Что сейчас на месте бабьего яра

Бабий Яр сегодня – трагедия или фарс для власти Украины?

Что сейчас на месте бабьего яра. Смотреть фото Что сейчас на месте бабьего яра. Смотреть картинку Что сейчас на месте бабьего яра. Картинка про Что сейчас на месте бабьего яра. Фото Что сейчас на месте бабьего яра

Что сейчас на месте бабьего яра. Смотреть фото Что сейчас на месте бабьего яра. Смотреть картинку Что сейчас на месте бабьего яра. Картинка про Что сейчас на месте бабьего яра. Фото Что сейчас на месте бабьего яра

Захар Виноградов, РИА Новости

Одна из загадок сентябрьских дней 1941 года: почему киевские евреи сами шли нестройною толпою в Бабий Яр, где их сортировали, раздевали, а потом расстреливали. Почему не сопротивлялись? Почему не попытались сбежать?

Сегодня, 75 лет спустя, ответов несколько, один из них такой: на протяжении их последнего пути к смерти вдоль дороги стояли свои же, украинские сограждане, только одетые в полицейскую оккупационную форму. Людям не верилось, что вчерашние соседи по дому и улице теперь сопровождают их на пути к смерти. Это не укладывалось в премудрую еврейскую голову.

Сегодня ситуация, к сожалению, во многом сходная – политический путь нынешней украинской власти опять проходит под пристальным присмотром потомков или политических наследников тех, кто когда-то сопровождал евреев в Бабий Яр.

Ошибка ценою в жизнь

Что сейчас на месте бабьего яра. Смотреть фото Что сейчас на месте бабьего яра. Смотреть картинку Что сейчас на месте бабьего яра. Картинка про Что сейчас на месте бабьего яра. Фото Что сейчас на месте бабьего яра

Хотя в последние секунды своей жизни, видимо, уже понимали ошибку.
«Я остановился поблизости, и находившиеся на поляне украинцы стали нагружать машину с вещами, – свидетельствовал позже шофёр вермахта Хефер. – С этого места я видел, что прибывавших евреев – мужчин, женщин и детей – встречали также украинцы и направляли к тому месту, где те должны были по очереди складывать свои пожитки, пальто, обувь, верхнюю одежду и даже нижнее белье. Все это происходило очень быстро: если кто-нибудь задерживался, украинцы подгоняли его пинками и ударами.»

Что сейчас на месте бабьего яра. Смотреть фото Что сейчас на месте бабьего яра. Смотреть картинку Что сейчас на месте бабьего яра. Картинка про Что сейчас на месте бабьего яра. Фото Что сейчас на месте бабьего яра

Дважды погребенные

Советская власть внесла свою лепту в формирование или, вернее, сохранение идеологии национализма на Украине. Своей невнятной политикой невмешательства.

После войны Советы не очень-то понимали, что им делать с трагедией в Бабьем Яру.

С одной стороны – «лица еврейской национальности», которые стремились вернуться на свою историческую родину после того, как на карте мира появилось государство Израиль. С другой – украинские националисты, тоже враги советской власти, которые расстреливали евреев в Бабьем Яру, но при этом представители коренного населения советской во всех отношениях республики. Как тут быть? Кого советской власти в этом потенциальном мемориале жертвам геноцида восхвалять, а кого осуждать?

Для советской власти, если быть честными, и евреи были потенциальными предателями, потому что массово стремились из СССР на Запад, в свои, так сказать, «палестины», и националисты, с которыми в лесах на Западной Украине советские спецслужбы воевали вплоть до начала 60-х.

Что сейчас на месте бабьего яра. Смотреть фото Что сейчас на месте бабьего яра. Смотреть картинку Что сейчас на месте бабьего яра. Картинка про Что сейчас на месте бабьего яра. Фото Что сейчас на месте бабьего яра

В 1945 году композитор Дмитрий Клебанов написал симфонию, посвященную Бабьему Яру. Она тогда же была запрещена к исполнению и впервые прозвучала в 1990-м, уже после смерти автора.

В 1961 году сель снес постройки и дамбу, которые на месте Бабьего Яра построила советская власть. Дамба нужна была, чтобы хранить отходы местного производства. Так вот, ветер и весенние воды прорвали дамбу и снесли находившиеся ниже дамбы строения, и снова погибли люди.

Тогда про Бабий Яр, про погибших там в 1941-м евреев вспомнили: сначала написал поэму Евгений Евтушенко, а потом свою знаменитую симфонию композитор Дмитрий Шостакович.

Что сейчас на месте бабьего яра. Смотреть фото Что сейчас на месте бабьего яра. Смотреть картинку Что сейчас на месте бабьего яра. Картинка про Что сейчас на месте бабьего яра. Фото Что сейчас на месте бабьего яра

В 1966 году в журнале «Юность» был опубликован сокращенный вариант романа Анатолия Кузнецова «Бабий Яр». Полностью он вышел уже в 90-е годы, после смерти писателя.

В 1965 году был объявлен закрытый конкурс на памятник жертвам Бабьего Яра. Его выиграли киевские архитекторы Иосиф Каракис и Авраам Милецкий. Однако после подведения итогов, о самом конкурсе забыли, мемориал строить не стали, а поставили скромный обелиск, который заменили в 1976 году памятником, где о расстреле на этом месте 150 тысяч евреев вообще ничего сказано не было.

Так и получилось, что евреи в Бабьем Яру были погребены дважды: сначала физически, расстрелявшими их фашистами и украинскими националистами в сентябре 1941-го, потом исторически, когда советская власть попыталась стереть факт их расстрела из памяти и истории в 1976-м.

И только к 70-летию трагедии, то есть в 2011 году уже на независимой Украине при президенте Викторе Януковиче и премьере Николае Азарове была создана государственная комиссия, которая наконец-то приняла решение об увековечивании трагедии Бабьего Яра на государственном уровне.

Что сейчас на месте бабьего яра. Смотреть фото Что сейчас на месте бабьего яра. Смотреть картинку Что сейчас на месте бабьего яра. Картинка про Что сейчас на месте бабьего яра. Фото Что сейчас на месте бабьего яра

Но это правительство и этого президента, такая вот ирония истории, через два года после этого «снесли» украинские националисты – внуки и правнуки тех самых коллаборационистов, раздевавших евреев в Бабьем Яру. Ну, если не физические их потомки, то точно идеологические.

Трагедия или фарс на грани фола

И тут наступает самое интересное в этой истории.

В результате Евромайдана к власти на Украине и в Киеве пришла команда, члены которой, скажем так, имеют еврейских предков и родственников. Не важно, каковы их фамилии. Важно, что они в силу своего происхождения и национальной памяти прекрасно понимают, что и кто стоял за той трагедией в Бабьем Яру.

Сегодняшние руководители Украины, пришедшие к власти благодаря националистам, не могут не понимать, что между националистами из «добровольческих батальонов», так называемых добробатов, и ими, руководителями страны, лежит пропасть, имеющая отчетливое название «Бабий Яр».

Верхушка страны уверена, что сможет обыграть украинских националистов, сможет обвести вокруг пальца то самое националистическое «разорванное поколение», которое привело ее к власти и которое стоит в ожидании очереди на эту власть.

Источник

Конфликт вокруг Бабьего Яра: что происходит со строительством мемориала и музея Холокоста в Киеве

Что сейчас на месте бабьего яра. Смотреть фото Что сейчас на месте бабьего яра. Смотреть картинку Что сейчас на месте бабьего яра. Картинка про Что сейчас на месте бабьего яра. Фото Что сейчас на месте бабьего яра

Что сейчас на месте бабьего яра. Смотреть фото Что сейчас на месте бабьего яра. Смотреть картинку Что сейчас на месте бабьего яра. Картинка про Что сейчас на месте бабьего яра. Фото Что сейчас на месте бабьего яра

Что происходит со строительством мемориала и музея Холокоста в Киеве

No media source currently available

Что происходит со строительством мемориала и музея Холокоста в Киеве

В Украине к годовщине расстрелов в Бабьем Яре впервые за 80 лет после трагедии собираются открыть масштабный мемориал и музей Холокоста. Делает это частная компания с привлечением инвесторов, в том числе из России. Из-за этого в Украине возник скандал – общество разделилось: украинские историки и часть еврейских организаций настаивают, что мемориал должно строить государство, и предлагают свой проект. Представители власти же активно поддерживают частную инициативу.

В дни памяти в Бабьем Яре идут экскурсия за экскурсией. Их было много и раньше, но сейчас, к 80-й годовщине, на месте расстрелов людей много как никогда.

В 1941 году 29 и 30 сентября в этом месте немецкие оккупанты организовали массовое убийство еврейского населения Киева. Только за два дня расстреляли около 34 тысяч человек, а всего за несколько лет оккупации в Бабьем Яре казнили больше ста тысяч человек – не только евреев: тут убивали также ромов и советских военнопленных.

Где именно проходили расстрелы, историки спорят по сей день. За это время огромной территории лесопарка присвоили статус Национального заповедника «Бабий Яр» и в хаотичном порядке открыли здесь несколько десятков памятников. Единого комплекса, где был бы музей истории Бабьего Яра, за 80 лет в Украине так и не построили.

Киевлянка Татьяна пришла к новому памятнику в Бабьем Яре – это инсталляция «Зеркальное поле». На металлической платформе несколько железных колонн – как символов древа жизни. Все они пробиты настоящими пулями – точно такими же, как те, которыми расстреливали еврейское население Киева в 1941-м. Здесь Татьяна вспоминает подругу, которой в трехлетнем возрасте удалось сбежать из Бабьего Яра: ее вместе с мамой сбросил в яму к убитым немецкий офицер, а ночью раскопал их и спрятал.

«Зеркальное поле» – это лишь малая часть огромного проекта «Мемориальный комплекс Холокоста «Бабий Яр» – это частная инициатива, которую финансируют как украинские, так и иностранные бизнесмены: американцы, израильтяне и россияне. Фонд собрал 100 млн долларов. На эти деньги на территории Бабьего Яра хотят построить четыре музея, образовательный центр, архив и еще много объектов, связанных с историей трагедии. Арт-директором проекта назначили Илью Хржановского – гражданина России, еврея с украинскими корнями. Анна Фурман, заместитель гендиректора Международного центра Холокоста «Бабий Яр» говорит, что тема паспорта тут не важна: «Мы же не обсуждаем вопрос гражданства – мы обсуждаем уникальный по своей сути мемориальный комплекс мирового уровня».

Против частной инициативы выступили Ассоциация еврейских организаций и общин Украины, а также сотрудники национального Института истории. Там считают, что на фоне вооруженного конфликта на Донбассе россияне не имеют права принимать участие в создании такого важного для Украины мемориального комплекса. Говорят, что даже глава СБУ после их обращения писал письма в правительство с предостережениями. «Информация, которой располагает СБУ, свидетельствует о возможных попытках иностранных правительственных и негосударственных объединений, в частности Российской Федерации, использовать еврейский фактор для дискредитации Украины на международной арене и обвинении ее в нарушении прав и свобод нацменьшинств», – считает Йосиф Зисельс, глава Ассоциации еврейских организаций.

По неофициальной информации, несколько лет назад Минкульт Украины заказал команде ученых создать государственный проект мемориального комплекса в Бабьем Яре. Два года 18 историков его разрабатывали и представили документ на 130 страниц. Его главная идея в том, что в Бабьем Яре нельзя ничего строить – огромную территорию заповедника нужно просто облагородить, а музей Холокоста построить где-то подальше от этого места, «чтобы там не было хаотичных застроек, чтобы не было попыток захватить ту или иную территорию, – поясняет доктор исторических наук Александр Лысенко. – Это проект международного значения, его нельзя отдавать на откуп частным инициативам».

Йосиф Зисельс считает, что альтернативный проект строится на костях.

Журналистка украинского издания «Лига.Нет» Любовь Величко недавно опубликовала целое расследование, где разбиралась, действительно ли строится мемориал на костях. Она говорит, что прежде чем на месте расстрелов начали возводить арт-инсталляции, эти территории тщательно исследовали специалисты. «На этом месте был откос яра и была большая яма, и туда физически нельзя было никого захоронить», – уверяет Любовь Величко.

За 30 лет независимости Украины три частные компании пытались создать в Бабьем Яре мемориальный комплекс, пока что ни одной не удалось – из-за активного сопротивления общественности. «В каждом из трех проектов использовался один и тот же аргумент: строят не те, кто надо. Сначала это были американцы – это иностранные граждане, почему они должны строить что-то в Украине? Потом это были олигархи – они же плохие, поэтому тоже не должны строить. И сейчас мы видим нарратив, что строят россияне», – рассказывает журналистка.

Что сейчас на месте бабьего яра. Смотреть фото Что сейчас на месте бабьего яра. Смотреть картинку Что сейчас на месте бабьего яра. Картинка про Что сейчас на месте бабьего яра. Фото Что сейчас на месте бабьего яра

«На второй день расстрела был выдан шнапс». Трагедия в Бабьем Яре глазами палачей, их пособников и выживших

Денег на государственный проект Украина до сих пор так и не дала. У историков, говорят, даже нет средств, чтобы посчитать, сколько стоит воплотить в жизнь их мемориальный комплекс. Тем временем реализацию частного проекта власти активно поддерживают. Глава офиса президента Андрей Ермак заявлял, что этот мемориал и музей Холокоста в Бабьем Яре находится под личным патронатом президента Украины и украинского правительства.

За время съемки сюжета журналисты Настоящего Времени встретили в Бабьем Яре почти все руководство страны – президента, министра культуры, мэра столицы. Мы попытались узнать их мнение об участии граждан России в создании мемориального комплекса и о том, что их смущает в проекте, который придумали украинские историки. Однако однозначного ответа так и не получили.

Мэр Киева Виталий Кличко ответил: «Мы можем толкаться локтями, рассказывать об одном или о другом проекте, но здорово, когда есть инициатива, частная инициатива. Государство, к большому сожалению, не очень хороший менеджер, и здорово, когда есть синергия госструктур и частной инициативы для того, чтобы мемориал все-таки был создан».

Подобного мнения были и люди, которых мы встретили в Бабьем Яре в дни годовщины трагедии. Пенсионеры Елена и Евгений каждый год приходят сюда, чтобы почтить память погибших во время Холокоста, и понятия не имеют, кто строит тут памятники: «Нам все равно, за чьи деньги это все делается, главное, чтобы было и чтобы люди знали историю, потому что все это может повториться».

Источник

Бабий Яр: живые и мертвые

Что сейчас на месте бабьего яра. Смотреть фото Что сейчас на месте бабьего яра. Смотреть картинку Что сейчас на месте бабьего яра. Картинка про Что сейчас на месте бабьего яра. Фото Что сейчас на месте бабьего яра Что сейчас на месте бабьего яра. Смотреть фото Что сейчас на месте бабьего яра. Смотреть картинку Что сейчас на месте бабьего яра. Картинка про Что сейчас на месте бабьего яра. Фото Что сейчас на месте бабьего яра

Почетные гости, среди которых президенты Германии и Израиля, прибудут в Киев только через неделю, и всего на один день, поэтому вряд ли станут вникать в скандалы вокруг мемориала в Бабьем Яре. Речь о том, что организатором памятных мероприятий официально выступает Мемориальный центр Холокоста «Бабий Яр», финансируемый такими меценатами, как Михаил Фридман и Виктор Пинчук, поклонниками современного искусства. Поэтому директором центра назначен скандально известный режиссер Илья Хржановский, а центральным событием памятной недели станет показ фильма его коллеги-русофоба Сергея Лозницы, перекладывающего вину за Холокост на Советский Союз. Также состоится открытие скульптуры «Хрустальная стена плача» еще одной всемирно известной скандалистки Марины Абрамович, заявившей, что своим творением желает помирить жертв Холокоста и убийц.

Этой модной, европейской и постмодернистской концепции годовщины массового убийства противостоит ее новейшая украинская трактовка: мол, если исполнителями убийств были преимущественно украинцы, погибали тоже жители УССР, то и трагедия не еврейская и не мировая, а исключительно украинская. Также и потому, что некоторых карателей из ОУН-УПА (запрещены в РФ) и их идеологов потом точечно ликвидировали нацисты как лишних свидетелей, слишком много требовавших за свои грязные услуги от оккупационной администрации. Здесь, вокруг так называемого комитета «Бабий Яр», противоестественным образом спелись апологет украинского коллаборационизма и фальсификатор истории, бывший директор Института национальной памяти Владимир Вятрович и видный украинский общественник Иосиф Зисельс, пытающийся говорить от имени всех украинских евреев. Он отрицает существование антисемитизма на Украине и считает Бандеру героем.

Справка «РГ»

Массовые казни здесь продолжались вплоть до ухода немцев из Киева в 1943 году. При отступлении нацисты пытались скрыть следы преступлений и частично уничтожили массовые захоронения.

Источник

Бабий Яр: начало трагедии, сводившей с ума даже эсэсовцев

Что сейчас на месте бабьего яра. Смотреть фото Что сейчас на месте бабьего яра. Смотреть картинку Что сейчас на месте бабьего яра. Картинка про Что сейчас на месте бабьего яра. Фото Что сейчас на месте бабьего яра

Вокруг трагедии, растянувшейся на целых два года, со временем наросло множество домыслов, а саму ее неоднократно ставили под сомнение разного рода исследователи-ревизионисты. Тем не менее, документов, рассказывающих о происходившем, достаточно, в первую очередь материалы судебных процессов, опиравшихся на отчеты айнзацкоманд. До мая 1942 г. они выпускались почти ежедневно, затем примерно раз в неделю для высших чиновников страны. «После тяжелых и продолжительных боев нашими войсками оставлен город Киев»

Что сейчас на месте бабьего яра. Смотреть фото Что сейчас на месте бабьего яра. Смотреть картинку Что сейчас на месте бабьего яра. Картинка про Что сейчас на месте бабьего яра. Фото Что сейчас на месте бабьего яра

Непосредственно в Киеве действовала зондеркоманда 4-а Пауля Блобеля, относившаяся к айнзацгруппе Ц.

Инструкции у них, конечно же, не касались одних только евреев и были идейно обоснованы немецкими теоретиками евгеники, в том числе и такими, как авторитетный Карл Юнг. Поэтому на самый первый расстрел 27 сентября 1941 года вывели душевнобольных людей из психиатрической больницы им. Ивана Павлова у Кирилловской церкви, где еще недавно художник Врубель рисовал своих ангелов с лицами пациентов. Все они, с точки зрения немцев, были «балластными существами», жизнь которых не имела смысла и ценности.

Возможно, именно этот акт расправы определил место дальнейших расстрелов — обширные овраги Бабьего Яра находились буквально рядом. Жертв просто вывели за ограду больницы.

Кстати, количество погибших в разных источниках плавает, самой распространенной является цифра 752 пациента. А, например, в журнале «Психічне здоров’я» отмечалось, что всего за 1941-42 годы было уничтожено 800 душевнобольных. Такая же цифра фигурирует в материалах «киевского Нюрнберга» 17-28 января 1946 года, когда на скамье подсудимых сидели 15 исполнителей, включая генерал-лейтенанта полиции Пауля Шеера, отвечавшего за преступления в Киевской и Полтавской областях. Непосредственно в сентябре расстреляли 300 человек, многих врачи успели выписать как выздоровевших. Крещатик в огне. Кто на самом деле 80 лет назад уничтожил центральную улицу Киева

Что сейчас на месте бабьего яра. Смотреть фото Что сейчас на месте бабьего яра. Смотреть картинку Что сейчас на месте бабьего яра. Картинка про Что сейчас на месте бабьего яра. Фото Что сейчас на месте бабьего яра

Одновременно три убежденных эсэсовца — военный комендант Киева Курт Эберхард, руководитель СС и полиции на Юге России Фридрих Еккельн и командир айнзацгруппы «С» Отто Раш — определились с мероприятиями по «решению еврейского вопроса».

Впоследствии отмечалось удивление самих немцев, когда на призыв в назначенный день и час собраться с вещами, киевские евреи отреагировали дисциплинированно. Однако тому была причина: накануне была проведена «работа» с девятью взятыми в заложники раввинами, через которых и разошелся основной сигнал.

Известное объявление без подписи «все жиды города Киева должны явиться…» даже содержало неправильное название улицы Дегтяревской — в листовке «Доктеривская». Но это было уже не важно. По пыльной дороге в сторону Нового еврейского кладбища потянулись тысячи людей с малыми детьми и вещами. Среди них были родная сестра и племянница супруги Маршала Советского Союза Климента Ворошилова, Елены Давидовны, урожденной Голды Горбман.

Подробности и технология убийства многократно описаны, как и уничтожение трупов перед отступлением в 1943 году. Но так же, как и в случае с душевнобольными, со временем начала «плясать» цифра погибших.

Из сообщений айнзацкоманды известно точное количество расстрелянных евреев: 33 771. Сам Блобель на суде в 1947 году это отрицал, утверждая, что «расстреляна была не более чем половина указанного количества». Но в чем немцев никогда нельзя было упрекнуть, так это в плохом счете. А накручивать сто, сто пятьдесят, даже 400 тысяч начали уже в наше время, стремясь превратить трагедию в политический вопрос.

Для того, чтобы уничтожить такое количество людей, понадобилось всего два последних сентябрьских дня. День в истории. 1 июля: украинские националисты организовали еврейский погром во Львове

Что сейчас на месте бабьего яра. Смотреть фото Что сейчас на месте бабьего яра. Смотреть картинку Что сейчас на месте бабьего яра. Картинка про Что сейчас на месте бабьего яра. Фото Что сейчас на месте бабьего яра

И это не прошло бесследно для самих эсэсовцев, по злой иронии судьбы некоторые из них сами превратились в «балластных существ». Некто Герхард Кегель, сотрудник германского МИДа (и агент ГРУ по совместительству), хорошо знал представителя ведомства Розенберга при командующем группой армий «Юг» майора Коха, и его свидетельству о событиях в Бабьем Яре в своей книге выделил целую главу под названием «Рассказ Коха о кровавой расправе в Киеве».

В ней он и говорит о случившемся:

«После того, как в противотанковом рву или в овраге оказывалось два-три слоя трупов, края этих могил частично взрывались и убитые засыпались слоем земли. Затем все начиналось снова, и так до тех пор, пока общая могила не была заполнена доверху. При этом, конечно, происходили ужасные сцены, поскольку многим лишь на месте казни становилось понятно, что их ожидало. Вся эта «операция» потребовала больше времени, чем предполагалось вначале.

Что сейчас на месте бабьего яра. Смотреть фото Что сейчас на месте бабьего яра. Смотреть картинку Что сейчас на месте бабьего яра. Картинка про Что сейчас на месте бабьего яра. Фото Что сейчас на месте бабьего яра

Кстати, численность самой зондеркоманды составляла не более 150 человек. Ее члены не столько сами расстреливали, сколько организовывали расстрелы, а на усиление были приданы 3-й батальон войск СС, рота 9-го батальона полиции, 45-й и 303-й батальоны полицейского полка «Юг», подразделения украинской вспомогательной полиции и местные «добровольцы», всего 1200 человек. День в истории. 8 сентября: родился погромщик, сдававший бандеровцев гестапо

Что сейчас на месте бабьего яра. Смотреть фото Что сейчас на месте бабьего яра. Смотреть картинку Что сейчас на месте бабьего яра. Картинка про Что сейчас на месте бабьего яра. Фото Что сейчас на месте бабьего яра

Последние в самом массовом убийстве не участвовали, занимаясь, впрочем, позорной работой: сопровождением людей к месту расстрела, дежурством в оцеплении и погрузкой вещей убитых, которые сортировались для дальнейшей отправки. Лучшие вещи и ценности — в Германию, похуже — местным фольксдойче (гражданам СССР немецкого происхождения), а кое-что в полевой госпиталь СС.

В дальнейшем удобное место использовалось оккупантами уже с участием помощников из украинской полиции для расстрела заложников, бравшихся в городе после любой диверсии, моряков Пинской военной флотилии, военнопленных из Сырецкого лагеря, тоже расположившегося неподалеку, на месте царских летних армейских лагерей, националистов из ОУН (М), переставших нравиться новой власти. 18 февраля 1943 г. здесь были убиты трое игроков «Динамо» — участников «Матча смерти»: Трусевич, Кузьменко и Клименко.

По одной из версий, в Бабьем яре предположительно погиб второй секретарь Киевского горкома партии, депутат Верховного совета УССР и член Штаба обороны Киева Тимофей Шамрыло. В этой связи улицу Лагерную (то есть примыкавшую к Сырецким лагерям) после войны переименовали в его честь. А в 2017 году переименовали опять в рамках «декоммунизации».

Сколько всего людей сгинуло в этом страшном месте, к сожалению, установить невозможно.

По наиболее взвешенным оценкам, около 50 тысяч, а про невзвешенные мы говорили выше. Но все они заслуживают уважения одинаково. Это не была трагедия одних только евреев, русских или украинцев. Это была трагедия общечеловеческая, из которой нужно было сделать один-единственный вывод: нацистская политика в любых ее проявлениях недопустима. Использовали, а затем пустили в расход. За что в Бабьем яру расстреляли украинских националистов

Что сейчас на месте бабьего яра. Смотреть фото Что сейчас на месте бабьего яра. Смотреть картинку Что сейчас на месте бабьего яра. Картинка про Что сейчас на месте бабьего яра. Фото Что сейчас на месте бабьего яра

И еще одно действие, главное. Останки погибших заслуживали достойного погребения и увековечения, чего очень долгое время не делалось. И делается недостаточно по сей день.

Можно сетовать на советскую власть, равнодушно относившуюся к «копачам», бесконечно рывшимся в поисках золотых зубов, выборочно перенесшую останки на Лукьяновское кладбище и заложившую на местах расстрелов дорогу и новые микрорайоны.

Но вряд ли является чем-то лучшим поощряемый и безнаказанный вандализм в отношении памятников евреям и цыганам в Бабьем яре, попытки сократить жуткую страницу истории до «гибели украинских патриотов», скрывая при этом правду об их роли в тех событиях и абсолютное равнодушие к установлению имен тех многих тысяч, что были уничтожены ради людоедских идей. Как и одобрительное отношение к самим идеям, ставшим если не государственной политикой, то явной политической модой в современной Украине.

Источник

В среду, 29 сентября, исполняется 80 лет с начала массовых убийств евреев в Бабьем Яре под Киевом. Жертвами нацистов и украинских коллаборационистов там стали более 150 тысяч человек. Среди них были евреи, цыгане и советские пленные. Спастись удавалось единицам. Их истории — в материале «360».

Что сейчас на месте бабьего яра. Смотреть фото Что сейчас на месте бабьего яра. Смотреть картинку Что сейчас на месте бабьего яра. Картинка про Что сейчас на месте бабьего яра. Фото Что сейчас на месте бабьего яра

Чтобы заманить евреев и быстро с ними разделаться, нацисты в сентябре 1941 года развесили по Киеву более 2000 листовок. Они гласили, что будет проведена их перепись, а затем переселение. Людей также предупредили — за неявку будет расстрел.

Собраться нужно было 29 сентября, в 08:00, на углу улиц Мельниковой и Доктеривской с ценными вещами. Поскольку большинство мужчин было на войне, пришли туда в основном женщины, дети и старики. Помимо евреев, там были и представители интернациональных семей. За два дня был расстрелян 33 771 человек.

Всего же за годы войны там расстреляли порядка 150 тысяч человек.

Михаил Сидько

Михаилу Сидько было шесть лет на момент трагедии, развернувшейся в Бабьем Яре. О пережитом он рассказал несколько лет назад в программе «Шустер Live».

К месту сбора его вместе с мамой, двумя братьями и сестрой привел полицейский, после чего ушел. Все люди шли по улице с мешками, потому что им сказали вещи взять с собой. По обеим сторонам улицы стояли немцы и полицейские. Поначалу люди шли спокойно, потому что со стороны слышались музыка и стук вагонных колес. Немцы создали имитацию того, что людей куда-то отправляют. Ближе к кладбищу люди начали слышать выстрелы и крики.

«Многие сходили с ума на месте, поняв, что с ними сейчас будет. Они кричали, и их на месте расстреливали, а потом за ноги тащили в Яр», — вспоминал Сидько.

По его словам, в какой-то момент появился шлагбаум, через который людей пускали порциями. Там стояла старушка и плакала, прося пропустить ее вперед, потому что вся ее семья уже прошла. Она боялась, что те уедут без нее, не понимая, что этим отрывом она спасла себе пять минут жизни.

Мама Михаила шла с грудным ребенком на руках, а его младшая сестра Клара держала ее за юбку. Он же шел с братом Гришей рядом. Потом немцы отвели его с братом от матери.

«Она осталась на площадке, а нас в сторонку отправили. Там где-то 50-60 парней стояло от шести до 15 лет. Была такая насыпь, и на нее согнали тех, кто кричал, что они не евреи и пришил друга проводить. Это было 30-го числа, а за день до этого они всех подряд расстреливали», — рассказывал он.

Позже немцы решили, что им нужна рабочая сила, поэтому стали оставлять крепких мужчин, а для развлечения — красивых девушек. Некоторых детей оставили для медицинских экспериментов.

Мама стояла в двадцати метрах от нас и ждала, что будет дальше. Клара увидела нас, захотела на ручки и побежала к нам с братом. Полицейский, заметив это, догнал ее и дал по голове

Вечером охранник сжалился и начал по одному выпускать людей.

«Мы, как мыши, побежали из Яра в Киев. За нами никто не гнался, потому что знали, что все будем в Киеве, а оттуда никого не выпустят», — говорил Михаил.

На этом его горести с Гришей не закончились. Женщина, которая до этого сдала его семью полицейским и из-за которой он оказался в Бабьем Яре, увидев его дома, вновь вызвала полицию. Его с братом опять забрали, но уже в другое место.

С начала октября и до начала января Михаил и Гриша пробыли в камере со старыми евреями, коммунистами и военнопленными. Когда тех уводили на допрос, они оставляли мальчикам все, что у них было.

«Мы были единственными мальчиками, была надежда, что мы еще выкарабкаемся. А у них этой надежды не было», — отметил он.

Наконец, в январе их вызвали на допрос, а переводчиком следователя оказался сосед, друживший с их отцом. Он и рассказал, что мальчики были украинцами. Тогда следователь дал им бумажное подтверждение и выпустил на свободу. После этого братья вернулись домой, а та женщина вновь попыталась сдать их полиции, но когда они показали бумагу, от них отстали.

Василий Михайловский

На момент событий в Бабьем Яре Василия Михайловского еще звали Цезарь Кац и ему было четыре года. О своей судьбе он рассказал Би-би-си в 2016 году.

Отец посадил всю его семью вместе с няней в поезд для эвакуации, но он застрял под Киевом и находился там неделю. У них закончились продукты, тогда бабушка отправила няню с мальчиком домой за едой. Когда они вернулись назад, поезда не было. Так Василий остался в Киеве с няней.

Там их увидел отец, который тоже был в городе. Стоило им оказаться дома, как за ними пришла полиция, которую на них натравила дворничиха.

«Папа хотел бежать через черный ход, но больше мы его не видели. Дворничиха вернулась и сказала няне: „Жиденка утром отведи в Бабий Яр“», — вспоминал мужчина.

Поскольку няня не знала, что такое Бабий Яр и зачем туда надо идти, она просто собрала вещи и повела Василия туда. Маленький мальчик, не понимая, что происходит, просил купить себе флажок и шарик. Толпы людей напоминали ему демонстрации, на которые он ходил с отцом. Ребенок улыбался, идя по рельсам вместе с няней. Чем дальше они шли, тем сильнее портилось настроение людей вокруг. Женщины и дети плакали.

«Две недели мы с няней ходили по городу. Ночевали в руинах, заходили к знакомым, просили есть. Кто-то давал хлеба немного, кто-то картофеля. Как-то моей няне сказали: „Что ты ходишь с еврейским ребенком, его же убьют и тебя убьют“», — рассказал мужчина.

Тогда она оставила его в приюте для бездомных детей под именем Вася Фомин. Кудри выдавали в мальчике еврея, поэтому его побрили налысо. Там он и пробыл до освобождения Киева, а потом оказался в другом детдоме, где его усыновила одна семейная пара — и он стал Василием Михайловским.

Раиса Майстренко

Раиса Майстренко поделилась своей историей на сайте Бабьего Яра в 2011 году. Как она писала, один из ее дедушек немецким листовкам с приказом явиться не поверил сразу. Он почти уговорил свою дочь не идти туда вместе с детьми, но другой дед, наоборот, посчитал, что там говорят правду и евреев действительно перевезут на новое место.

Тогда мама Раисы собрала вещи, документы, фото, ценности, побросала все на повозку и усадила на нее дочь с сыном. В последний момент дедушка Петя — тот, что листовкам не верил, — забрал брата, сказав, что привезет его, когда мама устроится и вышлет адрес. Бабушка Таня пошла вместе с Раисой и ее мамой, чтобы проводить их.

Сама Раиса все это время висела на ее шее. В какой-то момент женщина обезумела, начала бежать в толпу и кричать о том, что она русская. Люди вынуждены были расступаться перед ней, пока она бежала дальше. В какой-то момент она прошла оцепление и оказалась на территории кладбища. Вдалеке слышались выстрелы, но за ней с Раисой никто не стал гнаться.

«Мы долго бежали, пока в изнеможении не упали и затаились в кустах среди могил. Так мы просидели до темноты, а потом начали искать дорогу домой. Бабушка этот район плохо знала, и мы долго блуждали в потемках, то удаляясь, то приближаясь к месту трагедии», — вспоминала женщина.

По ее словам, все остальные члены ее семьи — мама, дедушка Меер, мамины сестры, их дети — остались навеки в Бабьем Яре. Раиса же с бабушка вернулась домой, где соседи помогали им скрываться во время облав нацистов.

«Когда происходили облавы, кто-нибудь из соседей или дворник предупреждали нас — и мы с дедушкой бежали в подвал или на чердак. Особенно мне запомнился подвал. Мы с дедом прятались среди груд битого кирпича и стекол», — писала она.

Дина Проничева

Дина Прончива была той, кто дошел до мест расстрела людей. Она видела яму, в которой лежали горы трупов.

«Немец стал одной ногой мне на грудь, а другой — на тыльную часть руки — кисть. Убедившись, что я на это не реагирую, они ушли. На руке у меня образовалась рана, шрам от которой сохранился», — говорила Дина.

Спустя какое-то время трупы стали засыпать землей, но не слишком сильно. Это позволило девушке выкарабкаться из-под нее, а потом выбраться из ямы. Вместе с ней оттуда вышел мальчик, которому тоже удалось выжить.

«Двое суток я вместе с ним пыталась выбраться из Бабьего Яра. Первый день я укрывалась на дереве, а мальчик сидел в кустах. Второй день я просидела в мусорной яме. К утру третьего дня мальчик, который пытался пробраться к Куреневке, был убит», — писала она.

Самой Дине в конечном счете удалось сбежать.

Рувим Штейн

Только когда немцы забрали у всех паспорта и метрики, швырнув их в костер, она все поняла. Больше они не были людьми, ведь нет бумажки — нет человека. Вещи у них тоже отняли, но сжигать не стали, потому что они были ценны. Мужчин и женщин разделили на две колонны.

«Мама с сестрой вырывались и кричали, но вскоре они исчезли в толпе. Последнее, что я услышал, — мамин крик: „Беги“», — рассказывал Рувим.

Ему удалось сбежать из колонны, когда перед самым Яром дорога изогнулась, а из оврага появилась широкая труба. Он и прыгнул в нее, где потом благополучно застрял. Сколько он там провел часов, Штейн не помнил, но ночью ему удалось оттуда выбраться и добежать до кладбища. Еще через день он добрался до дома, где неделю провел без еды. Потом ему пришлось сбежать и оттуда, так как его могли вновь сдать немцам.

Рувим жил на киевских окраинах, собирал там картошку, торговал ею на базарах.

«На базарах начались облавы: искали уцелевших евреев, славян угоняли на работы в Германию. Я понял, что пора бежать из Киева. Прошел пешком Черниговскую, Сумскую и Орловскую области, добрался до Брянщины — и там перешел через линию фронта, к нашим», — вспомнил он.

По словам Рувима, настоящий он умер там, в Бабьем Яре, а то, что осталось, — искривленная тень.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *