Что сегодня актуально для меня в требованиях времени образование и эпоха
Эпоха перемен: образование сегодня
«Будешь учиться на двойки – дворником станешь», – такие слова часто приходилось слышать в детстве, поэтому слово «образование» обрело для меня значение «билет в счастливую жизнь». Повзрослев, я понял, что не все так просто…
Непросто с образованием обстоит дело в России и сегодня. Мы все чувствуем перемены, но процессы эти столь сложны, противоречивы, неоднозначны, что дать оценку этому очень нелегко. Взять хотя бы ЕГЭ или переход вузов на двухступенчатую систему образования, или слухи о грядущем закрытии большинства появившихся после перестройки колледжей, или… много всего сплелось вокруг образования в России. Одно можно с уверенностью сказать – мы находимся на переломном этапе, когда старое уходит, а новое еще не вступило в права. И процесс этот необратим, потому что обусловлен ходом самой истории.
Назад, “в светлое прошлое”
Чтобы осмыслить то, что происходит сегодня, нужно вернуться немного назад, в эпоху, когда начала складываться советская система образования.
Всеобщая грамотность стала необходима стране Советов вовсе не из стремления к высоким просветительским идеалам.
Этого требовала тотальная индустриализация. Союзу нужны были миллионы рабочих и служащих, способных трудиться на станках, тракторах и в шахтах, армии требовались солдаты. Но и рабочий, и крестьянин, и рядовой должны иметь некоторый образовательный минимум. Это, однако, далеко не все. Фабричные рабочие, «винтики» производства, обязаны уметь не только читать, считать и писать, им требовалась дисциплина, исполнительность. И потому система образования была нацелена на воспитание именно этих качеств, и что порой привожило к уравниловке и обезличиванию человека. К высшему образованию это относилось в гораздо меньшей степени – кто-то ведь должен командовать, управлять, а подобное невозможно без личной инициативы и умения принимать самостоятельные решения.
Не следует думать, что так было только в СССР. Это всемирная тенденция, которая появилась как результат промышленной революции, рождения класса пролетариата.
Так продолжалось до середины XX века. Затем в мире стали происходить перемены. Если в 1950 году рабочие составляли 50% всего занятого населения в развитых капиталистических странах, то с начала 70-х их число начало резко падать. Это было вызвано достижениями науки и техники, все больше и больше вытесняющими людей из сферы производства.
Новый класс
Начал стремительно расти новый класс образованных людей, высококвалифицированных служащих. Уже сейчас они в США и Японии составляют более половины занятого населения. Это совершенно новое явление в человеческой истории. Новый класс не является ни эксплуатируемыми, ни эксплуататорами. Каждый в отдельности не имеет большого капитала, но все вместе они через различные фонды и акции владеют большей частью средств производства своих стран. Они независимы, потому что их уровень образования дает возможность выбора работы. Высококлассный программист, бухгалтер, менеджер или секретарь требуется любому предприятию и учреждению. Для системного администратора безразлично, где работать, в университете или универмаге. Главное, чтобы хорошо платили и работа была интересной. Эти люди уже не являются «винтиками» конвейера. Для нового класса работа стала средством самореализации, самовыражения. Другими словами, жизнь и работа органически сливаются в одно целое. Самая близкая аналогия из прошлого – свободный ремесленник или художник.
Это существенно изменило систему ценностей в обществе. Теперь хорошее образование становится главным капиталом. Разумеется, это предъявило новые, жесткие требования к системе образования. Оно начало стремительно меняться и стало нацелено на подготовку человека к переменам в обществе, к обработке огромного количества информации, готовности к неопределенному будущему за счет развития способностей к творчеству, разнообразным формам мышления, умению взаимодействовать с другими людьми.
А что сегодня?
Справедливости ради стоит отметить, что советское образование по праву считалось одним из лучших в мире. Достижения советского периода говорят сами за себя – космос, атомная энергетика, авиация и многое-многое другое немыслимы без развитой науки, а она в свою очередь была бы невозможна без достойной системы образования. Но все это уже в прошлом, как и былое могущество канувшей в лету державы. Развалился СССР, развалилось и его образование.
То, что происходит сейчас, можно охарактеризовать как «эпоха перемен». Это всегда очень болезненно. Ведь нельзя в одночасье на место старого насадить новое. Идет процесс ломки, проводятся эксперименты, чаще неудачные. Все это усугубляется отсутствием четкого плана, видения перспектив. Будущее пока туманно.
Большая часть высшего образования уже стала платной, даже бюджетникам на престижных кафедрах приходится неофициально выкладывать круглые суммы. Причиной этого явяляется, прежде всего, безнравственность преподавателей, которую они объясняют своими мизерными зарплатами (6-8 тыс. рублей в месяц). Удивительно ли, что студентам приходится раскошеливаться, чтобы сдать сессию?
В вузах регулярно проводятся кампании по борьбе со взятками, но если есть спрос, то предложение всегда найдется. Все родители школьников уже давно привыкли и без ропота выкладывают по нескольку тысяч в месяц на разного рода «ремонты», «мебель» и тому подобное. В прошлом году «Христианская газета» писала об одной христианке, которая без всяких взяток поступила в медицинскую академию на бюджетное отделение, как о чуде Божьем. Действительно, для России это чудо.
Среднее образование – это уже роскошь?
В последнее время ходят упорные слухи о том, что среднее образование с нового года официально станет платным. Откуда они берутся и насколько соответствуют действительности? Дело в том, что в конце апреля этого года Госдума приняла законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений», вступающий в силу 11 января 2011 года. Суть его в том, что бюджетные учреждения становятся более самостоятельными экономически, но при этом лишаются гарантированного бюджетного финансирования в полном объеме. По традиционной схеме будут финансироваться лишь такие учреждения, как военные части, исправительная система, психиатрические больницы, лепрозории.
Ну что ж, до января осталось полгода, поживем-увидим.
Болонский процесс
Процесс глобализации затронул и высшую школу. Наше образование сейчас пытается судорожно и порой бездумно копировать западный образец, теряя лучшее из того, что было. Мы стараемся интегрироваться в европейскую цивилизацию, привести свое образование к общему стандарту, что имеет название «болонский процесс».
В 1988 году в г. Болонья состоялось празднование 900-летия старейшего университета в мире (Болонья, 1119 г.). Европа тогда стояла на пороге объединения, что потребовало унификации системы высшего образования. Поэтому была принята Magna Charta Universitatum, (Великая Хартия университетов), в которой имеются такие строки: «…общая политика в вопросе равнозначности статуса, званий и экзаменов… и в предоставлении стипендий составляют основное средство выполнения их (университетов, прим. авт.) миссии». На практике же это означало, что все европейские страны начали вырабатывать единые стандарты высшего образования, чтобы студенты и преподаватели могли свободно перемещаться из одного вуза в другой, чтобы дипломы всех учебных заведений признавались во всех странах. Это и получило название «болонский процесс». Начала создаваться Зона европейского высшего образования. На это отводилось 10 лет. И в настоящее время Европа уже имеет общее образовательное пространство, состоящее из 45 стран, что нашло подтверждение в Коммюнике Конференции европейских министров, ответственных за высшее образование, прошедшей в 2009-м году: «За последние десять лет мы сформировали Европейское пространство высшего образования, добившись того, что оно прочно укоренилось в интеллектуальном, научном и культурном наследии и устремлениях Европы».
Россия примкнула к болонскому процессу в 2005-м году, наметив к 2010 году реализовать его. Что это означает для наших вузов? Полный слом старой, наработанной за семьдесят лет системы, в которой была принята модель 4+2+3 (специалист, аспирант, доктор). Это не вписывается в Болонскую систему, в которой существует иное деление: бакалавриат, магистратура и докторантура. Поэтому у нас вводится двухцикловое обучение. Первый цикл длится не менее трех лет и дает степень бакалавра. Второй должен вести к получению степени магистра или доктора. Вводится также европейская система зачетных единиц трудоемкости (система кредитов). Выпускники получают европейские приложения единого образца к дипломам бакалавра и магистра, что теоретически дает им право на трудоустройство в любой стране Европы.
Звучит, конечно, привлекательно. Но чем это обернется на практике? Мы ведь в России всегда хотим как лучше…
Трудно однозначно оценить современное состояние образования в России, как трудно оценить состояние страны вообще, ведь образование, с одной стороны, есть зеркало общества, а с другой, оно формирует наше будущее. На данный же момент, как ни прискорбно это звучит, Россия является сырьевой базой для развитых стран. Но будущее будет таким, каким мы сами его сделаем. Пожелать можно только одно: скорее пройти эпоху перемен и выйти из нее обновленными.
Станислав БУЛАНОВ, координатор программы «Бакалавр миссиологии» ОЗО КЕХУ,
пресвитер Свято-Троицкой церкви евангельских христиан
Cверхчувствительность или шестое чувство?
«Море выбросило сотни человеческих тел, однако, там не было обнаружено ни одного мертвого слона. Не нашли даже кошки или зайца. очень странно, что не были зарегистрированы случаи смерти среди животных». Это наблюдение, сделанное правительственными чиновниками Шри-Ланки, после цунами в Азии в 2004 г., вызвало ряд интересных вопросов.
Подобным образом в ходе исследований китайские биологи обнаружили, что за несколько минут до землетрясения кошки, собаки и другие домашние животные начинали взволнованно вести себя, в некоторых случаях даже тревожно выть, лаять или мяукать. Во время этих событий змеи покинули свои норы, птицы улетели из гнезд, повсюду бегали крысы.
Так или иначе, но умение лошадей, кошек и особенно собак задолго предчувствовать опасность землетрясения, схода лавины и других природных катаклизмов сегодня не вызывает сомнений.
Комментарий
«Христианской газеты»:
Ученые пытаются объяснить, каким образом животные предчувствуют опасность. Но Библия давно дала ответ на этот вопрос: «Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их» (Мф. 6:26). Если учитывать, что все животные созданы Богом, то, разумеется, Творец заботится о Своем творении и спасает во время бедствия.
Если бы люди так же слышали голос Божий, как животные и птицы, то возможно, избежали бы многих скорбей. Но мы с вами удостоены большей чести – быть не просто творением, но и чадами Божьими. А это предполагает построение взаимоотношений с самим Создателем. Тот, кто ближе к Богу, тот лучше слышит Его голос.
Образование Эпохи Возвращения
Ничто в нашей России так не возбуждает, как уголовное дело.
Скандально-арестное преследование экс-замминистра просвещения Марины Раковой, бывших руководителей государственного Фонда новых форм развития образования и действующих — Московской высшей школы социальных и экономических наук («Шанинки») привлекло болезненное РФ-внимание к суровой межклановой борьбе в образовательной отрасли. Одни источники / аналитики считают, что налицо принципиальное противостояние реакционных «скрепоносных» сил, стремящихся запереть Россию в образовательном гетто, с независимыми, открытыми внешнему миру образовательным институциям типа «Шанинки». А заодно – с политико-аппаратными покровителями последних, типа Алексея Кудрина. Другие – что за силовым наездом на г-жу Ракову и Ко стоит могущественное издательство «Просвещение», стремящееся затвердить свою фактическую монополию на многомиллиардном рынке учебных пособий и т.п. Многие наблюдатели полагают, что погром в образовательных средах далёк от завершения. В общем, ужас (хотя ещё и не ужас-ужас-ужас).
Процитируем сначала соответствующий кусок из нашего смысло-, а заодно и системообразующего трактата «Эпоха Возвращения».
Четыре базовые формулы наступающей Эпохи Возвращения видятся нам такими.
А) Человек не может обходиться без Бога (как минимум, идеи Бога).
Б) Все острые крупные противоречия былых времён подлежат диалектическому преодолению / снятию (Aufhebung, по Г. В. Ф. Гегелю). Включая и противоречия между собственно наступающей и уходящей эпохами.
В) Роковые острые страсти, которые во многом двигали прошлой эпохой, растворяются в воздухе и умягчаются в компромиссе. Отметим, что понятия «компромисс» и «бескомпромиссный» всегда включали двойное значение и назначение. И если в эоне Рыб скорее превалировал негативный оттенок – компромисс означал приспособленчество, ведущее, в конечной точке, к предательству – то в эру Водолея, чьи ценности находятся внутри Возвращения как подмножество, это понятие скорее приобретает позитивный смысл. Лишь то решение теперь и отныне по-настоящему продуктивно, которое есть продукт компромисса и воспринимается в таком качестве субъектом его принятия. Важно не передавить и не подавить оппонента, а впитать правду и смысл его позиции, примирив их со своими.
Г) Важнейшая цель человека в его посюстороннем существовании – преодоление Одиночества. Космического, возникшего в момент изгнания из рая, и бытийного (жизненного), начинающегося в мгновение выхода из утробы Матери. Крайне усугублённого – просвещенческим Бегством от Творца (Большим Бегством).
Выделим теперь топ-12 (это число также условно и будет меняться, в том числе по мере нашей дальнейшей работы над постижением происходящего) смысловых приоритетов – основных элементов «повестки» Эпохи Возвращения.
1. Преодоление великого разрыва между научным и религиозным познанием мира. В условиях которого мы жили с начала Большого Просвещения. Религия и наука не противостоят друг другу и тем более не обречены на войну между собою, но – неизбежно формируют единый механизм восприятия и познания Мироздания. На макро— и микроуровнях.
2. Примирение различных форм человеческого опыта, в эпоху Просвещения (особенно — период Большого Просвещения) считавшихся несовместимыми или трудносовместимыми. В частности – т. наз. «рационального» и нуминозного (сакрального) опыта. Рационализация и (таким образом, с точки зрения стандартов и стереотипов) полная легитимация озарения как важнейшего и самого эффективного инструмента человеческого познания – механизма доступа к всеобщему резервуару априорно существующих знаний и представлений (по Платону). Формирование завершённых представлений о бессознательном как вместилище «предустановленного матобеспечения» — неких знаний, получаемых и обретаемых человеком получает в момент зачатия (плода), стартовой точки биологического бытия.
3. Легитимация воображения как одной из форм познания. Всё, что существует в воображении, есть законная часть реальности, — такая же, как данное нам в «материальном» ощущении. Все, что способно открыть нам наше воображение, — способно случиться / произойти с нами в практической реальности-действительности. [Здесь мы видим и римейк-синтез «принципа Чёрного Лебедя» и light-версии «закона Мёрфи»: всё, что теоретически могло бы с нами случиться, когда-нибудь с кем-нибудь произойдёт].
4. Диалектическое снятие противоречий между крупнейшими мировыми религиями, шире – вероучениями; доктринами возникновения, развития и упразднения этого [физического, материального] мира. Такие противоречия в их наиболее острой форме были имманентно присущи эону Рыб, продолжавшемуся 2148 лет (по одной из версий, каковую мы склонны предпочесть, — до 2003 года), и составляли важнейший элемент её смысла-содержания. При выходе-переходе Мироздания из плотной, тяжёлой стихии воды в разреженные, лёгкие массы воздуха – они постепенно снимаются. Становится ясно, что каждая религиозная конфессия – один из легитимных путей познания Бога и Его Творения. Поскольку нам заповедана принципиальная множественность путей познания. (Вспомним метафору Вавилонской башни и много аналогичных). И важно теперь и отныне — то, что объединяет представителей разных религий, а не фатально (как прежде) отдаляет друг от друга, противопоставляет одних другим. При том, по-видимому, «религия» как «путь познания» имманентна понятию цивилизации. А цивилизационная принадлежность – человеку. Грядущий базовый путь познания для которого устанавливается на уровне архетипов в момент рождения. (Здесь же надо отметить, что с точки зрения человеческого познания появление нового человека – случайность, с точки зрения Бога / Божественного познания – закономерность).
5. Уход в историю присущего Просвещению идеологического-и-политического разделения на «левых» и «правых». (Не случайно сами термины «левые» и «правые» возникли во французском парламенте периода Великой революции, обозначаемого нами как стартовый насыщенный отрезок Большого Просвещения). «Диаграмма Нолана» и прочие инструменты описания политических взглядов / приоритетов – упраздняются. На смену им приходит матрица (кватернион) «Будущее – Прошлое – Глобальное – Локальное». При том в актуальной политике Прошлое будет еще долго присутствовать наряду и наравне с Будущим, в некоторых формах и проявлениях даже превалируя, до определенных линий и пределов, над ним.
6. Обретение понимания, что человек органически привязан к своему месту-и-времени в истории. У всякого из нас есть определённые координаты в четырёхмерном пространстве-времени (континууме). История: а) реально существует как на макроуровне (цивилизации, нации, классы и т.п.), так и «внизу», для каждого конкретного индивида; б) функция, где переменные – время и место. История не терпит сослагательного наклонения: ни в смысле времени, ни в плане «порта приписки», тесно увязанного с ментально-культурной идентичностью. Рассуждение о том, как бы ты мог проявить / реализовать себя в иное время и совсем в другом месте – практически бессмысленно и есть лишь прикладное проявление-следствие глубинной гордыни. Заодно с бессознательным стремлением отдаться власти воображения, носитель которого становится неожиданно, хотя и не всегда воплотимо – могущественным. «Место-и-время» — ключевая предпосылка и того пути познания Творца и Творения, которым каждый из нас идёт (см. предыдущий пункт). То есть – предзаданной цивилизационной принадлежности индивида. Здесь диалектически снимается имманентное предшествующей эпохе (эону Рыб вообще и Большому Просвещению в особенности) противоречие между позитивным (свободой для) и негативным (свободой от) пониманиями свободы. (Противоречие оптимально, пожалуй, описано И. Берлином в «Двух пониманиях свободы»). Формируется синтетическая Свобода Воплощения Миссии, реализации жизненного задания, заключающая в себе, органически интегрирующая все основополагающие ценности «свободы от». Ты действительно свободен постольку, поскольку следуешь программе реализации своего жизненного задания. И несвободен от них – в той же мере; насколько «красные линии» привязаны к твоим координатам в четырёхмерном континууме. Жизненное задание может быть реализовано лишь внутри твоей цивилизации как имманентного тебе пути познания.
7. Страх смерти как важнейший побудительный движущий мотив человека / человечества уступает место стремлению к гармонии / качеству жизни. Счастью здесь-и-сейчас, в «месте-и-времени» (см также п. 6). Здесь мы должны упомянуть белковскую (условно называем ее так, хотя она опирается, в том числе компилятивно, на огромный массив многосотлетних мыслительных изысканий – от Платона через психоанализ Фрейда-Юнга-Ранка вплоть до Бодрийяра и Муди) Теорию смерти. Согласно этой Теории, человек бессознательно, а значит – фундаментально и неизбывно боится не столько небытия, сколько бытия. Страдания и мучения начинаются с момента выхода из утробы матери во враждебный мир, перенасыщенный перманентными рисками и угрозами. Всё, что делает и к чему стремится человек, направлено на преодоление / нейтрализацию этого страха жизни. Который полностью прекращается лишь с возвращением в утробу матери (земли) – эта метафора отнюдь не случайна и глубже, чем представляется на первый беглый взгляд. Примирение же с имманентным страхом жизни возможно лишь благодаря обретению жизненной гармонии на пути реализации жизненного задания. Включающего время-и-место, о чем шла речь в п. 6. Рядом с теорией смерти в пределах общей доктрины Возвращения существует / идёт Теория старости. Которая упраздняет старость в ее прежнем понимании. Человеческая жизнь состоит теперь из периодов Становления и Зрелости, «стариком» же человек разумный не становится до самого мига прекращения физического бытия.
8. Отсюда и потому (п. 6), качество постоянной среды обитания – важнейший критерий гармонии нашего бытия. Нельзя, как выясняется, жить «везде и нигде», хотя время от времени, по и при необходимости перемещаться по миру можно весьма быстро. Здесь же важно отметить, что «онлайнизация» деятельности человека все равно не отменяет нашей «оффлайновости» в смысле бытия-и-сознания. (Даже в случае успеха экспериментов по части технологической сингулярности). И «цифровой» человек не может полностью заместить и вытеснить первозданного «аналогового». Они будут жить и действовать вместе и параллельно. При сохранении превалирования аналоговой версии как созданной и заповеданной Создателем. (Собственно, здесь и проходит граница между человеком и искусственным интеллектом, делающая невозможным тотальное доминирование второго).
9. Здесь же – и качественно новое отношение к времени. Время – неотъемлемая характеристика наличного физического небытия, от рождения и до смерти человека, в то время как до рождения и после смерти времени нет, есть лишь вечность. (Постичь которую силам человеческого познания при жизни, в «период времени» — невозможно). Человек пришёл из вечности и вернётся в вечность, и время – враг его. Потому, страшась жизни и имманентного ей времени, человек бессознательно (как бы он ни объяснял / мотивировал свои поступки сознательно, на уровне рационализации) стремится уничтожить последнее. Отсюда термин «убить время» во всей его полноте. И популярность всевозможных практик, технологий и продуктов в жанре time killing. В Эпоху Возвращения с его приоритетом жизненной гармонии (базирующейся на неизбывности места-и-времени, о чем говорится выше и прежде здесь) основным становится не убиение, но защиту от времени. Оборонительную стратегию, идущую на смену наступательной. Функционально означающее единственно верное структурирование времени, его адаптацию к миссии индивида. В этом контексте вводим понятие живого времени. «Живое время» — это вся совокупность отрезков жизни человека, когда он реализует / воплощает своё жизненное задание, не уклоняясь от него (разумеется, в меру скромных человеческих сил и возможностей).
10. Вытеснение на второй план приоритетов экспансии и роста, доминировавших в прежнюю эпоху. Замещение их приоритетом гармонии – божественной и естественной, человеческой и природной (включая единение человека с природой, сообразно некоторым из постгуманистических представлений). Актуализация представлений о «пределах роста» в том виде, в каком они были сформулированы в 1970е гг. Вытеснение перманентного интереса к первичным и вторичным показателям экспансии, включая тот самый «экономический рост / рост ВВП» — индикаторами / индексами гармонии и счастья.
11. Последовательное (хотя и не полное, разумеется) замещение иерархических структур управления сетевыми при установлении прямой (не опосредованной какими либо сообществами «посвященных» и/или административным аппаратом) самодовлеющей коммуникации «человек – Бог». Переосмысление роли и места государств в жизнедеятельности человечества / человека. В том числе – (постепенное) вытеснение в прошлое иерархических конфессиональных структур. Торжество blockchain, пролиферация всевозможных критовалют и сетевых механизмов зашиты авторских прав уже в наши дни – отражение этой тенденции.
12. Примат творческой индивидуации человека – обретения каждым своего уникального, эксклюзивного жизненного задания, всегда известного Богу, но лишь постепенно осмысляемого личностью в ходе и процессе жизни. Имманентное человеку место-и-время – ключевая составная часть жизненного задания. Отвечающего на вопрос: где и когда все должно быть воплощено? Т.е., занудно подчеркнём – это имманентное задание невычленимо из цивилизации (базового пути познания). Жизненное задание может быть также определено как призвание – в некоторых индоевропейских языках есть слова, которые фактически объединяют понятие «призвание», «профессия» и «специальность», например, немецкое Beruf. (Мартин Лютер, например, и употреблял Beruf именно в этом смысле. Потому Макс Вебер в своей трактовке взаимосвязи протестантской этики и «духа капитализма» не вполне прав, что мы, разумеется, обсудим отдельно, за пределами этого мини-трактата).
А уже исходя из доктрины Эпохи Возвращения (Теории возвращения) – имеем счастье предложить Концепцию современного (возвращенческого) образования и сообразную Стратегию образовательных реформ. В глобальном масштабе. Ибо меньше не имело смысла ©.
Образование – это не просто и далеко не только некая иерархическая система подготовки кадров. Это – перманентный пожизненный процесс, как утоление голода или жажды. Всякий человек постоянно находится в образовательном процессе, даже если сам об этом не знает – подобно тому, как герой Мольера всю жизнь разговаривал прозой, никогда об этом не догадываясь и не задумываясь. По крайней мере, перманентное образование неизбежно относится к первому этапу жизни – периоду Становления. На котором человек постигает своё жизненное задание. Вослед же Становлению идёт Зрелость, продолжающаяся до физической кончины (Старость же не наступает никогда, точнее, может прийти – но лишь как психический синдром, подлежащий лечению / коррекции).
Образование может даже стать аддикцией, источником психологической, а то и – в некоторых экстремальных случаях – и физиологической зависимости. Ни дня без определённой (нарастающей во времени) дозы образования, причём с утра. Так что некоторые люди, возможно, даже нуждаются в психосоматической терапии для излечения от образовательной зависимости. Страх перед недостатком знаний, необходимых для практической деятельности, – одно из проявлений такой зависимости. Его не следует путать с комплексом по поводу материальных доказательств уровня образования (дипломы и прочие финтифлюшки), который присущ людям с дефицитом внутренней легитимности – это нечто совсем иное.
В свою очередь, реформы – это отнюдь не обязательно системные (или хаотические, или гибридные) действия государства, власти, в рамках политико-административной системы.
Реформа – это, не в последнюю очередь, трансформация базовых способов мышления и механизмов познания. Как и разруха ©, она, прежде всего, — в голове.
Россия станет действительно готова к масштабным реформам на государственном уровне, когда у нас сформируется критическая масса носителей новейших образцов сознания и познания. Причём именно тогда возникнут, в очень большой степени, предусловия для реформ снизу – когда государство действует под давлением своих граждан-жителей, а не наоборот. Сейчас эта реформация снизу кажется нам почти невозможной, а лет через Nесколько? Когда на авансцену выйдут те самые будущие поколения. Уже живущие и начинающие действовать среди нас.
На сегодня в реформаторском / реформистском контексте почему-то всё время обсуждаются технологии образования. А надо и предлагается, прежде всего, обсуждать:
— цели;
— философию;
— содержание образования.
Исходя при этом из:
— неизбежного наступления новой Эпохи Возвращения, которая предъявляет к образованию современные, адекватные ей требования;
— фактического слияния некоторых содержательных аспектов образования с технологическими; в том смысле, что содержание не просто определяет технологию, но становится ею, а иногда и отчасти – наоборот (технология определяет содержание и становится им).
I. Полноценная индивидуация человека, что означает: эффективное осознание субъектом-индивидом своего жизненного задания + достижение всецелой готовности к его реализации (воплощению). Что происходит на протяжении периода личностного Становления.
II. Воспроизводство человека как субъекта познания на всем протяжении периода Зрелости, следующего за Становлением.
Современная (возвращенческая) философия образования предполагает создание перманентной, всегда работающей системы:
— постижения человеком самого себя, окружающего мира и Бога;
— оправдания жизни человека через его деятельность.
Философия образования – 2.
Исходя из Целей образования (см выше), образовательная система должна перманентно выяснять и уточнять параметры обучаемого и обучающегося человека, которые что-то говорят о его Жизненном задании, и постоянно подстраиваться / изменяться для каждого индивида сообразно своим собственным (внутрисистемным) представлениям об этом задании.
Это качественно (от)меняет старые (не)добрые представления об образовании как системе «генерации кадров, необходимых обществу на данном этапе его развития».
Философия образования – 3.
Система образования, соответствующая Эпохе, исходит из необходимости компромисса в человеке и для человека, а значит – диалектического снятия противоречий между различными форматами и методами познания, которые прежде считались конкурирующими, конфликтующими и даже взаимоисключающими.
В частности:
— научным и религиозным познанием;
— естественными и гуманитарными науками;
— науками и искусствами;
— различными религиями / мировоззренческими доктринами;
— всеми видами, формами и форматами человеческого опыта, включая нуминозный опыт.
Философия образования – 4.
Образование наступающей эпохи ориентировано на приоритеты цивилизации мира (а не войны, как образовательная машина Большого Просвещения).
Соответственно, для этой системы противоречие есть чаемая неизбежность, а компромисс – позитивный результат.
Цель бытия субъекта – не Победа над себе подобными / неподобными, но – внутренняя Гармония.
Основной источник финансирования образования в обществе следующих дней – Безусловный базовый доход (ББД), который, как мы предполагаем, будет выплачиваться его получателям в качестве «пенсии по молодости». (Такой подход предполагает отмены пенсий по старости в связи с упразднением архаичных представлений о Старости как таковой).
Связывание Безусловного базового дохода (ББД) интересами / приоритетами образования позволит исключить (кажущуюся многим опасной) ситуацию, при которой «пенсия по молодости» отвращает человека-гражданина от поисков индивидуации, труда, общественно и частно полезной деятельности. В рамках такой доктрины ББД не будет истрачен (по крайней мере, в основном) на бесплодные занятия и вредные привычки. Собственно, главная часть безусловного базового дохода может выдавать «на руки» образовательными сертификатами / ваучерами.
Это, разумеется, не исключает самых разнообразных форм финансирования образования за счёт частных источников, заинтересованных в рекрутинге определённого типа личностей (а не просто обезличенных специалистов, как прежде).
К содержанию образования – 1.
Как было отчасти сказано выше, в новейшую эпоху диалектически преодолеваются противоречия / разночтения между т. наз. естественными (точными) и гуманитарными науками. Их можно / дОлжно будет преподавать в рамках единых курсов.
К содержанию образования – 2.
Образование даёт человеку не профессию / специальность в узком смысле, а понимание своей миссии в познаваемом мире. Миссия же – понятие более высокого уровня, чем профессия. Профессии / специальности / специализации могут меняться в жизни и судьбе человека, исчезать и возникать в истории человечества, индивидуальная же миссия остаётся практически неизменной – с момента её полноформатного (при)обретения. При том миссия (жизненное задание) строго индивидуальна. Это фактически означает, что в новой системе образования всякий человек приобретает персональную специальность. Несколько огрубляя: сколько людей – столько и специальностей. (Вспоминается шутка советских времён, странноточно отражающая суть дела: Кто вы по профессии? – Лучший. – Что лучший? – Я лучший по профессии).
К содержанию образования – 3.
Работодатели новейших времён могут предъявлять запросы, прежде всего, не на узких специалистов, а на работников определённых ментальных свойств, творческих способностей, черт характера, ценностных приоритетов. Здесь продукт современного образования будет пересекаться с полем потребностей бизнеса и других субъектов экономической деятельности, включая государство. С оговоркой про качественную трансформацию государства как явления и субъекта в приходящую Эпоху.
Постижение же узких специальных знаний и навыков остаётся весьма важным, но вторичным в системе образования. Эти знания и навыки могут и должны перманентно приобретаться и уточняться субъектом-индивидом в (длительном) процессе его жизнедеятельности / жизнетворчества.
К содержанию образования – 3.
Мы подходим к «дню Господнего отдыха» — периоду избавления человека от бремени обязательного труда (такого, каким оно описано в 3й главе Книги Бытия). Важнейшее орудие этого избавления – Искусственный интеллект (ИИ).
ИИ вытеснит и ликвидирует великое множество «старых» специальностей. А вместе с ними – сотни миллионов рабочих мест, соответствующих системе профессиональных квалификаций и разделения труда уходящего исторического периода (Большого Просвещения).
Соответственно, в этой ситуации образование призвано обеспечить:
— формирование личности, которая не обременена обязательным / принудительным трудом, потому произрастает приоритетно в желании и стремлении получать от своих трудовых занятий удовольствие; стало быть, образовательная система готовит не только и не столько профессионалов (в прежнем старом, смысле термина), сколько дилетантов – ибо «дилетант» и происходит от итал. diletto – удовольствие.
— приоритетную готовность человека к творчеству и междисциплинарной (скорее, чем узко направленной) активности;
— перманентную модернизацию (коррекцию) образовательных программ / курсов сообразно темпам и качеству перемен в окружающем мире;
— примирение противоречия между образованием как а) видом деятельности б) стихией, охватывающей человека везде и всегда – см выше об образовании как перманентном процессе;
При том, невзирая на перманентный характер образования, человечество должно гарантировать его самодовлеющий статус как отдельного, самостоятельного, оплачиваемогогосударством (налогоплательщиками; обществом; сетевыми структурами) вида деятельности; такой вид деятельности должен быть легитимен и (но не только и не обязательно, разумеется) как основное занятие человека до завершения периода его Становления.
К содержанию образования – 4.
В нашу (уже начавшуюся) Эпоху практически непрерывно совершаются новые открытия, открываются новые знания, которые корректируют – точечно, а порой весьма принципиально – базовые научные доктрины и вообще фундаментальные представления о мире.
Это значит, что в современном образовании как содержание предметов / курсов, так и учебные пособия по ним должны находиться в режиме перманентного обновления. Подобно нынешним Интернет-энциклопедиям – разумеется, при совершенно ином уровне верификации и критериев легитимности вносимых корректив.
Иными словами, любой учебник в современной системе образования может меняться хоть каждый день. И не только в мелких деталях, но и на уровне важных концептуальных посылок. И ни педагогическое сообщество, ни учащиеся, ни образовательный процесс в целом никак не должны от этого страдать (в плохом смысле) – лишь выгодоприобретать.
К структуре образовательных учреждений / структурированию образовательного процесса.
Исходя из сказанного / изложенного выше.
В наступающую Эпоху:
— снимается противоречие между онлайновыми и оффлайновыми форматами образования; роль и значение обоих растут (как бы забавно это ни казалось на первый взгляд) одновременно; просто онлайн и оффлайн не вытесняют и не заменяют друг друга, а — дополняют до новейшего целого;
— главная и неизбежная онлайновая составляющая образования – перманентная модернизация образовательного контента (а не только и не столько технология общения участников образовательного процесса);
— при том, подлинное образование невозможно без постоянного живого общения / полемики / дискуссии по трём базовым линиям: между педагогами и учащимися; между педагогами; между учащимися; здесь надо отдельно отметить и снятие / преодоление жёсткой оппозиции между ролями и статусами педагога и учащегося – педагог ведь тоже в ситуации перманентного образования является, в своём роде, учащимся;
— размываются границы между структурными единицами прошлого – факультетами, курсами, классами; всякий учащийся субъект может принадлежать к нескольким таким единицам сразу или ни к одной из них; что акцентирует индивидуальный характер постижения знаний, не связанный староформатными рамками, но не оспаривающий при том коллективной природы образовательного процесса.