Что считалось красивым в 18 веке
Что считалось красивым в Средневековье, эпоху Возрождения и в XIX веке: корсеты и сложные причёски
На формирование стандартов красоты влияет множество факторов: мода, политическая обстановка и даже заболевания, распространённые в обществе в тот или иной период. В Средние века тело скрывали, после — прятали в корсетах, а на лице подчёркивали то бледность, то румянец. Были и времена, когда красивыми называли больных, буквально умирающих девушек. Разберём это на примерах.
Стандарт красоты — условный эталон, который формируется под влиянием вкуса и исторической ситуации. Часто этот идеал подаётся как нечто незыблемое, но, если изучить историю, становится ясно, что понятие привлекательной внешности постоянно менялось. Рассказываем, как трансформировалось восприятие красоты в разные времена: вот, например, что считалось красивым в Древнем мире.
Здоровая кожа и скрытое тело в Средневековье
XV век
В Средневековье в Европе красивой считалась фигура с маленькой грудью и почти полным отсутствием талии. Стандарты красоты долгое время диктовала церковь. Тело считалось футляром для души — демонстрировать привлекательность было непопулярно и даже опасно. Христианство объявляло земную красоту грехом, косметику запрещали.
При этом интересно, что в XIV веке у женских нарядов появилось декольте: девушки открывали часть груди, плечи и шею. Не всем современникам нравилась эта мода: многие считали такие наряды греховными и порочными.
Признаком красоты была здоровая кожа — в те времена свирепствовали болезни, которые оставляли пятна на теле. Если на лице девушки не было пятен, это значило, что она ничем не болеет и может родить здоровых детей.
В позднем Средневековье красивыми считались открытый высокий лоб и тонкие брови. Чтобы сделать лицо более открытым, девушки зачёсывали и убирали волосы под капюшон. Также они специально сдвигали линию роста волос — выщипывали волосы и брови пинцетами.
Мария Магдалина / Неизвестный художник / Wikimedia Commons
В России XV века чем шикарнее была одета женщина, тем она считалась красивее. Девушки носили покрывала, сарафаны и кокошники, а также активно белились и румянились. Что касается телосложения, то красивыми считались высокие и полные женщины с овальным лицом. В те времена на Руси в женщинах ценилась главным образом их способность выносить ребёнка.
Пышные формы и светлая кожа эпохи Возрождения
XVI век
Красота Ренессанса. Сандро Боттичелли / Галерея Уффици
В Ренессанс (эпоху Возрождения) европейцы называли красивыми пышные и округлые формы. Художники хотели отойти от строгих религиозных стандартов христианства: стандарт красоты Ренессанса создали Боттичелли, Леонардо да Винчи и Рафаэль — женщины на их картинах выглядят хрупкими и беззащитными.
А вот русская красавица XVI века по-прежнему должна была быть в первую очередь выносливой, чтобы справляться с хозяйством и успешно вынашивать детей. Как пожилые, так и молодые женщины белились и румянились. При этом косметикой пользовались как для лица и шеи, так и для глаз и зубов.
Румяные щёки, длинная коса и полнота — идеал русской девушки того времени. «Чарка мёда», Константин Маковский
Помпезность и шик барокко
XVII век
На смену эпохе Возрождения пришёл стиль барокко. Он зародился в Риме, Венеции и Флоренции, позже мода на него распространилась по всей Европе. Ключевыми чертами барокко стали театральность, торжественность и богатство, проявления которых сперва требовали в архитектуре и живописи, а затем и во внешнем виде.
Картина «Три Грации» Питера Пауля Рубенса / Wikimedia Commons
Женщины носили максимально роскошные и дорогие наряды, вызывающие и пышные многослойные платья с объёмными рукавами. Отдельное внимание уделяли причёскам, которые были массивными и сложными. Чтобы сделать волосы пышнее, под них подкладывали подушечки из шерсти, пакли или стриженых волос. Также волосы завивали с помощью щипцов, укладывали помадой и украшали заколками. Как мужчины, так и женщины носили пышные парики.
Во времена барокко в моде были огромные парики. На картине изображена графиня де Бавьер-Гросберг — Александр Рослин / Wikimedia Commons
В России и Европе XVII века ценились заметные формы. Идеал женщины того времени отражают полотна художника Питера Пауля Рубенса — большой бюст, округлые бёдра, подбородок с ямочками, розовые щёки.
Беззаботная юность рококо
XVIII век
На смену помпезному и вычурному барокко пришёл стиль рококо. Всё величественное и торжественное перестало быть модным, появился тренд на игривое и беззаботное настроение. Синонимы рококо — любовь и праздник, легкомыслие и беспечность.
В эту эпоху европейцы стали иначе относиться к возрасту — старость перестала ассоциироваться с мудростью и почётом, стареть стало нежелательно и даже постыдно. Красивой стала считаться юность, внешность с детскими чертами лица. Идеальное лицо должно было быть овальной формы, с ямочками на щеках и подбородке. Идеальный силуэт тоже изменился — стандартом красоты стали считать хрупкую девушку с небольшой грудью, грациозную и лёгкую.
Маркиза де Помпадур — один из идеалов эпохи рококо. Национальная галерея Шотландии / Creative Commons
В отличие от барокко с его тяжеловесными причёсками, в эпоху рококо в моду вошли маленькие парики с лёгкими локонами, которые украшали лентами. С 1740‑х годов всё популярнее становились уже не парики, а причёска из своих волос, но обязательно напудренных.
Лица и волосы обильно пудрили мукой, чтобы сделать их светлее. Также в моде были специальные чёрные шёлковые пластыри — «мушки». Они служили своеобразной любовной символикой, акцентируя внимание поклонников на определённой части тела красавицы. «Мушки» клеили как на открытые, так и на закрытые части тела. Есть версия, что появление «мушек» было вызвано оспой и они были не просто украшением, а скрывали следы болезни.
В петровской России XVII–XVIII веков частично копировали европейскую моду — дамы красились на французский манер, рисовали себе «мушки», выщипывали брови и делали сложные причёски. Среди аристократок и горожанок появилась мода носить пышные юбки и удерживать их засчёт нарядов с корсетом.
Меланхолия декаданса
XIX век
В обществе этого периода преобладали упаднические настроения, разочарование и неверие в будущее, очарованность смертью. Причинами этого историки называют сильные потрясения, происходившие в то время в Европе и России. Например, в 1814 году завершилась Великая французская революция, которая длилась целых 25 лет. Это и другие подобные события сильно изменили менталитет человека того времени и привели к появлению нового литературного течения — романтизма, а вместе с ним декаданса.
Декаденты воспринимали себя как элитарную, болезненно чувствительную и утончённую культурную группу. Так появился новый стандарт женской красоты: образ красивой девушки стал неотделим от меланхолии, смерти и упадка. Привлекательной считалась хрупкая женщина с бледной кожей, грустными глазами и поникшими плечами. Она была мечтательной и печальной, могла плакать, читая стихи. Это было слабое существо, не приспособленное к реалиям окружающего мира.
Рамон Касас. «Юная декадентка» / Wikimedia Commons
С начала Средневековья и до XIX века стандарты красоты плотно были связаны с настроениями в обществе и историческими событиями. Женщины меняли закрытые балахоны на открытые платья с корсетами, клеили и убирали мушки, подчёркивали то румянец, то бледность.
✏️ Другие материалы про моду и её переменчивость
LiveInternetLiveInternet
—Музыка
—Метки
—Рубрики
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Статистика
17 и 18 века. Идеал красоты.
В начале XVIII в. наступает эпоха рококо: женщина должна напоминать хрупкую фарфоровую статуэтку. Грациозна, легка и игрива. Внимание сосредотачивается на шее, лице, руках, казавшихся хрупкими среди кружевных оборок, рюшей и лент.
Рубрики: | история |
Метки: идеал красоты история моды 17 век 18 век история красоты
Процитировано 46 раз
Понравилось: 23 пользователям
Adjinn, а самым изысканным украшением считался «стеклянный» сосуд, куда помещалась «блоха», пойманная на теле любимого 😉
Исходное сообщение Мила_Сабля
Неужели разума не хватало?? Хотя сейчас то же самое с перебарщиванием: мини-юбки и открытые животы со складками на толстых и плохо сложенных дамах
Re: «Чтобы избежать нежелательного загара, красавицы прогуливались с маской на лице, которую держали зубами!»
А-а-а.
Как это?
Попробовал представить технику исполнения.
По-моему фейк! 🙂
Re: «Случалось, что головка знатной дамы была так усеяна золотом и драгоценными камнями, что ее вес превышал вес всего тела.»
Re: » тело, которое не мылось месяцами.»
Фу, как не опрятно!
А ЗАПАХ-Х-Х. 🙂
Исходное сообщение Человек_из_Народа
Re: » тело, которое не мылось месяцами.»
mep,
Re: «Самое дикой, что этой же моде следовали мужчины. Высокие пышные парики, горы белил и пудры, румяна, мушки. «
«Век пролетит и сгорят на кострах
Красный камзол, башмаки золотые,
Белый парик, рукава в кружевах!»
Вообще, когда я впервые увидел ПОЛНУЮ реконструкцию костюма французского щеголя предреволюционной поры, я понял, отчего санкюлоты орали: «Аристократов на фонари. «.
«На фонарь», по моему, это слишком, а рыло начистить уродам в самый раз! 🙂
На их фоне Боря Моисеев смотрится весьма консервативно! 🙂
Простите, Марина! 🙂
Просто моя личная эстетика не выносит ТАКИХ издевательств над природой.
Друзья мои!
А не слишком ли мы заблуждаемся?
Может КАРИКАТУРЫ, утрирующие, искажающие подлинный облик той эпохи мы принимаем за РЕАЛЬНОСТЬ?
Может быть те, «которые приходят и велят», «подкорректировали» Историю, создав заведомо неприглядный облик дореволюционной Франции.
Типа «такое уродство не грех и уничтожить!».
Может обсуждаемые нами типажи «свист несусветный»? 🙂
Пухлые губы и глубокое декольте: как должны были выглядеть красавицы в 18 веке
Эталон женской красоты — непостоянное понятие. Если бы Рубенс увидел современных девушек-моделей, королев подиума, он бы в ужасе отшатнулся. У каждого времени свои правила и рецепты.
Историк моды Ольга Вайнштейн условно разделила типы красоты на два вида: первый ориентирован на здоровье, второй — на болезнь. И так они чередуются всю историю человечества. Благополучная эпоха — первый тип, декаданс — второй тип.
Древние красавицы
Первыми идеалами красоты могут считаться палеолитические Венеры. Какие соображения двигали художниками: чувственные или религиозные — до конца неизвестно. Ясно одно, что в моде были плодородные женщины. В Древнем Египте в моду вошли длинноногие стройные брюнетки с плоской грудью. Античным идеалом красоты можно смело назвать произведение Праксителя — статую Афродиты Книдской.
Античный бум
На рубеже 18-19 веков Европа пережила настоящее фанатичное увлечение античностью. Открытие в середине 18 века Помпей и Геркуланума привело к тому, что женщины пожелали быть похожими на древних римлянок и гречанок. Так как они с трудом представляли их в реальной жизни, объектом подражания стали статуи.
Возникла «нагая мода». В искусствоведении этот стиль назвали ампир. Дамы на ноги надели плетеные сандалии, на руки — браслеты, на головы — обручи. Немецкая писательница Каролина де ла Мотт Фуке замечала, что женщины превратились в античные статуи, чудом переместившиеся из прошлого.
Грудь вперед
Самое главное — появилось низкое декольте. Это был действительно разительный контраст с модой прошлого. У красавиц появилась прекрасная возможность продемонстрировать свои выдающиеся формы. Грудь стала настоящей проблемой. Для одних задача была в том, как ее показать, для других — как ее не увидеть.
Философ Жан-Жак Руссо поддержал женщин идеями возвращения к природе и свободной естественности. Парижане с ужасом наблюдали, как почти раздетые модницы дефилировали по бульварам.
В 1806 году на Елисейских полях произошел такой случай. Возмущенная публика заставила покинуть приличное общество и сесть в экипажи двух красоток, отправившихся на прогулку. Как можно появляться в таком виде! Руки обнажены до плеч, грудь выставлена на обозрение, лодыжки открыты. Иногда для смягчения впечатлений дамы накидывали прозрачную тунику.
Впрочем, широкое декольте позволяло не только показать красивый бюст, но и продемонстрировать грудное вскармливание. Это было еще одной модой того времени. Даже аристократки не стеснялись кормить детей публично. Для этого изобретались даже специальные фасоны платьев, позволяющие оставлять одну грудь открытой, — «а-ля Психея».
Чтобы подчеркнуть красивую фигуру, красавицы использовали эффект мокрой ткани. Они перед балом действительно увлажняли наряды. Часто в странах с холодным климатом это могло привести к печальным последствиям. Девушки простужались и могли умереть. Так произошло с княгиней Екатериной Тюфякиной, ей было всего 25 лет.
Как узнать идеальную красавицу
Мы уже писали о том, что делали приличные девушки для красоты. Французский журналист Жан-Франсуа Дрё дю Радье выявил несколько признаков, по которым можно отличить настоящую красотку.
Она должна быть с привлекательной улыбкой, не худая и не толстая, с маленькими ушками, алебастровой грудью, голубыми глазами, высоким лбом, кругленькими щечками, желательно с ямочками, нежной кожей, жемчужными зубами, пухлыми губами, но небольшим ртом. Впрочем, это еще не весь список.
Что считалось красивым в 18 веке
Войти
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
Как быть красавицей. Идеалы красоты 18-19 вв.
Взято здесь
Историк моды Ольга Вайнштейн рассказывает об идеалах красоты, царивших в Европе в конце XVIII — начале XIX века, и о том, как им соответствовать.
История моды показывает, что эталон женской привлекательности меняется от эпохи к эпохе. Сегодня трудно понять, чем восхищали современников модели Рубенса, а древние греки в ужасе отшатнулись бы от нынешних худощавых красоток. В каждую эпоху канон красоты имеет свою «грамматику» — кодекс правил, систему понятий и прикладных рецептов. Условно можно выделить два типа красоты: первый ориентирован на здоровье, второй — на болезнь. В истории эти два типа, как правило, чередуются. Идеал здоровой, цветущей и плодородной красоты обычно торжествует в благополучные эпохи; истонченный, одухотворенный, болезненный (его можно назвать готическим) свойственен эстетике Средневековья и европейского декаданса.
1. Задрапируйтесь под статую
На рубеже XVIII–XIX веков Европа переживала настоящий античный бум, и на этой волне возник поистине удивительный феномен — «нагая мода». Современники также назвали ее «мода à la sauvage» — «мода а-ля дикари», а историки искусства — ампирной или неоклассической.
«Дамы носили греческие одеяния с плотным поясом под грудью. Из-под него вниз струились мягкие пышные складки, руки выше локтя были открыты, волосы стянуты на затылке в узел… Женщины походили на античные статуи, чудом попавшие из классики в современность», — замечает немецкая писательница Каролина де ла Мотт Фуке.
Портрет Мадам Рекамье. Картина Франсуа Жерара. 1805 год Wikimedia Commons
Дама в тунике олицетворяла и свободу, и поэтическую музу, и трагическую любовь, будучи универсальным символом возвышенного. Свободное светлое платье с рукавами-фонариками, шитое из тонкого муслина или газовой ткани, называлось туникой. Дамы носили прическу à la grecque («по-гречески»), легкие плетеные сандалии, камеи, браслеты, обручи на голове. Силуэт получался обтекаемый, плавный и в то же время лаконично-строгий. Низкое декольте туники, обнаженные плечи и руки, а также отсутствие корсета составляли разительный контраст с дамскими нарядами предшествующих десятилетий: «нагая мода» действительно позволяла красавицам демонстрировать свои формы.
Леди и джентльмен, рассматривающие присевшую Венеру, на фоне пейзажа. Рисунок Адама Бака. 1801 год artnet.com
При этом настоящая античная одежда отличалась от того, что носили любительницы «нагой моды». Так что женщины XVIII–XIX веков подражали не настоящим древним гречанкам или римлянкам, а именно статуям.
2. Обнажитесь
Изначальная модель здоровой красоты была заложена в искусстве Древней Греции и с тех пор не раз становилась примером для подражания. Но в каждую эпоху идеал античной телесности воспроизводился с некоторыми вариациями. В середине XVIII века главной сенсацией стали раскопки древнеримских городов — Помпеев и Геркуланума, а окончательно эстетический образ античности сформировался благодаря проникновенным статьям немецкого искусствоведа Иоганна Винкельмана. Раньше признанными образцами считались статуи Аполлона Бельведерского и Лаокоона в ватиканских коллекциях — теперь мир увидел новые шедевры. Во Франции античное наследие адаптировалось в работах архитектора Клода Никола Леду, в живописи Жака Луи Давида, «декоратора» Французской революции и наполеоновской империи, и в театральном творчестве актера Тальма. Кроме того, с легкой руки французского философа Жан-Жака Руссо с середины XVIII века в Европе стали популярны идеи естественности, возвращения к природе и первоначальной простоте нравов. Отныне красота связывается с раскрепощенной телесностью, во многом шокирующей пуританскую публику: многие парижские модницы дефилировали по бульварам почти раздетые, шокируя любопытных наблюдателей.
Гравюра из серии «Costume Parisien». 1804 год The New York Public Library
«Борей показывает то, что не могут здоровье и скромность». Карикатура Джона Коуза. 1801 год The Lewis Walpole Library
Для смягчения общего впечатления порой использовалась прозрачная накидка, прикрывающая фигуру с головы до ног. «Нагая мода» служила неиссякаемым поводом для шуток и эпиграмм.
3. Носите прозрачную и мокрую одежду
Ветер сзади. Гравюра Луи Филибера Дебюкура. 1812 год The Clark Art Institute
Чтобы создать эффект мокрой ткани, перед балом женщины слегка увлажняли наряды, так что прилипающая к телу туника ясно обрисовывала фигуру, как у Ники Самофракийской. Подобный прием, по свидетельству Винкельмана, был в ходу у античных скульпторов: «Греческая драпировка выполнялась в большинстве случаев с тонких и влажных одеяний, которые, следовательно, как известно художникам, плотно облегают кожу и тело и позволяют видеть его наготу». В странах с прохладным климатом, например в России, подобные экзерсисы нередко приводили к простудам, даже со смертельным исходом. Так, в возрасте двадцати пяти лет погибла княгиня Екатерина Осиповна Тюфякина — «жертва моды» в полном смысле слова.
Портрет молодой женщины в белом. Картина Жака Луи Давида. Около 1798 года The National Gallery of Art
4. Почаще демонстрируйте грудь
Кормящая грудью мать. Картина Маргерит Жерар. 1800-е годы Wikimedia Commons / Musée Fragonard
На волне увлечения неоклассической «естественностью» для любительниц откровенной моды открывались самые разнообразные возможности: так, фасон туники robe à la Psyché (платье а-ля Психея) позволял оставлять одну грудь открытой. Подобный наряд впервые был представлен широкой публике 14 декабря 1790 года в парижском балете «Psyché», а затем из театральных костюмерных довольно быстро перекочевал в гардероб светских дам. Предприимчивая портниха мадам Тейяр наладила пошив туник «Психея» — и они пользовались большим спросом. Однако мы не знаем в точности, насколько широкое распространение получила новая мода.
Портрет Терезы Тальен. Картина Франсуа Жерар. 1800‑е годы Wikimedia Commons / Musée Carnavalet
5. Не пренебрегайте физическими упражнениями
В трактатах по красоте замечали, что для поддержания миловидности женщине полезно много времени проводить на свежем воздухе и заниматься подвижными играми, спортивными упражнениями: это придает телу «эластичную и волнистую форму, грациозную, как полевые лилии». В начале XIX века в моду входят длительные прогулки, катание на коньках, прыгалки.
Бадминтон. Карикатура из серии «Хороший вкус». 1802 год Musée Carnavalet
6. Не пользуйтесь яркой косметикой
В эпоху Великой французской революции на моду влияют репрессии против аристократии. Увлечение античной эстетикой и тенденции минимализма делают неактуальными искусственность и декоративную усложненность аристократических туалетов и макияжа. Как следствие, в конце XVIII — начале XIX века происходит радикальный поворот в истории красоты. Вместо пылающих румян, ослепительных белил и напудренных париков в обиходе появляются такие средства, как «вода для восстановления цвета лица» (после пагубного для кожи применения румян) и прозрачная пудра, создающая эффект здоровой, чистой кожи.
Косметика эпохи Регентства janeaustensummer.org
На волне научных идей просвещения в Европе начинают критически разбираться в составе косметических средств. В 1778 году во Франции образуется Королевское общество медицины. Ученые обследуют 115 косметических средств и дают добро 71 препарату. Критерием служит наличие вредных ингредиентов в составе. Среди забракованных, к примеру, числится crème anglaise (английский крем), содержащий свинец и уксуc.
7. Придайте коже бледность и свежий вид
Тенденция иметь бледную кожу свойственна именно «здоровой красоте»: ведь понимание здоровья в конце XVIII — начале XIX столетия отличалось от современных представлений.
Здоровый цвет лица — визитная карточка молодой женщины: «Чистая, красивая кожа свидетельствует о наличии трех восхитительных добродетелей красоты: цельность характера, чистоплотность и веселый нрав», — говорилось в трактате «Зеркало граций» (1811).
Туалет. Карикатура Сэмюэля Уильяма Фореса. 1819 год The Lewis Walpole Library
Цвет лица являлся определяющим критерием женской красоты в начале XIX века. Это своего рода проверочная зона, контрольный участок для оценки красоты и здоровья. В романе Джейн Остин «Эмма» неоднократно обсуждается цвет лица одной из героинь — Джейн Фэрфакс. Придирчивый денди Фрэнк Черчилл выступает с критикой: «„Откровенно говоря, мисс Фэрфакс так бледна от природы, что всегда имеет нездоровый вид. Цвет ее лица оставляет желать лучшего“. Эмма, не соглашаясь с ним, взяла цвет лица мисс Фэрфакс под защиту. „Да, он и правда не ярок, но это не причина утверждать, будто в нем всегда присутствует нездоровый оттенок, а, главное, ее коже свойственна чистота и прозрачность, благодаря чему лицо ее приобретает неповторимую утонченность“». Тогда Фрэнк возражает Эмме, указывая, «что для него самого отсутствие здорового румянца — непоправимый изъян. Когда в чертах лица нет ничего особенного, румянец красит их».
30 признаков идеальной красавицы
Изначальный французский вариант «Словаря любви», одной из популярнейших книг XVIII века, был опубликован в 1741 году. Имя автора — французского историка и журналиста Жана Франсуа Дрё дю Радье (1714–1780) — держалось в тайне: книга была напечатана анонимно. На протяжении всей второй половины XVIII века выходили многочисленные переиздания «Словаря», а в 1787 году книга была переведена на английский язык. «Словарь любви», например, вклю-чает такие статьи, как «Возраст», «Поцелуй», «Восхищение»» «Любовник», «Женитьба», «Клятва».
Обложка книги Жана Франсуа Дрё дю Радье «Словарь любви». 1741 год University of Toronto / archive.org
Автор «Словаря» перечисляет тридцать признаков идеальной красавицы: