Что сейчас приносит прибыль
Общепит, транспорт и торговля: какой бизнес чаще всего хотят открыть в России
В «Яндексе» изучили поисковые запросы о том, как открыть бизнес, и определили 150 самых популярных видов бизнеса.
За последние десять лет интерес россиян к открытию своего бизнеса рос. Было только два заметных падения — в 2014—2015 годах и в 2020 году.
На интерес к тому или иному направлению в бизнесе влияют изменения в законодательстве, ситуация в стране и популярность проектов крупных игроков рынка. Например, в 2014 году резко выросли запросы о том, как открыть кальянную — из-за запрета курения в кафе и барах. В 2016 году популярными были бургерные, в 2017 — биржи криптовалют.
В 2018 году вырос интерес к каршерингу, онлайн-образованию и открытию своих школ и курсов — а потом пошел на спад. Последний год самыми популярными запросами о новом бизнесе стали пункты выдачи заказов и курьерские компании, а также доставка еды. Чуть менее популярные — бухгалтерские услуги и компьютерные клубы.
Последние десять лет верхние строчки рейтинга стабильно занимали кафе и магазины. Но некоторые направления теряют привлекательность: парикмахерские откатились с пятой на двадцатую строчку. Турфирмы в 2011 году занимали первое место в рейтинге, сейчас они на десятом и в новом формате. Люди ищут информацию, как открыть турфирму на дому, онлайн и хотят отправлять в поездки только по России.
Стабильное падение интереса к открытию бизнеса у хостелов, кальянных, магазинов пива, салонов сотовой связи и ночных клубов.
Какой бизнес люди хотят открыть
Чаще всего люди ищут в Яндексе инструкцию, как открыть магазин одежды в интернете, в маленьком городе или в соцсетях. На втором месте потенциальных предпринимателей интересует, как открыть кафе. На третьем месте по популярности — запросы, как открыть таксопарк без собственных машин и в небольшом городе.
Если сравнивать категории, а не конкретные виды бизнеса, самые популярные — общественное питание, транспорт и логистика, а также торговля одеждой и товарами повседневного спроса.
За прошедшие два года люди интересовались открытием своего дела в сфере услуг или торговли. Гораздо реже потенциальных предпринимателей интересовало производство.
Что сейчас приносит прибыль
6 МИН
Бизнес сосредоточился на торговле. Какие сферы и города выбирают предприниматели
С ноября 2019-го по ноябрь 2020-го российский малый бизнес недосчитался 222 тысяч компаний. Мы изучили данные Сбера и выяснили, кто и в каких отраслях открывает сейчас своё дело.
Наиболее сложными, ожидаемо, оказались апрель и май. Число новых компаний сократилось более чем в три раза.
Динамика регистраций субъектов МСП, включая самозанятых и ИП
рынок новых регистраций, шт
Средний возраст учредителей — 36 лет. Он одинаков и для мужчин, и для женщин, и практически не меняется последние десять лет. А вот возраст, в котором предприниматели закрывают бизнес, постепенно повышается: 45 лет в 2018 году, 52 и 61 год в 2019-м и 2020-м соответственно.
Около 30 % предпринимателей, начавших свой первый бизнес и вышедших из него в первый год, не открывают в ближайшем будущем своё дело. Доля закрытых в 2019 компаний, чьи учредители впоследствии не встали у руля другого бизнеса, составила 88 %. В 2018 году этот показатель был ниже — 81 %, а ещё год назад — 75 %.
Те, кто решился начать бизнес в 2020 году, в основном выбирали торговлю: появилось около двухсот компаний, это почти треть от всех новых игроков. Причина — низкий порог вхождения, для инвестиций достаточно 300 000 рублей. Вторая по популярности сфера — производство, далее следует сфера услуг, за ней — транспорт и перевозки.
ТОП ниш: основы, правила и бизнес-идеи
Аудиоверсия этой статьи
Залог успеха бизнеса — инновации, лучший сервис, постоянное совершенствование продукта и активный маркетинг. Но усилия будут напрасными, если предприниматель совершит ошибку при выборе ниши для бизнеса
Платформа знаний и сервисов для бизнеса
Что такое ниша в бизнесе
Ниша — это узконаправленная сфера деятельности, которая позволяет предпринимателю или организации проявить свои преимущества перед конкурентами. Выбор рыночной ниши дает бизнесу четкое позиционирование и специализацию. Часто это часть рынка, на которой в недостаточной степени удовлетворен спрос.
Сервис
Откройте свой бизнес прямо из дома! Бесплатно и без визита в налоговую
Пошаговая инструкция по выбору ниши
Чтобы найти среди прибыльных ниш для бизнеса лучшую, можно выполнить такие шаги:
проанализировать свои навыки и предпочтения,
составить список несколько направлений деятельности,
определить точки соприкосновения личных интересов с коммерческими.
Далее каждую нишу из предполагаемых стоит оценить по 5 критериям, присвоив каждому критерию оценку от 0 до 5 баллов. По результатам нужно вычеркнуть неперспективные для бизнеса варианты.
Критерий | Ниша 1 | Ниша 2 | Ниша N |
1. Все ли технологические процессы понятны, достаточно ли у вас знаний и навыков, чтобы запустить бизнес и продвигаться на рынке | |||
2. Каким будет доход в месяц. Чтобы это рассчитать, нужно понимать, сколько принесет каждая сделка, какие предстоят затраты | |||
3. Какой цикл сделки. Продажа готового товара — лучше, чем получение прибыли в перспективе (например, в строительном бизнесе, когда объект будет сдан в эксплуатацию) | |||
4. Как часто клиенты будут обращаться повторно. Товары первой необходимости, услуги населению — это то, что всегда хорошо реализуется, тогда как продажа квартиры — разовая сделка | |||
5. Есть ли перспективы для развития бизнеса. Уже на старте лучше из нескольких вариантов выбрать тот бизнес, который потом будет легко масштабировать |
Анализ спроса и целевой аудитории
Нужно изучить, насколько активен рынок в выбранном направлении. Если спроса нет, то и прибыли не будет. Также нужно учитывать фактор сезонности, которую придется перекрывать другими товарами или услугами. При неправильном подходе сезонность может привести к банкротству.
Нужно определить, кто может заинтересоваться предлагаемым товаром или услугой, и составить подробный портрет целевой аудитории (ЦА). Это позволит понять доступный объем рынка. Как можно найти ЦА и собрать статистику:
изучить готовые исследования;
проанализировать отчеты текущих ключевых игроков рынка;
посмотреть количество целевых запросов в «Яндекс.Вордстате» и Google Trends;
обратиться к компаниям, которые соберут фокус-группу и предоставят точные данные;
пообщаться с целевыми клиентами (важно, чтобы такое общение было направлено на понимание проблем, целей, расходов ЦА).
Поиск целевой аудитории
Необходимо изучить предложения конкурентов, их позиционирование и рекламный посыл, сравнить выгоды, которые они дают клиентам. Удобнее всего анализировать конкурентов, составив следующую таблицу. Сравнительный параметр – это может быть, например, часы работы, средний чек и др.
Наименование | Сильные стороны | Слабые стороны | Стоимость товаров/услуг | Сайт | Сравнительный параметр 1 | Сравнительный параметр 2 |
Конкурент 1 | ||||||
Конкурент 2 | ||||||
Конкурент N |
От полученной информации можно отталкиваться при составлении уникального торгового предложения (УТП) для своего бизнеса. Чтобы вам было легче составить УТП, мы подготовили специальное руководство – вы можете приобрести его отдельно данной ссылке или изучить в рамках материалов закрытого клуба Деловая среда Премиум (вы получите доступ не только к Руководству по составлению УТП, но и еще более чем к 400 лучших материалов, например, к курсу «Конкурентный анализ»).
💡 Лайфхак
Чтобы оценить, как идут дела у розничного магазина или кафе, можно провести эксперимент. Зайдите за покупками утром и вечером. По номерам чеков можно узнать, сколько продаж было за день. А если немного постоять рядом с прилавком, то можно оценить сумму среднего чека.
Сервис
Здесь вы можете зарегистрировать бизнес бесплатно и без визита в налоговую
Создание минимально жизнеспособного продукта
Как протестировать нишу, выбранную для бизнеса, на практике:
создать минимально жизнеспособный продукт (MVP) и попробовать его продать;
организовать предпродажи – начать реализовывать несуществующий товар, то есть создать лендинг с информацией о товаре и предложить оформить предзаказ, а потом запустить рекламу и посмотреть, заинтересуются ли потенциальные клиенты.
Если отклик будет хорошим, нужно выпускать пробную партию и продолжать прорабатывать идею бизнеса. Если нет, то стоит запустить рекламу на других площадках. Но это не поможет, если спрос на товар или услугу отсутствует. Пробный запуск даст точные цифры: оборот по продажам, затраты на первую партию, спрос и др. Далее можно приступать к формированию УТП.
Закрытый клуб – Деловая среда Премиум
Вступайте в клуб и получите доступ к множеству материалов по старту и развитию бизнеса. Для вас 14 дней – бесплатно!
Бизнес-идеи с минимальными вложениями
Топ-10 идей для запуска бизнеса в 2021–2022 г.г., которые не требуют больших финансовых вложений.
Онлайн-курсы. Для такого бизнеса нужно быть профессионалом, иметь педагогические навыки. Технически организовать процесс несложно — потребуются ПК или ноутбук, стабильное подключение к интернету, хорошая гарнитура и веб-камера. Можно вести индивидуальные и групповые уроки, записывать вебинары на любые темы. Самые популярные направления — иностранные языки, продажи, программирование, бухгалтерия, женские практики, уход за собой.
Пункт выдачи заказов или установка постамата. Для начала бизнеса понадобится помещение со стеллажами и компьютер с доступом к интернету. Еще меньше финансовых вложений требует установка постамата. Такой проект требует минимального вмешательства предпринимателя (можно совмещать с другой работой), его легко масштабировать.
Уборка квартир. На старте бизнеса понадобятся только профессиональные средства и инвентарь для уборки. Свои услуги можно предложить друзьям. Если те останутся довольны, порекомендуют клининг знакомым. Нанимать помощницу стоит тогда, когда с объемами заказов станет сложно справляться самостоятельно. В этой нише есть конкуренция, поэтому нужно продумать позиционирование.
Изготовление полезных сладостей. Профессиональный повар-кондитер или любитель может в домашних условиях создавать настоящие произведения искусства — это идея бизнеса с минимальными вложениями. Есть спрос на сладости, при изготовлении которых использовались только натуральные продукты: орехи, мед, сухофрукты и др.
Организация экскурсий. Активное развитие внутреннего туризма предоставляет возможность открыть прибыльный бизнес на экскурсиях. Можно организовывать ночные экскурсии, гастрономические туры, городские квесты, мини-путешествия по маршрутам известных людей. Ниша подходит для активных и коммуникабельных людей.
Прокат инструмента. Для ремонта лучше использовать профессиональное оборудование, но покупать шуруповерт, набор ключей или тепловую пушку на один раз невыгодно. Поэтому набирает обороты рынок проката строительного инструмента, ниша относительно свободна.
Утилизация отходов. Чтобы найти сырье, можно начать сотрудничать со строительными компаниями, предприятиями текстильной, бумажной или легкой промышленности, коммунальными учреждениями и др. Отходы можно сдать на переработку (например, древесина используется для производства топливных брикетов, а из покрышек делают крошку, которая служит сырьем для производства покрытия детских и спортивных площадок). В этой нише в 2021 году много конкурентов, но можно найти свое место.
Мини-производство безглютенового хлеба. Нутрициологи рекомендуют употреблять хлеб из муки низких сортов, без дрожжей и глютена — он самый полезный. Производить такой хлеб можно на домашней кухне — эту нишу выбрать для бизнеса могут кулинары-любители и пекари-профессионалы. Понадобятся духовой шкаф, тестомес, противни. Вложения на старте составят 30-50 тыс. руб. Сбывать продукцию можно через супермаркеты, локальные и онлайн-магазины здорового питания.
Помощь в переезде. Чтобы начать новое дело, нужно найти команду грузчиков и транспорт, на котором имущество клиентов будет перевозиться с места на место. Стоит предлагать дополнительные услуги, которые увеличивают средний чек: разборку и сборку мебели, тару для упаковки вещей и др.
Автоподбор. Спрос на б/у автомобили стабильный, но не каждый покупатель может выбрать беспроблемное транспортное средство. Это хорошая возможность заработать для тех, кто разбирается в автомобилях. Опытный эксперт может выезжать на осмотр, проверять транспортное средство по базам на наличие залога, участие в ДТП, угон и др., сопровождать сделку купли-продажи.
Сервис
Здесь вы можете зарегистрировать бизнес бесплатно и без визита в налоговую
Куда инвестировать в 2021 году: 5 перспективных вариантов
Вариант 1: недвижимость
Cамый очевидный и надежный вариант — недвижимое имущество. По данным опроса «Ромир», более половины россиян (52%) предпочли бы вложить свободные деньги в недвижимость или землю. Людям психологически проще расставаться с деньгами, когда взамен они получают что-то твердое и осязаемое, что потом можно сдать, перепродать, заложить или использовать для собственных нужд.
Позитивные моменты:
Но есть и минусы, главный — это не пассивный доход. Если вы хотите системно инвестировать в недвижимость, то становитесь предпринимателем. И тогда нуждаетесь в надежной управляющей компании, каких на рынке мало. Есть и другие минусы:
Что касается рынка нежилой недвижимости, то он сильно упал за 2020 год. Согласно исследованию Knight Frank, доля офисного сегмента снизилась на 25%, торговая недвижимость — 79%, гостиничная — 67%. При этом инвестиции в складские активы выросли до ₽41,3 млрд, что больше годовых результатов за всю историю. Это легко можно обосновать тем, что логистические и складские объекты стали неотъемлемой частью развития рынка e-commerce.
В России этот вид инвестирования только набирает популярность. По итогам марта 2021 года число частных инвесторов на Мосбирже достигло более 11 млн. При этом активно торгующих на бирже граждан гораздо меньше: около 1,2–1,3 млн человек, что составляет буквально 2–3% работающего населения страны. Это крайне низкий показатель.
Сначала необходимо открыть счет у брокера. Большинство российских банков сейчас имеют брокерские лицензии — достаточно позвонить или скачать приложение. Далее инвестор переводит деньги со своего банковского счета на брокерский, баланс которого он видит в своем приложении, и все — можно инвестировать.
Часто начинающим инвесторам предлагают отдать деньги в доверительное управление. Однако они могут управлять своим портфелем самостоятельно и делать это достаточно успешно. Самая эффективная стратегия — это покупка акций в долгосрок. Достаточно выбрать от 7 до 15 бумаг сильных компаний (в идеале — в бизнесе которых вы разбираетесь или чьей продукцией пользуетесь, понимая, что она качественная), а потом держать их акции. Это каждый способен сделать самостоятельно, без управляющего.
Акции доходнее, но они волатильны — их цена может существенно меняться в зависимости от настроений рынка и финансовых показателей компании.
Рекомендую держать в портфеле количество облигаций, равное вашему возрасту в процентном соотношении. Если вам 35 лет, то 35% средств можно держать в облигациях, остальное в акциях. Крупные компании платят по облигациям 7–8%, российский рынок акций растет в среднем на 9–10%, а самые талантливые инвесторы получают 20–30% ежегодно.
Кризисы — отличное время для покупки акций и получения сверхдоходности. Известен пример российской пенсионерки — Ларисы Морозовой. В 2008 году, когда в России был кризис, она купила акции российских компаний. Теперь Лариса получает двузначные и трехзначные дивидендные доходности, а также ведет вебинары в Школе Московской биржи.
Когда рынок растет и акции беспрерывно дорожают, то стоит задуматься об их продаже, наращивании подушки безопасности. Главное правило — лучше инвестировать регулярно по чуть-чуть, чем вовсе не делать этого.
Вариант 3: частные компании/бизнес
По данным международной аналитической компании Preqin, рынок прямых (внебиржевых) инвестиций дает доходность в полтора-два раза выше, чем фондовый рынок. У этого инструмента есть нюансы.
Риски: на публичный рынок, как правило, выходят уже зрелые крупные компании. Их денежные потоки более-менее стабильны и прогнозируемы, внутренние процессы хорошо отстроены. Им присвоены кредитные рейтинги, которые позволяют кредитоваться без залогов под невысокий процент.
В малом и среднем бизнесе ничего этого нет. Если говорить про совсем ранние стадии, которые называются pre-seed (есть только идея) и seed (есть первые продажи, но пока компания убыточна), то здесь «смертность» компаний составляет 90% и более.
Если у компании стадия развития «Раунд А», то фирма, как правило, работает в плюс. Ее бизнес-модель доказана, но при этом она еще не масштабировалась. Проект еще имеет кратный потенциал роста, пусть не в 10 тыс. раз, как на стадии pre-seed, но в 10–20–50 и даже 100 раз вырасти вполне может.
Активное владение: если профессионально заниматься прямыми инвестициями, то необходимо гораздо более глубокое погружение в суть бизнеса. Для компании это очевидный плюс — они приобретают не только инвестора, но и амбассадоров бренда.
При этом нужно тщательно подбирать инвесторов. А тем, в свою очередь, не стоит иметь неправильные ожидания. Стоит осознавать все риски и понимать, что это бизнес и никаких гарантий здесь нет и быть не может.
Как инструмент хранения денег золото может быть выгодно только на долгосрочную перспективу. С 1979 по 2019 год драгметалл рос в среднем на 3–3,5% в год. При этом всегда возможно временное снижение цен, от чего есть риск уйти в минус.
Отдельно хочется отметить отсутствие системы страхования вкладов. Если банк, в котором у вас лежит золото, обанкротится, то все ваши активы пропадут. Подобные операции лучше доверять надежным банкам, чья устойчивость и стабильность выгодны не только вкладчикам, но и государству.
С сентября 2020-го по март 2021-го количество жителей России, пришедших на Московскую биржу, выросло более чем в полтора раза. При этом набирает популярность участие в первичных размещениях (IPO), которые могут дать высокую доходность. Например, сервис Airbnb вышел на IPO в декабре 2020-го, и уже через три месяца его акции выросли на 188%.
Но в процессе, когда частная компания становится публичной, есть свои подводные камни.
Аллокация: если спрос превышает предложение, то вложить всю планируемую сумму невозможно. Брокеры распределяют акции пропорционально между всеми инвесторами. Например, если вы хотите вложить миллион, то вам могут одобрить только 10 тыс. И дальше вы уже ищете, куда разместить оставшуюся сумму.
Локап-период: это заранее заданный период времени (обычно три месяца) после IPO, когда держатели не могут продать акции компании. Его используют, чтобы спекулянты не обвалили цену бумаг. За время локап-периода цена может измениться: например, Facebook вышел на IPO в мае 2012-го, а через три месяца его акции упали в два раза.
Стартапы: на IPO могут выйти совсем молодые компании без выручки. Вкладываться в них крайне рискованно, так как сложно спрогнозировать потенциал акций. Например, фитнес-стартап Peloton вышел на IPO в 2019 году. Акции компании упали сразу же, так как руководство неправильно оценило стоимость компании, и только в 2020 году бумаги начали расти.
Самый доходный малый бизнес
Чтобы построить успешный малый бизнес надо внимательно подойти к выбору направления и просчитать «экономику» будущей деятельности. Мы расскажем, что нужно делать, рассмотрим примеры, с точки зрения вложений, чтобы вы могли оценить разные идеи. А также научим, как сэкономить при решении юридических вопросов.
На что обращать внимание при выборе сферы деятельности
Прежде всего вам надо изучить рынок, чтобы понять, какие товары и услуги уже пользуются стабильным спросом. Особенно это важно, если вы планируете вести бизнес офлайн в конкретной местности. Например, открывать магазины с очень теплой верхней одеждой в южных широтах не так прибыльно, как в северных.
Другой вариант ─ оценить, на какие продукцию или услуги может быть спрос, но их пока нет в том городе, где вы живете. Допустим, родители готовы оплачивать частный детский сад, но этим никто не занимается. Если вы правильно оцените потенциальный спрос, у вас будет востребованный бизнес и низкая конкуренция.
В поисках оригинальных идей изучайте опыт успешных предпринимателей, составьте список популярных ниш, которые приносят доход. Но помните, что у прибыльных бизнесов не всегда в основе что-то необычное, иногда решающими могут стать другие факторы. Например, даже простой продуктовый магазин, открытый в проходном месте, может стать рентабельным бизнесом.
Не всегда нужно бояться высокой конкуренции в определенных сферах, так как именно в том месте, где вы планируете работать, возможно, конкурентов не будет. Например, в городе несколько пекарен хлеба, но по одной в каждом жилом районе.
Принесет ли деятельность прибыль и когда
Если вы не хотите узнать ответ на этот вопрос опытным путем, посчитайте потенциальный доход, размер первоначальных вложений, регулярных затрат, налоги, погашение кредитов и другие расходы.
Когда бизнес сезонный, например, по продаже напитков или мороженого летом, и есть траты за периоды без выручки, их тоже надо учитывать. Например, это может быть ─ хранение оборудования, содержание онлайн-кассы, взносы в фонды.
Естественно, что быстрая окупаемость у проекта гарантирована при условии минимальных первоначальных затрат в прибыльных нишах, которые отличает постоянный высокий спрос. Это оптимальный вариант, но так бывает не всегда. Чаще надо просчитывать, когда вложения окупятся. Для этого составляют бизнес-планы, где учитывают все возможные доходы и расходы.
Расчет показателей
Рентабельность бизнеса ─ это соотношение прибыли и расходов за период, умноженное на 100%. В разных источниках встречаются различные способы подсчета рентабельности: от валовой, чистой или нераспределенной прибыли.
На начальном этапе у вас может не быть таких данных. Поэтому возьмите за основу потенциальные доходы и расходы с учетом налогов. Чтобы найти потенциальную прибыль, из доходов вычтите расходы.
Если для бизнеса понадобится оборудование, здание или что-то другое дорогостоящее с долгим сроком использования, в расходы за период берите часть стоимости таких вложений, рассчитанную как затраты на покупку, разделенные на время использования.
Нормы рентабельности нет, она для каждой сферы деятельности она своя. Но можно посмотреть «средние» значения по отрасли на сайте ФНС, они публикуются ежегодно.
Окупаемость бизнеса показывает через какое время бизнес начнет приносить устойчивую прибыль. Это в первую очередь актуально для деятельности со значительными первоначальными вложениями.
Чтобы узнать срок окупаемости надо первоначальные инвестиции разделить на прибыль. Это простой способ расчета, который не учитывает изменение стоимости денег со временем.
В более сложном варианте используется дисконтированный подход. Для расчета коэффициента дисконтирования используют формулу:
где: k ─ коэффициент дисконтирования;
r ─ процентная ставка;
n ─ порядковый номер года с начала проекта.
Как использовать коэффициент дисконтирования? Надо годовые доходы и расходы умножить на рассчитанный коэффициент, чтобы скорректировать влияние инфляции. Затем рассчитать дисконтированную прибыль за несколько периодов и разделить инвестиции на полученное число.
Пример. В первый год доходы 200 тыс. р., расходы 100 тыс. р., процентная ставка 7%. Расчет:
дисконтированный доход 200 х 0,9346 = 186,92 тыс. р.
дисконтированный расход 100 х 0,9346 = 93,46 тыс.р.
Вы можете использовать более простой подход, чтобы «прикинуть» срок окупаемости и затем рассчитать его точнее с использованием коэффициента дисконтирования.
Еще один важный фактор ─ возможность со временем масштабировать бизнес, в том числе перейти в онлайн.
Дальше рассмотрим примеры ─ разные виды деятельности с точки зрения начальных вложений, прибыльности и сроков окупаемости.
Примеры
Разделим направления на два типа:
«Домашний» бизнес ─ минимум вложений, быстрая окупаемость, низкий риск, но есть потолок доходов, который сложно «пробивать».
Ключевое отличие бизнеса дома ─ если он не пойдет, вы потеряете только время.
Бизнес, который не начать без вложений. Сумма первоначальных затрат зависит от бизнес-идеи, прибыльная она будет и когда окупиться лучше просчитать до того, как начнете вкладываться. При этом учитывайте все факторы: спрос, возможную вилку цен, текущие затраты, налоги и другое.
Помните, что люди в конкретной местности могут не нуждаться даже в интересных идеях или не готовы платить за них установленную цену. Это обстоятельство важно учитывать перед покупкой франшизы ─ просчитайте предоставленный франчайзером бизнес-план с учетом возможного уровня цен и затрат в вашем городе.
«Домашний» бизнес
Начнем с видов деятельности, для которых потребуются минимальные вложения. Сюда относится домашний бизнес из сферы услуг. Можно, например, заняться изготовлением тортов, шоколада, пошивом или вязанием одежды на заказ, репетиторством.
В таких направлениях вы тратите только свое время и получаете доход при минимальных затратах. Исключение ─ работа кондитера, которому нужны продукты, но они всегда входят в стоимость готовых изделий и обычно закупаются под определенные заказы. Поэтому и в этом случае можно считать основным ресурсом время.
Плюс «домашнего» бизнеса в том, что вы сразу получаете доход. А учитывая минимальные затраты на старте, такую деятельность можно отнести к числу прибыльных бизнесов с быстрым сроком окупаемости.
Клиенты, чаще всего, приходят по «сарафанному радио», если, конечно, услуги качественные. Кроме этого, когда нет работников, можно зарегистрироваться в качестве самозанятого, платить налог 4 ─ 6% с дохода и не покупать онлайн-кассу.
Минус бизнеса на дому в том, что один человек физически может выполнить только определенное количество заказов, поэтому рост доходов останавливается. И в этом случае надо думать или об увеличении цен, или о расширении ─ найме людей, аренде помещения и т.д.
Некоторые парикмахеры, мастера маникюра, репетиторы, грумеры предпочитают приходить домой к клиентам, а не приглашать к себе, но суть от этого не меняется ─ клиенты оплачивают время специалиста.
Бизнес с вложениями
К этой категории можно отнести разные направления, например: