Что символизирует свеча в православии
Азы Православия. О церковной свече
Фото Натальи Четвериковой |
Церковная свеча — священное достояние Православия. Она — символ нашего духовного союза со святой Матерью-Церковью. Свечи, которые верующие покупают в храме, чтобы поставить в подсвечники возле икон, имеют несколько духовных значений: поскольку свеча покупается, она есть знак добровольной жертвы человека Богу и храму Его, выражение готовности человека к послушанию Богу (мягкость воска), его стремления к обожению, превращению в новую тварь (горение свечи). Свеча есть также свидетельство веры, причастности человека к Божественному свету. Свеча выражает теплоту и пламень любви человека ко Господу, Матери Божией, Ангелу или святому, у ликов которых верующий ставит свою свечу.
Возжигание свечей в храме — это часть службы, это приношение жертвы Богу, и как нельзя нарушать благочиние в храме недостойным, беспокойным поведением, также нельзя создавать беспорядок, передавая через весь храм во время службы свою свечу или, еще хуже, протискиваясь к подсвечнику, чтобы поставить ее самому.
Если хочешь поставить свечу — приходи до начала службы. Горестно видеть, как пришедшие в храм к середине службы, опоздавшие, в самые ответственные и торжественные моменты богослужения, когда все замирает в благодарении Богу, нарушают благочиние в храме, передавая свои свечи, отвлекая других верующих.
Если кто опоздал на службу — пусть дождется окончания богослужения, а затем, если у него есть такое желание или нужда, поставит свечу, не отвлекая других и не нарушая благочиния.
Покупка свечей есть малая жертва Богу и Его храму, жертва добровольная и необременительная. Поэтому желательно приобретать свечи в том храме, куда пришел молиться. Дорогая свеча вовсе не благодатнее маленькой. Нет и обязательных правил, куда и сколько свечей должны ставить верующие. Однако по сложившейся традиции в первую очередь ставится свеча к Празднику или чтимой храмовой иконе, затем к мощам святого, если таковые имеются в храме, своему святому (имя которого носишь), а уже потом за здравие или за упокой. За умерших свечи ставят на канун у распятия, мысленно произнося: «Помяни, Господи, усопшего раба Твоего (имя) и прости его согрешения, вольные и невольные, и даруй ему Царствие Небесное».
О здравии или в какой-либо нужде обычно свечи ставят Спасителю, Божией Матери, святому великомученику и целителю Пантелеимону, а также тем святым, кому Господь даровал особую благодать исцелять болезни и подавать помощь в различных нуждах.
Поставив свечку перед избранным тобой угодником Божиим, мысленно произнеси: «Святый угодниче Божий (имя), моли Бога обо мне, грешном (или имя, за кого просишь)».
Затем надо подойти и, перекрестившись и поклонившись, приложиться к иконе.
Надо помнить: чтобы молитвы дошли, молиться святым угодникам Божиим надо с верой в силу их ходатайства пред Богом и со словами, идущими от сердца.
Если ставишь свечу к образу всех святых, обрати ум свой ко всему сонму святых и всему воинству небесному и молись: «Вси святии, молите Бога о нас». Все святые о нас всегда Бога молят. Он же один всех милует, а к просьбам святых Своих всегда снисходителен бывает.
Духовное значение церковной свечи
Обычай ставить свечи в храмах пришел в Россию из Греции, от которой при святом князе Владимире была получена нашими предками православная вера. Но изначально этот обычай возник не в греческих храмах. Свечи и лампады использовались еще в глубокой древности. Повеление устроить «светильник из золота чистого» с семью лампадами – одно из первых, данных Моисею Господом.
Возжигали свечи и святые апостолы, и первые последователи Христовы, когда собирались в ночное время для проповеди слова Божия, молитвы и преломления хлеба. С одной стороны, это было обусловлено тем, что христиане, гонимые язычниками, для богослужения удалялись в подземелья и катакомбы, к тому же богослужения чаще всего совершались по ночам, и без светильников обойтись было нельзя. Но была еще одна причина, по которой христиане возжигали свечи, – это было вызвано духовной необходимостью: по словам святого Софрония, Патриарха Иерусалимского (VII век) «лампады и свечи – суть образ вечного света, а также они означают свет, которым сияют праведники».
Свеча имеет несколько духовных значений. Поскольку она покупается, она есть знак добровольной жертвы человека Богу и храму Его, выражение готовности человека к послушанию Богу (мягкость воска), теплоту нашей молитвы (горение свечи). Свеча – это свидетельство веры, причастности человека к Божественному свету. Горящая свеча – символ нашей горячей любви и благоволение к тому, Кому она ставится. И если нет этой любви и благоволения, то свечи не имеют никакого значения и жертва наша напрасна.
Особое внимание хотелось бы обратить на то, что нельзя ставить свечи, прося Господа или святых о чем-то греховном. Один молодой мужчина рассказывал: «В тот день, когда моя будущая жена отправилась делать аборт, я зашел в храм и поставил о ее здравии большую свечу перед иконой Богородицы. Как же искривило и согнуло мою свечку! Тогда я распрямил ее, но она перекосилась вновь. И как я ни пытался ее выпрямить, она то падала, то опять перегибалась…».
Еще более удивительный случай, доказывающий, насколько могут быть неугодны Богу и Его святым наши свечи, поставленные с греховной просьбой, произошел в прошлом веке накануне революции. Эта история неоднократно была описана в книгах о святителе Николае Чудотворце.
Во время русско-японской войны в госпитале находился на излечении один солдат. Однажды сестра милосердия, ухаживавшая за ним, спросила его: «Чем ты занимался до войны?». И солдат совершенно откровенно сказал: «Ничем не занимался. Был лентяем. А есть-то надо. Поэтому занимался воровством. Да так привык к своему ремеслу, что потянуло на большее.
Высмотрел я однажды, – продолжает рассказывать солдат, – под Петроградом пригородную дачу одного богатого человек. Решил поздней ночью пробраться через открытое окно и взять все драгоценности. Но прежде чем исполнить задуманную мной кражу, я пошел в церковь святителя Николая, поставил перед образом большую свечку и сказал: «Святитель Николай, помоги мне…».
Наступила светлая лунная ночь. Я пробрался к даче. Сторожа меня не заметили. В лунном свете я увидел шкаф. На мое счастье, в дверцах висела связка ключей. Я забрал золотые и серебряные вещи и стал спускаться вниз по веревочной лестнице. Когда я спускался, вдруг вещи как брякнут у меня в мешке! Этот звон разбудил хозяина. Он, увидев пропажу, поднял тревогу: велел сторожам оседлать коней и мчаться вдогонку за вором. Сторожа проехали через лес, выехали в чисто поле и видят – вдали что-то чернеет. Ночь была лунная – все дали ясно видно. К этому темнеющему предмету и направились сторожа.
Солдат тем временем тоже выбежал в поле. Увидел он вдали какой-то чернеющий предмет и ринулся к нему. Подошел ближе – перед ним лежит дохлая лошадь. Остановился вор перед падалью. И вдруг перед ним в сиянии, в полном архиерейском облачении вырастает сам великий чудотворец – святитель Николай – и говорит грабителю: «Лезь в утробу этой лошади, а то близятся всадники, схватят тебя и убьют!» Вор мгновенно влез в смердящую падаль. Сидел там, задыхаясь от зловония. А всадники сторожа уже тут как тут! Вертятся вокруг лошади и никого не находят. И повернули обратно. А когда они уехали, снова является вору святитель Николай в полном архиерейском облачении, чтобы этот грабитель уверился, что перед ним не простой человек, а великий Чудотворец.
-– Вылезай из лошади! – сказал святитель Николай.
Вор, конечно, с радостью исполнил приказание святого, так как едва не задохнулся от зловония.
-– Хорошо ли тебе там было сидеть? – спросил вора Чудотворец.
-– Какое хорошо! Едва живым выбрался! Думал, задохнусь от невообразимой и ужасной вони!
Святитель Николай ему в ответ:
-– Вот так и твоя свеча издавала зловоние! Ты думал, что она мне была угодна, а смердела твоя свечка. ».
По словам святого Иоанна Кронштадтского,
«Ставить свечи перед иконами хорошо. Но лучше, если приносишь в жертву Богу огонь любви к Нему и к ближнему. Хорошо, если вместе бывает и то, и другое. Если же ставишь свечи, а любви к Богу и ближнему в сердце не имеешь: скупишься, не мирно живешь, – то напрасна твоя жертва Господу».
Свечи и лампады сами по себе, без веры, ничего не значат. Они не спасут нас, если мы сами не заботимся об этом; они не принесут милостей от Бога, если мы не любим Его и ближних. Все молитвы и все жертвы будут отвергнуты Господом, если мы имеем зло против кого-нибудь или находимся во вражде с кем-то. Вот что сказал Спаситель: «Если ты принесешь дар твой к жертвеннику, и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником и пойди, прежде примирись с братом своим и тогда приди и принеси дар твой» ( Мф. 5, 23–24 ).
К сожалению, существует немало суеверий, связанных со свечами. Некоторые считают, что свечку нужно передавать только левой (правой) рукой. Молодожены неоправданно считают, что погасшая во время венчания свеча – к несчастливой супружеской жизни. Эти смущения и сомнения навеяны только дьяволом. Не стоит доверять подобным ложным мнениям, которые могут, увы, распространяться и в церковной среде. «Не верь – и не сбудется», – говорили святые отцы.
Если в день большого праздника служитель или работник храма погасит вашу свечу, чтобы поставить другую, не расстраивайтесь: ваша жертва уже принята Богом. Не следует смущаться и различной ценой записок или свеч. Разная цена означает лишь разную сумму пожертвования на храмовые нужды.
Отдельно следует сказать о свечах «с улицы». «С церковной точки зрения, согрешают те, кто покупает свечки у уличных торговцев или в светских магазинах, не в храме, – считает диакон Андрей Кураев.
– Если свеча есть символ нашего горения к Богу и нашей жертвы для Него – то что же получается, если вы эту свечу приобрели у обычного бизнесмена? Свеча не молится за нас, вместо нас. Свеча лишь напоминает нам о том молитвенном горении, которое должно быть в наших сердцах. Свеча сегодня не способ освещения храма или квартиры. Сама же эта малая жертва есть символ той величайшей жертвы, которую христианин должен принести Богу: «Сами себя и друг друга и весь живот наш Христу Богу предадим». Да разве можно произносить эту молитву с украденной свечой в руке? Такая жертва приноситься не в храм, а мимо храма. И свеча такая горит не Богу, а нашему эгоизму и копеечной «экономии». Свеча, купленная на улице и принесенная в храм – не жертва, а нечто противоположное. Это копейка, украденная у храма. Как бы ни заверяли уличные свечные торговки, что их свечи «софринские», «освященные», «церковные» – своим собеседникам они предлагают соучастии в грехе.
Да, в прошлом люди свои свечи приносили в храм, а не приобретали их в храме. Но пусть и малая жертва – свеча, чтобы перестать быть актом купли-продажи и приобрести духовно значимый характер, должна быть все же принесена в жертву в храм, а не отдана уличным спекулянтам…»
О свече
протоиерей Владимир Башкиров, магистр богословия
Меня давно уже просили рассказать о смысле и символике свечи в Церкви, но всё не доходили руки, другие темы казались более важными. И вот теперь пришло, кажется, время поговорить и об этом.
В самом деле, любой христианский храм, и особенно православный, трудно себе представить без горящих свечей. Их всегда много, а на таких торжественных богослужениях как Пасха, свечи в руках держат все присутствующие. Да и вообще стало традицией ставить в храме свечи, и молиться о близких нам, живых и умерших1.
И к этому мы все настолько привыкли, что практически и не задумываемся, что символизирует горящая свеча. Я как-то попробовал сам для себя, спонтанно, объяснить ее значение, и сразу же споткнулся, не всё вспомнил, в голове, ведь, всего не удержишь. Пришлось заглянуть в церковные книги, и как бы вновь открыть для себя ее значение.
Оказывается, в древности для изготовления свечей использовался исключительно воск. И не случайно! Именно это вещество чрезвычайно богато тонкими символическими оттенками.
Вот как его описывает известный церковный писатель 15-го века блаженный Симеон Солунский († ок. 1429):
Воск, как вещество самое чистое, означает нашу чистоту и искренность жертвы.
Воск, как вещество, на котором можно отпечатлевать предметы, означает печать или знамение креста, которое возлагается на нас в крещении и миропомазании.
Воск как, вещество мягкое и гибкое, означает наше послушание и готовность каяться в своей греховной жизни.
Воск, собираемый с благоуханных цветов, означает благодать Святого Духа.
Воск, составленный из множества цветов, означает жертву, которую христиане приносят Богу.
Воск, как вещество сжигаемое, означает наше обожение, ибо Бог как бы очищает наше естество божественным огнем.
И, наконец, воск, в котором сочетается огонь и свет, означает соединение и крепость взаимной любви и мира среди христиан2.
В церковной истории употребление воска и свечей началось очень рано3. Сохранилось много свидетельств.
Карфагенский епископ Менсурий, живший в третьем веке, перед пытками и мученической смертью, передал старейшинам общины различные церковные предметы, в том числе, и два подсвечника для свечей.
Интересно, что по древнейшим церковным правилам люди, укравшие воск и свечи, наказывались отлучением от церкви4.
Блаженный Иероним († 420) говорит о свечах, как о благочестивом обычае, широко известном в 4‑м веке.
Ну, а в 6‑м веке о свечах упоминалось даже в государственных законах.
В кодексе императора Юстиниана († 565) было указание, по которому никто не мог приступить к постройке монастыря или церкви до тех пор, пока не доказывал, что он в состоянии выделить достаточно денег на воск, свечи, масло, богослужение, на сохранение храма, и на пищу и одеяние его служителей.
Седьмой же вселенский собор (787) прямо определяет почитать крест и иконы лобзанием, поклонением, курением ладана и возжением свечей и ссылается на древность этого обычая5.
Да и в Русской церкви очень долго, чуть ли не последнего времени, употреблялись только восковые свечи.
В народном благочестии воск от церковной свечи считался даже врачебным средством для лечения людей и домашних животных6.
Однако всегда существовали и подделки. И в церковной литературе сохранились следы полемики с теми, кто не придавал воску такого исключительного значения. Аргументы его защитников были таковы:
С изменением состава воск теряет свою символику. Он не может больше выражать наше смирение, нашу покорность, нашу душевную мягкость, потому что свеча из него становится твердой, хрупкой и грубой.
И как может такой воск символизировать благодатное воздействие на нас Божия Духа, когда свеча издает удушливый и неприятный запах. А таким воск становится от примесей, которые нередко добавлялись в свечи.
Но в свече есть еще и символика света, связанная с молитвой. Когда мы зажигаем свечу перед иконой, то хорошо помолиться Богу, чтобы Он просветил нас Своим законом, смягчил и согрел наши сердца любовью к Нему.
А когда смотрим на пламя свечи, мигающее и всегда струящееся вверх, стоит подумать о своей молитве, чтобы и её вот также трепетно обратить к Богу7.
Смотрите, как много значений у маленькой свечи, если внимательно с ней обходиться.
Но, к сожалению, чаще всего бывает так, как иронично подметил однажды св. Феофан Затворник:
«Это очень похоже на то, как забежит кто в церковь, поставит свечу и бежит на дела свои: пусть свеча молится!»8.
Примечания:
2 Блаженный Симеон, архиепископ Фессалоникийский. Сочинения. СПб., 1994. Репринт 1896. С. 189–190.
Изготовление чисто восковых свечей всегда было делом довольно сложным. Вот как этот процесс описывался специалистами:
«Для приготовления восковых свечей служат: пчелиный воск, японский воск, китайский, карнаубский, пальмовый, миртовый и др. Фабрикация восковых свечей производится: 1) отливанием, 2) сучением, 3) протягиванием, 4) отливанием в формы и 5) прессованием.
1) Старый способ приготовления восковых свечей обливанием состоит в том, что рабочий держит светильню над котлом и обливает её из ковша воском, при чем всё время поворачивает её вокруг оси. В первый раз светильню обливают горячим воском, чтобы она хорошо пропиталась, для следующих же обливок берут такой, когда он остынет около стенок. Для ускорения обливания несколько светилен привешивают к горизонтальному обручу и обливают их воском.
Когда с одной стороны они достигают надлежащей толщины, светильни оборачивают другой стороной и опять обливают до требуемой толщины. Приготовленным свечам дают охладиться и прокатывают их на мраморной доске магелем, подливая немного воды, чтобы воск не приставал.
Магель – это дощечка в 3 дециметра длины и 2 дцм. ширины из твердого дерева, снабженная рукояткой. После провертывания свечи обрезают внизу, заостряют вершину и относят в белильню, где при смачивании водой они пробеливаются. Отбеливание восковых свечей необходимо, так как при растапливании воск принимает желтый оттенок. Этим способом изготавливаются только небольшие свечи.
2) Приготовление больших свечей обыкновенно производится сучением, которое состоит в том, светильню натягивают на крючки в горизонтальном направлении и равномерно облепляют её воском, который размягчают в теплой воде и хорошо разминают.
Когда свеча примет надлежащую толщину, её снимают с крючков и катают на столе магелем, после чего формуют верхушку и обрезают снизу.
3) протягиванием обычно изготовляются мелкие свечи и восковые веревочки ли ваксштоки. Между двумя деревянными барабанами помещается медная ванна, имеющая в середине крючок. Ванна помещается на деревянном столе и снизу подогревается жаровней. На двух противоположных концах ванны устроены двойные стенки. В промежуток между ними вставляется металлическое кольцо с коническими отверстиями, расположенными по окружности.
В ванне растапливают воск, сматывают светильню с одного барабана на другой, продев её через крючок и самое узкое отверстие пластинки, помещенной в промежуток стенок. Избыток воска снимается краями отверстия пластины. Когда вся светильня намотана на второй барабан, пластину переставляют на другой конец ванны и, зацепив светильню за крючок, наматывают её обратно на первый барабан. При протягивании каждый раз увеличивают номер отверстия пластины. Готовые ваксштоки разрезают на куски требуемой величины.
4) Отливание восковых свечей применяется редко. Металлические формы для этого не употребляются, так как воск к ним прилипает, а обыкновенно пользуются стеклянными… Светильня предварительно должна быть пропитана воском, иначе около неё могут остаться пустые места. Формы перед отливанием нагревают и, после затвердения воска, быстро погружают в горячую воду, — тогда свечи легко выходят.
5) Для изготовления свечей прессованием использовался аппарат с цилиндром и поршнем, изобретенный братьями Рисс… (Брокгауз Ф. А., Ефрон И. А. Энциклопедический словарь. Т. 57. Сахар – Семь мудрецов. Репринт издания 1890. Терра, 1992. С. 259–260).
3 «Традиция литургического и этнографического употребления свечей восходит к дохристианским обрядам (возможно, к этрускам). Христианство восприняло свечи не без некоторого сопротивления (Ср. 35 и 46 апологии Тертуллиана), объясняя их использование тем, что Сам Христос называл Себя Светом. Со 2‑го века на западе известно употребление «Пасхальной свечи», в обряде ежегодного светличного благословения. Правда, он совершался, главным образом, над лампадами, что не исключает присутствия свечей. В 3‑м веке свечи входят в литургическое употребление, например, при погребениях (погребение Киприана и Юлиании в 258 г.) В 4‑м веке Иероним называет использование свечей в крестных ходах общераспространенным на Востоке. Вскоре появляются свидетельства о горящих свечах в руках новокрещенных (Псевдо – Амвросий: De lapsu virginis,5) Этерия вспоминает в своем «Паломничестве» о крестном ходе со свечами, традиционном для 5‑го века (На праздник Сретения Господня, известном как месса со светильниками).
С 5‑го же века известен обычай Храма Воскресения Господня в Иерусалиме держать в руках свечи во время пасхального богослужения…В древнейшем описании Папской мессы (около 700 года) говорится о несении светильников во время входа, обычай, возникший из церемонии несения свечей на выходах императора. Наряду с обычаем расставлять вынесенные свечи во время мессы вокруг престола, в 11‑м веке возникает обычай ставить их на престол» (Lexikon fuer Theologie und Kirche. Freiburg – Basel – Rom – Wien, 1996. S. 1412).
5 Дьяченко Григорий, священник. Общедоступные беседы о богослужении православной церкви. М., 1898. С. 143–144.
Приведем фрагмент определения (ороса) 7‑го Вселенского Собора:
«… Мы, шествующие царским путем со всяким тщанием и осмотрительностью, определяем, чтобы святые и честные иконы предлагались для поклонения так же, как и изображение Честного и Животворящего Креста, будут ли они сделаны из красок, или мозаичных плиток, или из какого-либо другого вещества, …будут ли это иконы Господа и Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа, или Непорочной Владычицы нашей Святой Богородицы, или честных Ангелов и всех святых и праведных мужей. Чем чаще при помощи икон они делаются предметом нашего созерцания, тем более взирающие на эти иконы возбуждаются к воспоминанию о самых первообразах, приобретают более любви к ним и получают более побуждений воздавать им лобзание, почитание и поклонение. …Взирающие на сии иконы возбуждаются приносить иконам фимиам в честь их и и освящать их, …как… делалось это обыкновенно и в древности…» (Иоанн, епископ Аксайский. История Вселенских Соборов. Киев, 2004. С. 544, 545; История 7‑го Вселенского Собора и его деяния подробно изложены в книге: Деяния Вселенских Соборов. Собор Никейский, 2‑й, Вселенский Седьмой. Т. 4. СПб., 1996. С. 311–635).
6 Энциклопедический Словарь Брокгауз и Ефрон описывает народные поверья, связанные со свечами и известные еще в конце 19-го века. И хотя многие из этих обычаев исчезли, магическое отношение к свече осталось и дожило до нашего времени. Сравним:
«Свеча – играет большую роль в народных поверьях и обрядах; в сказках встречается очень редко; в песнях отсутствует. Известны свечи громничные, свеча крещенская, свеча венчальная, свеча обидящая, свеча воровская. Обидящая свеча… ставится нижним концом вверх, чтобы вызвать у вора угрызения совести или погубить врага. Она встречается в старинных …судебных процессах о колдовстве (например, в процессе 1705 года в Каменец — Подольском магистрате) В основе поверий об обидящей свече лежит древнее сближение души с огнем…
Своеобразное значение имеет встречающийся кое – где обычай «женитьбы свечки»: вечером 1‑го сентября, на базаре, торговые люди ставят на столе деревцо, украшают его цветами, свечами, яблоками, сластями, угощают друг друга водкой, поют песни… Обычай «женить свечку» встречается в Киеве, Великоросии, и в западно-европейских странах, только с другими названиями или в приурочении в другим событиям (В Малороссии – на свадьбах, в Великоросии – на масляной, на Западе – на Рождество Христово… В основании обычая лежит древнейший культ солнца и символическое выражение растительной силы, в виде украшенного деревца. Название обычая «женитьбой свечки» — местное; вероятно, оно произошло от обычая перевязывать деревце и свечи на нем красными ленточками, что наводит на мысль о свадебном торжестве.
В историко-бытовом отношении заслуживает внимания старинное домашнее производство восковых свечей, совершавшееся с благоговением и молитвами. В воск примешивали краски, и получали тогда цветные свечи. Иногда свечи украшали золотой бумагой…» (Брокгауз Ф. А., Ефрон И. А. Указ. соч. С. 253).
7 Дьяченко Григорий, протоиерей. Указ. соч. С. 111.
Эти сравнения очень напоминают мысли преподобного Симеона Нового Богослова († 1022) о лампадах и свечах в храме:
«Возжигаемые тобою лампады представляют мысленный свет, чтобы напоминать тебе что как церковь вся в свете от множества лампад, так и дом твоей души ( который тоже Божий есть), драгоценнее рукотворенного храма, должен быть весь в духовном свете, т.е. в нем должны светить все духовные добродетели, быв возжены божественным огнем благодати, и освещать всего тебя так, чтобы в душе твоей не оставалось ни одного местечка неосвещеного.
Множество возженных свечей означают светлые помыслы, которые должны светить в тебе, подобно свечам, так чтобы не было ни одного мрачного помысла в доме души твоей, но чтобы все были огненны и блистали светом Святого Духа, и в тебе не было недостатка ни в одном из светоносных помыслов рассуждения» (Преподобный Симеон Новый Богослов. Слова. Слово 41. Выпуск первый. М.: Репринт, 1892. С. 336).
8 Святитель Феофан Затворник. Толкование первого послания св. апостола Павла к Коринфянам. М.: Репринт, 1893. С. 422.