Что символизирует серебро в библии
Серебро
Точность | Выборочно проверено |
Полнота | базовая |
Читаемость | приемлемая |
Символически серебро связывают с Луной; как и эта планета, затмевающая Солнце, этот металл может
чернеть, а потому его необходимо чистить. В своем роковом значении серебро символизирует тленность человеческого существа, которое должно непрестанно бороться со своими негативными наклонностями, если желает достичь совершенства.
О Серебро связывают также с женским началом, и те, кого привлекает серебро, вынуждены признать в себе и принять силу анимы, которой пренебрегают или же вовсе отрицают.
О По причине своей сверкающей белизны начищенное серебро, в отличие от черненого, символизирует невинность, чистосердечность, верность.
о В христианской символике серебро идентифицируется с божественной мудростью.
Чистота, целомудрие и красноречие. В символике металлов серебро — лунный, женский, холодный знак, атрибут богини луны Артемиды (в римской мифологии Дианы), а также металл королев. Из-за ассоциации с лунным светом его сравнивали со светом надежды и мудрость ю — оракулов часто называли «серебряными языками». Отсюда и восточная пословица: «Слово — серебро, молчание — золото».
«Серебряный век» — аллегория потери невинности, возможно, потому, что этот ковкий металл с древности применялся для чеканки монет и со временем приобрел некоторые отрицательные значения. Наиболее известный пример — предательство Иудой Христа за 30 сребрени ков.
Серебро из-за своей белизны, а также из-за того, что оно — драгоценный металл, стало символом чистоты и целомудрия. Кроме того, серебро является символом красноречия евангелиста. Эти толкования основаны на Псалме 11:7, где говорится: «Слова Господни — слова чистые, серебро, очищенное от земли в горниле, семь раз переплавленное». (См. Монеты и Деньги, глава XIV.)
СЕРЕБРО (SILVER)
Серебро, о котором в Библии упоминается около трехсот раз, служит после золота основным библейским образом высокой ценности. Оно соотносится как с деньгами, так и с сокровищами и символизирует богатство и обладание дорогими вещами. Серебро ассоциируется также с процессом очищения, в результате которого появляется нечто чистое. Слово серебро часто встречается в одном ряду с золотом для выражения мысли о большом богатстве (свыше шестидесяти упоминаний). Образ серебра может быть как положительным, так и отрицательным в зависимости от того, как им распоряжаются. В любом случае серебро считается красивым и редким и потому ценным, но библейское различие между истинными и ложными понятиями ценности остается неизменным.
В буквальном смысле серебро на древнем Ближнем Востоке использовалось как средство денежного обращения и как дорогой материал для драгоценных ювелирных изделий и строительных украшений. Уже в Бытии Авраам был благословлен большим количеством серебра, золота и скота и пользовался серебром для расчетов с купцами и правителями ( Быт. 13:2 ). Перед уходом из Египта Бог повелел израильтянам попросить серебра и золота у своих соседей ( Исх. 11:2 ). Тем самым Бог благословил Свой народ богатством с самого его зарождения. Однако затем в Библии говорится, что серебро как символ богатства стало для израильтян камнем преткновения, и использование серебра царями стало вполне точным показателем состояния их сердец и их духовного положения пред Богом.
Серебро как образ искушения появляется уже в рассказе об Иосифе, когда братья продали его мадиамским купцам за двадцать серебреников ( Быт. 37:28 ). Позднее Иосиф иронически продемонстрировал братьям их грех, положив серебряную чашу в мешок Вениамина и обвинив их в краже ( Быт. 44:2 ). Бог понимал опасность золота и серебра, которыми Он хотел благословить Израиль, и потому неоднократно предостерегал израильский народ от увлечения богатством, чтобы Израиль не попал в его сети. В глазах Бога вожделение богатства и изготовление кумиров были неразрывно связаны (см. ИДОЛЫ). Когда дети Израиля покидали Египет, Он повелел: «Не делайте предо Мною богов серебряных» ( Исх. 20:23 ). Когда народ входил в обетованную землю, Бог повелел сжечь всех идолов, сказав: «Не пожелай взять себе серебра или золота, которое на них, дабы это не было для тебя сетью» ( Втор. 7:25 ). Он также запретил царю приобретать себе золото или серебро в больших количествах ( Втор. 17:17 ).
В Ветхом Завете серебро использовалось как в добрых, так и дурных целях, и то, как вождь распоряжался своим серебром, указывало на состояние его сердца пред Богом. В скинии серебро использовалось как украшение, и позднее Иисус Навин перенес все приобретенное во время завоевательной кампании серебро и золото в сокровищницу Господню ( Исх. 26:19 ; Нав. 6:18 ). Однако во время завоевания земли Ахан совершил первый грех, связанный с военными трофеями: вместо принесения их Богу или сожжения он украл серебро и другую добычу и спрятал в своем шатре, за что Бог наказал его, повелев, чтобы его семья и добыча были побиты камнями и затем сожжены.
Грех Ахана не был единичным явлением – ко времени судей в Израиле уже делали литых серебряных идолов ( Суд. 17:4 ). Такие эпизоды продолжались на всем протяжении истории Израиля.
В течение короткого периода – при правлении Давида – серебро использовалось как должно. Давид поместил все захваченное им серебро в сокровищницу для строительства храма, которое осуществилось при царствовании его сына ( 3Цар. 7:51 ). За проявленную им и Соломоном верность, выразившуюся в сооружении столь богатого храма, Бог наградил Соломона богатством. При царствовании Соломона «сделал царь серебро в Иерусалиме равноценным с простыми камнями» ( 3Цар. 10:27 ), и все его сосуды для питья были золотыми, «из серебра ничего не было; потому что серебро во дни Соломоновы считалось ни за что» ( 3Цар. 10:21 ). Однако при последующих царях серебром распоряжались безнравственно, например, при Амврии, который «поступал хуже всех, бывших пред ним» ( 3Цар. 16:25 ) и который купил за серебро землю для строительства Самарии – города, превращенного им в центр идолопоклонства. Другой нечестивый царь, Ахаз, взял серебро и золото из дома Господня для уплаты дани царю Ассирии, угрожавшему вторгнуться в Израиль, потому что Израиль делал неугодное Богу ( 4Цар. 16:8 ).
Вследствие такого непослушания Израиля, касающегося распоряжения богатством, Бог предупреждал, что заберет богатство у Израильского народа. Иезекииль пророчествовал, что израильтяне «серебро свое. выбросят на улицы», потому что «серебро их и золото их не сильно будет спасти их в день ярости Господа. ибо оно было поводом к беззаконию их. они превращали его в гордость и делали из него изображения гнусных своих истуканов» ( Иез. 7:19–20 ). Господь также осуждал Свой народ за неблагодарность, говоря, что «не знала она [Израиль], что Я, Я давал ей хлеб и вино и елей, и умножил у ней серебро и золото, из которого сделали истукана Ваала» ( Ос. 2:8 ).
Примеры алчности и безрассудства в отношении денег встречаются и в Новом Завете. Наиболее ярко это проявилось в согласии Иуды предать Иисуса за тридцать сребренников, хотя позднее он раскаялся в этом и бросил серебро на пол храма ( Мф. 26:15; 27:5 ). Затем Анания и Сапфира продали свое имущество, но отдали церкви только часть денег, заявив, что это вся вырученная сумма ( Деян. 5:1–11 ). За этот грех Бог поразил их смертью при всем народе в качестве предупреждения. Следуя принципу осуждения алчности, Иаков наставлял богатых верующих не собирать серебра для себя и не обкрадывать своих работников, ибо если люди будут копить богатство, они лишатся вечной награды ( Иак. 5:3 ). Итак, примеры того, как серебро может уловить в сеть человеческие сердца, содержатся как в Ветхом, так и в Новом Завете.
В Библии часто используется также образ плавки серебра в качестве метафоры очищения человеческого сердца через испытание. Бог осуждал Израиль, потому что «серебро твое стало изгарью» ( Ис. 1:22 ). Как следствие, Бог очищает его «в горниле страдания» ( Ис. 48:10 ). Иеремия менее оптимистичен в отношении результатов процесса очищения. Он заявляет: «Плавильщик плавил напрасно; ибо злые не отделились; отверженным серебром назовут их; ибо Господь отверг их» ( Иер. 6:29–30 ). В Новом Завете используются аналогичные образы плавильного огня, который в конце времен раскроет дела праведных. На основании Иисуса Христа человек строит «из золота, серебра, драгоценных камней, дерева, сена, соломы. у кого дело сгорит, тот потерпит урон; впрочем сам спасется, но так, как бы из огня» ( 1Кор. 3:12,15 ). Во 2Тим. 2:20–21 заявляется, что в каждой церкви есть праведные и неправедные верующие (сосуды золотые и серебряные, а также деревянные и глиняные), но кто будет очищать себя от греха, станет сосудом серебряным, «годным на всякое доброе дело». Таким образом, Бог представляет Свой народ в виде серебра, которое надо очистить через испытание, чтобы сделать его действительно чистым и праведным.
В Ветхом Завете серебро символизирует также ценность как таковую. Иов утверждает, что мудрость ценнее золота и серебра, поскольку золото и серебро можно найти и добыть, а мудрость не приобретается так легко ( Иов 28:1, 15 ). Со своей стороны, автор Притчей говорит, что мудрость надо искать как серебро и спрятанные сокровища, и она принесет человеку больше благословений, чем серебро ( Притч.2:4; 3:14 ). В псалмах заявляется, что Божьи обетования драгоценны как «серебро, очищенное от земли в горниле, семь раз переплавленное» ( Пс. 11:7 ).
См. также: БЛАГОДЕНСТВИЕ, ДРАГОЦЕННЫЕ КАМНИ И МЕТАЛЛЫ, ЗОЛОТО, ИЗБЫТОК, МИНЕРАЛЫ, СОКРОВИЩЕ.
Интересные факты о серебре
Все золото и серебро земли принадлежит Богу. «Мое серебро и Мое золото, говорит Господь Саваоф» (Аггей 2:8). Бог есть Бог и Он кому хочет тому и даёт Своё богатство.
Многочисленные особенности позволяли использовать серебро в медицине, промышленности и ювелирном деле. О его бактерицидных свойствах догадывались много веков назад, поэтому применяли для очистки воды и дезинфекции. Сегодня известно, что небольшое количество нитрата серебра убивает бактерии, оказывая химическое воздействие на клеточные мембраны и разрушая их, поэтому каждый седьмой медицинский рецепт содержит лекарство с серебром.
Серебро (евр. кэсэф; греч. аргирион), самый ценный благородный металл после золота.
В Библии часто упоминается выплавка чистого металла из серебросодержащей руды.
Самый крупный самородок серебра найден в Чили. Весил он 1420 кг!
О серебре было известно человечеству еще 6 тысяч лет назад. Египтяне знали о серебре и носили серебряные украшения.
В конце десятого века в Киевской Руси чеканили монеты из серебра.
В Индии самые большие запасы серебра на Земле.
Серебро имеет великолепные целительные свойства, о чем жители планеты знают уже очень давно. Еще за 2500 лет до н. э. воины Египта лечили раны при помощи серебра. Они прикрывали раны тонкими серебряными пластинами, после чего рана быстро заживала. В новой истории лечение серебром также применяется очень широко.
Серебро известно своими бактерицидными свойствами, что находило и находит очень широкое применение в быту. Например, американские первооткрыватели часто помещали в молоко серебряную монету, чем продлевали свежесть молока. На МКС употребляют только серебряную воду, а в Японии все чаще его используют даже для очистки воздуха.
Серебро не просто металл, но микроэлемент, очень важный для любого живого организма.
Самая высшая серебрянная проба равна 925 частей серебра на 1000 частей сплава. Особо почитают серебро в Индии, украшения из этого полудрагоценного металла передают из поколения в поколение. Считается, что там же сосредоточена большая часть земных запасов серебра
Русское слово «серебро», немецкое «зильбер», английское «сильвер» имеют одинаковые корни и относятся к древнеиндийскому слову «сарпа». Этим словом называли Луну и древнее орудие земледельцев – серп, названный так в честь серпа Луны
Серебряные монеты появились лишь после вавилонского плена.
Израиль Серебро ввозили из Офира (3Цар 10:22) и из см. Фарсиса (Иер 10:9; Иез 27:12)
Аргентина названа в честь латинского названия серебра(Argentum).
Вес серебра и других драгоценных металлов измеряются в специфических единицах. Часто для измерения веса используют тройскую унцию, которая составляет31,1034768 граммов. На Руси мерой измерения веса серебра и других драгоценных металлов служил золотник. Он весил немного больше четырёх грамм.
С середины XX века серебро перестало быть металлом, из которого только чеканились монеты. Возникновение и развитие таких отраслей промышленности, как фотография, электротехника, радиоэлектроника, привели к резкому увеличению спроса на серебро и изъятию его из денежного оборота.
В царстве Соломона имелось столько богатств, что серебро обесценилось и стало равноценно простому камню.
Библейский взгляд на твердые деньги, первая часть
Источник: CLAUDIOGRASS.CH
Автор: Клаудио Грасс (Claudio Grass)
«Способность рассматривать идею, не принимая ее, – отличительная особенность образованного ума». – Аристотель (Aristotle)
В современном мире очевидно, что конкуренция идей находится под серьезной угрозой, а с ней и крайне необходимые дискуссии о том, как подходить к тем или иным темам или как понимать мир, где мы живем. Особенно это беспокоит, если учесть, что примерно 200 лет назад западный мир прошел процесс Просвещения. Как говорил Иммануил Кант (Immanuel Kant):
«Просвещение – это выход человека из состояния несовершеннолетия, в котором он находится по собственной вине. Несовершеннолетие – это неспособность пользоваться своим рассудком без руководства со стороны кого-то другого. Это несовершеннолетие по собственной вине, причина которого заключается не в недостатке рассудка, а в недостатке решимости и мужества пользоваться им без руководства со стороны кого-то другого. Sapere Aude! – Имей мужество пользоваться собственным умом! – таков, следовательно, девиз Просвещения».
Кант считал, что важнейшей для просвещения является способность свободно и честно высказываться. Когда люди начинают выражать свои мысли и мнения свободно и не боясь наказания, появляется критическое мышление и новые идеи, что очень важно для просвещения. И тем не менее сегодня мы вновь живем в период, когда, в частности, люди, заявляющие, что «защищают нас от нас же самих», считают, что ограничение свободы слова и обмена идеями служит высшему благу. Таким образом, нормой становится направляемое, контролируемое мышление и тщательно управляемый диалог, вместо того чтобы люди читали, думали, дискутировали и самостоятельно решали, чему верить.
В данном смысле настоящую статью не стоит рассматривать исключительно с религиозной точки зрения. Следует также сосредоточиться на идеях и уроках, предлагаемых одной из старейших книг и, возможно, фундаментом западной цивилизации. Я лично не религиозный человек, однако считаю эти базовые принципы, ценности и уроки неоспоримо конструктивными и актуальными в наше время, причем особенно важно понимание центральной идеи о том, что дух предшествует материи. Я родился и вырос в Швейцарии и всегда интересовался историей, и поэтому мне вспоминается отрывок из «Клятвы Рютли», фундаментальный для понимания швейцарцев:
Мы хотим уповать на единого высочайшего Бога
И не бояться власти людской».
Таким образом, я надеюсь, что даже истовый атеист прочитает эту статью с открытым умом и, возможно, увидит, что библейские взгляды на природу денег и связанные с этим ценности действительно очень интересны.
Золото и серебро в Библии
Есть большое количество исторических исследований и свидетельств, документирующих отношения человечества с золотом и серебром и их многотысячелетнее использование в качестве денег. В свидетельствах, датируемых еще четвертым тысячелетием до Рождества Христова, отчетливо задокументирована роль драгоценных металлов как средства обмена, поскольку египтяне, жители Междуречья и древние греки в значительной мере полагались на золото и серебро для упрощения экономической активности и торговли. Еще один важный источник, описывающий значение и базовые функции золота в ходе истории человеческой цивилизации, можно найти в Библии, поскольку в религиозных текстах и писаниях содержатся многочисленные упоминания и веские доказательства того видного положения, каким золото и серебро исторически пользовались, не только в экономическом и коммерческом, но также в духовном и символическом контексте.
Чтобы проанализировать и истолковать некоторые из этих отсылок и поместить их в надлежащий контекст, я воспользовался познаниями и озарениями Юстина Рошьоары (Iustin Rosioara), автора книги «Божьи деньги: подробный анализ библейских стихов с упоминанием золота и серебра» (God’s Money: An In-Depth Examination of the Bible Verses that Mention Gold and Silver).
Его компетентные данные, открытия и выводы предоставили не только ряд интересных примеров, но также более широкую концептуальную и историческую подоплеку и структуру, необходимую для содержательного анализа этой темы.
Анализ библейских оснований и истоков «твердых денег» отчетливо показывает, что золото сложно отделить от серебра. Исходя из библейских отсылок и актуального контекста, чаще всего эти два металла оказываются тесно переплетенными, а их символическое значение – взаимосвязанным и взаимодополняющим.
В Библии золото олицетворяет справедливость. Оно неуничтожимо, чисто и не вступает в химические соединения с другими элементами. В то же время серебро символизирует покаяние. Как многие помнят, оно использовалось для платы Иуде за предательство Иисуса. Но оно также обладает важными очищающими и антибактериальными свойствами. Таким образом, эти металлы обычно взаимосвязаны, так как то, что они символизируют – справедливость и покаяние – также неразделимо. Без Божьей справедливости покаяние невозможно, но справедливость не может быть достигнута без покаяния. Когда используется лишь какой-то один металл, из соответствующего контекста можно вывести его особое значение.
Бытие 2:11-12: «Золото хорошее»
«Имя одной [реки] Фисон: она обтекает всю землю Хавила, ту, где золото; и золото той земли хорошее».
Как правило, когда какое-то понятие впервые упоминается в Библии, контекст этого упоминания определяет основное применение понятия. Таким образом, именно в таком ракурсе следует рассматривать утверждение, что «золото хорошее».
Слово, переведенное как «хорошее» («тов» на иврите), имеет много значений. Во-первых, в качестве прилагательного оно означает «хороший», «приятный», «превосходный в своем роде», «ценный», но в качестве существительного оно также означает «благополучие» и «процветание».
Важен также контекст первых двух глав Книги Бытия, потому что именно в этих главах человечество получает свою задачу: «Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею». В данной миссии содержится явный экономический аспект, поскольку человечеству поручается управление земными ресурсами. И данный контекст применим к упоминанию золота.
Следовательно, в таком контексте требуется два базовых элемента: материальное вещество (материя) и работа (труд). Материальное вещество – это вклад Бога в этот процесс. Работа олицетворяет человеческий вклад в рост и развитие. Без человеческого труда ничего не растет; все либо пребывает в застое, либо растет хаотично. С помощью работы человек должен взращивать избирательно, возводить порядок над хаосом и распространять и умножать более желательные и приятные элементы жизни, защищая их от хищников и угроз.
В процессе развития, по мере постоянного применения труда к материи, неизбежно накопление благ и специализация труда, что ведет к избытку и, следовательно, к торговле. На данном этапе, если рассматривать в экономическом ракурсе, все ценное на земле, что предполагается использовать в качестве денег, должно содержать те же две составляющих – материальное вещество и труд.
В таком свете использование в торговле бумажных денег создает условия и возможности для нечестного обмена, поскольку одна сторона отдает реальные товары и услуги (содержащие материальное вещество и труд), но взамен получает нечто невещественное, обладающее лишь иллюзорной ценностью. Обмен справедлив, только если он основан на одинаковых предпосылках и обе стороны получают объекты одинаковой природы.
«Кесеф» = серебро и деньги
В оригинальном тексте на иврите деньги и серебро обозначаются одним и тем же словом: «кесеф». Ввиду особенностей библейского иврита, когда одно и то же слово используется в разных контекстах и имеет несколько значений, все эти значения тесно взаимосвязаны. Кроме того, многие слова строятся на основе «корневых слов». То есть, когда разные слова происходят от одного и того же корня, все эти слова и представляемые ими понятия также тесно взаимосвязаны.
Когда совершаются платежи по различным транзакциям, цена, за несколькими исключениями, выражается в «кесеф». Везде в Библии серебро играет видную роль как средство обмена, предусмотренное для использования торговцами.
Равнозначность серебра и денег несложно заметить, если прочитать главы об Иосифе – вероятно, первое историческое изображение экономического цикла: семь лет достатка, за которыми следует семь лет голода.
Четко понимая, чего стоит ждать, Иосиф предложил фараону простое и прямолинейное решение: придерживать пятую часть урожая в годы достатка, чтобы компенсировать потери в годы голода. Когда народ не был готов к кризису и не имел продовольствия, «Иосиф собрал все серебро, какое было в земле Египетской и в земле Ханаанской, за хлеб, который покупали, и внес Иосиф серебро в дом фараонов» (Бытие 47:14). В данном стихе слово, переведенное как «серебро», – «кесеф», переводимое также как «деньги».
В то же время мы также узнаем, что Иосиф приказал начальнику своего дома тайно положить его чашу в мешок его младшего брата Вениамина вместе с деньгами, отданными тем за хлеб: «А чашу мою, чашу серебряную, положи в отверстие мешка к младшему вместе с серебром за купленный им хлеб» (Бытие 44:2). В данном стихе в оригинале дважды используется слово «кесеф»: сначала при описании серебряной чаши и затем при упоминании серебра в смысле денег, заплаченных за хлеб.
ДРАГОЦЕННЫЕ КАМНИ И МЕТАЛЛЫ (JEWELS AND PRECIOUS STONES)
Драгоценности в Библии подпадают под четыре основные тематические категории. В них выражаются образы украшения и красоты, богатства и власти, величественного или святого и постоянства трансцендентного Небесного Царства. Во всех случаях драгоценности служат признанным эталоном высокой стоимости.
Следует сразу же отметить трудность точного определения, к каким конкретно драгоценным камням относятся те или иные древние названия (рассмотрение вопроса об использовании различных английских слов для перевода названий драгоценных камней и соответствующую таблицу см. в «Jewels and Precious Stones», IBD, 781–789). Предпринимаются безосновательные попытки связать характерные признаки того или иного камня с одним из колен Израиля. Другие истолкователи, основываясь, по всей видимости, на связи драгоценных камней с датой рождения, пытаются привести двенадцать камней ефода и оснований нового Иерусалима в соответствие с двенадцатью знаками Зодиака. Такие попытки тщетны, и в них, к счастью, нет необходимости для понимания символики камней. В отдельных камнях самих по себе не заключено никакой конкретной символики. В совокупности же они символизируют вожделенные блага богатства и власти. В качестве библейских образов они указывают на то, что богатство и власть Бога не имеют себе равных.
Драгоценности как украшение. Драгоценности служат украшением, особенно для женщин, в любом обществе. Желая произвести благоприятное впечатление на потенциальную невесту Исаака, слуга Авраама преподнес ей щедрые подарки ( Быт. 24:22, 53 ). Привлекательность женщины в Песни песней отчасти выражалась в ее украшениях: «Ланиты твои под подвесками, шея твоя в ожерельях» ( Песн. 1:9 ).
Когда естественное человеческое желание украсить себя драгоценностями становится неумеренным, это служит показателем материалистической и извращенной системы ценностей, подлежащей Божьему суду. Так, в Ис. 3:18–23 приведен перечень украшений и пышных одеяний, которые Бог отнимет у духовно несостоятельного народа, исповедующего ложные ценности. В Пс. 72 благоденствующие самонадеянные люди носят «гордость, как ожерелье» ( Пс. 72:6 ) и находятся на грани внезапного падения ( Пс. 72:18–20 ).
Автор Притчей использует образ украшений, чтобы подчеркнуть высокую ценность мудрости и разумения. Здравомыслие и рассудительность, например – «украшения для шеи твоей» ( Притч. 3:21–22 ). Родительское наставление – «прекрасный венок для головы твоей и украшение для шеи твоей» ( Притч. 1:9 ). В том же духе изображаются награды за мудрость: она «возложит на голову твою прекрасный венок, доставит тебе великолепный венец» ( Притч. 4:9 ). Кроме того, «драгоценная утварь – уста разумные» ( Притч. 20:15 ).
Богатство и власть. Поскольку основным средством накопления и сбережения богатства в Древнем мире было приобретение драгоценностей, функция украшения сливалась с функцией сохранения богатства – древний вариант вклада денег в банк. Так, после последней египетской казни израильтяне выпросили у соседей «вещей серебряных и вещей золотых» ( Исх. 11:2 ). Драгоценности были одним из основных видов военной добычи ( 2Пар. 20:25 ), так как до появления монет представляли собой тип богатства, наиболее удобный для хранения и переноски ( 2Пар. 21:3 ). В более широком смысле драгоценности символизировали не только богатство, но и власть, как, например, в случае, когда Иосифу возложили на шею золотую цепь в знак его положения правителя Египта ( Быт. 41:42 ).
Таким образом, драгоценности в Библии служат синонимом богатства и власти, особенно царской. Только очень богатый человек мог позволить себе роскошь носить драгоценные камни. В древности личная власть и богатство были привилегией царей и высших сановников при царском дворе. Богатство (часто приобретавшееся в качестве военной добычи) и политическая власть взаимно дополняли друг друга. Поэтому драгоценные камни, наряду с золотом и серебром, были не только дорогими украшениями, но и наглядным напоминанием обладания властью, позволившей царю или царице приобрести такое богатство.
Наряду с обычными образами царского богатства и царской власти, тема царских драгоценностей используется в Библии в метафорическом и духовном смысле. Например, Иисус сравнивает Царство Небесное с «купцом, ищущим хороших жемчужин, который, нашед одну драгоценную жемчужину, пошел и продал все, что имел, и купил ее» ( Мф. 13:45–46 ). Богатство, символизируемое драгоценными камнями, становится здесь метафорой ценности Божьего духовного Царства. В аналогичной притче Царство изображается как Сокровище, скрытое на поле и побудившее нашедшего его человека продать все, что у него было, и купить поле ( Мф. 13:44 ). В этих двух картинах Царства Небесного, нарисованных с помощью образов сокровища, заключен один и тот же смысл, и они показывают значение Царства как для Бога, так и для искупленных людей.
В других местах Бог изображается украшенным драгоценными камнями в окружении блестящего царского двора. С помощью этих образов рисуется портрет Бога как Царя, обладающего невообразимой силой и богатством. Из описания небесного града, нового Иерусалима, в Откр. 21 можно сделать вывод, что его Царь располагает неограниченными возможностями. Этот огромный город, занимающий примерно 1 400 квадратных миль, состоит из чистого золота и драгоценных камней. Драгоценности на венцах богатейших и могущественнейших земных царей бледнеют в сравнении с ослепительным великолепием Божьего вечного города. Двенадцать оснований города украшены разными драгоценными камнями, и на каждом из них начертано имя одного из двенадцати апостолов. Представьте себе великолепие голубого сапфира, зеленого изумруда, желтого топаза и пурпурного аметиста! Гигантские Жемчужины образуют ворота города, ведущие на улицы, вымощенные золотом. На каждой жемчужине запечатлено имя одного из колен древнего Израиля. Красота и великолепие места переполняют чувства и отражают славу Творца-Царя, обладающего безграничной силой и несметным богатством.
Начертание имен Божьего народа на камнях ефода и затем небесного нового Иерусалима свидетельствует, что Его народ ценен и дорог для Господа Бога. Земные цари с помощью своей власти приобретали мирские богатства, но Небесный Царь в войне против греха и зла завоевал более ценный трофей – искупленные души мужчин и женщин. Для того чтобы показать ценность Его искупленного народа и ту силу, которая потребовалась для его приобретения, эти имена были начертаны на великолепных камнях, украшавших первосвященника, когда он изливал жертвенную кровь.
Образы блеска. Поэты веками пользовались образами, в которых твердость материала сочетается с неземным сиянием света, для выражения мысли о сфере, отличающейся трансцендентным постоянством и превосходящей по своей ценности циклический растительный мир земной жизни. Это относится и к библейским образам драгоценных камней и металлов.
Тема присутствует уже в Ветхом Завете в видении Исаии восстановленного Иерусалима в грядущем золотом веке. Он рисует картину города, украшенного драгоценными камнями ( Ис. 54:11–12 ). Завершенный характер образ принимает в видениях неба в Книге Откровение, где читаем о стеклянном море, подобном кристаллу, о явлении Бога в великолепии ясписа и сардиса, о золотых венцах, о воротах из жемчуга и о городе из чистого золота. Апогея в Библии образы блеска достигают в видении нового Иерусалима, в описании которого используется великое множество образов драгоценных камней.
Заключение. В видениях Откровения сливается большинство библейских тем, связанных с драгоценными камнями. Украшенный драгоценностями, город вечной жизни предстает местом исполнения обетований, данных Богом в ходе искупительной истории. Властное вмешательство Бога, обещанное в Ветхом Завете, нашло выражение в лице и делах Иисуса Христа, закланного Агнца-Царя, сидящего на престоле в великолепном городе. Камни на ефоде первосвященника и блистающие ослепительным светом драгоценности вечного города служат напоминанием, что богатейший и могущественнейший Бог-Царь вечно живет со Своим народом.
См. также: БЛАГОДЕНСТВИЕ, ВОЗВЫШЕНИЕ ИЗ НИЗКОГО ПОЛОЖЕНИЯ, ЖЕНЩИНА, ЗОЛОТО, КРАСОТА, НЕБО, НЕИЗМЕННОСТЬ, СВЯТОСТЬ, СЕРЕБРО, СЛАВА, СОКРОВИЩЕ, ЦАРИЦА, ЦАРЬ.
Библиография: «Jewels and Precious Stones» /The Illustrated Bible Dictionary (Downers Grove, IL: InterVarsity Press, 1980) 781–789.
Поделиться ссылкой на выделенное
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»