Чем обусловлено разнообразие культурных растений
ГДЗ биология 6 класс Пономарева, Корнилова, Кучменко Вентана-Граф Задание: 28 Разнообразие и происхождение культурных растений.
№ 1. В чем состоит главное приспособление голосеменных к неблагоприятным условиям жизни в процессе эволюции?
У голосеменных растений хорошо развита корневая система, имеются листья в виде иголок (меньше площадь поверхности листка, что способствует уменьшению испаряемой влаги), наличие кутикулы и меньшего количества устьиц на иглах.
№ 2. Какие условия способствовали возникновению и более широкому распространению покрытосеменных растений?
Наличие воды, ветра, а также произрастание там, где есть много животных и насекомых, которые бы могли переносить плоды с семенами для дальнейшего распространения.
Стр. 154. Вопросы в конце параграфа
№ 1. Чем обусловлено разнообразие культурных растений?
Разнообразие культурных растений обусловлено их селекцией. Благодаря их способности к улучшению сорта, возможности выведения из уже имеющихся растений новых видов путем скрещивания и искусственного отбора.
№ 2. Представителями каких отделов царства растений являются культурные растения?
К отделу покрытосеменные или цветковые относятся культурные растения.
№ 3. Назовите известные вам сорта яблони, огурца и томата.
Сорта яблони: антоновка, спартан, белый налив, Симиренко.
Сорта огурца: амур, зозуля, вояж.
Сорта томата: бычье сердце, дамские пальчики, апельсинки.
№ 4. Приходилось ли вам встречаться с сорными растениями? Назовите некоторые из них.
Да. Мне встречались такие сорные растения: вьюнок полевой, мята, белена, борщевик, ежовник, мокрица.
№ 5. Используя информационные ресурсы, подготовьте сообщение об истории окультуривания дикорастущих растений человеком.
История окультуривания дикорастущих растений человеком началась еще в каменном веке. Тогда в процессе собирательства съедобных плодов и корней человек и открыл для себя способ выращивать нужные для его питания растения. Так и началась новая эпоха, которая стала толчком к развитию земледелия.
Сначала это были простые растения, семена которых люди собирали, чтобы выращивать на новых участках. Чуть позже было выяснено, что некоторые растения более питательны, обладают совсем другими свойствами, например, у них крупнее плоды или они слаще. Это привело к тому, что высаживать люди начали уже определенные растения, отбирая семена заранее.
Со временем активно развивалась и наука. Люди стали отбирать определенные семена растений, сортировать и скрещивать между собой, чтобы получить богатый и питательный урожай.
Презентация по биологии на тему: «Многообразие и происхождение культурных растений» (6 класс).
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Описание презентации по отдельным слайдам:
Многообразие и происхождение культурных растений. Учитель биологии и географии МБОУ СОШ №2 ст. Медведовской О.Н. Бондарь
Давайте подумаем Почему семенные растения возникли только в наземно – воздушной среде? Чем отличаются современные папоротники от вымерших? Почему в тропических районах больше древесных цветковых растений, а в холодных зонах больше травянистых? Каким образом животные способствовали увеличению многообразия покрытосеменных растений?
Растения Человек сам высаживает, ухаживает за всходами, собирает урожай, использует в пищу. Растут независимо от человека.
Растения Выращивает специально человек. Никто не сажает, они растут сами по себе. Их можно встретить в лесу, на лугу, на водоеме. Культурные Дикорастущие
Сорные растения растут вместе с культурными, неприхотливы к условиям внешней среды, легко приспосабливаются к изменяющимся условиям внешней среды, образуют много семян, способны размножаться вегетативно.
ИСКУССТВЕННЫЙ ОТБОР БЕССОЗНАТЕЛЬНЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ когда человек не ставит цель создать новую породу, сорт, а лишь отбирает для размножения лучшие особи животных или растений целеустремленное выведение новой породы или нового сорта
Селекция «Селекция» – отбор. Селекция – наука о создании новых и улучшении существующих пород домашних животных и сортов культурных растений, а также штаммов микроорганизмов. Селекция – процесс изменения животных, культурных растений, микроорганизмов (род практической деятельности людей).
Селекция «представляет собой эволюцию, направляемую волей человека» Н.И.Вавилов
Центры происхождения культурных растений
Окультуренные растения, принадлежащие к центрам
Южноазиатский центр отсюда происходят: рис сахарный тростник чай огурец баклажан лимон апельсин банан манго
Юго-Западноазиатский центр отсюда происходят: рожь ячмень овес мягкая пшеница дыня горох черешня
Абиссинский центр. отсюда происходят: кофе арбуз сорго клещевина твердая пшеница
Средиземноморский центр. отсюда происходят: редька свекла морковь лук виноград капуста лен оливки
Центральноамериканский центр отсюда происходят: тыква фасоль перец табак подсолнечник
Южноамериканский центр отсюда происходят: какао кукуруза томат ананас арахис картофель хлопчатник хинное дерево
Выводы: Культурные растения произошли от дикорастущих видов; Сортовое богатство культурных растений обусловлено потребностями людей и тем биологическим разнообразием в природе, из которого человек отбирал для себя полезные виды растений; Многообразие культурных растений значительно увеличилось благодаря селекции; Человек способствует расселению культурных растений; Расселение культурных растений сопровождается и расселением сорняков.
Повторим Чем обусловлено разнообразие культурных растений? Назовите центры происхождения культурных растений. Почему человек вынужден вести борьбу с сорняками?
Домашнее задание Параграф 47 читать, На контурной карте указать центры происхождения культурных растений, подписать их названия (7) и примеры культур (не менее 2). Подготовить сообщения о культурных растениях (картофель, кукуруза, томат, какао, фасоль, пшеница, рожь, капуста, виноград, банан) по плану: центр происхождения, история распространения, использование человеком.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс профессиональной переподготовки
Методическая работа в онлайн-образовании
Курс повышения квалификации
Современные педтехнологии в деятельности учителя
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: 282320
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
ВПР для школьников в 2022 году пройдут весной
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Утверждено стратегическое направление цифровой трансформации образования
Время чтения: 2 минуты
Школьники из Москвы выступят на Международной олимпиаде мегаполисов
Время чтения: 3 минуты
Госдума приняла закон об использовании онлайн-ресурсов в школах
Время чтения: 2 минуты
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
чем обусловлено разнообразие культурных растений.
Мы наблюдаем огромное колличество культурных растений благодаря селекции и генной инжинерии.
Селекция — наука о создании новых и улучшении существующих пород животных, сортов растений, штаммов микроорганизмов. Селекцией называют также отрасль сельского хозяйства, занимающуюся выведением новых сортов и гибридов сельскохозяйственных культур и пород животных.
масса испарившейся воды, если после кипячения 200 г раствора нитрата калия массовая доля соли увеличилась с 20% 25%
а)60 в)5 г с)100г д)120г е)40г
объемная доля ацетилена в 44,8 л смеси газов,выделившихся при обработке 104 г смеси карбидов кальция и алюминия избытком воды а)60% б)40% с)50% д)75 %е)25%
Бактерії широко застосовуються в харчовій промисловості для виробництва сирів і кисломолочної продукції, квашення капусти (при цьому утворюються органічні кислоти). Бактерії використовуються для вилуговування руд (насамперед, мідних і уранових), для очищення стічних вод від органічних останків, при обробці шовку і шкір, для боротьби з сільськогосподарськими шкідниками, для виробництва медичних препаратів (наприклад, інтерферону). Деякі бактерії поселяються в травному тракті травоїдних ссавців, забезпечуючи перетравлення клітковини.
Бактерії приносять не тільки користь, але і шкоду. Вони розмножуються у харчових продуктах, викликаючи тим самим їх псування. Щоб призупинити розмноження, продукти пастеризують (витримують півгодини при температурі 61-63 °C), зберігають на холоді, висушують (в’ялення або копчення), солять або маринують.
Бактерії викликають важкі захворювання у людини (туберкульоз, сибірську виразку, ангіну, харчові отруєння, гонорею та ін), тварин і рослин (наприклад, бактеріальний опік яблунь). Сприятливі зовнішні умови збільшують швидкість розмноження бактерій і можуть викликати епідемії. Хвороботворні бактерії проникають в організм повітряно-крапельним шляхом, через рани і слизову оболонку, травний тракт. Симптоми хвороб, що викликаються бактеріями, зазвичай пояснюються дією отрути, що виробляються цими мікроорганізмами або утворюються при їх руйнуванні. Природний захист організму людини та вищих тварин заснована на фагоцитоз бактерій білими кров’яними тільцями та імунної системи, що виробляє антитіла, які зв’язують і виводять з кровотоку чужорідні білки і вуглеводи. Крім того, проти бактерій існують природні і синтетичні лікарські засоби (наприклад, пеніцилін, руйнує клітинну оболонку бактерії, або стрептоміцин, инактивирующий рибосоми бактерій).
Задание 1. Ответьте на вопросы
1. Что называют центрами происхождения культурных растений?
Родина диких предков данного растения.
2. Назовите растения, которые используются в пищу и входят в состав вашего меню. Из каких центров происходят эти растения?
Пшеница – Переднеазиатский центр, кофе – Африканский, картофель, томат – Южноамериканский, виноград – Среднеазиатский, бананы – Индонезийский-Индокитайский, грецкий орех – Среднеазиатский.
3. Опишите характерные черты внешнего строения и особенности распространения известных вам сорных растений садов, огородов, полей.
Для сорняков характерна высокая семенная продуктивность, различные способы распространения, высокая сохранность семян в почве.
Задание 2. Приведите примеры представителей семейств, демонстрирующих родство дикорастущих и культурных растений
1. Сем. Мятликовые.
Дикорастущее растение – рогоз
Культурное растение – рожь
Использование человеком – в пищу, корм скоту
2. Сем. Сложноцветные
Дикорастущее растение – одуванчик
Культурное растение – подсолнух
Использование человеком – семена в пищу
3. Сем. Крестоцветные
Дикорастущее растение – пастушья сумка
Культурное растение – капуста
Использование человеком – в пищу
Задание 3. Напишите короткий рассказ об истории окультуривания дикорастущих растений человеком
Окультуривание растений началось в каменном веке, когда человек наряду с собирательством съедобных плодов, ягод начал выращивать нужные ему растения. Отбирая лучшие по потребительским качествам растения (крупные плоды, хороший вкус и т.п.), он вёл бессознательный искусственный отбор. С течением времени непрерывный отбор привёл к созданию культурных растений.
Многообразие и происхождение культурных растений
Происхождение культурных растений. Многие виды растений человек использует для получения пищевых продуктов и лекарств, для кормления животных, производства тканей, бумаги, строительных и химических материалов, для украшения жилья. Жизнь человека без растений невозможна. Множество растений, используемых человеком, живет в природе в диком состоянии. Вот почему их называют дикорастущими. Другие виды растений человек специально выращивает, выводит их сорта, т. е. культивирует. Такие растения называются культурными (от лат. культус — «обработанный», «возделанный»).
Первобытные люди использовали в пищу плоды, семена, сочные стебли, листья, сладкие корни дикорастущих растений. С течением времени наши предки научились отбирать в природе и выращивать наиболее ценные пищевые растения, ухаживать за ними, поливать, пропалывать от сорняков, а затем и удобрять почву. Для посадки они отбирали самые крупные зерна, самые вкусные корни и плоды. Отбор, который производили люди, называют искусственным отбором. Так было положено начало растениеводству.
Из поколения в поколение изменялись качества возделываемых растений, они стали резко отличаться от дикорастущих. Этому способствовал искусственный отбор, который осуществлял человек.
Культурные растения характеризуются большим количеством семян (у зерновых), крупным размером плодов, сочностью и сравнительно с дикорастущими более нежным вкусом съедобных частей. Вначале люди только отбирали самые хорошие растения и улучшали их созданием плодородных условий. Затем начали специально совершенствовать качества выращиваемых растений, используя прививки, искусственное опыление, а среди культивируемых растений отбирать лучшие. Так создавались новые формы растений, не существовавшие в природе раньше, – сорта. Позже стали целенаправленно создавать новые сорта для заданной цели. Этот процесс выведения новых сортов называется селекцией (от лат. селекцио — «отбор»).
Селекционеры создали огромное количество различных сортов почти у всех культурных растений. При этом высокопроизводительные сорта оказываются более требовательны к условиям жизни, чем их дикорастущие предки. Им необходим специальный режим возделывания: строго определенная вспашка почвы и глубина заделки семян, полноценный набор удобрений и своевременный полив, частая прополка, уничтожение вредителей и предупреждение болезней. Только тогда культурные растения дают богатый урожай.
Процесс окультуривания растений продолжается и в наше время. Совсем недавно облепиха была диким растением. Сейчас она часто встречается в садах большинства районов России, создано много новых сортов. Недавно в культуру введен козлятник восточный как ценная кормовая трава, лекарственное растение женьшень выращивают на плантациях в Корее и у нас на Дальнем Востоке.
Центры происхождения культурных растений. Многие культурные растения возделывают во всех странах, на разных континентах. Однако каждое из этих растений имеет свою историческую родину — центр происхождения. Именно там находились их дикорастущие предки. Некоторые предшественники культурных растений давно вымерли, но немало их встречается и поныне в дикой природе.
Центры происхождения растений были открыты выдающимся русским ученым Николаем Ивановичем Вавиловым. Он побывал в многочисленных экспедициях по нашей стране и за рубежом — в Иране, Афганистане, Средиземноморье, Эфиопии, Центральной Азии, Японии, Северной, Центральной и Южной Америке. Во время экспедиций он изучил около 1600 видов культурных растений. Из поездок были привезены тысячи образцов семян.
Большинство центров совпадает с древними очагами земледелия, чаще всего это не равнинные, а горные районы.
При переселении людей происходило распространение культурных растений на новые земли. Иногда новые растения привозили из военных походов. Много культурных растений в Европу пришло после открытия Америки. И в наши дни продолжается расселение культурных растений в новые места обитания, среди них лекарственные, декоративные, эфирно-масличные, технические и многие другие.
Сорные растения. Одновременно с выращиванием культурных растений на обрабатываемых территориях формируется группа сорных растений.
Сорняки — особая группа растений. Их количество также огромно. Многие из них похожи на культурные растения своим внешним видом, ритмом жизни, но не дают полезной для человека продукции. С расселением культурных растений из одних районов в другие идет и расселение сопровождающих их сорных растений. Некоторые сорняки люди стали использовать как лекарственные растения (сушеница топяная, ромашка пахучая, мята, белена, василек синий). Рожь, овес и рыжик, бывшие сорняки, позже стали ценными культурными растениями.
Сорные растения: 1 — сушеница; 2 — белена; 3 — мята; 4 — василек синий
Расселение сорняков происходит и в настоящее время. Около 30-40 лет назад на территории европейской части России впервые появилось американское сорное растение галинсога из семейства сложноцветных. Сейчас это повсеместный сорняк огородов и садов. Чуть раньше из Канады к нам попало полевое сорное растение мелколепестник канадский, теперь очень широко распространенное. Таких примеров можно привести много.
Культурные растения — существенная часть царства растений. Они произошли от дикорастущих видов. Сортовое богатство культурных растений обусловлено потребностями людей и тем биологическим разнообразием в природе, из которого человек отбирал для себя полезные виды растений, чтобы возделывать их. Многообразие культурных растений значительно увеличилось благодаря селекции. Человек способствовал расселению культурных растений в разные регионы планеты (часто очень далекие от их центров происхождения). Расселение культурных растений сопровождается расселением сорных растений (сорняков).