Что символизирует медведь на гербе
Что означают медведи на гербах разных городов, и Почему образ русского мишки далек от Винни-Пуха
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
«Хозяин леса»
У славян, у народов Сибири и Дальнего Востока существовало множество ритуалов, связанных с медведем. «Хозяин» не только требовал к себе уважения из-за физической мощи и внушительных размеров. Он просыпался с приходом весны, то есть был связан еще и с языческими божествами, управлявшими природой и погодой. Культ медведя получил развитие и в разных языках, где само название животного стало табуированным.
Для упоминания о косолапом хозяине леса использовали эвфемизм, «медведь» означало «ведающий, где мед». То же наблюдается и в других славянских языках, где для верности еще и заменяли одну букву другой (nedvěd по-чешски). Говорили о медведе и еще более иносказательно – «Михайло Потапыч», «косолапый», лишь бы не вызвать неудовольствия зверя, который ведь может, рассердившись, через Перуна и наслать какую-нибудь напасть.
Старинных «медвежьих» гербов российских городов – три. Самым первым стал знак Новгорода в 1565 году. Печать новгородского наместника появилась тогда для подписания грамот о перемирии со шведами по повелению царя Ивана Грозного. Кроме медведя на печати изобразили рысь и двух рыбин – хищники символизировали защиту русской земли от неприятелей, рыба – изобилие.
«Медвежьи» гербы
При Иване Грозном на гербе Перми изображали лисицу, а с конца XVII века символом города опять-таки стал медведь, причем на спине его разместили Евангелие – снова отсылка к языческому прошлому и христианскому настоящему. Медведь с давних пор был у народа коми самым почитаемым животным, «хозяином тайги», героем множества местных сказок, легенд, преданий. Он якобы мог обращаться в человека, обладал разумом, а когда после сотворения мира земля была гладкой и плоской, по легенде, именно медведь своими когтями сотворил горы и впадины.
Нынешний герб Перми, ненадолго забытый в период советской власти и вновь восстановленный в 1998 году, был утвержден Екатериной II. А в самом городе установлена скульптура «Легенда о пермском медведе», по следам устоявшегося стереотипа о том, что по улицам уральских городов свободно бродят медведи. Впрочем, медвежья тема в уральской геральдике Пермью не ограничивается – тот же персонаж украшает собой и герб Екатеринбурга.
Медведей на российских городских гербах – не три и не четыре, хоть это и не единственный зверь, украшавший собой государственные символы нашей страны (встречаются там и разные кошачьи, и даже единорог, который был личным знаком Ивана Грозного). Самым старым можно считать герб Смоленска, который появился, правда, еще до того, как этот город вошел в состав Руси и принадлежал к Великому княжеству Литовскому, в начале XV века. На современном гербе города изображены пушка и сидящая на ней птица Гамаюн.
Утвержденный Екатериной II герб Усть-Сысольска, города, который потом станет Сыктывкаром, содержал изображение медведя в берлоге, а над ним – появляющейся из облака руки, держащей меч. Современный герб сохранил берлогу – теперь она золотая – а вместо руки и меча в верхней части изображена серебряная звезда в виде национального орнамента.
Помимо перечисленных городов, гербами с изображением медведя могут похвастаться и много других городов – несколько городов в той же Ярославской области, Когалым и Югорск в Ханты-Мансийском автономном округе, Вольск в Саратовской области, Анадырь на Чукотке – и это далеко не все. Но не только в нашей стране медведь удостоился подобного внимания – и за границей его можно увидеть на официальных городских символах. В первую очередь это Берн в Швейцарии, Берлин в Германии, Мадрид в Испании.
Медведь в русской истории
Медведю в отечественной культуре и истории отведено особенное место. Традиция охоты на «хозяина леса» древнерусскими князьями сохранялась вплоть до первых царей Романовых. Заядлым охотником на медведя считался и Лжедмитрий I. При этом в житиях святых не раз встречается рассказ о том, как грозный зверь оказался приручен – этот сюжет есть в преданиях и о Сергии Радонежском, и о Серафиме Саровском.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Как медведь стал символом России?
Пожалуй, трудно назвать зверя, чей образ был бы так прочно связан с Россией
«Косолапый», «хозяин леса», «Михаил Потапыч» – все эти прозвища издавна закрепились за медведем. Наши предки с древних времен почитали медведя, а для язычников он и вовсе был тотемным животным. Однако олицетворением целой страны медведь стал, скорее, с подачи иностранцев – да так и прижился на этом «посту».
Медведь карающий, цирковой и рекламный…
В России участь мишек, по правде говоря, была незавидной. С животными редко обходились подобающим образом и воспринимали как источник дохода. На потеху публике «хозяин леса» в наморднике и поводке появлялся на ярмарках. В лучшем случае, медведей там заставляли выполнять заранее разученные трюки, а в худшем – стравливали с собаками ради зрелищного боя.
В 1865 году в Российской империи было основано Общество покровительства животным. Численность зоозащитников составляла немногим более пятидесяти человек, однако им удалось развернуть бурную деятельность и подать прошение в Министерство внутренних дел о запрете использования медведей ради забавы и в корыстных целях. В поддержку Общества выступила церковь, призвавшая милосердно относиться к братьям нашим меньшим. Спустя два года император издал указ о запрете медвежьих выступлений. Увы, гуманным начинанием оказались довольны не все. Крестьяне осыпали царя проклятиями – ведь в пореформенные годы, получив свободу, они утратили часть средств к существованию (земельные наделы им достались очень маленькие) и восполняли недостаток в семейном бюджете «медвежьими концертами». Неудавшиеся предприниматели, как правило, покупали полугодовалых медвежат и учили тех забавным трюкам: к примеру, повторять движения за человеком. Когда косолапый подрастал, по улицам его водили в сопровождении трех человек: дрессировщика, барабанщика и скрипача. Если выступление проходило удачно, прибыль они делили на четыре части.
В XIX веке образ «русского медведя» просочился в политическую карикатуру. Стремясь показать Россию, иностранцы все чаще прибегали к изображению медведя. Бороться с этим явлением было бесполезно и бессмысленно, поэтому русские сами стали охотно ассоциировать себя с этим зверем. Тенденция не угасла и в советские годы: чего стоит один символ летних Игр 1980 года олимпийский мишка, взмывающий в небо под плач растроганных зрителей.
«Конкуренты» косолапого
Шансы стать символом России были и у других животных, по той или иной причине важных для наших соотечественников. Так, еще на Руси почитали соколов. Былинные богатыри обращались хищными птицами и доблестно сражались с врагами. В XI-XII веках воронами было принято называть половцев, а соколами – противостоявших им русских правителей. В «Слове о полку Игореве» князей неслучайно именуют «соколичами». Кроме того, в этом произведении впервые употребляется слово «кречет», а это название птицы из отряда соколообразных.
В XVII веке царь Алексей Михайлович возвел в культ соколиную охоту. Птиц он любил с детства, а, унаследовав русский престол, распорядился создать Приказ Соколиной охоты. Домом для хищных птиц стали села Покровское, Коломенское и Сокольники. Попасть «в гости» к царским любимцам было почти невозможно. Особое разрешение нужно было заслужить, например, преподнести соколу дар или вылечить его от недуга. В 1673 году, после томительного ожидания, в кречатне смог оказаться датский посол и с позволения государя изобразил рисунок гордой птицы. Охота с кречетом считалась самой зрелищной. Движимая инстинктом, птица камнем обрушивалась на добычу и могла повторить свой бросок до семидесяти раз. Жертвами кречетов обычно становились утки, лебеди, тетерева и цапли.
Алексей Михайлович охотился с птицами почти ежедневно. Порой процессия выезжала на место дважды: после завтрака и во второй половине дня. Царь давал сигнал из рожка или миниатюрной литавры: жертвы охотников, испугавшись, взмывали в небо. Тут-то их и подстерегали соколы. Обратно ловчие птицы прилетали на зов своего хозяина. Случалось и так, что из поля зрения Алексея Михайловича выпадали и пернатый охотник, и его добыча. Тогда люди седлали коней и отправлялись на поиски по окрестностям. Сокола удавалось отыскать по звону серебряных колокольчиков, заранее подвешенных к его хвосту. Самого талантливого «напарника» после охоты подносили к государю. Тот с улыбкой ласкал сокола и называл молодцом. В XIX веке отношение к хищным птицам по-прежнему было весьма уважительным. За срубленное дерево, на котором располагалось соколиное гнездо, наказывали крупным штрафом. В 2021 году Союз охраны птиц России назвал символом года кобчика – представителя рода соколиных. Несмотря на скромные размеры, у этой птички гордый и даже дерзкий нрав. Кобчики дружно бросаются на защиту птенцов, если тем грозит опасность, и готовы биться за своих, даже если значительно уступают в размерах противнику.
Другое животное, сыгравшее в истории Российского государства не последнюю роль, – соболь. Этот зверек стал важной причиной расширения территорий на восток и освоения Сибири. Стремление добыть как можно больше собольего меха толкало землепроходцев вслед за ареалом распространения пушного зверя. Русские меха пользовались огромной популярностью не только на родине, но и в Англии, Голландии и Германии. К этому времени белка и куница почти утратили свою ценность, уступив соболю. Его шкурки были больше по размеру, прочнее и красивее. На одну шубу уходило 40-80 таких шкур. Для развития промысла и были созданы Соболиная казна и Соболиный приказ. Изображения соболя присутствовали на печатях семи городов Сибири, а два соболя расположены на титулярном гербе царства Сибирского. В геральдике соболь символизирует грацию, скорость, справедливость и богатство.
Что символизирует медведь на гербе
Медведь является естественной негеральдической фигурой.
Этот зверь в геральдике распространён в основном в странах германской языковой группы (Германия, Бельгия, Нидерланды, Швейцария, Австрия), а также в странах славянской языковой группы (Россия, Украина, Беларусь, Польша, Чехия).
Медведь олицетворяет силу, хитрость, мужество, силу, а также свирепость при отражении агрессии.
Медведь в геральдике
— герб Ярославской области | |
— герб Марий Эл | |
— герб Карелии | |
— герб Плюсского района (Псковская область, Россия) | |
— герб Усть-Большерецкого района (Камчатский край, Россия) | |
— герб Уктурского сельского поселения (Хабаровский край, Россия) | |
— герб Медвежьегорского района (Карелия, Россия) | |
— герб Красноселькупского района (ЯНАО, Россия) | |
— герб Ильского городского поселения (Краснодарский край, Россия) | |
— герб сельского поселения «Село Большая Картель» (Хабаровский край, Россия) | |
— герб Вохомского района (Костромская область, Россия) |
Белый медведь в геральдике
Часто используется в территориальной геральдике некоторых «северных» регионов России. Белый медведь несёт похожую символическую нагрузку, что и другие медведи в качестве естественных негеральдических фигур.
Новое в блогах
Что означают медведи на гербах разных городов, и Почему образ русского мишки далек от Винни-Пуха
Медведи водятся не только в России, но почему-то именно про российские улицы ходят слухи за границей – дескать, на каждом шагу тут медведи. И в геральдике этот зверь забыт не был, увековечение медведя на гербе города – распространенная и очень давняя русская традиция.
И нет, это не тот медвежонок, которого хочется обнять и защитить, как англичан Винни-Пуха и Паддингтона, и причина тому известна.
«Хозяин леса»
У славян, у народов Сибири и Дальнего Востока существовало множество ритуалов, связанных с медведем. «Хозяин» не только требовал к себе уважения из-за физической мощи и внушительных размеров. Он просыпался с приходом весны, то есть был связан еще и с языческими божествами, управлявшими природой и погодой. Культ медведя получил развитие и в разных языках, где само название животного стало табуированным.
Оттиск Большой государственной печати Ивана Грозного, на которой были собраны гербы входивших в Московское княжество земель.
Для упоминания о косолапом хозяине леса использовали эвфемизм, «медведь» означало «ведающий, где мед». То же наблюдается и в других славянских языках, где для верности еще и заменяли одну букву другой (nedvěd по-чешски). Говорили о медведе и еще более иносказательно – «Михайло Потапыч», «косолапый», лишь бы не вызвать неудовольствия зверя, который ведь может, рассердившись, через Перуна и наслать какую-нибудь напасть.
Старинных «медвежьих» гербов российских городов – три. Самым первым стал знак Новгорода в 1565 году. Печать новгородского наместника появилась тогда для подписания грамот о перемирии со шведами по повелению царя Ивана Грозного. Кроме медведя на печати изобразили рысь и двух рыбин – хищники символизировали защиту русской земли от неприятелей, рыба – изобилие.
Современный герб Новгорода. На Большой печати первоначальному варианту герба было отведено место над левой головой орла.
«Медвежьи» гербы
При Иване Грозном на гербе Перми изображали лисицу, а с конца XVII века символом города опять-таки стал медведь, причем на спине его разместили Евангелие – снова отсылка к языческому прошлому и христианскому настоящему. Медведь с давних пор был у народа коми самым почитаемым животным, «хозяином тайги», героем множества местных сказок, легенд, преданий. Он якобы мог обращаться в человека, обладал разумом, а когда после сотворения мира земля была гладкой и плоской, по легенде, именно медведь своими когтями сотворил горы и впадины.
Нынешний герб Перми, ненадолго забытый в период советской власти и вновь восстановленный в 1998 году, был утвержден Екатериной II. А в самом городе установлена скульптура «Легенда о пермском медведе», по следам устоявшегося стереотипа о том, что по улицам уральских городов свободно бродят медведи. Впрочем, медвежья тема в уральской геральдике Пермью не ограничивается – тот же персонаж украшает собой и герб Екатеринбурга.
Медведей на российских городских гербах – не три и не четыре, хоть это и не единственный зверь, украшавший собой государственные символы нашей страны (встречаются там и разные кошачьи, и даже единорог, который был личным знаком Ивана Грозного). Самым старым можно считать герб Смоленска, который появился, правда, еще до того, как этот город вошел в состав Руси и принадлежал к Великому княжеству Литовскому, в начале XV века. На современном гербе города изображены пушка и сидящая на ней птица Гамаюн.
Гербы городов Сыктывкар и Хабаровск.
Утвержденный Екатериной II герб Усть-Сысольска, города, который потом станет Сыктывкаром, содержал изображение медведя в берлоге, а над ним – появляющейся из облака руки, держащей меч. Современный герб сохранил берлогу – теперь она золотая – а вместо руки и меча в верхней части изображена серебряная звезда в виде национального орнамента.
Герб города Анадырь.
Помимо перечисленных городов, гербами с изображением медведя могут похвастаться и много других городов – несколько городов в той же Ярославской области, Когалым и Югорск в Ханты-Мансийском автономном округе, Вольск в Саратовской области, Анадырь на Чукотке – и это далеко не все. Но не только в нашей стране медведь удостоился подобного внимания – и за границей его можно увидеть на официальных городских символах. В первую очередь это Берн в Швейцарии, Берлин в Германии, Мадрид в Испании.
Медведь в русской истории
Медведю в отечественной культуре и истории отведено особенное место. Традиция охоты на «хозяина леса» древнерусскими князьями сохранялась вплоть до первых царей Романовых. Заядлым охотником на медведя считался и Лжедмитрий I. При этом в житиях святых не раз встречается рассказ о том, как грозный зверь оказался приручен – этот сюжет есть в преданиях и о Сергии Радонежском, и о Серафиме Саровском.
М.В. Нестеров. Юность преподобного Сергия.
Медведи на гербах и флагах
Медведь – традиционный знак в геральдике. Медведь с незапамятных времен является символом, олицетворяющим Россию, – он страж и хранитель. Обычно интерпретируется как символ силы, хитрости и свирепости в защите отечества.
Медведь был тотемным зверем многих славянских племен. Старорусское название медведя – Бер (отсюда «берлога», т.е. логово Бера). Неслучайно производными от него являются слова: беречь, берег, оберег. Тему родства с ним отражают и прозвища: отец, дедушка, дядя, Михаил Потапыч, хозяин.
Медведи имеются на нескольких сотнях гербах и флагах. Медведь является эмблемой Берлина, дал название городам Берну и Бернштадту. Мишка стал частью гербов Новгорода, Сыктывкара, Перми. С XVII века белый медведь – эмблема Гренландии. Мишка гризли используется на печати Калифорнии. Из личных гербов можно вспомнить символ медведя на гербе Папы Римского Бенедикта XV.
Герб Рыбинского района (Ярославская обл.)
Герб Хабаровского края
Герб Ямало-Ненецкого автономного округа
Герб Коми-Пермяцкого округа (Пермский край)
Герб Чукотского АО
Герб Закарпатской обл. (Украина)
Впервые мишка появился в товарном знаке датской кинокомпании Nordisk Film. Это произошло в 1909 году, спустя два года после триумфального успеха фильма «Большая охота на белого медведя». Основатель студии Оле Ольсен предложил идею показа двигающегося медведя в титрах, предшествующих фильму. И образ компании был предопределен на долгие годы.
«Гармошки», желтые «ЛиАЗы» и легендарная «20-ка»: на чем любили ездить омичи [ФОТО] |
ООО «Омские СМИ”
644024, г. Омск, Маршала Жукова, 21
Телефон: (3812) 53-44-46
Телефон: (3812) 53-99-54, 53-08-95
Региональное информационное агентство «Омск-информ» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР). Номер свидетельства ИА № ФС77-76034 от 24.06.2019г.
Сетевое издание «Омск-информ» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР). Номер свидетельства ЭЛ № ФС 77-82140 от 02.11.2021г.
Материалы, публикуемые на сайте сетевого издания «Омск-информ» (OMSKINFORM), предоставлены региональным информационным агентством «Омск-информ».
Учредитель: Общество с ограниченной ответственностью «Омские СМИ»
Юридический адрес: 644024, Омская область, г. Омск, ул. Маршала Жукова, д. 21