Что сейчас с виссарионом происходит
Последователи секты Виссариона заявили, что его арест был предсказан
«Нам надо всем сейчас реветь, а мы улыбаемся»
Казалось бы, «Церковь Последнего Завета» разгромлена. Ее лидер Виссарион — Сергей Тороп, кто тридцать лет дурачил последователей, называл себя «новым Христом» и грозил концом света, арестован. В СИЗО теперь и два его ближайших помощника. За присвоение денег адептов и применение к ним психологического насилия, «святой троице» грозят реальные сроки наказания.
Фото: сайт Церкви последнего завета
Те, кому удалось вырваться из секты, подробно рассказывают о диких правилах, установленных в общине. Но многие последователи Виссариона продолжают ему слепо верить. Все обвинения, предъявляемые Учителю, они называют лживыми. Силовики сейчас круглосуточно патрулируют поселки висарионцев. Они в ответ, облачившись в белые одежды, устраивают праздники урожая, водят хороводы. Сложившуюся ситуацию называют экзаменом и призывают стать более сплоченными и дружными.
Двое из сподвижников Виссариона согласились рассказать нам свои истории. А религовед Роман Силантьев спрогнозировал, как сложится их судьба.
«Внимание женщин к Учителю было огромное»
Александр Скробан родом из Минусинска, где долгое время жил сам Виссарион-Тороп.
Потом приобрел земельный участок, стал строиться. У нас есть правило: мужчина должен обеспечить свою семью, он должен быть мастером. Общих домов у нас нет. В каждой деревне есть группа единомышленников, которая собирается вместе, чтобы решать жизненно важные задачи. Например, мы часто объединяем инструменты, но у каждого их них есть свой хозяин.
— Распри между членами общины случаются?
— Люди сюда приехали самые разные. Каждый привез свои грехи. Мы стараемся научиться смирению, скромности, всепрощению, пониманию, заботе, доброте. Кто-то больше старается поменять себя, кто-то меньше. У кого-то сил больше, у кого-то — меньше. Основной закон «Нового Завета» — «Возлюби ближнего, как самого себя». Виссарион провозгласил новую заповедь: «Возлюби ближнего больше, чем самого себя.
— Как люди в общине зарабатывают? Чем живут?
— Здесь большое количество пенсионеров. Быт у многих не налажен, они нанимают людей, чтобы им выполнили строительные работы. Члены общины вспахивают огороды, занимаются заготовкой дров. Кто-то выполняет подсобные работы. Кто-то стал высококлассным мастерами по рубке древесины. Возводит рубленные дома. Их возят по всей планете, даже за границу. Они есть и в Москве. Их разбирают и везут. Диаметр бревен там может доходить до 70 сантиметров. Мастера все официально оформлены, как предприниматели.
Я занимаюсь разведением лошадей, у меня их четверо в хозяйстве. Изготавливаю упряжи, различные приспособления для лошадей. В ближайшее время собираюсь открыть мастерскую по пошиву обуви по индивидуальным заказам.
— Виссарион на что жил?
— Он у нас не зарабатывал. Мы все, каждый по-своему, в знак благодарности заботились о нем. Сами пришли и бесплатно построили ему дом. Для нас это просто святое действие. Участвовали все, кто мог, и кто хотел. Но, если человек курил, матерился, выпивал, его к такому таинству не допускали. Храм должен строиться с чистой душой, с чистым сердцем. Я сам участвовал в его строительстве. Для меня это была большая радость.
— Действительно, что десятую часть от заработка нужно отдавать на благо общины?
— Я лично не отдаю. У меня четверо детей. Я мало зарабатываю, если будут вносить взнос — это будет в ущерб моей семьи. У кого-то больше возможностей. Кто-то десятую часть от заработка отдает, кто-то — двадцатую. Но ведь подобные взносы есть в любой церкви, в любой профсоюзной организации. Взять тот же подоходный налог, который платят все работающие. Каждый верующий у нас хочет, чтобы церковь развивалась. У нас, например, в качестве транспорта, ходит вездеход. Каждый может им воспользоваться, подняться на гору бесплатно. Это достаточно старый автомобиль, который требует обслуживания. За это платит церковь.
— Строгие ограничения в еде до сих пор сохраняются?
Я вешу сто килограммов. Недавно приезжали городские ребята, я с ними пошел в лес. Они поднялись на гору, запыхались, говорят, подожди, надо передохнуть. А у меня даже дыхание не сбилось. Вот вам польза от веганской диеты.
— Учитываете, что детям, растущему организму, нужен белок?
— Обязательно. Покупаем яйца, у нас есть три дойных козы. Дети сами определяют, что они хотят есть. Недавно поехали с младшей годовалой дочерью в Курагинскую районную больницу. Когда жена ребенка развернула, врач не переставала удивляться, все повторяла: «Какой здоровый ребенок». Никак не могла поверить, все спрашивала: «Что и этим не болела, и тем? А рожали где? Дома? Муж роды принимал?»
— Прививки детям делаете?
— Нет, а какая в этом нужда? У нас здоровые дети. Запрета на обращения к медикам нет. Люди сюда приезжают с самыми разными «тараканами», кто-то уринотерапией лечился, кто-то — пиявками. Они не раз спрашивали Виссариона, как правильно травками лечиться? Он объяснял, что здоровье у них так расшатано, что никакие травки и примочки им не помогут, советовал обратится к специалистам. Он сам ходит к врачам, из роликов видно, что он пользуется очками.
За 20 лет он запрещал верующим осуждать ближнего, унижать, оскорблять, возвышаться, убивать. Вот это, действительно, под запретом.
— В январе 2017-го в семье Наземцевых из села Черемшанка умер десятимесячный сын. Сейчас силовики проверяют гибель еще одного младенца у родителей — виссарионцев.
— Эта трагедия случилась в моей родной деревне Тюхтят, в семье Кармановых. Это наши друзья. Там основное обвинение было в том, что, якобы, им запрещено было обращаться к медикам. Но мы-то знаем, что никого запрета нет. Они как раз-таки обращались за медицинской помощью, им она была оказана. Мальчик стал задыхаться, потом температура спала, он начал нормально дышать. Доктор-педиатр выписала малышу лекарство, он уснул. Родители хотели после того, как он проснется, сделать ему ингаляцию. А мальчик не проснулся. Умер. Причем, эти ребята, и мама, и папа, очень щепетильные в плане здоровья, только кто-то чихнет — они все, поехали в больницу сдавать анализы. После смерти сына у них в семье родился еще один ребенок.
— Что скажете про любовные треугольники и многоженство в общине?
— Бывает ситуация, когда одинокая женщина полюбила чьего-то мужа. И чтобы она могла реализовать свою любовь, только законная жена может пригласить ее в свой в дом. Мужчина не имеет права даже заикаться об этом. Только с согласия своей жены он может взять ответственность за эту женщину. Я могу вспомнить, наверное, только пять подобных случаев.
— А парами разрешено обмениваться?
— Я знаю только одну такую пару. В деревне все друг у друга на виду. И между людьми возникают чувства, им что запрещать любить что ли? Зачем всем мучиться? Жены поменялись мужьями. И в той, и в другой семье появились еще дети. Все живут счастливо.
— У самого Виссариона тоже ведь вторая жена.
— Первая жена, Любовь, находилась в очень непростых условиях. Внимание женщин к Учителю было огромное. Они, порой, вели себя навязчиво. От влюбленной женщины ждать адекватности сложно. Учителя часто приглашали в поездки, он отлучался из дома. Выдержать Любе все это было непросто. Тем более, что у них было пятеро детей. Плюс еще одна женщина оставила им больную девочку. Все это накатило, Люба не справилась с ситуацией. После того, как она ушла, появилась другая, которая была рядом, София, которая уже больше доверяла. Мастер не может быть без женщины, она его вдохновительница, сотворец. У них потом появилось двое детей.
— А Люба, бедная, куда делась?
— Почему она бедная? Она поехала учиться в Красноярск на психолога, стала практиковать. Она здесь очень много общалась с людьми, вела Мужской клуб. Здесь продали дом и купили ей в городе квартиру. Дети сами выбрали, с кем им жить. Старшему, Ромке, сейчас лет за 30, он живет здесь рядом, в Петропавловке, у него своя семья. Славка тоже здесь где-то тусит. Я его постоянно вижу.
— Виссарион передвигался с охраной?
— Вы, наверное, сами не раз наблюдали, как на знаменитого человека набрасывается кучу поклонников и фанатов. Нужен человек, который мог бы их отодвинуть и образовать коридор безопасности. Был случай, когда Виссариона ударили на встрече в Киеве, у него была повреждена челюсть. Несмотря на то, что у него очень хорошие навыки, он изучал боевые искусства, Учитель не предпринял никаких усилий, чтобы остановить нападавшего. Это нужно было, чтобы показать, что такое любовь, помните слова Божие – «кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую». То есть, на зло отвечай не злом, а добром.
— Почему Виссариона ударили?
— Напавший человек был в ярости. Он пришел на встречу уже с предвзятым отношением, но и не сдержался. Когда человек приходит к свету, весь негатив, вся тьма, начинает из него вылезать наружу. Заявление в полицию никто писать, естественно, не стал.
— Говорят, что среди членов общины — немало пропавших без вести и самоубийц.
— У нас река, люди, бывает, тонут. Уходят в тайгу и теряются. Как, впрочем, и везде. В общину люди приезжают, чтобы стать родными, дружить и общаться. Но здесь же собрались и те, кто отбывал наказание в колонии, и бывшие наркоманы. Они приехали, чтобы поменяться. Не у всех это получается.
«Помогал людям, не назначая цену за свой труд»
51-летний Эраст Бекетов родом из Запорожья. Приехал в Красноярский край почти 25 лет назад.
— Сразу приняли правила, установленные в общине?
— Дело не в правилах, а в принципе. Здесь нужно научиться бескорыстно помогать друг другу, не ожидая ничего взамен. Все 25 лет я помогал людям, не назначая цену за свой труд. И испытывал от этого счастье, которое не сравнится ни с какими деньгами. И если это будут делать все — наступит благоденствие.
— Вам всегда всего хватало?
— Я никогда надолго не оставался в нужде. Либо помогали люди, либо находилась работа. Мне было что одеть, что поесть. Этого достаточно. Когда у людей есть огороды, еды хватает. Что касается денежного вклада в общину, если человек мало получает, доходы у него небольшие, ему вносить ничего не потребуется. Даже, если говорят, что надо на что-то скинуться, все-равно это на усмотрение самого человека. Если не можешь, все это спокойно воспринимают.
— У виссарионцев строгая вегетарианская диета. Дистрофией никто не страдает?
— Каждый волен питаться так, как хочет. Если человек чувствует потребность съесть рыбу, это считается шагом назад, но жесткого запрета никто ему не ставит. Я вегетарианец уже лет 30. Был период болезни, когда мне доктор посоветовал есть рыбу. Это произошло после травмы, я простудил колени, когда во время работы долго опирался ими о землю. Сегодня на ужин пожарил себе овощи, хотя жарить – тоже нежелательно.
— Это правда, что в общине верят, что прикосновение Виссариона исцеляет все болезни?
— Если человек в это верит, он может исцелиться. Я такие случаи знаю. Я за 25 лет ни разу не прикасался к Виссариону, и стремления такого не было.
— У вас есть семья?
— Я был два раза женат. Последние 4, 5 года прожил с женщиной. У нас был, так называемый, векторный брак по астрологии. Мы расстались, но сохранили дружеские отношения. Я очень ценю этого человека, но мужем быть больше не смог. Что касается любовных треугольников и вторых жен, то это тема непростая. Бывает, что женщина влюбляется в женатого мужчину. И обе, и жена, и она, начинают соперничать, а им надо научиться быть родными.
— У вас есть собственный дом?
— Я очень много переезжал, потому что мне так хотелось. Мы ведь живем ради опыта. У меня было пять домов, многие из которых я капитально отремонтировал. Сейчас живу в доме, который мне предоставила моя хорошая знакомая.
— Молодежь, дети виссарионцев, уезжают из таежных поселков?
— И уезжают, и возвращаются. Им есть, с чем сравнить жизнь в городе. Бывает, пожив в мегаполисах, возвращаются. Я много своих учеников встречаю. Один из них зарабатывал на крышах в Красноярске. Сейчас вернулся, занимается строительством лодок.
Арест Виссариона, Сергея Торопа, и его помощников — Редькина и Ведерникова, в общине восприняли спокойно.
Как видите из сказанного, люди по-прежнему остаются слепы в отношении Виссариона и его учения, несмотря на то, что вскрываются все новые, и новые факты о Торопе — лже-Иисусе. Бывшие последователи Виссариона рассказывают о диких нравах в общине, нещадной эксплуатации, где члены секты были практически крепостными.
Следователи сейчас проверяют информацию, почему, несмотря на многочисленные жалобы и заявления с серьезной доказательной базой, людям отказывали в возбуждении уголовных дел.
Но виссарионцы — таежные отшельники отметают напрочь все обвинения в отношении своего Учителя и намереваются и дальше жить в придуманном им мире.
— Как сложится их судьба, в общем-то предсказуемо, — говорит глава Правозащитного центра Всемирного русского народного собора, религовед Роман Силантьев. — Какая-то часть людей жила там не по своей воле, кто пострадал от произвола. Они постараются вернуться к нормальной жизни. Особенно те из них, кому есть куда возвращаться, у кого остались родственные связи и какая-то недвижимость. Это примерно — одна треть поселенцев. Они постараются покинуть эту территорию. А две трети отшельников останутся, поскольку у них ничего не осталось за пределами этой общины, иной жизни они не знают и не помнят. Одна часть из них продолжит поклоняться Виссариону, другая часть может перейти в другую подобную секту, у которой есть свои экопоселения.
Лидерам секты Виссариона обеспечили в СИЗО полную изоляцию и вегетарианскую диету
Лидер секты «Церковь последнего завета» Виссарион дал эксклюзивное интервью программе «ЧП». Тот, кого адепты называют «реинкарнацией Иисуса», сейчас находится в новосибирском СИЗО №1.
Длинные волосы Виссариону пришлось состричь, сейчас он среднестатистический постоялец изолятора. С одной только поправкой поменьше общаться с другими арестантами, чтобы и здесь не появилась ячейка опасной секты.
С именем Виссарион так его тоже называли в общине еще сложнее. Если, к примеру, знаменитый бог Кузя назвал себя так в честь своего погибшего попугая, то тайну своего прозвища Сергей Тороп предпочитает скрывать.
В «Церковь последнего завета» в Красноярском крае силовики приехали минувшей осенью. Виссариона и еще двоих лидеров секты Владимира Ведёрникова и Вадима Редькина обвинили в психическом насилии над адептами. Поначалу сложно поверить, что человек с таким вкрадчивым голосом и доброй улыбкой может оказаться настоящим деспотом. «Это следователи придумали такое. Ничего это не было», уверяет сам Тороп.
Защищать всех троих вызвался известный красноярский адвокат Иван Хорошев юрист, судя по всему, вообще представляет себя борцом по жизни. А если каждый из трех подзащитных готов платить по полмиллиона ежемесячно, то почему бы и не раскачать ситуацию? Хорошев с вместе с краевым омбудсменом Марком Денисовым заявили, что одного из виссарионовцев, Владимира Ведёрникова, якобы пытают в СИЗО. И из лидеров секты эти люди моментально превратились в узников совести.
После жалоб религиозных арестантов в СИЗО нагрянули сразу несколько проверок. Первой у них побывала местная уполномоченная по правам человека, и никаких увечий у Ведёрникова она не увидела. Затем к делу подключилась и областная прокуратура по ее запросу арестантов осмотрели медики и тоже ничего не нашли.
Учитывая резонанс и внимание к сектантам, сотрудники СИЗО обеспечили им практически тепличные условия их разве что за периметр не выпускают. Разрешены письма, неограниченное общение с адвокатами и любые их жалобы рассматриваются в срок. Как они и мечтали в своих проповедях, каждый из них полностью изолирован от внешнего мира и имеет возможность побыть наедине с собой. Кроме того, как говорят сотрудники ФСИН, каждый руководитель секты имеет возможность придерживаться своей экстремальной вегетарианской диеты законом это тоже не запрещено.
Виссарион, понимая, что его слову уже не так слепо верят, неожиданно начал делать странные намеки мол, неудобные вопросы Учителю могут и боком выйти.
Сергей Тороп, обвиняемый: «Ничего ведь случайного не бывает в жизни. А что с вами со всеми будет сейчас? Да все что угодно. У человека ведь судьба складывается интересно».
Впрочем, как сложится судьба самого Виссариона, станет известно уже в ближайшее время. Расследование набирает обороты.
«Конец света шагает по планете»: как лидер сибирской секты готовил адептов к Армагеддону
Самопровозглашенный сын Божий лидер секты Виссарион уже девять месяцев сидит в СИЗО. Там внимательно следят, чтобы доморощенный мессия меньше общался с другими арестантами. Виссарион прекрасно умеет пудрить мозги. Его обвиняют в «агрессивном» вовлечении людей в религиозную организацию, где он годами подрывал психическое здоровье своих адептов.
Его настоящее имя Сергей Тороп. Тридцать лет назад он впервые выступил с проповедью на местном телевидении. Заявил, что на него снизошло божественное просветление, назвал себя второй реинкарнацией Христа, взял имя Виссарион и основал «Церковь последнего завета». Всех, кто поверил в него, самоназванный мессия увел в красноярскую тайгу на берег озера Тиберкуль, где адепты основали «город Солнца» столицу Виссарионова царства. Люди отказывались от всего, уезжали в сибирскую глушь, где жили в избушках. За годы «город Солнца» разросся настолько, что эксперты начали называть его государством в государстве, где свои законы, своя служба безопасности, своя экономика, налоговая и верные подданные.
Члены паствы не просто жертвовали деньги на благо «Церкви последнего Завета» они обязаны были отдавать десятую часть с любого заработка. Тотальные поборы касались даже стариков и инвалидов. Сбором дани, по словам бывших подданных «города Солнца», руководил ближайший сподвижник самоназванного Христа и один из фигурантов уголовного дела Владимир Ведерников. Он был очень далеким от веры человеком. Его в первую знали как бизнесмена, и во многом благодаря ему в «городе Солнца» вращались миллионы. С благословения божественного начальника Ведерников занимался всем подряд, но основной доход община получала от лесозаготовок и строительства домиков из дорогого сибирского кедра.
Сейчас, видимо понимая абсурдность своих заявлений, доморощенный сын Божий все отрицает: «Я не переносил, я не назначал дат, не было такого», говорит он. Впрочем, спустя всего пару минут, видимо, опять забывшись, самоназванный мессия дает очередной прогноз.
Сергей Тороп (Виссарион), обвиняемый: «Конец света, он уже вовсю шагает по планете, и теперь остается ожидать…»
Как сложится судьба самого Виссариона, сказать однозначно пока нельзя. Следствие по громкому уголовному делу продолжается. Если вина самоназванного сына Божьего будет доказана, ему грозит до двенадцати лет тюрьмы.
Не решен также вопрос что делать с подопечными главы секты? В тайге продолжают жить несколько тысяч человек. Идти им некуда. За пределы общины многие не выходили годами. Поэтому некоторые специалисты уверены, что выгонять людей с обжитого места, где у них дома, быт и хозяйство, сейчас не стоит. Тем более, есть примеры других подобных религиозных организаций, где паства, лишившись духовного лидера продолжала вести привычный образ жизни. Главное требование к адептам не нарушать закон.
Как эзотерическая коммуна стала теневым бизнесом. Репортаж из секты Виссариона Христа
Виссарионовцы, Церковь последнего завета, Община единой веры — все это названия одной из старейших сект современной России. Основал ее 30 лет назад сержант ППС Сергей Тороп. Он надел красный хитон, сменил имя на Виссарион, набрал последователей, которые стали почитать его появление как второе пришествие Христа. За учителем адепты ушли под Красноярск, в саянскую тайгу, и там вот уже 30 лет строят идеальный мир. Он замешан на вере в единого бога, гармонии с природой, любви к ближнему. Приправлен коммунистическими идеалами равенства. Полит потом и кровью создателей.
Виссарионовцы сумели вернуть жизнь в эти глухие места. Но на пути к идеалу многие из них оказались обобраны до нитки, иные и вовсе сгинули. Спустя 30 лет государство, словно вспомнив, кто здесь власть, предъявило счет Виссариону в виде уголовного дела. Сторонники Христа уверены, что это лишь борьба с инакомыслием — такая же, какую вел Понтий Пилат 2 тыс. лет назад. Уступать и бежать они не собираются. Но вера — это лишь одна сторона дела. Вторая тесно связана с вещами вполне плотскими: незаконной золотодобычей, черным лесоповалом и теневым бизнесом, в который вовлечены влиятельные представители региональной и федеральной элиты. О том, какие тайны скрывает старейший культ новой России — в репортаже Znak.com.
«Родители занимаются верой, а дети — сами по себе»
56-летняя Елена Мельникова из Новосибирска — одна из тех, кто сейчас публично обвиняет Виссариона в создании тоталитарной секты. Со своим мужем, физиком Алексеем Ворошиловым, и четырьмя детьми женщина провела в секте около 12 лет. Они оказались там в 1994 году и были одними из первых последователей Виссариона. Потом пара написала роман-автобиографию «Возвращение из сказки».
Ее рассказ о жизни среди виссарионовцев похож на психоделический триллер. На рубеже 1993 и 1994 годов уверовавший в нового Христа муж продал их квартиру в новосибирском Академгородке и большую часть средств пожертвовал общине. Из крупного города семья уехала скитаться по саянским таежным поселкам. Строго по заветам учителя ждали конца света, практиковали вегетарианство, пробовали «треугольники» — полигамные семьи и строили Гору — резиденцию нового мессии возле озера Тиберкуль.
В 2002 году Елена, не выдержав, начала свой крестовый поход против ЦПЗ. Начала кормить страдавших от дистрофии детей «запрещенной едой» — рыбой и яйцами. «У сына к тому времени резко упал иммунитет: давление 70 на 40, лимфоузлы воспалилась», — объясняет женщина. Глубокого уверовавший муж оказался против: «либо колбаса, либо он». Пара едва не распалась. Спустя несколько лет нашли в себе силы вернуться в Новосибирск и начать жизнь заново.
Коммунизм не для всех
Коммуникацию те, кто считает себя пострадавшими, поддерживают через группу в WhatsApp «30 лет спустя». Ее участник, 58-летний Эдуард Мизгирев, с семьей приехал в общину из Вологды в 1999 году. Сначала о «втором пришествии Христа» узнала его мать, потом жена, потом уверовал он сам. Тогда Мизгиреву было 29 лет. «Я в 1990-х годах в Вологде открыл первую сеть ларьков, потом первую биржу „Белка“, медицинский центр. Быстро во все наигрался и захотел уже других ценностей», — объясняет мужчина. Примерно так описывают свое начало в общине почти все виссарионовцы.
Уже в Сибири Мизгирев выяснил, что на его деньги здесь не купить даже старенькой избы. Из-за спроса на жилье со стороны понаехавших адептов, цены выросли до небес. Вспоминает, как писали учителю «письмо на благословение», перечисляя состав семьи, количество денег и свои навыки. Подавали письма через секретаря Вадима Редькина, бывшего участника группы «Интеграл» Бари Алибасова. И ждали, куда разрешат селиться.
Была так называемая «зона», где верующим нельзя было жить по своему желанию — только по благословению Виссариона. Благословение получали те, кто «приезжал с мешками денег». Семье Мизгирева выпало жить «до зоны» — в селе Можарка. С 9:00 и почти до вечера были они на бесплатных общественных работах. Каждый месяц по неделе трудились на Горе, строя священную обитель. «Таскали на себе бревна, спали по 50 человек в палатке, ели из одного котла», — вспоминает Мизгирев.
На память о тех временах у него остались три позвоночных грыжи, опустившаяся почка и психоэмоциональное расстройство. У руководства ЦПЗ — коттеджи на Горе.
Как-то мужчина решил поинтересоваться у Редькина, почему светлая идея строительства общества равных превратилась в чей-то «феодальный бизнес» и «теперь пять человек стали собственниками того, что строили все мы». После этого Эдуард стал изгоем.
«Многие люди, кто собирал информацию, просто пропадали, — утверждает Мизгирев. — В 2005–2006 годах в Нижнем Кужебаре паренек на собрании деревни вышел и говорит: „Ребята, я разобрался — наши чиновники ЦПЗ живут другой жизнью. Вот нарушения“. На следующий день он пропал, а потом в лесу нашли его обглоданные кости. Другой в Журавлево целый фильм наснимал и тоже пропал. Утонул».
Народная демократия и «Единая семья»
Расцвет общины Виссариона пришелся на конец 1990-х и 2000-е годы. К этому времени адепты ЦПЗ расселились по 40 селам на юге Красноярского края. Преимущественно в Курагинском и соседнем Куратузском районах. Их численность достигла 5 тыс. человек. За последнее десятилетие количество виссарионовцев уменьшилось, по данным пресс-службы губернатора края, до 4 тыс. человек. В основном они концентрируются в деревнях Черемшанского сельсовета: в Петропавловке, Черемшанке, Гуляевке, Жаровске.
Петропавловка, как и другие поселения виссарионовцев, поражает своим нетипичным для российской деревни видом. Прежде всего размерами. К концу 1990-х годов здесь было 40 домов, сейчас — 600. Свободные участки под застройку кончились. За сотку земли просят 50 тыс. рублей и выше, участки с домами продаются по 2,5–3 млн рублей. Бывали примеры, когда дома здесь выставляли по 15–20 млн рублей.
На данный момент, по словам деревенского старосты Сергея Козловского (тоже виссарионовца), в Петропавловке больше 1 тыс. жителей, в том числе 287 детей. Это еще одна особенность виссарионовских поселений. За счет аномально высокой рождаемости здесь демографический бум. Красноярские власти даже вынуждены были недавно раскошелиться на строительство в Петропавловке новой школы на 100 мест и фельдшерского пункта.
В архитектуре — полная эклектика. Китайские пагоды, немецкие фахверки, адриатические виллы и замки из диснеевских мультиков соседствуют с рублеными избами.
«Учитель сказал, что вся красота — в крыше. Построили, а крыша течет. Теперь чтобы заново перекрыть надо 1 млн, а где его взять?» — рассказывает о соседях-прибалтах, построивших дом в стиле барокко, жительница улицы Сосновой Татьяна Денисова.
Десять лет она строила БАМ, была секретарем горкома КПСС в Тынде, блистала на Грушинском фестивале бардов. В 90-х планировала стать букинистом. Затем прочитала «Последний завет» Виссариона.
«В секунду поняла», что ее собрание из 5 тыс. книг «представляет лишь архивно-историческую ценность», развелась с мужем, продала московскую квартиру и теперь держит в Петропавловке частную школу с балетной студией.
В 2005 году в ее школе Виссарион встречался с тогдашним красноярским губернатором Александром Хлопониным. Сейчас виссарионовцы возглавляют местные администрации и избираются в депутаты, в том числе по спискам «Единой России».
Огромная масса детских кружков — еще одна особенность виссарионовских общин. Досуг взрослых тоже на уровне: кафе, клубы, где учат танцевать сальсу, симфонический оркестр, поэтические сборники, своя газета и аэродром.
Проблемы с рабочими местами есть, но не настолько критичные, как в других деревнях страны. Удивляет обилие ремесленных мастерских: рисуют, лепят, плетут, шьют, куют. Производят сыр, крафтовый хлеб, музыкальные инструменты. Созданы свои линейки косметических изделий. Последний писк — зубная паста из натуральных ингредиентов.
Все хозяйственные решения принимаются «на круге» — вече. Право внести предложение и высказаться имеет каждый член «Единой семьи» — виссарионовской коммуны. Их вера синкретична, у нее нет строгих канонов. Как говорит бывший ракетчик, а ныне предстоятель ЦПЗ Сергей Чевалков, священников и даже дизайн церквей здесь выбирают голосованием.
Город Солнца
Истовые последователи Виссариона живут на Горе. Город Солнца, как его окрестили журналисты, Обитель Рассвета, как именуют сами адепты. Официально она оформлена как микрорайон поселка Жаровска. Обитель Рассвета — потому что в день рождения Виссариона, 14 января 1961 года, на Земле началась новая эпоха — эра Рассвета. Сейчас идет ее 61-й год. От Жаровска к Обители через лес и два хутора проложена 22-километровая дорога — улица Лесных Духов.
В пресс-службе красноярского губернатора говорят, что земельные участки ЦПЗ как юридическому лицу не предоставлялись. Они давались «физлицам для ведения личного подсобного хозяйства и ИЖС». В 2015 году между министерством лесного хозяйства края и ЦПЗ был заключен договор об использовании участка для религиозной деятельности. Но сейчас «выявлены факты нарушения условий договора: строения, в том числе жилые, захламление леса отходами».
«Поскольку ЦПЗ добровольно не подписала соглашение о расторжении договора аренды, министерство обратилось в суд, и 4 февраля суд удовлетворил иск», — подчеркнули в пресс-службе.
До этого в «Информационном центре» гостям продавали билеты на экскурсии по Горе. После ареста Виссариона в периметр посторонних пускать перестали. Пользуясь отсутствием посетителей, распорядитель сторожки Олег рисует портреты своей жены.
Рядом с ним периодически шипит рация. Сотовая связь здесь работает плохо. Хотели ставить вышку Tele2, но пока проект заморозили. Правда, есть интернет. У многих в домах стоят усилители сигнала. «Ловим отраженный сигнал от горы и раздаем его по Wi-Fi», — объясняет Александр Староверов. Раньше он здесь слыл одним из самых искусных скульпторов по дереву, последние полгода — пресс-секретарь Горы. А еще здесь у всех солнечные батареи — электричества тоже нет.
Обитель строилась по образу «Вифлеемской звезды» — древнего христианского символа и имеет радиально-лучевую планировку: 14 лучей-улиц с названиями вроде «улица Поющих Гор» и участками по 24 сотки каждый.
Есть тут и властная вертикаль. Основная часть горцев живет внизу, в Городе, который возник на месте вырубленной тайги. Средний ярус, Небесная Обитель — для руководства ЦПЗ, включая самого Виссариона. Верхний уровень, на самой макушке горы Сухой, — Храмовая вершина. Там строится новая общинная церковь.
Всего в Обители Рассвета живет 350 человек. «57 природных семей», — уточняет Староверов. Себя самого он сравнивает с «монахом при гарнизоне». Главная задача горцев — обслуживание и обустройство Обители, которую последователи Виссариона считают священным местом — Новым Иерусалимом. Здесь не приветствуются алкоголь, курение, мат. Неприемлемыми считаются однополые браки и употребление «убойной пищи»: мяса животных, птицы и рыбы.
Горцам разрешается выбираться на заработки в мир, но не более чем на два месяца в году. За это время они должны заработать достаточно средств, чтобы удовлетворить потребности своих семей. Кто-то такого ритма не выдерживает, кому-то становится тяжело жить на Горе по состоянию здоровья. «Ротация кадров» идет регулярно. На нужды церкви все виссарионовцы сдают десятину — 10% от дохода. В месяц набирается от 1 млн до 5 млн рублей. Для поддержания жизни поселков собирается «двадцатина». В этом случае в зачет идет даже время, потраченное на общественные работы.
400 ружей и World of Tanks
На Горе 100 детей — больше трети (в целом в РФ число несовершеннолетних составляет 22,4% по данным на 1 апреля 2020 года). Раньше была своя школа, но год назад она сгорела якобы из-за неудачной конструкции кровли в районе дымохода. Но бывший директор учреждения, кубинец Адриан Кастро, уверен, что ЧП не было случайным: «Тогда сразу случились два больших пожара. Сгорел гараж, потом школа. А после этого начались дела со следствием. Сильно начали интересоваться, как мы учим детей».
Говорят, опасались вооруженного сопротивления. За несколько последних лет виссарионовцы оформили лицензии и выкупили «для защиты от медведей» около 400 ружей. Виссарион сам практиковался в стрельбе из лука и карабинов. Играл еще в World of Tanks, но на это внимания не обратили. В общине же уверены, что он просто человек, устами которого с ними общается бог.
Версия наиболее популярна среди виссарионовцев. Ее придерживается и Роман Тороп. Вспоминает, что в 1990-х годах власть смотрела на общинников с опаской и устраивала эпизодические проверки. Потом отношения выровнялись — «увидели, что опасности нет, а есть положительная тенденция для развития региона».
«Сейчас все поменялось. Все началось со „Свидетелей Иеговы“, потом прогнали буддистов [с горы Качканар]. Видимо, хотят определенный режим выстроить», — полагает он.
«Это политические игры и какая-то борьба с инакомыслием, — добавляет женщина. — Брат всегда отличался добротой. Он просто так видел [жизнь], говорил, что должен нести добро людям, и все». Подчеркивает, что сама «и в первого Христа не особо верит», а в учении брата главное для нее самой было стремление жить в мире и любви друг к другу.
Денис Сафронов, который в Абакане строил бизнес на парках, а теперь занимается ландшафтным редизайном Горы, вторит им: «Есть у нас в России две головы: одна политическая, другая религиозная. На политической стороне уже вытоптаны все конкретно. Многих просто посадили». Упоминает Сергея Фургала, Анатолия Быкова, Николая Платошкина и Алексея Навального. И добавляет: «Церковная власть тоже, видимо, стала топтать поляну. Идет процесс уничтожения конкуренции». В пример приводит «налет на [Среднеуральский женский] монастырь», «разгром [школы Михаила] Щетинина» и движение «Дивьяроса», по которым «тоже прошлись».
«Думаю, что это закономерный эффект существования тоталитарной системы. Они держатся только при наличии внутренних врагов, с которыми нужно постоянно бороться, — добавляет адвокат Виссариона Иван Хорошев. — Всегда при таких системах есть раздутый штат тайной полиции, которая должна показывать руководителю „врагов народа“».
Золото, лес, срубы
Еще среди последователей ЦПЗ популярно мнение, что идеологические предпосылки атаки силовиков совпали с экономическими. Татьяна Денисова вспоминает о противостоянии планам возить самосвалами мимо деревень медную и молибденовую руду с Ак-Сугского месторождения в соседней Тыве. Говорит, что к этому проекту имели отношение структуры, аффилированные с Михаилом Прохоровым, Александром Хлопониным и его преемником на посту губернатора Львом Кузнецовым.
«У нас тогда пошло экологическое движение: молодежь начала писать везде, мы вышли на берег Казыра (местная река) и записали видеообращение к Путину. Трассу перенесли, но это кому-то могло не понравиться», — считает Денисова.
Много говорят о планах начать добычу золота по Казыру и притокам, а также редкоземельных металлов в районе Табратского болота. От него до Обители Рассвета всего пара километров.
«Сохранились геологоразведочные карты 1960-х годов, там чего только нет», — отмечает Староверов. И подчеркивает: «Сам Виссарион был даже не против этого, это скорее мы сопротивлялись».
Лесничий Иван Байков отмечает, что еще в 1996 году он вместе с участковым выявлял на реке Черной в районе Тиберкуля точки черных старателей, судя по внешним признакам, принадлежавших членам общины Виссариона. «Стояли лотки, палатки, портреты Виссариона внутри. Говорят, золотого песка по две-три бутылки из-под шампанского они тогда за сезон намывали», — описывает происходившее Байков.
Сейчас цена золота по курсу ЦБ РФ составляет около 4,3 тыс. рублей за один грамм, в таре объемом литр по таблицам плотности умещается 19,3 кг золота — т. е. литр золота стоит примерно 83 млн рублей. Понятно, что золотой песок — это не само золото и вес реального металла будет ниже. Надо также учитывать особенности черного рынка. Но все-таки понятно и то, что эта деятельность может приносить огромную прибыль.
Байков рекомендует поинтересоваться об этом у «дагестанцев, которые здесь эту тему держат».
59-летний потомок староверов из Черемшанки Сергей Гавриилович говорит, что точно знает — виссарионовцы золото добывают по сей день. Но и он, и сам Байков считают, что основные бизнес-интересы последователей ЦПЗ давно уже связаны с лесом. По словам лесничего, жалобы на рубки леса близ Сухой горы начали поступать от охотников и рыбаков примерно в 2008–2009 годах. «Лично оштрафовал тогда самого Виссариона на 490 тыс. рублей», — говорит Байков.
Потом незаконные рубки стали фиксироваться в районе Жаровска и Черемшанки. Лесничий тогда много раз конфликтовал с виссарионовцами. Последний раз «сцепился» в 2014 году.
«Поставили там шлагбаум на Тиберкуль и не пускали никого, хотя это наша территория. Я этот шлагбаум вскрывал, а в этот раз охрана Виссариона с пистолетами наехала на меня. Слава богу, я тоже был с карабином. До перестрелки не дошло, но заявление написал», — говорит Байков.
Дело по-тихому замяли, его самого перевели на другой участок.
Медведев, Мишустин, Усс
«Краевые власти и местные силовые органы претензий к нам, вроде как, особых и не имели. Все пошло с Новосибирска, и понятно, что команда была дана из Москвы», — настаивает староста Петропавловки Козловский. В качестве возможной подоплеки он упоминает конфликт, случившийся несколько лет назад «из-за рубок».
Рубка домов из кедра — один из самых прибыльных местных промыслов. По словам Байкова, в 2000-х годах его здесь начали развивать структуры, связанные с Еленой Батуриной, женой покойного Юрия Лужкова. Виссарионовцы быстро поняли суть и перехватили инициативу. Сейчас цена одного сруба начинается от 8 млн и нередко превышает 20 млн рублей. Четыре главные рубочные площадки и пилорама находятся возле Петропавловки. Все они управляются выходцами из общины Виссариона.
На Горе тоже много говорят о рубочных площадках как точке притяжения внимания следователей, занимающихся делом Виссариона. Но в связке с нынешним красноярским губернатором Александром Уссом.
Староверов упоминает о том, что к проходившей в 2019 году в Красноярске Универсиаде рубщики получили от краевых властей заказ на строительство нескольких деревянных объектов на острове Татышев: входной группы, сцены, избушки.
Заказ выполняла артель «Кедр-Арт» виссарионовца Владислава Ткаченко. Он и Салфетников сейчас управляют одной рубческой площадкой около Петропавловки.
Сын Староверова участвовал в строительстве губернаторской резиденции. Мужчина считает, что это всего лишь бизнес, но признает, что сейчас этому аспекту уделяется очень много внимания.
«Говорят, будто виссарионовцы встроены в коррупционную схему. В связке с нами говорят про Маслодудова. Будто они нас крышевали, мы тут отмывали какие-то деньги и только за счет этого секта держалась», — отмечает собеседник. «Это они под Усса тут серьезно копают», — добавляет он.
«Когда меня везли в Абакан [на допрос], то много говорили, что сейчас ударят по Уссу. Мол, увидите, как мы его обрушим, — подтверждает Денис Сафронов. — Они только и хотели узнать, сколько мы домов Уссу построили». Говорит, что в этой части эта история «про звездочки» — «найти у губернатора какашку и убрать его — плюс для „корпорации ФСБ“».
В пресс-службе губернатора Усса признают — виссарионовцев к обустройству парка Универсиады-2019 привлекали. Они принимали участие в «Шоу лесорубов» на острове Татышев. Но основным критерием при заказе «являлось качество работы, а никак не вероисповедание или идеологическая приверженность исполнителей».
«С начала 2000-х годов самой доходной статьей для мужчин-общинников стали плотницкие работы по возведению домов из натурального кедра», — пояснили в пресс-службе.
Там отрицают существование личных связей между Уссом и виссарионовцами: «Более 10 лет назад, будучи еще председателем Законодательного собрания края, Усс посещал населенные пункты Курагинского района, где в том числе живут представители общины. Но никаких отношений с представителями ЦПЗ он не поддерживал и с Виссарионом никогда не встречался».
«Представители религиозной организации не участвовали в строительстве домов или иной недвижимости для губернатора Усса», — подчеркнули в пресс-службе.
«Стреляли в него, попали только в горничную»
Сафронов упоминает также и об экспансии китайских лесопромышленников. Его слова подтверждает Сергей Гавриилович из Черемшанки. Говорит, что подконтрольные выходцам из КНР лесопилки недавно появились в Курагино и теперь предприниматели захватывают местный рынок, активно демпингуя. «Пилят даже тонкомер и скупают березу-кругляк по цене колотых дров», — негодует старовер. При этом уточняет, что «делового лесу», пригодного для рубки кедровых домов на продажу, в районе почти не осталось.
Здесь часто вспоминают об экс-главе Счетной палаты края Татьяне Давыденко, которая в 2019 году, во время масштабных лесных пожаров в Сибири, заявила на всю страну, что с территории по году вывозят леса на 47 млрд рублей и большая часть из этого объема, на 33 млрд рублей, отправляется в Китай. Давыденко не исключала, что пожары — дело рук лесной мафии, желающей скрыть масштабы незаконных вырубок.
Один из жителей края, знакомый с лесопромышленной сферой, на условиях анонимности высказал соображение, что лес палят сами красноярцы. Он утверждает, что часто горят именно те наделы, которые власти выделяют подконтрольным китайцам пильщикам.
Экс-виссарионовец Эдуард Мизгирев видит причину активизации расследования в смене поколений в силовых структурах. «Старые полковники все ушли, теперь там молодые ребята, которые готовы землю рыть. Ко мне приехали. Я думаю: что за детский сад? В „Крузаке“ сидит, 23 года, и уже капитан», — восторгается собеседник.
Бывший сотрудник ФАПСИ и последователь учения Виссариона, а ныне учитель истории в школе Петропавловки Андрей Коломин говорит, что за деятельностью общины следили всегда. Он упоминает, что первым материалы о связи виссарионовцев с властными и силовыми структурами собрал еще депутат Госдумы первого созыва Виталий Савицкий.
«Уезжая отсюда, он зашел к Виссариону и сказал, что выведет всех их на чистую воду. Не успел доехать до столицы, а в гостинице Челябинска в него уже стреляли. Только попали в горничную», — говорит Коломин.
Погиб Савицкий в декабре 1995 года. По словам историка, «незадолго до слушаний в Госдуме по сектам». В Санкт-Петербурге в его служебную «Волгу» врезался Mercedes под управлением, как тогда писали, представителя пермской ОПГ Александра Ткаченко.
«Друг Ткача, Борис Чумарев, вскоре появляется возле Виссариона и фактически на много лет становится его охранником», — добавляет Коломин.
Сам он собирает данные о контактах ЦПЗ с властями в сфере образования. «Их школа „Истоки“ получала 8 млн рублей финансирования из краевого бюджета в год. А бюджет школы № 20 в Черемшанке был всего 1,5 млн», — говорит мужчина. По его мнению, за связи с властными органами в ЦПЗ отвечал Ведерников и за долгие годы у него установились неплохие отношения с главой красноярского минобра Светланой Маковской.
Коломин считает, что Ведерников вынашивал планы возглавить школу № 39 в Петропавловке после ее постройки. Сейчас ее возглавляет бывший руководитель Агентства по реализации программ общественного развития Красноярского края Константин Гуреев. Он также ранее занимал должность замруководителя дирекции Универсиады в Красноярске. Фамилия Гуреева упоминается в контрактах, исполнявшихся артелью «Кедр-Арт». В той же школе работает Иванна Мурзина, супруга Ведерникова.
В администрации Усса подчеркивают, что, помимо школ виссарионовцев, в Красноярском крае субсидируются еще и четыре православные школы. Все они имеют лицензию на образовательную деятельность и государственную аккредитацию. Деньги направляются исключительно на оплату труда педагогов, покупку учебников и необходимых пособий. И никакого второго дна в этой истории нет.
«Получилось же у израильтян построить кибуцы»
Бывшая строитель БАМа Денисова уверена, что обвинения против Виссариона абсурдны и он вскоре выйдет на свободу. Адвокат Хорошев также настаивает на несостоятельности обвинений, но не настроен столь уж оптимистично. Говорит, что следствие сейчас пытается давить на Ведерникова, добиваясь от него необходимых показаний. Свидетели обвинения, включая Коломина и Мизгирева, уверены, что дело над Виссарионом закончится обвинительным приговором.
Степан Гавриилович над этим вообще не думает. У него к адептам свой счет. «Коня моего украли, у себя привязали и говорят, что их. Пришел, да спросил: „Кого тут [бить]?“. Так сразу отдали», — вспоминает мужчина. Говорит, что запреты на употребление мяса, алкоголя и курево рядовые общинники уже не всегда и соблюдают: «Они же, почитай, наших-то деревенских курякать и научили». Сигареты в местных магазинах, действительно, нарасхват, а пиво стоит в каждом.
Старовер с негодованием говорит, как около 10 лет назад его потрясла жестокая расправа, которую учинила жена над своим верующим в Виссариона мужем: «Ну, Москва, чисто Москва! Не привыкла она, видать, в деревне жить. Наняла киллеров в Курагино. Они приехали, отправили его в подполье банку достать и с ТОЗовки ему в голову бахнули. Копать могилу даже не стали, сбросили с Кизирского моста. Так рыбаки его и нашли там».
Но через пару минут, уже остыв, признался, что «всякое бывает» и он вовсе не против того, каким образом преобразились села по Казыру. «Они к нам, конечно, привезли московские цены, — говорит Байков. — Но без них, наверное, и Черемшанки давно бы уже не было». Он уверен, что, несмотря на все расследования и попытки закрыть ЦПЗ, большая часть виссарионовцев останется здесь уже навсегда. «Некуда многим уже разъезжаться, — говорит лесничий. — Да, и действительно, много среди них людей мастеровых, которые красиво всякие вещи делают, рисуют всякое».
«Не вижу смысла никуда уезжать», — подтверждает Роман Тороп.
Сейчас он запускает производство кованых подсвечников и продумывает бизнес-план. Претензий к отцу из-за преступлений, случавшихся в общине, он отвергает: «Как он с этим связан?» Тороп-младший считает, что отец лишь создал идею и привлекательный образ, за которыми потянулись разные люди. Является или нет Тороп-старший вторым Христом, сын сказать не решается: «Всякое может быть».
Его сосед Коломин, хоть и обижается на то, что с ним никто из общинников сейчас не разговаривает, но тоже никуда с насиженного места сдвигаться не планирует. Прельщает приятная среда. Мизгирев вообще работает сейчас на стройке в Хакасии, чтобы заработать денег на новый дом в Петропавловке. Он по-прежнему верит в учение, которое в 1990-х годах дал им Виссарион. «„Последний завет“ — это учение, данное человечеству на будущее, с тем чтобы найти выход из кризиса», — заявляет Мизгирев. Настаивает на том, что после 2005 года Тороп, слишком увлекшись мирскими делами, потерял пророческий дар. И заявляет, что в общинах есть сотни людей, готовых вернуться к истокам учения и начать все заново.
«Получилось же у израильтян построить кибуцы, вот и у нас получится», — обещает он.
P. S. По таежной дороге между Гуляевкой и Черемшанкой к подруге, у которой «проблемы», шла девушка Полина. От нее заметно пахло алкоголем и табаком. Разговорились. «Как же родители нас уже задолбали своей религией», — заявила девушка. Для местных зумеров их родители-виссарионовцы сродни постаревшим хиппи, чьи идеалы равенства и общества любви разбились о прозу жизни.