Что символизирует зима в литературе
Научно-исследовательская работа по литературе на тему: «Зимние мотивы в русской поэзии»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя образовательная школа №5»
по литературе на тему:
«Зимние мотивы в русской поэзии»
Выполнила: ученица 9 класса «А»
2.2. Каждый поэт видит зиму по-своему….…………………………………. 3-10 с.
2.3.Изобразительно- выразительные языковые средства в стихотворениях о зиме……….10-12 с.
2.4. Произведения искусства о зиме…………………………………………………….…………12-13 с.
4. Список использованной литературы……………………………………………………………15 с.
Природа зимой надевает белую шубу, засыпает снегом некогда цветущие полянки, деревья наряжаются в пышные белые наряды, лесные тропинки становятся непроходимыми, на лед ложится снежный покров. Зимняя природа тиха и безмолвна, только слышно редкое щебетание зимних птиц, да сухой хруст веток в зимнем лесу.
У меня зима вызывает чувство восторга, радости. Однажды я шла из школы и у меня возник вопрос: Как воспринимали, описывали зиму поэты? Эти мысли послужили толчком к написанию данной работы. Я решила познакомиться со стихами поэтов о зиме, узнать, как они относились к этому времени года, сравнить описание зимы у разных поэтов, а также посмотреть, с помощью каких средств изображения писатели достигают своей цели в описании зимы. А затем поделиться своими выводами с другими в заключительной части данной исследовательской работы.
Цели исследовательской работы:
Исследовать изображение зимы в стихотворениях русских поэтов.
Проанализировать произведения о зиме.
Научиться формулировать свои мысли.
Сравнить несколько произведений русских поэтов.
Сделать вывод по наблюдению над произведениями.
Выявить какие художественные средства поэты использовали для изображения зимы.
Выявить способы отражения красоты зимы в произведениях искусства (музыка, живопись).
Работа с художественными произведениями (стихотворениями о зиме различных авторов).
Исследование документальных изданий.
Работа с иллюстрациями, фотографиями, репродукциями картин.
Использование глобальной сети интернет.
2.1. Образ зимы в русской поэзии.
В русской поэзии множество стихотворений посвящено зиме.
Снег, вьюга, зимний ветер часто воспринимаются как живые существа, зима представляется сказочной красавицей.
Зима… Каждый из нас воспринимает её по – своему. Кто- то откровенно любуется зимой, кто- то видит в ней нечто зловещее, мрачное. А кому-то радостно и весело. Но одно несомненно: зима никого не оставляет равнодушным.
Вот и у поэтов зима вызывает самые разные чувства.
Каждый поэт видит зиму по-своему.
Зима – удивительное время года. Лес белый, как будто он заколдован кем-то: тишина- прислушайтесь: только снег сыплет, метёт позёмкой метель и падают, падают хлопья снега. Прозрачный морозный воздух, хлопья пушистого снега, хрустальные узоры на окнах, скрип саней.
Волшебные и сказочные русские зимы любят все. Чародейка-зима околдовывала и вдохновляла многих поэтов и писателей. Сколько чудесных поэтических строк посвящено этому времени года! Но, если перечитать стихотворения о зиме, можно увидеть, что описание зимы в произведениях русских писателей неодинаково. Каждый писатель по-своему видит зиму, использует для этого разные средства выразительности.
Величественная, необыкновенная пора. Словно живая, чародейка-зима меняет маски и играет с нами, заставляя нас то тосковать, то восхищаться ею.
Таким образом, в стихотворении «Чародейкою-зимою…» поэт изобразил зимнюю природу. Зимнее чудо совершается в состоянии волшебного сна природы. Музыка стихотворения напоминает магическое действие: Чародейка чертит таинственные круги, гипнотизируя, очаровывая:
Чародейкою – Зимою околдован лес стоит
И под снежной бахромою
Чудной жизнью он блестит.
Затем я обратилась к стихотворению Сергея Есенина «Поёт зима-аукает…». В данном стихотворении поэт тоже изобразил зимушку. Но такую же, как у Тютчева или нет? Сейчас мы это рассмотрим.
Мохнатый лес баюкает
Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далёкую
Очарование зимы стремился передать Сергей Есенин и в других своих стихотворениях:
Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.
И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.
А заря, лениво
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром.
Далее я решила рассмотреть стихотворение А.С. Пушкина «Вот север, тучи нагоняя…»
Вот север тучи нагоняя,
Дохнул, завыл и вот сама
Пришла, рассыпалась клоками
Повисла на суках дубов,
Легла волнистыми коврами
Среди полей вокруг холмов.
Брега с недвижною рекою
Сравняла пухлой пеленою
Блеснул мороз, и рады мы
В данном стихотворении поэт тоже описывает зиму как живое существо, называет её волшебницей, и мы можем представить себе такую картину: всё вокруг белым-бело, сугробы, как волнистый ковёр, на ветвях деревьев клочья снега. Река скована льдом. Поэт называет зиму матушкой.
Зимние мотивы присущи и другим стихотворениям Пушкина:
Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный —
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!
Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела —
А нынче. погляди в окно:
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
Вся комната янтарным блеском
Озарена. Веселым треском
Трещит затопленная печь.
Приятно думать у лежанки.
Но знаешь: не велеть ли в санки
Кобылку бурую запречь?
Если в этих стихотворениях поэт выражает свое восхищение красотой зимы, то в стихотворении «Зимняя дорога» мы видим и печаль и грусть.
Сквозь волнистые туманы
Пробирается луна,
На печальные поляны
Льет печально свет она.
По дороге зимней, скучной
Тройка борзая бежит,
Колокольчик однозвучный
Утомительно гремит.
Что-то слышится родное
В долгих песнях ямщика:
То разгулье удалое,
То сердечная тоска.
Ни огня, ни черной хаты,
Глушь и снег.
Таким образом, отношение Пушкина к зиме неоднозначно, к тому же многие знают, что любимым временем года поэта все-таки была осень.
Снежок порхает, кружится,
На улице бело.
И превратились лужицы
В холодное стекло.
Снежок изрезан лыжами,
Как мел, скрипуч и сух,
И ловит кошка рыжая
Веселых белых мух.
А вот поэт Николай Огарев считал зиму тоскливой:
Тускло месяц дальной
Светит сквозь тумана,
И лежит печально
Снежная поляна.
Белые с морозу
Вдоль пути рядами
Тянутся березы
С голыми сучками.
Тройка мчится лихо,
Колокольчик звонок;
Напевает тихо
Мой ямщик спросонок.
Я в кибитке валкой
Еду да тоскую:
Скучно мне да жалко
Сторону родную.
Разделяет его мнение, по-видимому, Евгений Баратынский. Где сладкий шепот?- спрашивает он.
Где сладкий шепот
Моих лесов?
Потоков ропот,
Цветы лугов?
Деревья голы;
Ковер зимы
Покрыл холмы,
Луга и долы.
Под ледяной
Своей корой
Ручей немеет;
Все цепенеет,
Лишь ветер злой,
Бушуя, воет
И небо кроет
Седою мглой.
Зачем, тоскуя,
В окно слежу я
Метели лёт?
Любимцу счастья
Кров от ненастья
Оно дает.
Огонь трескучий
В моей печи;
Его лучи
И пыл летучий
Мне веселят
Беспечный взгляд.
В тиши мечтаю
Перед живой
Его игрой,
И забываю
Я бури вой.
Мы видим, что поэт тоскует о том, что холмы, луга и долы покрыл ковер зимы, а успокаивает его только трескучий огонь в печи, благодаря которому он забывает вой бури.
Любил зиму, считал её чудной Афанасий Фет :
Чудная картина,
Как ты мне родна:
Белая равнина,
Полная луна,
Свет небес высоких,
И блестящий снег,
И саней далеких
Одинокий бег.
А какой радостью, восторгом искрятся следующие строки его стихотворения:
Мама! глянь-ка из окошка.
Уж теперь не будет спору:
За салазки да и в гору
Весело бежать!
Правда, мама? Не откажешь,
А сама, наверно, скажешь:
«Ну, скорей гулять!»
Оригинальным, мне показалось, изображение зимы И.А.Буниным в стихотворении « В окне, серебряном от инея…»:
На окне, серебряном от инея,
За ночь хризантемы расцвели.
И застреха в снеговой пыли.
Всходит солнце, бодрое от холода,
Золотится отблеском окно.
Утро тихо, радостно и молодо.
Белым снегом все запушено.
И все утро яркие и чистые
Буду видеть краски в вышине,
И до полдня будут серебристые
Хризантемы на моем окне.
Восхищается зимой и детский поэт Сергей Михалков:
Тротуары замело,
Все вокруг белым-бело:
Снего-снего-снегопад!
Хватит дела для лопат,
Для лопат и для скребков,
Для больших грузовиков.
Проанализировав отдельно стихотворения, у меня возник вопрос: Что же помогает поэтам передать свои чувства к зиме и вызвать ответные чувства в душах читателей?
Это, конечно же, средства изображения. Средства речевой выразительности применяются поэтами для создания более красивой картины изображения природы, для того, чтобы мы ясно могли себе представить, о чём хотели сказать писатели.
Средства изображения: это тропы – эпитет, олицетворение, сравнение, метафора.
снежной бахромою, неподвижною, немою, чудной., сном волшебным, лёгкой цепью пуховой., луч косой,
Олицетворение: чародейка-зима, лес блестит.
В стихотворениях А.Пушкина также есть эпитеты: волнистыми коврами, пухлой пеленою.
Олицетворения: север дохнул, завыл; волшебница-зима идёт, пришла, рассыпалась, повисла, легла, сравняла и др.
Сравнения: «Луна, как бледное пятно». Сравнения могут быть выражены и существительными в творительном падеже: «великолепными коврами. снег лежит», волнистым ковром. Используя сравнения, поэт п ередает восторг перед красотой природы; создается ощущение мягкости, пушистости, роскошности этих снежных ковров.
Картину зимнего утра он изображает с помощью эпитетов: ч истыми, прозрачными: голубой, зеленой, серебристой. Некоторые образы, эпитеты, слова повторяются в стихотворении А.С.Пушкина «Зимнее утро» несколько раз:
« блестя», «блестит», «блеском» (однокоренные слова). Они передают ощущение праздничности, нарядности природы. Эпитет «милый» встречается дважды, создает настроение радостного и немного печального умиления.
С помощью других эпитетов и конкретных слов автор передает свою грусть, сердечную тоску, навеваемую зимним пейзажем, в стихотворении «Зимняя дорога»:
печальные поляны, льет печально свет она, скучной, утомительно гремит, сердечная тоска , глушь и снег, скучно, грустно, путь мой скучен .
В стихотворении Бунина первой строфе великолепная метафора в сочетании с метафорическим эпитетом:
На окне, серебряном от инея,
За ночь хризантемы расцвели.
Благодаря этим средствам образной выразительности в обыкновенной зарисовке морозного утра читатель видит необыкновенную красоту русской зимы.
Метафоры, эпитеты, олицетворения, сравнения помогают увидеть красоту окружающего нас мира, открыть необыкновенное в обыкновенном.
Они придают высказыванию эмоциональную окраску, очеловечивают всё, что нас окружает.
Таким образом, рассмотрев данные стихи, мы можем сделать следующий вывод:
У каждого поэта своё видение зимы, а средства изображения помогают поэтам показать нам, читателям, свой взгляд на это прекрасное время года – зиму.
2.4. Произведения искусства о зиме.
Хороша наша русская зима! Огромное снежное покрывало закрывает все вокруг. А как ударят морозы, инеем, сказочным узором раскрасят они деревья и дома. Русская природа привлекала, привлекает и всегда будет привлекать творческих людей.
Зимние мотивы свойственны не только русской поэзии, но и музыке, живописи. Красотой зимы, её очарованием восторгались не только поэты и писатели, но и композиторы, художники.
Зима в картинах русских художников сказочное время безмятежного великолепия, когда природа спит и отдыхает, спрятавшись под белоснежным одеялом, удивительные по красоте и раскрывающие истинную зимнюю природу пейзажи русской зимы.
Изображая различные времена года в своих работах, русские художники стремились в первую очередь показать настроение природы. Как правило, зима в русских картинах – это безмятежное время, когда все вокруг скрывается за белоснежным покровом. Многие живописцы стремились показать, что зима – именно русское время года.
В живописи зиму запечатлел русский художник И.Э.Грабарь. Он нарисовал картину «Февральская лазурь». В феврале бывают такие дни, когда воздух и всё вокруг наполнено голубым сиянием. Голубое небо, голубой снег – всё окрашено в этот удивительный по красоте цвет. Именно такой день изобразил на своей картине художник. Картина вызывает радостное и праздничное настроение, как будто ты находишься там, у берёз, и вдыхаешь морозный воздух.
Чаще всего в живописи, как и в литературе, описание природы зимой создавалось из впечатления от первого снега.
Яркий пример тому – картина Аркадия Пластова «Первый снег». Изображение двух крестьянских детей, выходящих из типичной русской избы, символизирует надежду в светлое будущее, ведь только-только закончилась страшная война. И первый снег – один из символов того, что жизнь будет налаживаться. На самом деле Аркадий Пластов больше любил яркие краски, однако в этой картине он обошелся без них, но все же добавил в нее свой любимый элемент – крестьянский быт.
С 1908 по 1958 у художника был дом в Лигачеве, многие пейзажи он написал именно там, там черпал вдохновение, там его воплощал. Давайте рассмотрим и сравним две картины Юона на одну тему, написанные в этой деревне. Это картины «Волшебница-зима» и «Русская зима. Лигачево».
Литература – это искусство слова. Она тесно связана с другими видами искусства. Художник кистью создал образ русской зимы, композитор – музыкой, поэт делает это по-своему.
Что символизирует зима в литературе
Только что посаженные цветы, поваленные ветром. Чем мы прекраснее и нежнее, тем больше уязвимы для обиды. символ сотворенной красоты.
Плоть — трава полевая, а миловидность подобна цветам полевым. Как штормы с яростью налетают на красоты растительного мира, так же старческий возраст, эта зима жизни, своими беспощадными и свирепыми ветрами, вторгается и рушит любую земную красоту, среди которой наиболее уязвимой является самая тонкая. [EMSI 60-10,с.359]
Обычно четыре времени года определяются по различным признакам, в которых отражаются народные поверья: весна — время ветров, прогоняющих снег, и до грозовых дождей, оплодотворяющих землю, от весеннего равноденствия до летнего солнцестояния; «огненное» лето — от летнего солнцестояния, самой короткой ночи в году, которая у европейских народов отмечается праздниками рождения Иоанна Крестителя, когда на вершинах гор жгут костры, до осеннего равноденствия; затем осень, «когда текут дожди и земля выказывает свое плодородие», — от осеннего равноденствия до зимнего солнцестояния, и, наконец, зима, которая подготавливает рождение всех проявлений жизни предстоящего года.
Следует отметить также почти универсально распространённую связь К. и других круглых форм с женским началом. К. в сочетании с другими фигурами и символами образует широко разветвленную область символических и эмблематических ассоциаций. Некоторые из них: К. и крест — центр и 4 направления вселенной; К. и тетива — власть и сила жизни и смерти (в ассирийском искусстве); К., разделённый надвое, — день и ночь, лето и зима, символ инь и ян в Китае; крылатый К. — божество, божественный дух; К. внутри К. — андрогинизм; 2 К. — эмблема близнецов (ср. Ашвинов, Диоскуров и др.); 2 соединённых К. — союз неба и земли (см. Священный брак). Область функционирования К. многообразна — от культовых принадлежностей и овеществленной магии (амулеты и т. п., часто характеризующиеся круглой формой) до концепций искусства и науки.
(XIII век), дочь венгерского короля Андрея II, родилась в Прессбурге. Еще в младенчестве она была помолвлена с Людвигом, сыном ландграфа Тюрингии и Гессена и взята на воспитание в семью своего будущего мужа. Там с ней плохо обращались придворные дамы, поскольку завидовали ее красоте. Переживая одиночество, Елизавета интуитивно почувствовала тягу к религии и стала посвящать свое время заботе о бедных. Вскоре после свадьбы ее муж отправился в крестовый поход, где заболел и умер. Елизавета была изгнана из замка братом своего мужа, который захотел, чтобы преемником ландграфа стал его собственный сын, и жила в нужде. У нее отобрали ее детей, и в возрасте двадцати четырех лет она умерла, истощившись от постов и тяжелой работы на благо нищих. Слава о подвижнической жизни Св. Елизаветы Венгерской распространилась по всему миру. О ней было сложено много легенд. Рассказывают, что однажды, когда на дворе стояла зима, Елизавета вышла из замка, неся в переднике еду для нищих. По дороге она столкнулась со своим мужем, который спросил ее, что она несет в переднике. Когда она раскрыла передник, он оказался полным роз, и ее муж увидел ее преобразившееся лицо, излучавшее небесный свет. В другой легенде рассказывается о том, как Елизавета встретила прокаженного, которого привела к себе в дом и положила отдыхать в свою постель. Когда пришел ее муж, его мать обвинила Елизавету в том, что она разделяет постель с каким-то подлым незнакомцем, но Бог раскрыл Людвигу глаза, и вместо прокаженного он увидел над постелью фигуру распятого Христа.
музах)’, не случайно поэтому, что К. является и символом пантеона в целом, и эмблемой отдельных богов. Характерно, что и «земные боги» также нередко усваивают К. в качестве эмблемы своего могущества и власти [ср. царские инсигнии в Вавилоне и у хеттов или шар (обычно с крестом над ним) каксимвол имперского величия и мощи]. Перенесение мифологических пространственно-космических представлений на социальную среду можно усмотреть в распространённом способе изображения структуры брачных классов как К., в структуре архаического поселения в виде К.; ср. также языковые данные, относящиеся к обозначению как самого поселения (ср. община, из праслав. *obbti- «круглое» в соответствии с так называемыми «круглыми деревнями», нем. Runddorf), так и более крупных объединений, строго говоря, не предполагающих геометрически круглой формы (ср. рус. округ, область, нем. Kreis «уезд», собств. «круг», Bezirk, «округ» и т. п.). Следует отметить также почти универсально распространённую связь К. и других круглых форм с женским началом. К. в сочетании с другими фигурами и символами образует широко разветвленную область символических и эмблематических ассоциаций. Некоторые из них: К. и крест — центр и 4 направления вселенной; К. и тетива — власть и сила жизни и смерти (в ассирийском искусстве); К., разделённый надвое, — день и ночь, лето и зима, символ инь и ян в Китае; крылатый К. — божество, божественный дух; К. внутри К. — андрогинизм; 2 К. — эмблема близнецов (ср. Ашвинов, Диоскуров и др.); 2 соединённых К. — союз неба и земли (см. Священный брак). Область функционирования К. многообразна — от культовых принадлежностей и овеществленной магии (амулеты и т. п., часто характеризующиеся круглой формой) до концепций искусства и науки.
В средневековой литературе о животных сохранилось множество положительных оценок, которых удостаивались ласточки в символике животного мира. Их отождествляли с кроткими душами, готовыми к покаянию. «Ласточка принимает пищу не в сидячем положении, а в полете — так и человек должен искать Небесное вдали от земных благ… Ласточка летит над морями, когда надвигается зима и холод, — так и человек должен убегать от огорчений и холода мира и в тепле любви ждать, когда мороз искушения покинет его душу» (Унтеркихер).
Ласточка, пере.четаютая море Мне надо найти, где перезимовать в тепле. символ общенринятых взглядов на дружбу, как на предыдущем рисунке. «Когда ярко светит солнце, и изобилен твой дом, «Друзья во множесгпве приходят к тебе. «Но когда пришла зима твоих дней, «Они, подобно ласточкам, улетают в теплые края. [EMSI 19-10,с.184]
Иди к муравью, о ленивец, и будь мудр. Всем нам не мешало бы обратиться к муравью — этому символу предусмотрительности и трудолюбия, и хотя нельзя сказать, что мы настолько уж ленивы и испорчены, все же найдется ли хоть где-нибудь человек, которому не пошел бы на пользу урок, заключенный в следующих словах: Этот маленький ворчун всегда спешит и весь в трудах. Будучи умеренным в еде, он никогда нс съест всего Из того, что добыл. Но продолжает тащить в дом запасы, Зная, что зима нс за горами. [EMSYI, таб.33-1, с.241]
По Иосифу, еврейские облачения включали полотно как символ земли; голубую шапочку как символ Неба и Небес; плоды граната как символ молнии; колокольчики как символ грома; ефод как символ четырех стихий, из которых состоит вселенная; золото как символ великолепия просветленности; нагрудная пластина как символ середины мира; пояс как символ океана; два сардоникса на плечах — Солнце и Луна; двенадцать камней — двенадцать месяцев и знаков Зодиака; золотая корона — великолепие, угодное Господу; изумруд — весна; рубин — лето; сапфир — осень, истина, искренность, постоянство и целомудрие; алмаз — зима, солнце, свет; топаз — любовь и дружба.
Цветущая роза. символ процветания. Сейчас я во всю красу свою облачена, Ссйчас я ухожена и взлелеяна, Но когда зима обнажит мои ветви, Никто не удостоит меня своей любви и заботы. [EMSI 26-14,с.213]
таро нжсс Напоминает колесо сансары. Также символ двойственности: Два концентрических обода колеса — два вихря, порождающие единичную жизнь; две соединенные и разноокрашенные лодки с двумя, поднимающимися из них на подобие кадуцея змеями противоположных цветов — положительные и отрицательные потоки инь и янь. Кадуцей есть ещё и в руках Германубиса. Прикреплённые к колесу фигуры — созвездие Сириус (лето, тепло, жизнь, радость) и Козерог (рыбо-козёл, зима, эгоизм, страсти).
Белый Тигр — это западные районы, осень, стихия металла; он всегда должен быть обращен головой на юг, а хвостом на &евер. Голубой Тигр — это растительная жизнь, восток и весна. Красный Тигр — это огонь, юг и лето. Черный Тигр — это вода, север и зима. Желтый тигр — это центр, Солнце, Правитель.
Они соответствуют четырем фазам прохождения эклиптики солнцем и, следовательно» фазам. луны, как и четырем стадиям человеческой жизни. Греки представляли времена года в виде четырех женщин: весна изображалась в венке из цветов, стоящей рядом с цветущим кустарником; лето — с венком из колосьев пшеницы, держащей в одной руке сноп, а в другой — серп; осень — несущей гроздья винограда и корзину, полную плодов; зима — с непокрытой головой близ деревьев с облетевшей листвой. Времена года представлялись также фигурами животных: весна изображалась овцой, лето — драконом, осень — зайцем, зима — саламандрой (8). Деление года на четыре части делает возможным соотнесение времен года с направлениями компаса и с тетраморфами (символическими изображениями четырех многооких животных). [КЕРЛОТ]
Когда-то арабам и грекам были известны три времени года: весна, лето и зима, а скандинавам — лишь два: лето и зима; позже греки добавили к ним осень, а за ними последовали римляне и галлы.
• Вся природа подчиняется универсальному ритму смены времен года, подобно тому как дневной цикл делится на три видимые части: восход Солнца, полдень, закат, и четвертую, невидимую — полночь; это соответствует также четырем периодам жизни человека: детству, расцвету, зрелости, дряхлости.
• Времена года связаны с природными стихиями: Зима — с Землей, Весна — с Воздухом, Лето — с Водой, Осень — с Огнем.
• В сказках и легендах символами зимы служат: пребывание принцессы в подземелье, в колодце, в темном месте или длительный сон, который нарушает прекрасный Принц, символ нового Солнца; хромые, однорукие, увечные боги, опирающиеся на посох (одноногий Приап); масонская степень Мастера; индуистская каста парий; в культе дерева — корень; в кельтской мифологии — Гранус, крестьянин, зерно общества.
• Символы весны — отъезд в путешествие, в более широком смысле — бегство и исчезновение с целью избавиться от преследователя или от любви божества; белое животное (кобыла), убегающее от новорожденного Солнца; крылатые гении, олицетворяющие собой облегчение, освобождение; бог Вулкан, символ весеннего Солнца; Вечный Жид, обобщенный образ любого бегства или путешествия; масонская степень Карпала, или Аверлана, то есть ученика; Ремесленник, обходящий всю Францию, чтобы усовершенствоваться в своем деле; Гоффрин, персонаж рыцарских романов; в культе дерева — ствол; в индуизме — каста Шудр; в театре — Полишинель.
• Лето соответствует мифам, связанным с водой; богам-рыбам, омовениям, погружениям в воду (Вишну, шагающий по водам), рекам забвения (Лета),— в фольклоре эта символика представлена в виде чучел, сбрасываемых в воду, а в обрядах посвящения — в ритуале погружения в воду, испытании с целью окончательно убедиться в душевной силе кандидата и освободить его от прошлого (пережитки этого обряда проявляются в испытании, которое пассажир морского судна должен пройти при первом пересечении линии Экватора); Марса, образа палящего Солнца; солдат; всех тех, кто богат и носит плюмаж; касты Кшатриев в индуизме; в масонской степени Мастера, или Тройственного; в виде дворянского сословия в обществе; персонажей Гальбинуса, Гальвеня и Говена в рыцарских романах; в культе дерева — в виде спелого и золотистого плода.
• Осени соответствуют мифы о всеуничтожающем огне перед полным обновлением: миф о Гефесте, кующем щиты, мечи и стрелы — туловище и конечности нового Солнца; Аргус и шпионы из сказок — от колдуна до бродячего торговца; все те, кто носит маску (Арлекин); каста Брахманов у индусов; в культе дерева — это корень.
• В Древнем Китае различали пять времен года, соответствующих стихиям, цветам и т. д., причем пятое было очень коротким и шло сразу вслед за летом. Если на Западе смену времени года возвещают солнцестояния и равноденствия, то в Китае это происходит на месяц или два позже. Поэтому, когда китайцы говорят о сливовом дереве, цветущем зимой, это значит, что речь идет об апреле или мае.
Каждому времени года соответствует определенное растение: весна — пион; лето — лотос; осень — хризантема; зима — сливовое дерево.
Жизнь человека начинается в момент зачатия; ее сравнивают с четырьмя временами года: весна продолжается до 15 лет; лето — с 16 до 29 лет; осень — с 30 до 39 лет; зима — с 40 до 50 или 60 лет.
Времена года. Год делится обычно на четыре части: весну, лето, осень и зиму, а в Древнем Египте — на три сезона: сев (зиму), выращивание (весну) и разлив (лето). Аллегорические фигуры времен года символизируют повторяющийся круговорот веков. Весна — это дитя в гирляндах цветов или с листьями в руках, женщина или юноша с венком на голове и с цветами в руках; весеннее животное — ягненок; знаки зодиака — Овен, Телец и Близнецы. Лето — это дитя или женщина со снопом в руках или с венком из злаков; летнее животное — лев или дракон; знаки зодиака — Рак, Лев и Дева. Осень — дитя или женщина с гроздьями винограда или корзиной фруктов или отжатым виноградом; осеннее животное — заяц; знаки зодиака — Весы, Скорпион и Стрелец. Зима — закутанный в плащ ребенок или старик с белыми, покрытыми инеем волос’ами с серпом или в окружении голых деревьев; зимнее животное — саламандра; знаки зодиака — Козерог, Водолей и Рыбы. В китайской традиции времена года символизируют порядок, правильное и образцовое поведение («времена года не ошибаются») и изображаются разными цветами: весна — цветами вишни, персика и миндаля; лето — лотосом и пеоном (солнечные символы); осень — красным кленом, вьюнком и хризантемой; зима — цветами сливы, бамбуком и сосной.
Как и фазы луны, времена года — универсальные символы рождения, роста, смерти и возрождения, упорядоченные циклы природы и человеческой жизни. В большинстве традиций существует четыре сезона. Мифы американских индейцев утверждают, что смена времен года вызвана постоянной борьбой четырех богов, управляющих сторонами света. В Египте и в некоторых других культурах считали, что существует лишь три сезона — зима, весна и лето.
Весна в западном искусстве изображалась обычно в виде девочки или девушки с цветущими ветками. С весной ассоциировались древнегреческая богиня Афродита (в римской мифологии Венера), бог Гермес (Меркурий), древнеримская богиня Флора, ребенок, ягненок, знаки Зодиака Овен, Телец и Близнецы.
Лето часто изображали в виде женщины в венке из колосьев пшеницы, которая несет серп. Лето ассоциируется с богиней Деметрой (Церерой) или богом Аполлоном, львом, изрыгающим пламя драконом и знаками Зодиака Раком, Львом и Девой.
Осень — женщина с виноградными листьями или гроздьями винограда, другими плодами, иногда с рогом изобилия. Осень ассоциировалась с Дионисом (Бахусом), зайцем и знаками Зодиака Весами, Скорпионом и Стрельцом.
Зима — старик у огня или женщина с непокрытой головой на фоне зимнего пейзажа. Зима связывалась с Гефестом (Вулканом), богом северного ветра Бореем, саламандрой, дикой уткой, знаками Зодиака Козерогом, Водолеем, Рыбами.
Четыре времени года. Изобразительные типы, представляющие времена года сохраняли поразительную степень постоянства со времен поздней античности и вплоть до XVIII века. На помпейских и римских фресках и мозаиках Весна является в облике молодой женщины, держащей ЦВЕТЫ; у Лета — серп и колосья или снопы ЗЕРЕН; у Осени — ВИНОГРАД и виноградная лоза (ВИНО); Зима тепло укутана от мороза. Эти фигуры довольно часто встречаются в живописи XV—XVII веков. К сожалению, циклы картин часто разбросаны по разным галереям. У Весны в волосах гирлянды, иногда она держит лопату или МОТЫГУ, а на заднем плане цветочный сад. Лето, которое может изображаться в виде обнаженной женщины, имеет как злаки, так и ФРУКТЫ, и позади нее могут быть видны работающие в поле жнецы. Осень неизменно так или иначе ассоциируется с вином (См.т.ж. ВИНОТОЧИЛО, МИСТИЧЕСКОЕ В.). Зима — это часто старик, укутанный плащом, возможно, сидящий у огня. Ренессанс возродил античную традицию изображать времена года также в виде языческих богов: ФЛОРА или ВЕНЕРА олицетворяют Весну, ЦЕРЕРА — Лето; БАХУС — Осень, БОРЕЙ или ВУЛКАН — Зиму. Времена года были популярны у французских художников XVIII века, писавших fetes galantes [фр. — галантные празднества], хотя каждое из времен года, изображаемое само по себе, вряд ли мыслилось как входящее в цикл. «Весна» — это сцена молодых влюбленных, они разбрасывают цветы, в клетке птицы, или они пойманы в ловушку; «Лето» изображает их купающимися в реке или наблюдающими, как трудятся жнецы; в «Осени» они устраивают пикник после сбора винограда; «Зимой» они катаются на коньках по замерзшей реке или сидят в помещении, развлекаясь, возможно, игрой в карты. См.т.ж. ВОЗРАСТЫ ЧЕЛОВЕКА.
Символизирует воплощение потенциальных возможностей, будущие возможности, простоту и невинность. Ребенок, или сын, символизирует более высокую трансофрмацию индивидуальности, личность измененную и вновь рожденную к совершенству. Дети, как правило, мальчуганы, олицетворяют времена года: малыш, закутанный в пальто, — Зима; малыш с цветами и листвой — Весна; малыш с колосьями пшеницы — Лето; малыш с плодами — Осень. Дети эмбрионально присутствуют в Великой Матери и управляют Великими Водами, поэтому в легендах, детей приносят существа, ловящие рыбу (аист), либо живущие в воде (лягушка), либо рожденные Матерью-Землей под кустом или в пещере. В египетской иконографии ребенок, сосущий палец, — это наследник Гор — символ, ошибочно принятый греками за знак молчания. В алхимии коронованный ребенок означает Философский камень. В христианстве ребенок на плечах или на загривке означает святого Христофора; ребенок на руках — святого Винсента де Поля; Христос-младенец на уках — святого Антония Падуанского. Женщина, кормящая младенца, — христианский символ милосердия..