Что сейчас с уралвагонзаводом
«Последний вагон» УВЗ Чемезов отправил в «никуда»
Ростех бросил Уралвагонзавод на произвол судьбы?
Но исковое заявление в адрес ЗАО «Современная машиностроительная компания» было принято арбитражным судом Свердловской области. Назначено и предварительное заседание: это будет 13 мая, если закончится карантин. По данным портала Госзакупок, в течение последних лет «Уралвагонзавод» и ЗАО СМК» подписывали несколько контрактов.
В то же время идет вал исков и в отношении самого «Уралвагонзавод». Суммы предъявляются космические! Выходит, что «Ростех», который взялся встряхнуть хиреющее производство, со своей задачей не справляется, даже после ухода Олега Сиенко, которого обвиняли во всех бедах предприятия.
Кто таскает предприятие по судам разбирался корреспондент The Moscow Post.
Чемезов обещает рай в 2021 году
Как «Ростех» появился в жизни «Уралвагонзавода»? Завод погряз в долгах. И оказался на грани краха. И чтобы его спасти, пришлось передать предприятие госкорпорации «Ростех», сменить руководство и заставить перевозчиков покупать основную гражданскую продукцию предприятия – железнодорожные вагоны.
Напомним также, что в кризис 2008–2009 гг. УВЗ столкнулся и с резким падением спроса на вагоны. Предприятию пришел на помощь В.Путин: по его распоряжению в 2009 года «Уралвагонзавод» получил субсидию 25 млрд. рублей. Но в 2012 году начался новый кризис. Причина была в продлении операторами сроков эксплуатации вагонов без согласования с производителем.
Однако все происходило фактически на бумаге, несмотря на то что в техпаспортах был указан срок службы – 22 года. Это привело к падению спроса на новые вагоны производства УВЗ. Что бы спасти ситуацию и не допустить закрытия производства, УВЗ создал собственную компанию-оператора «УВЗ-логистик». И стал поручителем по банковским кредитам для покупки этой компанией вагонов у себя самой. Но это привело к быстрому росту долгов завода, хотя и позволило не останавливать производство.
Вторым кризисным фактором стал скачок валютного курса в 2014–2015 гг. и рост процентных ставок по кредитам. Долг компании тогда достиг более 182 млрд. рублей. Переизбыток вагонов на рынке привел к падению на суточную аренду вагона с 1500 руб. до 300 рублей.
«Уралвагонзавод» снова оказался на краю пропасти.
В 2016 году Минпромторг запретил операторам железнодорожных перевозок продлевать сроки службы вагонов. Это дало заводу новые заказы, а процентные ставки по кредитам к тому времени начали снижаться.
Денис Мантуров, министр промышленности и торговли
В сентябре 2016 года вице-премьер Дмитрий Рогозин, в то время курирующий ВПК, написал письмо Владимиру Путину, в котором выразил недовольство работой генерального директора УВЗ Олега Сиенко.
В марте 2017 года сменился генеральный директор УВЗ: это место занял Александр Потапов, бывший заместитель министра промышленности и торговли.
Александр Потапов, генеральный директор Уралвагонзавода
Вскоре Сергей Чемезов заявил, что в будущем на УВЗ будут привлечены частные инвесторы, но произойдет это не ранее чем через три года. На календаре был февраль 2018 года.
Напомним, что в состав корпорации помимо основного производства в Нижнем Тагиле (Уралвагонзавод) входят завод № 9 (Екатеринбург, производитель артиллерийских орудий), Омсктрансмаш (производитель тракторов), Уралтрансмаш (Екатеринбург, производитель самоходных артиллерийских орудий), ЦНИИ «Буревестник» (Нижний Новгород, разработчик артиллерийских орудий), УКБТМ (Нижний Тагил, КБ по разработке танков и боевых машин), НПО «Электромашина» (разработчик оборудования для боевых машин) и др.
Вице-премьер Рогозин недаром очень нелестно отзывался о бывшем директоре УВЗ Олеге Сиенко. Похоже, что «призрак» Сиенко пока еще витает над предприятием.
Банкет за 10 «лимонов»?
А в памяти народной бывший глава Уралвагонзавода Сиенко остался, благодаря своей любви к банкетам и заграничному отдыху. Особенно ярким получился юбилей господина Сиенко, который он праздновал в 2016 году. Ему стукнул полтинник.
Но вот только не в тесном Нижнем Тагиле праздновал свой полтинник господин Сиенко. Как утверждал автор на портале «В Тагиле» якобы для этого он выбрал Москву. Банкет на 400 персон был заказан в большом зале ТЦ «Европейский».
Олег Сиенко оставил о себе много «приятных» воспоминаний
На юбилее у Сиенко были Марина и Валентин Юдашкины, Алика Смехова и Игорь Крутой.
Юбиляра поздравляли Владимир Кузьмин, Алсу, Анита Цой и Дмитрий Маликов. Каждый из них получил за свое выступление по 20 тыс. евро. В общей сумме расходы на праздник могли обойтись юбиляру в 10 млн. рублей.
В тот день поздравить Олега Сиенко пришли и кураторы «Уралвагонзавода» в правительстве: вице-премьер Дмитрий Рогозин (на тот момент) и министр промышленности и торговли Денис Мантуров.
Но вот пока г-н Сиенко и его сиятельные гости веселились, рабочие Уралвагонзавода в Нижнем Тагиле провели митинг, выступили против массовых сокращений и задержек зарплат. На митинг собрались около 100 человек.
Веселясь в Москве в ТЦ «Европейский», Сиенко не мог не помнить, что в судах находятся десятки исков к «Уралвагонзаводу» от банков-кредиторов и поставщиков. Общая задолженность тогда составляла более 10 млрд. рублей.
Дмитрий Рогозин в 2016 году предложил отдать УВЗ госкорпорации «Ростех»
Вообще Сиенко очень любит дорогие и громкие банкеты. Летом 2011 года Сиенко, по слухам, отдыхал на Лазурном берегу. Якобы на совместной вечеринке, устроенной Олегом Сиенко с ВТБ-лизинг в Гранд Отеле Кап Ферра, выступали C.C.Catch, Modern Talking и известная стриптизерша Дита фон Тиз.
Вот и все объяснение «эффективной» работы бывшего генерального директора Уралвагонзавод.
Фирма «Солвер» требует миллиарды
В феврале этого, 2020 года к «Уралвагонзаводу» подали иски на 1,4 млрд рублей. В суд обратилась инженерно-консалтинговая фирма «Солвер».
И это далеко не первые претензии «Солвера» к «Уралвагонзаводу» в 2020 году. Еще 10 января компния обратилась в суд с требованием изменить размер и способ обеспечения исполнения контракта (какого именно, в материалах дела № А60-260/2020 пока не уточняется).
В декабре 2019 года «Солвер» потребовала взыскать с «Уралвагонзавода» 3,5 млн.евро штрафа, иск приняли к производству.
Основной вид деятельности компании «Солвер» по ЕГРЮЛ – разработка компьютерного программного обеспечения.
Что любопытно, компания «Солвер» сотрудничает с «Уралвагонзаводом» с 2014 года. И в тот год компания»Солвер» поставляла оборудование для нового цеха предприятия, а также занималась разработкой техпроцессов и подбором персонала.
Но откуда же берутся такие заоблачные суммы исков?
8 исков к «Строй Групп»
Но и сам «Уралвагонзавод» не отстает от той же компании «Солвер». В марте 2019 года завод подал 8 исков к строительной компании, которая обретается в столице, на общую сумму 1,5 млрд. рублей.
Все они касаются договоров, заключенных между «Уралвагонзаводом» и компанией «Строй Групп» в 2017 году. Об этом сообщает ТАСС
Самым крупным стал иск о взыскании неосновательного обогащения и пользование чужими денежными средствами в размере 430 млн.рублей.
Еще УВЗ подал иски о взыскании со «Строй Групп» пеней по контракту на сумму 182 млн. рублей, взыскании суммы неотработанного аванса в размере 80 млн. рублей и взыскании авансового платежа, неустойки и процентов на сумму 274 млн. рублей.
По данным базы СПАРК, компания «Строй Групп» осуществляет деятельность в области архитектуры, инженерных изысканий и предоставление технических консультаций в этих областях.
Арест Павла Бабаева
Далее, УВЗ подал иски к компании «Строй Групп» в марте 2019 года. Как утверждал автор портала «В Тагиле», якобы а в марте 2020 года начались аресты руководителей компании. Были арестованы руководители подрядчика Уралвагонзавода по обвинению в хищении 3 млрд. рублей. Речь про генерального директора строительной компании Павла Бабаева и его помощника Константина Лободу.
К слову, компания «Строй Групп» хорошо известна не только в Москве, но и в Нижнем Тагиле. Она возводила несколько производственных мощностей по заказу Уралвагонзавода. Но провалила контракт, в итоге рабочие остались без оплаты.
Следователи уже выяснили, что деньги были выведены на счета аффилированных юридических лиц при заключении липовых контрактов. Оперативники теперь должны установить руководителей фирм-однодневок, через которых деньги выводись за кордон.
Альфа-банк : 6 исков к «Уралвагонзаводу»
Но абсолютным лидером по подаче исков к «Уралвагонзаводу» стал 2015 год. 13 октября 2015 года суд рассмотрел иск Альфа-банка к УВЗ.
Арбитраж принял к производству иск Альфа-банка к УВЗ на 6,6 млрд. руб и 39,7 млн. долларов. Арбитражный суд Москвы зарегистрировал шесть исков Альфа-банка к Научно-производственной корпорации «Уралвагонзавод » и двум связанным с ней предприятиям ООО «ЧТЗ-Уралтрак «и ООО «Технопарк Тракторозаводский».
Альфа-банк в апреле 2015 года уже подавал иск к этим же трем соответчикам о взыскании задолженности по 6 кредитным договорам на общую сумму 7,4 млрд. рублей и 33,9 млн. долларов.
Позже этот иск был передан по подсудности в арбитраж Челябинской области. Почему это случилось? В иске было заявлено требование об обращении взыскания на заложенное недвижимое имущество: производственные, складские, административно-бытовые корпуса ответчиков и землю.
А такие дела рассматриваются исключительно по месту нахождения недвижимости.
При рассмотрении дела в суде в Челябинске Альфа-банк заявил ходатайство о выделении денежных требований в отдельное производство. Основание- объединенного иска обязательства ответчиков по шести кредитным договорам со сроками погашения в 2016–2017 годах. Банк потребовал вернуть деньги досрочно в связи с нарушением обязательств по обслуживанию кредитов и ухудшением финансового состояния заемщика.
О чем все это могло говорить? О том, что на «Уралвагонзаводе» продолжали происходить странные события.
Заочный арест Дмитрия Еремеева
И в этой связи хочется рассказать про громкий скандал, связанный с деятельностью Дмитрия Еремеева, бывшего генерального директора «УВЗ- Логистик».
Г-н Еремеев был объявлен в международный розыск по обвинению в злоупотреблении полномочиями: по версии следствия, он заключал заведомо невыгодные для «УВЗ-Логистик» договоры о сдаче в аренду полувагонов. Еремеев нанес компании огромный ущерб.
Дмитрий Еремеев нашел пристанище в США
Уголовное дело было возбуждено по заявлению руководства ГК «Ростех» еще в середине октября 2018 года. Основанием послужила проведенная корпорацией проверка деятельности «УВЗ-Логистик» после того, как «Ростех» стал владельцем Уралвагонзавода.
Проверка показала, что руководитель «УВЗ-Логистик» Дмитрий Еремеев заключил со структурой РЖД АО «Федеральная грузовая компания» невыгодный контракт. В итоге более 28 тыс. полувагонов были сданы в аренду по цене ниже рыночной.
В результате был причинен ущерб на несколько миллиардов рублей. В ходе изучения материалов дела в суде также выяснилось, что ГК » Ростех» признана по этому делу потерпевшей стороной. И в случае задержания господина Еремеева госкорпорация имеет полное право предъявить господину Еремееву имущественные претензии.
Сам Еремеев сегодня находится в США, о чем суду сообщили адвокаты бизнесмена. Но когда же следственные органы смогут достать г-на Еремеева из США?
В общем, те параллельные миры, в которые переселился «Уралвагонзавод», когда был передан «под опеку» госкорпорации «Ростех», мало что изменили в жизни знаменитого предприятия. А отряхиваться от наследства таких, как Сиенко и Еремеев, УВЗ придется еще долго.
Об этом говорят и многочисленные судебные процессы в жизни завода.
От «Уралвагонзавода» требуют 6 млрд рублей контрагенты
Долголетний конфликт двух предприятий — «Алтайвагона» и «Уралвагонзавода» (УВЗ) — из-за производства инновационных вагонов вышел на новый уровень: структура «Ростеха» в судах доказала правомерность требования компенсации за использование разработанной компанией тележки для подвижного состава. Но суд сократил вчетверо размер выплат.
Как сообщает «Правда УрФО», встречно вагоностроители из Новоалтайска взыскивают сотни миллионов с УВЗ, производящего железнодорожную технику, которая похожа на запатентованные «Алтайвагоном» инновационные полувагоны. Эксперты отрасли говорят, что «контрагенты „Уралвагонзавода“ часто вынуждены добиваться выплат только через суд». За три года госкомпания получила сотни исков на миллиарды рублей. Объем требований связан со срывом исполнения гособоронзаказа. Так, завод до сих пор испытывает трудности с созданием новейшего механосборочного производства для выпуска спецтехники по заказу Министерства обороны. Вот уже третий подрядчик провалил строительство цеха 120 БИС. Контрагенту, название которого госкорпорация засекретила, дважды продлевали сроки достройки объекта, но контракт, который должны были завершить в августе, и сейчас значится как неисполненный.
Напомним, АО «Алтайвагон» потребовало выплаты более 482 млн рублей с АО «НПК «Уралвагонзавод» (входит в ГК «Ростех»). Предприятие из Новоалтайска настаивает, что УВЗ обязан заплатить компенсацию за нарушение в период с 1 июня 2018 по 31 мая 2019 года исключительного права на полезную модель полувагона, охраняемую патентом.
«Алтайвагон» запатентовал разработку своих сотрудников еще в мае 2015 год, и Арбитражному суду Свердловской области придется дать оценку правомерности начисления штрафных санкций.
«Первоначально войну за разработки начал именно «Уралвагонзавод», — говорят эксперты рынка. Компания, как выяснилось, требовала от «Алтайвагона» выплатить около 140 млн рублей в рамках спора об исключительных правах на изобретение. Вагоностроители Нижнего Тагила уверяли, что алтайцы, не имея собственной тележки для полувагонов, использовали их запатентованную разработку для производства 4,8 тыс. единиц подвижного состава. Претензии касались периода с мая 2018 по февраль 2019 года.
«До этого момента у сторон было соглашение, по которому „Алтайвагон“ мог использовать тележку в своих разработках. Когда к руководству УВЗ пришел „Ростех“, было решено разорвать договор и заключить новый, более дорогой. Роялти планировали увеличить в 10 раз, но договориться им так и не удалось. С 2019 года на базе конструкторской документации РЖД „Алтайвагон“ стал производить собственную основу для инновационных полувагонов», — рассказал эксперт отрасли.
В суде «Уралвагонзавод» настаивал не только на выплате компенсации, но и на изъятии с рынка произведенных полувагонов. Второе требование было отвергнуто судом, а в случае же с компенсацией требования удовлетворили, несмотря на заявления «Алтайвагона» о том, что НПК патентовала не тележку в сборе, а отдельные ее конструкционные элементы. Правда, перечислен УВЗ будет не весь объем требований, а 36 млн рублей. Решение апелляционного суда уже вступило в силу.
Между тем не только «Алтайвагон» пытается взыскать средства со структуры ГК «Ростех». За последние три года, по данным единой картотеки арбитражных дел, в отношении УВЗ было подано более 600 исков с требованиями на 6 млрд рублей. Среди таких заявителей, к примеру, Минобороны РФ. В рамках последнего иска на 39 млн рублей, ведомство требует выплаты неустойки в рамках гособоронзаказа.
Так, в кассационную инстанцию в настоящее время ушел спор между УВЗ и компанией «РАМЭК-ВС». В 2019 году подрядчика из Санкт-Петербурга привлекли на достройку механосборочного цеха 120 БИС. О строительстве объекта для производства современного вооружения, в том числе танка «Армата», менеджмент УВЗ говорил еще с 2013 года. Тогда цех и оборудование оценивали в 7 млрд рублей. Магнитогорская компания «Прокатмонтаж» выполнила работы на 1,55 млрд, но контракт с ней расторгли. В 2016 году НПК решила заморозить стройку, а спустя три года работы было решено возобновить.
Сотрудничество с «РАМЭК-ВС» разорвали в одностороннем порядке со ссылкой на отставание от графика работ в Нижнем Тагиле. Заказчик даже взыскал с банка-гаранта более 200 млн рублей за невыполненные в срок обязательства, но после этого подрядчик потребовал от УВЗ выплаты 340 млн рублей, из которых 243 млн рублей — неосновательное обогащение, а остальное — понесенные убытки и процент за пользование чужими денежными средствами.
Требования удовлетворили только частично, обязав «Уралвагонзавод» заплатить около 63 млн рублей. В апелляции дело было пересмотрено, размер взысканий сократили до 40 млн рублей.
Отметим, три смены подрядчиков, судебные тяжбы и заверения, что механосборочный цех для производства спецтехники «строят в соответствии с графиком», не помогли УВЗ ввести объект в эксплуатацию ни в 2020 году, как это было прописано в контракте на 453 млн рублей, ни 30 апреля 2021 года, ни в августе, как это было предусмотрено в двух последних допсоглашениях. По данным портала «Госзакупки», контракт на завершение строительства цеха 120 БИС по-прежнему находится на исполнении.
Оплот Владимира Путина. Что происходит с Уралвагонзаводом
Уралвагонзавод в Нижнем Тагиле, ставший собирательным образом путинского электората и промышленной мощи страны, переживает не лучшие дни. Массовых увольнений нет и производство не останавливается, но аналитики прогнозируют падение спроса на продукцию, а рабочие уже столкнулись с серьезным сокращением заработка. Корреспондент Радио Свобода посетил Нижний Тагил, чтобы на месте выяснить, что сейчас происходит на самом патриотичном предприятии страны.
Уралвагонзавод (УВЗ) – одно из крупнейших предприятий города Нижний Тагил в Свердловской области. На заводе работают более 30 тысяч жителей города из 349 тысяч. Это единственный производитель танков и один из крупнейших производителей вагонов в России. 100 процентов акций завода принадлежат Росимуществу и находятся под управлением госкорпорации «Ростех».
В 2012 году уральский завод привлек к себе внимание всей России благодаря начальнику цеха Игорю Холманских, который на фоне протестных выступлений в столице на прямой линии с президентом пообещал Владимиру Путину приехать «с мужиками» в Москву и помочь «отстоять стабильность». С тех пор УВЗ в глазах общественности стал символом поддержки Владимира Путина.
В 2020 году Уралвагонзавод оказался в судах из-за многомиллионных долгов. 14 октября интернет-издание РБК сообщило, что в 2021 году Уралвагонзавод ожидают серьезные проблемы со сбытом, поскольку предприятие не получило новых заказов на свои вагоны. «Представителям УВЗ приходится просить о покупке хотя бы нескольких вагонов», – пишет РБК. В пресс-службе завода эту публикацию расценили как «попытку вмешаться в коммерческую деятельность УВЗ и оказать давление на ход ведущихся переговоров». Предприятие пригрозило изданию судом.
Оптимизация производства
«Сейчас понятие новости совсем обесценилось. Каждый что хочет, то и пишет, не перепроверяя информацию. Что директор сказал? Заказы на танки и вагоны на 2021 год есть и продолжают формироваться», – пишет пользователь Владимир Иванов в группе «Я работаю на УВЗ» во «ВКонтакте». Рабочие активно обсуждали сообщение РБК, и мнения разделились. Одни склонялись больше верить администрации завода, другие – журналистам.
– Я не знаю, мы пока работаем, у нас план до конца 2020 года есть, причем напряженный, много надо сделать, – рассказал корреспонденту РС сварщик Николай. – Мы даже не успеваем! Как работать начали (после локдауна. – РС), получаем нормальную зарплату, как и раньше.
– Все не так уж плохо, я же работаю, – подтверждает машинист железнодорожного крана Андрей Голобоков, он же – председатель независимого профсоюза «ППО УВЗ – Солидарность».
Тем не менее, проблем на заводе люди не отрицают. Предприятие в силу специфики производства работает семь дней в неделю, большинство рабочих графиков – скользящие, поскольку домны нельзя останавливать. Но в начале осени, говорят люди, на УВЗ вышел приказ о переходе на четырехдневную рабочую неделю.
– Ситуация не очень хорошая, потому что не так давно завод пытался уйти на сокращенную неделю, – говорит еще один профсоюзный деятель Павел Сергиеня. Сам Павел на заводе не работает, но как соучредитель независимого профсоюза «Солидарность» много общается с рабочими, в том числе и с УВЗ. – Решение о переходе на сокращенную неделю принимал, видимо, непосредственно завод. Но, поскольку он включен в корпорацию «Ростех», последнее слово за ними. И, по моим сведениям, «Ростех» запретил сокращать рабочее время в приказном порядке, чтобы избежать «социального пожара.»
По словам собеседников РС, сокращений на заводе сейчас нет, но у администрации есть и другие способы сэкономить на рабочих.
– В связи с пандемией много людей сидит по домам за две третьих оклада, – говорит Андрей Голобоков. – После окончания «президентских выходных» руководство завода оформляет людям простой «по независящим причинам». Все – в рамках закона. Официально это с отсутствием новых заказов никак не связывается. Просто это такая оптимизация производства. Ну, допустим, нет у человека работы на сегодня. Такое бывает, особенно у повременщиков. Сегодня, допустим, есть работа, на следующей неделе – нет.
В связи с вынужденными простоями рабочим платят две трети от оклада. Разумеется, это сильно сказывается на зарплате, ведь люди лишаются «ночных» выплат и премии, а это существенная часть начислений.
Сколько конкретно человек простаивают в связи с недозагруженностью мощностей, Голобоков не знает, но предполагает, что речь может идти о сотнях рабочих.
Средняя зарплата рабочего на УВЗ – 25–30 тысяч рублей, из них оклад – примерно 10 000. Даже те сотрудники, кто обеспечен работой, живут от зарплаты до зарплаты. В заводской группе во «ВКонтакте» перед каждой выплатой идут бурные обсуждения, какой банк переведет деньги быстрее.
«Ту жизнь, что дал тебе создатель, давно забрал работодатель!» – пишут в сообществе.
– Люди недовольны, с такой-то зарплатой – кто будет доволен? – рассуждает сварщик Николай. – Зарплата сварщика должна быть не меньше 50 000 рублей. Но сделать все равно ничего нельзя. Последнее громкое выступление рабочих было пять лет назад. А сейчас никто не выступает – просто выгонят, да и все! Людям работа нужна, кредиты, ипотеки платить…
– Зарплата 25–30 тысяч – это немного, у нас же все цены растут, но никогда не подрастает зарплата, – объясняет Андрей Голобоков. – Зарплата индексируется на такие копейки, что это невозможно принимать всерьез. Последний раз проиндексировали, если не ошибаюсь, в апреле, процентов на пять, при том, что на сколько она вырастает, настолько она и может упасть, потому что параллельно уменьшается премия. Немного изменяется структура начислений, и в итоге получаем то же самое, если не меньше.
Снижает заработок и разветвленная система штрафов на заводе. Оштрафовать могут за отсутствие респиратора или каски либо за неправильную обувь:
– Обувь нам выдают специальную, но она неудобная, некоторые надевают свою. Это уже штраф! – говорит сварщик Николай. – Бывает, у нас вентиляция не работает, дышать невозможно в респираторе, приходится без него работать. И за это лишают процента от премии.
Николай состоит в официальном заводском профсоюзе, который является ячейкой Всероссийского профсоюза работников оборонной промышленности, и платит взносы – 1 процент от зарплаты, но не видит в этом никакого прока.
– От этого профсоюза один раз в год можно выписать матпомощь – 1500 рублей. Больше мы ничего не видали, – говорит он. О существовании на УВЗ ячейки независимого профсоюза «Солидарность» Николай даже не знал.
– Люди боятся начальства, хотя эта боязнь ничем не подкреплена, – говорит лидер «Солидарности» на УВЗ машинист крана Андрей Голобоков. – Но они боятся и ничего не делают. Если бы захотели, вместе мы бы многого добились. Наш профсоюз считается оппозицией. Ячейка небольшая – человек 80. Судимся регулярно, в основном отменяем приказы о наказаниях, связанных с лишением премии. Если человек в профсоюзе – он уже и есть профсоюз, это не просто слова.
Репутация завода как оплота Путина на самом деле преувеличена, говорят сегодня рабочие.
– Когда Холманских выступал, это была его инициатива, я не думаю, что она и тогда отражала настроение всего коллектива, – говорит Андрей Голобоков.
– Эта вся история была раздута исключительно средствами массовой информации, никто тут никуда не собирался ехать, – подтверждает Павел Сергиеня. – Для простого рабочего социальная политика – это лишняя бутылка молока для его детей. Они думают, как им кредиты заплатить, а все остальное – это уже выдумки прессы. И сейчас эти рабочие тоже прежде всего думают об этой бутылке молока – будущее завода, как обычно, туманно. Я, честно говоря, несколько недоумеваю, почему именно сейчас такой интерес возник, у предприятия это коматозное состояние – оно уже лет десять. Уралвагонзавод уже давно находится на «искусственном вскармливании», ничего не зарабатывает, существует на дотации государства. Холманских и компания тогда просто воспользовались ситуацией, а большинство рабочих и не знали, что происходит в Москве. По телевизору это смотрели как кино какое-то.
Проблема не в вагонах
«Ведется планомерная контрактная работа. Действуют контракты, исполнение которых предполагает производство и поставку продукции подвижного состава в 2021 году. В частности, исполняется контракт с Федеральной грузовой компанией на производство и поставку полувагонов, срок действия этого контракта включает и 2021 год», – сообщили корреспонденту РС в пресс-службе УВЗ.
– Я думаю, что пресс-служба УВЗ говорит правду, – считает финансовый аналитик Константин Селянин. – У них есть какие-то длящиеся контракты, которые они исполняют. Но все мы понимаем, что основной бизнес Уралвагонзавода – это оборонный заказ, который засекречен. Поэтому если у предприятия есть финансовые проблемы, то точно не по причине отсутствия заказов на вагоны.
Тем не менее, спрос на продукцию Уралвагозавода действительно падает. «За 9 месяцев текущего года производство грузовых вагонов в Российской Федерации сократилось на 28,4 процента по отношению к аналогичному периоду прошлого года», – сообщает Минпромторг в ответ на запрос Радио Свобода.
– В середине 2019 года Институт проблем естественных монополий выполнил оценку рисков для вагоностроительных заводов от прогнозируемого снижения спроса на грузовые вагоны. Максимальные риски были именно у УВЗ, – говорит Владимир Савчук, заместитель генерального директора ИПЕМ. – Линейка выпускаемых предприятием вагонов сконцентрирована в наиболее рискованных сегментах рынка: полувагонах и нефтебензиновых цистернах. У предприятий с диверсифицированным портфелем сертификатов на выпуск различных вагонов ситуация иная. Соответственно, для восстановления объемов производства целесообразно переходить на выпуск подвижного состава, востребованного на сжимающемся рынке.
Снижение объема заказов на вагоны на ближайшие несколько лет, по мнению аналитиков, предопределено двумя факторами. Во-первых, новые вагоны требуются, когда выбывает старый подвижной состав. У полувагонов УВЗ срок эксплуатации – 22 года. Государство несколько лет назад административными мерами запретило перевозчикам превышать эти сроки, но обновление парка полувагонов уже произошло. «В 2019 году был достигнут исторический пик российского производства грузовых вагонов, объем производства составил 79,6 тыс. ед.», – сообщает Минпромторг. Во-вторых, не растет объем грузоперевозок.
– Такого увеличения нет и не предвидится, – говорит Константин Селянин.
Аналитик не исключает, что в ближайшем будущем УВЗ и его конкуренты теоретически могут столкнуться не только с проблемой заключения новых контрактов, но и со снижением поставок по уже действующим – в связи с общей неблагоприятной экономической ситуацией.
– Как правило, эти контракты – рамочные, – объясняет Селянин. – Заказчики могут скорректировать эти цифры как в сторону увеличения поставок, так и в сторону снижения. На стагнирующую российскую экономику наложился экономический спад из-за эпидемии коронавируса в подавляющем большинстве отраслей, в том числе и тех, которые завязаны на грузоперевозки. Тем, кто пользуются услугами грузоперевозчиков, сегодня просто нечего возить. Снижение грузопотока – это факт, который фиксирует в том числе и Росстат, и есть ожидание, что он будет снижаться и в следующем году. Значит, и новые вагоны заказчикам понадобятся не скоро.
Однако он не считает, что это приведет к немедленным сокращениям на УВЗ – у государства есть масса рычагов, чтобы принудить формально рыночное предприятие к нерыночному поведению.
– Иначе будет большая социальная напряженность. Надо понимать, что такое Нижний Тагил: просто выйдут здоровенные мужики, которым нечем кормить семьи. Кому это нужно? – говорит Селянин. – Когда с точки зрения рынка надо рабочего уволить, а государство не позволяет это сделать, тогда предприятия с госучастием или сидящие на госзаказе, как УВЗ, начинают выкручиваться и, выполняя формально вот эти указания государства, фактически стремятся добиться рыночной цели – оптимизации затрат.