Что символизирует молот и наковальня

Молот

Как знак горнорудных работ фигурирует молот-камнелом, скрещенный с киркой. На географических картах такой знак в прямой и перевернутой форме означает открытые и закрытые разработки соответственно.

Стук молотка в судебном заседании означает призыв к соблюдению порядка и необратимость принятия решения (в последнем качестве удары молотка используются при проведении аукционов).

Серп и молот в Советской России были выбраны как мощный символ производительного труда… (отдельная песня).

Молот и наковальня вместе являются формирующими силами созидания как в мужском активном, так и в женском пассивном аспекте.

Разделяет символику двойного топора, тау-креста

Что символизирует молот и наковальня. Смотреть фото Что символизирует молот и наковальня. Смотреть картинку Что символизирует молот и наковальня. Картинка про Что символизирует молот и наковальня. Фото Что символизирует молот и наковальня

Сходный с молотом Тау-крест — эмблема Пта, который известен как «мститель» и «сокрушитель».

В греко-римской мифологии молот символизирует гром, отмщение.

Этрусский демон смерти Хару как знак своих обязанностей носит огромный молот (киянку) с длинной рукояткой.

Атрибутом Гефеста — воплощение божественного мастерства, формообразующей творческой энергии.

Знак авторитета, расточающейся благодати, божественного поручительства (?) при заключении договора, брака и т. д.

Божественное придание формы вселенной

Верховная власть императора, организующая общество и отгоняющая тьму и зло.

Как и в Индии, его разрушительная сила ассоциировалась с победой зла.

Богатство и удача (связан с волшебной добычей золота), атрибут бога процветания Дайкоку.

Один из инструментов Страстей Господних, символ Распятия — молоток использовался для пригвождения Христа к кресту

Символ творческого ума.

Атрибут (магистра) мастера ложи и двух смотрителей — молот каменотёса или двуглавый молот (киянка).

Как символ обработки ещё «сырого камня» — ученика, используется остроконечный молот.

Атрибут в руках Вулкана — кузнеца богов.

Прозвище правителя франков Карла «Мартелл» означает «молот».

Эдуарда I-го называли «молотом шотландцев», поскольку он был для них постоянной угрозой.

Источник

Тайна молота и наковальни, или Как тверской кузнец стал повелителем огня и металла

Что символизирует молот и наковальня. Смотреть фото Что символизирует молот и наковальня. Смотреть картинку Что символизирует молот и наковальня. Картинка про Что символизирует молот и наковальня. Фото Что символизирует молот и наковальня

Что символизирует молот и наковальня. Смотреть фото Что символизирует молот и наковальня. Смотреть картинку Что символизирует молот и наковальня. Картинка про Что символизирует молот и наковальня. Фото Что символизирует молот и наковальня

Что символизирует молот и наковальня. Смотреть фото Что символизирует молот и наковальня. Смотреть картинку Что символизирует молот и наковальня. Картинка про Что символизирует молот и наковальня. Фото Что символизирует молот и наковальня

Что символизирует молот и наковальня. Смотреть фото Что символизирует молот и наковальня. Смотреть картинку Что символизирует молот и наковальня. Картинка про Что символизирует молот и наковальня. Фото Что символизирует молот и наковальня

История успеха «русского Гефеста» Алексея Даньшина, который превращает железо в произведения искусства.

Кузнечное ремесло – одно из древнейших на нашей планете, ведь ковкой металла занимались еще в каменном веке. Кузнецов издревле считают чуть ли не чародеями. И не удивительно: окруженные всполохами пламени, они ударами молота превращают ничем не примечательный кусок железа в нечто полезное, а зачастую и прекрасное. Поэтому кузнецов не просто побаивались и уважали, их даже обожествляли. Как Гефеста, греческого бога огня, самого искусного кузнеца, который выковал молнии для своего отца Зевса.

Что символизирует молот и наковальня. Смотреть фото Что символизирует молот и наковальня. Смотреть картинку Что символизирует молот и наковальня. Картинка про Что символизирует молот и наковальня. Фото Что символизирует молот и наковальня

В современном мире настоящие кузнецы, особенно мастера художественной ковки, нарасхват. Благодаря своему упорству, силе, таланту, преданности профессии, особенному видению мира они успешны и обеспечены, но за длинным рублем не гонятся. Он сам их находит.

Раскаленным стальным героем проекта «TVERTEAM. Истории успеха» стал известный кузнец из Тверской области, член Союза кузнецов России Алексей Даньшин.

Не молот железо кует, а кузнец, что молотом бьет

Кузница Даньшина приютилась на окраине деревни Большое Гришкино в 19 километрах от Твери. Вокруг пустынно, поэтому никому не мешает мерный звук ударов молота о наковальню. С утра до позднего вечера Алексей, облаченный в кожаный фартук, работает с железом, которое, кстати, считает одухотворенным, живым.

Что символизирует молот и наковальня. Смотреть фото Что символизирует молот и наковальня. Смотреть картинку Что символизирует молот и наковальня. Картинка про Что символизирует молот и наковальня. Фото Что символизирует молот и наковальня

– Металла я не боялся никогда. Железо вызывает неподдельные эмоции, бывает, даже и боль доставляет. Не смейтесь, но я с ним иногда разговариваю во время работы, – сам смеется Алексей. – Очень часто к полуночи заканчиваю работать, сплю, потом вновь прихожу в кузню. Больше времени живу в мастерской, чем дома.

Увидеть, как выглядит мастерская кузнеца, а также почувствовать харизму железного мастера можно в коротком видеоролике проекта «TVERTEAM. Истории успеха». После этого читайте рассказ о кузнеце.

Даньшин – кузнец потомственный. Его отец Юрий Алексеевич работает с железом с 15 лет и до сих пор «гефестит», а ведь ему уже пошел восьмой десяток.

Алексей в кузне и вовсе с восьми лет. Даньшины жили в Казахстане, где глава семейства был кузнецом в одном из совхозов. Мальчишка сызмальства гордился отцом, которого, казалось, уважает весь окружающий мир. Уважает за его ремесло и мастерство.

– В садике, в школе все, затаив дыхание, спрашивали: у тебя папа, взаправду, кузнец? Естественно, это вызывало у меня гордость, – с улыбкой вспоминает потомственный кузнец.

Что символизирует молот и наковальня. Смотреть фото Что символизирует молот и наковальня. Смотреть картинку Что символизирует молот и наковальня. Картинка про Что символизирует молот и наковальня. Фото Что символизирует молот и наковальня

Так что любовь к тандему огня и металла Алексей, можно сказать, впитал с молоком. После уроков парнишка тут же мчался в кузню к отцу. Его томила жажда знаний, жажда постичь секреты мастерства, руки сами тянулись к молоту.

– Как взялся за молоток, так, кажется, никогда его из рук и не выпускаю, – словно поговоркой произносит Алексей, нашедший свое призвание. – Чем старше становился, тем больше погружался в это дело.

У кузнеца руки черны, да хлеб бел

Как ни странно, но приехав в Россию, Алексей Даньшин пошел учиться… на повара. Окончил училище с красным дипломом, но кашеварить тут же перестал. Этот короткий этап жизненного пути был пройден и навсегда остался в прошлом. А в настоящем у Алексея всегда на первом месте оставалось одно – поединок с неуступчивым материалом, с самой природой. Любопытно, что он научился работать не только с металлом, но и с его антиподом – хрупким стеклом.

– Стал резчиком стекла. Резал, сверлил, шлифовал, наносил рисунки. Мои работы из стекла есть в Законодательном собрании Тверской области – это карта региона. У Михаила Сергеевича Горбачева – картина, да у многих известных людей на самом деле. Заниматься стеклом я не бросил до сих пор, но с 2005 года отдал предпочтение железу, о котором никогда не забывал,

За 16 лет из-под молота Даньшина вышло столько прекрасных вещей, что и не сосчитать. Основное направление – художественная ковка. Здесь талант кузнеца проявился в полной мере. Ворота, калитки, заборы, лавочки, козырьки, балконы, лестницы, столы, подсвечники… Заказов очень много, несмотря на то, что художественная ковка – удовольствие не из дешевых.

Что символизирует молот и наковальня. Смотреть фото Что символизирует молот и наковальня. Смотреть картинку Что символизирует молот и наковальня. Картинка про Что символизирует молот и наковальня. Фото Что символизирует молот и наковальня

– Уверен, пока человечество существует, железо будет всегда в тренде, – безапелляционен кузнец.

Алексей признается, что деньги для него не главное, хотя за работу ему и хорошо платят. Недаром говорят: «У кузнеца так: бряк – и пятак». Но кузнечное ремесло Даньшин назвать бизнесом не может.

– Я считаю, что бизнес – это нефть, газ и так далее. А кузнечное дело – это жизнь, это искусство. Да, это действительно моя жизнь, – пожимает плечами Алексей.

Работы Даньшина не скрывают от посторонних глаз, напротив, их можно увидеть воочию. Прекрасная чугунная лестница в элитном тверском бизнес-центре, уникальный забор на улице Павлова, а вскоре творение кузнеца украсит главную святыню Твери – Спасо-Преображенский собор.

Что символизирует молот и наковальня. Смотреть фото Что символизирует молот и наковальня. Смотреть картинку Что символизирует молот и наковальня. Картинка про Что символизирует молот и наковальня. Фото Что символизирует молот и наковальня

Кузнец воссоздает северные, южные и восточные врата Спаса Златоверхого – собора, который продолжают восстанавливать в Твери. К счастью, в Москве в Музее архитектуры имени А.В. Щусева хранятся уцелевшие южные ворота главного тверского храма. Даньшин снял замеры сохранившихся врат. Теперь он по их образу и подобию создает новые, которые, предположительно, украсят Спас уже в следующем году.

Работа эта кропотливая, трудоемкая, можно сказать, ювелирная. И это учитывая, что каждые врата весят две тонны!Плюс Даньшин будет ковать для Спасо-Преображенского собора внутреннее убранство – лестницы и ограждения.

– Бывают работы, которых ты вначале даже боишься, но в душе понимаешь, что это тебе по силам, обретаешь уверенность и творишь, не останавливаясь, – делится личным Алексей.

Что символизирует молот и наковальня. Смотреть фото Что символизирует молот и наковальня. Смотреть картинку Что символизирует молот и наковальня. Картинка про Что символизирует молот и наковальня. Фото Что символизирует молот и наковальня

– Часто дают на заточку лопатки, маленькие ножницы для сосудов. Говорят, операции проходят на ура, – улыбается кузнец.

Всяк кузнец своего счастья

Алексей Даньшин абсолютно уверен, что он счастливый человек. Хотя и на этот счет у него своя, необычная точка зрения.

– В моем понимании слово «счастье» — это «сей-час-я». То есть, я здесь и сейчас. Не в мыслях куда-то улетел, я именно – здесь и сейчас, – пытается объяснить кузнец. Выходит, что он счастлив каждый миг, находясь здесь и сейчас и занимаясь любимым делом.

Счастлив он еще и потому, что его окружают любящие люди – супруга Татьяна, которая спасает жизни детей, работая врачом-педиатром на скорой, дочка Аня – программист, а сын Глеб еще учится опять-таки на программиста. Жена и дети гордятся тем, что глава семейства кузнец. Iron Man. Железный художник, который создает произведения искусства не кистью, а молотом.

Что символизирует молот и наковальня. Смотреть фото Что символизирует молот и наковальня. Смотреть картинку Что символизирует молот и наковальня. Картинка про Что символизирует молот и наковальня. Фото Что символизирует молот и наковальня

А сам Даньшин мечтает достроить свою мастерскую, сделать выставочный зал и выходить со своей штучной эксклюзивной продукцией на Москву. И еще ему нравится обучать ремеслу молодежь. Была ситуация, когда к кузнецу на экскурсию пришли студенты Тверского художественного колледжа имени Венецианова. Мастерство Даньшина студентов впечатлило, а двое парнишек после визита даже решили посвятить жизнь этому ремеслу – поступили на кафедру художественной обработки металла Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии имени А.Л. Штиглица.

Как молодежи добиться успеха, как жить правильно? У тверского кузнеца совершенно точно есть ответы на эти вопросы.

— Надо, прежде всего, быть собой и развивать в себе те качества, которые помогают окружающим людям. Умеешь ты шить — делай это лучше всех, умеешь поварить — делай это лучше всех, умеешь писать — будь писателем, хочешь ковать — занимайся художественной ковкой. Главное, чтобы не было страха. Кроме того, очень важны дисциплина и способность принимать нестандартные решения. Надо быть влюбленным в свою профессию, тогда все будет хорошо, все получится,

— уверен Алексей Даньшин.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Источник

Сварог славянский бог огня и справедливости: Мифология, символы, легенды о боге кузнеце

Сварог – бог Справедливости и Огня, почитался древними славянами как Верховный владыка небосвода. Сотворитель Мира недаром занимает почетное место в пантеоне князя Владимира. Солярного владыку считают не только Отцом богов, получивших наименование «сварожичи», но и покровителем всех славян.

Сварог: место в славянском пантеоне

Бог – кузнец и создатель Земли в священном пантеоне занимал почетное место — по правую руку от всемогущего Рода. Когда Всевышний творец ушел на покой, Сварог занял его место на небосводе как Верховный правитель.

Его атрибуты — наковальня и молот всегда находились рядом с ним. Всесильный кузнец создал не только мир и людей. Из искр, высеченных от ударов по камню Алатырь, родились Семаргл и Стрибог. Первый считается огненным божеством, объединяющим всех сварожичей. Второй — властитель и повелитель ветров.

Супруга Сварога — Лада — Мать небесная и защитница всех славян считается праобразом христианской Богоматери. А его дети, наделенные разными функциями, помогали Создателю управлять миром Яви:

У каждого из сварожичей было свое предназначение. Их сферы влияния и покровительство определяло ход времени и благополучие мироздания.

Славянский бог Сварог: тайна имени

Существует несколько версий происхождения имени бога. По одной из них слово «сварог» с древнего языка санскрит переводится буквально как «небо» или «свет». В созвучии с понятием «svaraj», означающим «владыка», «самодержец», имя божества приобретает новый смысл: «повелевающий небесами».

Согласно преданию Сварог сотворен всемогущим Родом из искры священного огня. С тех самых пор солнечное божество, повелевающее небесами, озаряет мир ярким светом и дарит людям тепло, исходящее от дневного светила.

По другой версии мнение исследователей сходится на том, что имя верховного владыки произошло от славянского слова «свара». В переводе с большинства славянских языков оно означает буквально: «ссора», «укор», «порицание» или «наказание».

Эта версия также имеет право на существование, т. к. Сварог – верховный правитель, создавший на земле жизнь, одновременно выступает и как справедливый судья. Это он устанавливает в мире Яви закон и порядки. И в его воле наказывать или миловать тех, кто ослушался его заповедей.

Легенды и мифы о славянском боге Свароге

Имя Сварога – славянского бога-Творца окружено многочисленными мифами и легендами. Одно из народных поверий гласит, что Отец земной был сотворен Родом из искры священного огня.

Взяв с собой молот, изготовленный в небесной кузнице, божество Справедливости спустилось на землю и увидело, что там ничего нет, кроме бескрайнего моря. Нашел он камень Алатырь и, вспенив им часть моря, превратило его в земную твердь.

Не раз еще Сварог воспользовался чудесным молотом. Каждый раз, когда он бил им по Алатырю, как по наковальне, на белый свет рождались его сыновья-сварожичи. Точно также кроме защитников и воинов небесных бог-кузнец создал людей, которыми населил землю.

Другая история повествует о том, как сын Сварога — Перун — влюбился в красавицу-русалку. Его избранницей была Рось — дочь речного божества Дона. Однако юноше и девушке не суждено было соединиться, т. к. между ними разлился бурный водный поток. Это несговорчивый Дон решил преградить Перуну дорогу к своей дочери.

Влюбленный юноша знал, что помочь ему может только отец. Только он может подарить русалке ребенка, который соединит любящие сердца. Три дня Сварог стучал по скале своим волшебным молотом, пока на белый свет не появился младенец — Даждьбог. Этот плод любви, отмеченный божественными приметами, впоследствии стал одним из могущественных солярных богов.

Справка! По одной из легенд Сварог подарил жителям земли священную чашу, в которой можно было готовить медовый напиток — сурью. Бог-ремесленник дал людям все, чтобы они могли работать, обеспечивать себя горячей пищей и защищать свою жизнь.

Сварог и Лада

Два божественных образа: Сварог и Лада – олицетворяют мужское и женское начало, созданное главным богом вселенной — Родом. Все живое на земле зародилось от этой пары. Бог-кузнец и покровитель небесного огня на своей наковальне создал материальный мир Яви. Передал людям свои знания и навыки, научил их жить по справедливым законам.

Его божественная супруга — покровительница любви и семейных уз довершает образ Творца. Это рожденные ею дети пополнили небесный пантеон и населили землю славянскими народами.

Кому покровительствует бог Сварог?

На древних фресках Сварог изображен посреди небесной кузни, рядом с наковальней и золотым молотом. Недаром ремесленникам, умеющим создавать из металла настоящие шедевры, дают высокую профессиональную оценку, называя их мастерами с «золотыми руками». Считается, что такой талант может быть дан только богом.

Проявление бога Сварога для славян

Главный бог неба, олицетворяющий священный Огонь и вселенскую Справедливость, подарил всем людям на земле:

Создатель вселенной не всегда изображается в образе кузнеца. Он, как Воин Света готов по первой необходимости встать на защиту мира Яви от темных сил. Тогда Сварог предстает перед всеми в кованых доспехах с булатным мечом в руке.

Справка! Сварог – бог священного огня опасен только врагам и людям с нечистыми помыслами. Основа его мироздание – это любовь к ближнему, забота о своем роде и продолжение жизни на земле.

Звездный круг Сварога

«Славянский Зодиак» или звездный Сварожий круг (коло) — это небесный путь Ярила. Дневное светило проходит через 16 чертогов, в которых собраны все объекты Галактики, в т. ч. солнце и созвездия.

В отличие от западного круга Зодиака, поделенного на 12 частей, славянский вариант поделен на 16 небесных секторов. У каждого жителя вселенной — свой чертог, который освещает земной путь человека.

Справка! Древние славяне следили за движением солнца и по его расположению на небосводе определяли сроки начала посевных и уборочных работ. Волхвы, наблюдая за звездами, вели исчисление лет и даже составляли календарь, в котором отмечали дни равноденствия и солнцестояния. Ведь именно в эти даты чествовали славянских богов.

Атрибуты Сварога

Главные атрибуты бога Огня и создателя Яви — это его золотой молот и мифическая наковальня — камень Алатырь. Искры, высекаемые из глыбы, породили богов и стали началом всей земной жизни. Талантливые люди отмечены Сварогом особо: не зря о мастерах своего дела говорят, что в них присутствует «искра божья».

Другие атрибуты — это огненный вепрь и алконост — дикое животное и птица, в образе которых божество Справедливости посещает мир Яви. Весь реквизит, изображающий и подчеркивающий образ божества, можно использовать при создании оберегов.

Заповеди Бога Сварога

Бог — Творец земли и всех живущих на ней, создал справедливые законы, по которым завещал жить. Его заповеди, проповедующие милосердие и любовь к людям, будут полезны человеку любого вероисповедания:

Одна из заповедей, почитаемых и поныне, гласит, что жизнь, данную богом, никто не имеет права прерывать. Жестокость и беспощадность можно простить только в одном случае, когда родная вера, земля и отчий дом подвергаются опасности.

Наузы

Узелковая магия возникла в незапамятные времена. Древние славяне пользовались наузами в проведении разных обрядов. Эти узелки стали ритуальными символами, которые защищали простых людей в самых разных житейских ситуациях:

Наши славянские предки умело завязывали узелки, чтобы иметь возможность обращаться к богам с просьбами или благодарностью. Для этого нужно было сделать науз и прочитать соответствующий наговор, чтобы солнечное божество услышало молитву.

Справка! Согласно преданиям, древние славяне завязывали магические узелки по разным поводам. Но, обращаясь к Сварогу, они чаще всего читали заговоры и выбирали наузы, помогающие им разрешить житейские неурядицы: «Поиск партнера», «Прочь, тоска», «Заговор на суд».

Молитва о помощи

Отец небесный Сварог считался в славянской религии заступником от нечистой силы и врагов иноземным. А кроме того в воле солярного бога было наградить трудолюбивых и терпеливых людей обильными урожаями.

Мужчины просили у бога: мудрости, храбрости и мастерства в ремесле, а женщины — семейного благополучия и достатка в доме. Какое бы доброе дело ни запланировали люди, их молитвы были обращены к своему заступнику и покровителю.

Справка! В начале посевных работ крестьяне просили у Сварога, чтобы непогода не уничтожила всходы. В середине летней страды — молили о том, чтобы хлеб и овощи уродили щедро. А после уборки урожая нужно было возносить благодарность за данное богами изобилие.

Символы и обереги Сварога

Среди старославянских символов неугасающей популярностью пользуются обереги Сварога. Один из самых известных амулетов, известных с древних времен:

Некоторые символы Сварога имеют иногда по несколько названий. Однако их смысл и назначение от этого не меняется. Любой из оберегов солнечного божества помогает верующим людям следовать заветам богов и жить достойно.

День почитания

Могущественный бог, создавший мир Яви, имеет отношение ко всему, что происходит на земле и присутствует в каждом явлении природы. Поэтому его можно чествовать в любой праздник, посвященный другим божествам.

Некоторые славянские народы чтят память Сварога летом — 29 июня и осенью — 1 октября и целую неделю в ноябре с 1 по 7 число. В эти дни верующие люди жгут костры, омываются чистой водой, славят сварожью силу, ратные подвиги и заповеди покровителя вселенной.

Бог-творец, создавший Явь, всегда стоит на страже, защищая родную землю и славянские народы. Заповеди бесстрашного воина и умелого ремесленника актуальны и в наши дни — они полностью созвучны с действующими канонами современного христианства.

Источник

Похлёбкин В. Словарь международной символики и эмблематики

ОГЛАВЛЕНИЕ

145. НАКОВАЛЬНЯ как эмблема кузнечного ремесла появляется в гербах цехов и городов уже в XVII веке, а в XVIII веке также и в гербах дворянства, возведен ного в это достоинство за заслуги в развитии метал­ лопромышленности. В связи с этим нередко стала трак товаться не как говорящая эмблема, а в высоком смыс ле — как олицетворение выносливости, твердости, несги баемости. В русских пословицах наковальня всегда де лит с молотом на равных основаниях степень труд ностей: «Тяжело молоту, тяжело и наковальне». В запад ноевропейской культуре XVIII века, однако, возникает трактовка образа наковальни как символа пассивной несокрушимости. Так, Гёте в одном из своих известных стихотворений писал:
«В пору ум готовь же свой. На весах великих жизни Вряд ли вечный есть покой. Либо горе поднимайся, Либо долу опускайся, Тяжким молотом вздымайся Или наковальней стой!»
Маркс и Энгельс не раз использовали эти образы, чтобы показать трудящимся великие исторические аль­ тернативы классовой борьбы: либо отказ от борьбы с капитализмом, либо тяжелая и непримиримая борьба с ним и проявление несокрушимой выдержки в этой борьбе. Поэтому уже вскоре после буржуазных революций 1848 года в Европе, а тем более после Парижской коммуны 1871 года образ наковальни и молота стал распространенным словесным символом и изобразитель ной эмблемой пролетариата, особенно его авангарда — рабочих тяжелой промышленности. После Октябрьской революции наковальня вместе с молотом, клещами и разорванными цепями вошла в эмблему Коминтерна, использовалась в эмблемах профсоюзных издательств, в значках Союза металлистов, Профинтерна. В 1923—1925 годах изображение нако вальни помещалось в качестве одного из главных атрибутов, сопровождающих аллегорию рабочего класса, на советских серебряных монетах достоинством в 1 рубль и полтинник, то есть ей придавалось значение государст венной эмблемы. С середины 30-х годов наковальня постепенно пере стала фигурировать в числе советских эмблем, что было связано с почти полным ее исчезновением из хозяйст венной жизни, из производства, ибо кузнечное дело на столько технически изменилось к этому времени (автоматизация, штамповка), что уже к началу 40-х годов наковальню фактически нельзя было найти в заводских цехах, а после второй мировой войны, когда наковальни были переплавлены на броневой металл, новые поколе ния рабочих даже ни разу не видели их и забыли, каков их внешний вид и как их использовали. Этот процесс шел, разумеется, во всем мире. И поэ тому не удивительно, что наковальня, исчезнув из жизни, стала исчезать и из государственной и общественной эмблематики.

146. НАТУРНЫЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ. Геральдика, как известно, избегает передавать изображения предметов или животных в их реальном виде. Геральдическое изображение дается всегда условно, с соблюдением особой стилизации предмета или животного, при которой отбрасывается все несущественное, детальное, вследствие чего геральдическое изображение легко узнается и резко отличается от натурального. Делается это с целью усилить типичность того или иного предмета или животного, подчеркнуть его характерные черты или даже придать ему такие характерные черты, которые у него лишь намечены, но которые ге ральдика признает за ним как существенные. При помощи этого приема геральдическое изображение наталки вает зрителя на мысль, что оно не допускает бук вальной, приземленной трактовки, а должно быть истол ковано в высоком или иносказательном смысле, что перед зрителем не просто предмет, а определенная идея.
Однако от этого правила геральдики некоторые молодые государства Латинской Америки отошли еще в 20-х годах XIX в., а позднее, после второй мировой войны, новые молодые африканские государства, заботившиеся о том, чтобы их национальные эмблемы были понятны широким массам в своих собственных странах. В результате первые гербы молодых государств имели скорее вид картинок, а не условных эмблематических изображений. Однако постепенно многие молодые госу дарства стилизовали свои «необычные», натурные гербы-картинки и придали им более или менее общепринятый геральдический вид. Такой же процесс был харак терен и для гербов и отдельных эмблем советских среднеазиатских и закавказских республик, где натур ные изображения 20-х годов были заменены в 30—40-х годах стилизованными. Следы «натурности» можно еще заметить на гербах Армении, Грузии, Азербайджана, Молдавии, Киргизии, Туркмении, внимательно присмот ревшись к ним. Вместе с тем по крайней мере десяток государств в настоящее время все еще не только сохраняет натур ные изображения отдельных предметов в гербах, но даже имеет в них целые «картинки» в виде своеобразных фрагментов национального пейзажа, иногда специально «составленного» из некоторых типичных элементов. Именно эти «картинки» в гербах и носят название «на турных изображений». Эти изображения, в сущности, должны расцениваться как нечто целое и трактоваться не только как факт геральдического несовершенства, но и как выражение ревнивого подчеркивания опре деленными странами своих национальных особенно стей.
Такие натурные изображения с XIX века сохраняют в своих гербах латиноамериканские страны — Боливия, Эквадор, Коста-Рика, Куба, Колумбия, а также примы кающая к ним в этом отношении Либерия, время соз дания герба которой также относится к той же эпохе. Из государств, созданных после второй мировой вой­ ны, натурные изображения имеют Непал и Сейшельские Острова. У последних это целый морской островной пей заж не только с кокосовой пальмой и черепахой, которые можно трактовать как отдельные эмблемы, но и с облаками, плывущими над океанской гладью. У Не пала также в гербе передан целый пейзаж: ряд гор ных вершин, долина с протекающей по ней рекой, паго да, пасущаяся священная белая корова и птица.
Натурные изображения в своих гербах сохраняли Румыния (лесистые Карпаты и нефтяные вышки), КНДР (плотина гидроэлектростанции и линии электро передачи), МНР (всадник, несущийся по степи, и сопки на горизонте, озаренные солнцем) и, наконец, Лаос, име ющий самое подробное натурное изображение, где собран целый пейзаж: асфальтированное шоссе, убегающее за горизонт, и работающий на его обочине экскаватор, плотина гидроэлектростанции и опоры высоковольтной линии, рисовые чеки. Так или иначе, натурные изображения в госу дарственных гербах превратились в наши дни из редкого исключения в геральдический факт, и поэтому с их суще ствованием приходится считаться. Но признавая ныне де-факто натурные изображения как целое, их составным частям не придают никакого эмблематического значения; так, вся «картинка» на гербе Эквадора блазонируется как одно понятие — «морской утес».

147. НИМБ (от лат. nimbus — дождь, облако) — так называли кучевые облака, которые в раннем христиан стве считались видимым обиталищем богов и святых, ангелов и т. п. Небожители обычно спускались на землю, облаченные в облако. Отсюда и пошел (как счи тается в церковной традиции) обычай очерчивать кругом, окружностью, как знаком, облака, лики (головы, лица) небожителей, то есть собственно членов Святого семейства и всех других святых, указывая тем самым на их принадлежность к небесным сферам.
В более позднем христианстве, когда оно стало офи циальной государственной религией, нимбы, то есть кру ги, которыми были обведены головы святых на иконах, мозаичных изображениях в церквах и на фресках, стали трактовать как знаки сияния, ауры, лучезарного венца (венка лучей), исходящего от души святых и являюще гося их эманацией и их характерным знаком, их сим волом. Именно по нимбу и можно было отличить свя тых и богов от всех прочих людских изображений, и поэтому нимб стал знаком святости. В действитель ности исторически нимбы произошли от обычая древних греков и римлян покрывать головы статуй богов и героев керамическими дисками, чтобы предохранить эти произ ведения искусства от дождя и от загаживающих их птиц. В православии, в восточном христианстве, нимб стали изображать в виде полностью покрытого золотом (позо лотой, золоченой краской) круга, в католичестве боль шей частью в виде светлого сияния вокруг голов святых с нечеткими границами этого сияния или в виде слегка намеченной золотистой окружности, обруча, дели катно, не грубо указывающего на святость изображае­ мого лица.
В этих двух формах эмблематического выражения нимба как символа святости наглядно отразились два различных подхода православия и католичества к пропаганде религии. Православие рассчитано на прямое, ясное, грубое, наглядное воздействие, учитывая неграмотность, языческое прошлое и привычку к примитивному мышлению своей основной паствы. Католичество действовало тоньше, опиралось более на намек, на ассоциатив ное мышление, учитывая культивированное, воспитанное на античных традициях население римской метропо лии. В новое время нимб как символ рассматривался также как один из признаков славы, высокородности, величия, а в демократических, антирелигиозных кругах, наоборот, стал обозначать, символизировать «фальшивое сияние», «фальшивые духовные ценности».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *