Что сейчас с заводом ижмаш

Как концерн «Калашников» довели до убытков

Что сейчас с заводом ижмаш. Смотреть фото Что сейчас с заводом ижмаш. Смотреть картинку Что сейчас с заводом ижмаш. Картинка про Что сейчас с заводом ижмаш. Фото Что сейчас с заводом ижмаш

Что сейчас с заводом ижмаш. Смотреть фото Что сейчас с заводом ижмаш. Смотреть картинку Что сейчас с заводом ижмаш. Картинка про Что сейчас с заводом ижмаш. Фото Что сейчас с заводом ижмаш

Концерн «Калашников», созданный в середине 2013 года по инициативе Дмитрия Рогозина и включенный в состав госкорпорации «Ростех», всего через полгода после создания отчитался о рекордных убытках – 1,7 млрд руб. Что происходит с ижевскими предприятиями?

Что сейчас с заводом ижмаш. Смотреть фото Что сейчас с заводом ижмаш. Смотреть картинку Что сейчас с заводом ижмаш. Картинка про Что сейчас с заводом ижмаш. Фото Что сейчас с заводом ижмаш Что сейчас с заводом ижмаш. Смотреть фото Что сейчас с заводом ижмаш. Смотреть картинку Что сейчас с заводом ижмаш. Картинка про Что сейчас с заводом ижмаш. Фото Что сейчас с заводом ижмаш

Первый виток приватизации

Ядром нынешнего концерна «Калашников» стал Ижевский машиностроительный завод – Ижмаш. Самая знаменитая его продукция – автомат Калашникова. Возможно, не все знают, что еще в начале 2000-х ОАО «Концерн «Ижмаш» был крупным холдингом, куда помимо оружейного производства входило множество предприятий, выпускающих и гражданскую продукцию. В частности: «ИжАвто», «ИжМото», станкостроительный и подшипниковый заводы, металлургический завод «Ижмаш», выпускавший автомобильный прокат и оснащенный на тот момент новейшим оборудованием, и еще множество других предприятий, включая деревообрабатывающие, типографские и учреждения социальной инфраструктуры всего в этом градообразующем холдинге трудилось порядка 68 тыс. человек.

С 1996 по 2011 годы концерном руководил Владимир Гродецкий, и за это время на «Ижмаше» произошли большие изменения. Автозавод был сдан самарской группе СОК, а затем продан АвтоВАЗу, прекращено производство мотоциклов, на месте подшипникового завода теперь торговый центр, вместо радиозавода, выпускавшего магнитофоны и игровые компьютеры – торговый центр, на месте корпусов завода, где собирались выпускать системы активной защиты танков – офисный центр со стоянкой. Обанкрочен и продан с торгов металлургический завод «Ижмаш», рухнул станкостроительный завод. Гродецкий стремился взять под свое руководство как можно больше предприятий любого профиля. Большинство из них находились в госсобственности. Далее на этих предприятиях создавались частные дочки, через которых потом проводилась продажа продукции – такая схема оттока оборотных средств стала уже, можно сказать, стандартной. Видимо, недаром в 2007 году Владимир Гродецкий вошел в десятку лучших управленцев в категории «Машиностроение» рейтинга топ-менеджеров по версии Ассоциации менеджеров России и Издательского дома «КоммерсантЪ».

«Ростех» рулит

Никакой смены руководства при этом не последовало, так что политика его осталась прежней. В итоге, к концу 2010 года завод задолжал 13,7 млрд руб., а чистый убыток предприятия составил 1,7 млрд руб. В составе концерна было зарегистрировано более 40 юридических лиц, из них в собственности «Ростехнологий» находилась только управляющая компания – ОАО «Ижмаш». Девять компаний группы «Ижмаш» уже были признаны банкротами, в отношении еще 11 предприятий, в том числе ОАО «Ижевский машзавод», ОАО «Концерн «Ижмаш», ДОАО «Ижевский оружейный завод», ОАО «Ижмашстанко», ОАО «Ижмашэнерго» кредиторами были поданы заявления о банкротстве.

Весной 2011 года, после срыва гособоронзаказа, глава ГК «Ростехнологии» Сергей Чемезов наконец-то увольняет Владимира Гродецкого за несколько недель до истечения контракта. После этого бывший гендиректор ОАО «Ижевский машзавод» продолжает оставаться членом совета директоров удмуртского ОАО «НИТИ Прогресс», уже упоминавшегося выше. Однако два года спустя «Ростех» все же инициирует арест Гродецкого, обвинив его в причинении ущерба госкорпорации в размере 5 млрд руб. Из чего конкретно складывается эта сумма, общественности сообщается лишь частично. Удивительным образом размер ущерба совпадает с размером долгов концерна «Ижмаш», причем большая часть из них – образованному в 2011 году НПО «Ижмаш», о котором пойдет речь чуть ниже.

Интересно также, что еще с 2010 года «Ростехнологии» ведут переговоры с представителями западных оружейных компаний о локализации их производства на «Ижмаше». К чему привело подобное сотрудничество в автомобильной отрасли, уже вполне можно оценить.

Лучшее решение – банкротство

После отставки Гродецкого «Ростехнологии» потратили почти 3,5 млрд руб. на погашение и реструктуризацию долгов предприятий концерна и для радикального решения проблем создали НПО «Ижмаш» с уставным капиталом в 100 тыс. рублей. В ноябре 2011 года НПО «Ижмаш» и ОАО «Концерн «Ижмаш» подписали договор о сдаче в аренду площадей концерна, и НПО «Ижмаш» таинственным образом «подменило» настоящий и работающий «Ижмаш». Все договоры и контракты перешли в новую структуру – так же как и большинство сотрудников. Их для этого заставили уволиться со своих предприятий и подать заявление на оформление в НПО «Ижмаш», причем почему-то через иркутское кадровое агентство, принадлежащее директору по персоналу ОАО «НПО «Ижмаш» Екатерине Сугаренко, отец которой был сослуживцем гендиректора «Ростехнологий» Сергея Чемезова. По новым трудовым договорам зарплата значительно уменьшалась, тех, кто не соглашался на такие условия, просто увольняли.

После череды сомнительных продаж и приобретений при помощи векселей концерн «Ижмаш» оказался должен новосозданному НПО «Ижмаш» 4,2 млрд руб. Когда через некоторое время по инициативе гендиректора НПО началась процедура банкротства основных предприятий концерна, НПО «Ижмаш» попыталось войти в реестр кредиторов концерна. Однако суд отказал ему в этом, признав, что сделки были заключены уже в то время, когда концерн «Ижмаш» был уже фактически неплатежеспособен.

Процедуру банкротства строго засекретили. Кому и за сколько распродается имущество градообразующего предприятия, неизвестно. «Мы не можем получить даже перечня ликвидируемого имущества, мы просто не знаем, какое имущество находится у «Ижмаша» и за сколько его продают, управляющий засекретил эту информацию при помощи «гостайны»», – заявил представитель одного из кредиторов концерна «Ижмаш».

Эффективные менеджеры – страшная сила

За два года на заводе сменилось три гендиректора, при этом ни один из них не имел опыта работы на таком крупном производстве и, тем более, в сфере вооружений. Результатом стал еще больший развал предприятия, утрата не только рабочих, но и конструкторских кадров, рост штата управленцев и бюрократии – с соответствующими зарплатами – и уменьшение зарплат рабочих. Зарплата основных рабочих опустилась до 10 тыс. руб. После того, как в сентябре 2012 года более 200 рабочих одного из цехов завода получили 2,5-3 тыс. руб., прошли митинги. Ветераны завода и сам Михаил Калашников направили открытое письмо руководству страны, в котором предупреждали, что из-за неграмотного руководства предприятие находится на краю гибели. Топ-менеджеры же, успешно проявившие себя на «Ижмаше», продолжают приносить пользу на других, не менее ответственных, постах.

*Судя по всему, теперь стоит ожидать крупных прорывов в производстве авиационного оборудования.

Директор и владелец в одном лице

Новый гендиректор – теперь уже концерна «Калашников» – выбран вполне в духе сложившихся традиций. Алексей Криворучко окончил два вуза: Институт управления, экономики, права и информатики по специальности «юриспруденция» и Российскую академию госслужбы при Президенте РФ по специальности «Государственное управление». Послужной список – тоже в лучших традициях эффективных менеджеров.

1999 – 2001 годы – от зама до гендиректора на «Ростовском заводе гражданской авиации»;

2004 – 2006 годы – советник заместителя гендиректора по материально-техническому обеспечению в ОАО «Аэрофлот-Российские авиалинии»;

2006 год – главный эксперт, консультант департамента региональных и офсетных программ в ФГУП «РОСОБОРОНЭКСПОРТ»;

2006 – 2009 годы – ОАО «АвтоВАЗ»: от замгендиректора по сбыту и техническому обслуживанию до старшего вице-президента по продажам и маркетингу

2010 – 2014 годы – гендиректор ООО «Аэроэкспресс».

Не менее впечатляет и сфера бизнес-интересов Алексея Криворучко. Он является председателем совета директоров ОАО «Центральная пригородная пассажирская компания» и членом совета директоров сразу нескольких крупных компаний: «Аэроэкспресс», «Трансмашхолдинг», ООО «МПК», ОАО «Авиационное оборудование», ООО L-Ekspresis, Borcad, ОАО Московско-Тверская пригородная пассажирская компания (ОАО «МТ ППК»), ОАО «Производственное объединение Бежицкая сталь» (Бежицкий сталелитейный завод) и ОАО «Концерн «Калашников». В сентябре 2013 года вместе с Андреем Бокаревым (совладельцем «Кузбассразрезугля», «Мосметростроя», «Трансмашхолдинга» и «Аэроэкспресса») Алексей Криворучко за 2,5 млрд руб. приобрел 49% акций «Концерна «Калашников».

Советником Криворучко станет экс-офицер спецназа главного разведуправления Генштаба Александр Шемякин, сейчас занимающий должность помощника главы Фонда перспективных исследований Андрея Григорьева. Интерфакс сообщает, ссылаясь на неназванный источник, что эту кандидатуру предложил вице-премьер Дмитрий Рогозин, который счел, что опыт экс-спецназовца может быть полезен для нового в отрасли человека.

От маек до автоматов

Параллельно с финансовым оздоровлением «Ижмаша» «Ростех» приложил немало сил для получения прав на использование бренда Калашников. В мае 2012 года тогдашний гендиректор НПО Максим Кузюк в интервью прессе заявлял, что компания ведет переговоры с семьей конструктора о том, чтобы «Ижмаш» эксклюзивно представлял бренд «Калашников» и имел возможность «определять политику его использования». По его словам, это позволило бы более эффективно поддерживать и развивать бренд, одновременно обеспечивая гарантированный доход семье конструктора. После консолидации эксклюзивных прав на «Калашникова» руководство «Ижмаша» планировало выпускать под брендом «Калашникова» любую продукцию, начиная от одежды и заканчивая сувенирами. Стоимость бренда эксперты оценивали примерно в 10 млрд долларов, а ее потенциальный рост – в 100–150 млрд долларов. Как сообщали СМИ со ссылкой на неназванный источник, «Ижмаш» готов предложить Калашникову от полутора до трех миллионов рублей за возможность использования имени конструктора в названии вновь создаваемого концерна.

Год спустя, в мае 2013, очередной гендиректор «Ижмаша», Константин Бусыгин сообщил прессе, что Михаил Калашников бесплатно передал предприятию «Ижмаш» права на использование своего имени. По словам Бусыгина, соответствующие документы были подписаны в феврале. Как отметил глава «Ижмаша», Калашников является настоящим патриотом: «ни одного слова не было по поводу какой-то оплаты». Бусыгин не исключил, что в будущем под брендом «Калашников» будет выпускаться не только военная продукция, но также одежда, обувь и сумки.

С марта 2012 года здоровье Михаила Калашникова ухудшалось. Предоставление прав на использование своего имени стало его прощальным подарком Родине.

Концерн «Калашников»

Объединение предприятий проходит не так быстро и гладко, как хотелось бы «Ростеху». В августе 2013 года на официальном сайте «Ижмаша» было заявлено о переименовании ОАО «НПО «Ижмаш» в концерн «Калашников» и о том, что «в перспективе в концерн «Калашников» войдут ОАО «Ижевский механический завод», Вятско-Полянский машиностроительный завод «Молот», НИТИ «Прогресс», КБАЛ им. Л.Н.Кошкина и другие предприятия стрелковой и боеприпасной отрасли». Хотя об интеграции с «Ижмехом» руководство концерна давно сообщает, как о деле решенном, она требует целого ряда усилий. В декабре 2012 года «Ижмех» из ФГУП был преобразован в ОАО, год спустя пришлось поменять руководителя завода. На этот пост был назначен Михаил Дорогушин, который является также заместителем гендиректора концерна «Калашников». Пока интеграция приостановлена – как сообщали представители концерна, «до февраля 2014 года, когда будет утверждена стратегия развития».

Руководство уверено, что судебный спор о госзаказе на ракеты «Вихрь» будет решен в пользу концерна. Кроме того, планируется экспортировать до 200 тыс. изделий в США, где у концерна есть договоренности с дилером RWC. Своим экспортным покупателям концерн предлагает налаживать собственное лицензионное производство, как это было сделано, например, в Венесуэле. В этом году планируется начать строительство предприятия в Индии. «На первом этапе это будет сборочное производство, и мы рассчитываем выйти на 50 тыс. изделий в год», – заявил Алексей Криворучко на пресс-конференции 7 февраля в Москве.

Источник

Сергей Чугуевский: «Мне стыдно перед отцом за происходящее с заводом»

80 лет назад, 20 апреля 1940 года, родился самый успешный директор Ижевского механического завода Василий Чугуевский, благодаря которому завод стал промышленным гигантом. Он возглавлял предприятие 22 года – с 1980 по 2002 год. Сегодня, спустя 18 лет, созданное Василием Чугуевским и теми, кто работал вместе с ним, почти до основания разрушено.

Спросите ветеранов ИМЗ, и обязательно услышите: «Чугуевский не допустил бы развала предприятия». Многие считают, что только он и смог бы взять сегодняшнее предприятие и восстановить его былую славу. Даже если это и некоторое преувеличение, то вполне заслуженное Василием Чугуевским, и при жизни, и после смерти бывшим символом процветания Ижмеха.

— Расскажите, каким он был отцом, занимался ли вашим воспитанием?

— Он был весь в работе, воспитывала нас по большей части мама. Мы общались с ним, так сказать, по праздникам. Он всегда работал, в том числе и в выходные, а в будни возвращался очень поздно. Заниматься мной и братом времени ему не хватало.

Чаще общаться с отцом мы стали, когда были уже постарше. Папа, ушедший рано на работу и поздно вернувшийся домой, – это всё, что запомнилось из детского периода. Хотя нет, не только… С друзьями мы решили заняться картингом, и Ижевский механический завод помог создать секцию в школе №66, где я учился.

— Каким образом?

— На Якшур-Бодьинском тракте была промсвалка, на которую заводы свозили, в том числе, и брак. Мы наведывались на свалку, таскали с нее разные детали, необходимые для строительства картов.

Отец узнал об этом, спросил: «Зачем вы это делаете?» А когда узнал, предложил: «Давайте, завод поможет, сделаем все нормально». Так в нашей школе появилась секция картинга.

— А он хотел, чтобы вы пошли по его стопам?

— Он не настаивал. Я получил такое же образование, что и он: закончил Ижевский механический завод, факультет «Аппаратостроение», то есть мы оба были ракетчиками. На ИМЗ тогда делали «Иглу», там и можно было применить свои знания. Но отец мне сказал: «У нас династии не приветствуются, дуй-ка ты к Стыценко на мотозавод». И я начинал мастером там.

— Василий Сергеевич стал генеральным директором ИМЗ в 1980 году. Каким достался ему завод?

— Если убрать все его относительно новые здания, то таким. «Трехсотка», башня заводоуправления, соседние новые корпуса, корпус 201 на остановке «Промышленная», – это все при отце было построено. Директором он начинал в старом трехэтажном заводоуправлении, которое стояло в центре предприятия чуть ниже проходной. Это был послевоенный завод со всей его спецификой.

— С чего он начал после назначения генеральным директором?

— С увеличения номенклатуры продукции завода. И уже в 90-е годы завод начал выпуск электроинструмента, сейчас его только ремонтируют. Стали выпускать домашние компьютеры, кухонные комбайны, упаковочное оборудование для «молочки», сложнейшее медицинское оборудование (кардиостимуляторы), нефтегазовое оборудование, расширили линейку охотничьих ружей. Тогда же увеличился объем гособоронзаказа.

Считаю, его большой человеческой заслугой создание строительного цеха на заводе, с участием которого построены и поддерживались в рабочем состоянии не только промплощадка, но и все социальные объекты: больница, санаторий-профилакторий «Сосновый», детский санаторий «Ласточка», ДК «Октябрь» (нынешний «Дом дружбы народов»), пионерлагерь «Березовая роща» (в свое время был одним из лучших), детсады (остался до сих пор один на улице Воровского, который был садом-лицеем с обучением до 3-го класса), жилые дома для работников предприятия. Теперь ничего не строят, а большую часть того, что было построено, продают, как непрофильные активы.

Мне стыдно перед памятью отца и людей его поколения за то, что происходит с заводом.

«Трехсотку» уже продали. Теперь это площадка ИЭМЗ «Купол», на которой будут делать гособоронзаказ. Ну, слава богу, хоть так, а не под очередной торгово-развлекательный центр…

— А какие решения принимались Чугуевским, чтобы поддержать завод в сложное перестроечное время, когда оборонзаказ ушел, финансовое положение на заводе пошатнулось, а на предприятии работало более 20 тысяч человек, которым надо платить зарплату?

Дилеры обеспечивали до 60% продаж продукции Ижевского механического завода на внутреннем рынке, при этом еще реализуя продукцию Тульского оружейного завода, завода Ижмаш, патронных предприятий России и прочих. Система работы дилеров была настроена на четкое выполнение финансовых планов, в том числе подтверждение заказа на год, квартал и месяц, с выполнением своих дилерских обязательств через предоплату за продукцию помесячно. Поэтому в 90-е годы завод, находясь в трудном финансовом положении, мог четко распланировать поступление денег и обработку заказов.

— Почему Чугуевский не хотел акционировать предприятие? Большинство заводов в Удмуртии к 2000 году сменили форму собственности, а Ижевский механический завод оставался Федеральным государственным унитарным предприятием?

Раньше, будучи руководителем дилерской компании, я арендовал почтово-багажные вагоны у нашего почтамта и каждые 15 дней от Ижевска до Владивостока ходил один вагон, под завязку загруженный продукцией заводов. Я возглавлял не самую крупную дилерскую компанию.

— Делали?

— Да, приходилось. Когда всех дилеров, в том числе меня, как руководителя одной из компаний, отец вызывал на совещание и озадачивал: «Дилеры…, предприятию, за «трубу» которого вы держитесь, необходимы деньги – решите данный вопрос по максимуму в сторону завода», мы шли и решали каждый по-своему. И в кредиты лезли под совершенно бешеные проценты. Тут не захочешь, а сделаешь.

— Что стало происходить с заводом после смерти отца?

Что сейчас с заводом ижмаш. Смотреть фото Что сейчас с заводом ижмаш. Смотреть картинку Что сейчас с заводом ижмаш. Картинка про Что сейчас с заводом ижмаш. Фото Что сейчас с заводом ижмаш

Что сейчас с заводом ижмаш. Смотреть фото Что сейчас с заводом ижмаш. Смотреть картинку Что сейчас с заводом ижмаш. Картинка про Что сейчас с заводом ижмаш. Фото Что сейчас с заводом ижмаш

Что сейчас с заводом ижмаш. Смотреть фото Что сейчас с заводом ижмаш. Смотреть картинку Что сейчас с заводом ижмаш. Картинка про Что сейчас с заводом ижмаш. Фото Что сейчас с заводом ижмаш

Что сейчас с заводом ижмаш. Смотреть фото Что сейчас с заводом ижмаш. Смотреть картинку Что сейчас с заводом ижмаш. Картинка про Что сейчас с заводом ижмаш. Фото Что сейчас с заводом ижмаш

— Считаю, что после отца был один достойный директор – Владимир Майер, который был производственником, но его на этом посту долго не продержали (это к вопросу о необходимости «производства»).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *