Что сейчас с ракетой маска

Поднимет все. Как SpaceX Илона Маска создает самую мощную ракету в истории

В августе американская компания SpaceX в местности Бока-Чика (Техас) завершила установку 29 двигателей Raptor на прототип ракетного ускорителя Super Heavy, который позднее в том же месяце на короткое время был интегрирован с прототипом космического корабля Starship. Многоразовая двухступенчатая транспортная система, ранее известная как Big Falcon Rocket (BFR), создается для выведения массивной полезной нагрузки на околоземную орбиту, а также полетов в дальний космос, прежде всего на Луну и Марс. О разрабатываемой компанией бизнесмена и инженера Илона Маска связке из сверхтяжелой ракеты и космического корабля, также получившей название Starship, рассказывает «Лента.ру».

Что сейчас с ракетой маска. Смотреть фото Что сейчас с ракетой маска. Смотреть картинку Что сейчас с ракетой маска. Картинка про Что сейчас с ракетой маска. Фото Что сейчас с ракетой маска

Что сейчас с ракетой маска. Смотреть фото Что сейчас с ракетой маска. Смотреть картинку Что сейчас с ракетой маска. Картинка про Что сейчас с ракетой маска. Фото Что сейчас с ракетой маска

О необходимости создания многоразовой транспортной системы, предназначенной для колонизации Марса, Маск начал говорить достаточно давно — почти 20 лет назад. Однако приступили к конкретной реализации заявленных планов в SpaceX только около пяти лет назад, когда компании, во-первых, удалось совершить успешную посадку первой ступени среднего (тогда еще) носителя Falcon 9 и, во-вторых, начать разработку нового ракетного двигателя Raptor.

За последние годы концепция многоразовой транспортной системы претерпела несколько изменений, в частности, по заявляемой грузоподъемности, числу используемых двигателей и конструкционных материалов ракеты. Если SpaceX доведет задуманное до конца, связка из Super Heavy и Starship станет самой крупной, мощной и грузоподъемной ракетной системой, когда-либо созданной человечеством, обойдя такие сверхтяжелые носители, как Saturn V, «Энергия» и Falcon Heavy. В частности, в многоразовом режиме Starship, как ожидается, будет способна выводить на низкую околоземную орбиту до 150 тонн полезной нагрузки, а в одноразовом — до 250. Несмотря на трудности, с которыми сталкиваются инженеры SpaceX, работающие над многоразовой транспортной системой, данная задача, стоящая перед ними, уже сегодня выглядит решаемой.

Что сейчас с ракетой маска. Смотреть фото Что сейчас с ракетой маска. Смотреть картинку Что сейчас с ракетой маска. Картинка про Что сейчас с ракетой маска. Фото Что сейчас с ракетой маска

Что сейчас с ракетой маска. Смотреть фото Что сейчас с ракетой маска. Смотреть картинку Что сейчас с ракетой маска. Картинка про Что сейчас с ракетой маска. Фото Что сейчас с ракетой маска

Что сейчас с ракетой маска. Смотреть фото Что сейчас с ракетой маска. Смотреть картинку Что сейчас с ракетой маска. Картинка про Что сейчас с ракетой маска. Фото Что сейчас с ракетой маска

Новый курс

В настоящее время Starship отличает использование нескольких технических решений, которые определят наиболее прогрессивные ракетостроительные тенденции ближайших десятилетий.

Во-первых, двигатели Raptor, используемые на ускорителе Super Heavy и собственно космическом корабле Starship, работают на жидких метане и кислороде. В отличие от топливных пар керосин-кислород и водород-кислород, использование метана и кислорода в многоразовом силовом агрегате почти не дает нагара, что облегчает его сохранность и послепусковое обслуживание. В SpaceX заявляют, что Raptor отличает самая большая тяговооруженность (отношение развиваемой двигателем тяги к его весу) среди силовых агрегатов любых типов, когда-либо произведенных в мире.

Во-вторых, многоразовая транспортная система, вероятно, получила чрезвычайно эффективную систему управления, позволяющую Starship не только маневрировать в воздухе, но и использовать сразу около трех десятков двигателей Raptor. В данном обстоятельстве признается сам Маск, согласно которому именно отсутствие адекватной системы управления стало причиной провала советской сверхтяжелой ракеты Н-1 с 30 двигателями НК-15 на первой ступени.

Что сейчас с ракетой маска. Смотреть фото Что сейчас с ракетой маска. Смотреть картинку Что сейчас с ракетой маска. Картинка про Что сейчас с ракетой маска. Фото Что сейчас с ракетой маска

Маневрирование прототипа космического корабля Starship

В-третьих, для вертикальной посадки Super Heavy, как и первая ступень тяжелой ракеты Falcon 9, получила специальные механизмы, прежде всего — посадочные опоры и решетчатые стабилизаторы. Пока не понятно, будут ли решетчатые стабилизаторы у Super Heavy складываться так же, как и у первой ступени Falcon 9. В развернутом положении решетчатые стабилизаторы увеличивают аэродинамическое сопротивление при пуске ракеты, поэтому можно допустить, что в перспективе они у Super Heavy все же будут складываться.

И в-четвертых, создание Starship, как и Falcon 9, отличает итеративный подход, в рамках которого используемые при конструировании ракеты инженерные решения непосредственно проверяются проведением физического испытания прототипа проектируемого изделия. Такой способ разработки предполагает наличие множества экспериментальных неудач, позволяющих за относительно небольшой промежуток времени получить максимум ценной информации, которая в разумные сроки не добывается посредством моделирования на суперкомпьютере.

Именно использование итеративного подхода выгодно отличает SpaceX от ее ближайших и менее успешных американских конкурентов — компаний Blue Origin, United Launch Alliance (ULA) и Northrop Grumman и сближает ее с немецкими, советскими и американскими ракетостроителями 1940-1960-х годов, у которых разработка принципиально новых изделий всегда сопровождалась последовательностью неудачных испытаний.

Что сейчас с ракетой маска. Смотреть фото Что сейчас с ракетой маска. Смотреть картинку Что сейчас с ракетой маска. Картинка про Что сейчас с ракетой маска. Фото Что сейчас с ракетой маска

Что сейчас с ракетой маска. Смотреть фото Что сейчас с ракетой маска. Смотреть картинку Что сейчас с ракетой маска. Картинка про Что сейчас с ракетой маска. Фото Что сейчас с ракетой маска

Что сейчас с ракетой маска. Смотреть фото Что сейчас с ракетой маска. Смотреть картинку Что сейчас с ракетой маска. Картинка про Что сейчас с ракетой маска. Фото Что сейчас с ракетой маска

Установка на пусковой стол прототипа ракетного ускорителя Super Heavy

Новое семейство

В перспективе Starship обещает получить несколько модификаций. Одна из них, Starship Human Landing System (HLS), представляет собой лунный посадочный модуль, финансирование которого поддержало НАСА. Стоимость соответствующего контракта, включающего разработку и производство Starship HLS, а также по одному полету на Луну без экипажа и с ним, составляет 2,9 миллиарда долларов. Согласно Маску, первые лунные посадочные модули будут одноразовыми и останутся на поверхности естественного спутника Земли в качестве посещаемых астронавтами баз.

Другая модификация Starship, над проектом которой работают в SpaceX, создается в интересах Военно-воздушных сил (ВВС) США. В рамках программы Rocket Cargo американские военные планируют использовать многоразовую транспортную систему для скоростной доставки грузов по всей Земле. За один пуск планируется доставлять 80 тонн военной техники и оборудования, что сопоставимо с возможностями стратегического военно-транспортного самолета C-17 Globemaster III. По проекту Rocket Cargo партнером SpaceX выступает компания Exploration Architecture Corporation (XArc), специализирующая на строительстве объектов ракетно-космической инфраструктуры. Специально для Rocket Cargo планируется построить два морских космодрома, которые в честь естественных спутников Марса уже получили названия Phobos и Deimos.

Идея использования Starship для межконтинентальных перелетов на Земле рассматривается в SpaceX и в контексте доставки людей — по словам президента и операционного директора компании Гвинн Шотвелл, стоимость билета на такой рейс будет дороже эконом-, но дешевле бизнес-класса для трансатлантических авиаперелетов (несколько тысяч долларов). За один пуск многоразовая транспортная система в пределах планеты сможет перенести около ста пассажиров.

Что сейчас с ракетой маска. Смотреть фото Что сейчас с ракетой маска. Смотреть картинку Что сейчас с ракетой маска. Картинка про Что сейчас с ракетой маска. Фото Что сейчас с ракетой маска

Испытания прототипа космического корабля Starship

Новая статистика

Первый орбитальный полет связка из ускорителя и космического корабля Starship может совершить уже в текущем году, для чего SpaceX потребуется разрешение Федерального управления гражданской авиации США. Неудачное испытание станет очередным полезным уроком для американской компании и еще одним поводом для насмешек и обвинений недоброжелателей. Если же полет пройдет успешно, то в дальнейшем SpaceX при помощи Starship попробует запустить спутники глобальной системы Starlink.

Пока в космос отправлено менее двух тысяч таких аппаратов, тогда как всего планируется запустить минимум 12 тысяч. Можно не сомневаться, что использование возможностей Starship позволит SpaceX не только завершить развертывание Starlink в сжатые сроки, но и наработать статистику успешных стартов многоразовой транспортной системы.

Источник

Илон Маск сообщил о риске банкротства SpaceX из-за «производственного кризиса»

Космической компании Илона Маска SpaceX угрожает банкротство из-за проблем с разработкой двигателя Raptor для ракеты Starship. Об этом сам миллиардер сообщил в письме к сотрудникам, с которым ознакомились CNBC, Space Explored и The Verge.

«Производственный кризис Raptor оказался намного хуже, чем казалось несколько недель назад. Нам грозит реальный риск банкротства, если мы не сможем в следующем году добиться частоты полетов Starship хотя бы раз в две недели», — предупредил бизнесмен.

Маск отправил письмо на следующий день после американского Дня благодарения (25 ноября), отметив, что изначально планировал отдохнуть в праздники, но вместо этого будет лично работать на линии производства двигателя до вечера пятницы и в выходные. «Нам нужны все силы, чтобы оправиться от того, что, откровенно говоря, является катастрофой», — заявил он.

Ранее, в ноябре, SpaceX, по данным CNBC, покинул вице-президент по двигательным установкам Уилл Хелтсли. Незадолго до этого он был отстранен от проекта Raptor из-за низких темпов разработки двигателя, сообщили телеканалу осведомленные источники. Из компании также ушел вице-президент по полетам и запускам Ли Розен. С тех пор руководство SpaceX изучало проблемы компании и пришло к выводу, что ситуация «гораздо тяжелее», чем предполагалось ранее, написал Маск в письме к сотрудникам.

Трудности с производством двигателей Raptor могут ударить и по проекту спутникового интернета Starlink, предупредил миллиардер. По его словам, первая версия спутников Starlink, которые уже запустили на орбиту, оказалась «финансово слабой». Вторая версия сильнее, но для ее реализации нужны регулярные запуски Starship. Сейчас SpaceX наращивает производство спутников Starlink до «нескольких миллионов штук в год», но устройства будут «бесполезны», если компании не удастся наладить выпуск ракетного двигателя, написал Маск.

Источник

Маск допустил банкротство SpaceX из-за проблем с разработкой двигателей

Что сейчас с ракетой маска. Смотреть фото Что сейчас с ракетой маска. Смотреть картинку Что сейчас с ракетой маска. Картинка про Что сейчас с ракетой маска. Фото Что сейчас с ракетой маска

Американской компании SpaceX грозит банкротство, если разработчикам не удастся ускорить производство двигателей Raptor для ракеты-носителя Starship. Об этом в письме сотрудникам сообщил глава компании Илон Маск, передает CNBC.

Как отмечает телеканал, миллиардер описал «ужасную ситуацию» в корпоративном электронном письме на следующий день после Дня Благодарения (25 ноября в 2021 году). В своем обращении Маск написал, что планировал взять отпуск на День благодарения, однако, обнаружив проблемы с производством двигателей, заявил, что лично будет работать на производственной линии до вечера пятницы, 3 декабря, или вовсе до конца следующих выходных. «Нам нужны все руки, чтобы оправиться от того, что, откровенно говоря, стало катастрофой», — написал он.

По словам Маска, кризис в производстве Raptor «намного хуже, чем казалось несколько недель назад». «Мы столкнемся с реальным риском банкротства, если в следующем году мы не сможем достичь частоты полетов Starship хотя бы раз в две недели», — добавил бизнесмен.

Что сейчас с ракетой маска. Смотреть фото Что сейчас с ракетой маска. Смотреть картинку Что сейчас с ракетой маска. Картинка про Что сейчас с ракетой маска. Фото Что сейчас с ракетой маска

Как отмечает CNBC, письмо Маска более подробно раскрывает ситуацию с уходом вице-президента SpaceX по двигательным установкам Уилла Хелтсли, произошедшей ранее в этом месяце. По данным телеканала, он был отстранен от разработки Raptor перед тем, как уйти из компании. Процесс разработки и производства Raptor возглавил Джейкоб Маккензи. Маск в своем письме отметил, что руководство SpaceX с момента ухода Хелтсли «копается в проблемах программы и обнаружило, что обстоятельства намного более серьезны», чем Маск ранее предполагал.

SpaceX на момент публикации не ответила на запрос CNBC. Хелтсли отказался от комментариев.

Raptor — двигатель закрытого цикла с полной газификацией компонентов топлива, работающий на жидких метане и кислороде. Его планируется применять на космическом корабле Starship и ускорителе Super Heavy. Закрытый цикл использовался на главных двигателях американских «Шаттлов» и в нескольких советских и российских ракетных двигателях, например, РД-170, РД-180 и РД-191. Маск в прошлом году говорил, что ему «следует отдать должное» советским наработкам по двигателям времен 1980-х. По его словам, они послужили поводом, для того чтобы разработчики ракетных двигателей Raptor решили использовать вместо водорода смесь жидких метана и кислорода.

Starship — пилотируемый космический корабль многоразового запуска, разрабатываемый компанией SpaceX c 2012 года. Одноименная ракета-носитель, включающая первую ступень Super Heavy, рассчитана на вывод корабля с более 100 т нагрузки на низкую околоземную орбиту для дальнейшего полета на Марс. Предполагается, что каждая ракета-носитель для вывода корабля на орбиту должна быть оснащена 39 двигателями. Прототипы корабля уже несколько раз совершали тестовые полеты с возвращением на Землю, однако пока они проходили в пределах земной атмосферы.

Источник

Starship разнесло на куски, но Илон Маск доволен. Почему новую ракету SpaceX называют «воротами на Марс»?

Прототип ракеты, взорвавшийся на космодроме в Бока-Чика, лишь ненадолго притормозит работы SpaceX над сверхтяжёлой ракетой. У Илона Маска и его космической компании есть все шансы не только реализовать полёт на Марс, но и заработать кучу денег.

Коллаж © LIFE. Фото © Shutterstock, © Britta Pedersen-Pool / Getty Images

Прототип космического корабля Илона Маска для полётов на Марс взорвался во время испытаний. Starship — самый амбициозный и самый дорогой проект компании. В эту сверхтяжёлую ракету вложено огромное количество сил, времени и денег, а цели, для которых ракета создаётся c 2012 года, по-прежнему не раскрываются в полной мере. Официальная причина взрыва Starship — низкое давление в топливных баках и слишком большая скорость. Новая авария Starship — четвёртая по счёту за время испытаний, но Илон Маск и команда SpaceX, похоже, совершенно не переживают по поводу разбитой ракеты.

В своём twitter-аккаунте Илон Маск написал, что компания получила все необходимые данные и будет активно работать над ошибками.

Правда, мнения фанатов космоса после аварии всё же разделились. Одни считают, что из-за аварии начало полётов на Марс будет отложено, другие уверены, что к Марсу эта ракета не имеет никакого отношения. Попытаемся разобраться, кто прав.

Прототип космического корабля Маска для полётов на Марс взорвался во время испытаний — видео

Заработать кучу денег

Для того чтобы понимать, почему вдруг SpaceX начала торопиться с испытаниями Starship, нужно изучить нынешнее состояние американской и мировой космонавтики заодно. На середину декабря 2020 года SpaceX — один из ключевых аэрокосмических подрядчиков не только NASA, но и Пентагона. Компания практически стоит в одном ряду с такими гигантами ВПК, как Lockheed Martin и Boeing. На запусках ракет Falcon 9 и кораблей Dragon Илон Маск зарабатывает сотни миллионов долларов в год.

Обнуление успехов. Ракета «Ангара» полетит в космос, но за рубежом спроса на неё не будет

Есть у SpaceX и самостоятельные программы, например спутниковый интернет Starlink. Выведение на орбиту нескольких тысяч спутников считают одним из самых перспективных телекоммуникационных проектов столетия, и есть все основания считать, что изначально именно под него силами компании Илона Маска и создавалась ракета Starship (BFR, Big Falcon Rocket).

Что сейчас с ракетой маска. Смотреть фото Что сейчас с ракетой маска. Смотреть картинку Что сейчас с ракетой маска. Картинка про Что сейчас с ракетой маска. Фото Что сейчас с ракетой маска

Несмотря на аварию, план Илона Маска прост — создать сверхтяжёлую ракету-носитель, способную выводить за один раз до 130–150 тонн полезной нагрузки на низкую опорную околоземную орбиту. Сейчас спутники Starlink выводятся на орбиту ракетой Falcon9 по 60 единиц за один раз. Масса полезной нагрузки для «Сокола» не может превышать 22,8 тонны, а применение Starship для развёртывания спутниковой группировки увеличит этот показатель в пять раз.

Единственный подрядчик для всех

Однако Starlink лишь для изумлённой публики может быть центральным проектом, ради которого создают уникальные технологии. Главных целей у Маска на следующие несколько лет может быть две.

Что сейчас с ракетой маска. Смотреть фото Что сейчас с ракетой маска. Смотреть картинку Что сейчас с ракетой маска. Картинка про Что сейчас с ракетой маска. Фото Что сейчас с ракетой маска

Первая — стать основным подрядчиком для лунной миссии NASA «Артемида» в 2024 году. Не исключено, что срок полёта на Луну и строительство базы на единственном спутнике Земли перенесут ещё на пару лет вправо, поэтому у SpaceX будет достаточно времени, чтобы подготовиться. Быстрая скорость вывода и 150 тонн полезной нагрузки — серьёзный аргумент для того, чтобы сделать выбор в пользу Илона Маска. Фактически этот выбор уже сделан. Научный консультант компании BioSpace Science Роберт Шарп пояснил, что Маск постепенно замыкает на себя ключевые контракты по космическим услугам.

В Пентагоне его знают достаточно хорошо. Илону Маску доверяют сверхсекретные технологии — не только спутники, но и беспилотник X-38B, который находится в космосе по несколько лет. Он постепенно вытесняет с рынка крупнейший пусковой альянс Америки — ULA, созданный Boeing и Lockheed

Научный консультант компании BioSpace Science

Говоря о последних, стоит добавить, что дела у ULA плохи уже давно — при стоимости пуска в три раза выше, чем у SpaceX, консорциум Boeing/Lockheed заявил всего три пуска на 2020 год. И всё — в интересах Минобороны США. Запускать разведывательные спутники ULA планирует на единственной в своей продуктовой линейке тяжелой ракете Delta IV, полезная нагрузка которой при огромной стоимости лишь немного выше, чем у Falcon 9. Поэтому окончательный выбор SpaceX в качестве единственного и универсального подрядчика Америки для освоения космоса — лишь вопрос времени.

Конкуренты или партнёры?

Что сейчас с ракетой маска. Смотреть фото Что сейчас с ракетой маска. Смотреть картинку Что сейчас с ракетой маска. Картинка про Что сейчас с ракетой маска. Фото Что сейчас с ракетой маска

Не исключено, что на Луну Starship отправится вместе с другим частным кораблём — лунным модулем от Blue Origin, который создавали в компании самого богатого человека на Земле — Джеффа Безоса. С этой же компанией SpaceX, вероятно, и поделит рынок пусковых услуг на планете Земля в ближайшие несколько лет — пока Илон Маск активно зарабатывает на военных, Blue Origin дорабатывает ракету New Glenn. Она может стать основным конкурентом Falcon 9 на рынке пусковых услуг. Каждый старт такой ракеты оценивается примерно в 50–60 млн долларов, а масса полезной нагрузки, доставляемой на те же орбиты, что и с помощью Falcon 9, увеличена с 28 тонн до 45.

SpaceX может обнулить достижения «Роскосмоса». NASA планирует полностью отказаться от российских ракет

Как и «Сокол» Илона Маска, New Glenn будет способна садиться обратно на космодром, что увеличит возможность использования носителей этого типа и снизит стоимость для потенциальных клиентов.

Марс — это для фанатов. Луна — для денег

В июле астрофизики и специалисты по астродинамике из Университета Джонса Хопкинса выяснили, что «стрелять» ракетами напрямую в сторону Марса не так выгодно, как лететь на Красную планету через Венеру. Гравитационный манёвр через Венеру делает окно пусков более удобным — раз в 19 месяцев, а не раз в 26, как сейчас (когда Марс и Земля находятся на минимальном расстоянии). Поэтому, когда человечество будет готово лететь на Марс, понадобится надёжная многоразовая ракета, с помощью которой можно будет выводить серию космических аппаратов с огромной массой. И такая ракета в США скоро появится.

«Периметр» в строю. Путину доложили о завершении работ над «русским Скайнетом»

Кстати, специалисты по космическим программам сравнивают Starship не с чем-нибудь, а с ракетой «Энергия» — советским супертяжёлым носителем, с помощью которой единственный раз в истории в космос летал корабль «Буран». Бывший инженер систем автоматизации и управления полётом НПО «Молния» Андрей Молотилов пояснил, что для частной компании у SpaceX удивительно много достижений за короткое время.

Раньше такое было возможно только при крупных структурах. Когда над проектом работают десятки тысяч людей. Здесь и ресурсов меньше, и результаты примерно такие же. Starship, если заявленные данные верны, выводит на орбиту гораздо больше полезной нагрузки, чем «Энергия» с Байконура. С учётом того что «Энергия» создавалась под практически военные программы, а Илон Маск от войны далёк, его достижения — это признак профессионализма и хороших технологических решений

Бывший инженер систем автоматизации и управления полётом НПО «Молния»

Когда Starship полетит в свой первый полёт — пока неясно. Также остаются неясными его перспективы по пассажирским перевозкам, которые SpaceX анонсировали годом ранее. Одно ясно точно: военные, NASA, да и сам Илон Маск абсолютно довольны результатами полёта, даже несмотря на то, что ракету при посадке разнесло в клочья.

Источник

Улетели в историю: как SpaceX Илона Маска смогла обогнать «Роскосмос» так сильно и так быстро?

Что сейчас с ракетой маска. Смотреть фото Что сейчас с ракетой маска. Смотреть картинку Что сейчас с ракетой маска. Картинка про Что сейчас с ракетой маска. Фото Что сейчас с ракетой маска

30 мая в 22.22 по Москве Crew Dragon с двумя астронавтами на борту отправился в свой первый пилотируемый полет Этим он прервал девятилетнюю паузу в американской пилотируемой космической программе — период, когда единственный путь на орбиту для американских астронавтов лежал через Байконур. Сейчас Crew Dragon находится на пути к МКС. Разбираемся, что это значит для мировой космонавтики и России.

Чем Crew Dragon лучше «Союза»? И лучше ли?

Многие все еще не готовы принять наблюдаемую реальность и поэтому говорят: «Запуская Crew Dragon, США с трудом повторяют то же самое, что Россия и Китай делали все эти годы, отправляя на орбиту людей. Они просто запускают капсулу на станцию, а потом сажают её назад на парашюте. Что тут такого сенсационного?»

Но эта точка зрения предельно далека от истины. Чтобы понять «что тут такого», сперва следует вспомнить, что такое космический корабль Crew Dragon на самом деле — и почему это действительно революция в сравнении с «Союзам».

Crew Dragon возвращается на Землю весь целиком, объем его герметичного жилого пространства — 9,3 м³, причем весь этот объем доступен экипажу. Поэтому туда можно посадить семь членов экипажа. И на них все равно будет приходиться 1,33 кубометра на человека — больше, чем на «Союзе». Пассажировместимость этого корабля так велика, что NASA в одиночку просто не сможет ее полностью использовать: агентство планирует отправлять лишь по четыре человека, поскольку МКС имеет ограниченный объем и поддерживать на ней слишком большой экипаж сложно, да и расходы на станцию тогда бы возросли. Тем не менее, в космосе редко бывают «излишки». Почти наверняка «лишнее» пространство со временем займут представители других стран, желающие попасть на орбиту, или космические туристы. Избыток места полезен еще в одном отношении: на борту этого корабля есть туалет, в то время как на борту «Союзов» (а равно и более ранних шаттлов ), отправление естественных надобностей было несколько более экзотичным.

Кроме того, у нового американского корабля полезная нагрузка, доставляемая на станцию, помимо астронавтов может составлять несколько центнеров. Пока она чисто теоретическая, поскольку потребности станции удовлетворяют отдельные грузовые «Драконы», но в будущем ситуация может измениться.

«Союзы» на станцию везут людей — можно добавить сотню килограмм груза, но не более. Поскольку два из трех отсеков российского корабля, создававшегося еще при Королеве, не возвращаются на Землю, груз размещать особо негде: с МКС больше 100 килограмм «Союз» не вернет. А это бывает необходимым: образцы космических экспериментов, требующие ремонта скафандры и другое имущество периодически надо возвращать на планету. Crew Dragon спокойно может возвращать с собой многие центнеры нагрузки.

Характеристики Crew Dragon очень близки к считающейся перспективной российской «Федерации», которую недавно переименовали в «Орла». Его полезный жилой объем такой же — 9,3 м³, экипаж ограничен четырьмя космонавтами, и тоже есть возможность возвращения центнеров груза с орбиты. Но при формальной близости их параметров важен один нюанс: «Орел» не совершит даже первый, беспилотный испытательный полет ранее 2023 года, а первый пилотируемый — ранее 2025 года. Crew Dragon, пилотируемый корабль SpaceX, в 2019 году уже летал на орбиту в беспилотном варианте, а весной 2020 года попал туда и с экипажем на борту. Иными словами, пока SpaceX обгоняет «Роскосмос» в создании нового космического корабля как минимум на четыре года. В реальности эта цифра может даже возрасти.

Почему SpaceX так сильно опередила «Роскосмос»?

Достижение компании Илона Маска особенно впечатляет, если вспомнить, что она основана в 2002 году, — как раз тогда «Рокосмос» отказался продать американцу две своих ракеты, потребовав слишком высокую цену. На обратном пути в самолете Маск прикинул, за сколько можно сделать ракету самому, — в теории. После этого он заявил спутникам, что вполне реально снизить цены на космические полеты в десять раз. Иными словами, Маск имел нулевой опыт конструирования ракет и космических кораблей, с нуля основал компанию, где до сих пор остается главным инженером, и несмотря на это смог построить перспективный пилотируемый космический корабль быстрее, чем «Роскосмос» — хотя последний начал разрабатывать «Федерацию» даже чуть раньше, чем SpaceX свой Crew Dragon. Может быть, дело в том, что SpaceX получила больше денег? Но внимательный анализ расходов компании не показывает и этого. Первую версию ракеты Falcon 9 и грузового космического корабля Dragon (нынешний Crew Dragon — его очень глубокая модернизация) американская компания создала всего за 0,4 миллиарда долларов. Для сравнения, на одну только ракету «Ангара» Россия потратила более 4 миллиардов долларов или в десять раз больше. Все траты SpaceX по НИОКР за всю ее историю примерно равным тратам по НИОКР на одну «Ангару».

Несмотря на это, «Ангара» пока так и не начала регулярные полеты, а вот Falcon 9 делает это уже десяток лет — да и грузовые «Драконы» летают на МКС уже восемь лет подряд.

Нельзя сказать, что дело тут в какой-то особой расточительности «Роскосмоса». Если сравнить расходы российского космического гиганта с NASA, то выяснится, что они довольно скромны. Например, американское космическое агентство потратило на разработку своей ракеты SLS и корабля Orion уже десятки миллиардов долларов — много больше, чем ушло на «Ангару» — однако ни SLS, ни Orion до полной летной готовности еще не дошли.

Похоже, Маск добился серьезного отрыва от конкурентов не за счет их слабостей, а за счет своей силы. И речь не идет о какой-то особой гениальности — идее посадки ракеты на хвост десятки лет, и в тех же США уже летали демонстраторы таких технологий. Да и проект Crew Dragon не имеет радикальных преимуществ перед проектом «Орла». Дело в другом: у SpaceX и ее руководителя несопоставимо выше мотивация.

Главная проблема российского космоса не в нехватке конструкторов, а в том, что он не имеет определенных взглядов, зачем ему вообще нужен космос. Ведь если задуматься, то для полетов на МКС новые космические корабли проектировать вовсе не надо. Да, «Союз» тесный, да, там всего три члена экипажа. Но на орбитальной станции и так меньше человек, чем она может поддерживать — так зачем же строить корабль больше, чем требуется? Сходная история и с ракетой: «Ангара» по возможностям выведения не сильно отличается от «Протона», который до недавних пор вполне надежно летал. Так зачем же дублировать его новой конструкцией?

От этого финансирование и «Ангары», и «Орла», и даже Orion и SLS никогда не было ровным и уверенным. А у тех, кто занимался программой, никогда не было четкого понимания, когда же они должны ее завершить и чего заказчик на самом деле хочет.

У Маска все намного проще: его мотивация к созданию новых конструкций радикально выше. Его цель — это не доставка людей на МКС или вывод спутников на орбиту, как у российской космонавтики. И даже не повторное втыкание флага в лунную поверхность, как у Дональда Трампа. Он хочет не реализации пиар-проекта — он хочет высадки на Марс. Это принципиально другая задача, огромной сложности, на пути к которой нужно решить массу попутных задач. Чтобы научиться строить ракеты и корабли, SpaceX бралась за коммерческие контакты NASA, и именно в их рамках были созданы и Crew Dragon, и Falcon 9.

Но хотя они и кажутся нам сегодня большим достижением — который «Роскосмос» с «Орлом» лишь надеется повторить через несколько лет — для самого Илона Маска это только нижние ступени лестницы, которую он твердо намерен достроить в 2020-х годах. Ее верхние ступени — Марс.

Что будет теперь с «Роскосмосом» и до каких пор будут летать «Союзы»?

Из практики совместных полетов США и России на МКС до сворачивания программы шаттлов известно, что наличие одного средства доставки туда людей не означает свертывания полетов другого. До 2011 года на один пилотируемый рейс шаттлов к орбитальной станции старались давать один рейс «Союзов». Те превосходили шаттлы в плане экономики (один полет шаттла без учета стоимости НИОКР стоил 0,5 миллиарда долларов), но, несмотря на это, от последних никто не отказывался. Это был вклад США в совместную программу эксплуатации МКС. На шаттлах туда доставляли космонавтов вместе с американцами, а на «Союзах» — астронавтов вместе с российскими коллегами.

Точно также все будет и после начала полетов Crew Dragon: снова введут смешанные экипажи, где будут вместе летать граждане России и западных стран. Кажется, что пока «Союзу» ничего не угрожает.

Но в перспективе ситуация будет куда сложнее. С 2024 года у США нет четких планов на участие в проекте МКС. Именно в этом году они нацелены на высадку на Луне, и если у них все выйдет, то чисто финансово не потянут и полеты туда, и участие в орбитальной станции. Тем более, что у NASA есть план создания окололунной орбитальной станции. Полеты туда вычерпают бюджеты Агентства, не оставив ему много средств на МКС.

Поэтому уже сейчас в США ходят разговоры о будущем выходе американского государства из этого проекта. Между тем, одна Россия поддерживать МКС вряд ли сможет: целый ряд модулей там западный, и их эксплуатация и ремонт силами «Роскосмоса» малореальны. В теории, станцию может спасти перевод на коммерческий статус — привезти туда космических туристов.

И вот тут у «Союза» начнутся объективные сложности. Он сможет доставлять не более трех человек, часть из которых должна быть космонавтами-профессионалами — чтобы реагировать на возможные нештатные ситуации. Crew Dragon может вести 7 человек, и даже если двое будут астронавтами той же SpaceX, то еще пятеро могут быть туристами. Нетрудно понять, что «Союз» начнет выглядеть непривлекательно.

Разумеется, российский «Орел», если он будет готов к тому времени, поправит ситуацию. Но есть и проблема: не вполне ясно, закончат ли его разработку. Дело в том, что к 2023 году, когда он должен достигнуть летной готовности, вполне могут начаться пилотируемые полеты Starship. Вторая его ступень совмещена с кораблем, чей герметичный объем более 850 кубометров, то есть раз в девяносто больше, чем у Crew Dragon. Пассажировместимость там намечена до 100 человек, хотя в большинстве полетов, конечно, она будет меньше. При этом стоимость полетов — за счет многоразовости — планируется равной стоимости полета нынешней ракеты с кораблем типа Crew Dragon.

На этом фоне достройка «Орла» будет выглядеть, как спуск на воду военного парусного судна в эпоху пароходов. Ресурсы «Роскосмоса» ограничены, и если он решит догонять технологический уровень Starship, «Орел» вполне могут бросить на полдороги.

Еще хуже ситуация сложится, если наша страна избежит разработки аналога Starship. По гермообъему его вторая ступень равна всей МКС. Таким образом, появление подобного левиафана в космосе в основном закроет эпоху стандартных орбитальных станций: никто не будет задорого поддерживать их в рабочем состоянии, когда каждый летящий на орбиту Starship сам будет такой станцией. Только еще и способной долететь до Луны.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *