Что символизирует гроза в повести бедная лиза

Бедная лиза описание грозы, помогите!

В повести «Бедная Лиза» Карамзина живописные картины природы, на первый взгляд, можно счесть случайными эпизодами, которые являются всего лишь красивым фоном для основного действия. Но пейзажи – это одно из главных средств раскрытия душевных переживаний героев. Кроме того, они служат для передачи отношения автора к происходящему. В начале повести автор описывает Москву и «ужасную громаду домов», а сразу же после этого начинает рисовать совершенно иную картину: «Внизу…по желтым пескам, течет свежая река, волнуемая легкими веслами рыбачьих лодок…

На другой стороне реки видна дубовая роща, подле которой пасутся многочисленные стада…» Карамзин встает на позицию защиты прекрасного и естественного, ему неприятен город, его тянет к «натуре». Таким образом, здесь описание природы служит для выражения авторской позиции. Большинство пейзажей повести направлены на то, чтобы передать душевное состояние и переживание главной героини. Именно она, Лиза, является воплощением всего естественного и прекрасного, эта героиня максимально близка к природе: «Еще до восхождения солнечного Лиза встала, сошла на берег Москвы-реки, села на траве и подгорюнившись смотрела на белые туманы…

, но скоро восходящее светило дня пробудило все творение…» Героиня печальна, потому что в ее душе рождается новое, доселе неизвестное чувство, но ее оно прекрасно и естественно, как пейзаж вокруг. Уже через несколько минут, когда происходит объяснение между Лизой и Эрастом, переживания девушки растворяются в окружающей природе, они так же красивы и чисты. А после расставания влюбленных, когда Лиза чувствует себя грешнице, преступницей, в природе происходят такие же перемены, как и в Лизиной душе. В эпизоде падения Лизы начинается гроза.

Источник

Что символизирует гроза в повести бедная лиза. Смотреть фото Что символизирует гроза в повести бедная лиза. Смотреть картинку Что символизирует гроза в повести бедная лиза. Картинка про Что символизирует гроза в повести бедная лиза. Фото Что символизирует гроза в повести бедная лиза

Описание природы в сентиментализме

Николай Михайлович Карамзин считается основателем русского сентиментализма. Это литературное направление противопоставлено классицизму. К основным чертам сентиментализма можно отнести:

Что символизирует гроза в повести бедная лиза. Смотреть фото Что символизирует гроза в повести бедная лиза. Смотреть картинку Что символизирует гроза в повести бедная лиза. Картинка про Что символизирует гроза в повести бедная лиза. Фото Что символизирует гроза в повести бедная лиза

Сентименталисты описывают душевное состояние персонажей при помощи явлений природы. Чистые сельские пейзажи часто противопоставляются лживым городским видам. Природа является не фоном действий, а естественной средой для человека. Она помогает героям произведений отказаться от всего лживого, призывает поступать только по велению сердца.

Природные объекты становятся неотъемлемой частью жизни персонажей. К примеру, в «Бедной Лизе» пруд под большим дубом является и уголком для свиданий, и местом гибели героини.

Пейзажи в повести

Н. М. Карамзин внёс в сентиментализм собственное видение роли пейзажа. В «Бедной Лизе» отсутствуют подробные описания деталей. Повествование идёт от лица автора произведения, а он опирается лишь на собственные впечатления.

Характеры персонажей

Повесть начинается с краткого описания места действия. Главная героиня проживает в сельской местности. Карамзин в красках описывает загородные пейзажи, употребляя яркие эпитеты:

Что символизирует гроза в повести бедная лиза. Смотреть фото Что символизирует гроза в повести бедная лиза. Смотреть картинку Что символизирует гроза в повести бедная лиза. Картинка про Что символизирует гроза в повести бедная лиза. Фото Что символизирует гроза в повести бедная лиза

Совсем с другим настроением повествователь отзывается о городских пейзажах. Он называет их «ужасной громадой домов», «алчной Москвой». Карамзин описывает величественные золотые купола и кресты храмов. Золотой цвет является символом веры и материальных ценностей. В столице проживает юноша Эраст.

Роль этих пейзажей в произведении «Бедная Лиза» заключается в знакомстве читателя с характерами главных персонажей. Естественная сельская местность противопоставлена «фальшивому» городу. Для Лизы смысл жизни заключается в любви, преданности и доброте. Она руководствуется только собственными чувствами.

Девушка зарабатывает на жизнь, продавая ландыши. Эти цветы являются символом чистоты и нежности. Для Эраста немалое значение имеют материальные ценности и социальное положение.

Развитие любовных отношений

После нескольких непродолжительных встреч с Эрастом в сердце Лизы зарождается новое и до сих пор неизвестное чувство. Душевные переживания героини полностью совпадают с состоянием природы. После бессонной ночи она выходит к берегу Москвы-реки. Автор описывает белый туман над водой, блестящие капли росы на траве. Постепенно природа просыпается. Одновременно с этим к главной героине приходит понимание того, что она влюблена.

Что символизирует гроза в повести бедная лиза. Смотреть фото Что символизирует гроза в повести бедная лиза. Смотреть картинку Что символизирует гроза в повести бедная лиза. Картинка про Что символизирует гроза в повести бедная лиза. Фото Что символизирует гроза в повести бедная лиза

Лиза встречает Эраста на берегу. После долгожданного признания в любви пейзажи становятся намного ярче. Лиза говорит: «Какое прекрасное утро! Как всё весело в поле». Эта цитата позволяет охарактеризовать эмоциональное состояние героини. Она счастлива и вместе с ней торжествует природа.

Между Эрастом и Лизой складываются нежные невинные отношения. Их свидания сопровождаются спокойными природными пейзажами. Н. М. Карамзин описывал:

Берёза в литературе олицетворяет невинность, а дуб является сакральным растением, возле которого происходят судьбоносные события.

Гибель Лизы

Из-за военной службы Эраст вынужден проститься с Лизой. После последнего свидания пейзаж вокруг главной героини мрачнеет. Он полностью лишается ярких красок и жизни. Вместе с этим погружается во мрак душа девушки.

Что символизирует гроза в повести бедная лиза. Смотреть фото Что символизирует гроза в повести бедная лиза. Смотреть картинку Что символизирует гроза в повести бедная лиза. Картинка про Что символизирует гроза в повести бедная лиза. Фото Что символизирует гроза в повести бедная лиза

Гибель героини происходит после разоблачения обмана Эраста. Она узнаёт, что возлюбленный женится на другой. Девушка возвращается к пруду под дубом, где происходили все свидания. Воспоминания становятся нестерпимыми, и Лиза совершает самоубийство. В таблице представлена информация о роли пейзажа в повести Карамзина «Бедная Лиза».

Начало произведенияАвтор описывает яркий сельский пейзаж и «алчную Москву»
Момент признания в любвиСамый яркий пейзаж в произведении. Карамзин рассказывает о ярком солнце, звонком пении жаворонков
Трагические событияПисатель представляет мрачный пейзаж: черное небо, грозу и молнию

Произведение Н. М. Карамзина произвело фурор в светском обществе XVIII века. В эпоху социального неравенства автор преподал нравственный урок всем читателям. Он подчёркивал, что судьбу определяет не социальное положение, а лишь душевные качества каждого человека. Без символичных пейзажных зарисовок донести основную идею произведения было бы невозможно.

Источник

«Бедная Лиза»: краткое содержание и анализ произведения

Что символизирует гроза в повести бедная лиза. Смотреть фото Что символизирует гроза в повести бедная лиза. Смотреть картинку Что символизирует гроза в повести бедная лиза. Картинка про Что символизирует гроза в повести бедная лиза. Фото Что символизирует гроза в повести бедная лиза

Буктрейлер к повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза»: YouTube / MyBook

Повесть « Бедная Лиза», краткое содержание которой знакомо каждому школьнику, — первое творение в жанре сентиментализма. Оригинальный сюжет, неожиданные повороты, трагичность сделали произведение Карамзина настоящим прорывом в русской литературе.

«Бедная Лиза»: краткое содержание

«Бедная Лиза» — это лирическая, полная чувственности и мелодраматизма история о неравной любви. После первой публикации в 1792 году повесть принесла молодому писателю Карамзину неслыханную славу, возвысив его до вершин литературного Олимпа России. Краткое содержание «Бедной Лизы» позволяет понять, что растрогало читателей.

События «Бедной Лизы» разворачиваются на живописной территории Подмосковья, вокруг Симонова монастыря. Автор максимально детально и художественно описывает каждую мелочь, характерную для этой местности, благодаря чему достигает реалистичности повествования:

Полусирота Лизавета живет со стареющей матерью в непростых бытовых условиях. Когда-то в семье водились деньги, но после смерти отца род обнищал. Болезнь матери стала еще одним ударом для Лизы. Привлекательная девушка работает, не покладая рук:

Повесть «Бедная Лиза» выстраивает перед читателем образ невинной, непорочной, милой девушки, которая оказалась в сложных житейских обстоятельствах.

Что символизирует гроза в повести бедная лиза. Смотреть фото Что символизирует гроза в повести бедная лиза. Смотреть картинку Что символизирует гроза в повести бедная лиза. Картинка про Что символизирует гроза в повести бедная лиза. Фото Что символизирует гроза в повести бедная лиза

Весной Лиза собирала первые ландыши и выносила на продажу скромные букеты. Там, на рынке, ее заметил молодой аристократ Эраст. Он прельстился обаятельной красотой девушки и купил у нее букет, дав за него вдвое больше денег. Более того, дворянин пообещал покупать у нее по букету ежедневно, чтобы она работала только на него.

На следующее утро красавица ждала Эраста со свежими букетами, но мужчина не пришел. Надежды девушки разбились. Аристократ прибыл домой к Лизавете вечером, уверив ее мать, сердобольную старушку, что сможет самостоятельно забирать букеты, и для этого Лизе больше не нужно ездить на рынок.

Повесть «Бедная Лиза», краткое содержание которой в общих чертах описывает зарождение любви Эраста и Лизы, ценна описанием эмоций героев: первого очарования, глубокой влюбленности и разочарования в любимом.

Повесть «Бедная Лиза», сюжет которой строится на симпатии главных героев, пленяет читателей сентиментализмом. Лиза — обездоленная красавица-крестьянка, а Эраст — титулованный дворянин, отличающийся ветренностью. У мужчины доброе сердце, но при этом он безотвественный, к тому же карточный игрок.

Лизавета пленила аристократа непорочной красотой, непритязательностью и возвышенностью. Она казалась непостижимым идеалом, парящим над безнравственными придворными дамами. Каждый вечер Эраст и Лиза встречались в тени вековых дубов возле реки, вели долгие беседы и наслаждались обществом друг друга.

Но жизнь не стояла на месте и спустя несколько месяцев к Лизе стал свататься сын богатого крестьянина. Сердце девушки было глухо к его чувствам, но мать красавицы считала молодца отличной партией.

Эраст уверял девушку, что обязательно женится на ней, невзирая на ее статус и положение в обществе, но после смерти матери. Это окончательно растопило сердце Лизы, она отдалась Эрасту.

Девушка перестала быть для него недостижимым идеалом чистоты. Встречи влюбленных стали более редкими, и однажды Эраст объявил возлюбленной об отбытии на армейскую службу.

Как гимн сентиментализму писал повесть Карамзин. «Бедная Лиза» — история трагической любви и погибели молодой, чистой душой, доверчивой девушки.

После разлуки влюбленные долго не виделись, но однажды случайно Лиза заметила карету возлюбленного у двора одной знатной особы. На радостях она упала в объятия некогда любимого человека, но была тот час отвергнута. Дворянин женился на состоятельной старой вдове, поскольку свои деньги он проиграл в карты.

Девушка не смогла выдержать предательства и утопилась в реке. Ее мать скончалась от страшной вести. В финале повествования Эраст несчастен, поскольку на нем лежала печать убийцы и обманщика.

Теперь легко восстановите в памяти сюжет повести «Бедная Лиза». О чем произведение есть понимание, пришла пора узнать о его художественных особенностях.

«Бедная Лиза»: анализ произведения

Краткое изложение сюжета произведения позволяет провести детальный анализ характеров, понять замысел автора и основную идею.

«Бедная Лиза», история создания которой окутана тайной, — знаковое в истории русской литературы творение. Одни исследователи предполагают, что сюжет построен на реальных событиях, которые Карамзину пересказали очевидцы. Другие критики утверждают, что все — художественный вымысел. Правду не удалось узнать и по сей день.

Произведение написано в 1792 году, тогда же его опубликовал журнал, который возглавлял Карамзин. Повесть — первая проба пера в жанре русского сентиментализма.

Что символизирует гроза в повести бедная лиза. Смотреть фото Что символизирует гроза в повести бедная лиза. Смотреть картинку Что символизирует гроза в повести бедная лиза. Картинка про Что символизирует гроза в повести бедная лиза. Фото Что символизирует гроза в повести бедная лиза

Произведение «Бедная Лиза», жанр которого относят к сентиментально-реалистической повести, новаторское из-за неожиданного трагического финала, масштабности и психологической достоверности изображения персонажей. До Карамзина в обиходе были многотомные романы с сотнями страниц описаний окружающего мира и минимумом передачи переживаний главных героев.

Карамзин изменил правила, сделав акцент на психологическом раскрытии образов, что стало настоящей революцией в писательстве того времени. Кроме того, его повествование было лаконичным и насыщенным.

Повесть «Бедная Лиза», анализ которой представлен ниже, освещает актуальные конфликты:

Тема маленького человека тонкой линией проходит по сюжету, поднимая вопросы нравственности, ответственности и, конечно же, любви.

Главная героиня Лизавета — символ чистоты и непорочности, доверчивости и верховенства чувств над разумом. Ее история трагична, но душа девушки чиста.

Эраст («Бедная Лиза») символизирует безрассудство, глупость и душевную черствость. Несоответствие слов делу укрепляет негативное впечатление от персонажа, а его поступок остается тяжелым бременем на его совести.

Автор акцентирует внимание на том, что отношения влюбленных должны быть выше социальных условностей, а открытость души — не всегда приоритет в большом и жестоком мире.

Что символизирует гроза в повести бедная лиза. Смотреть фото Что символизирует гроза в повести бедная лиза. Смотреть картинку Что символизирует гроза в повести бедная лиза. Картинка про Что символизирует гроза в повести бедная лиза. Фото Что символизирует гроза в повести бедная лиза

Уникальная подборка новостей от нашего шеф-редактора

Источник

Значение пейзажа в повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза»

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Значение пейзажа в повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза»

Основная часть 6 – 13 стр.

Список использованной литературы 15 стр.

Николай Михайлович Карамзин – глава русского сентиментализма. Он стал новатором в жанре повести: ввёл в повествование образ автора-рассказчика, использовал новые художественные приёмы для характеристики героев и выражения авторской позиции. Чтобы отразить перемены в мировоззрении человека начала Х VIII века, сентиментализму потребовалось создать нового героя: «Он представлен не только и не столько в поступках, продиктованных «просвещенным разумом», сколько в своих чувствах, настроениях, раздумьях, исканиях истины, добра, красоты». 1 Поэтому обращение к природе в произведениях сентименталистов закономерно: она помогает в изображении внутреннего мира героя.

В русской литературе почти нет произведений, в которых отсутствовал бы пейзаж. Писатели стремились включать этот внесюжетный элемент в свои произведения с самыми разными целями.

Безусловно, при рассмотрении эволюции пейзажа в русской литературе конца XVIII — начала XIX в., главное внимание исследователей приковывает творчество Н.М. Карамзина, ставшего для современников главой новой литературной школы, родоначальником нового — карамзинского — периода в истории русской словесности. Карамзин в своих литературных пейзажах наиболее последовательно и ярко представил то новое восприятие мира, что отличало как сентименталистскую, так и предромантическую русскую литературу.

Целью данной работы является:

— определить значение пейзажа в повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза»;

— определить, как связано состояние природы с поступками и духовным миром героев, как помогает пейзаж раскрыть идейно-художественный замысел писателя. Определить какие возможности открывает этот приём и в чём проявляется ограниченность его в использовании Карамзиным;

— сравнить пейзажи с описаниями природы в произведениях его предшественников Ломоносова М.В. «Утреннее размышление о божием величестве» и «Вечернее размышление о божием величестве при случае великого северного сияния» и Державина Г.Р. «Водопад».

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

Прочитать повесть Н.М.Карамзина «Бедная Лиза».

Прочитать произведения М.В.Ломоносова и Г.Р.Державина.

Познакомиться с литературоведческими и критическими работами.

Определить с какой целью вводятся пейзажи в произведения.

Работа состоит из введения, основной части, заключения и списка использованной литературы.

Таким образом, русский классицизм отчасти создал, отчасти получил в наследство от своих литературных «образцов» достаточно богатую палитру пейзажных изображений. Однако завоеванием сентиментализма можно назвать новый взгляд на окружающий человека мир. Природа уже не расценивается как эталон, как совокупность идеальных пропорций; рациональное постижение универсума, стремление с помощью разума понять гармоничное устройство натуры уже не ставится на первый план, как это было в эпоху классицизма. В произведениях сентименталистов природа обладает собственным духом гармонии. Человек, являясь частью природы, обращается к ней как к связующему звену с Творцом в поисках истинного существования, которое противопоставлено бессмысленной светской жизни. Только наедине с природой человек может задуматься о своем месте в этом мире, осмыслить себя частью универсума. Действие происходит, как правило, в небольших городах, в деревне, в уединенных местах, располагающих к размышлению, при этом много внимания уделяется описанию природы, которая связана с душевными переживаниями автора и его героев, проявляется интерес к народной жизни и поэзии. Именно поэтому в произведениях сентименталистов пристальное внимание уделяется как описанию сельской жизни, так и сельских пейзажей.

Повесть «Бедная Лиза» начинается с описания Москвы и «ужасной громады домов и церквей», а сразу же после этого автор начинает рисовать совершенно иную картину: «Внизу расстилаются тучные, густо-зеленые, цветущие луга, а за ними, по желтым пескам, течет свежая река, волнуемая легкими веслами рыбачьих лодок… На другой стороне реки видна дубовая роща, подле которой пасутся многочисленные стада…» 4 Карамзин встает на позицию защиты прекрасного и естественного, ему неприятен город, его тянет к «натуре». Таким образом, здесь описание природы служит для выражения авторской позиции.

Большинство пейзажей повести направлены на то, чтобы передать душевное состояние и переживание главной героини. Именно она, Лиза, является воплощением всего естественного и прекрасного, эта героиня максимально близка к природе: «Еще до восхождения солнечного Лиза встала, сошла на берег Москвы-реки, села на траве и подгорюнившись смотрела на белые туманы…, но скоро восходящее светило дня пробудило все творение…» 5

Природа в это мгновение прекрасна, но героиня печальна, потому что в ее душе рождается новое, доселе неизвестное чувство, оно прекрасно и естественно, как пейзаж вокруг. Уже через несколько минут, когда происходит объяснение между Лизой и Эрастом, переживания девушки растворяются в окружающей природе, они так же красивы и чисты. «Какое прекрасное утро! Как все весело в поле! Никогда жаворонки так хорошо не певали, никогда солнце так светло не сияло, никогда цветы так приятно не пахли!» 6

Герои произведения расстаются, но Лиза еще не знает, что это навсегда, она несчастна, ее сердце разрывается, но в нем еще теплится слабая надежда. «Утренняя заря, которая, как «алое море», разливается «по восточному небу», передает боль, тревогу и смятение героини и также свидетельствует о недобром финале.

Образу Лизы неизменно сопутствует мотив белизны, чистоты и свежести: в день своей первой встречи с Эрастом она появляется в Москве с ландышами в руках; при первом появлении Эраста под окнами Лизиной хижины она поит его молоком, наливая его из «чистой кринки, покрытой чистым деревянным кружком» в стакан, вытертый белым полотенцем; в утро приезда Эраста на первое свидание Лиза, «подгорюнившись, смотрела на белые туманы, которые волновались в воздухе»; после объяснения в любви Лизе кажется, что «никогда солнце так светло не сияло», а при последующих свиданиях «тихая луна посеребрила лучами своими светлые Лизины волосы».

Каждое появление Эраста на страницах повести так или иначе связано с деньгами: при первой встрече с Лизой он хочет заплатить ей за ландыши рубль вместо пяти копеек; покупая Лизину работу, он хочет «всегда платить в десять раз дороже назначаемой ею цены»; перед уходом на войну «он принудил ее взять у него несколько денег»; в армии он «вместо того, чтобы сражаться с неприятелем, играл в карты и проиграл почти все свое имение», из-за чего вынужден жениться на «пожилой богатой вдове» (невольно сравниваем Лизу, отказавшую ради Эраста «сыну богатого крестьянина»). Наконец, при последней встрече с Лизой, перед тем, как выгнать ее из своего дома, Эраст кладёт ей в карман сто рублей.

Приведенные примеры показывают, как важно описание картин природы в художественном произведении, как глубоко они помогают проникнуть в душу героев и их переживания.

Изображению природы большое внимание уделял не только Карамзин но и его предшественники М.В.Ломоносов и Г.Р.Державин.

М.В. Ломоносов использовал торжественные поводы для создания ярких и величественных картин мироздания. Свои обширные познания в области науки Ломоносов сделал предметом поэзии. Его «научные» стихи — не простое переложение в стихотворную форму достижений науки. Это — действительно поэзия, рожденная вдохновением, но только в отличие от других видов лирики здесь поэтический восторг возбуждала пытливая мысль ученого. Стихотворения с научной тематикой Ломоносов посвятил явлениям природы, прежде всего космической теме. Будучи философом-деистом, Ломоносов видел в природе проявление творческой мощи божества. Но в своих стихах он раскрывает не богословскую, а научную сторону этого вопроса: не постижение бога через природу, а изучение самой природы, созданной богом. Так появились два тесно связанных между собой произведения: «Утреннее размышление о божием величестве» и «Вечернее размышление о божием величестве при случае великого северного сияния». Оба стихотворения написаны в 1743 г.

В каждом из «Размышлений» повторяется одна и та же композиция. Сначала изображаются явления, знакомые человеку по его ежедневным впечатлениям. Затем поэт-ученый приподнимает завесу над невидимой, скрытой областью Вселенной, вводящей читателя в новые, неизвестные ему миры. Так, в первой строфе «Утреннего размышления» изображается восход солнца, наступление утра, пробуждение всей природы. Затем Ломоносов начинает говорить о физическом строении Солнца. Рисуется картина, доступная только вдохновенному взору ученого, способного умозрительно представить то, чего не может увидеть «бренное» человеческое «око», — раскаленную, бушующую поверхность солнца:

Там огненны валы стремятся

И не находят берегов;

Там вихри пламенны крутятся,

Борющись множество веков;

Там камни, как вода, кипят,

Ломоносов выступает в этом стихотворении как великолепный популяризатор научных знаний. Сложные явления, происходящие на поверхности Солнца, он раскрывает с помощью обычных, сугубо зримых «земных» образов: «огненны валы», «вихри пламенны», «горящи дожди».

Во втором, «вечернем» размышлении поэт обращается к явлениям, предстающим человеку на небесном своде с наступлением ночи. Вначале, так же как и в первом стихотворении, дается картина, непосредственно доступная глазу:

Лицо свое скрывает день;

Поля покрыла мрачна ночь;

Открылась бездна звезд полна;

Звездам числа нет, бездне дна. 12

Это величественное зрелище пробуждает пытливую мысль ученого. Ломоносов пишет о бесконечности вселенной, в которой человек выглядит как малая песчинка в бездонном океане. Для читателей, привыкших, согласно Священному Писанию, считать землю центром мироздания, это был совершенно новый взгляд на окружающий его мир. Ломоносов ставит вопрос о возможности жизни на других планетах, предлагает рад гипотез о физической природе северного сияния.

Г.Р.Державин делает новый шаг в изображении человека. В стихотворении «Водопад», посвященному Г. А. Потемкину, Державин пытается рисовать людей во всей их сложности, изображая и положительные, и отрицательные их стороны.

В оде «Водопад» Державин идет от зрительного впечатления, и в первых строфах оды в великолепной словесной живописи изображен водопад Кивач на реке Суне в Олонецкой губернии:

Алмазна сыплется гора

С высот четыремя скалами,

Жемчугу бездна и сребра

Кипит внизу, бьет вверх буграми

Шумит — и средь густого бора

Основная часть оды персонифицирует эту аллегорию в сравнении прижизненных и посмертных судеб двух великих современников Державина, фаворита Екатерины II князя Потемкина-Таврического и опального полководца Румянцева. Надо полагать, что поэта, чуткого к слову, увлекла кроме всего прочего и возможность контрастного обыгрывания их значащих фамилий. Румянцева, пребывающего во тьме опалы, Державин избегает называть по фамилии, но его образ, возникающий в оде, весь окутан блеском светоносных метафор, созвучных ей: «как румяной луч зари», «в венце из молненных румянцев». 18 Напротив, Потемкин, блистательный, всемогущий, изумлявший современников роскошью своего образа жизни, блеском неординарной личности, одним словом, бывший при жизни на виду, в оде «Водопад» погружен во тьму безвременной смертью: «Чей труп, как на распутье мгла, // Лежит на темном лоне нощи? 19 Яркая и громкая прижизненная слава Потемкина, как и сама его личность, уподобляются в оде Державина великолепному, но бесполезному водопаду:

Дивиться вкруг себя людей

Всегда толпами собирает, —

Но если он водой своей

Удобно всех не напояет 20

Жизнь же не менее талантливого, но незаслуженно обойденного славой и почестями Румянцева вызывает в сознании поэта образ ручейка, чье тихое журчание не потеряется в потоке времени:

Не лучше ль менее известным,

А более полезным быть;

И тихим вдалеке журчаньем

Потомство привлекать с вниманьем? 21

Услышьте ж, водопады мира!

О славой шумные главы!

Ваш светел меч, цветна порфира,

Коль правду возлюбили вы,

Когда имели только мету,

Чтоб счастие доставить свету. 24

Рассмотренные природные пейзажи в произведениях М.В.Ломоносова и Г.Р.Державина так же прекрасны, как и в повести «Бедная Лиза» Н.М.Карамзина, но в произведения они введены с иной целью. В произведении Карамзина природа передаёт душевное состояние, настроение изображаемых героев. Ломоносов в своих произведениях прославляет мироздание. А Державин величие природы сравнивается с величием прославляемых героев, но не передает их душевного состояния.

В «Бедной Лизе» пейзаж не только используется с целью создания атмосферы, настроения, но также несет определенную символическую нагрузку, подчеркивает тесную связь «естественного человека» и природы.

Особая роль принадлежит и повествователю, чей образ также был в новинку для литературы XVIII века. Красота прямого общения удивительно воздействовала на читателя, создавая между ним и автором неразрывную эмоциональную связь, перерастающую в подмену вымысла былью. С «Бедной Лизой» русская читающая публика получила один важный подарок – первое в России место литературного паломничества. Испытав на себе, какой эмоциональный заряд таит в себе эффект соприсутствия, литератор точно указывает место действия своей повести – окрестности Симонова монастыря. Даже сам Карамзин не предполагал, какое воздействие окажут на читателя его нововведения. Практически сразу «Бедная Лиза» стала восприниматься читателями как рассказ о подлинных событиях. Многочисленные паломники устремились к скромному водоёму у монастырских стен. Реальное название пруда было забыто – отныне он стал Лизиным прудом.

Собственно, с «Бедной Лизой» началась новая в русской литературе эпоха, отныне главной мерой всего становится человек чувствительный.

Список использованной литературы:

Г.Державин. Н.Карамзин. В.Жуковский. Стихотворения. Повести. Публицистика. – М.: Олимп; ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1997.

М.В.Ломоносов. Избранные произведения. Северо-Западное книжное издательство. Архангельск. 1978.

Т.А.Колганова. Русская литература XVIII века. Сентиментализм. – М.: Дрофа. 2002.

Вишневская Г.А. Из истории русского романтизма (Литературно-теоретические суждения Н.М.Карамзина 1787-1792 гг.). М., 1964.

Тарабукин Н.М. Проблема пейзажа. М., 1999.

Григорьян К.Н. Пушкинская элегия: Национальные истоки, предшественники, эволюция. — Л., 1990.

В.Муравьев Николай Михайлович Карамзин. М., 1966.

Орлов П.А. Русская сентиментальная повесть. М., 1979.

Западов А.В. Отец русской поэзии. М., 1961.

Западов А. В. Мастерство Державина, М., 1958.

С.В.Стахорский. Энциклопедия литературных героев. – М.:Аграф. 1997.

1 Вишневская Г.А. Из истории русского романтизма (Литературно-теоретические суждения Н.М.Карамзина 1787-1792 гг.). М., 1964. С. 42.

2 Тарабукин Н.М. Проблема пейзажа. М., 1999. С.223.

3 Григорьян К.Н. Пушкинская элегия: Национальные истоки, предшественники, эволюция. — Л., 1990. С. 256.

4 Г.Державин. Н.Карамзин. В.Жуковский. Стихотворения. Повести. Публицистика. – М.: Олимп; ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1997. С.200.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *