Что символизирует перчатка в балладе
Шиллеровский символизм: почему автор дал своей балладе название «Перчатка»? (3 фото)
Фридрих Шиллер был человеком одаренным и разносторонне развитым, что объясняет интерес современников к его произведениям. Почему его баллада называется «Перчатка», и что этот аксессуар в ней символизирует?
«Перчатка»: краткое содержание
Действие разворачивается во время правления французского короля Франциска. Это была настоящая эпоха зрелищ и развлечений, подчас жестоких и уничижительных. Король со свитой вышли на балкон, чтобы усладить взор битвой зверей. На площадку выпустили льва, соперником которого должен был стать тигр. Но царь зверей не был настроен на бой и не хотел развлекать правителя с приближенными. Лев попросту лег на землю. Тигр, поняв, что можно не ждать нападения, последовал его примеру.
Вслед за царственными кошками была выпущена пара снежных барсов. Они попытались было напасть на льва, но тот лениво отбил нападение одной лапой. Звери успокоились и легли на землю. Настроенные на бой и кровавое зрелище зрители начинали скучать.
И неожиданно для всех с балкона на площадь, ставшей ареной для сражения зверей, упала перчатка. Аксессуар принадлежал придворной даме Кунигунде, которая, скромно хлопая ресничками, с вызывающей и лживой улыбкой обратила свой взор на рыцаря Делоржа. Она хотела реальных доказательств его любви к ней, а не только красивых признаний на словах.
Рыцарь был действительно храбрецом. Он молча, спокойно и не теряя достоинства, спустился во двор, подобрал лежавшую среди зверей перчатку и вернулся на балкон. Замершая в изумлении публика устроила бесстрашному герою овации, громко аплодируя его смелости.
Подойдя к замершей в предвкушении Кунигунде, Делорж бросил ей перчатку в лицо, сказав, что не нуждается ни в какой благодарности и уже тем более награде от нее.
Анализ баллады «Перчатка» (В. Жуковский)
Автор: Guru · Опубликовано 04.10.2017 · Обновлено 08.10.2017
Баллады – это не только сказочный сюжет о роковой любви или личной драме. Нередко в этом жанре излагаются легенды и любопытные происшествия – анекдоты. Одним из наиболее известных произведений такого рода является «Перчатка» Шиллера, пользовавшаяся большой популярностью у русских поэтов-переводчиков 19 века. В.А. Жуковский, имевший огромный интерес к немецким балладам, также не обошел стороной это стихотворение.
История создания
В основе сюжета баллады лежит исторический факт. Правивший во Франции король Франциск I любил увеселять своих подданных кровавыми развлечениями. В один из таких вечеров придворная дама Кунигунда, славившаяся красотой и жестоким сердцем, роняет перчатку на арену с дикими животными, дабы испытать своего верного рыцаря Делоржа. Этот анекдот в конце 18 века привлек Шиллера.
Переводами баллад немецких поэтов В.А. Жуковский занимался в зрелый период своего творчества, в частности, данная баллада впервые была опубликовала в 1831 году. Текст Жуковского максимально приближен к оригиналу, хотя имеет композиционные и ритмические различия, а В.К. Кюхельбекер считал эту интерпретацию «образцовым переводом», что в полной мере доказывает анализ стихотворения «Перчатка».
Жанр и размер
Особенности речи разных языков не могут не отразиться на переводе. То, что на немецком выглядит разговорным и повествовательным, на русской почве лучше звучит ямбом. Так и Жуковский избирает для своего перевода вольный ямб с варьирующимся количеством стоп в стихах.
Немало споров вызывает определение жанра «Перчатки». Автор оригинала дал подзаголовок «рассказ», возможно, пытаясь указать, таким образом, на подлинность описываемых событий. Жуковский же обратил внимание на повествовательный характер произведения и дал соответствующее определение жанру.
Прямых отсылок именно к балладе в «Перчатке» мало. Здесь нет традиционных мистических мотивов, присутствует лишь любовный конфликт и необычные обстоятельства, при которых разворачивается действие. Скорее, это анекдот в его литературоведческом, а не общепринятом, значении, так как здесь присутствует любопытная короткая история, рассказанная в особой манере.
Направление
Эпоха романтизма пробуждает интерес не только к народному творчеству, но и к разработке бытующих исторических зарисовок и легенд. Так в 1797 Шиллер создаёт балладу «Ныряльщик», которая основывается на легенде о Николаусе Пеше, сицилийском ныряльщике. Немного позднее он пишет «Перчатку», которая, по мнению Гёте, является «удачной параллелью и антитезой» «Ныряльщику». В.А. Жуковский перевёл на русский язык обе этих баллады, «Ныряльщик» в его интерпретации получил название «Кубок».
Баллада «Перчатка» занимает особое место в русской литературе. Кроме Жуковского её переводили М. Загорский, Н. Девите, но особенного внимания заслуживает переложение М.Ю. Лермонтова. В его варианте гораздо острее представлен конфликт, не опускается имя роковой красавицы и ярче выписаны характеры героев.
Главные герои и их характеристика
Сравнение перевода «Перчатки» Жуковского с интерпретацией Лермонтова позволяет более глубоко понять характеры главных героев. К примеру, если персонаж Жуковского только бросает перчатку со словами «Не требую награды», то у Лермонтова уязвленный рыцарь «тотчас» покидает самовлюбленную Кунигунду.
Развенчание куртуазных идеалов было актуально ещё в эпоху классицизма. Романтизм имеет совершенно другое представление о любви, не терпит угнетения личности и самодурства правителей, поэтому такой сюжет был весьма привлекателен для В.А. Жуковского и других поэтов. Идея подвига ради любви здесь преподносится совершенно иным образом. Делорж не способен бескорыстно, как в рыцарском кодексе, питать платоническое чувство к Кунигунде и терпеть все её капризы. Инцидент в «Перчатке» рассматривается с позиций романтизма. Для героя есть риск ради любви, а есть ублажение взбалмошной дамы, которая даже человеческую жизнь ни во что не ставит. Кунигунда осталась поверженной и опозоренной в глазах света – для неё трудно придумать более жестокое наказание.
Анализ баллады Перчатка Жуковского
Жанровая направленность произведения представляет собой близкий к оригиналу перевод немецкой баллады, отличающейся повествовательным характером.
Стихотворным размером баллады автор выбирает вольный ямб в сочетании с варьирующимся количеством стоп в строках.
В качестве основной тематики в произведении изображает любовный конфликт, раскрывающийся при необычных обстоятельствах, являющихся основой для развития сюжетных событий.
Главным героем баллады становится Делорж, представленный в образе рыцаря чести и достоинства, открыто выражающим собственные чувства, мнения и эмоции, отличающимся мудростью и порядочностью.
Второстепенным персонажем баллады представляется кокетливая дамочка из королевской свиты, описанная автором в качестве жестокой и лицемерной красавицы.
В балладе автором раскрывается несколько проблем, представленных в виде человеческом гордыни, достоинстве, самодурстве и равнодушии, а также проявления искренней и настоящей любви.
Сюжетная линия имеет в основе реально произошедший случай и разворачивается в момент проведения развлечений для королевского двора в виде наблюдения за повадками диких зверей, выпущенных на арену. Внезапно, у одной из придворных дам на арену падает перчатка, и она предлагает достать ее рыцарю Делоржу с целью подтверждения его любви к ней.
Молча и невозмутимо молодой человек оправдывает ожидание дамы и возвращает ей перчатку, несмотря на присутствие диких хищников, но при этом наказывает кокетливую женщину, заявляя, что не нуждается в ее наградах, даже в виде любви.
Отличительной особенностью баллады является яркое изображение характеристик персонажей, подчеркивающих развитие острого сюжетного конфликта.
Смысловая нагрузка произведения заключается в изображении жестокости и кровожадности, заставляющих человека рисковать своей жизнью ради сиюминутного удовольствия.
2 вариант
Это небольшое произведение состоит из пяти строф с разным количеством строк в каждой. Баллада является переводом стихотворения Шиллера.
Рифма здесь чаще всего смежная, но поэт мастерски её использовал – она гармонично встраивается в две строки, не звучит искусственно. Для описания героических действий рыцаря вводится предпоследняя строфа в четыре строки, которые соединены опоясывающей рифмой, и последняя – с перекрестной.
Ритм в балладе, как и полагается в этом жанре, спокойный, размеренный. Здесь не слишком много устаревших слов или сложных оборотов, но они, конечно, встречаются: «прелестию». Есть строчки, состоящие из одного слова, что придаёт динамичность и вескость событиями. К примеру: «Выходит», «и лёг».
В первой строфе описывается обстановка, герои – читатель оказывается рядом со скучающим королём, который только и ожидает сражения. Это характеризует его, как привыкшего к жестокости война, который готов мучить собственных редких зверей ради забавы. И его поддерживают бароны, дамы… Интонация размеренная, в строчках по три-пять слов.
Во второй повествование ускоряется, прибавляется напряжение. Строки короче, больше глаголов. Животные сразу не называются, например, лев сначала обозначен как грозный зверь с косматой головою. У каждого животного свой характер. Царь зверей почти очеловечен – он угрюм, горделив, осанист. Далее – быстрый тигр, который опасается спящего льва. Барсы бросаются в бой, но получают отпор от тигра и льва и с недовольным рычанием смиряются.
В третьей строфе все ждут… Но вот событие – перчатка падает. Тут несколько раз используется многоточия, чтобы показать напряженное ожидание. Улыбка дамы удостоена неприятных эпитетов «лицемерная», даже «колкая». Читатель будто слышит слова красавицы: «Если любишь, то вернешь перчатку».
Далее герой Делорж без ответа просто идёт и просто забирает перчатку. Предложения лаконичны, безэмоциональны.
В последней строфе представлено возвращение уже витязя под рукоплесканья тех, у кого сердце от ужаса «помутилось». И сама виновница рада и горда. Но рыцарь холоден. Он бросает ей перчатку со словами гордости, которые завершают балладу.
В стихотворение самое главное чувство – ожидание. Вот-вот что-то случится! Но тут используется приём контраста, так как ничего не происходит или происходит совсем не то. Сначала все ждали, что лев бросится в бой, после – тигр, барсы… Вдруг дама практически бросает своему рыцарю вызов. Все ждут – решится ли он, потом – растерзают ли его хищники. И самый главный контраст – безразличие к радости толпы и поступок рыцаря по отношению к его бывшей даме.
Также читают:
Картинка к сочинению Анализ произведения Перчатка Жуковского
Популярные сегодня темы
Счастья в этом рассказе не так много. Герой явно не счастлив. Алехин не находит счастья ни в труде, ни в дружбе, ни в любви.
Говоря о жанровой композиции данного замечательного произведения, хочется отметить то, что литературоведы все время уделяли особое внимание данному вопросу. Они отметили, что данная история с точки зрения
Невероятно привлекательным зрелищем в осеннюю пору являются массивы деревьев, каждое из которых может похвастаться своей раскидистой кроной, сотканной из разноцветных листьев.
Самое известное произведение Чернышевского Николая Гавриловича – это, конечно же, «Что делать?». В этом романе, полном героев, событий, историй и воспоминаний заложена не только тема любви, описание разных женитьб
Война – это всегда страшное и безумное явление. Сколько страха и ужаса скрывается лишь за одним словом. И сколько разрушений, какой хаос способна принести война. Умирают тысячи невинных людей
Литература. 6 класс
Конспект урока
Перечень вопросов, рассматриваемых по теме:
Баллада – лиро-эпическое произведение с необычным, напряжённым сюжетом исторического, мифического или героического характера.
Повесть – эпическое произведение, построенное в виде повествования о событиях в их естественной последовательности, в котором материал излагается хроникально, нет острого сюжета, нет глубокого анализа чувств героев, не ставятся задачи глобального исторического характера.
Рассказ – небольшое произведение эпического жанра с ограниченным числом персонажей. Чаще всего ставится одна проблема или описывается одно событие.
1. Полухина В. П., Коровина В. Я., Журавлёв В. П. «Литература». Учебник 6 класс. Часть 1, 2. – 9-е изд. – М.: Просвещение, 2019, стр. 307
2. Полухина В. П., Коровина В. Я., Журавлёв В. П. «Литература». Учебник 6 класс. Часть 1, 2. – 9-е изд. – М.: Просвещение, 2019, стр. 288
1. Аркин И. И. Уроки литературы в 5-6 классах: Практическая методика: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1996
2. Коровина В. Я. Литература. 5 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 1 / В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин. – 9-е изд. – М.: Просвещение, 2019, стр. 307
3. Коровина В. Я. Литература. 5 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 2 / В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин. – 9-е изд. – М.: Просвещение, 2019, стр. 303
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Баллада «Перчатка» основана на исторических событиях. Правивший в XVI веке во Франции король Франциск I считал, что между охотой и войной самое прекрасное развлечение – это балы и турниры. Причём, в качестве соперников у рыцарей могли быть и грозные хищники.
Под стать королю была и свита. Однажды, придворная дама Кунигунда, славившаяся красотой и жестоким сердцем, бросила перчатку на арену с дикими животными, дабы испытать своего верного рыцаря Делоржа.
Делорж, как истинный рыцарь, возвращает перчатку даме. Но как! Он бросает перчатку ей в лицо. И это очень унизительный жест, показывавший, что теперь рыцарь презирает Кунигунду.
Она придумала своему благородному избраннику жестокое испытание, чтобы потешить своё самолюбие.
Тогда на рыцаря Делоржа с лицемерной
И колкою улыбкою глядит
Его красавица и говорит:
«Когда меня, мой рыцарь верный,
Ты любишь так, как говоришь,
Ты мне перчатку возвратишь».
Делорж принимает вызов. Он спускается на арену за перчаткой. И, к всеобщему разочарованию, животные не вступают с ним в схватку. Шоу не получилось.
Делорж, не отвечав ни слова,
Перчатку смело он берёт
И возвращается к собранью снова.
Разочарование от того, что его возлюбленная на самом деле его не любит, гораздо страшнее для рыцаря, чем дикие звери на арене.
Баллада «Перчатка» – один из самых ярких образцов выразительной и гуманной лирики Шиллера. Тексту баллады присущ высокий уровень художественности и яркая и насыщенная изобразительность.
Глубинный смысл, открывающийся читателю в балладе «Перчатка», заключается в том, что любовь не должна требовать беспощадных и несправедливых жертв, а человеческая жизнь стоит большего, чем чей-то нелепый каприз.
Фридрих Шиллер назвал своё произведение рассказом, возможно, пытаясь таким образом указать читателю, что описываемые им события, действительно, происходили в реальности.
Рассказ – небольшое произведение эпического жанра с ограниченным числом персонажей. В рассказе чаще всего ставится одна проблема или описывается одно событие.
Василий Жуковский, сделавший один из лучших переводов баллады, назвал произведение повестью, вероятно, обратив внимание на присущий ему повествовательный характер.
Повесть – эпическое произведение, построенное в виде повествования о событиях в их естественной последовательности. В повести материал излагается хроникально, нет острого сюжета, нет глубокого анализа чувств героев, не ставятся задачи глобального исторического характера.
Однако, можно с уверенностью сказать, что произведение «Перчатка» является балладой, поскольку представляет собой лиро-эпическое произведение исторического или героического характера с необычным, напряжённым сюжетом.
Баллада «Перчатка» занимает особое место в русской литературе. Кроме Жуковского её перевёл и Лермонтов. В переводе Лермонтова ярче выписаны характеры героев и не опускается имя роковой красавицы. Необходимо отметить, что в оригинале баллады «Перчатка» у рыцаря и красавицы есть имена: Делорж и Кунигунда. Жуковский же в своём переводе баллады оставляет имя только герою, но не сохраняет имени героини, выразив, таким образом, своё отношение к ней: она красива только внешне, но при этом бездушна, и потому недостойна имени.
Теоретический материал для углублённого изучения
Фридрих Шиллер родился 10 ноября 1759 года. Внешне он был похож на свою мать Элизабет Кодвайс. Мать была дочерью провинциального пекаря. Отец Шиллера был полковым фельдшером.
Фридрих был болезненным ребёнком и окреп только к подростковому возрасту.
С 6 лет он учился в сельской школе, где его учителем был пастор Мозер (в драме «Разбойники» Шиллер использует это имя для обозначения священника).
Фридрих очень любил свою сестру Кристофину. Любимым занятием детей было играть в театр: из бумаги Фридрих вырезал персонажей, его сестра раскрашивала фигуры, и на самодельной сцене они с друзьями устраивали спектакли.
С 14 лет Шиллер учился в военной академии, где изучал сначала юриспруденцию, а потом медицину. В стенах академии Шиллер начал заниматься литературным творчеством: сюжет его первой драмы «Разбойники» родился ещё во время учёбы. После окончания академии Шиллер был направлен в гарнизонный полк лекарем.
В 1782 году состоялась премьера драмы Шиллера «Разбойники», после чего о нём заговорили как о талантливом драматурге.
Чтоб иметь возможность лично присутствовать на премьере «Разбойников», Шиллер самовольно покинул гарнизон, нарушив устав. За этот дерзкий поступок военного врача посадили на гауптвахту и запретили заниматься литературным творчеством. Шиллер, будучи вольнолюбивым человеком, принял решение бежать из гарнизона.
В 1788 году Шиллер начал работать в Йенском университете. В то время в университете училось 800 студентов. Шиллер читал там лекции по истории и философии. Лекции Шиллера вызывали восторг у большинства слушателей. На одной из них ему даже устроили овацию. Сегодня Йенский университет носит имя Фридриха Шиллера.
В 1787 году в Веймаре начинается дружба Шиллера с Гёте, которая положительно повлияла на творчество обоих писателей. Шиллер написал свои известные драмы, сделавшие его знаменитым: «Коварство и любовь», «Дон Карлос», «Мария Стюарт», «Орлеанская дева», «Вильгельм Тель».
Летом 1799 Фридрих Шиллер переехал на постоянное место жительство в Веймар, где вместе с Гёте он основал Веймарский театр, ставший лучшим в стране. Шиллер жил в Веймаре до конца своих дней, издавая литературные журналы.
Примеры заданий из Тренировочного модуля
Из числа предложенных ответов выберите все правильные.
Произведение Фридриха Шиллера «Перчатка» является балладой, несмотря на то, что сам Фридрих Шиллер назвал его рассказом, а В. Жуковский – повестью.
«Перчатка» является балладой, потому что…
Это произведение имеет стихотворную форму
Представляет собой небольшое прозаическое произведение с небольшим числом персонажей, описывающее один случай
Имеет исторический или героический характер
Представляет собой прозаическое произведение, построенное в виде повествования о событиях в их естественной последовательности
Представляет собой лиро-эпическое произведение с необычным, напряжённым сюжетом
Нужно вспомнить изученный материал и выбрать три предложения, которые обосновывают принадлежность произведения к жанру баллады. Например, «это произведение имеет стихотворную форму». Далее анализируем фразу и находим ключевые слова «стихотворная форма», вспоминаем изученное на уроке определение баллады, в котором отмечалось, что баллада – лиро-эпическое произведение, и делаем вывод, что данное предложение подходит под правильный ответ. Задание основывается на материале, пройденном как на этом уроке, так и в предыдущих классах.
Это произведение имеет стихотворную форму
Имеет исторический или героический характер
Представляет собой лиро-эпическое произведение с необычным, напряжённым сюжетом
Зачеркните все неверные ответы.
Красавица отправила рыцаря в зверинец за своей перчаткой, потому что…
Любит рыцаря и восхищается его смелостью
Любит животных и восхищается ими
Не любит рыцаря и хочет обратить на себя внимание окружающих
Вспоминаем, что рыцарю была присуща смелость, что животные были грациозны, хотя и опасны. Затем по изученному на уроке материалу вспоминаем, что красавица оставалась равнодушной и к рыцарю, и к животным, желая, прежде всего, обратить внимание окружающих на себя.
Выбор осуществляется путём зачёркивания неверных ответов.
Любит рыцаря и восхищается его смелостью
Любит животных и восхищается ими
Не любит рыцаря и хочет обратить на себя внимание окружающих.
Исследовательская работа по теме «Баллада Ф.Шиллера «Перчатка» как протест против существующего строя
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Муниципальное образовательное учреждение
« Средняя школа посёлка Ярославка »
Ярославского муниципального района
Исследовательская работа по немецкому языку
«Баллада Ф. Шиллера «Перчатка» как открытый протест
против существующего строя»
Качина Тамара Леонидовна,
учитель немецкого языка
Анализ сюжета баллады Ф.Шиллера «Перчатка». 4-5
Характеристика главных героев баллады. 6-8
Vor seinem Löwengarten,
Das Kampfspiel zu erwarten,
Перед своим зверинцем
С баронами, с наследным принцем
Король Франциск сидел.
Кто увлекается немецкой поэзией, наверняка узнали строки из баллады Фридриха Шиллера « Handschuh ” («Перчатка») и перевод русского поэта В.А.Жуковского.
Цель данного исследования: проанализировать балладу «Перчатка» немецкого поэта Ф.Шиллера как протест автора против существующего строя.
Задачи: 1. Выявить особенности сюжета баллады.
2. Дать характеристику поступков главных героев.
3. Исследовать художественно-выразительные средства баллады.
4. Выявить, почему произведение имеет такое название.
Анализ сюжета баллады Ф.Шиллера «Перчатка»
История, о которой повествует Шиллер, довольно проста и включает в себя несколько сцен.
В третьей части баллады возникает образ жестокой и самолюбивой красавицы, которая повелевает рыцарю достать из зверинца перчатку, требуя поклонения. Слишком мала для неё цена чужой жизни и слишком высоко она ценит себя. Красавица самым низким образом хочет испытать Делоржа. Чего она ждёт? Того, что герой струсит и на глазах у всей публики откажется от безрассудного поступка? А может быть того, что он бросится за перчаткой и изумит всех своей преданностью?
Почему Шиллер выбрал для баллады именно этот исторический сюжет? Поэзии Шиллера присуще стремление к свободе. Утверждение человеческого достоинства, ненависть к феодальным порядкам. Особенно это видно в ранних его произведениях: «Перчатка» (« Handschuh “), «Коварство и любовь» (« Kaballe und Liebe “), «Разбойники» (« R ä uber “). Шиллер создаёт теорию «эстетического воспитания», как способа достижения справедливого общества.
Шиллеру присущ бунтарский дух, стремление изменить несправедливость общественного строя.
Характеристика главных героев баллады
Прочтение баллады Ф.Шиллера «Перчатка» заставило меня задуматься о ценности и искренности чувств окружающих нас людей. Кто же они, герои этого произведения? Французский король с наследниками, придворными собрались перед зверинцем, чтобы посмотреть на бой диких зверей, это могли быть и рабы, и гладиаторы. Король смотрел на всех с высокого балкона, давал знаки к действию только движением руки. (Und wie er winkt mit dem Finger; und der König winkt wieder. )
Ф.Шиллер уделяет большое внимание описанию животных, их поведению на арене, их взаимоотношениям. Возможно, это символ ненавистной немецкому поэту иерархической лестницы средневекового общества: лев — тигр — леопарды с одной стороны, с другой: король — герцог — рыцари.
Прочитав стихотворение, я задумалась: «Почему Ф.Шиллер назвал произведение «Перчатка»? Что символизирует брошенная перчатка традиционно и в данной балладе?» Вообще брошенная в лицо перчатка является вызовом на дуэль для защиты чести оскорблённого. Но и в этом случае она есть символ ценности человеческой жизни: конфликты надо решать не ценой чьей-то человеческой жизни, а цивилизованно, за столом переговоров. В средние века перчатка, полученная от дамы, была знаком особой её благосклонности. Получив такой подарок, рыцарь не расставался с ним даже ночью. В данной балладе перчатка является, хотя и не живым, но главным героем. Ведь благодаря этому предмету рыцарь «раскусил» свою даму сердца, увидел её сущность.
Данилевский Р.Ю. Шиллер в русской лирике 1820-1830-х годов. Журнал. Русская литература. 2004
Ермоленко С.И. Лирика Шиллера в переводе М.Ю.Лермонтова. 2001.
Маранцман В.Г. Методические рекомендации при изучении зарубежной литературы на уроках. 2011