Что считается словами в итоговом сочинении

Критерии итогового сочинения 2021-2022

Дата обновления: 30.10.2021

Официальные критерии от ФИПИ по которым проверяется итоговое сочинение в 2021-2022 учебном году. Собственно, критерии проверки и НЕ МЕНЯЮТСЯ из года в год.

Прежде чем проверять сочинение по критериям, эксперт смотрит чтобы оно соответствовало двум важным требованиям.

Требование № 1. «Объем итогового сочинения»

Рекомендуемое количество слов – от 350.

Максимальное количество слов в сочинении не устанавливается. Если в сочинении менее 250 слов (в подсчет включаются все слова, в том числе и служебные), то выставляется «незачет» за невыполнение требования № 1 и «незачет» за работу в целом (такое итоговое сочинение не проверяется по требованию № 2 «Самостоятельность написания итогового сочинения (изложения)» и критериям оценивания).

Требование № 2. «Самостоятельность написания итогового сочинения»

Итоговое сочинение выполняется самостоятельно. Не допускается списывание сочинения (фрагментов сочинения) из какого-либо источника или воспроизведение по памяти чужого текста (работа другого участника, текст, опубликованный в бумажном и (или) электронном виде, и др.).

Итоговое сочинение, соответствующее установленным выше требованиям, оценивается по 5 критериям:

Критерии № 1 и № 2 являются основными.

Для получения «зачета» за итоговое сочинение необходимо получить «зачет» по критериям № 1 и № 2 (выставление «незачета» по одному из этих критериев автоматически ведет к «незачету» за работу в целом), а также дополнительно «зачет» по одному из других критериев.

Критерий № 1 «Соответствие теме»

Данный критерий нацеливает на проверку содержания сочинения.

Участник должен рассуждать на предложенную тему, выбрав путь ее раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой и т.п.).

«Незачет» ставится только в случае, если сочинение не соответствует теме, в нем нет ответа на вопрос, поставленный в теме, или в сочинении не прослеживается конкретной цели высказывания. Во всех остальных случаях выставляется «зачет».

Критерий № 2 «Аргументация. Привлечение литературного материала»

Данный критерий нацеливает на проверку умения строить рассуждение, доказывать свою позицию, формулируя аргументы и подкрепляя их примерами из литературного материала. Можно привлекать художественные произведения, дневники, мемуары, публицистику, произведения устного народного творчества (за исключением малых жанров), другие источники отечественной или мировой литературы (достаточно опоры на один текст).

«Незачет» ставится при условии, если сочинение не содержит аргументации, написано без опоры на литературный материал, или в нем существенно искажено содержание выбранного текста, или литературный материал лишь упоминается в работе (аргументы примерами не подкрепляются). Во всех остальных случаях выставляется «зачет».

Критерий № 3 «Композиция и логика рассуждения»

Данный критерий нацеливает на проверку умения логично выстраивать рассуждение на предложенную тему. Участник должен выдерживать соотношение между тезисом и доказательствами.

«Незачет» ставится при условии, если грубые логические нарушения мешают пониманию смысла сказанного или отсутствует тезисно-доказательная часть. Во всех остальных случаях выставляется «зачет».

Критерий № 4 «Качество письменной речи»

Данный критерий нацеливает на проверку речевого оформления текста сочинения.

Участник должен точно выражать мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употреблять термины.

«Незачет» ставится при условии, если низкое качество речи (в том числе речевые ошибки) существенно затрудняет понимание смысла сочинения. Во всех остальных случаях выставляется «зачет».

Критерий № 5 «Грамотность»

Данный критерий позволяет оценить грамотность выпускника.

«Незачет» ставится при условии, если на 100 слов в среднем приходится в сумме более пяти ошибок: грамматических, орфографических, пунктуационных.

Детально о подготовке к итоговому сочинению 2021-2022 по всем направлениям

Детальный разбор направлений 2021-2022

Источник

Итоговое сочинение 2021-2022гг. Критерии оценивани

. Проверяя работы, учитывайте, что у ребенка обязательно должен быть проведен сопоставительный анализ (КРИТЕРИЙ 2). Для этого научите выпускников записать следующие строчки: СОПОСТАВЛЯЯ данные (аргументы, поступки героев, позицию….) и т.д. Научите их сопоставлять, иначе они не пройдут по критерию 2.

Критерии № 1 и № 2 являются основными.
Для получения «зачета» за итоговое сочинение необходимо получить «зачет» по критериям № 1 и № 2 (выставление «незачета» по одному из этих критериев
автоматически ведет к «незачету» за работу в целом), а также дополнительно «зачет» по одному из других критериев.
Критерий 3. Композиция и логика рассуждения. Данный критерий нацеливает на проверку умения логично выстраивать рассуждение на предложенную тему. Участник должен выдерживать соотношение между тезисом и доказательствами. «Незачет» ставится при условии, если грубые логические нарушения мешают пониманию смысла сказанного или отсутствует тезисно-доказательная часть. Во всех остальных случаях выставляется «зачет».
ОСНОВНЫЕ ОШИБКИ
Структурные элементы: в сочинении чётко выделяются: вступление, тезисно-доказательная часть и заключение, которые логически связаны.
В содержании вступления нужно более чётко сформулировать проблему работы. Первый абзац сочинения фактически является вступлением к работе, в нём перечисляются проблемы, которые будут доказываться в главной части работы. В тезисно-доказательной части сочинения должно быть выдержано соотношение между тезисом и доказательствами и есть аргументированные рассуждения. Есть комментарии и аргументы, обоснованный логический переход между аргументами.В заключении выводы, полностью соответствующие содержанию главной части работы, должны быть логичными.
Пояснение. 1.Структурные «перекосы»:
-запоздалый выход на тему, неоправданно распространённое вступление к работе, содержащее ненужную для раскрытия темы информацию;
-короткое и необоснованное заключение, не содержащее необходимых выводов и обобщений;
-слабая тезисно-доказательная база в основной части сочинения, дефицит необходимых аргументов и связанных с ними литературных примеров;
-нарушение логики при переходе от одной мысли к другой и отсутствие логических «мостиков» для связи частей сочинения.
2.Неумение строить логические переходы (набор тезисов); не выдерживается соотношения между тезисом и доказательствами; отсутствие глубины рассуждения и возникновение эффекта «мозаичности мысли», хаотичности суждений.
3. Наиболее распространённые стратегии построения вступления и заключения по теме:
-повтор темы или трансформация темы в собственную конструкцию;
использование назывных конструкций в сочетании с ключевым вопросом темы <«Человек. Природа. Что связывает нас с природой и что мешает нам обрести подлинную гармонию с ней?»)',
-изложение авторитетного мнения («Человек с рождения, как чистый лист бумаги — так утверждают психологи»);
-определение ключевого понятия <«Душа — это то, что отличает человека от других существ на земле»)',
-краткое раскрытие сути (причины, источника) основной проблемы, заявленной в формулировке темы <« какой ты есть, любить, а порой защитить от всего мира в самые Сколько существует человечество, столько и волнует его вечная проблема „отцов и детей", в основе которой лежит разрыв связей между разными поколениями»; «Самой важной ценностью для человека является его семья. Только родные могут принять тебя таким в тёмные для тебя дни»)\использование эмоционально окрашенных фраз, характерных для эссе <«Война. Сколько боли и слёз в этом слове. »)',
указание на актуальность темы <«Тема гармонии человека с природой актуальна и сейчас»)',
-признание заслуг писателя <«Одним из величайших произведений М. Ю. Лермонтова является роман „Герой нашего времени"»)',
-постановка исходных вопросов <«Что же такое наставление? С чем его едят? Принесёт ли оно пользу человеку, которому оно было адресовано?»). В ряде случаев и при более удачном речевом и смысловом оформлении этот приём срабатывает с положительным результатом, но часто обилие установочных вопросов ведёт к демагогическим рассуждениям о том, «что есть что», тогда как суть поставленной проблемы отходит на второй план.
Критерий 4. Качество письменной речи. Данный критерий нацеливает на проверку речевого оформления текста сочинения.
Участник должен точно выражать мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употреблять термины.
«Незачет» ставится при условии, если низкое качество речи (в том числе речевые ошибки) существенно затрудняет понимание смысла сочинения. Во всех остальных
случаях выставляется «зачет».

При оценивании сочинений эксперты не всегда разделяют речевые и грамматические ошибки. Эта путаница существенна, так как за речевые ошибки оценка сочинения снижается по критерию № 4 «Качество письменной речи», а за грамматические — по критерию № 5 «Грамотность».
Речевая (в том числе стилистическая) ошибка — это ошибка не в построении, не в структуре языковой единицы, а в её использовании, чаще всего в употреблении слова.
Слово «одноимённый» ошибки не содержит, оно лишь неудачно употреблено, не сочетается по смыслу со своим ближайшим контекстом.
Грамматическая ошибка — это ошибка в структуре языковой единицы: в структуре слова, словосочетания или предложения; это нарушение какой-либо грамматической нормы — словообразовательной, морфологической, синтаксической. Например, это может быть отличное окружение людей, замечательные наставники.
Пояснение. Многие выпускники используют разнообразную лексику, умеют точно выбирать слова, применяют различные грамматические конструкции, способны построить нешаблонную фразу, владеют изобразительно-выразительными средствами языка и риторическими приёмами.
При этом в значительной части сочинений выявлены существенные недостатки речевого оформления:
-некорректное использование понятий («Волчица Акбара оказывается в лагере положительных героев»);
-неудачная попытка создания неологизма («коллективно-трудовое общество»), вычурность стиля <«Люди, не будь они эгоистами по природе и от рождения, могли бы легко обрести гармонию с природой, могли бы прийти к консенсусу и не травмировали бы лик Земли»). Обращает на себя внимание обилие недочётов, связанных с нарушением сочетаемости слов <«. избежать губительного отношения к природе»);
-встречаются незавершённые предложения;
-наиболее распространённые речевые ошибки:
употребление слова в несвойственном ему значении, неточность словоупотребления <«конфликт — неотъемлемая часть человеческого сообщества»; «родители вскармливают в ребёнке честность и порядочность»; «у кого-то с помощью хороших явлений, а у других впоследствии печальных происшествий»)',
употребление иностилевых слов и выражений (речевые штампы, канцеляризмы) <«В заключении хочу сказать, что человечество сейчас идёт по правильному пути. Люди, наконец, осознали всю значительность природы и пытаются ей помочь в восстановлении. Я очень надеюсь, что мы и дальше будем налаживать отношения с нашей планетой, ведь природа — наше всё»)',
немотивированное применение диалектных и просторечных слов и выражений <«Война закаляет характеры людей. И всё же люди, которые побывали на войне, менялись по-разному. Одни слетали с катушек, другие становились сильными, выносливыми и мужественными»)',
смешение лексики разных культурных эпох <«Элен лгала, являлась домой после пышных приёмов, когда уже светало, частенько проводила время в компании посторонних мужчин, а Пьер молча выносил все её выходки)',
нарушение лексической сочетаемости <«Любящая семья создаст крепкие узы поддержки и понимания»; «с помощью хороших явлений»)’,
— употребление лишнего слова (плеоназм);
— повторение или двойное употребление близких по смыслу слов или словоформ без оправданной необходимости (тавтология) («Во времена военных времён люди сильно голодали. »;«Этот эпизод показывает, что могут позволить себе некоторые туристы, показав своё потребительское отношение к природе»)’,
необоснованный пропуск слова («Евгений Базаров своим поведением и высказываниями показывает, что время (подразумевалось «время отцов. » — Прим, авт.) необратимо уходит в прошлое»)’,
бедность и однообразие синтаксических конструкций («Человек всегда стремился к счастью. Каждый счастлив по-своему. Человеку удавалось быть счастливым»)’,
-порядок слов, приводящий к неоднозначному пониманию смысла высказывания («Яркий пример искажённого восприятия родителей представлен в рассказе Бредбери „Вельди».
Критерий 5. Грамотность. На оценку сочинения по Критерию № 5 распространяются положения о негрубых и однотипных ошибках.
«Незачет» ставится при условии, если на 100 слов приходится в сумме более пяти ошибок: грамматических, орфографических, пунктуационных.

. Прошу обратить внимание на новые критерии, предъявляемые к итоговому сочинению (изложению) в 2019/2020 учебном году (Приложение 4 к письму Рособрнадзора от 24.09.2019 № 10-888).
Проверяя работы, учитывайте, что у ребенка обязательно должен быть проведен сопоставительный анализ (КРИТЕРИЙ 2). Для этого Научите выпускников записать следующие строчки: СОПОСТАВЛЯЯ данные (аргументы, поступки героев, позицию….) и т.д. Научите их сопоставлять, иначе они не пройдут по критерию 2.
К2. Аргументация. Привлечение литературного материала
Участник при раскрытии темы сочинения доказывает свою позицию, формулируя аргументы и подкрепляя их примерами из литературного материала, привлекая художественные произведения, дневники, мемуары, публицистику, произведения устного народного творчества (за исключением малых жанров), другие источники отечественной или мировой литературы (достаточно опоры на один текст);
-выбор литературного произведения и аспекты его анализа соответствуют формулировке темы, концептуальным тезисам сочинения;
-при привлечении двух и более литературных произведений осуществляет
сопоставление между ними хотя бы по одной позиции;
-допущено не более 1 фактической ошибки, связанной со знанием литературного материала (ошибка в написании фамилии, имени, отчества автора и названия произведения, имен персонажей и топонимов произведения, в изложении сюжетной линии, литературных и исторических фактов и т.п.) 2 балла
Участник строит рассуждение, доказывает свою позицию, подкрепляя аргументы примерами из литературного материала, но ограничивается общими высказываниями по поводу привлеченного текста (ов), при привлечении двух и более литературных произведений не осуществляет сопоставления между ними, и/или привлекает литературный материал не вполне уместно с точки зрения выбранной темы, и/или ограничивается простым пересказом произведения, и/или допущены 2–4 фактические ошибки, связанные со знанием литературного материала 1 балл
Сочинение написано без опоры на литературный материал или в сочинении существенно искажено содержание выбранного текста, или литературный материал лишь упоминается в работе (аргументы не подкрепляются примерами из текста, не становятся опорой для рассуждения), и/или сочинение содержит 5 и более фактических ошибок, связанных со знанием литературного материала 0 баллов.

По критерию 5: обратите внимание на требования данного критерия
К5. Оригинальность сочинения
Сочинение характеризуется творческим, нестандартным подходом к раскрытию темы (присутствуют самостоятельные нешаблонные мысли, или
неожиданные и вместе с тем убедительные аргументы с привлечением
нетривиального литературного материала, или оригинальные наблюдения, или
интересная логика рассуждения и проч.) или яркостью стиля 1 балл
В сочинении не продемонстрирован творческий, нестандартный подход,
оригинальность стиля 0 баллов

Зачет по ВСЕМ критериям, как видите, может не состояться.

Источник

Итоговое сочинение 2020

Преподаватель «Фоксфорда» рассказывает, как получить доступ к сдаче ЕГЭ и выжить

Что считается словами в итоговом сочинении. Смотреть фото Что считается словами в итоговом сочинении. Смотреть картинку Что считается словами в итоговом сочинении. Картинка про Что считается словами в итоговом сочинении. Фото Что считается словами в итоговом сочинении

Что считается словами в итоговом сочинении. Смотреть фото Что считается словами в итоговом сочинении. Смотреть картинку Что считается словами в итоговом сочинении. Картинка про Что считается словами в итоговом сочинении. Фото Что считается словами в итоговом сочинении

В декабре одиннадцатиклассники пишут итоговое сочинение, у которого две задачи: допустить выпускника к сдаче ЕГЭ и дать возможность набрать дополнительные баллы в качестве индивидуального достижения при поступлении в вуз. Пока не все вузы учитывают результаты сочинения, поэтому главная задача школьника — получить доступ к выпускным экзаменам.

В 2019 году итоговое сочинение будут писать 4 декабря. Разберёмся, каким должно быть это сочинение, на какие произведения стоит опираться и как готовиться, если до дня X осталось меньше месяца.

Требования и критерии оценивания

Итоговое сочинение — это сочинение-рассуждение, основанное на литературном материале. Формат рассуждения подразумевает, что в тексте должен быть ряд логически связанных мыслей на предложенную тему. Строить рассуждение нужно с опорой на литературное произведение — художественный или публицистический текст. Не запрещается дополнительно писать и о других сферах культуры и истории: кино, живописи, театре, философии.

В школе сочинение оценивают по системе «зачёт/незачёт», то есть оценок за него не ставят. Школьники, получившие «зачёт», допускаются к сдаче ЕГЭ. Чтобы сочинение засчитали, оно должно соответствовать определённым требованиям и критериям оценивания.

Требования

Перед тем как проверить сочинение, эксперт оценивает его на соответствие двум главным требованиям: объёму и самостоятельности написания.

Требование № 1 — объём. В сочинении должно быть не менее 250 слов — засчитываются все слова, включая служебные части речи. Больший объём — приветствуется. Если же слов окажется меньше, рассматривать сочинение не будут.

Требование № 2 — самостоятельность. Сочинение нужно писать полностью самостоятельно: запрещено списывать, цитировать чужой текст нужно в меру и с указанием источника. Если при проверке сочинения у эксперта возникнут подозрения, он «прогонит» текст через программу антиплагиата. Работы с более 40% чужого текста дальше не проверяются.

Критерии оценивания в школе

Сочинение, отвечающее требованиям № 1 и 2, проверяют дальше по пяти критериям. В сумме нужно получить «зачёт» минимум по трём из них: обязательно по первым двум и одному из оставшихся.

Критерий № 1 — соответствие теме. В сентябре министерство просвещения объявляет направления тем для сочинений. В 2019–2020 учебном году это:

1. «Война и мир» – к 150-летию великой книги;

2. Надежда и отчаяние;

4. Гордость и смирение;

Конкретные темы заранее не известны. В министерстве их формулируют и распределяют по регионам в разных часовых поясах: школьники из Москвы и, например, Хабаровска получают разные темы.

На выбор выпускнику даётся по теме из одного направления, то есть всего пять тем. Выпускник самостоятельно выбирает тему. Сочинение должно чётко ей соответствовать. Если школьник в ходе рассуждений уходит от темы или не понимает в ней значение слов, то его работа получает «незачёт» по первому критерию, что равняется «незачёту» за всё сочинение.

Критерий № 2 — аргументация и опора на литературный материал. Свои рассуждения в тексте нужно подкреплять аргументами, основанными на литературном произведении. Если в сочинении есть рассуждение, но о литературе речь не заходит, такое сочинение тоже получает «незачёт».

Критерий № 3 — композиция и логика. Сочинение — это завершённый текст, оформленный по определенным композиционным правилам: у него должно быть вступление, основная часть и заключение. Сам текст нужно делить на абзацы, потому что рассуждение выстраивается поэтапно. Также в сочинении должна прослеживаться логическая структура — то есть направление мысли, понятное любому читающему.

Критерий № 4 — качество письменной речи, или речевое оформление. Здесь играет роль количество речевых ошибок: если они есть, но не мешают понимать текст, эксперт их простит. «Незачёт» по этому критерию ставят, если из-за низкого качества речи непонятен смысл текста.

Критерий № 5 — грамотность. Эксперт смотрит на количество орфографических, пунктуационных и грамматических ошибок: в совокупности их должно быть не больше 5 на 100 слов. Предположим, объём сочинения 400 слов — значит, допускается не более 20 ошибок. Это довольно мягкие условия. Если школьник готовится к ЕГЭ по русскому языку и более-менее знает правила, у него не должно возникнуть проблем с этим критерием.

Критерии оценивания в вузах

Итоговое сочинение можно отнести в вуз и получить за него максимум 10 дополнительных баллов к суммарному количеству баллов за ЕГЭ. Правда, пока сочинения принимают не везде: во-первых, у вуза должно быть гуманитарное направление и специалисты, которые могут проверить сочинение. Во-вторых, проверка требует человеческих и финансовых ресурсов. Поэтому стоит заранее уточнить, даёт ли желаемый вуз баллы за сочинения. Например, их точно дают в МГУ и в НИУ ВШЭ.

Вузы, которые принимают итоговое сочинение, предлагают свою систему проверки. Они добавляют дополнительные критерии оценки к школьным или ужесточают школьные.

Например, именно в НИУ ВШЭ предложили ввести в итоговое сочинение историко-культурный контекст, поэтому там ставят дополнительные баллы за привлечение аргументов не только из литературы, но и из других сфер. Также отдельным критерием во ВШЭ считают демонстрацию знаний историко-культурного контекста. То есть выпускнику нужно не только продемонстрировать знание литературного произведения, но и показать, что он понимает, когда оно было создано и как исторические, культурные и социальные события повлияли на содержание произведения.

Во ВШЭ строже относятся к вопросу грамотности: за определённое количество ошибок снимают баллы, за отсутствие ошибок баллов не дают. То же самое с требованием самостоятельности — за наличие в сочинении чужого текста школьник потеряет балл. Ещё одна особенность ВШЭ в том, что там дают балл за оригинальность, например, если в сочинении есть интересные и нестандартные рассуждения.

Распространённые ошибки в сочинениях

Несоответствие теме

Бывает, что в формулировке темы есть слова, редко употребляющиеся в современном языке. Например, в одном из прошлых итоговых сочинений была тема «Разница между отвагой и безрассудством». Слово «безрассудство» не самое частое в обиходе молодых людей, и некоторые пытались понять его значение по составу слова: «рассудок» и «без рассудка» — и восприняли его как «сумасшествие». Конечно, это было некорректно, и сочинения оказались на совершенно другую тему. Другой случай — когда школьник не понимает, какая проблема заложена в вопросе. Поэтому стоит выбирать тему, которая максимальна понятна и прозрачна. У выпускника не должно быть никаких сомнений, что имел в виду составитель задания.

Отсутствие рассуждения

Поскольку большая часть тем формулируется в виде вопроса, выпускники считают, что их задача — дать ответ на этот вопрос и аргументировать ответ примерами из литературы. Например, на вопрос «По какой причине возникают конфликты между отцами и детьми?» написать набор причин в одном предложении и проиллюстрировать их примерами из романа Тургенева.

Рассуждение — это не простой ответ на вопрос, а многоэтапное развитие мысли, цепочка тезисов. Чтобы мысль двигалась, нужно задавать себе много вопросов, связанных с темой, и один за одним на них отвечать. Только так получится качественное сочинение-рассуждение.

Пересказ текста вместо аргумента

В подавляющем числе работ выпускники привлекают литературный материал только в виде иллюстрации: выдвигают простой и очевидный ответ на поставленный вопрос и вкратце пересказывают сюжет произведения. Это снова уход от критериев сочинения-рассуждения.

Литературный материал должен доказывать точку зрения школьника, убеждать проверяющего, что он прав. При аргументировании стоит размышлять о причинах событий и поступков персонажей, о том, как историко-культурный контекст повлиял на авторский замысел, с помощью каких приёмов и композиционных решений автор доносит свою мысль. Другими словами, нужно отвечать не на вопрос «Что произошло?», а давать ответ «Почему произошло».

Логические ошибки

Как правило, выпускники при написании сочинения придерживаются схемы «вступление, основная часть, заключение», но это самая простая композиция текста. Внутри неё почти нет логики.

Логика же предполагает смысловую связь между частями: как вступление и заключение по смыслу связаны с основной частью, как внутри основной части между собой связаны абзацы. Эту логику нужно продумывать заранее с помощью плана текста. Например, решить, что во вступлении будут поставлены 1–2 проблемы, в первой части основного текста будут рассмотрены причины этих проблем, во второй — способы их решения, а в третьей — последствия.

Фактические ошибки

Часто в сочинениях искажают факты из сюжета произведения, путают название произведения, его автора или имена персонажей. Такие серьёзные фактические ошибки могут воспринять как незнание литературного материала — а это «незачёт» по второму критерию.

Фактические ошибки случаются, когда школьник не читал книгу сам, а ознакомился с кратким пересказом. Поэтому для аргументации школьнику нужно выбирать тексты, в которых он хорошо ориентируется. Он должен помнить название, автора, быть уверены в сюжете и историческом контексте событий. Итоговое сочинение предполагает уважительное отношение к литературе, и без её знания не получится написать хороший текст-рассуждение.

Речевая безграмотность

Самая серьёзная проблема в сочинениях — это орфографические, пунктуационные, грамматические и речевые ошибки.

Проблемы с речевой грамотностью решаются двумя способами. Первый вариант — читать больше хороших, образцовых сочинений, чтобы привыкнуть к грамотной речи. Здесь нужно быть осторожным: на многих сайтах и в социальных сетях выкладывают совершенно безграмотные тексты, которые пишут сами участники сообществ. Поэтому важно выбирать только надёжные сборники, составленные экспертами. Например, учебно-методическое пособие А. Нарушевича и И. Нарушевич «Русский язык. Литература. Итоговое выпускное сочинение. 11 класс».

Второй вариант — редактировать чужие тексты с ошибками. Этот способ эффективнее, но труднее. Во-первых, эти тексты нужно где-то брать. Во-вторых, исправленные тексты стоит показывать преподавателю или другому специалисту, который сможет прокомментировать правки. Тренируясь таким образом, школьник научится видеть в своём сочинении ошибки.

Какая литература подойдёт для аргумента

На этапе допуска к ЕГЭ итоговое сочинение проверяют школьные учителя, и это некоторым образом влияет на процесс. Во-первых, внутри школы проверка довольно лояльная: учителя ставят «незачёты» только в самых крайних случаях.

Во-вторых, в школе обычно преподают люди другого поколения — с читательским опытом, отличающимся от опыта выпускников. Это нужно учитывать при выборе произведения для аргумента.

Предпочтения школьников vs Ожидания учителей

Бывает, что на курсе по подготовке к итоговому сочинению возникает спор преподавателя со студентами о том, какую литературу можно привлекать, а какую не стоит. Ребята часто стремятся выбрать что-то малоизвестное или даже подпольное. Возможно, причина в том, что они хотят писать о книгах, которые не читали учителя и в упоминании которых они не смогут найти фактические ошибки. Например, произведения, которые были опубликованы только в интернете, или те, которые написали друзья школьников.

Студенты считают, что имеют на это право. Конечно, никто не может им запретить писать о тех книгах, которые им нравятся. Формально придраться будет не к чему, но у преподавателя может сложиться неблагосклонное отношение к такому сочинению.

Другие произведения, которые предлагают студенты — современная подростковая литература и современная фантастика. Это более мягкий вариант, но тоже сомнительный. Ещё студенты спрашивают, можно ли считать литературой фанфики и тоже использовать их для аргументов. Нет, фанфики — это не литература, и к ним обращаться не стоит.

Советуем найти компромисс и не использовать совсем подпольные тексты. Лучше выбрать такое произведение, с помощью которого получится выстроить диалог с проверяющим.

При этом необязательно брать стандартные примеры. Учителя, по их собственным словам, очень устали от одинакового набора текстов в сочинениях, когда везде пишут про «Отцов и детей», «Капитанскую дочку» и «Войну и мир». «Незачёт» за них, конечно, не поставят, но интерес к такому сочинению снизится.

Как искать литературу по направлениям

Подборки тем. На многих сайтах есть подборки возможных тем. Вряд ли там встретится формулировка, которая будет на реальном сочинении, но зато там видно, насколько широк диапазон проблем внутри направления.

Ключевые слова. На основе этих подборок очень рекомендуем заранее найти ключевые слова, которые встречаются в темах. Для этого можно открывать одно направление и искать часто встречающиеся понятия. Например, если взять набор по «Он и она», то будет видно, что там часто повторяется слово «взаимоотношения». Определив, что может значить это слово в разных формулировках, гораздо легче подобрать нужную литературу.

Что делать, если на изучение литературы осталось мало времени

При проверке текстов преподаватели сталкиваются с тем, что у школьников не хватает читательского опыта. На итоговое сочинение нужно идти с неким багажом прочитанных книг, хотя бы из школьной программы — таких знаний вполне хватит для всех заявленных тем.

Однако если до сочинения осталось совсем немного времени, ни в коем случае не стоит пытаться изучить весь список литературы по кратким пересказам. Чтобы не допускать фактических и других ошибок, школьник должен очень хорошо ориентироваться в текстах, знать персонажей и детали содержания. Иначе проверяющий сразу поймёт, что с книгой ознакомились поверхностно.

Вместо этого советуем заранее определиться с направлением и взять несколько книг, подходящих под него. Одной книги здесь будет недостаточно, потому что нет универсального произведения, охватывающего все возможные темы. Направления звучат очень общо, например, «Гордость и смирение». Это может быть что угодно: чувство собственного достоинства или гордыня, рабская покорность или внутренняя сила.

Альтернатива романам — стихи и небольшие рассказы.

Изучить несколько лирических текстов вполне возможно за месяц и даже пару недель. Если школьник понимает лирику и может использовать её в своём сочинении, такой способ вполне подойдёт. Сочинение, полностью построенное на стихах, — редкость, и оно имеет шансы вызвать большую симпатию у проверяющего.

Если же лирика не вариант, рекомендуем обратиться к компактным рассказам. Главное — выбрать произведения на разные темы и тщательно их изучить.

Что запомнить

1. Чтобы сочинение допустили к проверке, в нём должно быть не менее 250 слов и только самостоятельные мысли.

2. Для получения «зачёта» текст должен отвечать трём из пяти критериев оценки. Обязательные два — соответствие теме и опора на литературный материал.

3. На сочинение нужно идти с опредёленным читательским багажом. Если его нет и время поджимает — можно читать стихи или небольшие рассказы.

4. Тексты нужно читать самостоятельно, чтобы не допускать фактических и других ошибок. Краткие пересказы для этого не подойдут.

5. Чтобы выбрать литературу для аргументации, нужно смотреть подборки сочинений на возможные темы и искать в них ключевые слова.

Хотите получать новые статьи во «ВКонтакте»? Подпишитесь на рассылку полезных статей

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *