Что символизирует волга в грозе

Полифункциональность образа реки в пьесе А.Н. Островского «Гроза»

Харлушина Алла Александровна – кандидат филологических наук, старший преподаватель кафедры Общей и прикладной филологии Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова.

Аннотация: В статье рассматривается проблема функционирования образа Волги на примере анализа пьесы А.Н. Островского «Гроза». Показывается многофункциональность образа реки в пьесе. Особое внимание уделяется раскрытию функции «неживой» Волги.

Ключевые слова: Река, Волга, пьеса «Гроза», А.Н. Островский.

Образ реки встречается в большинстве пьес А.Н. Островского, но своё многообразие данный образ наиболее полно проявил в пьесе «Гроза». Образ Волги является в данном произведении ключевым и определяет специфику всей пьесы. О данном факте написано немало работ, однако тему его функционирования затрагивали не столь значительное количество исследователей. Рассмотрим данный вопрос на примере анализа одной из самых известных «волжских» пьес А.Н. Островского.

Следующей символичной функцией Волги становится её «пограничность», так как река, по словам О.Н. Красниковой, «делит описываемое в драме пространство на запертое городское и вольное природное» [4, С.479]. Противоположный берег Волги ассоциируется у главной героини пьесы с беззаботным детством, с радостной жизнью до замужества. Драматург показывает, что у реки собственная жизнь, коренным образом отличающаяся от жизни людей, прекрасная, чистая, свободная. Тяга к воле, природе удовлетворяется Катериной у Волги, которая символизирует своеобразную границу между пространством городским, удушающим и природным, вольным. Стало быть, образ реки формирует в данном контексте антитезу городской – природный.

В контексте рассуждений о «мёртвой» реке в рассматриваемой нами пьесе можно ещё отметить высказывание римского философа Л.А. Сенеки, который сравнивал подчинение жизни людей судьбе с водой быстрых потоков, которая «не бежит вспять и не медлит, ибо следующие воды стремят белее ранние, так как повинуется цепь событий вечному вращению судьбы» [9, С.199]. Здесь важно отметить, что Катерина не подчинилась течению жизни, судьбе, не продолжила своё существование с миром ханжества, невежества и бесчувственности, а сама решила завершить свой жизненный путь. И не в быстрой, красивой, полноводной реке, а в неподвижном, тёмном, «безжизненном» омуте. Повторим, что Волга описывается автором в «Грозе» не такой, какой он её видел, а не зависимой от деятельности людей, свободной, «мёртвой».

Затрагивая тему фольклорных традиций, не стоит забывать и о других функциях воды. По мнению О.Н. Красниковой [см. об этом подробнее: 4, С.479], с которым нельзя не согласиться, в пьесе будет реализовано сразу несколько фольклорных мотивов, например: вода обладает очистительной силой, поэтому Катерина смывает с себя грехи; мотив «река-путь» реализован в драме в том смысле, что Катерина переходит из мира живых в мир мёртвых посредством реки и др.

Наконец, река в «Грозе» является фоном для развёртывания некоторых действий. Островский использует данный образ для создания художественного пространства. В дальнейшем это станет проблемой для создателей декораций театра, ведь «…как ни рисуй Волгу, а настоящей текущей рекой изображение не станет» [5]. Однако фон драматургу просто необходим, и Островский выбрал главную русскую реку, что, конечно, придало произведению самобытности, национальности, народности. Изображая общественно-бытовые характеры и нравы предреформенной действительности, автор «…создал в «Грозе» проникнутую духом подлинной народности замечательную социально-бытовую трагедию» [8].

Таким образом, образ реки Волги выполняет в пьесе «Гроза» одновременно несколько функций. Многофункциональность образа объясняется как могуществом, свободой, бескрайним простором, ширью реки, так и той многозначностью смысла, которая обеспечивает одно из главных положений пьесы в иерархии реалистических жанров.

Источник

напишите пожалуйста образ Волги в пьесе гроза А., Н. Островского 15 предложений очень надо

Почитайте здесь:
Река осмысляется как дорога в иной мир. Река связана с идеями судьбы, смерти, страха перед неведомым, с физиологическими ощущениями холода и темноты, эмоциональными переживаниями утраты, разлуки, ожидания.
(Катерина: «Обидели меня чем-то дома, а дело было к вечеру, уж темно; я выбежала на Волгу, села в лодку да и отпихнула её от берега. На другое утро уж нашли, вёрст за десять! » Д. 2, явл. 2) Катерина: «А уж коли очень мне здесь опостынет, так не удержат меня никакой силой. В окно выброшусь, в Волгу кинусь» (Д. 2, явл. 2).

Вот еще:
Почему так внимателен к волжскому пейзажу Островский?
Прежде всего, потому, что на фоне красоты и величия большой реки еще уродливее кажется быт и нравы людей, которые здесь живут, ненавидя ближнего своего, тираня свои семьи и озлобляясь на весь мир.

Механик-самоучка Кулигин произносит длинный монолог, начало которого вводит читателя и зрителя в обстановку купеческого города.

«Жестокие, сударь, нравы в нашем городе, жестокие… »

А Волга разлилась широко, спокойно плещут ее волны, живописны берега. И какими ничтожными перед величием и гармонией природы кажутся страсти людей.

В Волгу бросается главная героиня пьесы, молодая красивая женщина Катерина Кабанова. Дорогой ценой покупает она свою свободу от постылого мужа и ненавистной свекрови, и река принимает ее в свои объятья. Природа в данном случае активно действующее лицо, и волжский пейзаж- фон, на котором так ярко изображен уродливый уклад жизни человеческой, и в то же время еще теплится надежда, что недалек тот час, когда жизнь сможет стать свободной и счастливой.

Это вам в помощь к самостоятельной работе с пьесой.

Источник

Что означает Волга в пьесе гроза?

В чем символический смысл образа Волги в пьесе гроза?

Река символизирует еще и побег в направлении к свободе, а получается, что это побег в направлении к смерти. А в словах барыни, полусумасшедшей старухи, Волга — это омут, затягивающий в себя красоту: “Вот красота-то куда ведет. Вот, вот, в самый омут!”

Какая функция пейзажа и образа Волги в пьесе гроза?

На фоне Волги разворачиваются события в городе Калинове, туда же бросается, прощаясь с жизнью, Катерина Кабанова, в детстве которой было счастье в виде прекрасных цветов в саду, аромат которых всегда был рядом. Природа влияет на жизнь человека, меняет его настроение, является фоном бытия.

Кто из героев пьесы Островского Гроза убежит из дома?

Почему пьеса гроза начинается с описания волжского пейзажа?

Отношение к природе являлось у Островского одним из критериев оценки человечности. Поэтому и пьеса начинается с описания волжского пейзажа. Пейзаж удивительно красив, захватывающие волжские виды, открывающиеся с того места, где расположен город Калинов.

Что символизирует в пьесе гроза?

Гроза в пьесе Островского символизирует как невежество и злобу, небесную кару и возмездие, так и очищение, прозрение, начало новой жизни.

Что символизирует Волга?

Какую роль играют картины русской природы в грозе?

Какую роль в пьесе Островского играет пейзаж?

Чтобы передать во всей полноте чувства и терзания главных героев, в частности Катерины, автор использует пейзаж для создания эмоционального настроя произведения. И поэтому, можно сказать, что этот образ непосредственно участвует в самом действии.

Почему драму гроза называют пьесой Волжского цикла?

Гроза для самодуров

Хотя сам Дикой также является грозой для домочадцев и прислуги. Вторая «гроза» города Калинова — Кабаниха. Тихон называет грозой ее власть, ругань и постоянный контроль. Таким образом, становится понятно, почему Островский назвал пьесу «Гроза» и никак иначе.

Что мешает Самодурам в драме гроза чувствовать себя полноправными хозяевами жизни?

Кабанихе же чувствовать себя полноправной хозяйкой жизни мешают внешние обстоятельства. Она с печалью утверждает: «Не очень-то нынче старших уважают». Героиня расстраивается по поводу того, «какого теперь стало почтение родителям от детей-то».

Кто является хозяевами города Калинова?

Богатые купцы городка создали здесь свой мир, в котором все решают деньги. Настоящими «хозяевами» Калинова являются Дикой и Кабаниха. Кулигин говорит: «Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие. А у кого деньги, сударь, тот старается бедного закабалить, чтоб на его труды даровые еще больше денег наживать».

Чего не боится Катерина гроза?

Источник

7 секретов «Грозы»

Вспоминаем школьную программу по литературе. Сегодня — Островский: чем живет город Калинов, темное прошлое Катерины, люди, размахивающие руками, и другие важные детали, которые читатель не должен пропустить, чтобы понять пьесу

1. Тайна первых слов

«К у л и г и н (поет). „Среди долины ровныя, на гладкой высоте…“»

«Среди долины ровныя…» — песня на слова поэта Алексея Мерзлякова, ко­то­рую, судя по песенникам времен Островского, хорошо знало подавляющее большинство зрителей, сидящих в зале. Главный посыл этой печальной песни в том, что даже богатство и почести не могут заменить человеку любовь, и мы видим, как одна из главных тем всей пьесы раскрывается уже в первой строке. Другой важный посыл песни Мерзлякова — одиночество «в чужой стороне». Казалось бы, действующие лица «Грозы» живут в родных местах, но чувства героя песни явно определяют и их эмоциональное состояние: в пьесе трудно найти персонажа, который был бы в гармонии с окружающими людьми и миром.

2. Тайна веры героев «Грозы»

Вот странница Феклуша рассказывает Кабановой про ужасы жизни в других городах, особенно в Москве, и подводит итог:

«Ф е к л у ш а. Тяжелые времена, матушка Марфа Игнатьевна, тяжелые. Уж и стало в умаление приходить».

Что значит «время в умаление стало приходить»? Чтобы ответить на этот во­прос, зададимся сначала более общим: во что вообще верят герои «Грозы»? Ясно, что это люди верующие, но вера у них довольно специфическая. Писа­тель, чиновник и исследователь раскола Павел Мельников-Печерский был уверен, что в «Грозе» изображены старообрядцы. Так ли это, мы не знаем, но общее ощущение, что калиновцы принципиально не хотят иметь ничего общего с новым временем, Мельников-Печерский уловил верно. Странница Феклуша — один из главных каналов, связывающих Калинов с другими го­родами, и, по ее мнению, весь окружающий мир, лишенный «благочестия», быстро гибнет:

«Еще у вас в городе рай и тишина, а по другим городам так просто содом, матушка: шум, беготня, езда беспрестанная! так и снует, один туда, другой сюда».

По мнению Феклуши, в больших городах у суетных людей не осталось даже времени на себя. Говоря о времени, которое «в умаление стало приходить», Феклуша на своем специфическом языке описывает вполне понятный процесс ускорения темпа жизни, присущий новому времени — с его рационалистиче­ским отношением ко времени как к ресурсу, который можно измерить и кото­рого может не хватить.

Что символизирует волга в грозе. Смотреть фото Что символизирует волга в грозе. Смотреть картинку Что символизирует волга в грозе. Картинка про Что символизирует волга в грозе. Фото Что символизирует волга в грозеЭскиз декораций Бориса Кустодиева «Гулянье на берегу Волги» к пьесе «Гроза». 1918 год Государственный Русский музей / «Артхив»

О времени говорят и другие герои драмы, и из их слов становится ясно, что на самом деле проблемы со временем как раз у жителей Калинова. Кулигин замечает:

«Бедным гулять, сударь, некогда, у них день и ночь забота. И всего часа три в сутки. А что делают? Ну что бы, кажется, им не гулять, не дышать свежим воздухом? Так нет. У всех давно ворота, сударь, заперты и собаки спущены».

Город Калинов как бы выпал из нормального течения времени: именно здесь оно на самом деле пришло «в умаление».

3. Тайна размахивания руками

Кулигин видит вдалеке Дикого:

«К у л и г и н (показывает в сторону). Посмотри-ка, брат Кудряш, кто это там так руками размахивает?
К у д р я ш. Это? Это Дикой племянника ругает».

Это первое упоминание Дикого в пьесе: он ругается и машет руками. Для рус­ского купца XIX столетия такое по­ведение особенно значимо. Во многих школьных учебниках сказано, что жители Калинова живут по домо­строевским правилам. Однако по «Домострою» как раз положено «не выносить сор из из­бы», в том числе не ругаться на людях (например, жену нужно «наеди­не про­учить», а бить прилюдно не стоит). Ругающийся на улице Дикой, конеч­но, ведет себя с точки зрения традиционных купеческих представлений о морали совер­шенно неправильно: весь город знает, с кем он сегодня «воюет», — и это довольно яркая характеристика персонажа.

4. Тайна возраста Кабанихи

Кабанова жалуется на свой возраст:

«Мать стара, глупа; ну, а вы, молодые люди, умные, не должны с нас, дураков, и взыскивать».

Разворчавшейся Кабанихе верить не стоит: в пьесе не говорится, сколько ей лет, и это нетипичный случай для Островского, обычно точно указываю­щего возраст своих героев. И все же можно предположить, каков возраст этой герои­ни. На сцене свекровь Катерины долгое время было принято изображать глубо­кой старухой. Однако едва ли это верно. Тихон, сын Кабанихи, еще моло­дой че­ловек. Купеческие дочери выходили замуж очень рано: в одной из пер­вых пьес Остров­ского «Семейная картина» купчиха вспоминает, как вышла замуж в 13 лет. По­сле 1830 года такие ранние браки были запрещены, однако, даже если Кабаниха вышла замуж в 16, ей вполне может быть меньше 40 лет.

5. Интимные тайны города Калинова

Кудряш описывает местные любовные нравы:

«У нас насчет этого слободно. Девки гуляют себе как хотят, отцу с матерью и дела нет. Только бабы взаперти сидят».

Почему важно, что «девки гуляют себе как хотят, отцу с матерью и дела нет»? Чаще всего русская классическая литература обращалась к дворянской жизни, где падение девушки воспринималось как катастрофа, и привыкшего к этой картине мира читателя слова Кудряша могут удивить. Дело в том, что дворян­ские и купеческие представления о нормах женского сексуального поведения в XIX веке сильно различались: последние были гораздо свободнее. В пьесе да­же Кабаниха ничего не может поделать с дочерью Варварой, которая почти от­крыто встречается с тем же Кудряшом.

Что символизирует волга в грозе. Смотреть фото Что символизирует волга в грозе. Смотреть картинку Что символизирует волга в грозе. Картинка про Что символизирует волга в грозе. Фото Что символизирует волга в грозе

Что символизирует волга в грозе. Смотреть фото Что символизирует волга в грозе. Смотреть картинку Что символизирует волга в грозе. Картинка про Что символизирует волга в грозе. Фото Что символизирует волга в грозе

В этом смысле главная героиня Катерина — исключение: в девичестве она, по всей видимости, не «гуляла», но изменила мужу, и это для купечества было гораздо более серьезным проступком, что раскрывается в следующих репликах:

«К у д р я ш. Так неужто ж замужнюю полюбили?
Б о р и с. Замужнюю, Кудряш.
К у д р я ш. Эх, Борис Григорьич, бросить надоть!»

Опасность здесь не для Бориса, а для самой Катерины: в Калинове замужней женщине измены не простят.

6. Тайна прошлой жизни Катерины

Что символизирует волга в грозе. Смотреть фото Что символизирует волга в грозе. Смотреть картинку Что символизирует волга в грозе. Картинка про Что символизирует волга в грозе. Фото Что символизирует волга в грозе

Что символизирует волга в грозе. Смотреть фото Что символизирует волга в грозе. Смотреть картинку Что символизирует волга в грозе. Картинка про Что символизирует волга в грозе. Фото Что символизирует волга в грозе

Что символизирует волга в грозе. Смотреть фото Что символизирует волга в грозе. Смотреть картинку Что символизирует волга в грозе. Картинка про Что символизирует волга в грозе. Фото Что символизирует волга в грозе

Вот как Катерина вспоминает жизнь до замужества:

«Потом пойдем с маменькой в церковь, все и странницы — у нас полон дом был странниц да богомолок. А придем из церкви, сядем за работу, больше по бархату золотом, а странницы ста­нут рассказывать: где они были, что видели, жития разные, либо стихи поют. Так до обеда время и пройдет».

Что значит это воспоминание? Судя по ее собственным рассказам, в девичестве Катерина делала именно то, чего требует от домашних Кабаниха: то есть жила согласно традиционному укладу купечества. В то время именно купцы после­довательно и сознательно старались соблюдать традиции внутри сословия. Ровно это делает Катерина — причем не «из-под неволи», а от души, искренне.

Как ни странно, именно у этих героинь, Катерины и Кабанихи, — обычно про­тивопоставляемых! — наиболее близкие взгляды на жизнь. Различие между ними не в моральных нормах, а в отношении к ним: Кабаниха хочет, чтобы люди сле­довали «калиновскому» жизненному кодексу по необходимости, а Катерина считает, что это должно идти от души.

7. Тайна грозы

Главная героиня Катерина боится приближающейся грозы:

«К а т е р и н а (с ужасом). Гроза! Побежим домой! Поскорее! я к образам да Богу молиться!»

Чтобы понять, почему она боится, посмотрим, какие еще смыслы образ грозы принимает в пьесе. Для Тихона Ка­банова это постоянный страх перед матерью; уезжая, он говорит: «Недели две никакой грозы надо мной не будет». Механик-самоучка, своеобразный «про­светитель» из народа, Кулигин уверен, что гро­за — это «электричество», и хочет соорудить громоотвод. Необразованный Дикой ругает Кулигина, объясняя ему, что гроза — это наказание Божье, кото­рое, по мнению обитателей Калинова, может постигнуть едва ли не любого: был бы человек, а проступок найдется.

Однако Катерину покарает не безличная гроза — напротив, героиня накажет себя сама. Для пьесы это принципиально: даже искренне желающей жить по калиновским домостроевским правилам героине придется самой решать свою судьбу. Время традиционного общества в пьесе Островского подо­шло к концу — по выражению Феклуши, «пришло в умаление».

Источник

Смысл названия и образная символика драмы Гроза А.Н. Островского

В 1859 году на сцене одного из столичных театров состоялась премьера. Зрители увидели драму, созданную молодым писателем – Островским Александром Николаевичем. Это произведение считается уникальным в своём роде. Драма не повторяет многих законов жанра.

«Гроза» была написана в эпоху реализма. А это значит, что произведение наполнено символами и образами. Следовательно, в нашей статье вы узнаете про смысл названия и образную символику драмы «Гроза» Островского.

Что символизирует волга в грозе. Смотреть фото Что символизирует волга в грозе. Смотреть картинку Что символизирует волга в грозе. Картинка про Что символизирует волга в грозе. Фото Что символизирует волга в грозе
Смотреть галерею

Первый образ грозы

Образ грозы в данном произведении многогранен. Это природное явление одновременно идея и действующее лицо драмы. Как вы думаете, почему Островский использовал именно образ грозы? Давайте об этом порассуждаем.

Обратите внимание на то, что данное явление природы в произведении предстает перед читателем в нескольких ипостасях. Во-первых, смысл названия и образная символика драмы «Гроза» заключается в том, что изначально читатель видит явление природы. Город Калинов, описываемый в произведении, а также его жители живут в предвкушении и ожидании грозы. Все происходящее в пьесе длится около двух недель. То и дело на улицах городка слышны разговоры о том, что надвигается буря.

В композиционном плане гроза является еще и кульминацией! Именно мощные раскаты грома вынуждают Катерину признаться в обмане и измене. Внимательные читатели заметят, что 4 действие сопровождается раскатами. Складывается впечатление, что писатель готовил читателя и зрителя к апогею. Но и это ещё не всё. Во-вторых, смысл названия и образная символика драмы «Гроза» имеет в себе ещё одно ядро. Давайте рассмотрим и его.

Что символизирует волга в грозе. Смотреть фото Что символизирует волга в грозе. Смотреть картинку Что символизирует волга в грозе. Картинка про Что символизирует волга в грозе. Фото Что символизирует волга в грозе
Смотреть галерею

«Смысл названия и образная символика в драме «Гроза»»

Второй образ грозы

Оказывается, каждый персонаж произведения понимает грозу по-разному, то есть по-своему:

Что символизирует волга в грозе. Смотреть фото Что символизирует волга в грозе. Смотреть картинку Что символизирует волга в грозе. Картинка про Что символизирует волга в грозе. Фото Что символизирует волга в грозе
Смотреть галерею

В одном названии пьесы заключено все главные мотивы ее понимания. Гроза выступает идейным символом произведения Островского. В первом действие, когда Екатерина сделала намек свекрови о своей тайной любви, почти сразу начала надвигаться гроза. Надвигающаяся гроза – это ознаменование трагедии в пьесе. Но разражается она только во время того, как главная героиня рассказывает мужу и свекрови о своем грехе.

В пьесе мы находим и другое отношение к грозе, к страху, который она будто бы непременно должна вызывать. «Я вот не боюсь», — говорят Варвара и изобретатель Кулигин. Отношение к грозе характеризует и взаимодействие того или иного персонажа пьесы со временем. Дикой, Кабанихи и те, кто разделяет их взгляд на грозу как на проявление небесного неудовольствия, конечно, неразрывно связаны с прошлым. Внутренний конфликт Катерины происходит от того, что она не в силах ни порвать с представлениями, уходящими в прошлое, ни хранить заветы «Домостроя» в неприкосновенной чистоте. Таким образом, она находится в точке настоящего, в противоречивом, переломном времени, когда человек должен выбрать, как ему поступать. Варвара и Кулигин устремлены в будущее. В судьбе Варвары это подчеркивается благодаря тому, что она уходит из родного дома неизвестно куда, почти как герои фольклора, отправляющиеся на поиски счастья, а Кулигин постоянно находится в научных поисках.

М.Ю. Лермонтов (Герой нашего времени)

Авторская трактовка смысла названия и образной символики драмы «Гроза»

Выше мы уже говорили о том, что образ грозы является символичным, многогранным, а также многозначным. Это говорит о том, что в названии пьесы заключено много смыслов, которые дополняют и сочетаются друг с другом. Все это позволяет понять читателю проблему всесторонне.

Стоит отметить, что у читателя возникает огромное количество ассоциаций с названием. Примечательно то, что авторская трактовка произведения не ограничивает читателя, поэтому мы не знаем, как именно нужно расшифровывать интересующий нас образ-символ.

Тем не менее смысл названия и образная символика драмы «Гроза» автором понимается как явление природы, начало которого читатель наблюдает в первом действии. А в четвёртом гроза импульсивно набирает силу.

Город живёт в страхе пришествия грозы. Ее не боится только Кулигин. Ведь он один ведет праведную жизнь – зарабатывает на жизнь честным трудом и так далее. Он не понимает первобытный страх горожан.

Складывается впечатление, что образ грозы несет в себе отрицательную символику. Однако это не так. Роль этого природного явления в пьесе заключается в том, чтобы расшевелить и освежить общественную жизнь и людей. Ведь не зря литературный критик Добролюбов написал, что город Калинов – это глухое царство, в котором обитает дух пороков и застоя. Человек стал глупцом, потому что не знает и не понимает собственной культуры, а значит, он не умеет быть Человеком.

Явление грозы пытается разрушить капкан и проникнуть в город. Но одной такой грозы будет недостаточно, как и смерти Катерины. Гибель барышни привела к тому, что нерешительный супруг впервые поступает так, как ему велит совесть.

Сочинения

Драма Островского Гроза была впервые поставлена на сцене в 1859 году. Свою работу писатель писал в эпоху реализма, когда все явления и предметы наделялись символическим смыслом. Не стала исключением и драма. Давайте же определимся, в чем смысл и символика названия пьесы Островского.

Смысл названия драмы Гроза

Читаешь пьесу драматурга, невольно выделяешь главную героиню Катерину. Вот только писатель называет произведение не в честь Катерины, он выбирает символическое название Гроза, и не просто так.

В пьесе гроза представлена как природное явление, где разные события сопровождаются частой непогодой, и жители Калинова живут в предвкушении стихии. Но не только гроза выступает как явление природы, здесь она является и действующим лицом. Она стала вызовом установленным порядкам, где писатель обличает тиранию в быту и показывает протест, что должен был возникнуть.

Гроза является и характеристикой отдельных героев драмы. Так мы видим Кабаниху, чей характер подобен раскатам грома. Ее все боятся и не смеют перечить. Она же является представителем старых порядков.

Что символизирует волга в грозе. Смотреть фото Что символизирует волга в грозе. Смотреть картинку Что символизирует волга в грозе. Картинка про Что символизирует волга в грозе. Фото Что символизирует волга в грозе

Символика пьесы Гроза Островского

Знакомясь с драмой Островского, мы можем заметить разную символику, которую использует писатель в своей работе. Прежде всего это гроза, которая является как символом божьей кары и наказанием за грехи, так и символом перемен, бунта. Она же является и символом нового, грядущего.

Часто Катерина вспоминает птиц и мечтает стать одной из них. Здесь птицы символизируют свободу, независимость, легкость, которую мечтала получить героиня, освободившись из топкого болота жизни.

Еще символично писатель использует в своем произведении реку. Она — как граница между двумя жизнями. По одну сторону Калинов, где старые устои и темное царство. По другую сторону — идеальная жизнь. Для всех она своя, но она особенная, такая в которой бы каждый хотел оказаться. Одновременно с этим Волга становится и символом смерти, хоть это и странно звучит. Ведь вода по своей сути — это жизнь. Но с другой стороны, прыгнув в реку, Катерина обрела ту самую свободу, о которой так мечтала. Она освободилась от темного царства.

Смысл названия и символика в драме «Гроза» Островского

А какую оценку поставите вы?

Образ реки

Как вы уже догадались, образ грозы в данном произведении сквозной. То есть он воплощается и предстаёт перед читателем в разных ипостасях. Однако в драме есть еще один не менее важный образ, в котором также заключена образная символика драмы «Гроза».

Мы с вами переходим к рассмотрению образа реки Волги. Островский изобразил ее в виде границы, которая разделяет противоположные миры – жестокое царство города Калинова и мир идеальный, выдуманный каждым героем произведения. Барыня несколько раз повторяла, что река затягивает любую красоту, так как это омут. Предполагаемый символ свободы в представлении Кабанихи оказывается символом смерти.

Сочинение: Образная символика в пьесе «Гроза» (А.Н. Островский)

(443 слова) Драма «Гроза» Александра Николаевича Островского начинается с песни «Среди долины ровныя…», которую исполняет самый мудрый и добрый герой Кулигин. Его слова принадлежат поэту Алексею Мерзлякову. Автор раскрывает такие темы, как бессмысленность богатства, невозможность жить без любви, отсутствие гармонии с окружающим миром. Такие же мотивы развивает в пьесе русский драматург. На протяжении всего произведения читатель воспринимает детали, которые формируют образы-символы. А.Н. Островский показывает разные стороны общественного уклада того времени через обычные предметы и явления.

Перед читателем возникает точная и типичная картина консервативных, патриархальных, закрытых семей. Их образом-символом является купеческий дом. Так описывает его Кулигин в беседе с приезжим Борисом: «ворота, сударь, заперты и собаки спущены»; «слез льется за этими запорами, невидимых и неслышимых»; «семья, говорит, дело тайное, секретное». На первый взгляд подобные семьи могут показаться идеалом сплоченности, благородства, нравственности. На самом деле суть таких домов – застой, страх, тирания. В нем правят лицемерные и злые люди. Кабанова считает, что «в доме старшие есть, ими дом-то и держится». Молодое поколение вынужденно ищет выход из угнетающей и давящей обстановки. Варвара говорит: «У нас ведь дом на том (на обмане) держится». История частной семьи отражает мрачную атмосферу всего Калинова. Борис чувствует себя «лишним», называет поволжский город «эта трущоба». Кулигин о; «бульвар сделали, а не гуляют»; «вид делают, что гуляют, а сами ходят туда наряды показывать». Калинов – изолированное место, где власть принадлежит самодурам.

Вместе с темными образами драматург использует светлые символы. Кабанова запирает дверь калитки, а ключ прячет. Варвара крадет и подменяет его, отдает Катерине. Сначала девушка боится. Видит в ключе воплощение греха, измены. Главная героиня не может жить без любви, а потому принимает предложение. В подобной жизненной ситуации обмануть мужа и сбежать из дома – стремление к свободе и человечности. Борис для Катерины – немного свежего воздуха в окружающей духоте. Название пьесы, гроза – образ очищения, которого правильно боятся деспоты и напрасно страшатся некоторые их жертвы. Дорога в пьесе является символом воли. Тихон и Борис покидают Калинов, но даже на расстоянии не чувствуют себя до конца свободными. Один пьет, другой прозябает в Сибири по воле Дикого. Катерина же никогда не сможет уехать из этого страшного места. Аллегоричными считаются попытки Кулигина создать общественное благо: поставить громоотводы или установить солнечные часы. Дикой противится развитию и просвещению. Отчетливый образ воли – птица. Катерина раздумывает: «Отчего люди не летают?», — мечтает о независимости. Борис считает себя «вольной птицей», но это неправда, потому что мужчина не соглашается бежать вместе с Катериной, как Варвара и Кудряш. Самоубийство – выход, одно из решений проблемы, которую обозначил драматург. Волга олицетворяет возможность освободиться. Полусумасшедшая барыня пророчит: «Вот красота-то куда ведет». Красота искренней, эмпатичной, способной любить натуры среди людей Калинова ведет к смерти.

А.Н. Островский доказал, что языком драматургии, с помощью символов возможно отображать и обсуждать общественные проблемы.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *