Что символизирует лист березы
Берёза
► «Ось мира»; жизнь; смерть;
любовь, побуждение к любви;
сентиментальное обаяние, мягкосердечие;
власть, заботу; наказание, порку; плач, грусть, печаль;
эргоцизм (изгнание дьявола);
Колыбель, Новый год. Березовыми розгами было принято изгонять дух Старого года, размахивая ими над колыбелью Нового, только что родившегося. Известно, что лесная береза первой одевается листвой по весне.
В Южной Европе Новый год часто встречали ритуальным разжиганием из березовых веток «нового огня».
Березовыми прутьями били рабов, обманщиков, крепостных холопов и, почти до XX века — учеников, непослушных детей.
«Очищение крови». Если хлестать себя березовыми ветками в русской, турецкой или финской банях, значит очищать и оздоравливать, обновлять кровь.
Содержание
Античность
До 153 года до н. э., римляне исчисляли Новый год с 1 марта. Тогда березовыми ветвями украшали церемонию вступления в должность новых консулов.
Римские «фасции» — пучки прутьев, связанные ремнями и торжественно носимые ликторами, как символ власти, были березовыми.
Из березового лыка сплетали покрытия походных шатров и даже щиты для воинов.
Нимфы берез, жившие по легендам, в этих деревьях, были стройными и гибкими, с распущенными длинными волосами…
Плиний полагал, что береза прибыла первоначально из Галлии. Это было, он написал, «причину ужаса(террора), как поставка прутам судей(чиновников) офиса; это также легко согнуто, чтобы делать обручи и аналогично ребрами маленьких корзин („a cause of terror, as supplying the magistrates’ rods of office; it is also easily bent to make hoops and likewise the ribs of small baskets“.)». Он добавлял, что это было «наиболее благоприятное дерево для изготовления свадебных факелов („the most auspicious tree for supplying wedding torches“)» (Natural History 16: 30). В обоих случаях береза близко связана с человеческой жизнью как защитница в жизни и в смерти.
Христианство
Именно березовыми розгами было предписано изгонять злых духов, а также духов непослушания, самовольства. В Средневековой Европе отцы церкви, позднее причисленные к лику святых: Григорий, Ансельм, Абеляр, Фома Аквинский и Винцент из Бовэ постановили (Вопреки учению Гиппократа, Сарануса и Галена), что всякая болезнь, это обман и дьявольские козни, которые нужно «лечить» розгами, изгоняя демонов из тела пострадавшего.
Ad vocem
«Битый розгой здоровья не теряет, а Святого духа набирается»; «Познакомишься с госпожой Березовской, сразу поумнеешь»; «Береза — горькое дерево мудрости — розга учит уму-разуму»; «Розга костей не ломает». «Вгоняй ума через задние ворота!» рус.
«Березка, белая любовница» («Пан Тадеуш» А. Мицкевича).
«В стране моей юности, где березы светлые навевали мечты о любимой» («Бенеовский» Ю. Словацкого), «
Серебряные березы, так похожие на стройных девушек» («Девичьи березы» Л. Стаффа).
Береза — забота о новорожденных, о супружестве, о достойном провожании умерших, символ всей жизни человека. Березовыми ветками древние римляне украшали свадебные кортежи, а потом сжигали ветви — огонь, как было принято считать, приносил молодоженам счастье.
«Плакучие березы, печальные деревья, их ветви свисают, чтоб плакать каждую весну… « („Польская земля в картинках“ Т. Ленартовича).
„Береза — самое впечатляющее и самое выразительное из деревьев“ („Гаданье в пору бабьего лета“ Джеймса Рассела Лоуэла).
Скандинавия
Фригг (герм. Фрейя) имела атрибутом ветвь березы, а богиня покровительствовала супругам, семье.
В восточнославянской мифологии священное дерево, одно из наиболее почитаемых деревьев у славян с отчётливой женской символикой. Берёза оценивается неоднозначно то как «чистое» и «счастливое дерево», то как потенциально опасное и связанное с нечистой силой и душами умерших. Противоречиво оценивается берёза и в народных легендах:
• как благословенное дерево, укрывшее: Богородицу и Христа от непогоды — поляки, Св. Пятницу от преследований черта — русские; • как проклятое Богом дерево, прутьями которого якобы хлестали Христа — сербы.
Вероятно существование у восточных славян в древности особого духа берёзы, подобного прусскому Бирзулису.
Как след культа берёзы можно рассматривать и восточнославянское имя Берёза.
Берёза, как перевёрнутое корнями вверх древо мировое, фигурирует в русских заговорах:
«На море на Океяне, на острове Кургане стоит белая берёза, вниз ветвями, вверх кореньями».
Берёза в роли ритуального деревца — обязательный элемент троицкой обрядности (преимущественно у восточных славян). У русских в четверг перед Троицей (Семик) совершался обряд «завивания березки»:
• девушки шли в лес, выбирали там молодую берёзу и под пение обрядовых песен закручивали на дереве ветки в форме колец, связывая их своими лентами, поясами или нитками; • рядом с «завитой» берёзой водили хороводы, кумились, гадали о будущем замужестве, устраивали совместное угощение; • в день Троицы вновь ходили к этому дереву, чтобы «развить», «распустить», «освободить» берёзу.
Наряду с этим совершались обряды и со срубленной «троицкой березкой»:
• деревце украшали лентами, бусами, цветами, ходили с ним по селу, а затем выносили за его пределы и там сжигали или топили; • срубленными березками украшали дворы и ворота, улицы, окна и двери домов, часовни и церкви
Отчётливо видно, что «семицкая (троицкая) берёза» почитается как женский символ, когда в селение вносится распустившееся дерево и девушки надевают на голову венки из зелени — след мифологического уподобления девушки мировому дереву.
Женская символика берёзы проявляется и в других представлениях и обычаях славян:
• в ритуалах лечения детских болезней для исцеления недугов девочек носили к берёзе (мальчиков — к дубу) — Полесье. • девица, которая дарит парню березовый венок, показывает этим, что поощряет его ухаживание; • в восточнославянских приговорах при сватовстве берёза и дуб выступали символами невесты и жениха соответственно; • чтобы иметь в браке больше мальчиков, чем девочек, молодая при выходе из церкви должна была взглянуть в сторону леса и сказать: «Все в лесу дубы, лишь одна береза» — гуцулы Закарпатья; • считается, что наросты на березовых стволах образуются «от бабских проклёнов» (проклятий, произнесенных женщинами) — белорусы; • при похоронах женщины ее гроб покрывается березовыми ветками (гроб мужчины — ветками тополя) — некоторые села Полесья; • берёза у украинцев — «беззащитна дивчина».
Древнее почитание и одушвление берёзы отразилось, в частности, в том, что грехом считалось:
• ломать березу до Троицы; • корчевать берёзы; поэтому место, где они прежде росли, считается несчастным для стройки — русские в районе Тотьмы [1] (Д. К. Зеленин, 1933 г.); • пить берёзовый сок: «все равно, что блуд твоpить», и пpолившись на снег, он окpасится в кpовавый цвет — русские на Алтае.
В демонологических верованиях восточных славян берёза считалась место обитания женских персонажей нечистой силы или душ умерших:
• на ветвях берёзы сидят (качаются) русалки [2] ; • берёза — вместилище духов, поэтому в нее так часто попадает молния — поляки Вармии и Мазур; • во многих балладах, легендах, сказках погибшая девушка превращается в берёзу. • об умирающем человеке говорили, что он «в березки собирается» — русские Костромского края; • одиноко растущие в поле «плакучие» берёзы: «деревья духов» в которые вселились души умерших девушек, выходящие по ночам выходили из берёзы и «затанцовывываие» насмерть случайных прохожих — поляки, дерево под которым покоится душа умершего насильственной смертью, и вместо сока в ней струится человеческая кровь — поляки;
Как дерево связанное с миром духов и мёртвых берёза считается опасным деревом:
• если женатый мужчина посадит берёзу во дворе своего дома, то кто-нибудь из домочадцев непременно умрет — украинские карпатские верования; • берёзу не сажают рядом с домом, чтобы на хозяев не напали болезни и чтобы не вымерла вся семья — Полесье.
Мотивы, связанные с берёзой, часто встречаются в демонологических поверьях:
• ведьма летает на березовой палке; •
надаивает молоко с березовой ветки; • бесноватых во время приступа одержимости «бросает на березу»; • кони, подаренные человеку чертом в ночное время, утром превращаются в кривые березы. • ещё во 2-й половине XIX в. на бересте писали прошения к лешим, которые приколачивали к деревьям.
С другой стороны, берёза воспринималась (у тех же поляков Вармии и Мазур, например) как дерево, оберегающее от зла, приносящее здоровье и благополучие. С помощью березовых веток, веников и венков старались уберечься от нечистой силы, болезней, стихийных бедствий.
• берёза считалась деревом, приносящим удачу — Люблинское воеводство (Польша); • березовое полено закопанное под порогом новой конюшни способствует тому, чтобы успешно «велись» кони; • ветки берёзы, особенно те, которые были использованы в обрядности Семика, Троицы, Юрьева дня, Ивана Купалы и др., оценивались в народной магии как надежный оберег; • у всех славян считалось, что заткнутые под крышей, оставленные на чердаке березовые ветки могут защитить дом от молнии и бури; • накануне Ивана Купалы ветки берёзы затыкали в двери хлева, чтобы преградить путь ведьме; • на рога коровам надевали березовые венки для защиты от порчи; • воткнутые посреди посевов в поле, они призваны способствовать урожаю злаков и льна; оберегать урожай от грызунов, птиц и от градобития; • ветка берёзы, установленная в углу строящегося дома, служит залогом здоровья хозяина и семьи — русские; • в ряде мест берёзу сажали возле дома для благополучия семьи или по случаю рождения ребенка.
В знахарской практике к берёзе ходили для символической передачи болезни дереву, например:
• страдающий малярией ходил в лес, тряс молодую березку, говоря: «Тряси меня, как я тебя, а потом перестань» Польша; • крестьяне обращались к берёзе с просьбой об исцелении и при этом скручивали над больным березовые ветки, угрожая дереву, что не отпустят до тех пор, пока болезнь не отступит — русские; • во многих местах верили, что при битье больного березовым прутом болезнь должна отступить.
Магия
Березовые метлы — излюбленный инструмент ведьм и колдуний, злые духи цепляются за ветки и прячутся под листьями…
В то же время береза считается амулетом, оберегом от злых духов, демонов, от сглаза. Принесенная в дом березовая ветка сулит счастье, а березовая доска, пристроенная на крыше, приносит хозяевам этого дома здоровье, а домашнему скоту — плодовитость.
Сибирь
Береза, прежде всего, священное дерево народов Сибири, среди которых имеет все признаки Оси Мира. Подобно космическому столбу, имеет семь или девять зарубок как символы небесных уровней. В течение шаманской церемоний инициации, эта жердь устанавливалась в центре круглой юрты, непосредственно под дымовым отверстием, которое представляет «Ворота Небес» или «Солнца», через которое шаман становится, выходит в космос по оси Полярной звезды (см. DOME КУПОЛ).
Береза иногда соединяется с Луной и даже и с Луной и Солнцем. В последнем случае она имеет двойственную природу — отец и мать, мужчина и женщина. Береза играет защитную роль, или служит средством, «нисхождения» небесных влияний. Hence the notion of duality which is essentially that of manifestation (ELIC, ELIM, SOUL). Береза символизирует путь, по которому нисходит небесная энергия and human aspirations rise up in return.
Охотники селькупы вывешивали фигурки духов-защитников, вырезанные из священной березы, около своих домов.
Кельты
Нет ясного представления о роли березы в Кельтском мире, но наиболее вероятно — она была погребальной. Уэльсская поэма. Сражение Деревьев (Kat Godeu), загадочно отмечает «вершина березы, укрыла нас листьями; он изменил и преобразовал наше увядающееся государство(состояние) („..the top of the birch tree covered us with leaves; he changed and transformed our withered state“)». Возможно — это намек на традицию покрытия тел убитых с ветями березы (OGAC 5: p. 115). Может также подразумеваться, что береза works the changes which prepare the dead for their new lives.
В народном фольклоре — побуждение к любви Беpеза у укpаинцев — «беззащитна дивчина», символ жизни.
Белая береза из-за ее особенной, как бы светящейся коры
всегда считалась осью мира, этому дереву с давних пор придавалось особое значенье. Особенно в Средней Азии и у славянских народов, в России. Береза — символ весны, девственности, невинности, чистоты, очищения.
Чуваши полагали, что если во сне сpубить беpезу — умpет женщина. Они также запpещали гнать скотину беpезовым веником, подметать пол. Беpеза почиталась и у казанских татаp.
Hаpодное песенное слово величает беpезу целым pядом песен, — то гpустно-пpоголосных, то веселых частушек. «То не белая беpезонька к земле клонится, не бумажные листочки pасстилаются», — поется в одной. «Кудpявая беpезонька под окошечком, а в окошечке не касаточка, не ласточка, — сидит душа кpасна-девица», — есть и такая песня.
О pусской беpезе есть очень кpасивое стихотвоpение (к сожалению, не знаю имя автоpа): Российская святыня, Свеча Господня дня, Богиня-Беpегиня, Благослови меня. Свеpкая звездной кpоной, В полуночной тиши, Свободно и собоpно О pодине скажи. Лучи стволов целуя, Колени пpеклоню И Богу аллилуйя С тобою пpопою.
Рассказывают, что как-то Стефан Великопеpмский, кpестивший зыpян, сpубил священную беpезу, котоpой они поклонялись. И он услышал стоны и угpозы, и полилась кpовь, и наступила чеpная ночь.
Гоpные маpи называли беpезу «великой», двоp каждого хозяина укpашался беpезой.
pусские загадки о беpезе, — «есть деpево: кpик унимает, свет наставляет, больных исцеляет».
У киpгизов даже ходило такое повеpье: «Где между елей выpастет беpеза — туда непpеменно пpидут pусские».
символ девичьей чистоты
Пpедание о начале гоpода Белозеpска гласит, что на его месте pаньше стояли беpезы, котоpым пpиносились жеpтвы.
берёза как символ ритуальной чистоты известна также в германской, балтийской, центральноазиатской традициях
Во 2-й половине XIX в. на бересте писали прошения к лешим, которые приколачивали к деревьям. Сходная обрядовая роль руны со значением «берёза» известна у древних германцев, главный бог которых — Один — пригвоздил себя к мировому дереву, с тем чтобы обрести знание рун.
Что символизирует лист березы
Древние кельты почитали березу как символ Солнца. Этому дереву поклонялись коми, удмурты, ханты и марийцы. Культ березы существовал у всех славянских народов. Якуты и хакасы по сей день считают березу священным деревом. Некоторые алтайские и бурятские роды чтут ее как тотем. Почему же в культурном пространстве береза стала символом именно России и русского народа?
Отношение к березе на Руси было двойственным. С одной стороны, береза была деревом невест. Она составляла пару дубу — мужскому дереву. С другой стороны, березы еще со времен язычества ассоциировались с миром мертвых: считалось, что в них живут души умерших девушек. В некоторых регионах Центральной России об умирающем говорили: «В березки собирается». Березовым прутом выстилали дно гроба, набивали подушку для покойного.
Береза была культовым деревом. На Троицу и Семик — праздники весеннего цикла — девушки «завивали» березку, то есть украшали ее под ритуальные песни и хороводы:
Йо, йо, берёзынька,
Йо, йо, кудрявая!
Семик честной да Троица —
У девушек всё праздничек!
Затем срубленное деревце несли в деревню, заходили в дома, где хозяйки потчевали «белую березыньку» чем бог послал. Примечательно, что Троица и Семик были тесно связаны с языческим культом мертвых. И в наше время на Троицу многие ходят на кладбище, поминают усопших.
Литераторы обратили внимание на березу лишь в XIX веке. Александр Пушкин писал Антону Дельвигу о своем путешествии в Крым: «Мы переехали горы, и первый предмет, поразивший меня, была береза, северная береза! сердце мое сжалось: я начал уже тосковать о милом полудне, хотя все еще находился в Тавриде, все еще видел и тополи, и виноградные лозы».
В 1842 году Афанасий Фет написал стихотворение «Печальная береза».
Печальная береза
У моего окна,
И прихотью мороза
Разубрана она.
Как гроздья винограда,
Ветвей концы висят,—
И радостен для взгляда
Весь траурный наряд.
Люблю игру денницы
Я замечать на ней,
И жаль мне, если птицы
Стряхнут красу ветвей.
В стихотворении «Береза» (предположительно 1855 года) Петр Вяземский признавался:
Средь избранных дерев — береза
Не поэтически глядит;
Но в ней — душе родная проза
Живым наречьем говорит.
Милей всех песней сладкозвучных —
От ближних радостная весть,
Хоть пара строк собственноручных,
Где сердцу много что прочесть.
Почтовый фактор — на чужбине
Нам всем приятель дорогой;
В лесу он просек, ключ — в пустыне,
Нам проводник в стране чужой.
Из нас кто мог бы хладнокровно
Завидеть русское клеймо?
Нам здесь и ты, береза, словно
От милой матери письмо.
Это была одна из первых попыток связать образ березы с образом России.
В литературе XIX века береза была «печальной», в «траурном наряде», «черной», «развесистой», «плакучей», «желтой». Образ белой березы, давно известный по народным песням и обрядам, в академическую культуру пришел со стихотворением Сергея Есенина 1913 года:
Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
Есенин в своем творчестве создал и прочную ассоциативную связь между березами и Русью:
Троицыно утро, утренний канон,
В роще по березкам белый перезвон.
Тянется деревня с праздничного сна,
В благовесте ветра хмельная весна.
Именно Сергей Есенин, сын рязанского крестьянина, объединил литературное видение с народным восприятием березы.
К 1942 году, когда Анна Ахматова начала писать небольшой цикл стихотворений «Победа», береза уже вошла в культурный код как символ России и символ предков.
Славно начато славное дело
В грозном грохоте, в снежной пыли,
Где томится пречистое тело
Оскверненной врагами земли.
К нам оттуда родные березы
Тянут ветки и ждут и зовут,
И могучие деды-морозы
С нами сомкнутым строем идут.
В 1948 году на сцене летнего театра «Эрмитаж» впервые выступил хореографический ансамбль под руководством Надежды Надеждиной. Девушки исполняли русский хоровод с веточками березы в руках. На постановку Надеждину вдохновила старинная литография: троицкий хоровод из обряда завивания березки. «Березкой» назвали и сам ансамбль, который за 70 лет своего существования познакомил с русской культурой зрителей 80 стран.
Древние кельты почитали березу как символ Солнца. Этому дереву поклонялись коми, удмурты, ханты и марийцы. Культ березы существовал у всех славянских народов. Якуты и хакасы по сей день считают березу священным деревом. Некоторые алтайские и бурятские роды чтут ее как тотем. Почему же в культурном пространстве береза стала символом именно России и русского народа?
Отношение к березе на Руси было двойственным. С одной стороны, береза была деревом невест. Она составляла пару дубу — мужскому дереву. С другой стороны, березы еще со времен язычества ассоциировались с миром мертвых: считалось, что в них живут души умерших девушек. В некоторых регионах Центральной России об умирающем говорили: «В березки собирается». Березовым прутом выстилали дно гроба, набивали подушку для покойного.
Береза была культовым деревом. На Троицу и Семик — праздники весеннего цикла — девушки «завивали» березку, то есть украшали ее под ритуальные песни и хороводы:
Йо, йо, берёзынька,
Йо, йо, кудрявая!
Семик честной да Троица —
У девушек всё праздничек!
Затем срубленное деревце несли в деревню, заходили в дома, где хозяйки потчевали «белую березыньку» чем бог послал. Примечательно, что Троица и Семик были тесно связаны с языческим культом мертвых. И в наше время на Троицу многие ходят на кладбище, поминают усопших.
Литераторы обратили внимание на березу лишь в XIX веке. Александр Пушкин писал Антону Дельвигу о своем путешествии в Крым: «Мы переехали горы, и первый предмет, поразивший меня, была береза, северная береза! сердце мое сжалось: я начал уже тосковать о милом полудне, хотя все еще находился в Тавриде, все еще видел и тополи, и виноградные лозы».
В 1842 году Афанасий Фет написал стихотворение «Печальная береза».
Печальная береза
У моего окна,
И прихотью мороза
Разубрана она.
Как гроздья винограда,
Ветвей концы висят,—
И радостен для взгляда
Весь траурный наряд.
Люблю игру денницы
Я замечать на ней,
И жаль мне, если птицы
Стряхнут красу ветвей.
В стихотворении «Береза» (предположительно 1855 года) Петр Вяземский признавался:
Средь избранных дерев — береза
Не поэтически глядит;
Но в ней — душе родная проза
Живым наречьем говорит.
Милей всех песней сладкозвучных —
От ближних радостная весть,
Хоть пара строк собственноручных,
Где сердцу много что прочесть.
Почтовый фактор — на чужбине
Нам всем приятель дорогой;
В лесу он просек, ключ — в пустыне,
Нам проводник в стране чужой.
Из нас кто мог бы хладнокровно
Завидеть русское клеймо?
Нам здесь и ты, береза, словно
От милой матери письмо.
Это была одна из первых попыток связать образ березы с образом России.
В литературе XIX века береза была «печальной», в «траурном наряде», «черной», «развесистой», «плакучей», «желтой». Образ белой березы, давно известный по народным песням и обрядам, в академическую культуру пришел со стихотворением Сергея Есенина 1913 года:
Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
Есенин в своем творчестве создал и прочную ассоциативную связь между березами и Русью:
Троицыно утро, утренний канон,
В роще по березкам белый перезвон.
Тянется деревня с праздничного сна,
В благовесте ветра хмельная весна.
Именно Сергей Есенин, сын рязанского крестьянина, объединил литературное видение с народным восприятием березы.
К 1942 году, когда Анна Ахматова начала писать небольшой цикл стихотворений «Победа», береза уже вошла в культурный код как символ России и символ предков.
Славно начато славное дело
В грозном грохоте, в снежной пыли,
Где томится пречистое тело
Оскверненной врагами земли.
К нам оттуда родные березы
Тянут ветки и ждут и зовут,
И могучие деды-морозы
С нами сомкнутым строем идут.
В 1948 году на сцене летнего театра «Эрмитаж» впервые выступил хореографический ансамбль под руководством Надежды Надеждиной. Девушки исполняли русский хоровод с веточками березы в руках. На постановку Надеждину вдохновила старинная литография: троицкий хоровод из обряда завивания березки. «Березкой» назвали и сам ансамбль, который за 70 лет своего существования познакомил с русской культурой зрителей 80 стран.
Боги Славян
Добрый день!
Береза — дерево сугубо женское
БЕРЕЗА — дерево девичьих хороводов
мои воспитанницы в кубанских костюмах под березой
Если вы задумаетесь, что является символом России, то один из правильных ответов будет: белая береза.
ВНЕШНИЙ ВИД: Бывает березка-дерево, бывает береза-кустарник (всего известно около 100 видов берез). Мы привыкли видеть ее высоким деревом с ажурной кроной и светлым стволом.
БОТАНИКА. Растение относится к семейству Березовых (сюда же относятся ольха, лещина и граб)
СТИХИЯ. Береза принадлежит в большей мере к стихии воды.
СИМВОЛИКА: Планетарно с березой у славян всегда отождествлялось СОЛНЦЕ. А сама она – красавица белоствольная – светлый символ России.
ЭНЕРГЕТИКА: Береза — дерево доброй силы, сохраняющее и отдающее животворную частицу девичьей (женской) солнечной энергии. Береза — дерево девичьих «Хороводов силы». Ровным, мягким, спокойным, но в то же время полновесным потоком льется энергия березы, но не со всеми делится энергетикой наша красавица. Потоками силы она одаривает только тех, чья душа открыта для Света.
Береза — дерево особое для русского человека. Березонька любит людей честных и искренних. Береза любит всех, но лучше всего с женщинами и детьми она общается: женские печали утешает, а детей светом да добротой радует. Береза вас всегда ждет, но лучше приходить утречком, на рассвете.
Березонька снимает усталость, она нейтрализует все негативные последствия от наших повседневных стрессов, а еще она способствует восстановлению внутренней душевной гармонии. Говорят, что береза, растущая недалеко от дома, отгоняет от его обитателей кошмарные сны.
Ведруссия.
Со странички В.Пелевина
ДОНОРСТВО: Береза чтит закон донорства. Березонька — одно из красивых и любимых глубоко почитаемых деревьев у славян, оно каждому помогает, кто без злого умысла и от чистого сердца просит. Особенную привязанность и трепет ощущали рядом с деревом, совсем юные девочки (девушки) Рода. И ведь не случайно, обрести душевный покой и почувствовать материнское тепло, они могли у березины, ведь передавала она энергию и поддержку всего великого Рода и наполняла женским началом великой любви, доброты, преданности, терпения и веры.
Прародители наши нарекали белоствольную красавицу — деревом Жизни и наделяли ее магическими и целительскими силами и верили в ее божественное происхождение.
БЕРЕЗА-БЕРЕГИНЯ: Дерево славянских Богинь Лады и Лели. Когда свозились снопы с полей, по периметру скирда и в центре укладывались ветки березы, ими дома на Русалиях, — от мелких грызунов, украшали. От глаза дурного и нечистых сил березовые веточки хранились в доме как сильный оберег, которыми затем скот выгоняли на выпас впервые. В родильных и свадебных обрядах обязательно использовались пруты из березы, для отпугивания и нейтрализации, злых Духов. Березовую метлу выставляли на пороге дома, в котором появился новорожденный, для защиты от зморы. Вместо подушки в люльку укладывали березовое полено, чтобы Марена не душила и девять березовых прутиков, от нечисти.
Березовая роща, Худ.А.Куинджи
БЕРЕЗА-ЦЕЛИТЕЛЬНИЦА: Существует поверье, что в первой половине мая береза обладает величайшей исцеляющей силой. В это время можно собрать ее сок и поить неизлечимых и слабых людей, чтобы те скорее излечились и восстановили силы. У каждого дерева обязательно просили разрешение и с одного брали около литра сока. Затем благодарили и извинялись, рану обрабатывали смолой. Дерево — донора больше не трогали до следующего года и ветви с него не обрезали.
С других деревьев в середине мая, еще совсем закрытые березовые почки собирали для лекарственных настоев и растирок. И лист березы тоже в дело шел..
БЕРЕЗА-ВОРОЖЕЯ Чем чаще юные девушки водили хороводы вокруг берез, тем самым полнее «раскручивали» волшебную энергию этих деревьев и невидимой нитью защиты и силы окутывали Род свой и местность.
ОБЫЧАИ И ОБРЯДЫ: На праздник Купалы, чтобы быстрее обрести суженного, девушки вплетали свои ленты в ветви березы.
Береза издавна трепетно относится к беременным и выполняет их просьбы, поэтому роженицы ходили просить ее за легкие роды, здоровье и счастье ожидаемого младенца.
А в Троицкие гуляния березку «завивали», и ветки те завитые лучшими оберегами считались.
У ДРУГИХ НАРОДОВ: Русский женьшень – именно так называли березу китайцы.
НАРОДНЫЕ ПОВЕРЬЯ. Стоит береза, качается, а под березою трава-мурава — так и тянет к себе, так и манит. Говорят, что под березой сны легкие, да сны вещие снятся.
БЕРЕЗА В МАГИИ. Обряд «передачи болезни». Больного омывали чистой водой, а потом осторожненько сливали эту воду под березку, считая, что таким образом болезнь «перейдет» с человека на дерево.
В НАРОДНОЙ МЕДИЦИНЕ: Применяемые сегменты растения: ветки, кора, пыльца, листья, почки, соцветия, смола.
ШАМПУНЬ. Березовый настой входит в состав некоторых шампуней.
В КОПИЛКЕ РУССКОГО ЯЗЫКА: Во-первых, это конечно БЕРЕСТА. Ведь именно благодаря берестяным грамотам нам сейчас по крохам удается восстанавливать нашу историю.
Березонька белая, Худ.С.Беловодова
Во-вторых, БЕРЕЗОВЫЙ СОК – это не просто напиток, это – ПРИОБЩЕНИЕ: к Природе, к Земле, к Родине.
А вот БЕРЕЗОВАЯ КАША – это то, что никому попробовать не хотелось бы, и будем надеяться, что это словосочетание уйдет из нашего языка.
И конечно же, образ белой березки сохранился в русских песнях:
Во поле березонька стояла,
Во поле кудрявая стаяла…
ЛИТЕРАТУРА. Лес по берегам расползся далеко в стороны, оставив в память о себе только скромные березовые рощицы и заиндевевшие осинники по низинам. А.Прозоров, Заклятие предков (Ведун-3)
БЕРЕЗНЯК — небольшой лесок из берез
В игре «Новые Земли» собирается березовая коллекция.
БЕРЕЗА ВЕСЕННЯЯ — живое деревце с цветами да подарками.
Встречается в игре «Домовята».
Березка — деревце русское.
И весенний Березовый Дух — это тоже порождение нашей русской земли.
БЕРЕЗА В ГЕРАЛЬДИКЕ:
На гербах России березу можно встреть и в виде одинокого дерева (МО Бохан Иркутской области и Березовское СП Пермского края), и в виде рощицы (ГП Березово Ханты-Мансийского округа),
Белоствольная красавица украшает гербы п.Березовка Красноярского края, Куйбышевского района Калужской области и Пензинского района Пензинской области.
Очень часто на гербах встречаются березовые ветви естественного и золотого цвета (гербы Березовского сель-совета Новосибирской области, Березниковского СП Владимирской области и Сигачинского СП Чувашии).
Изображают также на гербах отдельные березовые листья. На гербе Марфино (Московская область) березовый листок символизирует Институт физиологии растений им.Тимирязева. На гербе п.Пески (Московская область) разноцветные березовые листья похожи на мазки кистей художников, проживающих в поселке. Справедливости ради надо отметить, что березовые мотивы встречаются не только в российской геральдике. Так, например, в Вильнюсском уезде есть село Пабярже, что означает «под березой». Село имеет гласный герб, содержащий три березовых листика с сережками
Очень интересны изображения березы на гербах Якутии: Хатырыкского и Ожулунского наслегов, а также города Нюрба.
Священное дерево (мировое дерево) — береза Аар Хатын, березовые ветви — как символ вечности и Богиня Земли Аан с рукавами из березовых ветвей.
В любом виде ты прекрасна, береза. И пусть на территории нашей России растут прекрасные белоствольные березняки — березовые рощи, помогая нашему славянскому народу, находить в себе силы на ВЕРУ, НАДЕЖДУ, ЛЮБОВЬ!
(517)Обзор составили Светлана и Наталия.
Берёза символизирует уникальную флору, выносливость (по той причине, что дерево можно встретить на самом крайнем Севере), жизнь (человек издревле использовал кору, сок, древесину и даже листья).
Берёза является культовом деревом, а также национальным символом у большей части фино-угорских народов.
ПЛАНЕТА – Луна, Юпитер
БОЖЕСТВА- Тор (Донар) и Фрейя (Фригг)
Березам посвящался праздник Семик (ныне — Троица), который отмечается в июне.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА – плодородие, новые начинания.
ОСНОВНЫЕ СВОЙСТВА — очищение, исцеление и защита.
Берёза в ряде традиций символизирует свет, сияние, чистоту, неясность, женственность и т. п. В друидической традиции берёза — дерево начала, символ первого месяца года.
ЛЕЧЕНИЕ НАРОДНЫМИ СРЕДСТВАМИ
Практически все части дерева используются в целительстве.
Издавна считалось, что в мае береза обладает наибольшей целительной силой. Поэтому в период с 1 по 12 мая собирали ее сок и давали пить больным, хворым и слабым людям, чтобы те скорее выздоровели и набрались сил. Чтобы дерево не обессилело, с каждой березы собирали не больше 1 литра сока, рану тщательно замазывали и благодарили дерево за помощь. Больше в течение года это дерево не трогали, так же как с дерева-донора в течение года не обрезали ветвей. Считалось что если к березе слишком часто обращаться за помощью, она может обидеться и отомстить обидевшему ее человеку, наслав на него «мороку» и неудачу в личной жизни. Обычно для сбора березового сока использовали растущие в лесу деревья в возрасте от 7 до 50 лет, так как считалось, что кроме здоровья береза может одарить человека и молодостью, а для этого само дерево не должно быть слишком старым. В мае же собирали полураспустившиеся березовые почки для лекарственных целей.
Она облегчит страдания, поможет вернуть утраченные силы, легче перенести болезнь, ускорит процесс выздоровления.
Общение с березой полезно людям с расстроенными нервами, находящимся в состоянии депрессии. Это дерево снимает усталость, нейтрализует негативные последствия повседневных стрессов, способствует восстановлению душевной гармонии. Береза, растущая рядом с домом, отгоняет кошмарные сны. Воздействие этого дерева продолжительно. Лучше не приходить к нему, а жить рядом, тогда оно сможет исцелить вас.
Издревле используется настойка из березовых почек. Этой настойкой, приготовленной на водке, смачивали холстину и прикладывали ее к ране. ЛЕЧЕНИЕ НАРОДНЫМИ СРЕДСТВАМИ и сейчас использует настойку для втирания при болях в суставах. Спиртовой настой из почек березы оказывает благотворное действие при лечении острых и хронических форм экземы, ран, пролежней и других воспалительных заболеваний кожи.
Березовые почки являются потогонным, мочегонным и желчегонным средством. При болезнях почек и мочевого пузыря, водянке применяют водный настой или отвар в соотношении 1:5. Настои из почек готовят из расчета 2 чайные ложки на стакан кипятка. Принимать по 2-3 столовые ложки 3-4 раза в день. Отвар приготавливают из 30 г почек на стакан воды и принимают также как настой.
Листья березы богаты витамином С. Так, в 100 г свежих листьев содержится до 300 мг этого витамина. В сухих листьях его очень мало. Настой из молодых листьев березы используют как стимулирующее средство, нaзнaчaют при расстройствах нервной системы, почечных коликах, желтухе, как противовоспалительное и витаминное средство.
Водный настой, отвар и спиртовую настойку из березовых листьев и почек успешно применяют при водянке, отеках, язвенной болезни желудка, артериосклерозе, ревматизме, болезнях мочевого пузыря, функциональных расстройствах желудка, поражении суставов, подагре, хронических заболеваниях почек, почечнокаменной болезни.
Березовый сок принимают при подагре, отеках, ревматизме, как общеукрепляющее средство. Назначают при длительно не заживающих ранах, ангине, фурункулезе, атрофических язвах. Это приятный освежающий напиток. Ванны из березовых листьев действенны при ревматизме, подагре. Для компрессов используются свежие или сухие распаренные листья.
Березу не случайно называют лекарственным растением. Из березового дегтя приготовляют масло — отличное противоглистное, мочегонное средство. Применяется оно и как наружное антисептическое — при язвах, сыпях.
Береза — дерево, которое бодрствует весь день. Засыпает она перед самым рассветом. Как запоют первые петухи, разогнав своим голосом нечисть, береза погружается на 2 часа в сладкий и глубокий сон, чтобы, проснувшись на рассвете, подарить миру свою чистую силу. Период сна у нее приходится приблизительно на 3-5 утра, а пик бодрости на 6-9 часов утра.
МАГИЯ
Берёзу используют для изготовления многочисленных магических артефактов: огамических палочек (ставов), волшебных палочек, летающих метел, магических метелок, оберегов различного рода (от молнии, злых людей и духов).
Березовые ветви (особенно весенние, только что распустившиеся) справедливо считаются прекрасным талисманом, отгоняющим печали и хвори, оберегающим детей от болезней и многих других неприятностей.
Корни березы используются для причинения вреда, наведения порчи.
Тонкие ветки плакучих берез используются для вязания «узлов» — формы чарования. На бересте пишут чернилами из дубовых орешков и пером из крыла ворона рунические заклинания.
Также защищает дом и домочадцев от удара молний. Береза, растущая рядом с домом, отгоняет кошмарные сны. Воздействие этого дерева продолжительно. Лучше не приходить к нему, а жить рядом, тогда оно сможет исцелить вас. Березе всегда приписывалась способность отгонять злых духов. Веник из березы чистит пространство энергетически. Она может быть использована в качестве сильнейшего средства для «выметания» злых духов, негативной магии и неприятных чувств.
Влюбленные во время свадебной церемонии прыгали через костер из березовых веток. Это символизировало расставание с прошлым и начало новой жизни.
Вы можете обратиться к энергии березы, чтобы начать новые любовные отношения, надев гирлянду из березовых сережек во время ритуалов. Ее еще называют деревом жизни. Береза с незапамятных времен ассоциируется с плодородием и исцеляющей магией, березовые ветви использовались, чтобы наделить плодородностью не только землю, но и скот и молодоженов. Из березового дерева делали колыбели для новорожденных.