Что сейчас проходят по литературе в 8 классе

Какие произведения проходят в 8 классе по литературе

Что сейчас проходят по литературе в 8 классе. Смотреть фото Что сейчас проходят по литературе в 8 классе. Смотреть картинку Что сейчас проходят по литературе в 8 классе. Картинка про Что сейчас проходят по литературе в 8 классе. Фото Что сейчас проходят по литературе в 8 классе

В 8 классе на уроках литературы происходит активное взаимодействие с другими предметами эстетического цикла: музыкой, ИЗО, МХК. А также учащиеся привлекаются к творчеству, развивают свои способности в изложении материала и владении словом. Причем изучаются различные виды стихотворного творчества, рифм и ритмов. Происходит знакомство с национальным стихотворным творчеством Японии, Англии. Что читают дети в 8 классе?

Задача литературы — нравственное становление человека, его стремление к самосовершенствованию. Задача учителя и родителей — приобщение подростка к систематическому грамотному чтению и пониманию художественного произведения, его целей, тематики и проблематики, а это может быть только при постоянном и умело направленном знакомстве с мировой художественной литературой

УМК по литературе В. Я. Коровиной, В. П. Журавлева, В. П. Полухина, В.И. Коровина, И.С. Збарского предлагают реализацию следующей концепции: построить изучение литературы в школе в системе — от мифов к устному народному творчеству, от него к древнерусской литературе, от древнерусской литературы к литературе XVIII, XIX, XX веков.

Какие произведения изучают в 8 классе?

Повторение ранее изученного, как обычно, начинается с произведений устного народного творчества. В 8 классе на уроках литературы в российских школах знакомятся с историческими и лирическими народными песнями, преданиями и легендами. Более подробно изучается житийная литература.

В 8 классе продолжается и расширяется знакомство с писателями и поэтами середины XX века: М.И. Зощенко, А. Платоновым, А. Твардовским.

Довольно широко представлена зарубежная литература:

Также на уроках литература учащиеся знакомятся со своеобразными произведениями японских поэтов — хокку и танка, и лимериками, английскими шуточными стихотворениями.

Об авторе: Бакай Татьяна Анатольевна, учитель русского языка и литературы.

Источник

Что сейчас проходят по литературе в 8 классе

Раздел I . Пояснительная записка.

Настоящая программа по литературе для V III класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией Г.И.Беленького и Ю.И.Лыссого. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.

Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий шесть разделов: пояснительную записку; содержание тем учебного курса; учебно-тематический план; требования к уровню подготовки учащихся; норма оценок по предмету; перечень учебно-методического обеспечения.

Общая характеристика учебного предмета

Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

§ воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;

§ развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;

§ освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;

§ овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.

Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.

Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика.

Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.

Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.

Содержание школьного литературного образования концентрично – оно включает два больших концентра (5-9 класс и 10-11 класс). Внутри первого концентра три возрастные группы: 5-6 класс, 7-8 класс и 9 класс.

Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведение, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.

Чтение произведение зарубежной литературы проводится в конце курса литературы за 8 класс.

В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.

Программа 8 класса рассчитана на 2 часа в неделю.

Раздел II . Содержание тем учебного курса.

Введение. ( 1час). Образное отражение жизни в искусстве. Художественный образ. Литература как искусство слова. Другие виды искусства.

Народные песни (2 часа)

Для чтения и изучения:

Песня о Петре I , Ермаке, Пугачеве. Исторические песни как жанр устной народной поэзии. Выражение в них патриотических и освободительных стремлений народа. Художественное своеобразие (роль вымысла, ритмические особенности, повторы).

«Породила меня матушка…», «Не бушуйте, не бушуйте, ветры буйные…» и другие (по выбору). Лирические песни как жанр народной поэзии. Выражение в них «горя и радости сердца». Песенный стих, параллелизм, особенности лексики, повторы.

Для самостоятельного чтения:

К.Г.Паустовский. «Колотый сахар».

Стихи поэтов, ставшие народными песнями («Славное море, священный Байкал», «Среди долины ровныя», «Вечерний звон», «Вот мчится тройка удалая» и другие по выбору учащихся).

Древнерусская литература (4 часа)

Для чтения и бесед:

Житие Сергия Радонежского (фрагменты).

«Житие протопопа Аввакума, им самим написанное» (фрагменты).

Житийный жанр в древнерусской литературе. Сергий Радонежский – подвижник, духовный деятель, патриот, вдохновитель ратных дел Дмитрия Донского.

Протопоп Аввакум, его несгибаемость, непримиримость, убежденность, доходящая до фанатизма. Народность, сила и красочность языка. Житие Аввакума – первое автобиографическое произведение в русской литературе.

Русская литература XIX – начала ХХ века (32 ч. + 4ч. + 3ч.)

А.С.Пушкин. Историческая тема в творчестве А.С.Пушкина.

Для чтения и изучения:

«Капитанская дочка». Историческая основа повести. Особенности композиции.

Гринев, его роль в произведении, формирование его характера и взглядов. Маша Миронова, ее душевная стойкость, нравственная красота. Изменения в ее характере. Отношение автора и рассказчика к Пугачеву и народному восстанию. Утверждение идеалов гуманности, чести и долга.

Историческая правда и художественный вымысел в повести. Точность и лаконизм пушкинской прозы. Мотивы народной поэзии в повести. Роль и характер эпиграфов.

Теория литературы: образ-характер. Художественный вымысел в литературе.

Для самостоятельного чтения:

А.С.Пушкин. «Повести Белкина», стихотворения; М.И.Цветаева. «Мой Пушкин» (фрагменты).

М.Ю.Лермонтов. Певец Родины и свободы.

Для чтения и изучения:

Лирика: «Кавказ», «Синие горы Кавказа, приветствую вас!», «Сосед», «Пленный рыцарь», «Завещание». Мотивы вольной кавказской природы. Символический образ тюрьмы и узничества в лирике. Суровая, трагическая правда жизни в стихотворении «Завещание», внешне спокойный и внутренне напряженный тон монолога.

«Мцыри». «Мцыри- любимый идеал Лермонтова» (В.Г.Белинский). Роль вступления, лирического монолога, пейзажей в поэме. «Упругость, энергия стиха» (В.Г.Белинский).

Для самостоятельного чтения:

«Желание», «Узник», «Соседка» и другие стихотворения (по выбору учащихся), «Боярин Орша».

Н.В.Гоголь. Сатира в творчестве Гоголя.

Для чтения изучения:

«Ревизор». Жизненная основа комедии. Страх перед ревизором как основа развития комедийного действия. Мастерство композиции и речевых характеристик, роль авторских ремарок. Общечеловеческое значение характеров в комедии. Высказывания героев, ставшие афоризмами.

«Ревизор» в театре и кино.

Теория литературы : драматическое произведение, комедия. Сатира и юмор в драматическом произведении.

Для самостоятельного чтения:

И.С.Тургенев. Психологическая глубина прозы писателя.

Для чтения и изучения:

«Ася». Образ «тургеневской девушки»: скромность, обаяние, решительность. Сложность характера Аси. Драма рассказчика, обреченного на одиночество. Приемы психологической характеристики героев. Поэтическая атмосфера повести.

Для самостоятельного чтения:

«Андрей Колосов», «Три встречи», «Часы».

Л.Н.Толстой. Писатель как поборник суровой правды жизни.

Для чтения и изучения:

«После бала». Контраст как прием, помогающий раскрыть идею рассказа. Мысль автора о моральной ответственности человека за все происходящее вокруг. Особенности композиции рассказа, автор и рассказчик в произведении.

Теория литературы: литературное произведение как художественное единство. Композиция произведения. Соотношение понятий композиции и сюжета произведения; антитеза как способ построения произведения.

Для самостоятельного чтения:

В.Г.Короленко. Гуманизм писателя.

Для чтения и изучения:

«Парадокс». Проблема смысла жизни и назначения человека в рассказе. Духовный перелом в жизни мальчиков и его причины.

Для самостоятельного чтения:

Для чтения и бесед:

Лирика и проза писателя. Рассказ «Сверчок». Прием противопоставления в рассказе, его значение.

М.Горький. Вера писателя в человека.

Для чтения и изучения:

«Песня о Соколе». Символико-аллегорический смысл «Песни». Ее композиция, ритмика, интонационные особенности.

«Заветы отца». Смысл сказок Горького.

Теория литературы: конфликт в художественном произведении.

Для самостоятельного чтения:

«Ма-аленькая», «Дед Архип и Ленька», «Страсти – мордасти», «Сказки об Италии» (по выбору учащихся).

Литература ХХ века (8 ч. + 2ч. + 1ч.)

Н.Н.Заболоцкий. Сведения о жизни поэта.

Для чтения и изучения:

«Я воспитан природой суровой», «Журавли», «Птичий двор», «Не позволяй душе лениться».

Одухотворенность природы, единство с ней человека. Труд души, истинная красота человека. Глубина, философичность, афористичность лучших стихотворений поэта. Юмор.

К.Г.Паустовский. Лиризм прозы писателя.

Для чтения и изучения:

«Телеграмма». Проблема истинной человечности в рассказе (Настя в отношении к матери и скульптору Тимофееву). Композиция рассказа (роль « ленинградских» страниц). Емкость художественного слова. Жизненные факты, послужившие основой рассказа, и воображение писателя (ср. с «Золотой розой»).

Теория литературы: роль воображения в художественном творчестве.

Для самостоятельного чтения:

«Снег», «Бриз», «Белая радуга», «Разливы рек» и др. (по выбору уч-ся).

А.Т.Твардовский. Слово о поэте.

Для чтения и изучения:

«Василий Теркин» (главы «Переправа», «О награде», «Гармонь», «Два солдата», «Кто стрелял», «Смерть и воин», «От автора»).

Теория литературы: образ автора в художественном произведении. Традиции УНТ в литературе.

Для самостоятельного чтения:

«Василий Теркин» (полный текст).

В.М.Шукшин. Сведения о жизни писателя.

Для чтения и изучения:

«Микроскоп». Человек с «чудинкой» («чудик») как характерный герой Шукшина. Трогательная и наивная тяга героя к знанию. Юмор в рассказе. Сочный народный язык.

«Дядя Ермолай». Причина, по которой дядя Ермолай серьезно относится к легкомыслию юных героев рассказа. Вопрос о смысле жизни таких людей, как Ермолай.

«Солнце, старик и девушка». Подвиг или равнодушие героя?

Для самостоятельного чтения:

«Космос, нервная система и шмат сала», «Волки», «Чудик», «Стенька Разин» и др. рассказы (по выбору учащихся).

Н.М.Рубцов. Слово о поэте.

Для чтения и бесед:

«Русский огонек», «О Московском кремле», «Старая дорога», «Посвящение другу», «Зимняя песня», «Журавли», «До конца».

Патриотический характер лирики поэта. Общественные мотивы, преломляющиеся в «личном, частном».

Из зарубежной литературы (9 ч. +2 ч.)

Литература эпохи Возрождения

В.Шекспир. Слово о драматурге.

Для чтения и бесед:

«Ромео и Джульетта» (сцены). Конфликт чистого сердца и предрассудков. Герои трагедии как символ верной и вечной любви. Сила чувства юных героев, их преданность друг другу.

Теория литературы: трагедия.

М.Сервантес. Слово о писателе.

«Дон Кихот» (главы). Душевное величие и наивная простота героя романа. Дон Кихот и Санчо Панса. Дон Кихот – неумирающий образ мировой литературы.

Раздел III . Учебно-тематический план.

Источник

Программа по литературе (8 класс)

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Рабочая программа по литературе для 8 класса создана на основе федерального государственного стандарта основного общего образования, Примерной программы основного общего образования, П рограммы общеобразовательных учреждений по литературе для 5-11 классов (базовый уровень) Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И., Збарский И.С., Полухина В.П.-М.:Просвещение, 2012); школьного учебного плана на 2015-2016 учебный год; Положения о рабочей программе по учебному предмету МКОУ ВСОШ №2 при ИК с. Чугуевка.

Учебник: «Литература 8 класс» В. Я. Коровина, В. И. Коровин, П. Журавлев; под. ред. В. Я. Коровиной. Учебник для общеобразовательных учреждений в 2-х частях, Москва, «Просвещение», 2013 г.

Программа конкретизирует содержание учебных тем, дает распределение учебных часов по разделам курса и определяет количество часов на внеклассное чтение, на развитие речи и зачеты.

Школьный учебный план отводит 108 часов для изучения предмета литература,в том числе:

на изучение произведений в классе – 106 ч., из них:

— внеклассное чтение – 2 ч.;

Резерв времени –2 ч.

Содержание курса литературы включа­ет в себя произведения русской и зарубежной лите­ратуры, поднимающие вечные проблемы (добро, зло, жестокость и сострадание, великодушие, прекрасное в природе и человеческой жизни, роль и значение книги в жизни писателя и читателя).

Ведущая проблема изучения литературы в 8 классе — особенности труда писателя, его пози­ция, изображение человека как важнейшая проблема литературы.

Цели и задачи изучения литературы в 8 классе

Русская литература является одним из ос­новных источников обогащения речи учащихся, формирования их речевой культуры и коммуника­тивных навыков. Изучение языка художественных произведений способствует пониманию эстетической функции слова, овладению стили­стически окрашенной русской речью.

Изучение литературы направлено на достижение следующих целей:

обеспечение соответствия основной образовательной программы требованиям ФГОС;

обеспечение преемственности начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования;

обеспечение доступности получения качественного основного общего образования, достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования всеми обучающимися;

приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской

классической и зарубежной литературы.

воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

воспитание и развитие качеств личности, от­вечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, зада­чам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантно­сти, диалога культур и уважения его много­национального, поликультурного и поликонфессионального состава;

развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний и суждений по поводу прочитанного.

приобретение знаний по чтению и анализу художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы;

восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;

овладение способами правильного, беглого и выразительного чтения вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтению наизусть;

овладение навыками устного пересказа (подробного, выборочного, сжатого, от другого лица, художественного) – небольшого отрывка, главы, повести, рассказа, сказки; свободному владению монологической и диалогической речью в объеме изучаемых произведений;

научиться развернутому ответу на вопрос, рассказу о литературном герое, характеристике героя;

отзыву на самостоятельно прочитанное произведение; способами свободного владения письменной речью;

освоение лингвистической, культурологической, коммуникативной компетенций.

понимание русского слова в его эстетиче­ской функции, роли

изобразительно-вы­разительных языковых средств в создании

художественных образов литературных про­изведений.

Формы контроля и учета достижений обучающихся

различные формы пересказа как средство выявления навыков разговорной монологической речи и понимания сюжета произведения;

письменное высказывание по литературной или нравственно-этической проблеме как форма диагностики уровня письменной речевой культуры и понимания основных аспектов содержания литературного произведения; сочинения на литературные темы; чтение по ролям.

Итоговая (полугодие, год):

индивидуальная диагностика уровня литературного развития учащихся в начале учебного года и выявления его последующей динамики;

контроль техники чтения;

анализ динамики текущей успеваемости.

Формы промежуточной и итоговой аттестации

Промежуточная аттестация представляет собой:

полугодовую аттестацию – оценка качества усвоения учащимися содержания какой-либо части (частей) темы (тем) конкретного учебного предмета по итогам учебного периода (полугодия) на основании текущего контроля успеваемости;

Формами контроля качества усвоения обучающимися содержания учебных программ являются:

письменная проверка – это письменный ответ обучающегося на один или систему вопросов (заданий). К письменным ответам относятся: контрольные, творческие работы; письменные ответы на вопросы теста; сочинения, изложения и другое.

устная проверка – это устный ответ обучающегося на один или систему вопросов в форме рассказа, беседы, собеседования и другое.

комбинированная проверка предполагает сочетание письменных и устных форм проверок.

При проведении контроля качества освоения содержания учебных программ учащихся могут использоваться информационно – коммуникационные технологии.

Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в течение учебного периода (полугодия) с целью систематического контроля уровня освоения обучающимися тем, разделов, глав учебных программ за оцениваемый период, прочности формируемых предметных знаний и умений, степени развития деятельностно-коммуникативных умений, ценностных ориентаций.

Полугодовая промежуточная аттестация обучающихся проводится с целью определения качества освоения обучающимися содержания учебных программ (полнота, прочность, осознанность, системность) по завершении определенного временного промежутка (полугодие).

Отметка обучающегося за полугодие выставляется на основе результатов текущего контроля успеваемости, с учетом результатов письменных контрольных работ.

Требования к уровню подготовки учащихся 8 класса:

воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов;

формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовность и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, участие в общественной жизни школы;

развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;

формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

умения самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности;

умения самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

умения соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

умения определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

умения создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

умения организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

умения осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.

образную природу словесного искусства;

содержание изученных литературных произведений: «Повесть о житии и о храбрости благородного и великого князя Александра Невского» «Недоросль» Д.И. Фонвизина, «Обоз», «Лягушки, просящие царя» И.А. Крылова; « История Пугачёвского бунта», «Капитанская дочка» А.С. Пушкина; «Мцыри» М.Ю. Лермонтова, «Ревизор» Н.В. Гоголя, «История одного города» М.Е. Салтыкова-Щедрина, «После бала» Л.Н. Толстого, «О любви» А.П. Чехова, «Кавказ» И.А. Бунина, «Куст сирени» А.И. Куприна, «Россия» А.А. Блока, «Пугачев» С.А. Есенина, «Как я стал писателем» И.С. Шмелева, «Пенсне» М.А. Осоргина, «Жизнь и воротник» Теффи, «История болезни» М.М. Зощенко, «Василий Теркин» А.Т. Твардовского, «Возвращение» А.П. Платонова, «Фотография, на которой меня нет» В.П. Астафьева, «Ромео и Джульетта» У.Шекспира, «Мещанин во дворянстве» Ж.-Б. Мольера, «Путешествие Гулливера» Д.Свифта, «Айвенго» В.Скотта;

основные факты жизни и творчества писателей-классиков 19-20 вв.: Д.И.Фонвизина, И.А.Крылова, А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя, М.Е.Салтыкова-Щедрина, Л.Н.Толстого, А.П.Чехова, И.А.Бунина, А.И.Куприна, А.А.Блока, С.А. Есенина, И.С.Шмелёва, А.Т.Твардовского, А.П.Платонова, В.П.Астафьева, этапы их творческой эволюции;

историко-культурный контекст и творческую историю изучаемых произведений;

основные закономерности историко-литературного процесса, сведения об отдельных периодах его развития и черты литературных направлений и течений;

основные теоретические литературные понятия: образ-характер; художественный вымысел в литературе; тема и идея художественного произведения; драматическое произведение; комедия; сатира и юмор в драматическом произведении; герой-повествователь; литературное произведение как художественное единство; композиция произведения; соотношение понятий композиции и сюжета произведения; антитеза как способ построения произведения; конфликт в художественном произведении; художественная деталь (развитие понятия); образ автора в художественном произведении; традиции устного народного творчества в литературе; авторское отступление как элемент композиции художественного произведения.

воспринимать на слух литературные произве­дения разных жанров,

осмысленно читать и адекватно воспринимать прочитанное;

воспроизводить содержание литературного произведения;

анализировать и интерпретировать литературные произведения, определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь);

анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

соотносить художественную литературу с фактами общественной жизни и культуры;

раскрывать роль литературы в духовном и культурном развитии общества;

раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений;

связывать литературную классику со временем написания, современностью и с традицией;

выявлять сквозные темы и ключевые проблемы русской литературы;

определять род и жанр произведения;

выявлять авторскую позицию;

выразительно читать изученные произведения, соблюдая нормы литературного произношения;

аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;

писать отзыв на самостоятельно прочитанное произведение;

писать развернутый ответ на вопрос;

письменно составлять план сочинения;

свободно владеть письменной речью.

Использовать приобретенные знания и умения в практической

деятельности и повседневной жизни для:

создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;

участия в диалоге или дискуссии;

определения своего круга чтения и оценки литературных произведений.

Устный опрос является одним из основных способов учета знаний учащихся по литературе.

Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на заданную тему, показывать его умение применять знания в конкретных случаях.

При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями, учитывать:

1) полноту и правильность ответа;

2) степень осознанности, понимания изученного;

3) языковое оформление ответа.

Отметка «5» ставится за

исчерпывающий, точный ответ;

отличное знание текста и др. литературных материалов;

умение пользоваться ими для аргументации и самостоятельных выводов;

свободное владение литературоведческой терминологией;

навыки анализа литературного произведения в единстве формы и содержания;

умение излагать свои мысли последовательно с необходимыми обобщениями и выводами;

говорить правильным литературным языком.

Отметка «4» ставится за

ответ, обнаруживающий хорошее знание и понимание литературного материала;

умение анализировать текст произведения, приводя необходимые иллюстрации;

умение излагать свои мысли последовательно и грамотно.

В ответе может быть недостаточно полно развернута аргументация, возможны отдельные затруднения в формулировке выводов, иллюстративный материал может быть представлен недостаточно, отдельные ошибки в речевом оформлении высказываний.

Отметка «3» ставится за

ответ, в котором в основном правильно, но схематично или с отклонениями от последовательности изложения раскрыт материал;

анализ текста частично подменяется пересказом, нет обобщений и выводов в полном объеме;

имеются существенные ошибки в речевом оформлении высказываний.

Отметка «2» ставится, если

показано незнание текста или неумение его анализировать;

анализ подменяется пересказом;

в ответе отсутствуют необходимые иллюстрации, отсутствует логика в изложении материала;

нет необходимых обобщений и самостоятельной оценки фактов;

недостаточно сформированы навыки устной речи;

имеются отступления от литературной нормы.

Критерии оценки сочинения по литературе.

Отметка «5» может быть выставлена,

если есть прямой и исчерпывающий ответ по теме;

обнаружено отличное знание и глубокое понимание текста художественного произведения;

умение пользоваться литературным материалом для раскрытия темы, давать оценку излагаемым фактам, логически последовательно и аргументировано излагать свои мысли;

писать правильным и выразительным литературным языком.

Отметка «4» ставится

за сочинение, дающее в целом правильный и достаточно полный ответ на тему, обнаруживая хорошее знание текста;

умение пользоваться литературным материалом;

делать необходимые выводы и обобщения;

писать правильным литературным языком, но содержащее отдельные неточности в выражении мыслей.

Отметка «3» ставится

за сочинение, в котором дан в основном правильный, но схематичный ответ на тему или допущены отдельные отклонения от темы, неточности в изложении фактического материала, нарушения последовательности изложения мыслей.

Отметка «2» ставится

за сочинение, в котором не понята и не раскрыта тема, налицо плохое знание текста произведения;

преобладают общие фразы, не подтвержденные литературным материалом;

изложение носит трафаретный характер или сводится к простому пересказу произведения или учебника,

имеются серьезные нарушения последовательности в выражении мыслей, отсутствуют выводы и обобщения.

Содержание сочинения не может быть оценено на отлично, если не раскрыта тема сочинения (при соблюдении всех остальных параметров).

Оценка тестовых работ.

При проведении тестовых работ по литературе критерии оценок следующие:

Об используемой учебно-методической литературе, наглядном оборудовании, электронных образовательных ресурсах (ЭОР)

Программно-методический комплекс по литературе (авторы-составители: В.Я Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин) соответствует требованиям федерального государственного стандарта общего образования.

Учебный комплекс рекомендован Министерством образования и науки и входит в федеральный перечень учебников. Он позволяет реализовать цели литературного образования, сформировать ведущие компетенции литературного образования, обеспечивает уровень подготовки учащихся в соответствии с предъявляемыми требованиями. Учебник построен на историко-литературной основе: от древнерусской литературы до литературы второй половины XX века.

УМК под редакцией В. Я. Коровиной не нарушает преемственности, имеет завершенную линию и соответствует целям и задачам обновленного содержания литературного образования в условиях перехода на новый образовательный стандарт.

Золотарева И. В., Егорова Н. В. «Универсальные поурочные разработки по литературе», Москва, издательство «ВАКО», 2008 г.

«Литература 8 класс» В. Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В. И. Коровин под. ред. В. Я. Коровиной. Учебник для общеобразовательных учреждений в 2-х частях, Москва, «Просвещение», 2013 г.

Наглядные средства обучения

Наглядно – демонстрационный материал для УШ класса.

Электронные образовательные ресурсы (ЭОР)

Компакт- диски с художественными фильмами изучаемых произведений в УШ классе.«Литература 8 класс. Краткое изложение произведений (Аудиокурсы)», издательство «ИДДК», 2007 г.

http://www.rusfolk.chat.ru – Русский фольклор.

http://www.pogovorka.com. – Пословицы и поговорки.

http://old-russian.chat.ru – Древнерусская литература.

http://www.klassika.ru – Библиотека классической русской литературы. http://www.ruthenia.ru – Русская поэзия 60-х годов.

http://www.rol.ru – Электронная версия журнала «Вопросы литературы». http://www.1september.ru – Электронные версии газеты «Литература» (Приложение к «Первому сентября»).

http://center.fio.ru – Мастерская «В помощь учителю. Литература».

Уроки литературы в 8 классе. Издательство Кирилла и Мефодия. (Мультимедийное пособие).

Русская литература и история. Историзм творчества классиков русской литературы. Диагностическая контрольная работа №1(тест).

2. УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

В мире русской народной песни. Отражение жизни народа в народной песне.

Частушки как малый песенный жанр. Отражение различных сторон жизни народа в частушках. Разнообразие тематики частушек. Поэтика частушек.

Предания как исторический жанр русской народной прозы. Особенности содержания и формы. Предания «О Пугачёве», «О покорении Сибири Ермаком».

3.ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

«Повесть о житии и храбрости благородного и великого князя Александра Невского». Защита русских земель от нашествий и набегов врагов. Особенности воинской повести и жития.

«Шемякин суд». Изображение действительных и вымышленных событий-главное новшество литературы ХУП века. Сатира на судебные порядки.

4.ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII века

Д.И. Фонвизин. Жизнь и творчество (обзор).

Комедия «Недоросль». Сатирическая направленность комедии.

Социальная и нравственная проблематика комедии.

Проблемы воспитания и образования гражданина.

Говорящие фамилии и имена. Развенчание нравов Простаковых и Скотининых. Речевые характеристики персонажей как средство создания комической ситуации.

5.ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX века

И.А.Крылов. Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. Поэт и мудрец. Язвительный сатирик и баснописец.

«Лягушки, просящие царя». Критика «общественного договора» Ж.-Ж. Руссо. Мораль басни.

«Обоз». Критика вмешательства императора Александра I в стратегию и тактику Кутузова в Отечественной войне 1812 года. Мораль басни.

К.Д. Рылеев. Слово о поэте. Автор сатир и дум. «Смерть Ермака». Историческая тема думы. Тема расширения русских земель.

А.С. Пушкин. Краткий рассказ об отношении Пушкина к истории и исторической теме в литературе.

«Туча». Разноплановость содержания стихотворения – зарисовка природы, отклик на десятилетие восстания декабристов.

К***(Я помню чудное мгновенье…»). Обогащение любовной лирики мотивами пробуждения души к творчеству.

«19 октября». Мотивы дружбы, прочного союза и единения друзей. Дружба как нравственный жизненный стержень сообщества избранных.

«История Пугачёвского бунта» (отрывки). Пугачёв в историческом труде Пушкина.

Творческая история повести «Капитанская дочка»

Формирование характера Петра Гринева. Анализ глав 1-2.

Знакомство с текстом повести «Капитанская дочка». Анализ глав.

Знакомство с текстом повести. Белогорская крепость и её обитатели.

Падение Белогорской крепости.

Изображение народной войны и ее вождя. 8-9 главы.

Изображение народной войны и ее вождя. 10-12 главы

Становление личности Петра Гринева под влиянием «благих» потрясений.

Маша Миронова – нравственная красота героини.

Образ Маши Мироновой.

Смысл названия повести.

Образ Пугачева в повести. Отношение автора и рассказчика к народной войне.

Различие авторской позиции в «Капитанской дочке» и «Истории Пугачёва».

Обобщающий урок по повести «Капитанская дочка».

р/р Сочинение по творчеству Пушкина

Проблема «человек и судьба» в идейном содержании повести «Пиковая дама».

Итоговый урок по творчеству А.С. Пушкина.

М.Ю. Лермонтов. Жизнь и судьба. Отношение писателя к историческим темам и воплощение этих тем в его творчестве.

«Мцыри». История создания поэмы, тема и идея произведения. Особенности композиции.

«Мцыри» как романтическая поэма. Романтический герой.

Образ Мцыри в поэме. Смысл человеческой жизни для Мцыри и для монахов.

Образ монастыря и окружающей природы.

Отношение автора к герою. Смысл названия поэмы.

Контрольная работа №2 по итогам 1 полугодия (тест).

Анализ контрольной работы.

Н.В. Гоголь. Слово о писателе. Отношение писателя к истории и исторической теме в литературе.

История создания и история постановки комедии «Ревизор». Чтение и анализ 1- 2 действия комедии «Ревизор».

Чтение и анализ 3 действия комедии «Ревизор». Семейство городничего.

Чтение и анализ 4 действия «Ревизора». Разоблачение пороков чиновничества.

Образ города и тема чиновничества в комедии.

«Ревизор»: пятое действие. Хлестаковщина как общественное явление.

Образ Хлестакова. Составление характеристики героя.

Особенности композиционной структуры комедии «Ревизор».

Обобщающий урок по комедии «Ревизор». Комедия «со злостью и солью».

р/р Сочинение по комедии «Ревизор» Н.В. Гоголя.

«Шинель». Тема города и «маленького человека» в повести.

Петербург как символ вечного «адского» холода.

М.Е. Салтыков-Щедрин. Слово о писателе.

«История одного города»- художественно-политическая сатира на современные писателю порядки.

Гротесковые образы градоначальников.

Н.С. Лесков. Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.

«Старый гений». Сатира на чиновничество.

Нравственные проблемы рассказа.

Деталь как средство создания образа в рассказе.

Л.Н. Толстой. Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.

Идеал взаимной любви и согласия в обществе. Рассказ «После бала». Идея разделённости двух Россий.

Социально-нравственные проблемы рассказа.

Контраст как средство раскрытия конфликта.

Рр Сочинение по рассказу «После бала».

Поэзия родной природы в русской литературе ХIХ века. (обзор)

А. П. Чехов. Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.

«О любви». История любви и упущенного счастья.

Судьба главного героя.

6.ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ХХ века

И.А. Бунин. Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.

Повествование о любви в различных её состояниях и в различных жизненных ситуациях. Психологизм прозы писателя.

А.И. Куприн. Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. Рассказ «Куст сирени». Утверждение согласия и взаимопонимания, любви и счастья в семье. Самоотверженность и находчивость главной героини.

А.А. Блок. Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. Историческая тема в стихотворении «Россия», её современное звучание и смысл.

С.А. Есенин. Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта. «Пугачев»- Поэма на историческую тему.

Характер Пугачева и поэме. Сопоставление образа предводителя восстания в разных произведениях. Современность и историческое прошлое в поэме.

Рр Сочинение (ответ на проблемный вопрос) по творчеству А. Блока и С. Есенина.

Иван Сергеевич Шмелев. Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. «Как я стал писателем». Рассказ о пути к творчест­ву. Сопоставление художественного произведения с документально-биографическими.

М.А. Осоргин. «Пенсне». Сочетание фантастики и реальности в рассказе. Мелочи быта и их психологическое содержание.

Журнал «Сатирикон». «Всеобщая история, обработанная «Сатириконом». Сатирическое изображение исторических событий. Приёмы и способы сатирического повествования.

Смысл исторического повествования о прошлом.

Теффи. Рассказ «Жизнь и воротник». Сатира и юмор в рассказе.

М.М. Зощенко. Рассказ «История болезни». Сатира и юмор в рассказе.

А.Т. Твардовский. Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.

Поэма «Василий Теркин». Жизнь народа на крутых переломах и поворотах истории в произведениях поэта. Тема служения Родине и ее воплощение в поэме. Новаторский характер Василия Теркина. Отражение русского национального характера в образе Василия Теркина. Картины жизни воюющего народа. Реалистическая правда о войне в поэме. Юмор. Язык поэмы. Связь фольклора и литературы. Композиция поэмы. Восприятие поэмы читателями-фронтовиками. Оценка поэмы в литературной критике.

А.П. Платонов. Краткий рассказ о жизни писателя.

«Возвращение». Отражение военного времени.

Мечты и реальность военного детства. Утверждение доброты в душах солдат, вернувшихся с войны.

Изображение негромкого героизма тружеников тыла.

Стихи и песни о Великой Отечественной войне (М. Исаковский,

В.П.Астафьев. Краткий рассказ о жизни писателя.

«Фотография, на которой меня нет». Автобиографический характер рассказа. Мечты и реальность военного детства. Дружеская атмосфера, объединяющая жителей деревни.

Урок внеклассного чтения. К.Г. Паустовский. «Телеграмма». Проблема истиной человечности в рассказе.

Урок внеклассного чтения. Ч. Айтматов «Ранние журавли».

Тема войны в повести: «У войны не детское лицо».

Русские поэты ХХ века о Родине, родной природе и о себе (обзор). Поэты русского зарубежья об оставленной ими Родине.

Контрольная работа№3 (тест) по итогам 2 полугодия.

Анализ контрольной работы.

7.ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

У. Шекспир. Краткий рассказ о жизни писателя.

Трагедия «Ромео и Джульетта». Судьба влюбленных в мире несправедливости и злобы.

Отражение в трагедии «вечных» тем: любовь, преданность, вражда, месть.

В строгой форме сонетов Шекспира живая мысль, подлинные горячие чувства. Воспевание поэтом любви и дружбы.

Ж.- Б. Мольер. Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. «Мещанин во дворянстве»- сатира на дворянство и невежественных буржуа. Общечеловеческий смысл комедии.

Дж.Свифт. Краткий рассказ о писателе.

«Путешествия Гулливера». Сатира на государственное устройство и общество. Гротесковый характер изображения героя.

В.Скотт. Краткий рассказ о писателе.

«Айвенго». Исторический роман. Средневековая Англия в романе. Главные герои и события. История, изображённая «домашним образом».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *