Что сейчас в дефиците на рынке
Российский картофель станет дефицитом: что кроется за новыми страшилками аграриев
Почему овощи дорожают больше всего
Российские аграрии предупредили, что в 2022-м отечественной картошки на всех не хватит. Дефицит в первую очередь связали с низкой урожайностью из-за засухи. Снижение объемов неминуемо приведет к росту цен, а подорожание — к новым мерам борьбы с ним со стороны государства. Так, например, власти рассматривают вариант увеличения поставок овоща из-за рубежа. Другой вариант — мотивировать людей выращивать картошку на своих дачных участках. План такой: с огородников — продукт, с государства — материальная поддержка.
Фото: Геннадий Черкасов
В России ожидается дефицит картофеля в 2022 году, предупредили Минсельхоз предприниматели. В 2022-м также возможен дефицит картофельных хлопьев, сырье может подорожать на 50%, сказал представитель компании, выпускающей сухое картофельное пюре. Крупный производитель чипсов также ранее предупреждал контрагентов о возможных перебоях продукции из-за дефицита картофеля.
Причины нехватки овоща — неурожай, недостаток мощностей для переработки, политика ритейлеров, многие из которых не готовы принимать мелкие клубни, поэтому не заключают годовые контракты с фермерами.
Дефицит как известно провоцирует подорожание. По данным Росстата, овощи в стране растут в цене сильнее других продовольственных групп — с октября 2020-го они подорожали на 49%. Одним из самых прибавивших в цене продуктов как раз стала картошка: за год ее стоимость выросла на 79%, до 44,5 руб. за килограмм в среднем по стране.
Производители объясняют подорожание увеличением издержек и снижением урожая. «Картофель входит в список социально значимых продуктов питания. Если правительство будет гарантировать производителям урожай и регламентировать всю отрасль по картофелю, как по пшенице, это только пойдет на пользу. Если будет принято решение о регулировании только конечной цены на полке, то это плохо. Это не даст возможности поднять отрасль на нужный уровень и произвести товар хорошего качества», — отмечает член совета по финансово-промышленной и инвестиционной политике в Торгово-промышленной палате РФ Анна Вовк.
Периодически появляются предупреждения о дефиците продуктов — они касаются то томатов, то огурцов, теперь картофеля, говорит старший аналитик ИАЦ «Альпари» Анна Бодрова. По ее словам, сейчас сложно и явно преждевременно делать прогнозы относительно будущего урожая в 2022 году — никто не знает погодных условий, цен на семена, удорожания горюче-смазочных материалов (ГСМ) и рабочей силы в моменте и по итогам сезона, чтобы сформировать ожидания по розничным ценам на продукт.
«Ритейл не заключает сейчас годовые контракты, поскольку не уверен в продовольственных ценах вообще, это логично на фоне разгулявшейся инфляции текущего года. При этом с переработкой и хранением в истории с картофелем за последний год ничего принципиально не поменялось», — продолжает эксперт.
Участники рынка отмечают, справиться с дефицитом и подорожанием можно за счет увеличения объемов импортной продукции. В ноябре стало известно, что Россия собирается закупить картофель в странах СНГ, например, в Белоруссии или Азербайджане. Это должно заменить более дорогую импортную продукцию из Пакистана, Индии и Египта. В прошлом году в Россию, по данным Минсельхоза, ввезли 316 300 тонн картофеля, а на 21 ноября этого года — 548 900 тонн. Основными поставщиками стали Египет, Азербайджан, Израиль и Белоруссия.
Другой способ справиться с подорожанием продукта — мотивировать самих граждан сажать картошку на дачных участках. Так, власти собираются дать господдержку тем, кто согласится выращивать овощ на своем огороде. Получить помощь государства население сможет уже с 2022 года. В свою очередь эксперты считают, что исправить ситуацию на картофельном рынке без дотаций производителям будет очень непросто.
«Можно нивелировать дефицит предложения картофеля на прилавке, расширяя импорт — из Израиля, например. Вне сезона это хороший работающий механизм. В среднем, картофель может дорожать в 2022 году на величину инфляции — около 10%, или больше, если в конкретном секторе для этого сложатся условия», — подытожила Бодрова.
Озвучены тревожные прогнозы кризиса глобальной цепочки поставок: товары будут дорожать
Китай затронули мировые трудности, но экономика держит удар
Миру грозит дефицит и дороговизна товаров по мере того, как кризис глобальной цепочки поставок продолжает ухудшаться: нехватка компьютерных чипов, огромная загруженность портов, серьезное отсутствие водителей грузовиков. Хрупкие мировые цепочки поставок испытывают крайний стресс, который сказывает на потребителях.
Кошмар цепочки поставок взвинчивает цены для потребителей и замедляет восстановление мировой экономики, констатирует CNN. К сожалению, компания Moody’s Analytics предупреждает, что сбои в цепочке поставок «усугубятся, прежде чем они исправятся».
Действительно, во вторник МВФ понизил свой прогноз роста в США на 2021 год на один процентный пункт, что стало максимальным показателем для любой экономики «Большой семерки» (G7). МВФ сослался на сбои в цепочке поставок и снижение потребления, что само по себе частично было вызвано узкими местами в цепочке поставок, такими как отсутствие новых автомобилей на фоне нехватки компьютерных чипов.
Во-первых, фирма указала на различия в том, как страны борются с пандемией коронавируса: например, Китай стремится к нулевым случаям, в то время как Соединенные Штаты «более склонны жить с COVID-19 как с эндемическим заболеванием».
Во-вторых, Moody’s сослалось на отсутствие «согласованных глобальных усилий по обеспечению бесперебойной работы» всемирной логистической и транспортной сети.
Между тем, как пишет китайское издание Global Times, хотя Китай сталкивается с перебоями в глобальной цепочке поставок, он, по мнению экспертов, сохраняет устойчивость.
Поскольку МВФ предупредил о «более длительных, чем ожидалось» сбоях в глобальных цепочках поставок, вызванных COVID-19, и снизил прогноз роста мировой экономики, растет озабоченность по поводу серьезности мировой проблемы и ее потенциально серьезного давления на мировую торговлю. и экономический рост, когда страны изо всех сил пытаются найти решение.
Как самая большая торговая страна в мире, Китай также сталкивается с рядом проблем, вызванных нарушением цепочек поставок; тем не менее, его экономика остается очень устойчивой, и правительство активно решает проблемы, сообщили Global Times в среду китайские компании и аналитики.
МВФ заявил во вторник, что помимо недавнего роста цен на энергоносители и сырьевые товары, инвесторы подчеркнули возможность того, что сбои в цепочке поставок и нехватка рабочей силы и материалов могут быть более постоянными, чем предполагалось в настоящее время. Международный валютный фонд немного снизил свой прогноз роста мирового ВВП в этом году до 5,9 процента.
Китайский бизнес, включая фабрики и торговцев, также испытывает на себе тяжесть сбоев в глобальной цепочке поставок в дополнение к другим проблемам, включая ограничения мощности и рост цен на сырье, отмечает Global Times.
Другие проблемы, такие как загруженность портов за границей, также создают проблемы для заводов и торговцев, поскольку они не могут вовремя доставлять заказы клиентам по всему миру или сталкиваются с заоблачной скоростью доставки.
В последнее время из-за заторов в некоторых портах США обострилась нехватка контейнеров и выросли фрахтовые ставки, и некоторые порты обратились к китайским компаниям за решениями. Одним из недавних случаев был порт Балтимор в американском штате Мэриленд, который заказал четыре контейнерных крана Neo-Panamax, произведенных китайским производителем портового оборудования Shanghai Zhenhua Heavy Industries Co.
По сообщениям СМИ, продолжающаяся пандемия в некоторых странах Юго-Восточной Азии также нарушила производство некоторых многонациональных компаний, таких как Foxconn, и вынудила их вернуть часть своей работы в континентальный Китай, чтобы обеспечить бесперебойное и безопасное производство.
Например, хотя крупные внутренние верфи видели увеличение заказов в последние месяцы, они испытывают растущее давление с точки зрения прибыли. По данным Китайской ассоциации национальной судостроительной отрасли, с января по сентябрь новые заказы на суда достигли 54,156 миллиона тонн, что на 223,3 процента больше, чем в прошлом году.
Однако китайские официальные лица быстро предприняли шаги по решению этих проблем, включая рост цен на сырьевые товары и нехватку электроэнергии. Например, недавно Китай предпринял шаги по увеличению добычи и импорта угля, чтобы уменьшить дефицит электроэнергии. По мнению экспертов, что еще более важно, китайская экономика остается очень устойчивой перед лицом вызовов.
Приостановка поставок в некоторых странах развивающегося производственного центра Юго-Восточной Азии из-за пандемии и сбоев в глобальной цепочке поставок подчеркнула устойчивость и надежность цепочки поставок Китая, говорит Ван Цзюнь, главный экономист Zhongyuan Bank.
Отражая такую устойчивость, китайские официальные данные показали в среду, что экспорт Китая вырос на 28,1 процента в сентябре по сравнению с предыдущим годом, что на 3,9 процентных пункта больше, чем в августе, что значительно превзошло ожидания рынка, несмотря на проблемы.
«Китай преодолел свои недостатки в цепочке поставок за последние два-три десятилетия и построил всеобъемлющую и стабильную цепочку, которая сегодня является источником энергии для всего мира», которая не была подорвана сбоями, вызванными COVID-19, Цао Хэпин, экономист в Пекинском университете, сообщил Global Times в среду, отметив, что Китай фактически укрепил свою решающую роль в глобальной цепочке поставок во время пандемии.
Эпоха дефицита: почему упали продажи автомобилей
На российском рынке продолжается падение продаж новых автомобилей. В ноябре 2021-го было куплено на 20,4% меньше машин, чем годом ранее. По словам председателя комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ) Томаса Штэрцеля, этот тренд сохранится в декабре, а также в следующем году. Будут ли продажи снижаться и далее, разбирались «Известия».
Что мешает повысить продажи
В прошедшем месяце было продано 125 466 единиц легковых автомобилей и легкого коммерческого транспорта, тогда как в ноябре 2020-го было реализовано 157 580 машин. Причем это немногим меньше, чем в октябре. Факторы, негативно влияющие на рынок России, такие как нехватка полупроводников и логистические проблемы, а вместе с ними сокращение производства, сохраняются пятый месяц подряд.
Несмотря на то что дилеры в большинстве своем завышают цену и не продают машины без дополнительного оборудования, спрос превышает предложение. Продажи могли бы быть выше, утверждают эксперты и игроки рынка, но мешает дефицит. Ситуацию эксперты называют рынком продавца, когда продающий находится в более выгодном положении, нежели покупающий.
— Спрос на автомобили в ноябре снизился относительно октябрьских показателей, однако он всё еще значительно превышает предложение, — рассказывает генеральный директор ГК «АвтоDом» Андрей Ольховский. — Практически все продаваемые на рынке модели достаточно быстро находят своего покупателя. Особенно это касается российских бестселлеров, которые есть как в массовом, так и в премиальном сегментах.
С ним согласен и председатель правления АГ «Авилон» Андрей Павлович.
— Ажиотажа сейчас нет, однако спрос сохраняется на хорошем уровне и опережает предложение: автомобилей не хватает, всё очень быстро продается, — говорит он. — Каждый месяц к дилерам поступает разный объем машин, что тоже отражается на общей динамике продаж.
Какие марки теряют популярность
В ноябре просели продажи всех ведущих брендов, если не считать китайские марки. Так, бессменный лидер отрасли Волжский автозавод реализовал 26 373 автомобилей, хотя это на 31% меньше, чем в прошлом году.
— Ситуация с поставками электронных компонентов постепенно улучшается, однако пока что рано прогнозировать точные сроки окончания этого кризиса. Мы предпринимаем все возможные действия, чтобы минимизировать его влияние на объемы производства и прогнозируем позитивную динамику продаж по итогам всего 2021 года, — прокомментировал текущее положение дел президент «АвтоВАЗа» Николя Мор.
Приблизительно в такой же ситуации оказались и южнокорейские производители. Марка Kia, занимающая второе место рейтинга, продала 14 514 автомобилей, то есть на 31% меньше, чем в ноябре прошлого года. Замыкающая тройку лидеров компания Hyundai передала потребителям 14 395 единиц ТС, уронив планку на 17%.
Бренд Renault, находящийся на четвертой позиции, уменьшил объем сбыта на 15%, реализовав 11 837 машин. И даже Toyota, которая держалась до последнего, в ноябре показала падение продаж: 7606 автомобилей и отрицательная динамика в 7%. Японский производитель занял пятую строчку.
У Chevrolet показатель взлетел на 348%, но это эффект низкой базы: в ноябре компания подала 197 машин. В пресс-службе бренда «Известиям» рассказали, что динамика связана с появлением на рынке двух новинок — флагманского Chevrolet Tahoe последнего поколения, а также совершенно нового и относительно недорогого кроссовера Trailblazer, вышедшего на рынок в середине сентября.
Самое серьезное увеличение продаж наблюдается у Genesis — премиального суббренда Hyundai, реализовавшего в этом ноябре на 1037% больше относительно прошлого. Это связано прежде всего с расширением модельного ряда.
Какие машины продаются лучше
Примечательно, что с положительным результатом в 74% (2123 штуки) закончил месяц Ford, имеющий в арсенале лишь Transit в различных модификациях. Кроме него, хорошие цифры показали французские бренды Peugeot и Citroen, а еще немецкий Opel. Первый поднял продажи на 75% (733 автомобиля), второй — на 45% (432 экземпляра), а сбыт Opel подскочил на 62% (147 автомобилей). Стоит отметить, что все три бренда входят в группу Stellantis и предлагают не только легковой транспорт, но и легкий коммерческий.
— Opel вообще один из самых быстрорастущих брендов на российском рынке в этом году, — рассказала «Известиям» официальный представитель Stellantis Лилия Мокроусова. — Бренды Peugeot и Citroen тоже показывают хорошую динамику. Такой результат стал возможен в основном за счет моделей локального производства, в том числе тех, которые мы собираем в рамках СПИК. Это наши микроавтобусы, фургоны, компактвэны и малые фургоны.
Что происходит с китайскими автомобилями
Представители «большой китайской тройки» чувствуют себя сегодня совсем иначе, нежели европейские или корейские производители, продолжая наращивать сбыт и активно осваивая российский рынок. Например, марка Haval, открывшая в 2019 году свой завод в РФ, в ноябре заняла восьмую строку рейтинга популярности с проданными 4909 автомобилями и ростом в 202%.
— Мы внимательно следим за ситуацией с дефицитом микрочипов. Она носит глобальный характер, и мы делаем всё возможное, чтобы смягчить ее последствия. Ноябрьское производство осуществлялось по плану, — так прокомментировали «Известиям» свой успех представители компании Haval.
Бренд Chery обосновался на 11-м месте с результатом в 4097 реализованных машин и динамикой в 174% со знаком «плюс». А компания Geely попала на 14-ю позицию, сбыв 2826 транспортных средств и подняв объем на 40%. У экспертов отрасли есть объяснение высоких показателей производителей из Поднебесной.
— Во-первых, у китайцев есть собственное производство полупроводников и микрочипов. Поэтому они тоже столкнулись с этой проблемой, но гораздо легче ее переносят, — объясняет независимый консультант по индустрии «Автомобили и транспорт» Сергей Бургазлиев. — Кроме того, у брендов из КНР весьма эффективная стратегия развития: они быстро реагируют на запросы рынка, создают привлекательные условия и научились делать привлекательный продукт.
Того же мнения придерживается и главный редактор «За рулем» Максим Кадаков.
— Первая причина высоких продаж китайских автомобилей — ценовая. Вторая причина в том, что у китайцев все-таки были предложения в отличие от других брендов, были живые машины. А третья — машины стали привлекательнее, — полагает он. — Единственное, люди пока не понимают, за сколько они смогут потом продать эти автомобили после использования.
Одной из моделей Haval осталось совсем немного, чтобы попасть в топ-10 рейтинга самых востребованных автомобилей в России. Речь идет о Jolion, которых передали покупателю в количестве 2340 штук. Кроссовер представили в мае 2021 года, с июля он стал бестселлером бренда, а сегодня уже занял 11-е место автомобильного хит-парада, потеснив Volkswagen Polo.
Почему Vesta в минусе
Лидирующую позицию в рейтинге популярности моделей уже несколько месяцев кряду занимает Lada Vesta с 9035 проданными автомобилями, но это на 2736 единиц меньше прошлогоднего результата. Отрицательный результат связан не только с дефицитом полупроводников. «Веста» готовится к обновлению, и часть версий уже недоступны.
Гораздо серьезнее просела реализация Granta, которая удерживала позицию самой покупаемой в России модели на протяжении двух последних лет. «Народный автомобиль» разошелся тиражом в 7231, снизив объем на 7309. И это самое серьезное падение среди участников рейтинга.
Спад объясним периодическими остановками линии, где собирают «Гранту». Как сообщает информагентство «Интерфакс», ссылаясь на главу профсоюза предприятия Сергея Зайцева, «АвтоВАЗу» с весны приходится прибегать к временным простоям на производстве из-за дефицита автокомпонентов. Простои компания пытается нагнать шестидневными рабочими неделями, но и их приходится периодически отменять.
Большинство моделей из топ-25 показали отрицательную динамику за небольшим исключением. В частности, в плюсе оказались Renault Kaptur и Duster, Toyota RAV4 и Camry. Ситуация с полупроводниками всё еще нестабильна, и успехи автопроизводителей сейчас зависят от того, как успешно они могут ее решить.
Что происходит на вторичном рынке
Дефицит новых автомобилей уже начал сказываться и на вторичном рынке. Дилеры, занимающиеся продажей автомобилей с пробегом, заметили не только повышение потока клиентов, но и сокращение машин, которые привозят в trade-in.
— По итогам ноября наши центры выдали 9300 автомобилей с пробегом — на 31% больше, чем в ноябре 2020 года. Но из-за дефицита новых автомобилей сократилось количество автомобилей с пробегом, которые поступают к дилерам по сделкам трейд-ин, — рассказал руководитель направления PR в «Рольфе» Павел Носов. — Для некоторых дилеров это стало проблемой.
К концу года средневзвешенная цена нового автомобиля превысила 2 млн рублей, подсчитали аналитики агентства «Автостат». И это без учета дилерских накруток. Вслед за новыми автомобилями подорожали и подержанные.
— По автомобилям с пробегом у нас есть данные за 11 месяцев — с января по ноябрь средняя цена подержанного легкового автомобиля увеличилась на 34%. К концу года этот показатель может достичь 40%, — рассказал «Известиям» руководитель пресс-службы «Автостата» Азат Тимерханов.
Сколько продлится дефицит
В ближайшее время ожидать улучшения на автомобильном рынке не приходится, никаких предпосылок к этому пока нет. По прогнозам Сергея Бургазлиева, проблемы будут продолжаться как минимум до конца весны следующего года.
Похожее мнение высказал и главный редактор «За рулем» Максим Кадаков.
— Странная ситуация, когда в этом ноябре продажи упали на 20% по сравнению с ноябрем 2020 года, который был более сложным, — отмечает он. — Это говорит о двух вещах: динамика и в декабре будет отрицательной. В итоге года мы выйдем примерно на уровень 2020-го. Кроме того, в состоянии дефицита мы будем до середины 2022 года.
Хронический дефицит: почему в России не хватает автомобилей и техники в пандемию?
Автор фото, Sergey Bobylev/TASS
Автодилеры, опрошенные Би-би-си, говорят о дефиците новых и подержанных автомобилей. На данный момент у продавцов нет в наличии самых популярных моделей.
Срок ожидания автомобиля, по словам Гарифуллиной, занимает от трех месяцев до полугода и зависит от марки приобретаемого автомобиля.
В ГК «Рольф», еще одном крупном автодилере, также отмечают дефицит самых ходовых моделей у большинства брендов.
Представители автодилеров объясняют это тем, что после весеннего карантина вырос спрос на машины, но при этом из-за закрытия заводов разорвались производственные цепочки.
Уже к августу автомобильный рынок полностью восстановился после падения этой весной, говорит руководитель направления PR группы компаний «Рольф» Павел Носов.
Компьютеры, планшеты и мебель
Мы быстро, просто и понятно объясняем, что случилось, почему это важно и что будет дальше.
Конец истории Подкаст
Похожая ситуация сложилась на рынке электроники. Президент группы компаний Inventive Retail Group Тихон Смыков рассказал Би-би-си, что дефицит смартфонов, ноутбуков, компьютерной техники наблюдается с апреля и пока ситуация не меняется. У Inventive Retail Group есть несколько магазинов техники, включая дистрибьютора Apple ReStore, а также магазины Samsung и Huawei.
Исполнительный директор компании diHouse (поставщик компьютерной техники, смартфонов и аксессуаров) Андрей Тарасов также говорит, что весной резко вырос спрос на ноутбуки, планшеты, смартфоны, а также различные гаджеты и аксессуары, необходимые для организации удаленных рабочих мест и дистанционного обучения детей.
Казалось, что летом, на фоне улучшения эпидемиологической ситуации и возвращения части сотрудников в офисы, спрос на компьютерную технику должен снизиться. Но, по словам представителей магазинов, этого не произошло.
Аналитики назвали топ-10 самых популярных у россиян «кризисных» товаров
Динамику продаж товаров, ассоциирующихся у россиян с подготовкой к ограничениям и возможному карантину из-за пандемии коронавируса, оценили аналитики Nielsen. РБК ознакомился с исследованием «COVID-19: Самый крупный рост продаж с начала 2020 года».
Nielsen сравнил динамику продаж в натуральном выражении за 11-ю неделю 2020 года (с 9 по 15 марта) с аналогичным периодом 2019 года. За эту неделю количество зараженных коронавирусом в России увеличилось в три раза (на 9 марта было зафиксировано 20 случаев заражения, к 15 марта — 63). Незадолго до этого, 5 марта, Москва ввела режим повышенной готовности из-за роста числа заболевших, а уже с 10 марта начали вводиться предметные ограничения, например на массовые мероприятия.
На отчетной неделе в магазинах начали пустеть полки с крупами и макаронами. Рост спроса на повседневные товары, в том числе крупы и консервы, фиксировали сети продуктовых магазинов: например, в «Магните» отмечали возросший интерес потребителей к товарам длительного хранения — бакалее, средствам личной гигиены, бытовой химии, детскому питанию, кормам для животных. Рост продаж отмечали и онлайн-магазины: например, у сервиса по доставке продуктов «СберМаркет» (работает с Metro Cash & Carry, «Ашаном», «Азбукой вкуса», «ВкусВиллом» и «Лентой») количество заказов 13 и 14 марта выросло на 104% в целом по России по сравнению с 11 марта.
Неделя с 9 по 15 марта стала для российских торговых сетей второй крупнейшей по объемам продаж с начала 2020 года, констатирует Nielsen. Больше товаров россияне купили в магазинах только во время новогодних каникул на самой первой неделе года (с 1 по 7 января). Продажи у крупнейших торговых сетей за неделю ускорились более чем в полтора раза по сравнению с предыдущей неделей — до 13,8%, отмечают в Nielsen. Если средний темп роста продаж в 2020 году составлял, по оценкам Nielsen, 8,3% в неделю, то закупки потребителей на 11-й неделе года из-за подготовки к карантину внесли в продажи крупнейших розничных сетей в России 5,5 процентных пункта роста.
Что покупали чаще всего
Среди лидеров продаж — товары длительного хранения, которые россияне покупают, готовясь к возможному карантину, отмечают в Nielsen. В топ-10 таких товаров вошли:
Больше всего выросли продажи гречки (на 66% к аналогичному периоду прошлого года), риса (на 64%), сахара (на 56%) и мясных консервов (плюс 54%), а также остальных круп (на 38%). Среди непродовольственных товаров лидером роста стали влажные салфетки, продажи которых выросли на 54% к уровню прошлого года.
Россияне запасались не только товарами длительного хранения, но и закупали в больших количествах мясо, сыры, алкоголь и яйца. Так, продажи алкоголя ускорились по сравнению с предыдущей неделей (с 2 по 8 марта) более чем вдвое — с 7 до 15,5%. Также вырос спрос на пиво и водку — на 15 и 10% соответственно.
В каких регионах закупались больше всего
В Москве, где пока сконцентрировано основное число заболевших, продажи в крупнейших розничных сетях ускорились в денежном выражении почти в три раза — до 14,9% по сравнению c 5,2% неделей ранее. Продажи самых востребованных в столице товаров — гречки и риса — по сравнению с прошлым годом выросли почти на 100%, сахара — на 43%, супов быстрого приготовления — на 38%, влажных салфеток — на 86%, средств для чистки дома — на 52%.
В Центральном регионе на фоне введенных из-за пандемии коронавируса ограничений темп роста продаж за неделю с 9 по 15 марта ускорился более чем вдвое и составил 14,6% по сравнению с аналогичной неделей 2019 года. В Северо-Западном регионе потребители запасались продовольствием и средствами гигиены еще интенсивнее: на той неделе продажи там оказались выше уровня прошлого года на 18,6%.
Что покупали онлайн
Покупательский ажиотаж на фоне распространения нового коронавируса привел и к значительному росту интернет-торговли: на 11-й неделе года онлайн-продажи товаров повседневного спроса выросли на 81%. В отличие от традиционных магазинов, в интернете корзина потребителей оказалась более разнообразной. Рекордсменом онлайн-продаж стали макароны — их закупили в натуральном объеме в 3,7 раза больше, чем неделей ранее. Помимо товаров для «карантина» в онлайн-магазинах выросли продажи супов быстрого приготовления (на 271%), туалетной бумаги (на 185%), чистящих средств для дома (на 171%), соусов (на 136%), а также ультрапастеризованного молока (на 128%) и воды (на 102%).
Как изменилось поведение потребителей
Вторая неделя марта — яркий пример того, что может происходить с рынком товаров повседневного спроса, когда типичные покупательские привычки отходят на второй план, уступая место ажиотажному спросу: случаев заражения коронавирусом становится все больше, и потребители начинают активно запасаться товарами на случай карантина, расширяя свою стандартную покупательскую корзину, поясняет директор по работе с ретейлерами «Nielsen Россия» Константин Локтев. Вместе с товарами первой необходимости покупатели берут много сопутствующих товаров, «опасаясь того, что в ближайшем будущем будут ограничены в возможности совершать покупки и питаться как обычно», отмечает собеседник РБК.
Еще в феврале повышенного спроса на повседневные товары (FMCG) не было, но уже на первой неделе марта продажи продуктов начали расти как из-за ажиотажа вокруг COVID-19, так и на фоне резкого ослабления рубля, фиксировал ранее Nielsen. На тот момент 53% россиян были обеспокоены распространением коронавируса, а 5% потребителей в России уже закупили продукты, чтобы подготовиться к возможному карантину. Также 7% закупили лекарства, а 18% — дезинфицирующие средства и средства для личной гигиены.