Что сейчас с космодромом восточный
Бесполезная роскошь космодрома Восточный — что там происходит сейчас?
Российская космическая отрасль известна своими грандиозными проектами, которые составляют серьезную конкуренцию иностранным компаниям. Активное развитие космонавтики невозможно без собственного космодрома, способного отправить не только неживые объекты на орбиту, но и человека. Многострадальный проект космодром «Восточный» получил зеленый свет, но, только начав активно возводится и впитывая ежегодно миллиарды налоговых средств, регулярно попадает в различные скандалы.
История космодрома
Байконур был первым и крупнейшим в мире космодромом, возведенным усилиями ученых Советского Союза на территории Казахстана. После распада большой страны в 1990 году объект автоматически отошел в ведомство независимой Республики Казахстан, в результате чего России пришлось его арендовать. Но в 2050 году контракт между странами перестанет действовать, поэтому правительство РФ задумалось о целесообразности возведения нового космодрома. Конечно, найти достойное место оказалось достаточно сложно.
Необходимо, чтобы стартовая площадка находилась в определенном положении относительно экватора, что позволит использовать энергию вращения планеты при запуске носителя. В 2010 году был выпущен приказ о начале строительства космодрома посреди тайги Дальнего Востока. Казалось бы, место не совсем подходящее, поскольку расположено оно в 5,5 тыс. км от точки производства запчастей различных ракет. Но, к сожалению, ученые не смогли найти более подходящей по различным техническим параметрам территории.
В итоге еще в 2012 году начал активно разрабатываться новый проект, тогда как первый запуск был запланирован на 2015 год. Однако ввиду различных обстоятельств своевременно закончить космодром не удалось, поэтому все графики пришлось сдвинуть.
Недострой и хищения
Серьезные проблемы возникли в преддверии первого запуска, когда объект оказался не готовым к работе. После тщательных проверок вскрылись массовые хищения госсредств со стороны директора строительной фирмы ЗАО «Тихоокеанская мостостроительная компания. По предоставленным данным, он покупал загородные дома и яхты на деньги, отведенные для возведения космодрома. В итоге злоумышленник был осужден на 3 года лишения свободы.
Однако за годы его бурной деятельности сильно пострадала сама конструкция объекта, для постройки которой использовались некачественные материалы. В итоге некоторые детали приходилось полностью переделывать. Такое неэкономное расходование средств сделало космодром «Восточный» одним из самых дорогих современных российских проектов.
Согласно отчету главы «Роскосмоса», восстановление объектов проходит так медленно из-за проблем с проектной документацией.
Но откладывать работу строительные бригады не намерены, ведь объекты продолжают разрушаться. В настоящий момент готовность некоторых их них не превышает 10%. В основном речь идет о квартирных комплексах, предназначенных для работников космодрома, а также о котельных и инфраструктуре.
Как космодром выглядит сейчас и что там происходит
В 2020 году работы на космодроме «Восточный» проходят в двух направлениях: восстанавливаются разрушенные объекты и возводится стартовый стол для ракеты «Ангара». Кроме того, идет активная подготовка к строительству пускового комплекса, который предназначен для сверхтяжелой ракеты-носителя «Енисей».
Ее планируют закончить в 2023 году, после чего начнется возведение монтажно-испытательного комплекса и склада блоков для ракеты.
По предварительным оценкам космодром «Восточный» будет готов к 2027 году, а первый запуск осуществиться в 2028. Но как показывает практика, строительные работы не всегда идут по плану, поэтому озвученные даты могут неоднократно поменяться.
Космодром «Восточный» должен стать главным полигоном для запуска объектов в космос на территории России. Однако недобросовестное отношение строительной компании, многочисленные нарушения закона и технических требований, привело к срыву сроков. Работы на космодроме продолжаются, но в эксплуатацию объект планируют ввести не раньше 2028 года.
Космодром «Восточный» и ракета «Ангара». Что пошло не так с российской космонавтикой?
На днях стало известно, что единственный в 2020 году пуск с российского космодрома «Восточный» был отложен. Его все еще планируют осуществить до конца декабря. В прошлом году Дмитрий Рогозин заверял, что всего будет выполнено пять пусков. В российских СМИ это предсказание громко пиарили. На провале плана внимание стараются не акцентировать. Но ситуация с «Восточным» ярко демонстрирует тот застой, в котором оказалась российская космонавтика.
Космодром «Восточный»
Идея построить космодром на Дальнем Востоке была продиктована желанием снизить зависимость от «Байконура», расположенного на территории Казахстана.
Планировалось, что «Восточный» станет основным хабом для запуска российских космических ракет, вдохнет новую жизнь в окрестные регионы, насытит предложением рынок труда и в целом поспособствует развитию экономики на Дальнем Востоке. К тому же для запуска сверхтяжелых ракет «Ангара» нужна инфраструктура, которой «Байконур» не располагает.
В 2007-м был подписан указ о строительстве, через три года заложили памятный знак, в 2012-м начали строительство стартового комплекса. С завершения строительства первой площадки в 2016 году с космодрома осуществили пять пусков ракет «Союз-2.1а» и «Союз-2.1б», последний из них — летом 2019-го.
Теперь на «Восточном» идет строительство второй очереди, которое планируют завершить в 2025 году. Однако первый запуск «Ангары» обещают провести на пару лет раньше. Стартовый стол уже будет готов, с него хотят обеспечивать не менее десяти пусков сверхтяжа каждый год.
Плановый рост плановых пусков
На 2021 год с космодрома «Восточный» запланировано шесть-семь пусков. Как видим, количество планируемых пусков с каждым годом растет. Правда, число реально выполненных практически не меняется — в среднем один пуск в год. Но все это время на обслуживание комплекса, содержание персонала и боевого расчета тратятся миллиарды рублей. Тем не менее глава «Роскосмоса» Дмитрий Рогозин планирует и дальше наращивать число планируемых пусков.
Правда, делает он это из расчета запусков компании OneWeb. Первый полностью коммерческий пуск с «Восточного» за счет этой компании должен был произойти еще в апреле 2020 года, потом собирались сделать еще несколько. Компания должна была обеспечить новенькому космодрому приличную загруженность.
Однако 27 марта 2020 года OneWeb подала в суд Южного округа штата Нью-Йорк ходатайство о банкротстве и уволила бо́льшую часть своих сотрудников. Ей не удалось привлечь дополнительное финансирование на запуски сотен своих спутников, с помощью которых компания планировала обеспечить планету глобальным спутниковым интернетом — то, что сейчас более успешно делает со своей Starlink Илон Маск.
С «Восточного» должны полететь 36 космических аппаратов. Их уже доставили из США на самолете Ан-124-100 «Руслан», готовят к запуску.
«Ангара»
Указу первого российского президента «О разработке космического ракетного комплекса (КРК) „Ангара“» в этом году исполнилось 25 лет. Предполагалось, что за это время ракеты данного комплекса закроют все потребности в космических перевозчиках, будут доставлять в ближний и дальний космос все грузы и экипажи. Одна из ракет-носителей заменила бы «Протон-М», летающий на токсичном топливе, другая — украинский «Зенит».
«Ангара» должна стать и главным поставщиком пусков для «Восточного». Однако за четверть века этого пока не случилось.
В первые годы это было связано с общим тяжелым состоянием российской экономики и отсутствием финансирования.
В нулевых стало полегче. Появился даже график, согласно которому летные испытания «Ангары» должны были пройти в 2010—2011 годах, а с 2013-го начались бы коммерческие запуски. Но испытания случились только в 2014-м, а после возникли причины, по которым использование «Ангары» не представлялось возможным. В их числе были и неготовность космодрома «Восточный», и переезд производства ГКНПЦ имени М. В. Хруничева из Москвы в Омск. Производственный цикл был нарушен, прошли сокращения сотрудников, началась модернизация производства в Омске.
И теперь, по словам Дмитрия Рогозина, первую произведенную в Омске ракету-носитель «Ангара-А5» не стоит ждать раньше 2023 года, пилотируемую «Ангара-А5П» — где-то в 2024-м.
Примечательно, что после испытательных полетов в 2014-м тяжелая «Ангара-А5» в небо не поднималась. Уже 14 декабря этого года может состояться второй ее испытательный полет с космодрома «Плесецк». Предыдущие обещанные сроки в 2018 и 2019 годах были сорваны, так как изготовленную ракету отказывалось принимать Минобороны РФ: слишком уж много «косяков» в ней было. А потому неудивительно, что из 18 запланированных когда-то пусков «Ангары» различного класса грузоподъемности реализованы пока только два. И те шесть лет назад.
К тому же сейчас зашел разговор о том, чтобы сделать также многоразовую модификацию «Ангара-А5М» и приземлять ракету на плавучую платформу в Охотском море. Правда, придется дооснастить ее посадочными опорами, соответствующей системой управления, дополнительной теплозащитой. Удастся ли сделать все это к 2024 году? Покажет время.
Сейчас же можно констатировать, что число запусков российских ракет в последние годы неуклонно сокращается. В этом году их было 14. Американские компании и агентства осуществили 40 запусков, китайские — 37. Год назад у этой тройки было 25, 27 и 34 запуска соответственно, в 2018-м — 20, 34 и 39.
Учитывая, что SpaceX в ближайшие годы может перехватить значительную часть пилотируемых рейсов на МКС, российское присутствие в космосе может сократиться еще сильнее. А неопределенность с продлением срока эксплуатации МКС после 2024 года поднимает вопрос о конкурентоспособности российских ракет на коммерческом рынке, который демпингуют «бэушные» ракеты Илона Маска. Кому после 2024 года нужны будут многострадальные космодром «Восточный» и ракеты «Ангара»?
Космодром «Восточный» глазами его строителя
Основными проблемами при постройке объекта стали постоянная доработка документации и срыв утвержденных сроков ее выдачи, сообщают СМИ.
Новости о хищениях на строительстве космодрома «Восточный» несколько лет не сходят со страниц СМИ — возбуждаются новые дела, выносятся громкие приговоры, высшее руководство страны произносит обличительные речи. Срыв сроков стройки века стал причиной расформирования «Спецстроя России» — огромной организации при Минобороны. Между тем, у непосредственного участника создания нового космодрома — несколько иная точка зрения на события. Он уверен, что главной причиной проблем на «Восточном» стало не тотальное воровство, а ошибки правительства при планировании строительства и в его ходе. В каких условиях строили космодром, с какими сложностями приходилось сталкиваться подрядчикам и как показал себя в этой ситуации глава «Роскосмоса» Дмитрий Рогозин — в интервью бывшего сотрудника «Спецстроя».
Космический масштаб
«На „Спецстрой России“ была возложена большая задача — быть единственным исполнителем по строительству объектов космодрома „Восточный“. Естественно, все стояло на жестком контроле. Были четкие указания президента: в декабре 2015 года с нового космодрома должен был состояться первый пуск ракеты-носителя „Союз-2.1“.
Фактическое начало реализации проекта — это 2011 год, когда между „Роскосмосом“ как заказчиком и подведомственными предприятиями „Спецстроя России“ были заключены госконтракты. „Спецстрой“ тогда возглавлял Григорий Михайлович Нагинский, в июле 2013 года его сменил Александр Иванович Волосов.
Я пришел в „Спецстрой России“ в октябре 2013 года. Стройка космодрома уже велась силами двух подведомственных предприятий — это ФГУПы „Дальспецстрой“ и „Спецстройтехнологии“. Люди были на разрыв — нужно было всему миру показать, что Россия может строить не только военные объекты, но еще и гражданские, космические.
На реализации у „Спецстроя“ в то время находилось около тысячи объектов, но при этом из 45 тысяч человек, которыми располагало предприятие, около 7 тысяч было постоянно задействовано на строительстве космодрома „Восточный“. Только вдумайтесь в эту цифру!
Нетвердые цены
Крупная стройка не бывает без крупных проблем. Ошибки и недочеты допускались с самого начала строительства — на стадии разработки проектной, рабочей и сметной документации.
Единственным исполнителем по проектированию космодрома „Восточный“ был определен проектный институт ОАО „Ипромашпром“. Однако, графики разработки и выдачи документации регулярно срывались. Это докладывалось на каждом совещании, проводимом правительством, „Роскосмосом“ и т. д.
Все госконтракты были заключены в период с 2011 по 2012 год, при этом проектно-сметной документации на выполнение строительно-монтажных работ, прошедшей государственную экспертизу, еще не было. В результате контракты заключались на основе приблизительных расчетов, а потом приходилось заключать дополнительные соглашения, в которых определялась твердая цена.
В 2013 году из 19 контрактов твердая цена была лишь в трех или пяти, и то не по основным комплексам, а по инфраструктурным объектам, таким как автомобильные, железные дороги и станции. В среднем, отставание от графиков выдачи рабочей и сметной документации документации по объектам космодрома составило более 776 дней.
Девять тысяч недочетов
Впрочем, и когда документация уже была готова, мы столкнулись с огромным количеством недочетов и необходимостью вносить изменения. К декабрю 2016 года в рабочую документацию было внесено 5 тыс. 902 изменения, плюс в сметную документацию 3 тыс. 359 изменений, то есть всего — 9 тыс. 261. По подсчетам моих коллег, которые продолжили работать на космодроме после расформирования „Спецстроя“, на конец 2019 года было зафиксировано 9 тыс. 732 изменения. То есть основное количество правок пришлось именно на период до 2016 года.
Я считаю, что именно постоянная доработка проектной, рабочей и сметной документации и срыв утвержденных сроков ее выдачи в работу предприятиям „Спецстроя“ стали основными проблемами при строительстве космодрома. Девять тысяч — это огромное количество изменений! Все они влияли на порядок и сроки расчетов с субподрядными организациями.
Дело в том, что сметные нормативы не отражали реальную стоимость работ. Подрядчики несли сверхнормативные затраты, а заказчик не мог принять выполненные работы, поскольку они не соответствовали рабочей и сметной документации. И до тех пор, пока в нее не вносились изменения, все взаиморасчеты буксовали.
Как итог — проблемы с выплатами зарплат рабочим и забастовки. Люди уезжали с вахты и назад уже не возвращались. Найти замену было сложно, и субподрядчики срывали сроки выполнения работ.
Проблемы были и с закупкой оборудования, поскольку в сметах не был предусмотрен двукратный скачок доллара, а импортное оборудование имело длительный срок изготовления и находилось в серьезной зависимости от курсов валют. А после крымских событий в условиях санкций вызывало серьезные затруднения согласование замены оборудования на аналоги российского производства.
Суровая стройка
Нужно еще сказать, что зона, в которой строился космодром, а это Амурская область, создавала дополнительные сложности. Люди жили в общежитиях и вахтовых городках, состоящих из вагончиков и модульных зданий. В таких условиях строителей можно приравнивать к героям. В октябре там уже заморозки, в ноябре земля промерзает и раньше мая не отходит. Июнь — еще не лето, а июль — уже не лето.
Особенности климатического района строительства учитывались при разработке проекта, но реальность вносила свои корректировки. Так, производство земляных работ предусматривалось на весенне-летний период, а разрешительная документация выдавалась только осенью. Естественно, сроки никто не двигал. Это требовало существенных дополнительных затрат на прогрев грунта и выполнение других мероприятий, а также на дополнительную оплату труда рабочих.
Таким образом, реальные затраты порой в два-три раза превышали сумму контракта, а добиться компенсаций было крайне сложно. Очень много предприятий, которые зашли на стройку, обанкротились. Среди них даже такие гиганты как „Тихоокеанская мостостроительная компания“.
При таких обстоятельствах на космодром были готовы приглашать всех желающих. Для соблюдения графиков выполнения работ предпринимались беспрецедентные меры. Подрядчиков не выбирали, а уговаривали. На стройку даже привлекались студенческие отряды — на Восточном работало от 500 до 1000 студентов. Также для привлечения рабочей силы проводились организованные Минтруда Амурской области ярмарки вакансий.
Не надо забывать, что в период создания космодрома велась параллельная глобальнейшая стройка на олимпийских объектах, подготовка к Универсиаде в Казани, разворачивались работы на стадионах к кубку Конфедераций-2017 и Чемпионату мира в России-2018. Однако, компании, которые, к примеру, освобождались при подготовке к Олимпийским играм в Сочи, на Дальний Восток затащить было тяжело. Привлекать приходилось даже подрядчиков из стран СНГ.
При всех усилиях в установленные сроки мы не укладывались. Работы по возведению стартового комплекса начались в июле 2012 года. К сентябрю 2013-го отставание от графика строительства отдельных объектов было небольшим — около двух месяцев. Потом, с учетом существенных убытков предприятий, а также сложностей при закупке материалов, оборудования и проблем с финансированием отставание достигло до 18 месяцев.
Восточная вертикаль
Надо напомнить, что за время строительства космодрома несколько сменилось руководство „Роскосмоса“. До апреля 2011 года директором был Анатолий Перминов. Сменил его Владимир Поповкин. В октября 2013 года главой стал Олег Остапенко, в марте 2014-го поставили Игоря Комарова, а в мае 2018 года руководить госкорпорацией начал нынешний директор — Дмитрий Рогозин.
Впрочем, Рогозин еще будучи заместителем председателя правительства России очень плотно контролировал создание космодрома. Он возглавлял так называемую „Комиссию по вопросам строительства“, которая была создана указом президента в сентябре 2014 года с учетом многочисленных проблем на стройке. В состав комиссии вошли практически все министерства и ведомства Российской Федерации. Комиссия проводила совещания ежеквартально, а ближе к пуску — практически ежемесячно, с выездом на космодром.
Я могу сказать, что благодаря работе этой комиссии, многие вопросы, действительно, начали решаться быстрее. Рогозин задачи ставил жестко, а всю информацию получал от первоисточников — он плотно общался с руководителем „Спецстроя“ Александром Волосовым и ответственным представителем „Спецстроя“ на космодроме Александром Мордовцом.
Чуть позже — в феврале 2015 года — свой координационный орган появился и в нашем „Спецстрое“. Это был оперативный штаб, в состав которого вошли представители подведомственных предприятий „Спецстроя“ и „Роскосмоса“. Председателем был назначен Мордовец. Такая организация работы позволила наладить взаимодействие всех участников строительства.
Дела под гребенку
Когда в ноябре 2015 года президенту доложили, что пуска ракеты в декабре не будет, были названы именно те проблемные вопросы, которые я вам сейчас озвучил — изменения проекта, санкционные мероприятия, погодные условия и другое. Было принято правильное решение. Президент поручил — выверить четкие даты, исключить штурмовщину, привлечь нужных специалистов, средства, ужесточить контроль и не позднее апреля 2016 года осуществить пуск.
Но при этом глава государства еще поручил разобраться и наказать виновных в срыве программы по космодрому. Из СМИ всем известно, что многие руководители „Спецстроя“ были уличены в хищениях. Но я считаю, что многие просто попали, что называется, „под общую гребенку“.
Была поставлена задача — оперативно обеспечить необходимое количество людей на объекте. Процентов пятьдесят заказов размещались срочно под единственного поставщика, со ссылкой „в целях обороны“. Положение о закупках позволяло так поступать. Но даже проведение процедур под единственного поставщика занимало до двух месяцев, а упущенные сроки строительства требовали незамедлительного выполнения работ. Так что на самом деле многие организации приступали к выполнению строительно-монтажных работ до заключения договора подряда на свои собственные средства.
Авансы зачастую приходилось платить на свой страх и риск, чтобы стройка не прекращалась. А к чему это приводило? Выиграла, к примеру, организация, зашла на объект, получила аванс, отработала год, выполнила 50% и обанкротилась. При этом на ней остался висеть неотработанный аванс, и контракты большие, — на сотни миллионов рублей. А следователи потом заявляют — авансирование было превышением полномочий и человек шел под статью. Большая часть руководителей предприятий и главков „Спецстроя“ сейчас — фигуранты уголовных дел. Все они — военные строители, офицеры с опытом работы, который позволил подготовить инфраструктуру космодрома и обеспечить пуск ракеты.
Системный подход
Я уверен, что проблемы, возникшие при строительстве космодрома „Восточный“ носят системный характер и касаются всех строек Минобороны. Надо больше внимания уделять правильному оформлению техзадания, проектированию, а главное — изменить законодательство, исходя из реалий по созданию спецобъектов.
Проблемы с проектно-сметной документацией привели к срыву сроков строительства и удорожанию стоимости объекта. Вследствие этого в ноябре 2016 года было принято решение об упразднении „Спецстроя России“. „Спецстрой“ был расформирован как федеральный орган исполнительной власти, но не как вся структура. Он влился в ряды Минобороны — все 45 тысяч сотрудников в 18 главках от Калининграда до Камчатки. Соответственно, все наши контракты тоже были переданы в ведение Минобороны.
Решение принято, и обсуждать его я не собираюсь. Но меня до сих пор мучает вопрос, почему при тотальном контроле, координации хода строительства на высшем уровне и регулярных проверках предприятий „Спецстроя“, которые проводили Счетная палата, прокуратура и Росфинмониторинг, в итоге нас вдруг решили упразднить. Ведь в ходе проверок мы отвечали на все вопросы и каких-то глобальных замечаний не было.
Буквально накануне расформирования нас проверяло Контрольное управление аппарата президента — всю производственную и финансово-экономическую деятельность за последние пять лет, с 2011 по 2016 годы. Мы сформировали ответы на все вопросы Контрольного управления. К тому же „Спецстрой России“ собрал полный пакет документов, который трактовал, какие изменения необходимо внести на законодательном уровне, чтобы обеспечить особый порядок при строительстве спецобъектов, базовых военных городков, наземного базирования и т. п.
Сейчас в ведомстве Сергея Шойгу создают публично-правовую компанию военно-строительного комплекса на основе наших предприятий. На пост ее главы прочат замминистра Тимура Иванова. Однако, те системные пробелы в законодательстве, которые касаются строительства спецобъектов и были выявлены на примере космодрома „Восточный“, до сих пор не устранены».
«Роскосмос» опроверг высокую стоимость посещения космодрома Восточный
Стоимость посещения космодрома Восточный для взрослых составляет менее 10 тыс. рублей. Об этом в среду, 8 декабря, сообщили в пресс-службе «Роскосмоса».
Ранее в этот день на встрече президента России Владимира Путина с участниками Конгресса молодых ученых студент МФТИ Иван Утешев заявил, что поездка в тур на Восточный на 3–4 дня стоит около 100 тыс. рублей. Молодой человек при этом подчеркнул, что большая часть суммы уходит на оформление разрешения. Глава государства в ответ выразил недоумение и пообещал разобраться в ситуации.
«Стоимость оформления услуг для посещения космодрома Восточный для взрослых граждан России с учетом услуг туроператора составляет менее 10 тыс. рублей, на ребенка — не более 5 тыс. рублей», — пояснили в пресс-службе госкорпорации.
В «Роскосмосе» также объяснили, что стоимость посещения космодрома группой в 100 человек с учетом полноценной турпрограммы составляет 674 110 рублей, то есть 6741 рубль на одного человека.
В сентябре генеральный директор «Роскосмоса» Дмитрий Рогозин заявил, что американский предприниматель, глава компаний Tesla и SpaceX Илон Маск может быть приглашен на космодром Восточный по завершении строительства второй очереди.