Что сейчас строит северная верфь
«Гремящий», и не последний. Северная верфь расширит портфель заказов
Минобороны построит шесть новых корветов проекта 20385 и рассматривает возможность расширения этой серии. Часть заказа может получить петербургское предприятие «Северная верфь».
О том, что Минобороны планирует разместить заказ на шесть новых корветов проекта 20358, заявил сегодня главнокомандующий ВМФ России Николай Евменов на церемонии передачи головного корвета «Гремящий» в состав ВМФ России на петербургской Северной верфи.
Главком ВМФ Николай Евменов
«Сегодня для ВМФ знаменательное событие. В преддверии Нового года передан новый, совершенно уникальный по своим техническим характеристикам корабль. В ближайшее время корвет будет передислоцирован в место своей постоянной службы — на Тихоокеанский флот», — сказал Николай Евменов.
Он добавил, что еще шесть корветов проекта 20385 будут построены для Тихоокеанского флота, затем серия может быть увеличена. «Мы имеем виды на данные корветы в количестве шести объектов. Они все будут строиться и пойдут на Тихоокеанский флот (ТОФ) для усиления группировки. В дальнейшем также будем оснащать и другие флоты», — отметил главнокомандующий. Предприятия, которые будут строить корветы, он не назвал.
По словам военного эксперта Андрея Фролова, заказ на строительство новых корветов в России могут получить только два предприятия: Амурский завод и Северная верфь. «Теоретически построить эти корабли могут предприятия в Крыму или другие заводы Северо-Запада, но фактически заказы отдадут тем, у кого уже есть опыт строительства», — полагает Андрей Фролов.
По словам генерального директора Северной верфи Игоря Орлова, сейчас завод строит четыре корвета проекта 20385. «Мы рассчитываем, что тот огромный опыт, который наработан созданной командой, будет востребован, и мы получим соответствующий заказ со стороны ВМФ», — сказал он.
Генеральный директор Северной верфи Игорь Орлов
Корветы проекта 20385 — это многоцелевые боевые надводные корабли ближней морской зоны. В частности, «Гремящий» отличается от корветов более ранних серий усиленными ударными возможностями и наличием системы противовоздушной обороны. По словам Николая Евменова, в перспективе корветы данной серии будут оснащены гиперзвуковыми ракетами «Циркон».
Цена корвета проекта 20385 не раскрывается. Ранее СМИ сообщали, что стоимость корабля проекта более ранней серии 20380 превышала 20 млрд рублей. «Эта цифра могла увеличиться примерно в 1,5–2 раза», — предполагает заместитель главы Центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко.
Справка «Нового проспекта»:
Корвет «Гремящий» проекта 20385 является головным кораблем серии. Заложен в феврале 2012 года, спущен на воду в июне 2017-го. Строительство затянулось из-за сложностей с поставкой немецких силовых установок MTU. В итоге корвет достраивался с российскими дизельными агрегатами 1ДДА–12000 Коломенского завода. Корабль предназначен для обнаружения и уничтожения надводных вражеских судов или подводных лодок, организации высадки десанта, охраны прибрежной зоны и сопровождения других кораблей.
ПАО «Северная верфь» занимается проектированием и строительством боевых надводных кораблей большого и среднего водоизмещения, а также кораблей специального назначения и судов обеспечения ВМФ. Сейчас предприятие строит серию фрегатов проекта 22350. Кроме того, завод сформировал крупный портфель заказов на строительство рыболовецких судов для компаний «Норебо», «Вирма» и «Глобус».
По данным СПАРК, выручка Северной верфи в 2019 году составила 20 млрд рублей против 17,6 млрд рублей в 2018 году. Убыток снизился почти с 3 млрд рублей в 2018 году до 534 млн рублей в 2019 году.
«Северная верфь»: модернизация «по-рахмановски»
«Северная судоверфь» терпит колоссальные убытки, несмотря на полный портфель заказов, а подчинённые главы ОСК Алексея Рахманова не вылезают из коррупционных скандалов.
Как пишет The Sankt-Peterburg Post, судостроительный завод «Северная верфь», входящий в руководимую Алексеем Рахмановым «Объединённую судостроительную корпорацию» (ОСК) показал едва ли не рекордные убытки. За первое полугодие 2021 года убыток увеличился в 6 (!) раз, до 1,5 млрд рублей. Полной же информации о финансовом состоянии верфи в открытом доступе нет.
Кадры «решают» всё?
Новости о плачевном финансовом состоянии судоверфи накладываются на серию коррупционных скандалов, произошедших в последнее время. Последний произошел в апреле 2021 года, когда под следствием оказался главный инженер верфи Андрей Шестаков. Его задержали в рамках дела о махинациях с госзаказом в Архангельской области, где он ранее трудился вице-губернатором региона. Об этом пишет «Фонтанка».
Андрей Шестаков – «птенец гнезда» Орлова-Рахманова?
Тень Пугачева и имущественные споры
Ранее The Moscow Post предполагал, что господин Кузык мог быть причастен к коррупционному скандалу в департаменте радиоэлектронной промышленности Минпромторга в сентябре 2020 года. В случае же с ситуацией на судоверфи и ОСК, ряд экспертов высказали мнение, что Кузык до сих пор может иметь серьезное влияние на работу судостроительных активов страны.
Возвращаясь к Сергею Пугачеву, доли в судоверфи он должен был выкупать именно у Кузыка. Причем, скорее всего, явно не без санкции влиятельных федеральных чиновников. Позже Пугачев хотел отдать часть верфи под коммерческую застройку, но сделать этого не удалось.
В 2010 году принадлежавшие Пугачеву «Северная верфь» и «Балтийский судостроительный завод» были заложены под 32 млрд. рублей кредита, которые Центробанк выдал подконтрольному Пугачеву «Межпромбанку». В конце 2011 года верфь перешла в структуру ОСК, а годом спустя туда же вошел Балтийский завод.
«Межпромбанк» вскоре лопнул, а сам Пугачев посчитал приобретение ОСК судостроительных активов незаконным, и подавал в суд. Однако добиться своего не смог.
К чему эта давняя история? Дело в том, что спустя годы, в 2020 году, между новым менеджментом «Северной верфи» (Орлов и его команда) и бывшим руководством судозавода разгорелся корпоративный конфликт за один из последних активов, которые оставались в пользовании частных лиц, не связанных с ОСК. То есть с того времени, когда верфью и её активами владели Кузык и Пугачев. Об этом пишет «Новый Проспект».
После этого в «Норд-Вест СВ» начались корпоративные процедуры, похожие на подготовку к корпоративной войне. Пост генерального директора компании вместо возглавлявшего её 7 лет Сергея Калинина занял бывший начальник отдела имущественных отношений «Северной верфи» Рустам Бадалов.
Продали док только в 2018 году, причем первоначальные торги не состоялись из-за единственного участника, подавшего заявку. Речь о компании «ЛВ Интер». Позже менеджеры «Северной верфи» сместили Бадалова с поста гендиректора, назначив на его место человека ОСК Алексея Климко.
Этот иск суд удовлетворил в конце января 2019 года, правда, лишь частично: за пакет акций «Северная верфь» заплатит лишь 6,7 млн рублей. Несмотря на решение суда, вопрос о том, кто кого мог обмануть, остаётся.
В чем смысл этого кейса в контексте проблем судоверфи? В том, что за прошедшие с момента приобретения актива ОСК руководство госкорпорации, не говоря уже о самой судоверфи, не удосужилось решить имущественные проблемы предприятия, в результате чего погрязло в судебных процедурах. А сама ОСК в итоге еще и проиграла суд.
«Кузнецов» терпит бедствие
Пожар произошел 12 декабря, когда он стоял на ремонте в Североморске. Погибли два человека, еще несколько пострадало. Позже стало известно, что ущерб мог составить до 500 млн рублей, а сроки сдачи корабля снова затягиваются. В итоге был объявлен тендер на 251 млн рублей на дополнительные ремонтные работы в связи с пожаром.
Пожар на «Адмирале Кузнецове»
Учитывая это, недоброжелатели Рахманова и вовсе предположили, что пожар мог иметь рукотворный характер. И это при том, что контракт на модернизацию самого корабля, который получила «Звездочка», составлял 86 млрд рублей.
Когда об этом стало известно, скандал моментально вышел на федеральный уровень. Главным выгодоприобретателем от мог стать назван Евгений Зудин, гендиректор «10-го СРЗ» и связанные с ним лица. Как писал «Росбалт», ситуация может обернуться для государства миллиардными потерями.
Кончилось все для Зудина плохо. Но не по этой теме, а как раз по ситуации с ремонтом «Адмирала Кузнецова». В марте этого года Зудин он был арестован по обвинению в возможных хищениях на 45 млн рублей. Об этом пишет «47.ньюс».
«Северная верфь» получит стратегически важный заказ
«Северная верфь» в ближайшее время получит заказ на строительство еще двух фрегатов серии 22350. В результате объем контрактов верфи на строительство кораблей этой серии увеличится до восьми судов. Это позволит предприятию отработать технологию строительства фрегатов и в перспективе улучшить финансовые показатели, считают эксперты.
Еще два
О том, что завод получит заказ на строительство еще нескольких фрегатов проекта 22350, заявил заместитель министра обороны РФ Алексей Криворучко во время спуска на воду корвета «Ретивый», который строит «Северная верфь». Ранее информационно-аналитический портал Flotprom.ru писал, что верфь может получить заказ на два фрегата данной серии.
«Завод заинтересован в увеличении данного заказа, поскольку большая серия позволяет максимально отработать технологию строительства судов, оптимизировать затраты и распланировать загрузку завода на несколько лет вперед», — поясняют в пресс-службе «Северной верфи».
Суда проекта 22350 предназначены для ведения боевых действий в дальней океанской зоне против надводных кораблей и подводных лодок, а также для отражения атак средств воздушного нападения. Фрегаты 22350М представляют собой укрупненные суда серии 22350 с увеличенным боекомплектом.
Нужные заказы
В перспективе «Северная верфь» может рассчитывать и на новые заказы Минобороны, что крайне важно для предприятия с учетом ранее полученных убытков, отмечают эксперты. «Увеличение объемов гособоронзаказа позволит предприятию через несколько лет снизить убытки», — считает председатель правления АНО «Отраслевая судостроительная ассоциация» Сергей Коновалов.
По данным СПАРК, выручка ПАО «СЗ «Северная верфь» за 2019 год составила 20,7 млрд руб. против 17 млрд руб. в 2018 году. Убыток — 534 млн руб. в 2019 году против 3,2 млрд руб. в 2018 году.
Как считают аналитики, расчет «Северной верфи» на государство вполне оправдан. «Нашему флоту нужно не менее 20 таких кораблей», — сказал РБК Петербург заместитель директора Центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко.
Ранее СМИ со ссылкой на Минобороны сообщали, что в планах министерства — построить 12 модернизированных фрегатов проекта 22350М. Головной корабль серии планируется сдать ВМФ в 2027 году, сообщал источник ТАСС в судостроительной отрасли.
Претендентов на эти заказы среди российских судостроителей немного, отмечают эксперты. Компетенции по строительству подобных фрегатов есть у «Северной верфи» и у калининградского завода «Янтарь», говорит Константин Макиенко. Однако калининградская верфь, по его словам, сейчас загружена, поэтому шансы «Северной верфи» на получение новых контрактов достаточно высоки.
На «Северной верфи» назвали сроки сдачи эллинга для строительства кораблей океанской зоны
— приводит ТАСС слова гендиректора.
Планируется, что новый эллинг будет использован для строительства фрегатов модернизированного проекта 22350М. При этом сроки закладки головного корабля серии пока не определены, хотя госконтракт на разработку и строительство первого фрегата серии подписан.
Ранее в Объединенной судостроительной компании заявили, что строительство новой серии фрегатов проекта 22350М начнется после введения в строй нового эллинга на «Северной верфи». По неподтвержденной информации, головной корабль серии должен войти в состав флота не позднее 2027 года, всего серия составит не менее 4-х фрегатов.
Подписывайтесь на наш Телеграм-канал, ежедневно дополнительные материалы, то что не попадает на сайт: https://t.me/topwar_ru
© 2010-2021 «Военное обозрение»
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС77-76970, выдано 11.10.2019 г. Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Сайт использует IP адреса, cookie и данные геолокации пользователей сайта, условия использования содержатся в политике по защите персональных данных.
«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»
Стойкие и стерегущие не очень-то и нужны ВМФ
Минобороны по году согласовывает обслуживание суперсовременных корветов, хотя называет их самыми перспективными на 40 лет. Суд назвал это злоупотреблением.
Арбитражный суд Москвы не позволил Министерству обороны РФ взыскать с петербургского ПАО «Судостроительный завод «Северная верфь» под 100 млн рублей за задержки при сервисном обслуживании корветов Балтийского флота «Стойкий», «Бойкий», «Стерегущий» и «Сообразительный». Взыскано 7 млн. Такое решение суд опубликовал 3 ноября. Это итог контракта в 467 млн, заключенного военным ведомством с «Северной верфью» весной 2016 года. На процессе вскрылись удивительные особенности отношения ВМФ к собственным кораблям.
Начало банальное: военные не получили отремонтированные корветы в указанный в контракте срок и подали иск на 97.6 млн. Совсем по-другому история звучит после того, как суд разобрался в деталях. Из них можно сделать вывод, что отправленные на техобслуживание корветы Балтийскому флоту, в общем-то, не особенно и нужны.
На судебном процессе вскрылось, что Балтийский флот не сумел вовремя предоставить верфи для «Бойкого», «Стерегущего» и «Сообразительного». Более того, суд выяснил, что график предоставления корветов для техобслуживания по данному контракту вообще отсутствовал. А самым впечатляющим оказалось сопоставление сроков взаимодействия исполнителя и заказчика контракта.
Например, командиру «Стойкого» Артуру Гарибяну потребовался почти год, чтобы подписать акт выполненных на его корвете работ. Он получил документ 4 декабря 2018 года, а росчерк пера датируется 5 сентября 2019-го. Еще полгода потребовалось тогдашнему командующему Балтфлота по вооружению, чтобы утвердить его. «Стойкий» же производит впечатление самого ненужного. Работы с ним завершились в декабре 2017 года, о чем составили акт лишь 9 месяцев спустя, где окончание работ отчего-то датировали сентябрем 2018-го.
Суд первой инстанции наказал «Северную верфь» за задержки при исполнении контракта на 6.9 млн рублей. Это в 14 раз меньше требований. Это итог первого раунда. Весной 2022 года, скорее всего, свое мнение об этом выскажет Девятый арбитражный апелляционный суд.
Справка:
На данный момент в арбитражных судах разных инстанций слушается 3 претензии Минобороны к «Северной верфи» общей суммой в 620 млн рублей.