Что сильнее всего мешает творчеству и нашим крыльям
«Потерянные крылья»: психодрама и арт-терапия в работе с синдромом эмоционального выгорания
Автор — Екатерина Лесовая
Часть 4. © Материалы VIII Московской психодраматической конференции
Работа с выгорающей частью психики: ее творческое насыщение внутренними ресурсами. Материалы воркшопа. В заключение статьи расскажем о воркшопе «Потерянные крылья: психодрама и арт-методы в работе с эмоциональным выгоранием», проведенном нами в прошлом году на конференции. Этот семинар может быть проведен с любыми представителями выгорающих профессий (медиками, психологами, педагогами, администрацией и проч.), а также с родителями как особой выгорающей группой. Предварительные психологические знания о синдроме эмоционального выгорания не требуются.
Данный воркшоп был опробован на психологах, педагогах, директорах школ и включен в курс «Профилактика эмоционального выгорания».
Цели воркшопа:
Сценарий воркшопа по выгоранию (июнь 2010 г.)
I. Введение в тему эмоционального выгорания
II. Создание и конкретизация образа выгорающей части личности
1. Арт-терапевтическая часть.
Материалы: бумага, картон, клей, ножницы, мелкий хлам, пуговицы, нитки, киндер-сюрпризы, ленты, пластилин, вырезки из журналов для коллажа и проч. В процессе создания портрета, скульптуры и образа своей выгорающей части человек может шить, лепить, клеить, рисовать.
Инструкция: Создайте рисунок, маску, коллаж, скульптуру той части вас, которая выгорает сейчас или выгорала раньше. Используйте все имеющиеся материалы. В процессе создания найдите имя для вашей выгорающей части, услышьте ее послание, что главное она хочет вам сказать. Часто ли эта часть бывает обожжена? Хорошо ли вы ее знаете? Какие чувства к ней испытываете?
2. На общий круг
Погружение в роль своей выгорающей части и представление из ролей по кругу. Имя, характерный жест, главное качество персонажа. Снятие ролей.
3. В парах — соконсультирование (три части)
IV. Психодраматическая работа с образом выгоревшей части. Виньетки
V. Авторская «карта ресурсов души»
Включение в карту ресурсов выгорающей части. Нахождение ей места, помощников, питательной среды, возможностей развития, безопасности, украшений и проч., исходя из имени и потребностей.
VI Заключительный шеринг
VII. Завершение. Теория
Общий круг.
Что происходит с выгорающим человеком?
Что сильнее всего мешает творчеству и нашим крыльям? (интроекты, негативные установки, неконструктивные модели поведения, неумение попросить помощь…
Выводы по выгоранию
Выводы — с чем можно работать для снижения уровня выгорания: 1) с внешними факторами — организационно вплоть до смены окружения и работы, 2) с ложными и иррациональными убеждениями (мыслями) и над формированием позитивного мышления 3) со сферой фрустрированных потребностей и чувств 4) на уровне тела обеспечение отдыха, нормальной еды, сна и проч. 5) тренинг совпадающего (копингового) поведения и конструктивных способов реагирования на стресс.
VIII. Ответы на вопросы
Итак, мы описали некоторые общепсихологические особенности синдрома эмоционального выгорания. Мы полагаем, что творчество, тренинг ассертивного поведения и копинга и формирование позитивного мышления — наиболее важные способы предотвращения и снижения уровня выгорания. Особенно важным нам представляется работа над актуализацией и наращиванием «контейнера» внутриличностных ресурсов и навыков. С выгорающей частью личности можно проводить психодраматическую работу, аналогично работе с любой частью интрапсихической реальности.
Препятствия для творчества
Человеку для самореализации необходимо заниматься творчеством — деятельностью, в процессе выполнения которой он использует личные возможности для создания чего-то нового, уникального.
Целью творческой деятельности является использование личного таланта и воображения для решения проблем, достижения целей и реализации предназначения. Результатом творческого процесса является новый, уникальный элемент, позволяющий улучшить его создателя или окружающую среду и дающий новые возможности
Но при выполнении творческой деятельности постоянно возникает множество препятствий, которые необходимо преодолевать.
Отсутствие самоуважения
Проявляется либо в недостатке уверенности в себе и высокой самокритикой, либо самоуверенностью или высокомерием. Это мешает сделать первый шаг для решения проблемы и повышает риск нанесения вреда при реализации идей. Для преодоления этого препятствия нужно развивать уверенность в себе.
Лень и слабая воля
Они также мешают начать творческий процесс и преодолеть психологическую инертность. Для их преодоления необходимо тренировать самодисциплину.
Ригидность
Твердость, неуклонность в применяемых средствах для принятия решений и достижения целей. Ограничивает человека в использовании новых средств, которые могут оказаться более эффективными и надежными. Для преодоления этого препятствия нужно развивать воображение, гибкость мышления, узнавать о появлении новых средств и применять их для решения проблем и достижения целей.
Страх провала, неудачи
Является следствие недостатка опыта и наличием неопределенности при оказании воздействий. Преодолеть это препятствие помогает помощь или консультация у более опытного человека, эксперта, который сможет дать корректную оценку рисков предполагаемого воздействия.
Недостаток организованности
Наличие слишком большого количества дел и идей препятствует пониманию, какие из них являются важными и ими нужно заняться в первую очередь. Для преодоления этого препятствия нужно организовать личные цели и дела в единую надежную систему. Подобная организация позволить освободить память и сознание от постоянного, повторяющегося обдумывания этих дел, которое затрудняет процесс генерации новых идей.
Отсутствие приоритезации
В процессе творческого мышления генерируется большое количество идей, которые нужно реализовать. Одни очень важны и полезны для решения проблемы. Их нужно реализовывать в первую очередь. Другие менее важны и их нужно откладывать на потом, ставить в очередь. Но большинство людей не определяют важность идей – их приоритет. А стараются реализовать более простые, но менее полезные идеи. Для преодоления этого препятствия нужно научиться приоритезировать идеи.
Загруженность сознания
После наполнения сознаниями всеми возможными знаниями, которые смогут помочь решить проблему, ему необходимо дать отдохнуть, расслабиться. Но очень часто это не выполняется и сознание начинают использовать для решения других проблем. Повышенная загруженность сознания снижает скорость генерации идей. Чтобы преодолеть это препятствие нужно осознанно делать перерывы, чтобы ускорить творческий процесс.
Конформизм
Принятие чужих мнений и опыта без критики и проведения анализа. Это свойство личности характеризуется соглашательством со всем, что имеется в окружающей среде, без проведения оценки правильно ли это или нет, оптимальным ли это является или можно это улучшить. Для преодоления этого препятствия нужно развивать критичное мышление, ко всему новому нужно подходить с вопросами «зачем, почему, для чего…».
Нетерпеливость
Человек хочет найти решение проблемы немедленно. Но для этого нужен большой объем исходного материала (знаний, идей) и высокий уровень развития интеллекта. Но когда решение не находится за короткий промежуток времени, тогда человек просто прекращает заниматься этой проблемой и переключается на другую, более легкую. Для преодоления этого препятствия нужно тренировать самодисциплину, а особенно упорство.
Устранение всех этих препятствий гарантированно увеличит эффективность и успешность творческой деятельности. Это в свою очередь ускорит процесс самореализации человека.
Какая польза человеку от творчества и что мешает нам творить?
Прочитав название статьи, Вы подумали, что это, вероятно, относится не к Вам? Считается традиционно, что творчество — это территория художников, композиторов, актеров Да, в этих сферах творчество нужно как воздух. Но я твердо убеждена, что творческий дух есть в каждом человеке — ребенок рождается с ним. Творчество не ограничивается только искусством. К нему можно причислить и выращивание цветов, и разработку компьютерной программы, и строительство нового дома, и… да мало ли чего еще…
Попросту говоря, творчество — это акт созидания, изобретения, улучшения или производства чего-нибудь. И все мы в разной степени им занимаемся.
Ученые определяют, что развитие творческого потенциала действует позитивно на здоровье и душевное состояние человека и приносит немалую пользу в процесс деятельности.
Новизна, неожиданность и разнообразие, сопровождающие творчество, служат топливом, причем самого высокого качества, на котором работает наша жизнь.
Например, есть результаты исследований пожилых людей, проведенные американскими докторами, которые показали, что поощрение творческой деятельности у людей старшего возраста удлиняет им жизнь, делая ее более радостной. Непреложный факт — когда мы не поддерживаем активности своего ума, душа и тело постепенно отключаются…
Другими словами, теряя творческую жилку или останавливаясь в развитии своего творческого потенциала, люди обречены на жалкое безрадостное существование.
Имеются сведения, что пик творчества в математике, естественных науках, поэзии и всего, что требует абстрактного мышления, приходится обычно на 30 лет. А в сферах, требующих обширных знаний, таких как история, философия, литература, пик наступает обычно в 60 лет.
Но уменьшение творческого потенциала затрагивает только количество произведений творчества, а не качество этих произведений, и тем более способности творить.
Хорошо, когда творческий потенциал беспрепятственно выливается из глубины Вашей души в окружающий мир. Это невероятное счастье! Потрясающий восторг!
Но что делать, когда на пути развития потенциала как будто вырастает нерушимая стена? Кто-то метко сказал, что творчество отличает хрупкость и его намного проще подавить, чем включить.
Посмотрим на некоторые препятствия, убивающие творческие позывы в Вас, а также возможные решения.
Критиканы. Нападки и скептическое отношение могут сковать Ваше мышление и нарушить творческий процесс.
Решение — избегайте общения с такими людьми и, наоборот, окружите себя теми, кто способен поддержать Вас и помочь выходу творческого потенциала.
Материальная мотивация. Творческая мотивация исходит изнутри, тогда как внешние мотивы (деньги, известность, признание) могут существенно поколебать Ваши творческие силы.
Решение — не делайте ставку на материальное и внешнее. Пересмотрите Ваши приоритеты и мотивы.
Наращивание рейтинга. Если Вам приходится вести подсчеты успехов, втискивать себя в рамки и стандарты и жить так, чтобы оправдать чьи-то ожидания, это будет душить и медленно убивать Ваши творческие способности.
Решение — будьте сами собой и перестаньте зависеть от чужого мнения.
Творчество в группе. Вам сложно будет проявить свое творческое начало, зная о том, что кто-то так и норовит заглянуть Вам через плечо. Подобное окружение способно очень сильно угнетать творчество.
Решение — постарайтесь выбрать для работы место, отделенное от пары внимательных глаз и чужого носа соответствующей дистанцией.
Ограниченность во времени. Будильники, графики и сроки могут препятствовать развитию блестящей идеи.
Решение — подберите свой комфортный и спокойный темп и забудьте на время о времени.
Скорее всего, препятствий существует больше, чем перечислено.
Но даже если удастся ликвидировать хотя бы эти, извержение творческого «вулкана» Вас не минует.
Что мешает нам творить?
Я задумалась, а все ли люди занимаются творчеством? Если не все, то почему? Что мешает каждому из нас проявить свои таланты и способности?
На эту тему много интересных публикаций. Хочу поделиться с вами некоторыми из них.
Например, психологи считают, что развитию творческих способностей мешают несколько причин.
ОТСУТСТВИЕ САМОУВАЖЕНИЯ
Проявляется либо в недостатке уверенности в себе и высокой самокритикой, либо самоуверенностью или высокомерием. Это мешает сделать первый шаг для решения проблемы и повышает риск нанесения вреда при реализации идей. Для преодоления этого препятствия нужно развивать уверенность в себе.
ЛЕНЬ И СЛАБАЯ ВОЛЯ
Они также мешают начать творческий процесс и преодолеть психологическую инертность. Для их преодоления необходимо тренировать самодисциплину.
РИГИДНОСТЬ
Твердость, неуклонность в применяемых средствах для принятия решений и достижения целей. Ограничивает человека в использовании новых средств, которые могут оказаться более эффективными и надежными. Для преодоления этого препятствия нужно развивать воображение, гибкость мышления, узнавать о появлении новых средств и применять их для решения проблем и достижения целей.
СТРАХ ПРОВАЛА, НЕУДАЧИ
Является следствие недостатка опыта и наличием неопределенности при оказании воздействий. Преодолеть это препятствие помогает помощь или консультация у более опытного человека, эксперта, который сможет дать корректную оценку рисков предполагаемого воздействия.
НЕДОСТАТОК ОРГАНИЗОВАННОСТИ
Наличие слишком большого количества дел и идей препятствует пониманию, какие из них являются важными и ими нужно заняться в первую очередь. Для преодоления этого препятствия нужно организовать личные цели и дела в единую надежную систему. Подобная организация позволить освободить память и сознание от постоянного, повторяющегося обдумывания этих дел, которое затрудняет процесс генерации новых идей.
ОТСУТСТВИЕ ПРИОРИТЕЗАЦИИ
В процессе творческого мышления генерируется большое количество идей, которые нужно реализовать. Одни очень важны и полезны для решения проблемы. Их нужно реализовывать в первую очередь. Другие менее важны и их нужно откладывать на потом, ставить в очередь. Но большинство людей не определяют важность идей – их приоритет. А стараются реализовать более простые, но менее полезные идеи. Для преодоления этого препятствия нужно научиться приоритезировать идеи.
ЗАГРУЖЕННОСТЬ СОЗНАНИЯ
После наполнения сознаниями всеми возможными знаниями, которые смогут помочь решить проблему, ему необходимо дать отдохнуть, расслабиться. Но очень часто это не выполняется и сознание начинают использовать для решения других проблем. Повышенная загруженность сознания снижает скорость генерации идей. Чтобы преодолеть это препятствие нужно осознанно делать перерывы, чтобы ускорить творческий процесс.
КОНФОРМИЗМ
Принятие чужих мнений и опыта без критики и проведения анализа. Это свойство личности характеризуется соглашательством со всем, что имеется в окружающей среде, без проведения оценки правильно ли это или нет, оптимальным ли это является или можно это улучшить. Для преодоления этого препятствия нужно развивать критичное мышление, ко всему новому нужно подходить с вопросами «зачем, почему, для чего…».
НЕТЕРПЕЛИВОСТЬ
Человек хочет найти решение проблемы немедленно. Но для этого нужен большой объем исходного материала (знаний, идей) и высокий уровень развития интеллекта. Но когда решение не находится за короткий промежуток времени, тогда человек просто прекращает заниматься этой проблемой и переключается на другую, более легкую. Для преодоления этого препятствия нужно тренировать самодисциплину, а особенно упорство.
Что препятствует творчеству
М. М. Жердева (2005) путем опроса старшеклассников выявила факторы, которые препятствуют раскрытию их творческого потенциала. К внутренним факторам относятся нежелание развивать свой творческий потенциал, недостаточное развитие волевых качеств, отсутствие таланта, знаний, лень, нетерпение, невнимание, отсутствие целеустремленности и др. К внешним относятся недостаточный уровень материальной обеспеченности, отсутствие поддержки со стороны родных и близких, учителей и родителей, отсутствие единомышленников и др.
Близкие этим данные получены и в исследовании Е. А. Гуськовой (2004) при опросе студентов. Так, препятствуют проявлению творческого потенциала, особенно в научной деятельности, отсутствие материальных средств (36 % ответов), непонимание со стороны окружающих (28 %), отсутствие желания (19 %), лень (16 %). Кроме того, назывались такие причины, как загруженность бытовыми проблемами, одиночество, зависть сверстников, замкнутость, проблемы со здоровьем и др.
Что мешает творчеству. Кроме чувств, стимулирующих творческую деятельность, есть чувства, тормозящие творческие усилия. Самый опасный враг творчества – страх. Боязнь неудачи сковывает воображение и инициативу.
Второй враг творчества – чересчур высокая самокритичность. Должно быть некоторое равновесие между одаренностью и самокритичностью, потому что слишком придирчивая самооценка может привести к творческому тупику.
Третий враг творческого мышления – лень.
Когда человек желает что-то сделать – он непременно должен начать. Истина проста: начать, продолжить и, наконец, завершить. Эти три этапа психологически неравнозначны и требуют различных волевых усилий. Иногда камнем преткновения служит последний этап – завершение. Все же для большинства людей сложнее всего начать. Недаром на эту тему созданы пословицы на всех языках.
Трудность, связанную с началом деятельности, представители творческих профессий иногда испытывают особенно остро.
Вот свидетельство Дж. Б. Пристли: «Мне нужно оттянуть минуту, когда все-таки придется начать писать. Я пишу уже больше пятидесяти лет, но начинать писать для меня по-прежнему мука. И теперь даже больше, чем раньше».
Систематизируя виды барьеров творчества, В. М. Воскобойников (1996) выделил следующие:
Контрсуггестивные барьеры– предубеждение, неверие в свои силы, недоверие к коллегам, ригидность взглядов и установок, приспособленчество.
Тезаурусные барьеры– низкий уровень образования, интеллектуального развития, недоступность информации.
Интеракционные барьеры– неумение планировать и организовывать деятельность свою и других.
Творчество и компетентность
Компетенция – это круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен. Компетентный человек – знающий в данной области деятельности. Компетентность находится в вероятностных отношениях с креативностью. Установлена тесная, но неоднозначная связь знаний и творчества. С одной стороны, чем больше знает человек, тем более разнообразными подходами он владеет при решении новых задач. С другой стороны, знания могут ограничивать стремление человека к разрушению стереотипных моделей, к поиску новых путей решения.
«Предварительные обширные знания необходимы ученому для творческой деятельности как строительный материал для возведения нового здания, но в мышлении они имеют тенденцию застывать в догмы», – пишет Е. Мирская. Подобных же взглядов придерживается известный американский социолог Р. Мертон: «Ученый должен приложить все усилия к тому, чтобы изучить работу своих предшественников и современников, но слишком усердное чтение и слишком большая эрудиция ведут к понижению творческой способности ученых».
Бодалев А. А., Рудкевич Л. А., 2003, с. 245.
Отсюда и отношение к компетентности у ученых разное. Знаменитый русский физиолог Н. Е. Введенский настоятельно рекомендовал своим молодым ученикам, берущимся решать какую-то проблему, не читать литературу по ней, поскольку считал, что может возникнуть неверная установка, будто все уже изучено. В противоположность этому академик А. А. Ухтомский (кстати, ученик Н. Е. Введенского) требовал от учеников тщательного изучения литературы по проблеме, прежде чем приступать к экспериментальному исследованию, чтобы не «открывать Америку».
Важное значение для решения творческих задач имеет степень «готовности» знаний к их применению и реконструкции, мобильность интеллекта в процессе преобразования информации, а также соотношениебессознательной и осознанной компетентности. Бессознательная (или латентная) компетентность возникает за счет приобретения спонтанного творческого опыта. Осознанная компетентность основана на человеческой способности к кодированию собственного опыта.
Как показывают практика и наблюдения, развитие и проявление креативности непосредственно связаны с уровнем осознанной компетентности личности в области творческой деятельности (теории и технологии) и освоением так называемых ключевых компетентностей (А. П. Тряпицына, Н. Ф. Радионова). Ключевые компетентности универсальны, многофункциональны, надпредметны, междисциплинарны и многомерны.
Барышева Т. А., Жигалов Ю. А., 2006, с. 130.