Что считалось главным средством распространения грамотности в 19 веке
Образование и грамотность в царской России начала ХХ века
Особое внимание Николай II уделял накоплению и развитию человеческого капитала
Человеческий капитал – основа устойчивости любой компании или государства. Об этом написано почти в каждой современной книге по экономике. При правильной мотивации и свободе действий люди готовы самостоятельно творчески трудиться. Такие творческие коллективы способны рекордными темпами увеличивать для всей страны технологический капитал (инновации) и символический капитал (деньги).
Чтобы страна развивалась равномерно во всех регионах, требовались квалифицированные кадры. При поддержке Николая II был разработан и введён ряд законопроектов, проведено несколько реформ и вложено свыше 500 млн. золотых рублей в развитие образования народа.
Одним из лживых мифов о царской России начала ХХ века остаётся миф о «тёмной крестьянской массе» и «почти поголовной неграмотности». Это не так. Уровень грамотности очень быстро рос во всё время правления Николая II, и особенно быстро в 1906-1917 гг. Об уровне грамотности молодых крестьян можно судить по данным призывников в армию, более 80% которых составляли крестьяне – уже к 1913 году более 70% призывников были грамотны. Но обо всём по порядку.
Грамотность по переписи населения 1897 года
Отправной точкой уровня грамотности по всей Российской империи на начало века принимаются данные Переписи населения Российской империи на 1897 год [1], признанные отечественными и зарубежными учёными. Всего грамотных (без учёта Финляндии) — 21,1%, в т.ч. 29,3% мужчин и 13,1% женщин. [2]
При этом грамотность была сильно дифференцирована по регионам Российской империи. К началу XX века Россия сильно отставала от развитых стран Европы (кроме Италии) по уровню грамотности.
Грамотность в Российской империи в начале XX века
Аналогичная по масштабам и глубине Всеобщей переписи 1897 года, в Российской империи планировалась на 1915 год, и вся документация для ее проведения была подготовлена [4], [5], однако из-за начавшейся Первой мировой войны она была отменена. Тем не менее, для оценки развития школьного образования, охвата детей школьного возраста и уровня грамотности до 1917 года использовались данные полной школьной переписи января 1911 года и данные, предоставленные губернским и уездным учебным начальством в Министерство народного просвещения к 1 января 1915 года (по стандартам полной школьной переписи 1911 года) [6], [7] (с.146).
Кроме того, в 1913 г. прошел общеземский съезд по школьной статистике, после чего земская школьная статистика получила новое развитие [8]. Некоторые из этих данных (в том числе данные школьной статистики на 1 января 1915 г.), наряду с другой статистикой Министерства народного просвещения тех лет используются и некоторыми современными исследователями [9].
БСЭ (2-е издание) дает следующие данные по динамике уменьшения неграмотности новобранцев в РИ (процент неграмотных среди новобранцев) [11], [12]:
Процент неграмотных призывников в России
Как видно, уже в 1913 году грамотность среди призывников составляла 73% (к 1917 году – более 80%).
Призывные комиссии русской армии чётко разделяли грамотных (умеющих читать и писать), малограмотных (умеющих только читать) и неграмотных (не умеющих ни читать, ни писать). [10] При этом малограмотных и неграмотных в армии обучали.
«В 1914 году было 50 000 земских школ с 80 000 учителями и 3 000 000 учеников в них. В 1914 году в земствах было создано 12 627 публичных библиотек».
Из статьи С. Миронина
Оценки среднего уровня грамотности населения в России в целом к 1914-1915 гг. достаточно сильно разнятся: от 35-38 % к 1915 году [13], [14] до 43% в 1917. Бывший министр просвещения П.Н. Игнатьев в своей статье приводил оценку в 56% грамотных от всего населения России (на 1916 год). [15]
Меры по развитию начального образования в России в начале XX века
Реформы школьного образования начались при Николае II еще до Русско-японской войны и революции 1905-1907 гг. В 1896 году начался переход от трёхлетнего к четырёхлетнему начальному образованию, причём все новые школы строились уже как четырёхлетние, и при этом отлично организованные. На четырёхлетку переходили и все прежние виды школ, в том числе и трёхлетние земские.
Реформы были направлены также на снижение «бюрократической зависимости» средней школы; с этой же целью Николай II в 1904 году своим указом отменил прямую связь между получением сертификатов об окончании гимназий и университетов и присвоением чинов согласно Табели о рангах. Эти реформы были направлены также на усиление роли родителей в школьной жизни, децентрализацию управления образованием и ориентацию на «местные нужды». [9]
В 1896-1904 гг. издается целый ряд указов, связанных с начальным образованием, в том числе, например, о финансировании различных видов начальных школ, а также о материальном обеспечении учащихся начальных училищ. [19] (с.128)
Вообще, в более широком плане, именно на рубеже XIX-XX веков (за несколько лет до Русско-японской войны и революции) закрепившееся, начиная с царствования Николая Первого, представление о гимназии как об инструменте формирования слоя чиновников, вступило в серьезные противоречия с более широкой концепцией средней школы как основного органа формирующего культурные силы нации в целом и «потребностями жизни» (прежде всего экономики страны). [9] (с.38) При этом начальная школа должна была обеспечить возможность «социальных лифтов» наиболее способных учащихся в средние школы, в гимназии и затем в вузы. [9] (с.119-120)
К 1914 году все это было реализовано. Согласно данным д.и.н. С. Волкова [20], доля студентов из «низших классов» в вузах (прежде всего в технических) доходила до 50-80%.
Интенсивный рост школьного образования до 1917 года. Проект всеобщего начального образования
Развитие начального школьного образования значительно ускорилось с конца 1907 года. 1 ноября 1907 года в Думу был внесён проект закона «О введении всеобщего начального обучения в Российской империи». Комиссия по народному образованию, в которую поступил этот проект, рассматривала его более трёх лет лет [21]. Однако обсуждение законопроекта о всеобщем начальном образовании откладывалось несколько раз.
«Первоначальное обучение было бесплатное по закону, а с 1908 г. оно сделалось обязательным. С этого года ежегодно открывалось около 10 000 школ. В 1913 г. число их превысило 130 000».
Из статьи С. Миронина
Тем не менее, те же современные критики этого закона пишут [22] :
«Со времени издания закона от 3 мая 1908 г. в стране начинают проводиться первые мероприятия, связанные с реализацией проекта введения всеобщего образования в стране, который предполагал создание школьных сетей начальных учебных заведений».
Подписанный Николаем II Закон от 3 мая 1908 г. предусматривал также дополнительное финансирование (кредит) в 6,9 млн. рублей на нужды начального образования, и способствовал его ускоренному развитию. При этом, согласно указу от 3 мая 1908 г. образование во всех школах, на которое распространялось дополнительное государственное финансирование (в том числе и в земских школах) было бесплатным. [23]
«За 20 лет кредиты, ассигнованные Министерству Народного Просвещения, с 25,2 млн. рублей возросли до 161,2 млн. Сюда не входили бюджеты школ, черпавших свои кредиты из других источников (школы военные, технические), или содержавшиеся местными органами самоуправления (земствами, городами), кредиты которых на народное образование возросли с 70 млн р. в 1894 г. до 300 млн р. в 1913 г.
В начале 1913 г. общий бюджет народного просвещения в России достиг по тому времени колоссальной цифры, а именно 1/2 миллиарда рублей золотом».
Из статьи С. Миронина
Новый энциклопедический словарь 1916 года [24] (с.127) отмечает также:
«С 1908 года начинается законодательная работа Думы в области всеобщего обучения и вообще начального образования. Издается ряд законов по начальному образованию, тесно связанных с введением всеобщего обучения».
Далее, в той же статье Нового энциклопедического словаря (стр.144):
«В течение 1908-1915 гг. кредит на постоянные нужды начального образования увеличивался следующим образом: в 1908 — на 6 900 000 р., в 1909 — на 6 000 000 р., в 1910 — на 10 000 000 р., в 1911 — на 7 000 000р., в 1912 — на 9 000 000 р., в 1913 — на 10 000 000 р., в 1914 — на 3 000 000 р., в 1915 — на 3 000 000 р.»
— как видно, кредит на нужды начального образования увеличивался даже во время Первой Мировой войны. Не только финансирование, но все мероприятия по развитию начального образования (в том числе увеличение числа школ и их доступности в радиусе не более 3 верст) проводились неуклонно вплоть до 1917 года. [9]
В Российской империи… хотя инициированный в 1908 и внесенный в Думу в 1912 закон к 1917 г. еще и не был принят, но по факту развитие школьных сетей и финансирование шло настолько быстро, что, например, уже в 1912 г. в Московской губернии 95% мальчиков 12-15 лет были грамотны (и 75% девочек) [9] (с.708-709).
Некоторые земства ещё в 1897 году начали составлять планы перехода своих уездов к всеобщему обучению — к 1915 году они оказались в числе тех 46-ти уездов, которые практически завершили этот переход.
На 1 января 1915 года процент отношения числа учащихся к числу детей от 8 до 11 лет по губерниям, согласно статье Нового энциклопедического словаря 1916 года [25], был следующий:
губернии Московская и Петроградская 81-90%,
Для мальчиков почти полный охват начальным образованием был обеспечен в центральных губерниях европейской части РИ (и в некоторых малороссийских губерниях) уже в 1914-1915 гг., а при таких темпах к 1924-1926 гг. полный охват всех детей школой был бы обеспечен и по всей России [9].
Подготовка учителей
Перспективы всеобщего школьного образования после 1917 года
Каковы были перспективы окончания процесса полного охвата начальным образованием всех детей школьного возраста в России?
По состоянию на 1914 г. в разных уездах и городах Российской империи (всего в РИ было 441 уездных земств): «…осуществлено всеобщее обучение в 15 земствах; совсем близки к осуществлению 31 земство» [31] (с.146) (то есть более чем в 10% земств). Там же указано также, что в 1914 году 88% земств осуществляли (переход) к всеобщему образованию по согласованию с МНП, причем, по состоянию на 1914 год «62% земств предстояло менее 5 лет до всеобщего обучения, 30% — от 5 до 10 лет, и лишь в 8% — свыше 10 лет». Ожидалось, что всеобщее начальное образование на территории европейской России будет достигнуто между 1919 и 1925 годами (более чем в 90% земств всеобщее обучение могло быть введено к 1924 году). [9]
Подводя итог реформам национального образования к 1917 году (как общего начального и среднего, так и профессионального и высшего), руководитель Центра исследований научно-образовательной политики при ИИЕТ РАН Д. Л. Сапрыкин пишет:
«Накануне войны в России было более ста вузов со 150 000 студентов (во Франции тогда же – около 40 000 студентов). Многие вузы в России создавались соответствующими министерствами или ведомствами (военным, промышленно-торговым, духовным и т. п.). Обучение было недорогим: например, на престижных юридических факультетах в России оно стоило в 20 раз меньше, чем в США или Англии, а неимущие студенты освобождались от платы и получали стипендии».
Из статьи С. Миронина
«Единая система образования, предполагающая полную «координацию» общего и профессионального образования, в частности, возможность переходов между общеобразовательными и профессиональными учебными заведениями одного уровня была сформирована в процессе реформ 1915-1916 годов, проведенных П. Н. Игнатьевым при полной поддержке Николая II. Эти реформы создали стройную единую систему национального образования, включавшую:
1) 3-4 летний цикл начального образования,
2) 4-летний цикл посленачального образования (первые четыре класса гимназий, курс высших начальных училищ или соответствующих профессиональных учебных заведений,
3) 4-летний цикл полного среднего образования (последние классы гимназий или профессиональных средних учебных заведений),
4) высшие учебные заведения университетского или специального типа,
5) систему образования для взрослых, которая стала ускоренными темпами создаваться особенно после принятия «сухого закона» в 1914 году.
В последние десять лет царствования Николая II был осуществлен своего рода «национальный проект»: программа строительства «школьных сетей», в частности, сетей школьных зданий по всей стране, обеспечивших доступность школ для всех детей Империи с радиусом 3 версты. …Во время царствования Николая II Россия прочно вошла в пятерку наиболее развитых стран в отношении уровня развития науки, научно-технического образования и «высокотехнологичных отраслей промышленности». [9]
Автор: Борис Романов, писатель
Новые факты на смену старой лжи:
Факт 1. Отречения Николая Второго от престола не было!
Факт 2. Николай II – один из самых сильных правителей России
Миф о слабом правителе развенчан!
Факт 3. Николай II никогда не был «кровавым»
Новый взгляд на первую русскую революцию 1905 года и «кровавое воскресенье»
Факт 4. Николай II не проиграл русско-японскую войну
Доктор исторических наук В.М. Лавров: «Может быть, стоило продолжить войну. Но с другой стороны – 200 тысяч человек. Ведь именно царь-христианин сказал: «Не будем губить людей»
Факт 5. Николай II привёл страну к порогу победы в Первой мировой войне. Переступить этот порог ему не дали предатели
Факт 6. Николай II правил в атмосфере зависти, сплетен и интриг светского общества
Предательство элиты – одна из главных причин падения самодержавия и развала всей страны
Факт 7. Николай II знал о тяжкой участи своей семьи и страны из пророчеств
Он приложил максимальные усилия для того, чтобы изменить судьбу России и мира
[1] 1897 год. Распределение населения по полу, возрасту и грамотности
[2] Kahan, Arcadius Russian economic history: the nineteenth century // University of Chicago Press. — 1989. — С. 244.
[3] Миронов Б.Н. История в цифрах. – Л., Наука, 1991. С. 84
[4] Советская историческая энциклопедия. Переписи населения.
[5] Из истории проведения переписей населения (из книги «Всероссийская перепись населения 2002 года: опыт организации и проведения», авторы Кисельников А.А., Бессонова Г.А., Симонова О.В.).
[6] Начальное народное образование в России, приложение «Статистика» // Новый энциклопедический словарь: Пг., 1916 – Издание АО «Издательское дело бывшее Брокгауз-Ефрон». – Т.28.
[7] Начальное народное образование // Новый энциклопедический словарь: Пг., 1916 – Издание АО «Издательское дело бывшее Брокгауз-Ефрон». – Т.28. – С. 123-149.
[8] Исторические источники XVIII – начала XX века /автор М.Ф. Румянцева/ гл. 8 Статистика.
[9] Сапрыкин Д.Л. Образовательный потенциал Российской Империи. М.: ИИЕТ РАН, 2009.
[10] Военно-статистический ежегодник за 1912 год. СПб., 1914. С.372-375. Приводится по изданию: Россия. 1913 год. Статистико-документальный справочник. — СПб. БЛИЦ, 1995. С. 288.
[11] Грамотность // Большая Советская Энциклопедия. изд. 2. Т. 12 1952 г. с 434.
[12] Следует отметить ошибку, допущенную авторами БСЭ в комментариях к этой таблице: они пишут (прямо под указанной таблицей), что по этой статистике принимали «за грамотного умеющего написать лишь свою фамилию». Однако, в переписном листе переписи 1897 года вопрос сформулирован «Умеет ли читать»? (смотрите формуляры переписи). В энциклопедических словарях того времени грамотность определялась как умение читать без затруднений, а с трудом читающих относили к малограмотным; умеющих только расписаться относили к неграмотным. И, как отмечено в Военно-статистических ежегодниках (см., например, Военно статистических ежегодник за 1912 год. СПб., 1914. С.372-375), в армии грамотными считали умеющих и писать, и читать, а малограмотными – только читать.
[13] В. А. Мельянцев. Россия за три века: экономический рост в контексте мирового развития.
[15] Malevsky—Malevitch P. Russia. USSR. Complete handbook. Publisher: William Farquhar Payson, 1933.
[16] Громыко М.М. Мир русской деревни. М. «Молодая гвардия», 1991.
[17] «Вестник Псковского губернского земства» № 12 от 27 марта 1916 г.
[18] Eklof Ben. Russian Peasant Schools. Officialdom, Village culture, and Popular pedagogy: 1861-1914. Univercity of California Press, Ltd. Berkeley and Los Angeles, London, 1986 P. 332-335.
[20] Волков С. В., Интеллектуальный слой в советском обществе. М.: ИНИОН РАН, 1999. Глава 1.
[21] Программа реформ П. А. Столыпина. Документы и материалы. О введении всеобщего начального обучения в Российской империи Т. 1 М.: «Российская политическая энциклопедия», 2002.
[22] Мифы СССР. Миф: В царской России было введено обязательное всеобщее начальное образование.
[23] Полное собрание законов Российской Империи (стр. 228-229, № 30328).
[25] Новый энциклопедический словарь. Петроград: изд-во бывшее Брокгауз-Ефрон, 1916г, т.14, статья «Грамотность».
[26] БСЭ, статья «Педагогическое образование».
[27] Всеподданнейший отчет Министра народного просвещения за 1913 г. Пг., 1916. Приложение. С. 148, 156.
[29] Церковные школы Российской империи. Статистические сведения. – СПб., 1903-1916.
[30] Священник во главе церковно-приходской школы обучал детей только Закону Божьему (и занимался общей организацией учебного процесса), преподавание всех остальных предметов полностью возлагалось на профессионального учителя. При отборе профессиональных учителей в церковно-приходские школы особое внимание уделялось их нравственности, и, конечно, искренности христианской веры.
Сайт За-Царя.рф не является монархическим, не носит религиозный характер, не преследует политических целей. Задача сайта – рассказать правду об Императоре Николае Втором и России времени Его правления.
ГДЗ история 9 класс Юдовская, Баранов Просвещение 2020 Задание: § 5 Образование и наука
Стр. 42. Вопрос в начале параграфа
В чём заключалась научная революция XVI–XVII вв.? Какую роль в образовании и науке сыграло Просвещение?
В XVI–XVII вв. происходит бурное развитие науки, прежде всего в области математики и естествознания. Законы, открытые учёными Нового времени, носят всеобщий характер. Рождаются новые методы исследования природы – сочетание опыта (практики) и теории (разума). Просвещение дало возможность свободы для исследований, разум стал единственным критерием познания человека и общества.
Стр. 47. Вопросы в конце параграфа
1. Что повлияло на распространение грамотности в XIX – начале XX в.? Почему среднее и высшее образование получала лишь небольшая доля населения?
В XIX в. грамотность приобрела массовый характер. Причиной этому стали перемены в жизни общества и в экономике. Грамотность приносила очевидную практическую пользу. Главным средством распространения грамотности являлись школы. В большинстве стран решающие перемены произошли в последней трети XIX в.: начальное школьное образование повсеместно становилось светским, обязательным и бесплатным.
Среднее и тем более высшее образование оставалось платным. Его могли себе позволить только дети из буржуазных семей.
2. Благодаря каким факторам люди стали больше читать?
Благодаря распространению грамотности в XIX в. произошла вторая в европейской истории «читательская революция». В результате чтение приобрело массовый характер, распространилось на все слои общества. Этому способствовало увеличивавшееся предложение печатной продукции, связанное с новыми технологиями в производстве бумаги и типографском деле. Большинство новых романов печаталось в виде приложений к газетам и журналам. Такие приложения стоили дешево, а интригующая надпись «продолжение следует» в конце каждого выпуска разжигали читательский интерес. Бесплатными, а значит, более доступными для низов стали многие библиотеки.
Печатное слово являлось главным источником информации и образования. Чтение было и важным видом развлечения.
3. Как складывалась новая научная картина мира?
В XIX в. наука стала более профессиональной. Активно шел процесс ее дифференциации. Важнейшими исследовательскими учреждениями в XIX в. становились университеты. Настоящий переворот не только в биологии, но и в общественном сознании произвело эволюционное учение Ч. Дарвина. Новые открытия изменили прежнюю механистическую научную картину мира. Материя отныне состояла из бесконечно сложных атомов. Свет распространялся не «эфиром», а электромагнитными волнами. Квантовая теория М. Планка разрушила прежние представления о непрерывности природных процессов. Время и пространство были по-новому осмыслены теорией относительности А. Эйнштейна.
4. Какие выдающиеся открытия русских учёных в области химии и биологии вы знаете?
Д.И. Менделеев – периодический закон химических элементов.
И.П. Павлов – создатель науки о высшей нервной деятельности; разделил физиологические рефлексы на условные и безусловные рефлексы.
И.М. Сеченов – открытия в изучении рефлексов головного мозга.
И.И. Мечников – защитные свойства организма; один из основоположников эволюционной эмбриологии, первооткрыватель фагоцитоза и внутриклеточного пищеварения.
5. Почему история считалась «наукой века» и какие с ней происходили изменения?
История объясняла прошлое и указывала цели в будущем, служа одной из основ той веры в прогресс, в постоянные изменения к лучшему, которая пронизывала сознание людей той эпохи. Историческая наука также укрепляла национальное самосознание, прослеживая путь того или иного народа от его истоков до современности. Постепенно история становилась более четко и строго очерченной областью научного знания.
6. Как развитие науки повлияло на отношение к человеку?
Биология подчеркнула животное начало в человеке, а психология все больше отказывала ему в праве считаться в полной мере разумным существом. Обнаружилось, что рациональное сосуществует в человеке наряду с иррациональным и эмоциональным. В психоанализе австрийца З. Фрейда разум и вовсе был оттеснен так называемым подсознанием. Социология рассматривала человека не столько самого по себе, сколько в качестве члена какой-либо социальной группы. На протяжении XIX в. образ человека изменился разительно. Прежний «венец творения», наделенный разумом и нравственным чувством, часто низводился до размеров безликой статистической величины либо изображался движимым страстями и инстинктами.
Стр. 48. Подумайте
1. Как были связаны рост грамотности и политическая демократизация? Каким образом они могли влиять друг на друга?
Повышение уровня грамотности привело к распространению идей Просвещения среди разных слоев населения. Это привело к укреплению идей, связанных с личными правами. Отстаивание своих прав позволило развиваться политической демократизации. В свою очередь, политическая демократизация привело к втягиванию всех слоев общества в политическую жизнь, что заставляло людей повышать свою грамотность.
2. Девизом научной революции XVI–XVII вв. были слова Ф. Бэкона «знание – сила». Подумайте, какие новые стороны знания как силы проявились в XIX в.
Открытия, сделанные в XIX в., чаще использовались на практике. Они позволяли улучшать показатели в разных сферах экономики, способствовали развитию медицины и пищевой промышленности. Новые открытия изменили прежнюю механистическую научную картину мира. Полученные новые знания естественными науками привели к осмыслению и пониманию их последствий для человека и общества. Эту задачу взяли на себя гуманитарные науки.
3. Повлияло ли изменение представлений о человеке на идею прогресса? Если да, то каким образом? Ответ аргументируйте.
Изменение представлений о человеке повлияли на идею прогресса. Полученные новые знания естественными науками привели к осмыслению и пониманию их последствий для человека и общества. История объясняла прошлое и указывала цели в будущем, служа одной из основ той веры в прогресс, в постоянные изменения к лучшему, которая пронизывала сознание людей той эпохи. Несмотря на то, человек низводился до размера безликой статистической величины, вера в прогресс только усилилась в связи с развитием различных представлений и теорий о развитии общества.