Что символизирует свеча в православии

Азы Православия. О церковной свече

Что символизирует свеча в православии. Смотреть фото Что символизирует свеча в православии. Смотреть картинку Что символизирует свеча в православии. Картинка про Что символизирует свеча в православии. Фото Что символизирует свеча в православии
Фото Натальи Четвериковой

Церковная свеча — священное достояние Православия. Она — символ нашего духовного союза со святой Матерью-Церковью. Свечи, которые верующие покупают в храме, чтобы поставить в подсвечники возле икон, имеют несколько духовных значений: поскольку свеча покупается, она есть знак добровольной жертвы человека Богу и храму Его, выражение готовности человека к послушанию Богу (мягкость воска), его стремления к обожению, превращению в новую тварь (горение свечи). Свеча есть также свидетельство веры, причастности человека к Божественному свету. Свеча выражает теплоту и пламень любви человека ко Господу, Матери Божией, Ангелу или святому, у ликов которых верующий ставит свою свечу.

Возжигание свечей в храме — это часть службы, это приношение жертвы Богу, и как нельзя нарушать благочиние в храме недостойным, беспокойным поведением, также нельзя создавать беспорядок, передавая через весь храм во время службы свою свечу или, еще хуже, протискиваясь к подсвечнику, чтобы поставить ее самому.

Если хочешь поставить свечу — приходи до начала службы. Горестно видеть, как пришедшие в храм к середине службы, опоздавшие, в самые ответственные и торжественные моменты богослужения, когда все замирает в благодарении Богу, нарушают благочиние в храме, передавая свои свечи, отвлекая других верующих.

Если кто опоздал на службу — пусть дождется окончания богослужения, а затем, если у него есть такое желание или нужда, поставит свечу, не отвлекая других и не нарушая благочиния.

Покупка свечей есть малая жертва Богу и Его храму, жертва добровольная и необременительная. Поэтому желательно приобретать свечи в том храме, куда пришел молиться. Дорогая свеча вовсе не благодатнее маленькой. Нет и обязательных правил, куда и сколько свечей должны ставить верующие. Однако по сложившейся традиции в первую очередь ставится свеча к Празднику или чтимой храмовой иконе, затем к мощам святого, если таковые имеются в храме, своему святому (имя которого носишь), а уже потом за здравие или за упокой. За умерших свечи ставят на канун у распятия, мысленно произнося: «Помяни, Господи, усопшего раба Твоего (имя) и прости его согрешения, вольные и невольные, и даруй ему Царствие Небесное».

О здравии или в какой-либо нужде обычно свечи ставят Спасителю, Божией Матери, святому великомученику и целителю Пантелеимону, а также тем святым, кому Господь даровал особую благодать исцелять болезни и подавать помощь в различных нуждах.

Поставив свечку перед избранным тобой угодником Божиим, мысленно произнеси: «Святый угодниче Божий (имя), моли Бога обо мне, грешном (или имя, за кого просишь)».

Затем надо подойти и, перекрестившись и поклонившись, приложиться к иконе.

Надо помнить: чтобы молитвы дошли, молиться святым угодникам Божиим надо с верой в силу их ходатайства пред Богом и со словами, идущими от сердца.

Если ставишь свечу к образу всех святых, обрати ум свой ко всему сонму святых и всему воинству небесному и молись: «Вси святии, молите Бога о нас». Все святые о нас всегда Бога молят. Он же один всех милует, а к просьбам святых Своих всегда снисходителен бывает.

Источник

Духовное значение церковной свечи

Обычай ставить свечи в храмах пришел в Россию из Греции, от которой при святом князе Владимире была получена нашими предками православная вера. Но изначально этот обычай возник не в греческих храмах. Свечи и лампады использовались еще в глубокой древности. Повеление устроить «светильник из золота чистого» с семью лампадами – одно из первых, данных Моисею Господом.

Что символизирует свеча в православии. Смотреть фото Что символизирует свеча в православии. Смотреть картинку Что символизирует свеча в православии. Картинка про Что символизирует свеча в православии. Фото Что символизирует свеча в православии

Возжигали свечи и святые апостолы, и первые последователи Христовы, когда собирались в ночное время для проповеди слова Божия, молитвы и преломления хлеба. С одной стороны, это было обусловлено тем, что христиане, гонимые язычниками, для богослужения удалялись в подземелья и катакомбы, к тому же богослужения чаще всего совершались по ночам, и без светильников обойтись было нельзя. Но была еще одна причина, по которой христиане возжигали свечи, – это было вызвано духовной необходимостью: по словам святого Софрония, Патриарха Иерусалимского (VII век) «лампады и свечи – суть образ вечного света, а также они означают свет, которым сияют праведники».

Свеча имеет несколько духовных значений. Поскольку она покупается, она есть знак добровольной жертвы человека Богу и храму Его, выражение готовности человека к послушанию Богу (мягкость воска), теплоту нашей молитвы (горение свечи). Свеча – это свидетельство веры, причастности человека к Божественному свету. Горящая свеча – символ нашей горячей любви и благоволение к тому, Кому она ставится. И если нет этой любви и благоволения, то свечи не имеют никакого значения и жертва наша напрасна.

Особое внимание хотелось бы обратить на то, что нельзя ставить свечи, прося Господа или святых о чем-то греховном. Один молодой мужчина рассказывал: «В тот день, когда моя будущая жена отправилась делать аборт, я зашел в храм и поставил о ее здравии большую свечу перед иконой Богородицы. Как же искривило и согнуло мою свечку! Тогда я распрямил ее, но она перекосилась вновь. И как я ни пытался ее выпрямить, она то падала, то опять перегибалась…».

Еще более удивительный случай, доказывающий, насколько могут быть неугодны Богу и Его святым наши свечи, поставленные с греховной просьбой, произошел в прошлом веке накануне революции. Эта история неоднократно была описана в книгах о святителе Николае Чудотворце.

Во время русско-японской войны в госпитале находился на излечении один солдат. Однажды сестра милосердия, ухаживавшая за ним, спросила его: «Чем ты занимался до войны?». И солдат совершенно откровенно сказал: «Ничем не занимался. Был лентяем. А есть-то надо. Поэтому занимался воровством. Да так привык к своему ремеслу, что потянуло на большее.

Высмотрел я однажды, – продолжает рассказывать солдат, – под Петроградом пригородную дачу одного богатого человек. Решил поздней ночью пробраться через открытое окно и взять все драгоценности. Но прежде чем исполнить задуманную мной кражу, я пошел в церковь святителя Николая, поставил перед образом большую свечку и сказал: «Святитель Николай, помоги мне…».

Наступила светлая лунная ночь. Я пробрался к даче. Сторожа меня не заметили. В лунном свете я увидел шкаф. На мое счастье, в дверцах висела связка ключей. Я забрал золотые и серебряные вещи и стал спускаться вниз по веревочной лестнице. Когда я спускался, вдруг вещи как брякнут у меня в мешке! Этот звон разбудил хозяина. Он, увидев пропажу, поднял тревогу: велел сторожам оседлать коней и мчаться вдогонку за вором. Сторожа проехали через лес, выехали в чисто поле и видят – вдали что-то чернеет. Ночь была лунная – все дали ясно видно. К этому темнеющему предмету и направились сторожа.

Солдат тем временем тоже выбежал в поле. Увидел он вдали какой-то чернеющий предмет и ринулся к нему. Подошел ближе – перед ним лежит дохлая лошадь. Остановился вор перед падалью. И вдруг перед ним в сиянии, в полном архиерейском облачении вырастает сам великий чудотворец – святитель Николай – и говорит грабителю: «Лезь в утробу этой лошади, а то близятся всадники, схватят тебя и убьют!» Вор мгновенно влез в смердящую падаль. Сидел там, задыхаясь от зловония. А всадники сторожа уже тут как тут! Вертятся вокруг лошади и никого не находят. И повернули обратно. А когда они уехали, снова является вору святитель Николай в полном архиерейском облачении, чтобы этот грабитель уверился, что перед ним не простой человек, а великий Чудотворец.

-– Вылезай из лошади! – сказал святитель Николай.

Вор, конечно, с радостью исполнил приказание святого, так как едва не задохнулся от зловония.

-– Хорошо ли тебе там было сидеть? – спросил вора Чудотворец.

-– Какое хорошо! Едва живым выбрался! Думал, задохнусь от невообразимой и ужасной вони!

Святитель Николай ему в ответ:

-– Вот так и твоя свеча издавала зловоние! Ты думал, что она мне была угодна, а смердела твоя свечка. ».

По словам святого Иоанна Кронштадтского,

«Ставить свечи перед иконами хорошо. Но лучше, если приносишь в жертву Богу огонь любви к Нему и к ближнему. Хорошо, если вместе бывает и то, и другое. Если же ставишь свечи, а любви к Богу и ближнему в сердце не имеешь: скупишься, не мирно живешь, – то напрасна твоя жертва Господу».

Свечи и лампады сами по себе, без веры, ничего не значат. Они не спасут нас, если мы сами не заботимся об этом; они не принесут милостей от Бога, если мы не любим Его и ближних. Все молитвы и все жертвы будут отвергнуты Господом, если мы имеем зло против кого-нибудь или находимся во вражде с кем-то. Вот что сказал Спаситель: «Если ты принесешь дар твой к жертвеннику, и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником и пойди, прежде примирись с братом своим и тогда приди и принеси дар твой» ( Мф. 5, 23–24 ).

К сожалению, существует немало суеверий, связанных со свечами. Некоторые считают, что свечку нужно передавать только левой (правой) рукой. Молодожены неоправданно считают, что погасшая во время венчания свеча – к несчастливой супружеской жизни. Эти смущения и сомнения навеяны только дьяволом. Не стоит доверять подобным ложным мнениям, которые могут, увы, распространяться и в церковной среде. «Не верь – и не сбудется», – говорили святые отцы.

Если в день большого праздника служитель или работник храма погасит вашу свечу, чтобы поставить другую, не расстраивайтесь: ваша жертва уже принята Богом. Не следует смущаться и различной ценой записок или свеч. Разная цена означает лишь разную сумму пожертвования на храмовые нужды.

Отдельно следует сказать о свечах «с улицы». «С церковной точки зрения, согрешают те, кто покупает свечки у уличных торговцев или в светских магазинах, не в храме, – считает диакон Андрей Кураев.

– Если свеча есть символ нашего горения к Богу и нашей жертвы для Него – то что же получается, если вы эту свечу приобрели у обычного бизнесмена? Свеча не молится за нас, вместо нас. Свеча лишь напоминает нам о том молитвенном горении, которое должно быть в наших сердцах. Свеча сегодня не способ освещения храма или квартиры. Сама же эта малая жертва есть символ той величайшей жертвы, которую христианин должен принести Богу: «Сами себя и друг друга и весь живот наш Христу Богу предадим». Да разве можно произносить эту молитву с украденной свечой в руке? Такая жертва приноситься не в храм, а мимо храма. И свеча такая горит не Богу, а нашему эгоизму и копеечной «экономии». Свеча, купленная на улице и принесенная в храм – не жертва, а нечто противоположное. Это копейка, украденная у храма. Как бы ни заверяли уличные свечные торговки, что их свечи «софринские», «освященные», «церковные» – своим собеседникам они предлагают соучастии в грехе.

Да, в прошлом люди свои свечи приносили в храм, а не приобретали их в храме. Но пусть и малая жертва – свеча, чтобы перестать быть актом купли-продажи и приобрести духовно значимый характер, должна быть все же принесена в жертву в храм, а не отдана уличным спекулянтам…»

Источник

О свече

про­то­и­е­рей Вла­ди­мир Баш­ки­ров, магистр бого­сло­вия

Меня давно уже про­сили рас­ска­зать о смысле и сим­во­лике свечи в Церкви, но всё не дохо­дили руки, другие темы каза­лись более важ­ными. И вот теперь пришло, кажется, время пого­во­рить и об этом.

В самом деле, любой хри­сти­ан­ский храм, и осо­бенно пра­во­слав­ный, трудно себе пред­ста­вить без горя­щих свечей. Их всегда много, а на таких тор­же­ствен­ных бого­слу­же­ниях как Пасха, свечи в руках держат все при­сут­ству­ю­щие. Да и вообще стало тра­ди­цией ста­вить в храме свечи, и молиться о близ­ких нам, живых и умер­ших1.

И к этому мы все настолько при­выкли, что прак­ти­че­ски и не заду­мы­ва­емся, что сим­во­ли­зи­рует горя­щая свеча. Я как-то попро­бо­вал сам для себя, спон­танно, объ­яс­нить ее зна­че­ние, и сразу же спо­ткнулся, не всё вспом­нил, в голове, ведь, всего не удер­жишь. При­шлось загля­нуть в цер­ков­ные книги, и как бы вновь открыть для себя ее зна­че­ние.

Ока­зы­ва­ется, в древ­но­сти для изго­тов­ле­ния свечей исполь­зо­вался исклю­чи­тельно воск. И не слу­чайно! Именно это веще­ство чрез­вы­чайно богато тон­кими сим­во­ли­че­скими оттен­ками.

Вот как его опи­сы­вает извест­ный цер­ков­ный писа­тель 15-го века бла­жен­ный Симеон Солун­ский († ок. 1429):

Воск, как веще­ство самое чистое, озна­чает нашу чистоту и искрен­ность жертвы.

Воск, как веще­ство, на кото­ром можно отпе­чат­ле­вать пред­меты, озна­чает печать или зна­ме­ние креста, кото­рое воз­ла­га­ется на нас в кре­ще­нии и миро­по­ма­за­нии.

Воск как, веще­ство мягкое и гибкое, озна­чает наше послу­ша­ние и готов­ность каяться в своей гре­хов­ной жизни.

Воск, соби­ра­е­мый с бла­го­ухан­ных цветов, озна­чает бла­го­дать Свя­того Духа.

Воск, состав­лен­ный из мно­же­ства цветов, озна­чает жертву, кото­рую хри­сти­ане при­но­сят Богу.

Воск, как веще­ство сжи­га­е­мое, озна­чает наше обо­же­ние, ибо Бог как бы очи­щает наше есте­ство боже­ствен­ным огнем.

И, нако­нец, воск, в кото­ром соче­та­ется огонь и свет, озна­чает соеди­не­ние и кре­пость вза­им­ной любви и мира среди хри­стиан2.

В цер­ков­ной исто­рии упо­треб­ле­ние воска и свечей нача­лось очень рано3. Сохра­ни­лось много сви­де­тельств.

Кар­фа­ген­ский епи­скоп Мен­сурий, живший в тре­тьем веке, перед пыт­ками и муче­ни­че­ской смер­тью, пере­дал ста­рей­ши­нам общины раз­лич­ные цер­ков­ные пред­меты, в том числе, и два под­свеч­ника для свечей.

Инте­ресно, что по древ­ней­шим цер­ков­ным пра­ви­лам люди, украв­шие воск и свечи, нака­зы­ва­лись отлу­че­нием от церкви4.

Бла­жен­ный Иеро­ним († 420) гово­рит о свечах, как о бла­го­че­сти­вом обычае, широко извест­ном в 4‑м веке.

Ну, а в 6‑м веке о свечах упо­ми­на­лось даже в госу­дар­ствен­ных зако­нах.

В кодексе импе­ра­тора Юсти­ни­ана († 565) было ука­за­ние, по кото­рому никто не мог при­сту­пить к постройке мона­стыря или церкви до тех пор, пока не дока­зы­вал, что он в состо­я­нии выде­лить доста­точно денег на воск, свечи, масло, бого­слу­же­ние, на сохра­не­ние храма, и на пищу и оде­я­ние его слу­жи­те­лей.

Седь­мой же все­лен­ский собор (787) прямо опре­де­ляет почи­тать крест и иконы лоб­за­нием, покло­не­нием, куре­нием ладана и воз­же­нием свечей и ссы­ла­ется на древ­ность этого обычая5.

Да и в Рус­ской церкви очень долго, чуть ли не послед­него вре­мени, упо­треб­ля­лись только вос­ко­вые свечи.

В народ­ном бла­го­че­стии воск от цер­ков­ной свечи счи­тался даже вра­чеб­ным сред­ством для лече­ния людей и домаш­них живот­ных6.

Однако всегда суще­ство­вали и под­делки. И в цер­ков­ной лите­ра­туре сохра­ни­лись следы поле­мики с теми, кто не при­да­вал воску такого исклю­чи­тель­ного зна­че­ния. Аргу­менты его защит­ни­ков были таковы:

С изме­не­нием состава воск теряет свою сим­во­лику. Он не может больше выра­жать наше сми­ре­ние, нашу покор­ность, нашу душев­ную мяг­кость, потому что свеча из него ста­но­вится твер­дой, хруп­кой и грубой.

И как может такой воск сим­во­ли­зи­ро­вать бла­го­дат­ное воз­дей­ствие на нас Божия Духа, когда свеча издает удуш­ли­вый и непри­ят­ный запах. А таким воск ста­но­вится от при­ме­сей, кото­рые нередко добав­ля­лись в свечи.

Но в свече есть еще и сим­во­лика света, свя­зан­ная с молит­вой. Когда мы зажи­гаем свечу перед иконой, то хорошо помо­литься Богу, чтобы Он про­све­тил нас Своим зако­ном, смяг­чил и согрел наши сердца любо­вью к Нему.

А когда смот­рим на пламя свечи, мига­ю­щее и всегда стру­я­ще­еся вверх, стоит поду­мать о своей молитве, чтобы и её вот также тре­петно обра­тить к Богу7.

Смот­рите, как много зна­че­ний у малень­кой свечи, если вни­ма­тельно с ней обхо­диться.

Но, к сожа­ле­нию, чаще всего бывает так, как иро­нично под­ме­тил одна­жды св. Феофан Затвор­ник:

«Это очень похоже на то, как забе­жит кто в цер­ковь, поста­вит свечу и бежит на дела свои: пусть свеча молится!»8.

При­ме­ча­ния:

2 Бла­жен­ный Симеон, архи­епи­скоп Фес­са­ло­ни­кий­ский. Сочи­не­ния. СПб., 1994. Репринт 1896. С. 189–190.
Изго­тов­ле­ние чисто вос­ко­вых свечей всегда было делом довольно слож­ным. Вот как этот про­цесс опи­сы­вался спе­ци­а­ли­стами:
«Для при­го­тов­ле­ния вос­ко­вых свечей служат: пче­ли­ный воск, япон­ский воск, китай­ский, кар­науб­ский, паль­мо­вый, мир­то­вый и др. Фаб­ри­ка­ция вос­ко­вых свечей про­из­во­дится: 1) отли­ва­нием, 2) суче­нием, 3) про­тя­ги­ва­нием, 4) отли­ва­нием в формы и 5) прес­со­ва­нием.

1) Старый способ при­го­тов­ле­ния вос­ко­вых свечей обли­ва­нием состоит в том, что рабо­чий держит све­тильню над котлом и обли­вает её из ковша воском, при чем всё время пово­ра­чи­вает её вокруг оси. В первый раз све­тильню обли­вают горя­чим воском, чтобы она хорошо про­пи­та­лась, для сле­ду­ю­щих же обли­вок берут такой, когда он осты­нет около стенок. Для уско­ре­ния обли­ва­ния несколько све­ти­лен при­ве­ши­вают к гори­зон­таль­ному обручу и обли­вают их воском.

Когда с одной сто­роны они дости­гают над­ле­жа­щей тол­щины, све­тильни обо­ра­чи­вают другой сто­ро­ной и опять обли­вают до тре­бу­е­мой тол­щины. При­го­тов­лен­ным свечам дают охла­диться и про­ка­ты­вают их на мра­мор­ной доске маге­лем, под­ли­вая немного воды, чтобы воск не при­ста­вал.
Магель – это дощечка в 3 деци­метра длины и 2 дцм. ширины из твер­дого дерева, снаб­жен­ная руко­ят­кой. После про­вер­ты­ва­ния свечи обре­зают внизу, заост­ряют вер­шину и отно­сят в белильню, где при сма­чи­ва­нии водой они про­бе­ли­ва­ются. Отбе­ли­ва­ние вос­ко­вых свечей необ­хо­димо, так как при рас­тап­ли­ва­нии воск при­ни­мает желтый отте­нок. Этим спо­со­бом изго­тав­ли­ва­ются только неболь­шие свечи.

2) При­го­тов­ле­ние боль­ших свечей обык­но­венно про­из­во­дится суче­нием, кото­рое состоит в том, све­тильню натя­ги­вают на крючки в гори­зон­таль­ном направ­ле­нии и рав­но­мерно облеп­ляют её воском, кото­рый раз­мяг­чают в теплой воде и хорошо раз­ми­нают.

Когда свеча примет над­ле­жа­щую тол­щину, её сни­мают с крюч­ков и катают на столе маге­лем, после чего фор­муют вер­хушку и обре­зают снизу.

3) про­тя­ги­ва­нием обычно изго­тов­ля­ются мелкие свечи и вос­ко­вые вере­вочки ли вак­с­штоки. Между двумя дере­вян­ными бара­ба­нами поме­ща­ется медная ванна, име­ю­щая в сере­дине крючок. Ванна поме­ща­ется на дере­вян­ном столе и снизу подо­гре­ва­ется жаров­ней. На двух про­ти­во­по­лож­ных концах ванны устро­ены двой­ные стенки. В про­ме­жу­ток между ними встав­ля­ется метал­ли­че­ское кольцо с кони­че­скими отвер­сти­ями, рас­по­ло­жен­ными по окруж­но­сти.

В ванне рас­тап­ли­вают воск, сма­ты­вают све­тильню с одного бара­бана на другой, продев её через крючок и самое узкое отвер­стие пла­стинки, поме­щен­ной в про­ме­жу­ток стенок. Избы­ток воска сни­ма­ется краями отвер­стия пла­стины. Когда вся све­тильня намо­тана на второй бара­бан, пла­стину пере­став­ляют на другой конец ванны и, заце­пив све­тильню за крючок, нама­ты­вают её обратно на первый бара­бан. При про­тя­ги­ва­нии каждый раз уве­ли­чи­вают номер отвер­стия пла­стины. Гото­вые вак­с­штоки раз­ре­зают на куски тре­бу­е­мой вели­чины.

4) Отли­ва­ние вос­ко­вых свечей при­ме­ня­ется редко. Метал­ли­че­ские формы для этого не упо­треб­ля­ются, так как воск к ним при­ли­пает, а обык­но­венно поль­зу­ются стек­лян­ными… Све­тильня пред­ва­ри­тельно должна быть про­пи­тана воском, иначе около неё могут остаться пустые места. Формы перед отли­ва­нием нагре­вают и, после затвер­де­ния воска, быстро погру­жают в горя­чую воду, — тогда свечи легко выхо­дят.

5) Для изго­тов­ле­ния свечей прес­со­ва­нием исполь­зо­вался аппа­рат с цилин­дром и порш­нем, изоб­ре­тен­ный бра­тьями Рисс… (Брок­гауз Ф. А., Ефрон И. А. Энцик­ло­пе­ди­че­ский сло­варь. Т. 57. Сахар – Семь муд­ре­цов. Репринт изда­ния 1890. Терра, 1992. С. 259–260).

3 «Тра­ди­ция литур­ги­че­ского и этно­гра­фи­че­ского упо­треб­ле­ния свечей вос­хо­дит к дохри­сти­ан­ским обря­дам (воз­можно, к этрус­кам). Хри­сти­ан­ство вос­при­няло свечи не без неко­то­рого сопро­тив­ле­ния (Ср. 35 и 46 апо­ло­гии Тер­тул­ли­ана), объ­яс­няя их исполь­зо­ва­ние тем, что Сам Хри­стос назы­вал Себя Светом. Со 2‑го века на западе известно упо­треб­ле­ние «Пас­халь­ной свечи», в обряде еже­год­ного свет­лич­ного бла­го­сло­ве­ния. Правда, он совер­шался, глав­ным обра­зом, над лам­па­дами, что не исклю­чает при­сут­ствия свечей. В 3‑м веке свечи входят в литур­ги­че­ское упо­треб­ле­ние, напри­мер, при погре­бе­ниях (погре­бе­ние Кипри­ана и Юли­а­нии в 258 г.) В 4‑м веке Иеро­ним назы­вает исполь­зо­ва­ние свечей в крест­ных ходах обще­рас­про­стра­нен­ным на Востоке. Вскоре появ­ля­ются сви­де­тель­ства о горя­щих свечах в руках ново­кре­щен­ных (Псевдо – Амвро­сий: De lapsu virginis,5) Этерия вспо­ми­нает в своем «Палом­ни­че­стве» о крест­ном ходе со све­чами, тра­ди­ци­он­ном для 5‑го века (На празд­ник Сре­те­ния Гос­подня, извест­ном как месса со све­тиль­ни­ками).
С 5‑го же века изве­стен обычай Храма Вос­кре­се­ния Гос­подня в Иеру­са­лиме дер­жать в руках свечи во время пас­халь­ного богослужения…В древ­ней­шем опи­са­нии Пап­ской мессы (около 700 года) гово­рится о несе­нии све­тиль­ни­ков во время входа, обычай, воз­ник­ший из цере­мо­нии несе­ния свечей на выхо­дах импе­ра­тора. Наряду с обы­чаем рас­став­лять выне­сен­ные свечи во время мессы вокруг пре­стола, в 11‑м веке воз­ни­кает обычай ста­вить их на пре­стол» (Lexikon fuer Theologie und Kirche. Freiburg – Basel – Rom – Wien, 1996. S. 1412).

5 Дья­ченко Гри­го­рий, свя­щен­ник. Обще­до­ступ­ные беседы о бого­слу­же­нии пра­во­слав­ной церкви. М., 1898. С. 143–144.
При­ве­дем фраг­мент опре­де­ле­ния (ороса) 7‑го Все­лен­ского Собора:
«… Мы, шеству­ю­щие цар­ским путем со всяким тща­нием и осмот­ри­тель­но­стью, опре­де­ляем, чтобы святые и чест­ные иконы пред­ла­га­лись для покло­не­ния так же, как и изоб­ра­же­ние Чест­ного и Живо­тво­ря­щего Креста, будут ли они сде­ланы из красок, или моза­ич­ных плиток, или из какого-либо дру­гого веще­ства, …будут ли это иконы Гос­пода и Бога и Спа­си­теля нашего Иисуса Христа, или Непо­роч­ной Вла­ды­чицы нашей Святой Бого­ро­дицы, или чест­ных Анге­лов и всех святых и пра­вед­ных мужей. Чем чаще при помощи икон они дела­ются пред­ме­том нашего созер­ца­ния, тем более взи­ра­ю­щие на эти иконы воз­буж­да­ются к вос­по­ми­на­нию о самых пер­во­об­ра­зах, при­об­ре­тают более любви к ним и полу­чают более побуж­де­ний воз­да­вать им лоб­за­ние, почи­та­ние и покло­не­ние. …Взи­ра­ю­щие на сии иконы воз­буж­да­ются при­но­сить иконам фимиам в честь их и и освя­щать их, …как… дела­лось это обык­но­венно и в древ­но­сти…» (Иоанн, епи­скоп Аксай­ский. Исто­рия Все­лен­ских Собо­ров. Киев, 2004. С. 544, 545; Исто­рия 7‑го Все­лен­ского Собора и его деяния подробно изло­жены в книге: Деяния Все­лен­ских Собо­ров. Собор Никей­ский, 2‑й, Все­лен­ский Седь­мой. Т. 4. СПб., 1996. С. 311–635).

6 Энцик­ло­пе­ди­че­ский Сло­варь Брок­гауз и Ефрон опи­сы­вает народ­ные пове­рья, свя­зан­ные со све­чами и извест­ные еще в конце 19-го века. И хотя многие из этих обы­чаев исчезли, маги­че­ское отно­ше­ние к свече оста­лось и дожило до нашего вре­мени. Срав­ним:
«Свеча – играет боль­шую роль в народ­ных пове­рьях и обря­дах; в сказ­ках встре­ча­ется очень редко; в песнях отсут­ствует. Известны свечи гром­нич­ные, свеча кре­щен­ская, свеча вен­чаль­ная, свеча оби­дя­щая, свеча воров­ская. Оби­дя­щая свеча… ста­вится нижним концом вверх, чтобы вызвать у вора угры­зе­ния сове­сти или погу­бить врага. Она встре­ча­ется в ста­рин­ных …судеб­ных про­цес­сах о кол­дов­стве (напри­мер, в про­цессе 1705 года в Каме­нец — Подоль­ском маги­страте) В основе пове­рий об оби­дя­щей свече лежит древ­нее сбли­же­ние души с огнем…
Свое­об­раз­ное зна­че­ние имеет встре­ча­ю­щийся кое – где обычай «женитьбы свечки»: вече­ром 1‑го сен­тября, на базаре, тор­го­вые люди ставят на столе деревцо, укра­шают его цве­тами, све­чами, ябло­ками, сла­стями, уго­щают друг друга водкой, поют песни… Обычай «женить свечку» встре­ча­ется в Киеве, Вели­ко­ро­сии, и в западно-евро­пей­ских стра­нах, только с дру­гими назва­ни­ями или в при­уро­че­нии в другим собы­тиям (В Мало­рос­сии – на сва­дьбах, в Вели­ко­ро­сии – на мас­ля­ной, на Западе – на Рож­де­ство Хри­стово… В осно­ва­нии обычая лежит древ­ней­ший культ солнца и сим­во­ли­че­ское выра­же­ние рас­ти­тель­ной силы, в виде укра­шен­ного деревца. Назва­ние обычая «женить­бой свечки» — мест­ное; веро­ятно, оно про­изо­шло от обычая пере­вя­зы­вать деревце и свечи на нем крас­ными лен­точ­ками, что наво­дит на мысль о сва­деб­ном тор­же­стве.

В исто­рико-быто­вом отно­ше­нии заслу­жи­вает вни­ма­ния ста­рин­ное домаш­нее про­из­вод­ство вос­ко­вых свечей, совер­шав­ше­еся с бла­го­го­ве­нием и молит­вами. В воск при­ме­ши­вали краски, и полу­чали тогда цвет­ные свечи. Иногда свечи укра­шали золо­той бума­гой…» (Брок­гауз Ф. А., Ефрон И. А. Указ. соч. С. 253).

7 Дья­ченко Гри­го­рий, про­то­и­е­рей. Указ. соч. С. 111.
Эти срав­не­ния очень напо­ми­нают мысли пре­по­доб­ного Симеона Нового Бого­слова († 1022) о лам­па­дах и свечах в храме:
«Воз­жи­га­е­мые тобою лам­пады пред­став­ляют мыс­лен­ный свет, чтобы напо­ми­нать тебе что как цер­ковь вся в свете от мно­же­ства лампад, так и дом твоей души ( кото­рый тоже Божий есть), дра­го­цен­нее руко­тво­рен­ного храма, должен быть весь в духов­ном свете, т.е. в нем должны све­тить все духов­ные доб­ро­де­тели, быв воз­жены боже­ствен­ным огнем бла­го­дати, и осве­щать всего тебя так, чтобы в душе твоей не оста­ва­лось ни одного местечка неосве­ще­ного.
Мно­же­ство воз­жен­ных свечей озна­чают свет­лые помыслы, кото­рые должны све­тить в тебе, подобно свечам, так чтобы не было ни одного мрач­ного помысла в доме души твоей, но чтобы все были огненны и бли­стали светом Свя­того Духа, и в тебе не было недо­статка ни в одном из све­то­нос­ных помыс­лов рас­суж­де­ния» (Пре­по­доб­ный Симеон Новый Бого­слов. Слова. Слово 41. Выпуск первый. М.: Репринт, 1892. С. 336).

8 Свя­ти­тель Феофан Затвор­ник. Тол­ко­ва­ние пер­вого посла­ния св. апо­стола Павла к Корин­фя­нам. М.: Репринт, 1893. С. 422.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *