Его уверовали в Него» понимай так, что они возымели большую и крепчайшую веру в Него. Они и прежде, конечно, веровали, но веровали не так твердо.