Что символизирует сердце в сердце
Талисман Сердце
Сейчас уже невозможно определить наверняка, в каком уголке мира талисман Сердце появился впервые. Этот символ так давно почитается разными народами, что исследователям вряд ли когда-нибудь удастся отыскать его «историческую родину». Ещё на заре цивилизации он стал олицетворением всего прекрасного, что есть в человеческой природе: вдохновения, любви, красоты и даже самой жизни.
Талисман Сердце: разновидности, свойства, правила применения
В Древнем Египте при мумификации умерших изготавливали символическое сердце из камней красного оттенка, а затем вкладывали его в грудную клетку. Египтяне верили, что этот артефакт поможет душе усопшего получить защиту богов. Впрочем, и при жизни многие египтяне пользовались амулетами в форме сердца, сделанными из различных минералов: янтаря, яшмы, сердолика. Считалось, что такой оберег помогает человеку раскрыть свой потенциал, развить данные от природы способности, сделать свою жизнь яркой и наполненной.
В средневековой Европе амулет носили те, кто пережил личную драму: безответную любовь, потерю близкого человека. Для изготовления символа рекомендовалось брать липовую древесину: считалось, что оберег из липы лучше всего подходит для врачевания душевных ран. В христианской культуре образ сердца символизирует духовность, божественное начало, вечную жизнь. Мусульмане нередко дополняют амулет священными текстами, чтобы уберечь себя от сглаза и других несчастий.
Камень-талисман в форме сердца
Эзотерикам известно немало способов подбора камня-талисмана: некоторые люди прислушиваются к советам астрологов, выбирая подходящий минерал по дате рождения, другие ориентируются на свойства природных камней. Сам по себе амулет Сердце универсален — его могут носить как женщины, так и мужчины. Поэтому, выбирая для себя вариант амулета, следует учитывать только качества материала, из которого он сделан:
Устраните 10 ключевых ошибок новичка и начните с лёгкостью читать карты Таро без каких-либо предварительных знаний
5 шагов от любви к картам до финансовой независимости от основателя Русской Школы Таро Сергея Савченко
Как правильно применять Руны? Получите 3 подарка, которые помогут вам быстрее применять Руны для достижения своих целей
А вот если вам нужно избавиться от назойливого поклонника, решить эту проблему поможет амулет из прозрачного хрусталя.
Науз «Кельтское сердце»
Узелковая магия — это древнее искусство магического плетения. Овладев техникой плетения наузов, можно успешно решать затруднения в различных сферах своей жизни.
Оберег «Сердце», выполненный из нитей, символизирует единство и неразлучность партнёров. Кроме того, этим плетением пользуются одинокие девушки, которые хотят встретить свою любовь или сделать правильный выбор между двумя поклонниками.
Цвет нити для любовного науза подбирается в соответствии с магическими задачами, которые должен выполнить оберег:
Амулет «Сердце» для молодожёнов
Семейный талисман «Рисовое сердце» новобрачная делает сама. Нужно вырезать из подола свадебного платья два сердечка размером с ладонь. Если портить платье рука не поднимается, можно взять кусок белой ткани. Полотняные сердца нужно сшить вместе, а затем наполнить рисом, которым гости осыпали жениха с невестой на свадьбе. Сердце укрепит любовь молодожёнов, а рис — это символ достатка, кроме того, он несёт в себе энергетику добрых пожеланий от родных и друзей. Завершив изготовление амулета, его убирают в укромное место, лучше всего хранить «Рисовое сердце» в супружеской спальне.
Сердце
Центр существа, как физический, так и духовный, божественное присутствие в центре. Сердце олицетворяет «центральную» мудрость, мудрость чувства в противовес рассудочной мудрости головы. Оба способа разумны, но сердце — это еще и сострадание, понимание, «место тайное», любовь, милостыня. Оно содержит кровь, то есть жизнь. Сердце символизируется Солнцем, как центр жизни. Сияющее Солнце и пылающее сердце являются символами центров макрокосма и микрокосма, означая человека и Небеса, трансцендентное разумение. Сердце также часто изображают треугольником, опирающимся на вершину. У ацтеков сердце — центр человека, религии и любви, объединяющий жизненный принцип. Принесение сердца в жертву символизировало высвобождение крови, то есть жизни, посев жизни, чтобы она зародилась и расцвела. Пронзенное сердце означает покаяние. Как органу незаменимому в поддержании жизни и сигнализирующему в чрезвычайных обстоятельствах учащенным своим биением, сердцу во многих древних культурах приписывалась роль, которая ему, с рациональной точки зрения, не присуща. Конечно, есть большая разница между риторическим образом и его подлинным выражением. Символический источник переживаний — любви, сострадания, отзывчивости, радости или горя, но также источник душевного просветления, истины и интеллекта. Часто оно приравнивалось к душе. Многие древние культуры не делали различия между чувствами и мыслями. Ч еловек, который «позволяет сердцу управлять головой», считался скорее разумным, чем глупым. Символически сердце было солнцем для тела, оживляющим все. Во многих религиях сердце — эмблема истины, совести и моральной смелости, храм или трон Бога в исламской, иудейской и христианской религиозной мысли; божественный центр. В иконографии сердце изображалось в форме вазы или представлялось графически перевернутым треугольником, символизируя сосуд, куда попадает и где хранится любовь; в этом смысле оно связано со Святым Граалем. Но так или иначе, в течение тысячелетий сердце признавалось средоточием самой жизни; органом, который помогает человеку разобраться, что есть Добро, а что Зло. И сердце по тогдашним представлениям, определяло все мысли и побуждения человека, наполняло его различными чувствами, было местом пребывания души. Отсюда и существовавший у некоторых народов и племен обычай съедать сердце поверженного врага — чтобы узнать все его тайные побуждения, не дать ему возможности воскреснуть. Наиглавнейшими органами в человеческом теле считались сердце, мозг и гениталии, но именно сердце управляло двумя другими. Связь сердца с чувственной жизнью, вероятно, была очевидна и для самых древних народов: ведь под напором чувств сердце бьется, словно хочет вырваться из груди; и замирает в минуту страха… У древних греков изображение сердца было эмблемой Эроса.
Содержание
добро и зло. отвага, сила, воля, свобода, душевность, привязанность. ложь распираемое гордостью, спесью. тайник, тайна.внутренняя жизнь человека, Сердце и голова — чувство и разум. возмущение, негодование; Сердце — книга воспоминаний. Сердце — кладезь любезностей и добрых советов. Сердце — вместилище глупости. Сердце — вместилище тоски, печали, сожаления, боли Сердце — источник чувства.
У древних египтян и шумеров был вид гадания на сердцах, взятых у мертвецов.
Как символ наиболее важного в человеческой жизни, сердце оставляли в мумифицированных телах умерших египтян. Его должны были взвешивать в загробном мире, чтобы определить, отягощено оно преступлениями или достаточно легкое, чтобы попасть в рай. У древних египтян считалось, что сердце — вместилище разума, а мозг — только помощник сердца. И сердце было единственным внутренним органом, который после мумифицирования тела умершего, сохранялся и погребался в специальной урне. Ведь существовал миф о том, что в загробном мире сердца взвешиваются на божественных весах, и от их тяжести или легкости зависит дальнейшая судьба души усопшего. Сердце — это символ жизни. Если сердце устает, умирает тело. Озирис, «чье сердце устало», лежит в непробудном сне. Умерших «покидают» их сердца. Без этого главного органа немыслима дальнейшая жизнь после смерти. Во ‘ время бальзамирования удаляются все внутренние органы, сердце же остается на своем месте. Изречения из «Книги Мертвых» должны гарантировать, что мертвый в загробном мире снова получит свое сердце: «Посмотри на это мое сердце, оно плачет об Озирисе и умоляет о милости!» (гл. 28). В загробном мире судьи мертвых кладут сердце умершего на весы. Истинная сущность человека открывается в его сердце, которое умоляют не выступать в качестве свидетеля против умершего, «с тем, чтобы не показалось правителю в загробном мире мое имя вонючим и тухлым». Скарабей, положенный на мумию и завернутый в бинты вместе с сердцем, должен как амулет препятствовать неблагоприятному свидетельству сердца. Сердце является также местом мужества и разума, прабог Пта выдумал вселенную своим сердцем и наградил ее обликом своим созидательным словом. «Сердце — это то, через что проявляется всякое познание»; «творчество рук, поступь ног, движение всех частей тела — все это вершится по велению, исходящему из сердца». Так определяют древнеегипетские тексты роль сердца, приписывая ему функции, которые по большей части отнесены ныне к мозгу. Для египтян эпохи фараонов сердце являлось вместилищем рассудка, воли и чувств. Бог-творец Птах спланировал космос в сердце своем, прежде чем придать ему форму посредством своего слова. На суде мертвых сердце умершего взвешивается на весах с помощью пера (символ Маат, Справедливости), чтобы проверить, не отягощено ли оно чудовищными злодеяниями; здесь «сердце» символически уравнивается с «совестью».
Согласно Плинию Старшему, сердце, это единственный орган, который первым начинает жить в человеческом теле и последним умирает.
У кельтов Доброе сердце символизирует благородство и сострадание; является антитезой дурному глазу.
В империи ацтеков господствовало представление, что земное Солнце в своих ночных скитаниях по нижнему миру потеряло силу, исхудало до состояния скелета и может быть восстановлено только с помощью крови сердца ритуально жертвуемого человека. Сердце (йолотли) считается вместилищем жизни и души. До кремации в рот умершего вкладывали зеленый самоцвет, что должно было означать сердце. Символически сердце было солнцем для тела, оживляющим все. Ритуальное воплощение этого верования — жертвоприношение ацтеками тысяч сердец каждый год для восстановле ния силы солнца.
В Индии сердце считается вместилищем атмана, ипостаси Абсолюта (Брахмана) в человеке. В индуизме сердце — божественный центр, место обитания Брахмы: «Это Брахма, это все», Атман. Сердце символизируется лотосом. «Глаз сердца» — это третий глаз Шивы, трансцендентная мудрость, всезнающий дух. божественный центр или atman и третий глаз трансцендентной мудрости в индуизме:
В буддизме сердце — суть природы Будды. Алмазное Сердце — это чистота и несокрушимость; человек, которого ничто не может «повредить», вывести из равновесия. В китайском буддизме сердце является одним из Восьми Драгоценных Органов Будды. бриллиант чистоты и сущность Будды;
В даосизме сердце — место разумения. У мудрого семь отверстий в сердце, и все они открыты. центр понимания в даосизме.
В Библии выражение «сердце» используется как некая метафора, художественное сравнение для того, чтобы обозначить жизненный центр человека, его религиозно-общественной сущности. Именно так трактуется сердце в подавляющем большинстве случаев, и лишь изредка о нем говорится как о сугубо телесном органе. По Библии, сердце является внутренней сущностью человека, ибо человек смотрит на лицо. Бог — на сердце (1 Цар 16:7). О самом Боге сказано: «И раскаялся Господь, что создал человека на земле, и восскорбел в сердце Своем» (Быт 6:6). Сердце — источник жизни. «Больше всего хранимого храни сердце твое; потому что из него источники жизни» (Притчи 4: 23).
У евреев сердце — Храм Божий.
Сердце на ладони — внутренняя жизнь человека, открытая всем. Девиз Жана Кальвина на печати для писем. Сердце из монеты — нарушение десятой заповеди: не пожелай чужой собственности. Сердце с крестом — атрибут изображения св. Екатерины из Сиены. Сердце с терновым венцом — эмблема ордена иезуитов и его основателя Игнатия Лойолы. Сердце, пробитое стрелой, — покаяние, боль, атрибут св. Терезы. Сердце — душа, (лат. «Sursum corda» то есть в глубине сердца — слова, которые возносятся перед началом литургической службы в католических храмах, (лат. «Levemus corda’», то есть вознесем сердце: «Вознесем сердце наше и руки к Богу, сущему на небесах» (Плач Иеремии 3: 41).
В традициях ислама принято считать сердце органом духовной жизни, именно в нем таится то, что человек полагает самым сокровенным, самым правдивым. Из этого источника питается и интеллект. В исламе сердце — центр существа; «глаз сердца» — это духовный центр, абсолютный разум, просветление. Ислам видит в сердце облаченный в различные покровы физический центр духовности и созерцательности.
Солнце в человеке, поскольку Солнце на земле символизируется золотом, а сердце связано с золотом, а мозг с Луной.
Сердце, пораженное одной из множества летящих в него стрел //Только он меня поразил. символ постоянства. Его смысл заключается в том, что только один человек должен стать объектом нашей любви, то есть поразить наше сердце. [СЭ-II,таб.51-4,с.321]
Крылатое сердце. символ желаний, которые лелеет разумная душа. Она пытается подняться к тем тайнам и знаниям, которые находятся свыше. [СЭ-II,таб.51-13,с.323]
Два горящих сердца. //Любовь нас соединяет в одном священном пламени. символ олицетворяет результат подлинной любви. (См. рис. 13 в табл. 20.) [СЭ-II,таб.61-8,с.362]
Сердце, зажженное солнечными лучами при помощи линзы. //Они воспламеняют, но нс сжигают. Пламя божественного, отображенное в наших сердцах сияющим зеркалом Божией благодати, зажжет в нас священное пламя, которое не принесет нам вреда, а послужит утешением и принесет большую пользу. [СЭ-II,таб.61-3,с.361]
Сердце, воспламенившееся от солнца. // Я либо возвышусь, либо сгорю. Сердце, воспламененное небесным огнем, должно либо подняться на небеса, либо сгореть. [СЭ-II,таб.61-4,с.361]
Сердце с выгравированным на нем образом. //Этот образ со- хранится во мне до тех пор, пока я жив. символ означает, что запечатленное в самом сердце, проходит не скоро. Это самый лучший из всех памятников, который мы можем оставить после себя. Память о нас, которая сохранилась в сердцах друзей, нас переживших, далеко превосходит и красотой, и стойкостью памятники, возводимые из мрамора и бронзы. [СЭ-II,таб.38-13,с.268]
Сердце, расположенное на вершине горы, под которую ведет подкоп Амур. //Силой либо хитростью. символ предостерегает от излишних защитных мер, а также от слишком большой самоуверенности в делах любовных. Несмотря на то, что мы находимся на скале, не стоит пренебрегать благоразумием и осмотрительностью, иначе этот изощренный захватчик подведет под нас подкоп и нанесет ущерб. [СЭ-II,таб.38-6,с.267]
Сердце, зажженное от солнечных лучей при помощи линзы. //Ничто злое или нечистое не вызовет во мне огня. символ твердого, решительного и религиозного человека, полного добродетелей. [СЭ-II,таб.52-7,с.326]
Сердце, расположенное на высокой колонне и простреленное богом любви. //Мне не избежать стрелы этого стрелка. символ напоминает нам, что не следует опрометчиво воображать себе, что ты находишься вне пределов досягаемости стрел любви, а также не стоит слишком полагаться на свою собственную силу и власть. [СЭ-II,таб.38-2,с.266]
Два горящих сердца. //Мы оба воспламснены одним желанисм. символ того, что истинная любовь друг к другу горит одним и тем же пламенем. «Те сердца в полной мере услаждаетжелание, «В которых любовь горит одним огнем. «Два ссрдца, когда они соединились, становятся одним «И возгораются равным для обоих, общим пламенем. [СЭ-II,таб.20-13,с.189]
Горящее сердце.// Я должно гореть как внутри, так и снаружи. 1 символ означает, что только внешние проявления любви или религиозности ни о чем не говорят, так как истинное пламя пылает внутри так же сильно, как и снаружи. [СЭ-II,таб.32-6,с.237]
Старик, пытающийся нанизать сердце на веревочку. //Не без трудностей. символ того, что преклонный возраст — не лучшее время для улавливания сердец. [СЭ-II,таб.42-8,с.286]
Сердце над спокойным морем. //В этом мое наслаждение. символ того, что спокойствие и безмятежность — это самые приятные вещи в неспокойном мире, точной аллегорией которого является море. [СЭ-II,таб.20-9,с.188]
У Вильгельма Гауфа сказка «Холодное сердце» — о каменном сердце, данном прежде доброму человеку злым демоном за деньги. Сердце, согласно поэзии эпохи Возрождения, является сокровищницей устремлений, чувств, жизненных сил, важнейшим из трех органов человека (рядом с мозгом и печенью), вот только любовные желания и страдания способны выпить кровь из сердца. Символ любви в обоих — религиозном и светском — аспектах; находиться в языках пламени означает высшую страсть. Племенное сердце — атрибут АВГУСТИНА и АНТОНИЯ ПАДУАНСКОГО, персонифицированного МИЛОСЕРДИЯ и ренессансной ВЕНЕРЫ. Популярная ренессансная эмблема изображает сердце, пронзенное стрелой, с девизом «Omnia vincit Amor» [лат. — «Все побеждает Любовь»] (КУПИДОН, 5). Злая, уродливая старуха, грызущая сердце, — персонифицированная ЗАВИСТЬ. Сердце в огне — ключевой символ для ревностных христиан, но в искусстве также атрибут милосердия и грешной любви — как в жи вописи эпохи Ренессанса греческая богиня Афродита (в римской мифологии Венера). Сердце, пронзенное стрелой Эроса (Купидона), — другая тема Ренессанса, ставшая мотивом Дня святого Валентина — праздника в середине февраля, который имеет скорее языческие, чем христианские корни.
Сердцу не прикажешь: как менялось значение символа ❤️ в Средневековье, в эпоху Ренессанса и в Новое время
Всем знаком символ, означающий сердце, — его можно встретить где угодно, от эмодзи до валентинок. Однако его сходство с реальной сердечной мышцей весьма условное. Почему сердце начали изображать в виде двух полукружий с хвостом-треугольником? И какими смыслами оно наделялось в прошлом? Ответы на эти вопросы есть у историка Сергея Зотова.
Содержание
Древние греки полагали сердце одним из главных органов — в нем хранилась пневма, то есть воздух, источник жизни, распространявшийся по артериям. Позднее, когда было открыто, что воздух попадает в кровь из легких и вовсе не путешествует по кровеносным сосудам, роль сердца переосмыслили. Сегодня исследователи пытаются отыскать истоки символа сердца в Античности — там встречаются похожие геометрические формы в орнаменте на вазах. Однако они, судя по всему, обозначали вовсе не сердце, а напоминающие его листья плюща.
Иисус-Купидон и дом с печной трубой-аортой: Средние века
В Средневековье появляются первые изображения сердца — такие, к каким мы привыкли сегодня. В рукописи французского романа XIII века «Романс о груше» мы видим коленопреклоненного мужчину, дарящего свое сердце прекрасной даме. «Романс о груше» — типичный образчик романа о куртуазной любви, распространенного в то время. Однако, как можно догадаться по названию, предмет, который нам кажется похожим на сердце, возможно, им не являлся. Вероятно, это та самая фигурирующая в названии груша, служащая символом любви, подобно розе в знаменитой французской аллегорической поэме XIII века «Роман о розе».
Так или иначе, некий предмет округлой формы с заостренным концом определенно становится символом сердца в средневековой рукописной традиции чуть позднее. Мы видим, что знакомая форма появляется как в романах о любви, так и в алхимических трактатах, где совершенно точно обозначала сердце. В романах передача сердца женщиной мужчине стала означать высшее проявление любви. А вот в алхимическом трактате «Восходящая заря», написанном в 1410 году, распространенную в любовных романах иконографию значительно переосмыслили. На самой шокирующей иллюстрации из этого труда окровавленные мужчина и женщина обмениваются органами. Дева вырезала себе отверстие в животе, распилила собственную черепную коробку, ножом отъяла от себя член (видимо, чтобы передать мужчине), а свободной рукой протягивает вырезанное из груди сердце партнеру. Мужчина же тем временем испражняется в один горшок, а в другой из его вульвы льются обильные потоки мочи. Подставив чашку, он извергает туда рвоту, а второй рукой дергает себя за чуб, пытаясь или наживую снять скальп, или вырвать свой мозг, дабы передать его деве. Эта картина — сложная аллегория взаимопроникновения четырех гуморов, позаимствованных алхимиками у римского врача Галена и сопоставляемых с четырьмя стихиями. Автор пытался показать, как во время приготовления философского камня мужское и женское менялось местами: влажное становилось сухим, а холодное — горячим. Кроме того, это, возможно, своего рода пародия на жанр любовного романа и саму концепцию куртуазной любви.
Изображение сердца проникает в христианский контекст и прочно закрепляется там. Уже в XIII веке возникают первые духовные стихи, описывающие, как Иисус из-за любви стал кротким и был побежден Любовью — персонификацией христианской добродетели и одновременно античным божеством Амуром (на латыни они обозначались одним словом — Amor). В то же время в иллюстрированных романах на тему куртуазной любви появляются изображения Бога Любви, восходящего к римскому Амуру/Купидону и греческому Эроту. Это божество-персонификация, стреляющее из лука в людей, чтобы влюбить их друг в друга, часто изображалось в виде ангела или похожим на шестикрылого серафима, а в отдельных случаях даже наделялось нимбом, будто христианский святой. Позднее Бога Любви рисовали в виде крылатого ангелочка, путти, летящего с луком и колчаном по небу. Однако художники часто добавляли к его образу мандорлу — особый нимб-свечение миндалевидной формы, характерный только для изображений Богоматери и Христа. В других случаях божество восседало на троне и держало в руках вместо державы уже знакомый нам предмет — сердце.
Постепенно средневековые любовная поэзия и богословская мысль приходят к похожим выводам. Христос уподобляется Купидону, поскольку пронзает сердца людей любовью к ближнему и Господу (caritas), отождествляемой с любовным вожделением (cupiditas). Художники начинают изображать Спасителя пускающим стрелы в сердца праведников или сидящим в кроне дерева, как это обычно делал младенец Эрот.
Эти сравнения задействуют многовековую теологическую традицию — еще в III веке Ориген аллегорически называл Иисуса эросом и женихом человеческой души, а Августин в V веке описывал Спасителя пронзающим верующих стрелами любви. В итоге в XV веке в Германии появляется уникальное изображение Христа как Амура. Обнаженный младенец восседает на гигантском сердце, нарисованном на фоне распятия, а в руке держит горящую головешку — распространенный атрибут Купидона, зажигающего ей огонь в сердцах возлюбленных.
В Средневековье изображения сердца постепенно всё больше начинают ассоциироваться не с любовными романами, а с жизнью и страданиями Иисуса. Существовавший визуальный акцент на страстях Христовых, порождавший образы пяти парящих в воздухе ран Иисуса, на которые прихожанам предлагалось медитировать, постепенно трансформировался. Так в центре этих изображений оказалась не пятая рана — в боку Христа, но его раненное сердце. Иногда средневековые миниатюристы рисовали остальные четыре раны прямо на органе кровообращения, окружали сердце терновым венцом, прибивали к кресту или протыкали копьем (хотя, согласно апокрифам, сердце Иисуса не было задето оружием).
В молитвенных сборниках мистически настроенных монахинь и бегинок, вызывающих у себя видения Иисуса и Святого Семейства, появлялись удивительные изображения сердца Христова как дома для чистой монашеской души. На одном из изображений монахиня поднимается по лестнице на крест и залезает прямо внутрь проткнутого острием копья сердца Спасителя. Там она ведет беседы с младенцем Иисусом и получает из его рук евхаристию. На другом подобном рисунке мы видим Троицу с Богоматерью, которые обнимаются внутри здания в форме сердца — у него есть дверка, окно и даже лесенка, а на печной трубе-аорте сидит Агнец Божий, символ Христа. На более поздних изображениях монашка может лежать внутри раны на боку сердца Иисуса — это место описывалось как настоящий рай.
На основе таких изображений и связанных с ними богословских текстов и метафор в Новое время возникает культ святейшего сердца Иисуса (а затем аналогичный и для Девы Марии). Появляются алтарные панели в форме открывающегося сердца, а на самих изображениях, особенно в южноамериканских колониях, сердце Спасителя часто становится центральным образом: его представляют в виде кровавого фонтана, из которого пьют агнцы — паства; в сердце втыкают крест, пшеницу и виноградную лозу — символы Страстей и евхаристии; наконец, изображают орган кровообращения максимально физиологично — с венами, клапанами и предсердиями.
На восковых «анатомических» распятиях можно было увидеть истинное строение Богочеловека, в том числе его реальное сердце. Скульпторы пытались наглядно продемонстрировать двойственность природы Христа, а особенно то, что он был таким же человеком, как и все остальные люди. В целях тренировки врачей и изумления публики в XVII–XVIII веках создавались точные модели человека. Обычно они устраивались так: из воска лепили тело молодой женщины, проделывали в нем достаточно большое отверстие и помещали внутрь макеты внутренностей. С одной стороны было видно только хрупкое молодое тело, а с другой — всю его подноготную. То же проделывали и с фигуркой Спасителя. Подобные распятия позволяли зрителю увидеть, что Иисус Христос действительно был человеком. Открывающаяся дверка в животе позволяла взглянуть на внутренние органы: сердце, легкие, тонкую и толстую кишку, а также ребра и позвоночник. Всё как у людей.
В Средневековье многие люди всерьез полагали, что на сердцах буквально высекаются наши чувства и сокровенные мысли — именно поэтому о некоторых монахах, живущих в аскезе, сообщалось, что после смерти на их сердцах находили изображение Господа или имя Христа, свидетельствующие об их любви к Богу и праведной жизни. Монах-мистик Генрих Сузо будто бы даже вырезал у себя на сердце надпись самостоятельно:
«„Ах, всесильный Боже, дай мне сегодня силу и мужество исполнить мое желание, ибо сегодня Ты должен проникнуть вглубь моего сердца“. И начал резцом сечь свое тело, двигая острие вверх и вниз, влево и вправо, пока над его сердцем не появилось имя IHS. Из-за глубоких порезов из его тела изобильно стекала по его груди кровь. Разгоряченный любовью, он смотрел на это с такой радостью, что почти не чувствовал боли».
В средневековых рукописях знак сердца (♥) иногда использовали как современный эмодзи — вставляли вместо слов «сердце» или «любовь». И хотя в прессе часто возникают теории о том, что форма этого символа произошла от чего-то еще, например формы ягодиц, на самом деле схожесть значка с реальным сердцем достаточно высокая. Многие кардиологи даже полагают, что символ родился в наблюдениях за сердцами птиц или рептилий, которые гораздо больше напоминают ♥ по форме. Это предположение имеет под собой основание, ведь в средневековой Европе аутопсия мертвецов была запрещена и знания анатомов о человеческом организме базировались на изучении тел животных. Гален и Аристотель, которым средневековые медики верили больше, чем своим глазам, сообщали, что человеческое сердце состоит из трех камер и углубления в центре, что в целом соотносится с геометрией символа сердца. Таким образом, этот знак мог появиться в результате осмысления ученой традиции, а не непосредственных анатомических наблюдений.
Валентинки, ловля мужчин и любовь птиц: Ренессанс
Из-за религиозного понимания любви изменилось и восприятие этого чувства между людьми — от идеалов геройства и рыцарства, отказа от личного счастья ради интересов группы, пришедших из античного мира, ренессансное общество понемногу двигалось в сторону гуманизма, одобряющего духовную жизнь каждого отдельно взятого человека. Неотъемлемой частью этой духовной жизни была личная, эмоциональная привязанность к Богу, которую затем переосмыслили как романтическую любовь. Именно благодаря тому, что в Средневековье сердце становится символом любви Бога к людям, этот знак и получает такое распространение сначала в куртуазной, а позднее и в романтической любовной культуре.
Римский святой Валентин стал символом Дня всех влюбленных, потому что якобы тайно женил всех желающих, в то время как это было запрещено из-за войны. Он широко почитался уже в Средневековье, а в XIV веке был прямо связан с любовью — правда, у птиц, а не людей — великим английским поэтом Джеффри Чосером:
Зане был День святого Валентина,
Когда пернатые вступают в брак…
Истоки этого сопоставления были в том, что в день памяти святого, 14 февраля, птицы в Англии начинали издавать трели и искать себе пару. В XV веке британская дама Элизабета Брюс написала стихотворение, в котором сравнивала влюбленных с птицами на День святого Валентина. А в 1415 году появилась первая валентинка: французский граф Карл I Орлеанский написал жене любовное послание из заключения в лондонском Тауэре в день памяти святого. В 1477-м британка Марджери Брюс в письме-валентинке называет возлюбленного, Джона Пасона, своим «возлюбленным Валентином», так же, как и сегодня пишут на открытках в англоязычных странах.
Во времена Тюдоров валентинки стали распространенными подарками, хотя так и не приобрели форму сердца и являлись скорее украшенными любовными письмами. Иногда на них рисовались символы сердца, но это было необязательным. Некоторые люди создавали целые книги, посвященные любимым, как, например, в начале XVI века сделал французский писатель Пьер Сала. В своей выполненной в единственном экземпляре «Малой книге любви» он описал в стихах распространенные любовные сюжеты, снабдив их поразительно красивой иллюминацией на подходящие темы (ловля мужских сердец любовными сетями женщин и т. п.).
Форма сердца широко использовалась для изготовления книг, но не валентинок и даже не книг на любовные темы. В Средние века и позднее в таком виде изготавливали часословы — молитвенники, которые читали каждый день. Необычная форма указывала на любовь молящегося к Богу и показывала, что его сердце открыто божественной любви.
Черное сердце Сатаны: Новое время
В Новое время сердце становится частым героем таинственных эмблематических изображений. Одним из первых людей, сделавших в этот период сердце мистической аллегорией, был фламандский гравер Антон Вирье. Примерно в 1585 году он выпустил книгу под названием «Сердце, посвященное любящему Иисусу», состоящую из серии эмблем с 15 метафорическими изображениями сердца. На них мы видим развитие средневековых идей о мистике сердца — младенец Иисус стоит внутри сердца верующего человека и играет на арфе, открывает дверь в сердце, восседает в нем на троне, читает, спит, пускает в сердце кровь из своих ран фонтаном, приносит в него орудия распятия, освещает его фонарем, стреляет в сердце огненными стрелами, а ангелы украшают орган короной и защищают от нападений дьявола. В итоге Спаситель становится единым целым с этим сердцем. Иными словами, Христос очищает душу верующего от греха и разжигает внутри нее божественную любовью. Эти эмблемы, заставляющие задуматься о чистоте своих устремлений и аллегорически объясняющие Священное Писание, были крайне популярны в последующие два века и многократно копировались.
Другим трудом, использующим форму сердца для создания эмблематических аллегорий, стал двухтомник немецкого теолога Даниэля Крамера «Священные эмблемы», состоящий из почти ста изображений сердца и вышедший в 1617 году. Чего только не происходит с сердцем — символом, снова воплощающим человеческую душу. В первой части по лежащему на наковальне органу стучат молотком, его поливают водой, жгут на костре, а сердце тем не менее пытается вознестись на крыльях над черепом со змеей внутри (отсылка к Адаму и Еве, потерявшим бессмертие из-за дьявола в облике змея). Сердце разрубают, распинают, привязывают цепью, кладут в печку. Оно тонет, на него бросаются птицы и демоны, его используют в качестве наживки для рыб, пишут на нем имя Иисуса, атакуют стрелами, взвешивают на весах. Во второй части сердца превращаются в клубни и из них вырастают розы, лилии, яблоня или подсолнух, сердце отправляют на заклание подобно жертвенному животному, протыкают лопатой, выращивают на нем глаза, извлекают из него виноград, соединяют с другим сердцем обручальным кольцом, а на аорту садится петух. Все эти эмблемы на разные лады повествовали об истории спасения, к которому стремится каждый. Изображения предупреждали, что на пути в рай человек сталкивается с кознями дьявола и различными пороками. А такими необычными они были потому, что автор пытался буквально визуализировать библейские высказывания о сердце.
В произведении итальянского врача и писателя Франческо Поны Cordiomorphoseos sive ex corde desumpta emblemata sacra, написанном в 1645 году, сердце вмещает в себя земной шар, отращивает ноги и множество глаз, становится холстом, часами, в том числе песочными. Служит местом встречи смерти и души, дьявола и человека. Выступает в роли замка Христа, держащего оборону перед войском Сатаны, а также дистиллируется в алхимической печи и парит среди семи планет. Так сердце окончательно становится символом души человека, а заодно и всех его занятий, слабостей и добродетелей.
В трактате немецкого теолога Пауля Кайма «Светлое и сияющее сердечное зерцало», выпущенном в 1680 году, сердце становится местом баталий добра и зла. Противоборствующие силы по-разному воздействуют на вместилище чувств: пока слово Божье дает опору для ноги сердца, дьявол стимулирует рост его руки, и она сразу же срывает плод с запретного райского древа. В правое ухо ангел мехами вкачивает божественный логос, в то время как демон нагнетает в левое мысли о грехе. На других эмблемах на правую часть сердца воздействует сияние Святого Духа, а на левую — сумрачный свет луны, воплощающей Природу; в правую трубит верою ангел, а в левую плещет ложью Сатана. В итоге образуются светлое и темное сердца. У последнего, наполненного демоном, с персонификацией ада и змеем внутри, завязаны глаза — символ неведения греховного человека. Образ черного сердца появляется в мировом искусстве впервые именно в этом трактате.
Апогеем идеи сердца как поля битвы становится сочинение немецкого филантропа Иоганна Госснера «Сердце человеческое: или храм Божий, или жилище дьявола», опубликованное в Берлине в 1812 году. Используя более старые сборники эмблем, Госснер создает свою версию войны Господа с дьяволом за человеческую душу. В сердце доброго человека изображены христианнейшие знаки — Вифлеемская звезда, всевидящее око Божие, церковь, рыба и хлеб (символы чудес Христа), а также сам распятый Спаситель. Вокруг стоят демоны и нечестивые люди, пытающиеся соблазнить праведника. У грешника в сердце правит дьявол, окруженный своими клевретами, то есть воплощениями грехов: павлин представляет гордыню, змея — зависть, жаба — жадность, черепаха — лень, коза — похоть, свинья — чревоугодие, а пантера — гнев.
Трактат становится настолько популярным, что его переводят на английский язык, изображения попадают в старообрядческие рукописи Руси и даже на стеклянные иконы Румынии.
Сердце в Новое время оказалось настолько вместительным символом, что начало появляться буквально везде — в богословских сборниках и трактатах по астрологии и алхимии, на игральных картах и картах Таро, в ребусах и эмблемах. Позаимствовав из Средневековья все самые необычные значения, оно стало воплощением души, страданий Христа, рая и ада, спасения на небесах и грехопадения и, конечно, любви. Дошедший до наших дней благодаря циркуляции христианских текстов, сегодня символ сердца почти утерял религиозное значение, но трансформировался в символ жизни (HP) в видеоиграх, вторя медицинским познаниям Античности и превознесению сердца как символа грядущей жизни в Средневековье. Без сердечек непредставимы романтические праздники и свидания, свадебный декор и переписка в чатах. Это означает, что древний символ сердца приспособился к современной культуре и не собирается на покой.