Что считается ухудшением жилищных условий

Вместе с тем и государство, создавая условия для возможности приобрести жилое помещение, требует со стороны граждан добросовестности, разумности и не совершать действий по намеренному ухудшению своих жилищных условий.

Определением Конституционного Суда РФ №258-0-0 дано точное определение понятию «намеренного ухудшения жилищных условий», а именно, умышленные действия граждан в целях создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти в обеспечении жилыми помещениями.

Хотелось бы остановиться на примерах из жизни, да и читателю будет интересно узнать на какие только ухищрения не идут граждане, чтобы встать на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, при этом от них не отстают и те граждане, которые уже получили от государства помощь (например, в качестве материнского капитала) и улучшили свои «жилищные условия».

Так, некий Т., являясь членом семьи собственника жилья, проживая вместе со своими родителями в 2-х этажном доме, общей площадью 240 кв.м. обратился в жилищную комиссию поставить его на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения жилья. Комиссия решила, что оснований для постановки его на данный учет не имеется в связи с обеспеченностью нормой жилья согласно жилищному законодательству. Не согласившись сданным решением, он обратился в суд, где заявил, что родители предоставили ему право безвозмездного пользования их жильем, но он не является членом их семьи.

При рассмотрении данного гражданского участники процесса узнали много нового о взаимоотношениях в данной семье со слов Т., без участия родителей, которые даже не догадывались, что Т. (их сын) не считает их членами своей семьи и между ними прекращены семейные отношения. Вместе с тем, «они, по-прежнему позволяют ему жить в их доме».

Граждане забывают, что само по себе раздельное проживание граждан, являющихся одной семьей, не влечет автоматически прекращения семейных отношений с собственником жилья. Исходя из семейного статуса
родители не могут быть бывшими членами семьи. Однако, как показала практика, когда речь идет о приобретении жилья, могут.

Как говорится квартирный вопрос не оставляет никаких шансов для сохранения семейных традиций и морали.

Подавая документы по месту жительства (любой правоспособный гражданин) или по месту службы (правоохранительные органы) в жилищную комиссию гражданин должен осознавать, что жилые помещения предоставляются реально нуждающимся гражданам. Ведь несоблюдение данного принципа, ведет к социальному неравенству и невосполнимым затратам из федерального бюджета.

Жилищная комиссия, рассматривая действия, совершенные лицом, который хочет встать в очередь на получения жилья, придет к выводу, что они умышленные и недобросовестные, это может стать препятствием для признания его нуждающимся в жилом помещении.

Закон ставит в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.

Уважаемые граждане помните, что если Вами или членами семьи (путем отчуждения имущества: дарение, купля-продажа) ухудшены жилищные условия, то обращаться в жилищную комиссию для поставки на жилищный учет, в соответствии со ст.53 Жилищного кодекса Российской Федерации и ч.7 ст.4 Федерального Закона от 19.07.2011 №247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в законодательные акты РФ» возможно лишь по истечении 5 лет с момента ухудшения жилищных условий.

Правовой отдел МВД по Кабардино-Балкарской Республике

Источник

«Умышленное» ухудшение жилищных условий

Районная администрация заподозрила семью в намеренном ухудшении жилищных условий и отказала в постановке на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма. «Умысел» состоял в том, что мать главы семейства зарегистрировала его жену и второго ребенка в квартире, в которой они живут. Уполномоченный по правам человека в Санкт-Петербурге Александр Шишлов счел этот отказ незаконным и обратился в прокуратуру. Надзорное ведомство согласилось с омбудсменом и вынесло протест.

Что считается ухудшением жилищных условий. Смотреть фото Что считается ухудшением жилищных условий. Смотреть картинку Что считается ухудшением жилищных условий. Картинка про Что считается ухудшением жилищных условий. Фото Что считается ухудшением жилищных условий

Когда в семье Алексея П. родился второй ребенок, в тридцатиметровой «однушке», принадлежащей его матери, всем стало не разместиться. Собственных средств на увеличение жилплощади не было, поэтому Алексей с женой решили встать на учет в качестве нуждающихся в содействии в улучшении жилищных условий.

Через многофункциональный центр глава семьи подал заявление в районную администрацию о постановке на учет, однако спустя три недели получил отказ. В соответствующем распоряжении администрации района со ссылкой на статью 53 Жилищного кодекса РФ говорилось, что члены семьи намерено ухудшили свои жилищные условия с целью постановки на учет в качестве нуждающихся. Алексей категорически не согласился с этим решением и попросил помощи у петербургского омбудсмена.

Юристы аппарата Уполномоченного не усмотрели правовых оснований для отказа в постановке на учет и обратились за разъяснением в районную администрацию. Приведенные «аргументы» намеренного ухудшения жилищных условий вызвали у сотрудников омбудсмена недоумение. Должностные лица администрации утверждали, что «вселение супруги в жилое помещение, установлено как факт совершения действий, в результате которых Алексей П. с детьми могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях».

В чем выразился умысел заявителя и недобросовестность при регистрации его жены в квартиру, где она живет вместе со всей семьей, в районной администрации Уполномоченному объяснить не смогли.

Хронологическая очередность регистрации в квартире была следующая: 2007 год – Алексей П., 2016-й – первый сын, февраль 2020-го – супруга, сентябрь 2020-го – второй сын. Т.е. после регистрации жены Алексея жилищная обеспеченность семьи была 10.33 кв.м на человека и не выходила за пределы существующей в Санкт-Петербурге нормы для отдельных квартир и жилых домов (девять кв.м). По закону претендовать на содействие государства в улучшении жилищных условий семья смогла только после появления и регистрации в единственном жилье родителей второго ребенка. Но, видимо, назвать рождение сына намеренным действием с целью постановки на учет в районной администрации не решились.

Законодательство не определяет понятие «намеренное ухудшение»

В Жилищном кодексе не уточняется, что следует считать намеренным ухудшением жилищных условий и какие действия могут быть признаны таковыми. Порядок определения в действиях граждан подобного факта также отсутствует.

Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал, что ограничения в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий. При этом применение статьи 53 Жилищного кодекса («Последствия намеренного ухудшения гражданами своих жилищных условий») должно осуществляться в системе действующего правового регулирования, согласно которому предполагаются добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий.

Опираясь на позицию Конституционного Суда, статью 38 Конституции России и статью 31 Семейного кодекса, Александр Шишлов обратился в защиту прав семьи Алексея П. в прокуратуру, которая согласилась с доводами Уполномоченного.

Надзорный орган не усмотрел правовых оснований для отказа в постановке на жилищный учет и вынес на распоряжение администрации района протест.

Источник

Что относится к намеренному ухудшению жилищных условий?

Что считается ухудшением жилищных условий. Смотреть фото Что считается ухудшением жилищных условий. Смотреть картинку Что считается ухудшением жилищных условий. Картинка про Что считается ухудшением жилищных условий. Фото Что считается ухудшением жилищных условий

15 лет назад, с 1 марта 2004 года был введен в действие Жилищный кодекс Российской Федерации. Именно тогда в статье 53 данного законодательного акта и появилось словосочетание «намеренное ухудшение жилищных условий».

Правда, как это часто бывает, ни конкретного определения, ни случаев, подпадающих под данный термин, законодательство не устанавливает.

Что говорит закон

В соответствии со статьей 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через 5 лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Более-менее четко в статье 53 ЖК РФ определены:

По причине того, что определение «намеренного ухудшения жилищных условий» в законодательстве отсутствует, вопрос о наличии либо отсутствии таковых действий рассматривается в каждом случае индивидуально с учетом конкретных обстоятельств дела. И, как правило, разрешать спорные ситуации практически всегда приходится судам (а как иначе – на то и нужны плохо проработанные законы, чтоб пополнять бюджет и не уменьшать поток судебных дел).

Так, действиями, отнесенными к намеренному ухудшению жилищных условий, судами в разное время признавались:

Указанный перечень можно продолжать и продолжать.

Важно отметить, что далеко не все действия граждан, внешне соответствующие приведенному перечню, можно считать намеренными действиями, направленными на получение статуса нуждающихся в жилых помещениях.

Таковыми, например, не являются:

Отдельные случаи, которые не считаются намеренными действиями, влекущими последствия, предусмотренные статьей 53 ЖК РФ, могут применяться к определенным категориям граждан Российской Федерации.

Так, применительно к военнослужащим и гражданам, уволенным с военной службы, неприменимы к последствиям применения статьи 53 ЖК РФ следующие случаи:

Вообще статья 53 ЖК РФ по своему характеру является императивной. То есть граждане, намеренно ухудшившие свои жилищные условия, по истечении 5 лет со дня их совершения принимаются на учет (а не «могут быть» приняты). Конечно, при этом они должны отвечать другим условиям признания их нуждающимися в получении жилых помещений.

Однако законом не урегулирован вопрос о совершении намеренных действий, связанных с ухудшением жилищных условий, гражданином, уже ранее признанным нуждающимся в жилом помещении и включенным в соответствующие списки. Например, гражданин в целях получения жилого помещения большей площади искусственно увеличивает состав своей семьи путем регистрации по своему адресу родственников (родителей, внуков, зятьев, невесток и др.). Должны ли вновь вселенные родственники учитываться при определении размера предоставляемого в подобном случае жилого помещения?

Прямого ответа на данный вопрос законодательство не предусматривает…

Источник

Как получить жилье от государства?

О спорных вопросах получения жилого помещения по договору соцнайма

Что считается ухудшением жилищных условий. Смотреть фото Что считается ухудшением жилищных условий. Смотреть картинку Что считается ухудшением жилищных условий. Картинка про Что считается ухудшением жилищных условий. Фото Что считается ухудшением жилищных условий

Нуждающиеся в жилых помещениях москвичи могут претендовать на предоставление им жилья по договору социального найма. Это значит, что город бесплатно передает жилье в пользование нуждающимся на неограниченный срок. Его можно приватизировать, после чего жилье будет передано в собственность. Для получения помощи в улучшении жилищных условий семье нужно будет встать на жилищный учет.

Кто имеет право получить жилье от государства?

В Москве получить помощь в улучшении жилищных условий может семья, если:

Предоставление жилых помещений в столице находится в компетенции Департамента городского имущества г. Москвы (далее – ДГИ г. Москвы).

Как встать на жилищный учет для получения жилья?

Заявитель и члены его семьи подают заявление через любой центр госуслуг «Мои документы» в Москве о признании их малоимущими в целях предоставления жилого помещения по договору социального найма. К заявлению прикладываются документы о праве собственности на движимое и недвижимое имущество; документы, подтверждающие доходы каждого члена семьи за 2 последних года.

Затем, уже после принятия решения о признании заявителя и членов его семьи малоимущими, они предъявляют заявление о постановке на жилищный учет в центр госуслуг «Мои документы». К нему прикладываются документы, подтверждающие жилищную обеспеченность и проживание в Москве не менее 10 лет.

Как определяется состав семьи заявителя?

До 2005 г., т.е. до момента вступления в силу Жилищного кодекса РФ, проживающие в одной квартире граждане могли встать на жилищный учет как разные семьи. Сейчас такое невозможно. Согласно действующему законодательству те, кто зарегистрирован в одной квартире, являются одной семьей, – если, конечно, квартира не коммунальная. В судебном порядке установить факт проживания в квартире разных семей не получится.

Как понять, признают ли семью малоимущей?

Малоимущими для постановки на жилищный учет признает граждан ДГИ г. Москвы. Для этого необходимо, чтобы имущественная обеспеченность семьи была меньше общей стоимости жилого помещения, необходимого семье для обеспечения по норме предоставления жилплощади на одного человека.

Методика определения имущественной обеспеченности семьи: доход семьи (доходы за 2 последних года минус налоги) / 24 месяца – количество членов семьи X на величину прожиточного минимума, действующего на дату подачи заявления + стоимость имущества, находящегося в собственности членов семьи.

Методика определения общей стоимости жилого помещения, необходимого семье: норма предоставления жилплощади на одного человека X на количество членов семьи – общая площадь жилого помещения, в отношении которого члены семьи имеют самостоятельное право пользования.

Учитывается ли материальная обеспеченность супругов и детей членов семьи заявителя, которые не зарегистрированы с ними и на улучшение жилищных условий не претендуют?

При решении вопроса о признании семьи малоимущей ДГИ г. Москвы будет учитывать доходы и имущество супругов и детей членов семьи заявителя, не зарегистрированных совместно с желающими встать на жилищный учет.

Учитывается ли жилищная обеспеченность близких родственников, которые не проживают с заявителем и не претендуют на улучшение жилищных условий?

ДГИ г. Москвы учитывает жилищную обеспеченность детей и супруга заявителя, даже если они не проживают в одном жилом помещении с ним. Однако суды признают подобные действия департамента незаконными. В таких случаях выясняется, имеется ли у желающего встать на жилищный учет самостоятельное право пользования имуществом детей или супруга, которые не зарегистрированы в жилом помещении совместно с ним и на улучшение жилищных условий не претендуют (Апелляционное определение Московского городского суда от 10 февраля 2020 г. по делу № 33-5255/2020).

А если кто-то из членов семьи не желает вставать на жилищный учет?

ДГИ г. Москвы без подписи этого члена семьи заявление не примет и не поставит на жилищный учет. Однако по этому вопросу имеется судебная практика, согласно которой такие действия департамента незаконны, гражданин может быть поставлен на жилищный учет исключительно при его желании. Но при этом жилищные и иные материальные условия члена семьи, не желающего вставать на жилищный учет, будут учитываться (Апелляционное определение Московского городского суда от 20 января 2017 г. по делу № 33-2379/2017).

Как встать на жилищный учет, если один из членов семьи проживает в Москве менее 10 лет?

Сделать это будет крайне проблематично. Если один из членов семьи проживает в Москве менее 10 лет, ДГИ г. Москвы откажет в постановке на жилищный учет. На практике данный вопрос является спорным (Решение Пресненского районного суда г. Москвы от 22 октября 2020 г. по делу № 02-5313/20, Апелляционное определение Московского городского суда от 2 марта 2018 г. по делу № 33-9343/2018).

Возможна и иная ситуация. Для ДГИ г. Москвы единственным доказательством длительного проживания в столице является регистрация по месту жительства. Но бывает так, что гражданин живет в Москве 10 лет или даже больше, а регистрации по месту жительства в течение необходимого времени не имеет. В этом случае можно обратиться в суд с заявлением об установлении факта постоянного проживания в Москве на протяжении 10 или более лет, предоставив доказательства (работа в городе, прикрепление к поликлинике, свидетельские показания). Однако, к сожалению, шансы на удовлетворение такого заявления крайне малы (Апелляционное определение Московского городского суда от 20 февраля 2020 г. по делу № 33-6752/2020, Апелляционное определение Московского городского суда от 18 декабря 2019 г. по делу № 33-53649/2019).

Что считается ухудшением жилищных условий, влияющим на постановку на жилищный учет?

Это действия членов семьи заявителя, которые привели к отчуждению жилых помещений или уменьшению их площади, приходящейся на каждого члена семьи. После совершения таких действий встать на жилищный учет можно лишь по истечении 5 лет.

Важно отметить, что расторжение брака, если оно не повлекло уменьшение площади жилого помещения, согласно практике судов Москвы, не является ухудшением жилищных условий (Апелляционное определение Московского городского суда от 26 сентября 2019 г. по делу № 33-43229/2019, Апелляционное определение Московского городского суда от 24 октября 2019 г. № 33-48324/19).

Источник

Энциклопедия судебной практики. Последствия намеренного ухудшения гражданами своих жилищных условий (Ст. 53 ЖК)

Энциклопедия судебной практики
Последствия намеренного ухудшения гражданами своих жилищных условий
(Ст. 53 ЖК)

1. Общие вопросы применения ст. 53 ЖК РФ

1.1. Ст. 53 ЖК РФ должна применяться во взаимосвязи с п. 3 ст. 10 ГК РФ

Применение статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации и развивающих ее подзаконных нормативных актов должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи с пунктом 3 статьи 10 ГК РФ, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.

Применение ст. 53 Жилищного кодекса Российской Федерации и развивающих ее подзаконных нормативных актов должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи с п. 3 ст. 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.

Применение ст. 53 Жилищного кодекса Российской Федерации и развивающих ее подзаконных нормативных актов должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи с п. 3 ст. 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.

Применение ст. 53 Жилищного кодекса Российской Федерации и развивающих ее подзаконных нормативных актов должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи с п. 3 ст. 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.

Применение ст. 53 Жилищного кодекса Российской Федерации и развивающих ее подзаконных нормативных актов должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи с п. 3 ст. 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.

Применение ст. 53 Жилищного кодекса Российской Федерации и развивающих ее подзаконных нормативных актов должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи с п. 3 ст. 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.

Применение ст. 53 Жилищного кодекса Российской Федерации и развивающих ее подзаконных нормативных актов должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи с п. 3 ст. 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.

Применение ст. 53 Жилищного кодекса Российской Федерации и развивающих ее подзаконных нормативных актов должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи с п. 3 ст. 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.

Применение ст. 53 Жилищного кодекса Российской Федерации и развивающих ее подзаконных нормативных актов должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи с п. 3 ст. 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.

Применение ст. 53 Жилищного кодекса Российской Федерации и развивающих ее подзаконных нормативных актов должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи с п. 3 ст. 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.

1.2. Ст. 53 ЖК РФ предусматривает юридическую ответственность за намеренное ухудшение своих жилищных условий в целях приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий

Из смысла [ст. 53 ЖК РФ] следует, что указанная статья предусматривает меру юридической ответственности граждан за намеренное ухудшение своих жилищных условий с целью приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, следовательно, она может быть применена к гражданину только в случае доказанности совершения данных действий осознанно, преднамеренно и умышленно с целью приобретения права состоять на учете.

1.3. Положения ст. 53 ЖК РФ направлены на предотвращение возможных злоупотреблений со стороны граждан, претендующих на получение социального жилья

Статьей 53 ЖК РФ предусмотрено, что граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Положения указанной статьи направлены на предотвращение злоупотреблений, которые возможны со стороны граждан, претендующих на получение социального жилья.

1.4. Нуждаемость в улучшении жилищных условий устанавливается не только на момент постановки на учет, но и на момент реализации права на улучшение жилищных условий

Доводы апелляционной жалобы о том, что истец распорядился своей долей в праве собственности на жилое помещение после того, как был поставлен в очередь на улучшение жилищных условий, в связи с чем негативные последствия ухудшения жилищных условий, предусмотренные ст. 53 Жилищного кодекса РФ, к нему неприменимы, являются необоснованными, поскольку нуждаемость в улучшении жилищных условий проверяется не только на момент постановки на учет, но и на момент реализации права на улучшение жилищных условий, в связи с чем суд обоснованно расценил указанные действия истца как намеренное ухудшение своих жилищных условий.

1.5. Ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях допустимы, если ими совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий

Ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущего привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем.

Согласно положению статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Анализ приведенной нормы, учитывая правовую позицию, изложенную в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 19 апреля 2007 г. N 258-О-О, свидетельствует о том, что ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях допустимы в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем.

По смыслу ст. 53 ЖК РФ ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем.

Как следует из правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Определении, ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий.

Учитывая правовую позицию, изложенную в Определении Конституционного Суда Российской Федерации, свидетельствует о том, что ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем.

В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в Определении, по смыслу ст. 53 ЖК РФ, которая сама по себе не может рассматриваться как нарушающая какие-либо права и свободы заявителя, и по смыслу соответствующих норм законодательства субъекта Российской Федерации, ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем.

По смыслу статьи 53 ЖК РФ ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем.

Ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, выраженной в Определении, ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем.

В силу ст. 53 Жилищного кодекса РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Из содержания приведенной нормы следует, что ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущего привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем.

1.6. Факт того, что вопрос о признании нуждающимся в жилом помещении поставлен заявителем не сразу после ухудшения жилищных условий, не свидетельствует о разумности и добросовестности его действий

Истец фактически в 2008 г. добровольно отказался от прав на жилое помещение по договору социального найма, что равносильно такому предусмотренному ч. 2 ст. 3 Закона Санкт-Петербурга от 07.07.2004 г. N 409-61 действию как расторжение договора социального найма по инициативе гражданина. При этом истец распорядился своими жилищными правами по социальному найму по своему усмотрению, действовал неразумно, должен был осознавать, что в результате он ухудшает свои жилищные условия и это может привести его к состоянию, требующему участия со стороны государственной власти в обеспечении его другим жильем, что и произошло в конечном результате. При таком положении недобросовестным является притязание истца, требующего участия со стороны государственной власти в обеспечении его другим жильем в настоящее время, до истечения предусмотренного законом срока. То обстоятельство, что вопрос о признании нуждающимся в жилом помещении по договору социального найма истец поставил не сразу после ухудшения жилищных условий, не свидетельствует о разумности и добросовестности его действий.

1.7. В каждом конкретном случае суду необходимо учитывать обстоятельства, которые могли привести к намеренному ухудшению жилищных условий

В каждом конкретном случае суду надлежит учитывать и оценивать обстоятельства, которые могли привести к намеренному ухудшению жилищных условий граждан в результате совершения умышленных действий.

1.8. Наличие статуса служебного жилого помещения исключает возможность применения ст. 53 ЖК РФ

Как установлено судом первой инстанции, квартира получена заявителем от Министерства обороны Российской Федерации и является служебной. Из решения суда и материалов дела не видно, на основании каких сведений сделан этот вывод. Вместе с тем из объяснений представителя заявителя, данных в судебном заседании, усматривается, что указанная квартира находится в муниципальной собственности. Каких-либо иных доказательств, касающихся этого вопроса, в судебном заседании исследовано не было. В нарушение требований ст. 198 ГПК РФ оценки указанные обстоятельства в решении суда не получили, оставлено это без внимания и судом кассационной инстанции. Между тем они являются юридически значимыми для разрешения данного дела.

Наличие у квартиры статуса служебного жилого помещения исключает возможность применения положений ст. 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, поскольку эти нормы регулируют правоотношения, возникающие при предоставлении жилья по договорам социального найма (раздел III ЖК РФ), и не могут быть распространены на специализированный жилищный фонд (раздел IV ЖК РФ).

1.9. Положения ст. 53 ЖК РФ не содержат какого-либо перечня оснований признания действий граждан намеренным ухудшением жилищных условий

Положение статьи 53 ЖК РФ, имеющего большую юридическую силу нежели Закон Санкт-Петербурга от 28 июля 2004 года N 409-61, не содержит какого-либо перечня оснований признания действий граждан намеренным ухудшением жилищных условий.

Такое положение закона позволяет расширительно толковать и оценивать правомерные действия граждан, исходя из обстоятельств конкретного дела.

1.10. При определении уровня обеспеченности жилым помещением учитываются все жилые помещения, в т.ч. те, которые были отчуждены лицом, претендующим на признание его нуждающимся в предоставлении жилого помещения, в течение пяти лет, предшествующих обращению с заявлением о признании нуждающимся в жилом помещении

Для определения уровня обеспеченности жилым помещением должны приниматься во внимание все жилые помещения, в том числе которые были отчуждены лицом, претендующим на признание его нуждающимся в предоставлении жилого помещения, в течение пяти лет, предшествующих обращению с заявлением о признании нуждающимся в жилом помещении.

В соответствии со ст. 53 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Соответственно, для определения уровня обеспеченности жилым помещением должны приниматься во внимание все жилые помещения, в том числе которые были отчуждены лицом, претендующим на признание его нуждающимся в предоставлении жилого помещения, в течение пяти лет, предшествующих обращению с заявлением о признании нуждающимся в жилом помещении.

В соответствии со ст.53 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Соответственно, для определения уровня обеспеченности жилым помещением должны приниматься во внимание все жилые помещения, в том числе которые были отчуждены лицом, претендующим на признание его нуждающимся в предоставлении жилого помещения, в течение пяти лет, предшествующих обращению с заявлением о признании нуждающимся в жилом помещении.

2. Действия, направленные на ухудшение жилищных условий

2.1. Законодательство относит к ухудшению жилищных условий не любые действия, приведшие к уменьшению площади жилого помещения, а только те, в результате которых возникла нуждаемость в жилых помещениях

Вывод суда о том, что заявитель ухудшил свои жилищные условия, поскольку размер площади жилого помещения, приходившийся на него в квартире N 1 17,2 кв. метров в связи с переселением в квартиру N 2, уменьшился до 11,22 кв. метров, является неправильным, поскольку действующее законодательство ухудшение жилищных условий связывает не с любыми действиями, приведшими к уменьшению площади жилого помещения, а только с такими действиями, в результате которых возникла нуждаемость в жилых помещениях. Однако такой нуждаемости у него в связи с вселением в квартиру N 2 не возникло.

По смыслу ст. 53 Жилищного кодекса Российской Федерации ограничения в постановке на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях являются допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий.

Действующее законодательство ухудшение жилищных условий связывает не с любыми действиями, приведшими к уменьшению площади жилого помещения, а только с такими, в результате которых возникла нуждаемость.

Действующее законодательство ухудшение жилищных условий связывает не с любыми действиями, приведшими к уменьшению площади жилого помещения, а только с такими действиями, в результате которых возникла нуждаемость в жилых помещениях либо право на их получение.

Действующее законодательство связывает ухудшение жилищных условий не с любыми действиями, приведшими к уменьшению площади жилого помещения, а только с теми, в результате которых возникла нуждаемость в жилых помещениях.

Действующее законодательство ухудшение жилищных условий связывает не с любыми действиями, приведшими к уменьшению площади жилого помещения, а только с такими действиями, в результате которых возникла нуждаемость в жилых помещениях.

Действующее законодательство ухудшение жилищных условий связывает не с любыми действиями, приведшими к уменьшению площади жилого помещения, а только с такими действиями, в результате которых возникла нуждаемость в жилых помещениях.

Действующее законодательство ухудшение жилищных условий связывает не с любыми действиями, приведшими к уменьшению площади жилого помещения, а только с такими действиями, в результате которых возникла нуждаемость в жилых помещениях.

Действующее законодательство ухудшение жилищных условий связывает не с любыми действиями, приведшими к уменьшению площади жилого помещения, а только с такими действиями, в результате которых возникла нуждаемость в жилых помещениях.

Действующее законодательство ухудшение жилищных условий связывает не с любыми действиями, приведшими к уменьшению площади жилого помещения, а только с такими действиями, в результате которых возникла нуждаемость в жилых помещениях.

Действующее законодательство ухудшение жилищных условий связывает не с любыми действиями, приведшими к уменьшению площади жилого помещения, а только с такими действиями, в результате которых возникла нуждаемость в жилых помещениях.

2.2. Совершение действий, направленных на ухудшение жилищных условий, препятствует принятию на учет только тех граждан, которые совершили эти действия

По смыслу статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации совершение действий по ухудшению жилищных условий препятствует принятию на учет только тех граждан, которые совершили эти действия. Права иных граждан быть принятыми и состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях при наличии к тому предусмотренных законом оснований не могут быть ограничены в связи с совершением кем бы то ни было действий по ухудшению жилищных условий.

По смыслу статьи 53 Жилищного кодекса РФ совершение действий по ухудшению жилищных условий препятствует принятию на учет только тех граждан, которые совершили эти действия. Права иных граждан быть принятыми и состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях при наличии к тому предусмотренных законом оснований, не могут быть ограничены в связи с совершением кем бы то ни было действий по ухудшению жилищных условий.

По смыслу статьи 53 Жилищного кодекса РФ совершение действий по ухудшению жилищных условий препятствует принятию на учет только тех граждан, которые совершили эти действия. Права иных граждан быть принятыми и состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях при наличии к тому предусмотренных законом оснований, не могут быть ограничены в связи с совершением кем бы то ни было действий по ухудшению жилищных условий.

2.3. Законодательство РФ не содержит перечня намеренных действий, совершаемых гражданами с целью признания их нуждающимися в улучшении жилищных условий

Из содержания статьи 53 Жилищного кодекса РФ следует, что она не содержит перечня намеренных действий, совершенных гражданами с целью признания их нуждающимися в улучшении жилищных условий.

2.4. Установление перечня действий, являющихся намеренным ухудшением жилищных условий, находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ

Поскольку жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, федеральное законодательство не устанавливает перечня действий, совершенных гражданами с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в результате которых они могут быть признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий, субъект Российской Федерации вправе был осуществить собственное правовое регулирование и установить перечень таких действий.

2.5. Действиями, повлекшими ухудшение жилищных условий, признаются действия, в результате которых уменьшилась жилищная обеспеченность граждан

На основании статьи 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

По смыслу статьи 53 Жилищного кодекса РФ действиями, повлекшими ухудшение гражданами своих жилищных условий, признаются действия, в результате которых уменьшилась жилищная обеспеченность граждан, к которым можно отнести и прекращение права собственности по инициативе гражданина.

2.6. К действиям, намеренно ухудшающим жилищные условия, относится отчуждение собственного недвижимого имущества

Проанализировав обстоятельства дела, судебная коллегия приходит к выводу, что, продав принадлежащий ей на праве собственности жилой дом своей дочери и вселившись в него как член семьи, заявительница намеренно ухудшила свои жилищные условия, поскольку добровольно совершила действия по отчуждению собственного недвижимого имущества, в связи с чем не может быть принята на учет нуждающихся в улучшении жилья в течение пяти лет.

2.7. Поводы для продажи собственной недвижимости в виде состояния здоровья, преклонного возраста и нуждаемости в постороннем уходе не являются основанием постановки на учет, если вырученные от продажи денежные средства не были использованы в целях улучшения жилищных условий

Доводы истца о том, что поводом для продажи дома являлось ее состояние здоровья, преклонный возраст и нуждаемость в постороннем уходе, не могут являться основанием для признания незаконным отказа в ее постановке на учет в силу статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, поскольку вырученные от продажи дома денежные средства не были использованы ей в целях улучшения жилищных условий истца (например, для приобретения дома для всей семьи большей площадью).

2.8. Действия, ухудшающие жилищные условия, могут заключаться во вселении в жилое помещение других граждан, которые имеют возможность проживать в другом жилом помещении, если в результате их вселения жилая площадь на каждого проживающего становится меньше учетной нормы

Граждане, которые намеренно предприняли действия, направленные на ухудшение своих жилищных условий, с целью приобретения права постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях принимаются на учет не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Такие действия могут заключаться, например, во вселении в жилое помещение других граждан, которые имеют возможность проживать в другом жилом помещении. В результате их вселения в жилое помещение жилая площадь на каждого проживающего становится меньше учетной нормы. Возникает право постановки на учет. Намеренными действиями могут быть признаны и действия по умышленному разрушению жилого помещения с целью приведения его в состояние, негодное для проживания, и т.д.

2.9. Регистрация в непригодном для проживания жилом помещении может быть признана намеренным ухудшением жилищных условий

Действия, связанные с регистрацией в непригодном для проживания жилом помещении, суд правильно расценил как действия, направленные для ухудшения жилищных условий.

2.10. Дарение принадлежащего гражданину жилого помещения свидетельствует о намеренном ухудшении жилищных условий

Суд правомерно исходил из того, что действия по передаче имеющихся в собственности у истца и его жены жилых помещений в дар родственникам свидетельствуют об ухудшении жилищных условий. В связи с данным обстоятельством действия начальника управления строительства, инженерного обеспечения и расквартирования ВМФ, связанные со снятием истца и членов его семьи с учета в качестве нуждающихся в получении жилья в избранном после увольнения с военной службы месте жительства, соответствуют требованиям действующего законодательства.

2.11. Действиями, направленными на ухудшение жилищных условий, являются не только действия самого гражданина, но и действия членов его семьи

Поскольку для установления нуждаемости гражданина в жилом помещении следует учитывать суммарную общую площадь всех жилых помещений, имеющихся не только у него, но и у членов его семьи, то и под намеренными действиями, в результате которых такой гражданин может быть признан нуждающимся в жилом помещении, следует понимать не только действия самого гражданина, но и действия членов его семьи.

2.12. К намеренным действиям, направленным на ухудшение жилищных условий, относятся отчуждение жилого помещения в результате обмена, мены, продажи

Cтатья 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, ст. 4 указанного выше закона Оренбургской области не допускается принятие на учет граждан, которые с намерением права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях ранее пяти лет со дня совершения указанных намеренных действий. Под намеренными действиями подразумевается ухудшение гражданами жилищных условий в результате обмена, мены, продажи, отчуждения жилого помещения и других условий.

2.13. Добровольный отказ гражданина от постоянного бессрочного права пользования квартирой признается намеренным ухудшением жилищных условий

В рассмотренном деле заявитель отказался добровольно от постоянного бессрочного права пользования квартирой, которое не давало ему оснований для постановки на учет, и приобрел такие основания в результате указанных действий.

В смысле положения статьи 53 ЖК РФ тем самым заявитель совершил действия по намеренному ухудшению жилищных условий.

3. Действия, не свидетельствующие о намеренном ухудшении жилищных условий

3.1. Расторжение супругой военнослужащего в отношении себя договора социального найма жилого помещения в связи с выездом к месту военной службы в другой населенный пункт не является намеренным ухудшением жилищных условий

Расторжение супругой (супругом) военнослужащего в отношении себя на основании статьи 83 ЖК РФ договора социального найма жилого помещения в связи с выездом к месту военной службы супруга (супруги) в другой населенный пункт не относится к действиям по намеренному ухудшению жилищных условий (статья 53 ЖК РФ).

Расторжение супругой (супругом) военнослужащего в отношении себя на основании статьи 83 ЖК РФ договора социального найма жилого помещения в связи с выездом к месту военной службы супруга (супруги) в другой населенный пункт не относится к действиям по намеренному ухудшению жилищных условий (статья 53 ЖК РФ).

Расторжение супругой (супругом) военнослужащего в отношении себя на основании статьи 83 ЖК РФ договора социального найма жилого помещения в связи с выездом к месту военной службы супруга (супруги) в другой населенный пункт не относится к действиям по намеренному ухудшению жилищных условий (статья 53 ЖК РФ).

Расторжение супругой (супругом) военнослужащего в отношении себя на основании статьи 83 ЖК РФ договора социального найма жилого помещения в связи с выездом к месту военной службы супруга (супруги) в другой населенный пункт не относится к действиям по намеренному ухудшению жилищных условий (статья 53 ЖК РФ).

Расторжение супругой (супругом) военнослужащего в отношении себя на основании статьи 83 ЖК РФ договора социального найма жилого помещения в связи с выездом к месту военной службы супруга (супруги) в другой населенный пункт не относится к действиям по намеренному ухудшению жилищных условий (статья 53 ЖК РФ).

3.2. Признание гражданина утратившим право на жилое помещение в судебном порядке нельзя признать намеренным ухудшением жилищных условий

Непременным условием применения последствий, предусмотренных статьей 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, в связи с ухудшением жилищных условий является намеренный характер действий лица, имеющего целью лишь постановку на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, в то время как отчуждение доли носило вынужденный характер и напрямую не зависело от волеизъявления истца, поскольку квартира была реализована не в результате гражданско-правовой сделки, а на торгах по решению суда.

3.3. Смена регистрации по месту жительства, связанная с постоянной трудовой деятельностью в другом населенном пункте, не является намеренным ухудшением жилищных условий

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что доказательств намеренного ухудшения заявителем жилищных условий с целью приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в смысле ст. 53 ЖК РФ материалы дела не содержат, смена регистрации по месту жительства носит исключительно вынужденный характер, связан с постоянной трудовой деятельностью в другом населенном пункте.

3.4. Регистрация обоих супругов по одному адресу не является намеренным ухудшением жилищных условий

Согласно разъяснениям Министерства регионального развития РФ от 30.10.2008 г. N 27953-СК/07 Минрегион России не считает намеренным ухудшение жилищных условий регистрацию обоих супругов в молодой семье по одному адресу.

3.5. Факт отчуждения принадлежащей гражданину квартиры сам по себе однозначно не свидетельствует о намеренном ухудшении жилищных условий

Сам факт отчуждения ранее принадлежащей гражданину квартиры однозначно о намеренном ухудшении жилищных условий не свидетельствует. Ответчиком в обоснование законности принятого им распоряжения о снятии гражданина с учета, кроме ссылки на сам факт отчуждения квартиры, иных доказательств, свидетельствующих об умышленном, намеренном ухудшении жилищных условий, не представлено.

В данном случае, по мнению судебной коллегии, прямой причинно-следственной связи между действиями гражданина и намерением состоять на жилищном учете и получить жилье не имеется.

Из пояснений заявителя следует, что продажа квартиры была обусловлена необходимостью переезда к дочери ввиду возраста и ухудшения его состояния здоровья, однако впоследствии переезд не состоялся, поскольку дочь сообщила, что не может принять его к себе для проживания в связи с вселением в квартиру внука. Деньги от продажи квартиры раздал детям.

Данные доводы заявителя не получили должной оценки суда.

Между тем в обоснование своих доводов о непреднамеренном ухудшении жилищных условий заявитель представил соответствующие доказательства, которые нашли свое подтверждение и в заседании судебной коллегии.

3.6. Действия по вселению в жилое помещение своих несовершеннолетних детей не являются намеренным ухудшением жилищных условий

Судебная коллегия исходит из того, что рождение в семье истца правнука исходя из содержания положений ст. 31 ЖК РФ о праве на вселение несовершеннолетних детей к их родителям и положений ст. 53 ЖК РФ нельзя признать намеренным ухудшением жилищных условий истца.

3.7. Вынужденная продажа жилого помещения, связанная с состоянием здоровья, престарелым возрастом, нуждаемостью в постороннем уходе, не свидетельствует о намеренном ухудшении жилищных условий

В силу статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Анализ приведенной нормы свидетельствует о том, что ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях допустимы в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем.

Однако судом не выявлены такие действия заявителя, направленные на ухудшение жилищных условий. Напротив, судом установлено, что реализация дома, являющегося предыдущим местом жительства заявителя, была вынужденной. Состояние здоровья и престарелый возраст заявителя свидетельствуют о нуждаемости в постороннем уходе, так как самостоятельно проживать и содержать дом она не может, вырученные от продажи дома средства недостаточны для приобретения жилого помещения.

3.8. Вселение в жилое помещение супругов членов семьи нанимателей по договору социального найма жилья не является намеренным ухудшением жилищных условий

В развитие жилищного законодательства, в пределах полномочий субъекта РФ приняты Правила учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в «данные изъяты».

П. 18 Правил, уточняя содержание нормы ст. 53 ЖК РФ в пределах предоставленных полномочий, указывает, что принятие на учет граждан, у которых жилищные условия ухудшились в результате совершенного обмена или раздела жилой площади, вселения других лиц (кроме супругов, детей и нетрудоспособных родителей) или иных действий, производится по истечении пяти лет со времени ухудшения жилищных условий.

Из смысла и содержания приведенных правовых норм следует, что вселение в жилое помещение супругов членов семьи нанимателей по договору социального найма жилья не может расцениваться как преднамеренные действия по ухудшению жилищных условий, в результате которых такие граждане не могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях и приниматься на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

4.1. При рассмотрении дела об оспаривании отказа в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий суду необходимо устанавливать, какие конкретно действия, направленные на ухудшение жилищных условий, совершены заявителем

Согласно положению статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

С учетом изложенного суду необходимо было установить, какие конкретно действия, направленные на ухудшение жилищных условий, совершила заявительница, являются ли они умышленными и недобросовестными, дав правовую оценку фактическим обстоятельствам дела.

4.2. Наличие регистрации по месту жительства у лица, нуждающегося в жилом помещении, а также последующее изменение им адреса регистрационного учёта, не являются основанием для исчисления срока, установленного ст. 53 ЖК РФ, с даты снятия его с регистрационного учета

Сам по себе факт регистрационного учёта заявителя по месту жительства в квартире «адрес» до «дата», как и последующее изменение им адреса регистрационного учёта, не могли служить основанием для вывода об исчислении срока, установленного статьёй 53 ЖК Российской Федерации, с указанной даты.

4.3. Ухудшение жилищных условий несовершеннолетних детей, в результате которых они подлежат признанию нуждающимися в жилых помещениях, не имеет правового значения для рассмотрения вопроса об их включении в учетное дело родителей

Согласно части 1 статьи 10 Закона Санкт-Петербурга от 19 июля 2005 года N 407-65 «О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге» члены семьи, вселенные гражданином после принятия его на учет, включаются в учетное дело по заявлению гражданина только в случае, если они соответствуют требованиям пункта 2 статьи 1 Закона Санкт-Петербурга. Исключение составляют несовершеннолетние дети, вселенные к родителям. В соответствии с пунктом 2 статьи 1 приведенного Закона на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях принимаются граждане, проживающие в Санкт-Петербурге в общей сложности не менее 10 лет, в том числе граждане без определенного места жительства, и признанные по установленным Жилищным кодексом Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Поскольку по смыслу части 1 статьи 10 Закона Санкт-Петербурга от 19 июля 2005 года N 407-65 для включения в учетное дело несовершеннолетних детей, вселенных к родителям, не требуется признания их нуждающимися в улучшении жилищных условий, то в данном случае нельзя говорить о возможности применения в отношении указанных лиц положений статьи 53 ЖК РФ, поскольку обстоятельства ухудшения жилищных условий несовершеннолетних детей, в результате которых данные лица могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, не имеют правового значения для рассмотрения вопроса об их включении в учетное дело родителей. Кроме того, судом необоснованно оставлено без внимания то обстоятельство, что Р. как в период проживания в квартире своей матери, так и в момент выезда из нее в связи с вселением в квартиру по месту жительства отца, являлся малолетним.

4.4. Последствия намеренного ухудшения гражданами своих жилищных условий не распространяются на несовершеннолетних граждан

В соответствии с частью 1 статьи 21 Гражданского кодекса Российской Федерации способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их (гражданская дееспособность) возникает в полном объеме с наступлением совершеннолетия, то есть по достижении восемнадцатилетнего возраста. При таких данных предусмотренные статьей 53 ЖК РФ последствия намеренного ухудшения гражданами своих жилищных условий не могли распространяться на несовершеннолетнего, который на момент фактического выезда из квартиры матери не достиг восемнадцатилетнего возраста.

4.5. Положениями ЖК РФ не установлен порядок обеспечения военнослужащих жилыми помещениями в избранном постоянном месте жительства

Судебная коллегия соглашается с выводом суда о несостоятельности ссылки ответчика на статью 53 Жилищного кодекса РФ, введенного в действие с 1 марта 2005 года, в соответствии с которой граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Указанная норма материального права не подлежит применению к спорным правоотношениям и по тем основаниям, что обеспечение военнослужащих жилыми помещениями в избранном постоянном месте жительства Жилищным кодексом РФ не регламентировано. Как было указано выше, формы и порядок реализации военнослужащими и гражданами, уволенными с военной службы, конституционного права на жилище установлены статьей 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих».

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете подать заявку на получение полного доступа к системе бесплатно на 3 дня.

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

В «Энциклопедии судебной практики. Жилищный кодекс РФ» собраны и систематизированы правовые позиции судов по вопросам применения статей Жилищного кодекса РФ.

Каждый материал содержит краткую характеристику позиции суда, наиболее значимые фрагменты судебных актов, а также гиперссылки для перехода к полным текстам.

Материал приводится по состоянию на сентябрь 2019 г.

См. информацию об обновлениях Энциклопедии судебной практики

При подготовке «Энциклопедии судебной практики. Жилищный кодекс РФ» использованы авторские материалы, предоставленные А. Горбуновым, Н. Даниловой, М. Зацепиной, Е. Ефимовой, О. Коротиной, Е. Костиковой, С. Кошелевым, Ю. Красновой, М. Крымкиной, Д. Крымкиным, А. Куликовой, А. Кусмарцевой, Е. Кустовой, Н. Королевой, О. Лаушкиной, А. Мигелем, А. Назаровой, А. Пелишенко, О. Слюсаревой, Я. Солостовской, Е. Филипповой, Е. Хохловой, А. Чернышевой, Т. Эльгиной, Д. Демченко.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *