Что сейчас на месте сухаревой башни
Птица с человеческой головой и другие страшилки: что москвичи рассказывали о Сухаревой башне
Среди московских легенд особое место занимают предания о знаменитой Сухаревой башне, которая находилась на пересечении современных Садового кольца, Сретенки и проспекта Мира с конца XVII века до 1934 года. В течение этого времени она была для Москвы и символом спасения Петра I от царевны Софьи, и источником страшных историй. Башня служила пожарным, а в начале ХХ века в ней располагался Музей коммунального хозяйства, позже ставший Музеем Москвы.
Истории башни и сегодня хранятся в этом культурном учреждении. Точнее, книга «Сухарева башня (1692–1926). Народные легенды о башне, реставрация и современное состояние», которую написал 1926 году директор Московского коммунального музея москвовед Петр Сытин. Пересказываем самые интересные из них.
Первая легенда, связанная с Сухаревской башней, родилась сразу после ее постройки в 1695 году. Ходили слухи, что Петр I возвел ее в благодарность стрельцам полка стольника Лаврентия Сухарева, охранявшим его в юности от старшей сестры — царевны Софьи.
Проект здания был разработан Михаилом Чоглоковым, строителем Арсенала в Кремле. Башню возводили в два этапа. Сначала сделали два первых яруса — перестроенные в камне Сретенские ворота и палаты над ними. В одной из них, которая называлась рапирной, обучали фехтованию. В других палатах располагалась полковая изба стрельцов Сухарева. Над перекрытием находился постамент шатра, на нем были часы. Третий ярус достроили в 1698–1701 годах, после возвращения Петра I из Европы. После окончания работ высота башни составила 64 метра, что сделало ее второй архитектурной доминантой Москвы — после колокольни Ивана Великого в Кремле.
В начале XVIII века рождаются новые городские легенды о Сухаревой башне, связанные с личностью поселившегося в ней Якова Брюса. В народных сказаниях сподвижник Петра I генерал-фельдмаршал Яков Вилимович Брюс, происходивший из рода шотландских королей, предстает как колдун и звездочет, хозяин загадочной башни, повелевавший стихиями и бесами. Москвичи шептались о железной птице с человеческой головой, на которой Брюс летает к царю на совет, и о немой девушке, которая прислуживала его гостям, а в конце вечера якобы рассыпалась цветочными бутонами.
В действительности же Яков Брюс был не колдуном, а ученым — одним из образованнейших людей своего времени. Он занимался астрономией, математикой, химией и физикой. В 1696 году Брюс составил карту российских земель от Москвы до Малой Азии, а в 1707-м — и карту звездного неба «Глобус небесный иже о сфере небесной». На одном из верхних этажей Сухаревой башни им была устроена обсерватория, оборудованная «зрительными трубами», секстантами и квадрантами и огромным звездным глобусом работы Виллема Блау.
После смерти Брюса помещения башни какое-то время служили для нужд морского ведомства, а потом перешли в ведение города. В 1829 году на втором этаже был устроен гигантский резервуар, в который поступала вода из Мытищинского водопровода. Использование Сухаревой башни в качестве водонапорной было прекращено со строительством в 1890-х годах Крестовских башен. До Октябрьской революции в здании размещались городской архив, часовня, электрический трансформатор, компрессорная станция, сторожка башенного смотрителя.
В 1925 году башню передали Музею коммунального хозяйства (который, со временем поменяв несколько названий, стал Музеем Москвы). Приспосабливать здание под музей помогал его директор — известный историк москвовед Петр Васильевич Сытин. Но уже в 1934 году Сухареву башню разобрали — ее сочли помехой развитию транспортной магистрали. Многочисленные протесты научной и художественной общественности, пытавшейся спасти памятник архитектуры, результата не дали. Фрагменты башни вывезли в музей-заповедник «Коломенское», а оконные наличники вмуровали в стену Донского монастыря.
Миф о Сухаревской башне ожил в Центре Гиляровского
Снесенный по приказу Сталина легендарный памятник может быть воссоздан
Сегодня от знаменитой Сухаревской башни, которая некогда находилась в районе современного Садового кольца, остались лишь мифы. Но легенды эти столь загадочны и удивительны, а фотографии здания в стиле московского барокко столь романтичны, что фантом башни до сих пор не дает покоя москвичам.
Центр Гиляровского, расположенный во дворе Столешникова переулка, соседствует с домом №9, где когда-то жил «король репортажа» Владимир Гиляровский. Именно там он сложил свои статьи разного времени в книгу «Москва и москвичи», до сих пор остающуюся бестселлером. Есть в ней немало строк, посвященной Сухаревской башне и площади, на которой она стояла.
Благодаря Гиляровскому мы сегодня можем представить в красках, какая жизнь кипела вокруг этого мифического строения в конце ХIХ века. Его очерки, письма и стихи, описывающие Сухареву башню и ее окрестности, стали стержнем новой выставки в Центре Гиляровского.
Впрочем, начинается проект, как положено, с истории здания. В арт-пространстве на деревянных стендах мы находим планы башни, старинные книги, фотографии, кадры кинохроники и уцелевшие фрагменты памятника московского барокко. Первая глава, историческая, получила название «Тело башни».
Сухареву башню начали строить в 1692 году по указу Петра I. Строительство осуществлялось в два этапа по проекту выдающегося зодчего Михаила Чоглокова. В первые три года возвели два яруса, построили проездные ворота и две палаты с сенями. Над ними была сооружена башня с часами, а по углам сделаны четыре остроконечные башенки.
Позже, в 1678-1701 годах, после возвращения Петра I из Европы, был надстроен третий ярус. Открытая краснокирпичная кладка, пышный белокаменный декор, парные окна с затейливыми наличниками и двуглавый орел, венчавший башню, стали символом места.
Башню прозвали Сухаревской в честь полковника Стрелецкого полка Лаврентия Сухарева, который помог юному царю удержать власть, когда его сестра Софья пыталась свергнуть младшего брата с престола.
После окончания строительства третий ярус башни занимала Школа математических и навигационных наук, которой руководил ученый Яков Брюс. Он оборудовал в одной из башен астрономическую обсерваторию, где, по легенде, собиралось тайное «Нептуново общество», возглавляемое Францем Лефортом.
Существует предание, что в основании башни Брюс спрятал «Черную книгу», способную дать неограниченную власть. Якобы с помощью этой книги Брюс создал немую девушку, которая прислуживает «чернокнижнику» за обедами и ужинами, а в конце дня она рассыпается цветочными букетами…
Впрочем, по мнению исследователей, на самом деле речь идет о лечебной книге на латыни, где содержались разные рецепты, а все легенды об ученом немце родились из-за того, что народ тогда мало понимал в науках и принимал исследования Брюса за колдовство.
История башни насыщена разными событиями и поворотами. В ХIХ веке у Сухаревки образовался антикварный и букинистический рынок, который характерно описал Владимир Гиляровский в книге «Москва и москвичи». Самый знаменитый эпизод звучит как анекдот: «Приносит дама к знакомым картину и показывает ее И.Е.Репину. Тот хохочет. Просит перо и чернила и подписывает внизу картины: «Это не Репин. И.Репин». Картина эта опять попала на Сухаревку и была продана благодаря репинскому автографу за сто рублей».
В 1933 году было принято решение снести Сухареву башню, чтобы освободить дорогу для оживленного движения в этом районе. Еще в 1910-х звучали предложения пробить в арках башни дополнительные сквозные проемы, однако идеи не были воплощены в жизнь. Когда в 1930-х заговорили о радикальном решении, научная и художественная общественность выступила против и обратилась с просьбой сохранить уникальный памятник к Иосифу Сталину. Однако он не прислушался к Игорю Грабарю, Ивану Жолтовскому, Алексею Щусеву и многим другим, и распорядился снести башню. Письмо с таким решением от 18 сентября 1933 года можно найти в одной из витрин выставки.
Владимир Гиляровский застал снос башни – ее разбирали вручную постепенно. Сооружение буквально таяло на глазах. Сохранились зарисовки художников, запечатлевшие этот момент. Некоторые фрагменты башни отдали в Донской монастырь, где тогда задумали сделать музей под открытым небом. Другие попали в несколько музеев, в том числе, сохранились уникальные часы Сухаревки.
Москвичи с печалью наблюдали, как на глазах растворяется памятник, а знаменитый журналист писал дочери в 1934 году: «Жуткое что-то! Багровая, красная, Солнца закатным лучом освещенная, В груду развалин живых превращенная, Все еще вижу ее я вчерашнюю – Гордой красавицей, розовой башнею…». В том же году Гиляровского не стало.
Второй этаж Центра Гиляровского, где разместилась следующая «глава» выставки, как раз посвящен поэтическому образу Сухаревской башни. Здесь можно найти цитаты из Лермонтова, Пастернака, Маяковского, Мандельштама, Вознесенского, посвященные памятнику, а также исторические книги с очерками о ней. Одни писатели воспевали ее образ, повидав ее в свое время, и помня ее реальный облик, другие обращались к мифу…
Глава «Образ башни» свидетельствует об острых фантомных болях, которые москвичи испытывали и испытывают до сих – Сухаревской башни не хватает на своем законном месте. Поэтому идея о восстановлении появилась довольно скоро – о ней заговорил в 1970-х годах главный архитектор Москвы Михаил Посохин. Были разные идеи. Например, поставить копию башни близ исторического места – в сквере неподалеку. С таким предложением в 1982 году выступили архитектор Павел Рагулин и инженер Петр Мягков. В 1986-м был даже объявлен конкурс на архитектурно-планировочное решение Большой Колхозной площади, как тогда называлась Сухаревская площадь.
Первую премию получил проект Юрия Герасимова и Петра Панухина, предполагавший воссоздание башни на старом месте. Исторический фундамент рассчитывали сделать доступным для обозрения. Для этого нужно было сделать под ним туннели для автотранспорта. Но идея так и не была воплощена в жизнь: слишком уж близко там расположены разные коммуникации, к тому же рядом находится метро.
Последний раз о воссоздании Сухаревской башни заговорили совсем недавно – в 2018 году, но идея опять же повисла в воздухе… Однако сам факт того, что к мысли о восстановлении Сухаревой башни постоянно возвращаются, свидетельствует о ее значимости и важности.
Миф о башне Брюса – как некая поэтическая скрепа – витает над городом и, быть может, однажды 80-метровый фантом снова обретет зримые формы…
Но пока башня остается мечтой, утопией, о которой мы помним во многом благодаря Владимиру Гиляровскому.
«Я плачу не от боли, а от обиды. «
Москву, как известно, хотели превратить из купеческого города с кривыми улицами и тесными переулками в социалистическую столицу. С широкими проспектами и площадями, попутно избавляясь от старины, особенно храмов и колоколен.
Так в 1920-1930-х исчез целый район Зарядье, сломали Китайгородскую стену, разобрали Триумфальную арку на площади Тверской заставы и Красные ворота, взорвали Храм Христа Спасителя. А она все стояла. Удивительная. Неповторимая. Сухарева башня.
В этом году 320 лет, как ее построили. Стройка длилась несколько лет. Петр I задумал поставить в Москве башню, наподобие тех, что видел в Голландии на центральных площадях. У Сретенских ворот в то время жили стрельцы Лаврентия Сухарева, присягнувшие Петру во время распрей с Софьей. Поэтому башня стала стала именоваться Сухаревой.
Начальник специальной комиссии Моссовета товарищ Хорошилкин рапортовал в духе нынешних чиновников: «После сноса башни Большая и Малая Сухаревская площади будут перепланированы. Мы получим большой и широкий участок, по которому организуем образцовое трамвайное, автомобильное и пешеходное движение. «
Известно письмо академиков архитектуры и деятелей искусства Жолтовского, Фомина, Грабаря и Мухина, в котором они просят руководство страны сохранить башню. Письмо есть на выставке. Там, в частности, говорится, что «Сухарева башня есть неувядаемый образец великого строительного искусства, известный всему миру и всюду одинаково высоко ценимый. Несмотря на все новейшие достижения техники, она все еще не утратила своего громадного показательного и воспитательного значения для строительных кадров».
Интересен и один из пунктов, в котором авторы письма отмечают, что «не только не возражали против сломки храма спасителя, но горячо ее приветствовали, видя в нем образец ложно-национального стиля» и «решительно возражают» против уничтожения башни, считая, что это примерно то же, что «уничтожение картины Рафаэля».
Храм Христа Спасителя взорвали в 1931-м. От башни избавились в 1934-м. Ни просьбы, ни письма, ни проект реорганизации движения на Сухаревой площади с сохранением башни, который бралась разработать группа архитекторов за месяц, не помогли.
Художник Павел Корин, как записал в своем дневнике Владимир Голицын, «напал» на одном вечере на некого «М», который говорил, что получился прекрасный проспект: «Эка важность, нашел, чем хвалиться, сломали художественный памятник и залили асфальтом».
Евгений Лансере, еще один известный художник, в своем дневнике называл разрушителей башни «сволочными вандалами»: «Все трамвайные инженеры и «урбанисты», вероятно!»
Но по большому счету, из-за сноса башни переживали, в основном, художники и архитекторы. Вот и Карл Лопяло уже в 1970-х констатировал, что тогда «большинство москвичей относилось к этому явлению равнодушно». Но рассказал об одном пожилом дворнике:
— Мне запомнилось (и я часто это вспоминаю), как он, усатый, стоял, смотрел на Сухареву башню и плакал. Его спросили: «Что вы плачете, у вас что-то болит?» На что он ответил: «Плачут не от боли, а от обиды. Я плачу от обиды за Сухареву башню».
Выставка продлится в Музее Москвы до 30 мая. Билеты нужно приобретать онлайн на сайте музея.
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
В самом конце 17 века, в 1692 году, на месте деревянных Сретенских ворот, стоявших на высоком холме, возвели новые – уже каменные, с 64-метровой башней. Назвали ее Сухаревой. Согласно легенде, таким образом Петр I выразил свою благодарность Лаврентию Сухареву, полковнику стрелецкого войска, выступившего на стороне будущего царя в 1689 году, когда Пётру пришлось бежать и скрываться в Сергиевой лавре от Софьи.
В Москве тогда самыми высокими зданиями считались колокольня «Иван Великий» и две башни – Сухарева и Меншикова. Горожане стали называть Сухареву башню «невестой Ивана Великого», а Меншикову и Сухареву – сестрами.
« …На крутой горе, усыпанной низкими домиками, среди коих изредка лишь проглядывает широкая белая стена какого-нибудь боярского дома, возвышается четвероугольная, сизая, фантастическая громада — Сухарева башня. Она гордо взирает на окрестности, будто знает, что имя Петра начертано на ее мшистом челе! Её мрачная физиономия, её гигантские размеры, её решительные формы — всё хранит отпечаток другого века, отпечаток той грозной власти, которой ничто не могло противиться ». М.Ю. Лермонтов, 1834 год.
Легенды Сухаревой башни
Как настоящий ученый, он скептически и с недоверием относился ко всему сверхъестественному, стараясь найти ему научное объяснение.
Но простые обыватели, весьма далекие от научных идей и опытов, видя светящееся по ночам окно обсерватории, тут же объявили его колдуном и чернокнижником. Стали распространяться слухи, что в башне творятся «нечистые» дела. Люди старались обходить «нехорошую» башню стороной, а, проходя мимо, крестились.
Поговаривали, будто Якову Брюсу каким-то непостижимым образом удалось завладеть библиотекой Ивана Грозного, которую царь перед смертью спрятал так, чтобы никто не мог ее найти. А по легенде в ней были книги, позволяющие получить власть над всем миром, особо выделялась среди них «Черная книга». И, якобы, прочитав эти книги, Яков Брюс наглухо замуровал библиотеку царя в одной из стен башни, спрятав, таким образом, ее от людей.
После того, как Яков Брюс умер, многие пытались найти спрятанные в башне книги. Делала такую попытку и Екатерина II, в некоторых помещениях по ее распоряжению разбирали стены, однако, найти ничего не удалось. Прекратив на время поиски, императрица распорядилась выставить возле башни караул, а вход в нее опечатать. И башню действительно охраняли очень долго, сняли караул лишь большевики, и то не сразу, только в 1924 году.
В 1930-е годы при разборе одного из склепов было найдено тело Якова Брюса, опознали которого по фамильному перстню. Найденные останки отправили в лабораторию, для того, чтобы воссоздать его облик. Но опять случилось необъяснимое – тело из лаборатории исчезло, на месте остались лишь одежда и перстень.
А теперь перейдем к реалиям.
и посмотрим на фотографии башни в разные года.
Вернём Москве Сухареву башню!
В первой трети XX века, вскоре после прихода к власти большевиков, Москва лишилась ряда своих символов, хоть и не связанных с религией, но представлявших собой досадные помехи для новой власти, собиравшейся строить «новый мир». Это Красные ворота (разобраны в 1927 году), Сухарева башня (снесена в 1934-м), Триумфальные ворота на Тверской Заставе (разобраны в 1936-м). В середине 1930-х в рамках сталинской реконструкции столицы на Садовом кольце были уничтожены все сады, а сама улица превратилась в широкую магистраль, какой мы её знаем.
Мои знакомые из архитектурного бюро Megabudka предлагают вернуть на Садовое и сады, и Сухареву башню. Ой, слышите грохот? Это бомбануло у московских автомобилистов! Ведь именно ради них и 100500 полос движения в центре Москвы Сухареву башню и Красные ворота в своё время уничтожили.
Но времена меняются. Пришла пора восстановить историческую справедливость! Вот зачем Москве нужна Сухарева башня:
Мы хотим поставить точку в обсуждениях воссоздания снесённой в угоду расширения Садового кольца Сухаревой башни.
Восстанавливать башню нужно! Не где-то рядом, как предлагали (в сквере), а прямо там, где она стояла – посередине Садового кольца. Фундаменты сохранены, Садовое кольцо на месте – какие проблемы?
В бюро Megabudka попытались представить этот перекрёсток с башней. Позвали в бюро специалиста по транспорту, устроили обсуждения и нарисовали, как это могло бы выглядеть. Вот что получилось:
Так может выглядеть перекрёсток Сретенки, Садового кольца и проспекта Мира. Сейчас тут светофор и сквозной проезд.
По нашей схеме, чтобы выехать на проспект Мира, нужно совершить движение по кольцу вокруг башни. Кажется, что это заметно усложнит ситуацию, но вместе с этим появятся развороты в обе стороны по Садовому!
Крупнее. Перед входом на Сухареву башню – просторная площадь. До площади – зелёный сквер на месте, где исторически был рынок. Тут может быть постоянная ярмарка.
Возвращаем трамвай, который двигался по кольцу по маршруту «Б». Теперь это скоростной, комфортный и современный вид транспорта.
Вход в башню – это лестница на второй ярус. Первый этаж мы вправе сделать более проницаемым: сквозные проходы помогут создать комфортную обстановку для потока людей.
Само здание всегда считалось важной исторической доминантной в Москве. Её возвращение – это новая ступень в жизни города. Теперь у Москвы обозначится контур Старого города, и этот контур может быть полностью пешеходным. Садовое кольцо – это прежде кольцо садов, и лишь потом это кольцо дорог.
И самое главное: возвращение башни на прежнее место запустит необратимый процесс преобразования Садового кольца в кольцо садов и бульваров.
Транспортного коллапса не будет
Сейчас Садовое – это МКАД в центре города: то же большое количество полос, при этом их количество меняется от 6 до 10. Это самый большой минус Садового как транспортной магистрали. При этом на МКАДе бессветофорное движение и постоянно модернизируются въезды-выезды.
Считается, что Садовое невозможно улучшить без сноса зданий. А если, например, снести и перестроить великолепный Крымский мост, памятник инженерной и архитектурной мысли? Вы хотите больше полос вместо Крымского моста? Нет! Никогда тут не будет больше 4-х полос в одну сторону: москвичи не позволят этому случиться.
Садовое кольцо имеет те же экологические проблемы, что и МКАД: шумовая нагрузка тут почти такая же. Сейчас гулять по Садовому кольцу неприятно.
На МКАД это решено правильно: от магистрали до домов несколько десятков метров зелени. Не очень экологично, но жить можно. Жить на Садовом, на котором нет зелёного буфера, нельзя совсем.
А что происходит в других странах? Нигде в мире больше нет шоссе в центре города.
А не так давно Садовое выглядело вот так:
Сады на Садовом! Раньше было лучше!
Но пока мы говорим об идее. Следующим этапом должен быть транспортный и градостроительный анализ. Такие проекты невозможно воплотить без эксперимента в течение как минимум года.
Что станет с транспортом, если вернуть Сухареву башню на прежнее место?
Везде одинаковое количество полос (на всём протяжении кольца) и ограничение скорости в 60 км/ч за счёт сужения полос. А пока такие улицы, как Садовое кольцо, Тверская, Новый Арбат остаются генераторами смертельных ДТП в центре Москвы.
При этом Третье транспортное кольцо – это тот скоростной контур, внутри которого должны быть только городские улицы с регулируемым движением, выделенными полосами для общественного транспорта и максимум двумя полосами в одном направлении.
Что получит город, если вернуть Башню?
Первый плюс: знаменитая доминанта вернётся на своё место
Да, это новострой, но на старом фундаменте. Намного важнее истинная ценность башни, её идейность для России и Москвы, характер в городской застройке. Москва уже имеет возвращённые постройки: храм Христа Спасителя, Воскресенские ворота, Никольская башня, Круглая башня Китай-города, гостиница «Москва». Триумфальные ворота пролежали разобранными десятилетия, пока их не собрали вновь на Кутузовском.
Плюс второй: туристическая ценность
Сейчас туристов в этот район могут заманить только переулки Сретенки, театры и старорежимная чебуречная «Дружба». С появлением башни ценность этого места вырастет многократно. У города появится ещё один культурный центр притяжения.
Плюс третий: транспорт
Успокоение транспортного потока даст безопасность всем, кто находится на Садовом кольце.
Плюс четвёртый: трамвай
В своё время от трамвая отказались в угоду моде: пустили модный в 30-х троллейбус. Но сейчас лидером по удобству передвижения становится именно трамвай: рельсы – это константа, от них не откажешься и маршрут не переделаешь – горожане ценят такое постоянство.
Плюс пятый: круглогодичная велосреда
Именно тут можно начать вводить культуру велосипеда круглый год. Для тех, кому это нужно, безусловно!
Плюс шестой: кольцевой прогулочный маршрут
По всему пути пешеходы будут встречать средовые объекты различной насыщенности – зелёные насаждения, тёплые зимние павильоны (в летнее время – просто кафе), навесы, небольшие водоёмы, временные объекты (например, ярмарки, катки, летние театральные или музыкальные площадки) и так далее.
Плюс седьмой: Садовое кольцо – это памятник
В XIX веке Садовое кольцо – это бесконечная выставка ландшафта, владелец здания был обязан ухаживать за своими палисадниками. Красиво, почему бы не повторить сейчас?
Плюс восьмой: экология центра города заметно улучшится
Плюс девятый: центр Москвы приобретает свои ярко выраженные контуры
Старый город может оканчиваться на Садовом Кольце.
Плюс десятый: Башня может стать новым музеем или культурным центром
Появление каждого нового всесезонного общественного пространства в Москве – это мировое событие. Зарядье, «Гараж», Парк Горького прогремели на весь мир и стали культовыми местами.
Пока это только идея, скетч, быстрый набросок. Мы собираем комментарии к следующему этапу – концепции Садового кольца. Мы хотим получить обратную связь, пишите на sadovoe@megabudka.ru
Смотрите, какой важной доминантой для Москвы была Сухарева башня в начале XX века: