Что символизирует метель в повести
Роль метели в повести А.С. Пушкина «Метель»
Н.МЕЛЬНИКОВА,
7-й класс,
гимназия Салахова,
г. Сургут
В повести А.С. Пушкина «Метель» главную роль играет природная стихия. Не случайно повесть названа «Метель». Сюжет повести развивается, движется благодаря метели.
В начале повести мы видим чисто идиллическую книжную ситуацию. Девушка и юноша полюбили друг друга, но их брак не возможен по причине несогласия родителей из-за бедности жениха. И вот влюблённые решают бежать. Такие ситуации часто служили началом любовных романов. Но автор показывает, что жизнь сложнее и интересней книжных ситуаций. Поэтому, когда Марья Гавриловна бежит, ей мешает сама жизнь — плохая погода, метель.
Очень интересно, что Пушкин выбирает не ливень, не грозу, а именно метель. Она, как мне кажется, больше всего подходит в данном сюжете. Метель — сильный вихрь со снегом. Поэтому все события как вихрем закружило. Автор использует такие глаголы, как “метёт”, “завывает”, “слепит”. Метель в истории Марьи Гавриловны как бы не пускает её, ветер дует ей в лицо, силясь остановить молодую преступницу.
В описании поездки Владимира говорится: “сделалась такая метель, что он ничего не взвидел. В одну минуту дорогу занесло; окрестность исчезла во мгле тучной и желтоватой, сквозь которую летели белые хлопья снега; небо слилось с землёю”. Метель пытается запутать Владимира, увести его подальше от Жадрино.
Историю третьего героя в повести «Метель» Бурмина мы узнаём в самом конце произведения. Это опять поездка и опять метель. “Метель не утихла”, “между тем метель не унималась” и тому подобное. Но теперь метель ведёт героя навстречу своей судьбе.
Так природная стихия привела к алтарю двух незнакомых людей — Марью Гавриловну и Бурмина. И устранила третьего — Владимира.
Автор считает, что ничего в жизни не может быть случайным. Всё предначертано кем-то или чем-то свыше. И в роли исполнителя этой высшей воли и выступает метель в этой повести.
А.ГУДИМОВ,
7-й класс,
гимназия Салахова,
г. Сургут
П овесть «Метель» входит в цикл «Повести покойного Ивана Петровича Белкина» великого русского писателя А.С. Пушкина. Одним из героев этой повести является метель. Метель оказывает немаловажное влияние на судьбу трёх главных героев: Маши, Владимира и Бурмина. Неслучайно повесть так и называется — «Метель».
Метель в этой повести является “вестником судьбы”. Она изменяет жизнь героев этого произведения. Кто знает, как бы сложилась жизнь героев, не повстречайся они с метелью. Пушкин вообще очень интересуется темой судьбы. Мы видим это во многих его произведениях, например, «Песнь о вещем Олеге», повесть «Выстрел» и, конечно же, в повести «Метель». А.С. Пушкин считал, что никто не в силах изменить судьбу, как ему ей предначертано, так и будет. Эту мысль выражает автор в своих произведениях.
Метель в этой повести является весьма разумным героем. Она знает, что лучше для героев повести, даже лучше их самих, так как в ту пору они были горячи и неразумны. Так им было предначертано, и метель помогла им, не дав совершить неразумный поступок. Маша не была бы счастлива с Владимиром, так как даже не была влюблена в него. Мы понимаем это, читая авторские: “следовательно”, “само по себе разумеется”, “то весьма естественно” и так далее. Кроме того, автор прямо говорит нам, что Владимир не был её возлюбленным. Он был всего лишь предмет, избранный ею. Он был первый, на кого она бросила взгляд. Понятно, что с Бурминым она стала по-настоящему счастливой. Да и сам Бурмин женится по любви, а не по случайности, как ему казалось ранее. Даже Владимиру, возможно, было лучше благородно умереть за правое дело в великой битве, чем жениться на той, которая его не любила и которую он сам, скорее всего, по-настоящему не любил. Как мы видим, метель здесь поступает благоразумно.
Кроме того, у метели в этом произведении есть ещё и другая роль, также немаловажная. Метель здесь нарушает книжную ситуацию, обращая её в жизнь. А книжная ситуация складывается здесь с самого начала. Ведь в то время все подобные произведения писались по особым литературным стандартам. И автор с самого начала убеждает нас в том, что это такое же обычное литературное произведение (кстати, это прослеживается во многих его произведениях). Мы видим это с помощью тех же “конечно”, “следовательно”, “само по себе разумеется” и других, хотя здесь и проскальзывает авторская ирония. Здесь также создаётся книжная обстановка: влюблённые встречаются в сосновой роще или у старой часовни, девушка богатая, а юноша бедный, их любовь запрещена волей жестоких родителей, им приходит в голову мысль венчаться тайно, причём эта мысль, конечно, сперва приходит молодому человеку, при этом план и развязка весьма традиционны. Хотя здесь и проскальзывают элементы быта, но всё пока идёт по-книжному. Даже то, что им не удаётся выполнить свой замысел, тоже книжное. Но проходит метель и словно заметает всё книжное. Мы видим быт людей, их реальную жизнь, неожиданные повороты которой весьма круче книжной. И к этому, конечно, относится неожиданная развязка тайного замысла Маши и Владимира.
Итак, метель в произведении А.С. Пушкина «Метель» из цикла «Повести покойного Ивана Петровича Белкина» — это разумный герой, вестник судьбы, разрушающий книжность ситуации.
Образ метели в повести А. С. Пушкина Метель
В название пушкинской повести вынесено слово «метель». Она, метель, удерживала Марью Гавриловну от бегства из родного дома, расстроила венчание двух «любовников», и она же свела, «повенчала» Машу со своим настоящим избранником. Что же это за сила, распорядившаяся судьбой героини, сила, которая сопротивляется, а также помогает Марье Гавриловне добиться своей цели.
Рассмотрим теперь другое сновидение Марьи Гавриловны: «то видела она Владимира, лежащего на траве, бледного, окровавленного. Он, умирая, молил её пронзительным голосом поспешить с ним обвенчаться…». Пушкин сообщает, что «Маша была воспитана на французских романах, и, следственно, была влюблена. Предмет, избранный ею, был бедный армейский прапорщик». Именно молодому человеку первому пришла мысль обойтись без воли «жестоких родителей», и он «в каждом письме умолял её предаться ему, венчаться тайно…». И «Марья Гавриловна долго колебалась». В одном видении: отец «с мучительною быстротою тащил её по снегу и бросал в тёмное, бездонное подземелие…, в другом: Владимир «умирая, молил её пронзительным голосом поспешить с ним обвенчаться…». С одной стороны – воля отца, с другой – воля армейского прапорщика. И какова же подлинная причина бегства Марьи Гавриловны из родного дома? Не столько чувства к молодому человеку, сколько желание уйти из-под власти родителей, не очень понимающих свою повзрослевшую дочь, навстречу самостоятельной жизни. И какая-то вина за этот поступок дочери лежит на родителях. «Метель не утихала; ветер дул навстречу, как будто силясь остановить молодую преступницу. Она насилу дошла до конца сада». Ей очень трудно даётся бегство из дома. Она не спит ночь, голос её стал дрожать, она плачет. И всё же она «насилу дошла до конца сада». И тут, укажем ещё на одну характерную черту Марьи Гавриловны: «она не спала всю ночь; она укладывалась, увязывала белье и платье, написала длинное письмо к одной чувствительной барышне, её подруге, другое к своим родителям». Она не забывает взять с собой необходимые вещи, поделиться впечатлениями с подругой, написать родителям, что «блаженнейшею минутою жизни почтет она ту, когда позволено ей будет броситься к ногам дражайших её родителей». Она подсказывает, что вернётся, и как дочь, но и как супруга. Покидая дом, «Маша окуталась шалью, надела теплый капот, взяла в руки шкатулку свою и вышла на заднее крыльцо. Служанка несла за нею два узла». Она основательно подготовилась к побегу. И не только французские романы руководят её поведением. В таких небольших деталях проявляется сила Пушкина-реалиста. В конце сада её ждали сани с Терёшкой-кучером, посланные Владимиром. Имя Терентий означает «подземный или стирающий». Во сне отец тоже бросает её «в тёмное, бездонное подземелие». Отсюда проступок Маши можно связать с нисхождением героини в подземное царство, царство теней или мёртвых. Поэтому она испытывает душевные муки, покидая дом, поэтому у героини «открылась сильная горячка, и бедная больная две недели находилась у края гроба». В романтический сюжет, где после тайного венчания молодые должны «скрываться несколько времени, броситься потом к ногам родителей, которые… скажут им непременно: Дети! Придите в наши объятия», вторгается реальность с её неизбежными законами. В чём же заключается «преступление» Марьи Гавриловны, сопряженное с душевными муками, схождением в жизненное «подземелье» и серьезной болезнью. Как любое преступление, оно совершается тайно, под покровом ночи. Как любое преступление, оно приносит другим людям, родителям, боль и страдание. Это – бегство дочери из дома, оставление родителей, вырастивших её и относящихся к ней «с нежной заботливостью». Дочь не имеет право так неблагодарно и неблагородно поступать с родителями. Не ослушание воле родителей, а оставление и забвение их, как нам думается, вменяет в вину Пушкин своей героине. В своём письме к родителям «она прощалась с ними в самых трогательных выражениях, извиняла свой проступок неодолимою силою страсти…». В черновом варианте у Пушкина была другая фраза: «Она просила у них прощения». Этот вариант, со словами прощения сразу снимает заметную часть вины с дочери. Потом у Пушкина возникает фраза: «извиняла свой поступок неодолимою силою страсти». Этот вариант предполагает, что Маша никак не осуждает свои действия. Но в окончательной редакции вместо «поступка» появляется «проступок», т.е. какой-то промежуточный вариант: она понимает свою вину, но извиняет её «силою страсти». Но никакой «страсти», как мы можем понять, у Маши нет, она её придумала, и в этом тоже её вина, а главный её мотив в поведении – уход от власти родителей. Как дочь она должна не забывать родителей, как невеста она должна преодолеть слишком суровую волю отца. И «метель» осуществляет эти жизненные законы: в первом случае сопротивляется и наказывает забывчивость «дочери-беглянки», во втором случае помогает и награждает решительность «девушки-невесты». Метель только образное выражение того, что происходит в душе у героини, смешение и смятение её чувств, художественный вымысел, в котором заключено поэтическое, психологическое, философское восприятие автора.
Что-то схожее происходит и с Владимиром Николаевичем, несостоявшимся героем этой повести. Метель поднялась такая, что «он ничего не взвидел», и «небо слилося с землею». «Лошадь ступала наудачу и поминутно то въезжала на сугроб, то проваливалась в яму; сани поминутно опрокидывались. …Наконец он увидел, что едет не в ту сторону». Сопротивляется природа нечестным действиям молодого человека, выталкивает его из саней; он словно «ослепший», не разбирающий «земли и неба», заехал в жизни «не в ту сторону». И когда он выехал из леса и не увидел Жадрина: «слёзы брызнули из глаз его; он поехал наудачу». Эти слёзы, они были и у Маши, предвещают будущее прозрение прапорщика. Владимир не сам выбирается к Жадрину, ему помогают: «парень вышел с дубиною и пошел вперёд, то указывая, то отыскивая дорогу, занесенными снеговыми сугробами». Может и есть в этой сцене символический смысл, но заканчивает Пушкин блуждания Владимира вполне символическим описанием: «Пели петухи и было уже светло, как достигли они Жадрина». И для Владимира «метель» оказывается внешним выражением его душевного состояния. На «согласие на брак» он ответил «полусумасшедшим письмом», т.е. он пережил определённый кризис (сравнимый с болезнью Маши), и переменился. В дальнейшем Пушкин уготовил ему благородную судьбу «отличившегося и тяжело раненого под Бородиным» офицера, вскоре умершего.
Третий персонаж, ощутивший своеволие метели, Бурмин, ставший первоначально «случайным», а потом настоящим мужем Марьи Гавриловны. Отметим, что Бурмин торопится в свою часть, что смотритель и ямщики советовали ему переждать. И вначале «я их послушался, но непонятное беспокойство овладело мною; казалось, кто-то меня так и толкал». И он «поехал в самую бурю». Бурмин тоже, как и Маша, и Владимир, наказан метелью за «преступную» шутку, но также и награжден всесильной стихией за «смелость и пылкость характера», за свой нрав «тихий и скромный».
Все основные персонажи, трое молодых людей пережили в повести драму, их юные незрелые самолюбивые чувства и намерения привели их к душевным мукам и страданиям, но их добрые и честные и смелые сердца оказались вознаграждены судьбою. Метель становится орудием судьбы и воспитателем сердец: плохое в человеке наказывает, а хорошее вознаграждает, орудием правосудия над людьми. С одной стороны метель возникает как проекция личных переживаний героев, а с другой становится неожиданным и, может быть, чудесным явлением высшей силы, орудием проведения. Для всех троих она заканчивается в божьем храме, где светит «огонек» в мутной снежной мгле. Опять внешний образ того, как действующие лица этой повести после горьких отступлений и блужданий нашли и обрели свой светлый путь.
Интересно отметить, что в черновом варианте был еще один персонаж: «сын уездного предводителя, тот самый маленький улан, который некогда клялся в вечной дружбе бедному нашему Владимиру, но ныне хохотун (вариант «но ныне возмужавший»), обросший усами и бакенбардами и смотрящий настоящим Геркулесом», и который, надо добавить, участвовал в качестве свидетеля на венчании. Он жил рядом с Марьей Гавриловной (она с матерью после смерти отца переехала в другую деревню) и оказался соперником Бурмина в ухаживаниях за Марьей Гавриловной, и Пушкин пишет: «Правда и то, что уланский Геркулес, казалось, имел над нею особенную власть – они были между собою короче и откровеннее…». Зная о случившемся, он, «сын уездного предводителя», каким-то образом влияет на Марью Гавриловну и, возможно, шантажирует её. И у Пушкина он получает ироническое прозвище «Геркулес». Но эта сюжетная линия не нашла воплощения, может, потому, что негативный персонаж разрушает общую идею и идиллию происшедшего, и он вносит некоторые черты социальной критики. В окончательной редакции этот молодой улан сделался «сыном капитан-исправника».
И здесь для сравнения обратимся к «Капитанской дочке», к главе «Вожатый». Герой, Петр Гринев, подобно Бурмину, не слушается совета ямщика «воротиться», не замечает опасности, и тоже попадает в буран. Из которого возникает «или волк, или человек», вожатый, выведший Гринева к жилью, будущий разбойник Пугачев, который отблагодарит барина, освободив его и вернув ему невесту. Метель предвосхищает будущие события, становится прообразом восстания, «пугачевщины», внешних социальных потрясений, в которых проявляются смелые и благородные действия Петра Гринева, милосердие Пугачева. Дворянин Гринев и казак Пугачев среди «метели», разбойничьей жизни и кровавой борьбы господ и холопов отнеслись друг к другу по-человечески, благодарно, невзирая на своё положение и своё окружение.
«Метель» не просто воспитывает, она необходима для воспитания человека, и она неизбежно появляется на пути человека, в самом человеке. Она может оказаться стихийным бедствием: чума в трагедии «Пир во время чумы», наводнение в «Медном всаднике», или деспотическим самовластным правлением, как при Борисе Годунове и Троекурове, или вражеским нашествием: шведов в «Полтаве», поляков в «Годунове», или оказаться предательством и преступлением, самозванством и самолюбием отдельных людей: Лжедмитрия, Германна, Швабрина. Человек же должен противостоять этому и для этого проявить в разыгравшейся «метели» свое человеческое достоинство, обретя в жизни честь, славу, имя, счастье и уважение потомков.
Роль метели в повести А. С. Пушкина “Метель”
Н. МЕЛЬНИКОВА,
7-й класс,
гимназия Салахова,
г. Сургут
В повести А. С. Пушкина “Метель” главную роль играет природная стихия. Не случайно повесть названа “Метель”. Сюжет повести развивается, движется благодаря метели.
В начале повести мы видим чисто идиллическую книжную ситуацию. Девушка и юноша полюбили друг друга, но их брак не возможен по причине несогласия родителей из-за бедности жениха. И вот влюбленные решают бежать.
Такие ситуации часто служили началом любовных романов. Но автор показывает, что жизнь сложнее
Очень интересно, что Пушкин выбирает не ливень, не грозу, а именно метель. Она, как мне кажется, больше всего подходит в данном сюжете. Метель – сильный вихрь со снегом. Поэтому все события как вихрем закружило.
Автор использует такие глаголы, как “метет”, “завывает”, “слепит”. Метель в истории Марьи Гавриловны как бы не пускает ее, ветер дует ей в лицо, силясь остановить молодую преступницу.
В описании поездки Владимира говорится: “сделалась такая метель, что
Историю третьего героя в повести “Метель” Бурмина мы узнаем в самом конце произведения. Это опять поездка и опять метель. “Метель не утихла”, “между тем метель не унималась” и тому подобное. Но теперь метель ведет героя навстречу своей судьбе.
Так природная стихия привела к алтарю двух незнакомых людей – Марью Гавриловну и Бурмина. И устранила третьего – Владимира.
Автор считает, что ничего в жизни не может быть случайным. Все предначертано кем-то или чем-то свыше.
И в роли исполнителя этой высшей воли и выступает метель в этой повести.
А. ГУДИМОВ,
7-й класс,
гимназия Салахова,
г. Сургут
Повесть “Метель” входит в цикл “Повести покойного Ивана Петровича Белкина” великого русского писателя А. С. Пушкина. Одним из героев этой повести является метель. Метель оказывает немаловажное влияние на судьбу трех главных героев: Маши, Владимира и Бурмина.
Неслучайно повесть так и называется – “Метель”.
Метель в этой повести является “вестником судьбы”. Она изменяет жизнь героев этого произведения. Кто знает, как бы сложилась жизнь героев, не повстречайся они с метелью. Пушкин вообще очень интересуется темой судьбы.
Мы видим это во многих его произведениях, например, “Песнь о вещем Олеге”, повесть “Выстрел” и, конечно же, в повести “Метель”. А. С. Пушкин считал, что никто не в силах изменить судьбу, как ему ей предначертано, так и будет. Эту мысль выражает автор в своих произведениях.
Метель в этой повести является весьма разумным героем. Она знает, что лучше для героев повести, даже лучше их самих, так как в ту пору они были горячи и неразумны. Так им было предначертано, и метель помогла им, не дав совершить неразумный поступок. Маша не была бы счастлива с Владимиром, так как даже не была влюблена в него.
Мы понимаем это, читая авторские: “следовательно”, “само по себе разумеется”, “то весьма естественно” и так далее. Кроме того, автор прямо говорит нам, что Владимир не был ее возлюбленным. Он был всего лишь предмет, избранный ею. Он был первый, на кого она бросила взгляд.
Понятно, что с Бурминым она стала по-настоящему счастливой. Да и сам Бурмин женится по любви, а не по случайности, как ему казалось ранее. Даже Владимиру, возможно, было лучше благородно умереть за правое дело в великой битве, чем жениться на той, которая его не любила и которую он сам, скорее всего, по-настоящему не любил.
Как мы видим, метель здесь поступает благоразумно.
Кроме того, у метели в этом произведении есть еще и другая роль, также немаловажная. Метель здесь нарушает книжную ситуацию, обращая ее в жизнь. А книжная ситуация складывается здесь с самого начала.
Ведь в то время все подобные произведения писались по особым литературным стандартам. И автор с самого начала убеждает нас в том, что это такое же обычное литературное произведение (кстати, это прослеживается во многих его произведениях). Мы видим это с помощью тех же “конечно”, “следовательно”, “само по себе разумеется” и других, хотя здесь и проскальзывает авторская ирония. Здесь также создается книжная обстановка: влюбленные встречаются в сосновой роще или у старой часовни, девушка богатая, а юноша бедный, их любовь запрещена волей жестоких родителей, им приходит в голову мысль венчаться тайно, причем эта мысль, конечно, сперва приходит молодому человеку, при этом план и развязка весьма традиционны.
Хотя здесь и проскальзывают элементы быта, но все пока идет по-книжному. Даже то, что им не удается выполнить свой замысел, тоже книжное. Но проходит метель и словно заметает все книжное. Мы видим быт людей, их реальную жизнь, неожиданные повороты которой весьма круче книжной.
И к этому, конечно, относится неожиданная развязка тайного замысла Маши и Владимира.
Итак, метель в произведении А. С. Пушкина “Метель” из цикла “Повести покойного Ивана Петровича Белкина” – это разумный герой, вестник судьбы, разрушающий книжность ситуации.
Related posts:
Образ метели в повести А.С. Пушкина «Метель» и в стихотворении «Бесы». Тема бесовщины в произведениях Пушкина.
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Тема урока: Образ метели в повести А.С. Пушкина «Метель» и в стихотворении «Бесы». Тема бесовщины в произведениях Пушкина.
Цель урока: знакомство и анализ содержания повести, умение передать содержание по плану, развитие устной речи учащихся.
Образовательная: провести сравнительный анализ изображения вьюги, метели в стихотворении «Бесы» и в повести «Метель».
Развивающая: развитие устной речи учащихся, умение работать в коллективе, группе; развитие толерантности; научить учащихся делить процесс мышления на шесть различных режимов, каждый из которых представлен шляпой своего цвета.
Воспитательная: воспитание художественного вкуса и любви к литературе, дать почувствовать своеобразие, «воздушность и выразительность» произведений А.С.Пушкина.
Оборудование: портрет писателя, тексты, интерактивная доска, 6 шляп Бонно, групповые задания.
— Итак, тему мы определили, а теперь мне хотелось бы вас попросить определить цели нашего урока.
— Чему мы сегодня будем учиться?
— Чего вы ждете от сегодняшнего урока?
Мозговой штурм. Запишите слово метель и подберите к нему слова-ассоциации.
картина природы: снег, ветер, разбушевавшаяся зимняя стихия;
взвихренность, «метельность», круговерть событий;
тревога, смятение в душах главных героев.
МЕТЕЛЬ – несчастье, крах жизненных планов одних, счастливый поворот судьбы других героев.
В чем смысл названия повести?
Какие мысли и ассоциации оно вызывает у читателя?
На что настраивает? Что обещает?
В «Бесах» изображение стихийного бедствия является самоцелью.
В «Метели» изображение стихийного явления выполняет служебную функцию.
В) В «Метели» утрата дороги влечёт за собой утрату времени и счастья.
Прием «Шесть шляп Бонно».
Как повлияла метель на судьбы главных героев повести А.С. Пушкина «Метель» (Владимира, Марьи Гавриловны, Бурмина )
1. Белая – Рассказать, как сложились судьбы Владимира, Марьи Гавриловны, Бурмина.
2. Черная – Выявите негативные стороны влияния метели на судьбы героев повести.
3. Желтая – Выявите положительные стороны влияния метели на судьбы героев повести.
4 . Красная – Какие чувства вызывает образ метели? Сколько метелей (3) выделяются в повести и кого они сопровождают? Найдите в тексте описания метелей и сравните их.
5. Зеленая – Какая «тайна была сохранена более чем полудюжиною заговорщиков»? Почему после описания блужданий Владимира описание прерывается, что-то остается недосказанным? Что бы вы изменили в тексте повести? Почему?
Одна и та же сила с помощью одних и тех же средств в одном случае подхватывает и мчит навстречу желаемому, в другом – мешает, противодействует, преграждает путь.
Реакция Марьи Гавриловны на случившееся была столь острой, что едва не стоила ей жизни. Владимир Николаевич в письме отказывается от столь желаемого счастья, взывает к смерти, и голос его звучит пророчески.
Тесты по повести «Метель»
2) Сегодня на уроке мы повторили…
3) Своей работой на уроке я …
4) Лучше всех на уроке работал(а)…
5) Урок сегодня был…
Белая – Ученый: Необходимо сделать акцент на изложение фактов.
Р ассказать, как сложились судьбы Владимира, Марьи Гавриловны, Бурмина.
Черная –Критик: Акцент на критическое восприятие.
Выявите негативные стороны влияния метели на судьбы героев повести.
Желтая – Оптимист: Акцент на положительные стороны.
Выявите положительные стороны влияния метели на судьбы героев повести.
Красная – Художник: Акцент на интуицию, чувства.
Какие чувства вызывает образ метели? Сколько метелей (3) выделяются в повести и кого они сопровождают? Найдите в тексте описания метелей и сравните их.
Зеленая – Креативщик: Акцент на нетрадиционных и провокационных решениях.
Какая «тайна была сохранена более чем полудюжиною заговорщиков»? Почему после описания блужданий Владимира описание прерывается, что-то остается недосказанным? Что бы вы изменили в тексте повести? Почему?