Что сейчас с заводом краз

Всемирно известный украинский завод объявлен банкротом: «Серьезная потеря для ВПК»

Армия отказалсь от своих КрАЗов в пользу чешских Tatra

Что сейчас с заводом краз. Смотреть фото Что сейчас с заводом краз. Смотреть картинку Что сейчас с заводом краз. Картинка про Что сейчас с заводом краз. Фото Что сейчас с заводом краз

Кременчугский завод с советских времен поставлял автомобили для Вооруженных сил. КрАЗы широко использовались в инженерных войсках. В частности, все понтонные тягачи в советской, а потом и в российской армии были на платформе КрАЗ. Позже им на смену пришли отечественные КАМАЗы.

После разрыва Киевом всех кооперационных связей с российской оборонной промышленностью для украинского военпрома начались тяжелые времена. Практически прекратилось производство на Киевском и Харьковском авиазаводах.

И вот теперь очередной крупный производитель военной техники – КрАЗ – банкротится. Как рассказал замминистра обороны Украины Александр Миронюк, из-за этого украинской армии придется «пересесть» с КрАЗов на чешские автомашины Tatra Т815-7Т3RC1 8х8. В частности, чешское шасси получит новая реактивная система залпового огня «Буревий». По словам украинского военного деятеля, это даже хорошо, поскольку Tatra отвечает стандартам НАТО. Кроме того, на Tatra «переобуют» установки реактивных систем «Ольха», ракетного комплекса «Нептун».

В Сети известие о банкротстве Кременчугского завода и победе Tatra над украинской армией тоже раскритиковали.

С ним согласны многие комментаторы. Правда, некоторые недоумевают: а где возьмут деньги на «татры»?

Источник

Хроники здобулятины! Банкротство КРАЗа и олигархические разборки: Украина потеряла еще один легендарный бренд

Что сейчас с заводом краз. Смотреть фото Что сейчас с заводом краз. Смотреть картинку Что сейчас с заводом краз. Картинка про Что сейчас с заводом краз. Фото Что сейчас с заводом краз

Очередное выдающееся предприятие Украины завершило свой исторический путь. Кременчугский автомобильный завод, более шести десятилетий производивший грузовые автомобили, завершил процедуру банкротства. КрАЗ умудрялся держаться на плаву даже в постсоветское время, однако демократический и проевропейский «разворот» 2014 года гигант пережить не смог. Не спасло даже то обстоятельство, что завод являлся стратегическим элементом украинского ВПК.

Независимость Украины для автозавода началась весьма бодро – в 1992 году с конвейера сошло 23 тысячи грузовиков, а руководство нацелилось на завоевание новых рынков сбыта. Однако развал технологических цепочек, завязанных на множество украинских и российских предприятий, а также ситуация тотального экономического упадка, сделали свое дело: вскоре производство обвалилось в десятки раз – до 1-2 тысяч единиц в год. И к концу девяностых всё шло к закату ветерана автомобильной промышленности.

В начале нулевых КрАЗ, который к тому моменту был окончательно приватизирован, решил вновь попытать счастья, возобновив работу по всем возможным направлениям. Прежде всего, кременчугские грузовики прокладывали дорогу на российский рынок, который с девяностых оставался их крупнейшим потребителем. Сохранению кооперации и позиций на рынке РФ тогда способствовала активная работа Киева времен Кучмы по нормализации экономических отношений. В 2004 году КрАЗ даже создал автосборочное предприятие в России. Разумеется, украинские власти в нулевые выжимали и все возможные выгоды от новейшего внешнеполитического курса. Тогда же, в 2004 году, Украина втиснулась в оборонный контракт армии США на поставку грузовиков для иракской кампании. А через несколько лет завод начнет поставки армейских грузовиков для вооруженных сил Грузии.

Однако все эти проекты так и не сумели заместить главный исторически сложившийся рынок – Россию, куда так или иначе продавалось порядка 60-70% продукции, не говоря о зависимости по комплектующим, включая ярославские моторы. Поэтому в 2014 году, когда с подачи Петра Порошенко КрАЗу были аннулировали экспортные лицензии в РФ, производство начало падать, скатившись к 2019 году до 200 машин. Правда случилось это не сразу.

После начала военного конфликта на Донбассе, КрАЗ начал позиционироваться как флагман украинского ВПК, который будет производить целый ряд армейских грузовиков, бронемашин, а также шасси для систем залпового огня. Многие еще помнят масштабные пиар-кампании на эту тему с участием яркого представителя «партии войны» Арсена Авакова. В разгар противостояния с ДНР-ЛНР, Кременчугскому заводу прочили гигантские оборонные заказы от Минобороны Украины. И в отличии, например, от «Антонова» и «Мотор Сичи», которым тоже обещали мега-контракты на производство военной авиатехники, Кременчуг кое-что получил. За 2014-2018 годы предприятие поставило украинским военным и силовикам 2772 грузовика. Правда, эти успехи были всерьез омрачены вскрывшейся информацией о том, что КрАЗ продолжал оснащать технику двигателями ЯМЗ, которые приобретались через третьи страны и, разумеется, по завышенным ценам. Хотя неоднократно заявлялось о том, что с российскими комплектующими было покончено.

Как бы там ни было, с 2018 года у предприятия начинаются серьезные трудности: убытки и долги стремительно растут, зарплата не выплачивается, качество продукции падает, а банки-кредиторы начинают заваливать суды исками по неисполненным обязательствам. Нарастающие как снежный ком проблемы приводят к тому, что в Минобороны отказываются от работы с поставщиком, которому грозит разорение. Тогда же, собственно, начинается процедура банкротства, а имущественный комплекс автогиганта выставляется на продажу. Словом, все по классическому сценарию, который в последние годы переживали десятки украинских предприятий.

Однако в этой истории интересно то, что гибель актива явилась результатом умышленных действий собственника. Главным акционером КрАЗа с начала двухтысячных является финансово-промышленная группа «Финансы и кредит», принадлежащая полтавскому олигарху и «железорудному королю» Украины Константину Жеваго. Находившийся в перманентном конфликте с Игорем Коломойским, который претендовал на жемчужину его бизнес-империи – «Полтавский ГОК», Жеваго после 2014 года оказался под натиском старого врага. Коломойский, усилив позиции после майдана, пусть и с перерывом на пару лет изгнания при позднем Порошенко, пошел в атаку на конкурента, спасаться от которой Жеваго пришлось бегством. И КрАЗ был использован в качестве «тоннеля» для вывода средств за рубеж, где с ноября 2019 года находится сам олигарх. Схема также до боли типичная: предприятие заключает фиктивные договора, деньги от которых уходят в офшоры, а под громадье маркетинговых планов набираются кредиты, которые никто возвращать не собирается. Таким нехитрым способом, опальный Жеваго забирает с собой все, что можно унести, оставляя за плечами руины.

КрАЗ фактически явился разменной монетой в коммерческих разборках. Для украинской власти банкротство предприятия является сильнейшим имиджевым ударом: украинская армия на этот час лишилась колёс, а виной всему драка олигархов, которые, как и прежде принимают судьбоносные решения, чихая на интересы государства и общества. И еще сильнее этот неприглядный расклад бьет по Владимиру Зеленскому. Не так давно президент обещал помочь заводу, зная о его бедах, однако никаких действий в итоге предпринято не было. Ухудшает этот провал то обстоятельство, что КрАЗ мог быть спасен с помощью программы локализации машиностроения, которую представили в правительстве Украины весной 2020 года. В ней шла речь об увеличении производства коммунальной техники, и завод без труда мог её производить. Однако летом вокруг плана по спасению промышленности случился громкий скандал: Евросоюз потребовал свернуть эту самодеятельность, угрожая остановить выделение кредита на 1,2 млрд. евро.

Разумеется, в Киеве услышали партнеров, а спустя считанные месяцы жизнь в цехах видавшего виды завода – остановилась. Причем, одним КрАЗом дело не обошлось. Проблема в том, что в орбите производителя грузовиков существовало еще несколько смежных предприятий по производству комплектующих и запчастей: «Полтавский автоагрегатный завод», «Херсонский завод карданных валов», «Токмакский кузнечно–штамповочный завод» и «Каменец-Подольский автоагрегатный завод». В течении 2020 года три предприятия, кроме последнего, уже завершили процедуру банкротства, уходя в небытие вслед за КрАЗом. Стало быть, речь идет о тысячах рабочих мест, которые будут потеряны. Ну а Брюссель одержал очередную победу: армия дешевых украинских гастарбайтеров пополнится этими тысячами, а на украинский рынок грузовых автомобилей уже готовится зайти чешская Tatra. Источник

Источник

Еще одна жертва санкций против России. КрАЗ сокращает сотрудников

Что сейчас с заводом краз. Смотреть фото Что сейчас с заводом краз. Смотреть картинку Что сейчас с заводом краз. Картинка про Что сейчас с заводом краз. Фото Что сейчас с заводом краз

Частное акционерное общество «АвтоКрАЗ» планирует большое сокращение рабочих, заявил 4 июня на заседании в исполкоме комиссии по вопросам погашения задолженности зарплаты, пенсий, социальных выплат финансовый директор предприятия Дмитрий Новицкий. Год Зеленского, экономика. Украина — бедная страна с умирающей промышленностью

Что сейчас с заводом краз. Смотреть фото Что сейчас с заводом краз. Смотреть картинку Что сейчас с заводом краз. Картинка про Что сейчас с заводом краз. Фото Что сейчас с заводом краз

«К сожалению, оптимистических ожиданий у нас нет. Я думаю, если мы сейчас преследуем цель не только зафиксировать эту задолженность, а выработать какие-то меры, то нужно государству и службе занятости готовиться к тому, что на «АвтоКрАЗе» будет очень большой поток на биржу для получения пособия. Мы ожидаем значительного сокращения», — заявил Новицкий.

Задолженность предприятия по зарплате достигла 40 млн грн (около 103 млн руб. — Ред.). И это львиная доля задолженности рабочим Кременчуга, которая составляет 45 млн грн (около 116 млн руб. — Ред.).

По словам финансового директора, меры, которые принимаются, в долгосрочной перспективе не спасут предприятие, ведь они не скажутся на новых заказах, которых нет. Поэтому в дальнейшем планируется и вовсе прекратить деятельность завода, чтобы не наращивать задолженности и не создавать проблемы людям.

«Машины никому не нужны», — отметил Новицкий.

Пока официально украинскую службу занятости, по его словам, не предупреждали о сокращении. Предварительно предприятие проведет со службой консультации и будет «ответственно ставить вопрос о задолженности».

Как сообщает издание «ТелеграфЪ», сейчас на предприятии работают около 2 тыс. человек. При этом Новицкий не уточнил, скольких людей планируют сокращать.

Продукция предприятия, когда-то делавшего легендарные грузовики, оказалась на современной Украине ненужной. А потенциальный покупатель от грузовиков КрАЗ отказался.

Нигерийские мечты олигарха Жеваго

В тот же день, когда стало известно о сокращении рабочих в Кременчуге, местное издание «Кременчуг.Today» сообщило, что собственник предприятия — олигарх Константин Жеваго — переносит производство в Нигерию.

«На самом предприятии говорят, что Жеваго оформил на подконтрольные ему структуры право интеллектуальной собственности на все разработки КрАЗа и теперь будет производить дешевые грузовики в Африке. Это позволит ему, во-первых, удешевить само производство, тем более что основными покупателями являются африканские страны. Во-вторых, производство КрАЗов в Нигерии даст Жеваго возможность обойти антироссийские санкции. Теперь он сможет не только брать российские двигатели, но и продавать готовую продукцию в Россию», — писало издание. КрАЗ экс-депутата Жеваго будет выпускать грузовики для армии Нигерии

Что сейчас с заводом краз. Смотреть фото Что сейчас с заводом краз. Смотреть картинку Что сейчас с заводом краз. Картинка про Что сейчас с заводом краз. Фото Что сейчас с заводом краз

В подтверждение своих слов оно приводило сообщение пресс-службы компании от 17 декабря 2019 года о начале стратегического партнерства с нигерийской компанией Proforce Limited.

«Соглашение о долгосрочном сотрудничестве между ЧАО «АвтоКрАЗ» и Proforce Limited предусматривает производство большегрузных дорожных автомобилей под брендом KRAZ-PROFORCE. Эти транспортные средства будут отвечать высшим международным стандартам качества и потребностям потребителей как на гражданском, так и на военном рынках. Мы считаем, что между нашими компаниями существует много синергий, которые можно использовать для создания мощных производственных возможностей, необходимых для Нигерии. В течении следующего года партнерство будет направлено на производство грузовиков мирового стандарта, которые разработаны в соответствии с потребностями рынков Нигерии и Африки. Это совместное предприятие повлияет на экономику Нигерии, создав новые рабочие места, в то же время способствуя технологическому развитию страны», — говорилось в сообщении.

Что сейчас с заводом краз. Смотреть фото Что сейчас с заводом краз. Смотреть картинку Что сейчас с заводом краз. Картинка про Что сейчас с заводом краз. Фото Что сейчас с заводом краз

Но хуже всего было рабочим предприятия. Как сообщила 4 июня вице-мэр Кременчуга Ольга Усанова, предприятие делало небольшие выплаты рабочим в январе, феврале и апреле, но его задолженность по зарплате не сократилась, а выросла.

Примечательно, что рабочие и руководство завода пытались бороться за выживание знаменитого производителя. В последние дни перед объявлением карантина — 6 марта 2020 года — на предприятие прибыл президент Украины Владимир Зеленский, которому рассказали о сложившейся обстановке. Гендиректор «КрАЗа»: Ни Гройсман, ни губернатор нам не помогли

Что сейчас с заводом краз. Смотреть фото Что сейчас с заводом краз. Смотреть картинку Что сейчас с заводом краз. Картинка про Что сейчас с заводом краз. Фото Что сейчас с заводом краз

При этом министр инфраструктуры Владислав Криклий рассказал, что у потребителей вопросы к тому, что на предприятии задерживают исполнение заказов. При этом Криклий в шутку предложил заводчанам своеобразный «обмен».

«Вы возвращаете собственника, а мы предприятию возвращаем госзаказы», — отметил он.

Что касается самого Зеленского, то он обещал помочь, но с условием.

«Попробуем помочь. Но если будет заказ, а вы будете нарушать сроки, мы больше сюда не приедем», — отметил он в разговоре с гендиректором завода «АвтоКрАЗ» Романом Черняком.

Тот же пытался вставить слово о проблемах с закупками двигателей. Они у предприятия тоже есть.

В ожидании государства

В пятницу, 12 июня, на продажу выставят имущественный комплекс ЧАО «АвтоКрАЗ». Его будут продавать как объект залога по кредитам обанкротившегося банка.

«Речь идет о продаже именно кредитов и прав требования, то есть долгов, а не непосредственно объектов недвижимости или имущества в залоге по ним», — напомнил Фонд гарантирования вкладов физических лиц.

Тем не менее, многие опасаются, что завод прекратит свое существование.

Завод отчасти подкосили антироссийские санкции, введенные Украиной после Майдана: он не смог покупать российские двигатели и продавать в РФ свою продукцию. Правда, в украинских СМИ осенью того же года распространили информацию, что на «КрАЗе» все же тайком сотрудничают с РФ. Но предприятие опровергло эту информацию. Теплов: Промышленные гиганты Днепра встали на «карантинный ремонт» и рискуют из него не выйти

Что сейчас с заводом краз. Смотреть фото Что сейчас с заводом краз. Смотреть картинку Что сейчас с заводом краз. Картинка про Что сейчас с заводом краз. Фото Что сейчас с заводом краз

«ЧАО «АвтоКрАЗ» прекратило сотрудничество с предприятиями РФ. Несколько лет назад доля поставок в РФ составляла около 70% всех продаж, столько же — закупки. Сейчас мы не отгружаем и полностью отказались от использования российских компонентов. С 2014 года КрАЗ переориентировался на поставщиков европейских стран, а также переходит на импортозамещение», — отметила в сентябре 2016 года в комментарии агентству «Интерфакс-Украина» пресс-секретарь компании Дина Стеганцева.

А уже в ноябре 2016 года в свой санкционный список предприятие в ответ на санкции Украины внесла и Россия.

В итоге к 2020 году предприятие оказалось на грани существования. И при этом оно остается последним советским автогигантом, работающим со времен СССР. Пока работающим.

«Похоже, последний из работавших украинских автозаводов скоро совсем остановится. До этого были ЛАЗ, ЛуАЗ, ЗАЗ и «Богдан», да и еще много-много других больших и малых предприятий. Без каких-то нестандартных решений КрАЗ уже не спасти. Завод имеет огромные долги, притом должен он государственным банкам, и самое время как раз государству проявиться, ввести свое управление, нанять новую профессиональную команду и сформировать жизнеспособную стратегию выхода из кризиса, а не ждать когда всех распустят по домам, а все оборудование распилят и отправят в Африку», — отметил 5 июня руководитель информационно-аналитической группы Auto-Consulting Олег Омельницкий.

Что сейчас с заводом краз. Смотреть фото Что сейчас с заводом краз. Смотреть картинку Что сейчас с заводом краз. Картинка про Что сейчас с заводом краз. Фото Что сейчас с заводом краз

Он заявил, что только государство в состоянии сохранить предприятие и найти для него эффективного инвестора. Но медлить с этим, по словам Омельницкого, нельзя. Летальный диагноз. В каком виде украинская промышленность выйдет из карантина

Что сейчас с заводом краз. Смотреть фото Что сейчас с заводом краз. Смотреть картинку Что сейчас с заводом краз. Картинка про Что сейчас с заводом краз. Фото Что сейчас с заводом краз

Но украинское государство молчит. Судя по всему, у него есть заботы и поважнее.

Источник

Чем занимается попавший под санкции легендарный завод КрАЗ

Что сейчас с заводом краз. Смотреть фото Что сейчас с заводом краз. Смотреть картинку Что сейчас с заводом краз. Картинка про Что сейчас с заводом краз. Фото Что сейчас с заводом краз Что сейчас с заводом краз. Смотреть фото Что сейчас с заводом краз. Смотреть картинку Что сейчас с заводом краз. Картинка про Что сейчас с заводом краз. Фото Что сейчас с заводом краз

Напомним, санкции, утвержденные в опубликованном 1 ноября постановлении Правительства, предусматривают заморозку безналичных денежных средств, бездокументарных ценных бумаг и имущества на территории России, а также запрет на вывод капитала за пределы РФ. Контрмеры распространяются на 322 физлица и 68 компаний, в том числе и Кременчугский автомобильный завод. В перечне он значится под названием «частное акционерное общество (ПАО) «АвтоКрАЗ». Кроме того, в нем присутствует «Внешнеторговая фирма КРАЗ», осуществлявшая экспортные поставки грузовых автомобилей из Кременчуга Полтавской области.

Что сейчас с заводом краз. Смотреть фото Что сейчас с заводом краз. Смотреть картинку Что сейчас с заводом краз. Картинка про Что сейчас с заводом краз. Фото Что сейчас с заводом краз

Впрочем, введение контрсанкций стало хорошим поводом вспомнить легендарное предприятие, продукция которого в свое время широко использовалась по всему Советскому Союзу. С 2014 года экспорт КрАЗов в Россию постепенно сошел на нет. Да и в украинских СМИ название автозавода фигурирует в основном в контексте финансовых неурядиц. Хозсуд Киева 11 октября открыл производство по делу о банкротстве ПАО «АвтоКрАЗ», признав денежные требования «Ощадбанка» на 555,7 млн гривен (около 1,3 млрд рублей) и ввел мораторий на удовлетворение требований кредиторов, сообщил сайт «Кременчуг Today».

Что касается производственных успехов КрАЗа, то в последнее время если таковые и есть, то они связаны с военной техникой. В частности, украинская САУ «Богдана» калибра 155 мм создана на базе грузового автомобиля с 2-рядной кабиной, за что, кстати, была не раз осмеяна в социальных сетях.

Что сейчас с заводом краз. Смотреть фото Что сейчас с заводом краз. Смотреть картинку Что сейчас с заводом краз. Картинка про Что сейчас с заводом краз. Фото Что сейчас с заводом краз

Что сейчас с заводом краз. Смотреть фото Что сейчас с заводом краз. Смотреть картинку Что сейчас с заводом краз. Картинка про Что сейчас с заводом краз. Фото Что сейчас с заводом краз

Из последних разработок КрАЗа можно выделить зерновоз 5401С2 грузоподъемностью 10 тонн с высокими бортами, вездеход 5233ВЕ (4х4) для работы в карьере с 2-рядной кабиной на 7 человек и топливозаправщик АТЗ-20 с цистерной на 20 кубометров на полноприводном шасси КрАЗ-63221 (6х6).

Что сейчас с заводом краз. Смотреть фото Что сейчас с заводом краз. Смотреть картинку Что сейчас с заводом краз. Картинка про Что сейчас с заводом краз. Фото Что сейчас с заводом краз

Как бы то ни было, по информации Auto-Consulting, КрАЗ остается единственным полноценно работающим предприятием, доставшимся стране от советской автопромышленности.

Источник

Пациент скорее мертв: зачем Соединенные Штаты покупают КрАЗы

Преданный КрАЗ

Конечно, никакой интриги здесь нет – американская компания US21 Inc., заключившая контракт с КрАЗом, сделала это исключительно из политических мотивов. Продукция Кременчугского автозавода давно и безнадежно устарела. Причем техническое и моральное отставание накладывается на отвратительное качество изготовления, отчего даже ВСУ отказались закупать доморощенные грузовики. Вместо этого в Черкассах на заводе «Богдан» собирали из минских комплектующих армейские грузовики МАЗ.

Ситуацию иначе как предательством, по мнению руководства Кременчугского автозавода, нельзя было назвать. Украинское правительство после 2014 года официально запретило КрАЗу сотрудничать с Россией. Это значит, нельзя продавать машины, а также закупать российские комплектующие, в частности, моторы Ярославского завода. И Кременчугу пришлось приспосабливаться – адаптировать китайские дизели Weichai Power и коробки передач Fast Gear, закупать электрику у белорусов и поляков, а подшипники – в Турции и Индии. Для освоения гражданского рынка из Китая организованы поставки бескапотных кабин Qixing. И первоначально все пошло как по маслу – конфликт на востоке Украины требовал сотни, если не тысячи, армейских грузовиков и бронеавтомобилей.

Заказы посыпались на кременчугских заводчан как из рога изобилия – с 2014 года только моделей КрАЗ-5233 (4×4) и КрАЗ-6322 (6×6) было отправлено в армию несколько сотен. Если быть точными, то в 2014 году Киев закупил для армии 100 КрАЗов, в 2015 году – 599, в 2016 году – 241, в 2017 году – 273, в 2018 году – 59 грузовиков и бронемашин. Кроме того, около 1000 автомобилей было приобретено Национальной гвардией и более 500 – Государственными пограничными войсками Украины. Совместно с компанией Streit Group и Арабских Эмиратов «кразовцы» освоили выпуск целой гаммы броневиков с поэтичными названиями – «Фиона», «Кугуар», «Спартан», «Халк», «Шрек», «Раптор» и «Ураган».

Но «блицкриг» украинской армии захлебнулся, война перешла в стадию позиционной. И потребность в новой технике резко снизилась. Вдобавок армия начала активно закупать белорусские машины, которые, как справедливо замечали в Кременчуге, частично собраны из российских комплектующих.

Так, в апреле текущего года Киев для нужд Министерства обороны закупил сразу двадцать пять пожарных машин «Богдан»: читай – белорусские МАЗы, собранные в Черкассах. Машина построены на шасси МАЗ-6302, оснащенных российскими моторами ЯМЗ-652. Пропустила ли украинская таможня санкционные дизели или их заменили китайскими аналогами, до конца так и не известно. Последние поставки КрАЗов для украинской армии датируются декабрем 2019 года. Тогда военным поступили несколько вахтовок на базе заслуженных трехосных КрАЗ-63221.

Что сейчас с заводом краз. Смотреть фото Что сейчас с заводом краз. Смотреть картинку Что сейчас с заводом краз. Картинка про Что сейчас с заводом краз. Фото Что сейчас с заводом краз

Что сейчас с заводом краз. Смотреть фото Что сейчас с заводом краз. Смотреть картинку Что сейчас с заводом краз. Картинка про Что сейчас с заводом краз. Фото Что сейчас с заводом краз

Что сейчас с заводом краз. Смотреть фото Что сейчас с заводом краз. Смотреть картинку Что сейчас с заводом краз. Картинка про Что сейчас с заводом краз. Фото Что сейчас с заводом краз

Что сейчас с заводом краз. Смотреть фото Что сейчас с заводом краз. Смотреть картинку Что сейчас с заводом краз. Картинка про Что сейчас с заводом краз. Фото Что сейчас с заводом краз
КрАЗ готов поставлять собственной армии широкий спектр техники. Не берут. Источник: autokraz.com.ua

Не только военные, но и гражданские потребители откровенно пренебрегают продукцией отечественного автозавода. В апреле прошлого года власти Полтавы необоснованно, по мнению «АвтоКрАЗа», выбрали в качестве победителя коммунальный самосвал МАЗ-5550С3, а не украинский КрАЗ-5401С2-500. Мало того, что кременчугская машина была дешевле, так еще и белорусский конкурент на 90 % был собран из российского металла.

Дальнейшее продолжение истории очень туманно – на сайте украинских госзакупок победителем числится все-таки КрАЗ. А на портале автозаводчан – опровергающая это гневная статья под названием «Где обещанная поддержка отечественного производителя?»

В итоге КрАЗу приходится перебиваться заказами для стран совсем третьего мира.

Последним известным экспортным контрактом были поставки партии илососных бескапотных грузовиков на шасси КрАЗ-6511 и КрАЗ-5401Н2 для африканской Республики Джибути. Спустя пару недель, на горнорудное предприятие Кривого Рога отправили автоцистерну на полноприводном капотном шасси КрАЗ-6322.

Случилось это в середине прошлого года. И с тех пор о кременчугских автомобилестроителях было мало что известно. В 2019 удалось продать всего 209 машин, часть из которых до этого пылилась на складах пару-тройку лет. А в 2020 году с конвейера вышло 29 КрАЗов. Сравните с 2007 годом, когда заводчане установили рекорд и за один месяц собрали 450 грузовиков!

Не самым лучшим образом на Кременчуге сказался «демократический» майдан. В 2018 году началась процедура банкротства. И завод постепенно погружался в глубокую кому…

Гуманитарная помощь

Помощь заводу, который даже уже жаловаться на украинское руководство отчаялся, неожиданно пришла из Соединенных Штатов. Компания US21 Inc из Фэрфакса (штат Вирджиния) намерена в течение трех лет закупать КрАЗы с колесной формулой 4х4.

Впечатляет и сумма контракта в 53 млн долларов. US21 Inc уже долгое время закупает технику для нужд вооруженных сил США, что подтверждает государственное происхождение денег на КрАЗы. О количестве планируемых грузовиков пока речь не идет.

Раскрыта только специализация машин – бортовые грузовики, универсальные шасси и автомобильные цистерны. Отдельно прописывается поставка массы запасных частей, что неудивительно, учитывая качество работы заводчан.

Судя по всему, американцы намерены закупить на Украине грузовики КрАЗ-5233ВЕ Спецназ. Это самые современные армейские бортовые грузовики, вставшие на конвейер еще в далеком 2008 году. Машина способна брать на борт 6 тонн груза и обладает неплохой энерговооруженностью – при мощности мотора в 300–400 л. с.

Спецназ способен на шоссе разогнаться до 120 км/ч. Можно примерно подсчитать количество закупаемых машин. В 2014 году КрАЗ-Спецназ стоил порядка 52 тыс. долларов. За семь лет стоимость грузовика в долларовом эквиваленте если и изменилась, то не кардинально. С учетом общей суммы контракта в 53 млн долларов, можно предположить, что США за три года закупит до 1000 грузовиков.

Много это или мало?

Безусловно, после 29 выпущенных КрАЗов в прошлом году, для Кременчуга это просто манна небесная.

Что сейчас с заводом краз. Смотреть фото Что сейчас с заводом краз. Смотреть картинку Что сейчас с заводом краз. Картинка про Что сейчас с заводом краз. Фото Что сейчас с заводом краз

Но изменить плачевное состояние завода это вряд ли сможет – КрАЗу нужны многомиллиардные инвестиции в разработку новых моделей и кардинальное улучшение качества сборки.

И хотя на официальном сайте уже пьют победное шампанское, хвалясь машинами мирового уровня, как бы не пришлось американцам возвращать контрактные КрАЗы обратно на родину. На Украине очень недовольны качеством машин и даже отказались от шасси КрАЗ-7634НЕ для ракетного комплекса «Нептун» в пользу чешской «Татры».

Будут ли довольны избалованные американцы продукцией из Кременчуга?

Впрочем, армия США со 100 % вероятностью не получит КрАЗ-Спецназ на вооружение.

Во-первых, машина ни по каким параметрам не соответствует стандартам НАТО и Пентагона.

Во-вторых, грузовики будут оборудованы китайскими моторами и коробками передач. Здесь, кстати, US21 Inc поддержало не только украинского, но и китайского производителя, что в нынешних реалиях противостояния выглядит странным. Поэтому, вероятнее всего, КрАЗы пойдут на снабжение дружественных Соединенным Штатам режимов. К примеру, в качестве подарка афганской армии, так сказать, на прощание. Неплохо подойдут машины для Ирака, тем более что в начале 2000-х годов в эту страну Кременчуг уже продал несколько тысяч машин.

Американцы определенно поставили галочку в истории помощи Украине. Только вот спасти КрАЗ этим не удастся.

Если стране не нужен собственный автозавод оборонного значения, то заокеанская сердобольность лишь продлит агонию.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *