Что символизирует московский кремль кратко

Московский Кремль — державный венец России

В самом сердце Москвы, на Боровицком холме возвышается величавый ансамбль Кремля. Он давно уже стал не только символом столицы, но и всей России. Сама история распорядилась так, что рядовой посёлок кривичей, раскинувшийся посреди лесной глуши, со временем превратился в столицу могучей российской державы.

Содержание:

Краткая история Московский Кремль

Кремлём или детинцем в древней Руси называли центральную, укреплённую часть города с крепостной стеной, бойницами и башнями. Первый Московский Кремль, построенный в 1156 году князем Юрием Долгоруким, представлял собой деревянную крепость, окружённую рвом и валом.

Что символизирует московский кремль кратко. Смотреть фото Что символизирует московский кремль кратко. Смотреть картинку Что символизирует московский кремль кратко. Картинка про Что символизирует московский кремль кратко. Фото Что символизирует московский кремль кратко

Кремль с высоты птичьего полёта

В княжение Ивана I по прозвищу Калита (денежный мешок) в Москве воздвигли дубовые стены и башни и заложили первое каменное здание — собор Успения Богоматери.

В 1367 году Великий князь Дмитрий Донской обнёс Кремль мощной крепостной стеной из белого известняка. С тех пор столица получила прозвище «Москва белокаменная». Масштабное строительство развернулось при Иване III, который объединил значительную часть русских земель вокруг Москвы и построил достойную «государя всея Руси» резиденцию в Кремле.

Что символизирует московский кремль кратко. Смотреть фото Что символизирует московский кремль кратко. Смотреть картинку Что символизирует московский кремль кратко. Картинка про Что символизирует московский кремль кратко. Фото Что символизирует московский кремль кратко

Вид на стены Кремля с Кремлёвской набережной

Для строительства фортификационных сооружений Иван III пригласил архитекторов из Милана. Именно в 1485 — 1495 годах были построены существующие и поныне стены и башни Кремля. Верх стен венчают 1045 зубцов в форме «ласточкиного хвоста» — они имеют тот же вид, что и зубцы итальянских замков. На рубеже XV — XVI веков Московский Кремль превратился в неприступную массивную крепость, облицованную красным кирпичом.

В 1516 году вдоль укреплений, выходящих на Красную площадь, вырыли ров. После Смутного времени башни украсили шатрами, придав Кремлю современный облик.

Что символизирует московский кремль кратко. Смотреть фото Что символизирует московский кремль кратко. Смотреть картинку Что символизирует московский кремль кратко. Картинка про Что символизирует московский кремль кратко. Фото Что символизирует московский кремль кратко

Вид на Кремль с Большого Каменного моста

Чудесное возвращение святыни Московского Кремля

Главной из 20 башен Московского Кремля по праву считается Спасская, созданная итальянским зодчим Пьетро Антонио Солари. Спасские ворота издавна являлись парадным входом в Кремль, а куранты, помещённые в шатре башни, известны как главные часы страны. Вершину башни венчает светящаяся рубиновая звезда, но после распада СССР всё чаще появляются призывы убрать звезду и водрузить на её месте двуглавого орла. Своё название башня получила от надвратной иконы «Спаса Смоленского».

Что символизирует московский кремль кратко. Смотреть фото Что символизирует московский кремль кратко. Смотреть картинку Что символизирует московский кремль кратко. Картинка про Что символизирует московский кремль кратко. Фото Что символизирует московский кремль кратко

Вид на Кремль с Большого Москворецкого моста

Икона почиталась святыми, поэтому мужчины, проходя через ворота, перед образом Спасителя должны были снимать головной убор. Легенда гласит, что когда Наполеон проезжал через Спасские ворота, то порыв ветра сорвал с его головы треуголку. Но на этом дурные предзнаменования не закончились: французы попытались похитить золочёную ризу, украшавшую образ Спаса Смоленского, но лестница, приставленная к воротам, опрокинулась, и святыня осталась невредимой.

В годы советской власти икону убрали с башни. Более 70 лет святыня считалась утраченной, пока в 2010 году реставраторы не обнаружили под слоем штукатурки металлическую сетку, скрывающую образ Христа. 28 августа 2010 года, в праздник Успения Богородицы патриарх Кирилл торжественно освятил вновь обретённую икону над воротами Спасской башни.

Что символизирует московский кремль кратко. Смотреть фото Что символизирует московский кремль кратко. Смотреть картинку Что символизирует московский кремль кратко. Картинка про Что символизирует московский кремль кратко. Фото Что символизирует московский кремль кратко

Легенды и мифы Кремля

Испокон веков Московский Кремль был не только символом безграничной власти государя, но и местом, о котором слагали предания. За долгую историю о кремлевских храмах и башнях было создано столько легенд, что хватило бы на целую книгу.

Самые известные предания рассказывают о тайных подземельях и подземных ходах. Считается, что они были придуманы итальянскими архитекторами, проектировавшими и строившими кремлевские стены и башни. Множество подземных помещений сохранилось под бывшим Чудовым монастырем, который до 1930-х годов располагался в восточной части Кремлевского холма. Это переходы, внутренние помещения храмов и длинные галереи. На сегодняшний день часть из них затоплена подземными водами.

Что символизирует московский кремль кратко. Смотреть фото Что символизирует московский кремль кратко. Смотреть картинку Что символизирует московский кремль кратко. Картинка про Что символизирует московский кремль кратко. Фото Что символизирует московский кремль кратко

Вечный огонь у стен Кремля

Среди москвичей ходят слухи, что раньше от каждой из башен Кремля наружу вели разветвленные подземные ходы. Такие же тайные проходы соединяли все царские дворцы. Когда в 1960-е годы строители взялись рыть большой котлован для Государственного Кремлевского дворца, они обнаружили три подземных прохода, построенные в XVI веке. Подземелья были настолько широкими, что по ним можно было проехать на телеге.

Подземные ходы находили во время каждой крупной реконструкции. Чаще всего пустоты, провалы и лабиринты в целях безопасности замуровывали или просто заливали бетоном.

Что символизирует московский кремль кратко. Смотреть фото Что символизирует московский кремль кратко. Смотреть картинку Что символизирует московский кремль кратко. Картинка про Что символизирует московский кремль кратко. Фото Что символизирует московский кремль кратко

Одна из тайн Московского Кремля также связана с его подземельями. Вот уже несколько столетий историки и археологи бьются над загадкой исчезновения библиотеки Иоанна IV Грозного, которую также называют Либерией. Уникальное собрание древних книг и рукописей русский государь получил по наследству от своей бабки Софьи Палеолог, которой эти книги достались в качестве приданного.

В исторических документов существует опись библиотеки, состоящей из 800 томов, однако само собрание бесследно исчезло. Некоторые исследователи убеждены, что оно сгорело при пожаре или пропало во времена Смуты. Но многие уверены, что библиотека цела и спрятана в одном из кремлевских подземелий.

Что символизирует московский кремль кратко. Смотреть фото Что символизирует московский кремль кратко. Смотреть картинку Что символизирует московский кремль кратко. Картинка про Что символизирует московский кремль кратко. Фото Что символизирует московский кремль кратко

Вид на Успенский, Благовещенский соборы и Соборную площадь

Нахождение книг в хранилищах, расположенных под землей, не было случайностью. Когда в 1472 году Софья Палеолог приехала в город, она увидела к каким страшным последствиям привел пожар, бушевавший в Москве двумя годами ранее. Поняв, что привезенная ею библиотека может легко погибнуть в огне, Софья приказала оборудовать под хранилище просторный подвал, который находился под кремлевским храмом Рождества Богородицы. После этого ценную Либерию всегда держали в подземельях.

Что символизирует московский кремль кратко. Смотреть фото Что символизирует московский кремль кратко. Смотреть картинку Что символизирует московский кремль кратко. Картинка про Что символизирует московский кремль кратко. Фото Что символизирует московский кремль кратко

Вид на Соборную площадь и колокольню Ивана Великого

Соборы Московского Кремля — «алтари России»

Сегодня Московский Кремль — это и место работы Президента РФ, и историко-культурный музей. Исторический центр Кремля представлен Соборной площадью с тремя соборами — Успенским, Архангельским и Благовещенским. Старинная пословица гласит: «Над Москвой высится Кремль, а над Кремлём — только небо». Именно поэтому весь народ чтил указы царя, которые он провозглашал в Успенском соборе.

Этот храм с полным правом можно назвать «алтарём России». В Успенском соборе Кремля царей венчали на царство, избирали очередного главу русской церкви, а в гробницах храма обрели вечный покой мощи московских святителей. Архангельский собор, начиная с 1340 года и вплоть до XVIII столетия, служил усыпальницей московских князей и царей.

Что символизирует московский кремль кратко. Смотреть фото Что символизирует московский кремль кратко. Смотреть картинку Что символизирует московский кремль кратко. Картинка про Что символизирует московский кремль кратко. Фото Что символизирует московский кремль кратко

Архангельский собор Московского Кремля

Под его сводами на белокаменных плитах в строгом порядке установлены надгробия. Благовещенский собор был личным молитвенным домом московских князей: здесь они принимали крещение, исповедовались, венчались. По преданию, в подклетах этого храма хранилась великокняжеская казна. Соборную площадь окружают колокольня Ивана Великого, Грановитая и Патриаршие палаты. В Грановитой палате проходили собрания Боярской думы и Земских соборов, а в Патриаршем дворце размещалась контора Священного синода.

Достопримечательности Московского Кремля

К более молодым постройкам Кремля относится Большой Кремлёвский дворец, построенный в середине XIX века по приказу императора Николая I. Сегодня в его стенах разместилась парадная резиденция Президента России.

Что символизирует московский кремль кратко. Смотреть фото Что символизирует московский кремль кратко. Смотреть картинку Что символизирует московский кремль кратко. Картинка про Что символизирует московский кремль кратко. Фото Что символизирует московский кремль кратко

В дворцовых залах проводятся церемонии вступления в должность Президента, вручаются государственные награды и верительные грамоты. В одном из зданий дворца расположены Алмазный фонд РФ и Оружейная палата — сокровищница предметов дворцового обихода. В Кремле на постаментах стоят Царь-пушка весом 40 тонн и Царь-колокол весом 200 тонн — шедевры русского литейного мастерства. Из-за своих гигантских габаритов они не пригодны для использования по назначению, но зато стали символами великой России. В Кремле всегда многолюдно. Гости восхищаются непреходящей красотой архитектурных творений, олицетворяющих русскую историю. Как писал М.Ю. Лермонтов в «Панораме Москвы», ничто не может сравниться с этим Кремлём который, «окружён зубчатыми стенами и златыми главами соборов, возлежит на высокой горе, как державный венец на челе грозного владыки».

Источник

Что символизирует московский кремль кратко. Смотреть фото Что символизирует московский кремль кратко. Смотреть картинку Что символизирует московский кремль кратко. Картинка про Что символизирует московский кремль кратко. Фото Что символизирует московский кремль краткоmasterok

Мастерок.жж.рф

Хочу все знать

24 октября 1935 года было приказано долго жить последнему символу русской монархии — двуглавым орлам на кремлевских башнях. Вместо них были установлены пятиконечные звёзды. Вспомним 7 фактов о кремлевских звездах.

1. СИМВОЛИКА

Почему символом советской власти стала именно пятиконечная звезда доподлинно неизвестно, но известно то, что лоббировал этот символ Лев Троцкий. Серьёзно увлекавшийся эзотерикой, он знал, что звезда – пентаграмма, обладает очень мощным энергетическим потенциалом и является одним из самых сильных символов.

Символом нового государства вполне могла стать и свастика, культ которой был очень силен в России начала XX века. Свастика была изображена на «керенках», свастики рисовала на стене Ипатьевского дома императрица Александра Фёдоровна перед расстрелом. Но почти единогласным решением с подачи Троцкого большевики остановились на пятиконечной звезде. История XX века ещё покажет, что «звезда» сильнее «свастики»… Звёзды засияли и над Кремлем, сменив двуглавых орлов.

2. ТЕХНИКА

Водрузить тысячекиллограммовые звёзды на башни Кремля было делом непростым. Загвоздка была в том, что подходящей техники в 1935 году просто не было. Высота самой низкой башни, Боровицкой – 52 метра, самой высокой, Троицкой — 72. Башенных кранов такой высоты в стране не было, но для русских инженеров не существует слова «нет», существует слово «надо».

Специалисты Стальпроммеханизации спроектировали и построили для каждой башни специальный кран, который мог устанавливаться на ее верхнем ярусе. У основания шатра через башенное окно монтировалось металлическое основание — консоль. На ней собирали подъемный кран. Так, в несколько этапов, проводился сначала демонтаж двуглавых орлов, а затем водружение звёзд.

3. РЕКОНСТРУКЦИЯ БАШЕН

Вес каждой из звезд Кремля доходил до тонны. Учитывая высоту, на которой они должны были расположиться и парусную поверхность каждой звезды (6,3 кв.м.), существовала опасность того, что звёзды попросту вырвет вместе с верхушками башен. Башни решено было проверить на стойкость. Не зря: верхние перекрытия сводов башен и их шатры пришли в ветхое состояние. Строители усилили кирпичную кладку верхних этажей всех башен: в шатры Спасской, Троицкой и Боровицкой башен дополнительно ввели металлические связи. Шатер Никольской башни оказался настолько ветхим, что его пришлось сооружать заново.

4. ТАКИЕ РАЗНЫЕ И ВЕРТЯТСЯ

Делать одинаковые звёзды не стали. Четыре звезды отличались друг от друга художественным оформлением.

На гранях звезды Спасской башни были исходящие от центра лучи. На звезде Троицкой башни лучи были сделаны в виде колосьев. Звезда Боровицкой башни представляла собой два контура, вписанных один в другой, а лучи звезды Никольской башни рисунка не имели.

Звезды Спасской и Никольской башен были одинаковыми по величине. Расстояние между концами их лучей составляло 4,5 метра. Звезды Троицкой и Боровицкой башен были меньше. Расстояние между концами их лучей составляло соответственно 4 и 3,5 метра.

Звёзды — это хорошо, но крутящиеся звёзды — вдвойне хорошо. Москва большая, людей много, всем надо видеть кремлевские звезды. В основание каждой звезды установили специальные подшипники, изготовленные на Первом подшипниковом заводе. Благодаря этому, несмотря на значительный вес, звезды могли легко вращаться, поворачиваясь «лицом» к ветру. По расположению звезд, таким образом, можно судить о том, откуда ветер дует.

5. ПАРК ГОРЬКОГО

Установка кремлевских звезд стала для Москвы настоящим праздником. Звёзды не стали везти под покровом ночи на Красную площадь. За день до водружения на башни Кремля звёзды выставили на обозрение в Парке им. Горького. Вместе с простыми смертными на звезды приехали посмотреть секретари городского и районных ВКП(б), в свете прожекторов сверкали уральские самоцветы и искрились лучи звёзд. Орлов, снятых с башен, установили здесь же, наглядно демонстрируя ветхость «старого» и красоту «нового» мира.

6. РУБИН

Кремлевские звёзды не всегда были рубиновыми. Первые звёзды, установленные в октябре 1935 года, были из высоколегированной нержавеющей стали и красной меди. В середине каждой звезды, с обеих сторон, сверкали выложенные из драгоценных камней эмблемы серпа и молота. Драгоценные камни через год потускнели, да и звезды были слишком большими, и плохо вписывались в архитектурный ансамбль.

В мае 1937 года было решено установить новые звезды — светящиеся, рубиновые. Тогда же к четырем башням со звездами прибавилась еще одна — Водовзводная.

Рубиновое стекло было сварено на стекольном заводе в Константиновке, по рецепту московского стекловара Н. И. Курочкина. Нужно было сварить 500 квадратных метров рубинового стекла, для чего была придумана новая технология — «селеновый рубин». До этого для достижения нужного цвета в стекло добавляли золото; селен — это и дешевле, и цвет глубже. В основании каждой звезды установили специальные подшипники, чтобы они, несмотря на тяжесть, могли вращаться, как флюгер. Им не страшны ржавчина и ураган, поскольку «оправа» звезд выполнена из специальной нержавеющей стали. Принципиальная разница: флюгера указывают, куда дует ветер, а кремлевские звезды — откуда. Уяснили суть и значение факта? Благодаря ромбообразному поперечному сечению звезды она всегда упорно становится в лоб против ветра. Причем любого — вплоть до урагана. Даже если вокруг и снесет все подчистую, звезды и шатры останутся целехоньки. Так спроектировано и построено.

Но вдруг обнаружилось следующее: на солнечном свете рубиновые звёзды кажутся… чёрными. Ответ был найден — пятиконечные красавицы нужно было сделать двухслойными, а нижний, внутренний слой стекла должен быть молочно-белым, хорошо рассеивающим свет. Кстати, это обеспечивало и более ровное свечение, и сокрытие от людских глаз нитей накаливания ламп. Кстати, тут тоже возникла дилемма — как сделать свечение ровным? Ведь если лампа установлена в центре звезды, лучи, очевидно, будут менее яркими. Помогла комбинация различной толщины и насыщенности окраски стекла. Кроме того, лампы заключены в состоящие из призматических стеклянных плиток рефракторы.

7. ЛАМПЫ

Кремлевские звёзды не только вертятся, но и светятся. Чтобы избегать перегрева и повреждения, через звезды пропускается около 600 кубометров воздуха в час. Звездам не грозит отключение электричества, поскольку их энергоснабжение производится автономно. Лампы для кремлевских звезд разработали на Московском электроламповом заводе. Мощность трех — на Спасской, Никольской и Троицкой башнях — 5000 ватт, и 3700 ватт — на Боровицкой и Водовзводной. В каждой смонтированы две нити накаливания, включенные параллельно. При перегорании одной лампа продолжает гореть, а на пульт управления поступает сигнал о неисправности. Для смены ламп к звезде не надо подниматься, лампа спускается вниз на специальной штанге прямо через подшипник. На всю процедуру требуется 30-35 минут.

За всю историю звезды гасли всего 2 раза. Первый раз, во время Второй Мировой Войны. Именно тогда звёзды были впервые погашены — ведь они были не только символом, но и превосходным маяком-ориентиром. Закрытые мешковиной, они терпеливо пережидали бомбардировки, а когда всё кончилось, выяснилось, что стекло во многих местах повреждено и требует замены. Причём нечаянными вредителями оказались свои же — артиллеристы, защищавшие столицу от налётов фашистской авиации. Второй раз когда Никита Михалков в 1997 году снимал своего «Сибирского цирюльника».
Центральный пульт контроля и управления вентиляцией звезд находится в Троицкой башне Кремля. Там установлено самое современное оборудование. Ежедневно два раза в сутки визуально проверяется работа ламп, а также осуществляется переключение вентиляторов их обдува.

Раз в пять лет стекла звезд моют промышленные альпинисты.

Информация об этом журнале

Edited at 2013-10-29 02:11 pm (UTC)

\\Епископ и Соломона назвал «божественным»[125], хотя тот просто колдун и устроитель культов молоха и астарты в Иерусалиме, о чём можно узнать из того же ветхого завета.\\

Вот её имена. Сехмет-Хатхор-Хатор-Астарта-Иштар-Иссиру-Сирин-Инанна-Эстер-Юдифь-Себетту-Пацуцу-Пазузу-Цырера-Афродита-Венера. Все они означают «Отрицание Ра». ВЕ НЕ РА. «ВЕдение НЕ РА».

Вот почему символ Венеры называют «Звездой Соломона». Он был жрецом в храме Астарты. Венеры.

Почему Венера метит своей звездой результаты своего труда? Ну так все мастера метят своим клеймом результаты своего труда.

Источник

Путешествия по городам России и зарубежья

Пешие экскурсии

Коротко о московском кремле

Московский кремль — крупная крепость, расположенная на Боровицком холме в российской столице — Москве. С давних времен является градообразующим, историческим, политическим и культовым центром города. Сегодня здесь находится официальная резиденция президента Российской Федерации. В 1991 на базе Государственных музеев Московского Кремля был образован историко-культурный музей-заповедник. Сейчас кремль является главным центром притяжения у туристов, посещающих московскую столицу.

Что символизирует московский кремль кратко. Смотреть фото Что символизирует московский кремль кратко. Смотреть картинку Что символизирует московский кремль кратко. Картинка про Что символизирует московский кремль кратко. Фото Что символизирует московский кремль кратко

Интересные факты о московском кремле

Был построен в XV веке. В 1156 году на территории современного Кремля были построены первые укрепления общей протяжённостью около 850 метров и площадью около 3 га.

Московский кремль моложе Тульского, Псковкого, Новгородского и Казанского кремля.

По протяженности стен, кремль занимает 2500 метров. Московская крепость самая длинная в России. Следующий претендент — Нижегороский кремль на целых 500 метров короче.

Вдоль стен кремля Москвы расположено 20 башен. 3 башни, стоящие в углах треугольника, имеют круглое сечение, остальные — квадратное. Самая высокая башня — Троицкая, она имеет высоту 79,3 м. Следующий конкурент Московского кремля имеет на три башни меньше и расположен в г. Коломна.

По своему значению…

Успенский собор, расположенный на территории московского кремля был главным храмом страны.

Оружейная палата московского кремля — старейший музей-сокровищница, одно из самых богатых собраний страны.

История кремля вкратце

История первых деревянных построек Московского Кремля уходит в далекий 1156 год. Вокруг небольшой крепости, служившей укрытием от врагов, стояло множество деревень с сел. В 1238 году Москва подверглась страшному нападению полчищем хана Батыя и была сожжена дотла. В XIV веке Москва, не раз возрожденная из пепла, стала начала активно застраиваться камнем. В 1368 году по указанию молодого князя Дмитрия Донского были возведены белокаменные стены и башни Кремля. Одновременно с каменным укреплением была расширена территория Кремля. В таком виде Московский кремль простоял более 100 лет, подвергаясь многочисленным натискам врагов. В 1495 году Московский Кремль получил новые кирпичные башни и стены, новое укрепление и еще большую территорию. В конечном результате с точки зрения военно-инженерного искусства Московский Кремль представлял собой выдающееся сооружение, соответствовавшее всем требованиям мировой оборонительной техники того времени.

Источник

Символика Московского Кремля в свете учения Н.Ф. Фёдорова

Что символизирует московский кремль кратко. Смотреть фото Что символизирует московский кремль кратко. Смотреть картинку Что символизирует московский кремль кратко. Картинка про Что символизирует московский кремль кратко. Фото Что символизирует московский кремль кратко

За двадцать пять лет работы над изложением своего учения Н.Ф. Федоров предло­жил около трех десятков его названий (см.: Борисов 2010, с. 276-277). Одно из этих назва­ний — «Пасхально-кремлевский вопрос». В данной статье мы попытаемся показать, что это название навеяно символикой Московского Кремля.

Федоров не раз повторял, что прямая связь воскресения Христа со всеобщим вос­крешением нигде так не ощущается, как на Пасхе в Кремле (Федоров 1995-2000/1, с. 142). Первая весть о воскресении, подчеркивал он, слышится в Пасхальную ночь не под свода­ми храма, а на пространствах вселенной. Сам же Кремль, запруженный в Пасхальную ночь толпою народа, предстает символическим храмом Воскрешения. Мыслитель чает то вре­мя, когда Кремль окончательно перестанет быть только крепостью, станет Музеем всеоб­щего дела и одновременно — площадкой для союза всех людей против смертоносной си­лы природы.

Своеобразие Московского Кремля заключается в его предназначении как общерус­ской твердыни-крепости, в отличие от западных и восточных замков, которые служили преимущественно для защиты правителя и его приближенных. Именно этим объясняются грандиозные размеры Московского Кремля.

Резко отличается художественный облик Московского Кремля от всех замков мира из- за метаморфозы, которую он пережил, когда в XVII в. все его башни «красоты ради» вы­росли в два раза, ибо были надстроены декоративными ярусами и шатрами, и обрели торжественный, триумфальный, нарядный и праздничный вид.

Ни один замок мира такого принципиального преображения не знал! Только Московский Кремль из суровой твердыни преобразился в архитектурный рай. Недаром даже для европейского сознания художественный облик Московского Кремля стал символом и синонимом Красоты.

Московский Кремль и Красота — понятия нерасторжимые. Превращение суровой крепости в великолепный архитектурный рай произошло в Москве далеко не случайно. Ведь искания Справедливости и Красоты — основная черта, главный ориентир русской души.

Недаром более 1000 лет назад решающим аргументом в пользу выбора Русью пра­вославия стал критерий Красоты, помимо Добра и Истины. Послы Владимира, поражен­ные великолепием греческого богослужения, сказали князю: «не знаем мы — на небе мы были или на земле, ибо на земле нельзя видеть такого зрелища и такой красоты; там Бог пребывает с людьми» (Голубинский 1901, с. 113). А если перекинуть мостик к русской культуре XIX в., то в ней укореняется мысль великого нашего писателя Федора Достоев­ского: «Мир спасет красота» (Достоевский 1972-1990/8, с. 436).

Кремль — защита Мира и его Щит

Символика Московского Кремля многозначна. Исторически Московский Кремль был центром собирания и единения русских и иных земель и народов в целях защиты от смер­тоносной силы внешних врагов.

Идея единения вокруг Московского Кремля отлилась в незабываемую картину многоглавия Соборной площади. Многоглавие было художественно-символическим открытием, откровением и излюбленным приемом зодчих средневековой Руси. Оно наглядно и эф­фектно видно и когда находишься внутри Кремля, в центре Соборной площади, и когда смотришь на Кремль из-за Москва-реки или других высоких точек Столицы.

Защита от смерти достигалась и путем создания огромной всенародной крепости-твердыни, и путем объединения земель, и концентрацией всех сил и ресурсов во властной руке русского центра. Именно эта концентрация власти помогла привести к умиротворению распрей и междоусобиц, как среди русских князей, так и у других народов. Это же усмиря­ло и умиротворяло агрессоров со всех сторон света.

Московский Кремль — это символ межгосударственного, межэтнического умиротво­рения. Это символ борьбы за мир, а не только отпора нападениям с Запада, Востока и Юга, символ внутреннего и внешнего порядка и справедливости. Эта роль фактически, символически прослеживается на протяжении всего многовекового существования Мос­ковского Кремля, начиная от изначальных времен. Она видна и во время становления Ру­си, и в борьбе с Ордой, и в польско-литовско-шведскую оккупацию в Смутное время, и в Отечественную войну 1812 года против «двунадесяти языков», и во время интервенции Антанты, и в эпоху великой борьбы и победы над немецко-фашистскими захватчиками, и в холодную войну, и в период борьбы за мир во второй половине XX века. До сих пор в России и мире живет надежда, что Московский Кремль снова станет великим объедините­лем и умиротворителем.

Вот почему Московский Кремль называют «алтарем мира», а Москву — «храмом ми­ра». Недаром в XIX в. именно из Москвы впервые в мире прозвучали призывы к международному разоружению (инициатива Николая II по созыву Гаагской конференции по разору­жению). Этот факт Н.Ф. Федоров горячо приветствовал.

Как крепость, Кремль защищал от смертельных врагов как живых, так и могилы умерших (Федоров 1995-2000/3, с. 77), был в буквальном смысле щитом от смерти, спа­сающим и позволяющим восстановить в будущем жизнь. Недаром Федоров писал, что из военной и грозной крепости Кремль должен преобразиться в Музей, понятый проективно — как орудие всеобщего собирания. Как крепость, Кремль защищал русских людей от смертельных врагов, был в буквальном смысле щитом от смерти, спасающим и позволя­ющим восстановить в будущем жизнь.

Постоянная защита от смертоносных сил войны не случайно привела к идее зримого воплощения борьбы со смертью и окончательной победы над нею через возрождение и всеобщее воскресение. Это было с блеском реализовано в символическом, архитектурно­градостроительном облике Московского Кремля, сердцем которого является Успенский собор. В успенском мышлении, о котором пойдет речь ниже, главными являются антимортальный и воскресительные аспекты. Вот почему Успение Пресвятой Богородицы называ­ют «Второй Пасхой» (Борисов 1991).

Кремль и путь в Космос

Размышляя еще в середине XIX века о выходе человека в космос, Н.Ф. Федоров пи­сал: «Ширь русской земли, способствует созданию подобных (богатырских. — В. Б.) харак­теров; наш простор служит переходом к простору небесного пространства, этого нового поприща для великого подвига» (Федоров 1995-2000/1, с. 254). Таким богатырем оказался русский красавец-смельчак, Юрий Алексеевич Гагарин. Невероятно, загадочно, но насто­ящая фамилия Н.Ф. Федорова тоже Гагарин. Он незаконный сын князя П.И. Гагарина и дворянки Елизаветы Ивановой (Борисов 1990).

Таким образом в Московском Кремле с помощью двух Гагариных, одного провидца космического будущего, другого первого летчика-космонавта, сошлись воедино Земля и Небо.

Дуб, посаженный Ю.А. Гагариным, находится напротив величественной и мощ­ной колокольни Ивана Великого, которая одновременно является церковью во имя препо­добного Иоанна Лествичника, автора «Лествицы духовной». В этой книге Иоанн описывает символические ступени лестницы, возводящей к небесному совершенству.

Сама колокольня-церковь относится к Успенскому собору, освященному во имя Пре­святой Богородицы, именуемой также «Лествицей на небеси».

Итак, в Московском Кремле как бы начинается Лестница на Небо, а Космос — Воскрешение — Бессмертие суть ступени к Богу, у которого «смерти нет».

Таким образом священный смысл Московского Кремля предопределяет его роль ми­рового центра борьбы со смертью, высшую земную инстанцию по организации молитв и трудов в общем деле воскрешения. Кремль прогностически должен быть штабом борьбы со смертью, а залог тому — обетование Пресвятой Богородицы, которая «в Успении мира не оставила» и по откровению святых провидцев избрала нашу страну своим последним уделом на Земле.

В этом суть ответа на Пасхально-Кремлевский вопрос.

Символика Соборной площади Московского Кремля

Помните хватающие за душу знаменитые строки Марины Цветаевой:

У меня в Москве — купола горят,

У меня в Москве — колокола звонят,

И гробницы в ряд у меня стоят, —

В них царицы спят и цари.

И не знаешь ты, что зарей в Кремле

Легче дышится, чем на всей земле.

Поэзия — это не преувеличение, а точное определение сути. Именно жизненная точ­ность вызывает наш трепет перед поэтическим словом. Оказывается, Цветаева точно описала, что видели ее глаза в Кремле.

Высокий холм, как «державным венцом», опоясан лентой зубчатой стены и островер­хих нарядных башен. На лбу холма, на его маковце, как алтарь возвышается многоглавая Соборная площадь с золотыми куполами.

Возглавляет сонм куполов колокольня Ивана Великого. Жаром золота облитый, гудел Иван Великий, открывая на Пасху знаменитый звон од­новременно всех сорока сороков московских церквей. И призывно разносился этот пас­хальный благовест над Архангельским собором, где покоятся русские цари, и над Возне­сенским монастырем, где до его разрушения в советские годы спали русские царицы.

В том виде, в каком сейчас пребывает Соборная площадь, она оформилась в XVII в. Организуют Соборную площадь 9 церковных зданий и одно светское — Тронный зал русских монархов — Грановитая палата.

Но из девяти церковных зданий Соборной площади из-за реки, с центральной оси Кремля, лучше всего видна троица соборов и архитектурный стержень — столп Ивана Ве­ликого. Причем троица наиболее воспринимаемых соборов является главной по назначе­нию, ибо в них совершались важнейшие этапы жизни московских царей: в Благовещенском соборе Цари Русские крестились, в Успенском соборе — венчались на царство, в Архан­гельском соборе находили вечный покой — хоронились. Все было рядом.

Три собора златоглавы,

Где блюстителей державы

Над священною главой,

В их судьбе разнообразной

Три венца сияют разно —

Царский, брачный, гробовой

(Филимонов 1988, с. 237)

Главной определяющей чертой художественного образа Соборной площади Москов­ского Кремля является устремленность вверх, в высь, в Небо, в Космос. Все линии, рисующие художественный силуэт ансамбля площади, ориентируют глаз вверх. Это особенно наглядно видно в венчающей части храмов — в композиции куполов. Все купола заканчиваются килевидным образом, то есть, утончаясь, тянутся вверх и со­здают впечатлении парения над землей, над зданиями.

Тема вознесения и парения, ориентации вверх, в Небо, в Космос, к Богу закрепляет образ величавого столпа Ивана Великого. Этот художественный образ явился результатом реализации особого замысла. В чем он заключается?

В уставной литературе Русской Православной Церкви в разделах, посвященных устройству храмов, пишется следующее:

«На крыше храма устраивается иногда один, иногда несколько куполов (башен с вы­пуклою или остроконечною крышею) как указание на то, что христиане должны отрываться от привязанностей к земному и стремиться к небесному» (Соколов 1922).

Пафос Соборной площади заключается в порыве к Небу, к Высшему, в Космос, к Бо­гу, к Царству Небесному.

В структуре художественного замысла Соборной площади Московского Кремля опре­деленное значение заняла и сакральная числовая символика. Числа 3, 9 и 40 — особые. Священные и знаменательные, они не раз встречаются в Священном Писании.

На 3-й день воскрес Иисус Христос. На 3-й день воскресла Божия Матерь. Православный Бог един в трех лицах. По Своем Воскресении Господь наш Иисус Христос 9 раз «был видим глазами и ося­заем руками человеческими» (Фаррар 1893, с. 574). Небесная иерархия небожителей имеет 9 ангельских чинов 3 ступеней.

Моисей 40 дней пробыл на Синае. Пророк Илья 40 дней пробыл в пустыне. Спаситель тоже пробыл 40 дней в уединении. На 40-й день вознесся Христос по Воскресении. Число 40 в Священном Писании всегда связано с искушением и возмездием.

Главными на Соборной площади Московского Кремля являются три собора. Образу­ют всю площадь девять церковных зданий, а среди них Благовещенский собор имеет де­вять глав, что символизирует девять ангельских чинов. Девятиглавие этого храма служит как бы залогом того, что все девять ангельских чинов заступятся за русских крещеных ца­рей, за Московский Кремль, за русский народ.

Общее число всех куполов на Соборной площади — 40.

Все эти три числа (3, 9, 40) имеют особое значение в судьбе усопших: на третий день хоронят, на девятый и сороковой день поминают, заказывают сорокоуст.

На сороковой день устраивают особые поминки усопшим, ибо считается, в этот день душа усопшего окончательно покидает земные пределы и, если достойна, удостаивается Царствия Небесного.

В связи с метаморфозой усопших на сороковой день особое значение имеет Успение Пресвятой Богоматери. Вокруг этого события сложилась особая система идей, названная философом Н.Н. Лисовым «успенским мышлением» (Лисовой 2001).

В Успенском мышлении, как видно в иконописи XV-XVII вв., помимо темы оплакива­ния апостолами усопшей Богоматери, развивается и занимает векторное положение тема ее Воскресения и Вознесения во плоти на небеса.

Эта тема в пространных редакциях иконографии Успения Божией Матери реализует­ся в средней части иконы.

Над лежащей в темных ризах на смертном одре Марии изображен стоящий в небес­ной славе Спаситель со спеленутыми белыми пеленами ребенком на своих руках. Этот младенец — душа Божией Матери, которую принимает Христос. А еще выше, в центре иконы, в кругах небесной славы изображается сидящая Мария, но уже в белых ризах. Она поддерживается двумя Архангелами. И в самой верхней части полукругом изображены Врата Рая.

Согласно церковным представлениям, после Воскресения Христа первый человек, который воскрес после искупительной жертвы, была Мария. Именно ее архангелы Гавриил и Михаил встречают у Врат Рая как первого представителя рода людского, удостоившего­ся обожения. Поэтому образ Богоматери сопровождается двумя архангелами — Гавриилом и Ми­хаилом. И эта важнейшая идеологема Успенского мышления нашла воплощение в разработке плана Соборной площади.

Из-за Москвы-реки, с главной точки зрения, видны лучше всего именно собор Богоро­дицы (ее Успения), фланкируемый соборами Благовещенским и Архангельским, то есть внутренним оком нам как бы предлагается видеть Богоматерь, сопровождаемую арханге­лами Гавриилом и Михаилом (Успенский собор— Мария, Благовещенский — Гавриил, Архангельский — Михаил).

Благовещенский собор посвящен событию, в котором активным действующим лицом был Архангел-Благовестник Гавриил, сообщивший Марии, что от Духа Святого непороч­ным путем она зачнет Спасителя мира — Иисуса Христа. Архангел Гавриил и Михаил играют исключительную роль в замысле спасения мира, ибо были главными исполнителями Божиих предначертаний.

В связи с этим в Православии получил широкое распространение тип иконы Богома­тери, на которой слева и справа часто изображаются два Архангела. А на острове Крит даже построили церковь «Панагия Ангелоктиста», что значит «Всеблагая Ангелосданная». Именно в соответствии с этой идеей размещены три главных храма на Соборной площади Московского Кремля, давая архитектурное воплощение иконной программы.

Эта идея находит воплощение на Соборной площади и в виде фрески. Над южным порталом Успенского собора, т. е. на парадной стороне, изображена Богоматерь Влади­мирская, и слева и справа от Нее Архангелы Гавриил и Михаил в рост.

Но идейно-художественный строй Соборной площади имеет несколько уровней во­площения и прочтения.

1. С парадной точки зрения из-за Москвы-реки.

2. С точки зрения символики священных чисел.

3. С точки зрения содержания наружных фресок.

4. С точки зрения посвящения престолов.

К сожалению, до сих пор, кроме анализа содержания наружных фресок, наши иссле­дователи не обращались ни к анализу числовой символики, ни особенной храмографии («храмография» — неологизм, созданный подобно терминам «иконография», «агиография». Сочетание русского и греческого корней — не новость. Вспомним слово «Санкт-Петербург», где сочетаются латинский, греческий и немецкие корни) Соборной площади, не увязывали посвящение престолов Кремля с идеями Успения и Вос­кресения.

А между тем храмы, образующие Соборную площадь, посвящены:

Божией Матери — Успенский собор.

Ризам Марии, оставшимся по Воскресении и Вознесении ее, — Ризположенская церковь.

Спасителю — Верхоспасский собор.

Двенадцати апостолам — Собор двенадцати апостолов.

Архангелу Гавриилу — Благовещенский собор.

Девяти небесным чинам — Благовещенский собор.

Архангелу Михаилу — Архангельский собор.

Заметим, что вышеприведенный список перечисляет все образы, изображенные на иконе Успения Пресвятой Богородицы.

Другими словами, Соборная площадь Московского Кремля есть ничто иное, как во­площение архитектурно-градостроительными средствами иконографии Успения Богомате­ри, т. е. Священная площадь Кремля — это архитектурная икона Успения и Воскресения Божией Матери.

Обратим внимание, что в тропаре на праздник Успения Пресвятой Богородицы Она названа «Мати сущи Живота, и молитвами Твоими избавлявши от смерти. »

В кондаке же на этот праздник прямо утверждается «В молитвах неусыпающую Бого­родицу гроб и умерщвление не удержатся».

Развитие успенско-воскресительного мышления на Руси привело естественно к идее построить в Кремле грандиозный Воскресенский собор на Соборной площади как главный храм Московского Патриаршего Престола. Эта идея возникла в XVI веке, «когда в сонме древних патриарших кафедр появилась еще одна — Московская» (Под патриаршим омо­фором, 1989).

Новый храм должен был превзойти свой прототип — Воскресенский храм Гроба Гос­подня в Иерусалиме. Для того, говорят, и была осуществлена в 1600 г. повелением Бориса Годунова надстройка столпа Ивана Великого, ставшего надолго самым высоким сооруже­нием на Руси.

Но построен был чаемый Воскресенский храм полвека спустя, не в Кремле, а недале­ко от Москвы, на берегу реки Истры, где сама природа, казалось бы, создала условия для строительства Русской Палестины.

Патриарх Никон задумал повторить не просто копию храма Гроба Господня, но воссо­здать топографически все евангельские реалии — священные места земной жизни Спаси­теля с помощью ландшафта, архитектуры и градостроительных приемов: создать про­странственную икону Святой Земли и икону Небесного Града, виденного в Откровении Иоанном Богословом.

Так возникла, по словам И. Грабаря, самая пленительная архитектурная сказка, кото­рую знало человечество, — Новый Иерусалим.

От иерусалимского храма Никон взял только планировочную схему. Сам же облик Нового Иерусалима навеян, прежде всего, образами русского зодчества: многоглавого собора Василия Блаженного и многоглавой Соборной площади Московского Кремля, с их богатой и сказочно многоцветной отделкой фасадов, с большими ажурными крестами, с изысканнейшими линиями русских куполов.

Многоглавый, златоглавый, разноцветный, сложный по силуэту Новоиерусалимский Воскресенский монастырь более похож на Московский Кремль, чем на строгий, одноцвет­ный, скупой на декор Воскресенский собор Гроба Господня в Иерусалиме.

Новый Иерусалим превратился в Новый Кремль Святой Руси, в Воскресенский Кремль, образ Рая на Земле, так любимый Н.Ф. Федоровым, который в последние годы жизни проводил лето в Воскресенске, посещая регулярно Новый Иерусалим.

Таким образом, Московский Кремль как архитектурная икона Успения и Воскресения оказал исключительное влияние на русское сознание.

Архитектурная символика Московского Кремля вместе с новозаветной литературой послужила основным источником конструирования ошеломляющего учения о воскрешении людей, о победе над смертью, которое разработал гениальный русский мыслитель Н.Ф. Федоров.

Московский Кремль для Федорова явился тем ключевым образом, который, переда­вал полноту и глубину его учения, воспринимал его как олицетворение сокровенных чая­ний людей и понимался им как «Алтарь мира». Дело дошло до того, что философ в попыт­ках отыскать самое точное название для своего проекта Победы над Смертью, пришел к мысли назвать его «Пасхально-Кремлевский вопрос».

Борисов 1990 — Борисов В.С. Кто же мать Н.Ф. Федорова? // Общее дело: Сборник докладов, представ­ленных на I Всесоюзные Федоровские чтения. М., 1990. С. 233-234.

Борисов 1991 — Борисов В.С. Кремль и Успение II Домострой. 1991. № 4.

Борисов 1996 — Борисов В.С. Адреса Н.Ф. Федорова // Философия бессмертия и воскрешения: В 2 вып. Выл. 1. М. 1996. С. 251-255.

Борисов 2010— Борисов В.С. Федоровские сады как Эдем Воскрешения (ландшафтная визуализация идей Философии Общего Дела) II «Служитель духа вечной памяти». Николай Федорович Федоров (К 180-летию со дня рождения). Сб. научных статей: В 2 ч. Ч. 2. М„ 2010. С. 267-308.

Голубинский 1901 — Голубинский Е.Е. История русской церкви. Т. 1. М., 1901.

Лисовой 2001 — Лисовой Н. Песнь Успенская //Три Рима. М„ 2001. С. 445-452.

Под патриаршим омофором 1989 — Под патриаршим омофором. К 400-летию установления Патриарше­ства на Руси. М. 1989, Буклет.

Соколов — Соколов. Устав Православного богослужения. Париж, 1922.

Фаррар 1893 — Фаррар Ф. Жизнь Иисуса Христа. СПб, 1893.

Федоров 1995-2000/1-4, Доп. — Федоров Н.Ф. Собр. соч.: В 4 т. М„ 1995-1999; Дополнения. Коммента­рии к Т. IV. М., 2000.

Филимонов 1988 — Филимонов В.С. «Я не в Аркадии — в Москве рожден», М„ 1988.

«Московский Сократ»: Николай Фёдорович Фёдоров (1829-1903). Сборник научных статей

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *