Что считается публичным выступлением

ПУБЛИЧНОЕ ВЫСТУПЛЕНИЕ

Что считается публичным выступлением. Смотреть фото Что считается публичным выступлением. Смотреть картинку Что считается публичным выступлением. Картинка про Что считается публичным выступлением. Фото Что считается публичным выступлением

Публичная речь — это главная составляющая ораторского искусства. Она потребуется ораторам для грамотного воздействия на слушателя, то есть для внушения и убеждения в какой-либо информации. Публичные выступления — это процесс, который состоит из произношения подготовленной речи, пассивно оказывающей влияние на аудиторию. Чтобы выступать перед публикой и иметь у нее авторитет, следует составлять грамотный и четкий текст, который будет иметь четкую структуру, логическое завершение, а также следить за своей интонацией в ходе мероприятия, помнить о грамотной самопрезентации.

Грамотные публичные выступления состоят из диалогов и монологов. Эти элементы помогают выстроить лаконичную речь. Диалог разбавляет монотонный текст, привлекает внимание слушателей. Монолог же помогает уловить основной посыл речи. Чтобы публичные выступления оказались удачными, оратор должен обладать определенными навыками и качествами, которые предусматривает ораторское искусство:

Подобного рода речи помогают повысить уровень своего профессионализма, развить уверенность в себе и харизму, улучшить самопрезентацию. Однако умение грамотно держаться на сцене и четко формулировать свои мысли подвластно не каждому человеку. Но ораторскому искусству публичных выступлений вполне можно научиться, если регулярно тренироваться и выполнять несложные упражнения, связанные с тренировкой речи.

Виды и методы выступлений

Публичные выступления классифицируют на следующие виды в зависимости от особенностей произносимой речи:

Особенности публичных выступлений

Публичные выступления имеют свои особенности с точки зрения психологии. Они заключаются в контакте между оратором и его слушателями. Две стороны коммуникации непрерывно связаны между собой. Их отношения носят субъективно-объективный характер, они приводят к косвенному сотрудничеству. Речь оратора отличается рядом своих особенностей, которые должен знать каждый автор, делающий овладеть ораторским искусством:

Требования к ораторскому выступлению

Публичные выступления выдвигают ряд определенных требований к ораторам, желающим оказывать устное влияние на толпу людей. Чтобы выступать перед публикой, им первым делом необходимо научиться произносить тексты в различных стилях. Для каждой публики нужен индивидуальный подход, поэтому выступающий должен уметь подстраиваться под настроение граждан и тематику выступления. Ораторское искусство имеет общие приемы и требования для чтения речей:

Правила выступлений перед публикой

Публичные выступления включают в себя ряд определенных правил, помогающих ораторам достичь продуктивного результата и улучшить свои речевые навыки. Чтобы выступать перед публикой, нужно помнить о следующих моментах:

Публичные выступления подразумевают анализ поведения слушающих речь граждан после окончания программы. Оратору необходимо проследить за их настроением, наличием дополнительных вопросов, мимикой. Анализ происходящего поможет провести работу над ошибками и улучшить свои навыки ораторского искусства.

Типичные ошибки начинающего оратора

Грамотные публичные выступления — это не только четкое следование представленным правилам, но и анализ распространенных ошибок. Чтобы выступать перед публикой и пользоваться у нее авторитетом, нужно знать о распространенных ошибках многих авторов, пытающихся освоить ораторское искусство, которые приводят к потере интереса со стороны слушателей:

Хотите тоже уверенно чувствовать себя на публике?
Приглашаем на наш курс интенсив Мастерство публичного выступления!

Источник

Публичные выступления: как избежать ошибок и побороть волнение

Даже общение с одним человеком — это коммуникация, которую можно считать публичной. А что уж говорить про такие неотъемлемые элементы рабочего процесса любой компании, как совещания, планерки, переговоры, на которых внедряются новые идеи?

Содержание vs форма

Публичные выступления всегда имеют две составляющие — содержание и форму. Содержание — это непосредственно то, о чем мы говорим окружающим, контент. Форма — особенности подачи информации. К форме относятся все элементы «вокруг текста».

Часто слушатели обращают внимание на поведение докладчика: смотрит он в глаза или нет, как он жестикулирует, как сидит — уверенно или нет, есть ли лишняя суета в его движениях, читает ли он с листа или говорит свободно. Если выступающий постоянно заглядывает в листок, аудитория сделает вывод, что в предмете спикер разбирается слабо, он некомпетентен, и, следовательно, уровень доверия к нему снизится. Идеальный расклад — выступать без листа, ни в коем случае не зачитывать, а лишь подглядывать основные моменты.

Еще одна важная составляющая успешного выступления — голос. Как он звучит — уверенно или с дрожью? Темп речи — плавный или резкий? Сложно убедить аудиторию в чем-то, если спикер говорит очень быстро. Особое внимание нужно уделять паузам, они украшают речь, дают слушателям время на осмысление информации.

Обратите внимание на то, что достижению конечной цели выступления и общения (доказать собственную точку зрения или убедить аудиторию в чем-то) служат и контент, и форма. Здесь мы подходим к развенчанию мифа о том, что для успешного выступления вполне достаточно интересного содержания.

Наверняка у вас в университете были очень умные преподаватели с интересным и содержательным контентом, но читавшие лекции так скучно, что уже через пять минут вы выключались из темы, а через полчаса и вовсе дремали. К сожалению, такие ситуации бывают не только в вузах, многие менеджеры по продажам не могут интересно преподнести свой товар.

Коммуникаций в бизнесе гораздо больше, чем может показаться на первый взгляд: разнообразные планерки и совещания требуют эффективного влияния на коллег и подчиненных, а презентации продукта или компании — это в чистом виде ораторское искусство. На тренингах я часто задаю аудитории вопрос: что важнее — форма или содержание? чего должно быть больше в процентном соотношении? Правильный ответ — в балансе, вне зависимости от темы выступления, форма и содержание должны уравновешивать друг друга. Хотя, конечно, есть исключения: например, научные конференции или круглые столы с сугубо профессиональной аудиторией потребуют от оратора большего усердия в содержании, чем в форме. А вот, например, торжественная речь — это скорее про подачу, чем про гениальные содержательные моменты. Но в абсолютном большинстве случаев бизнес имеет дело с коммуникациями, где одинаково внимательно следует отнестись к обоим составляющим публичных выступлений.

Ошибки ораторов

Подробно говорить сейчас о контенте нет смысла, у всех компаний он свой. А вот форму следует обсудить отдельно, ведь именно с этим компонентом связано большинство самых распространенных ошибок в публичных выступлениях.

Одна из базовых составляющих формы — уверенность. Если в момент коммуникации у спикера нет уверенности в себе, то содержание тут же начинает «сыпаться».

Когда на поверхность выходит волнение, это бросается в глаза всем: забывается текст, трясутся руки. Аудитория воспринимает такое поведение как некомпетентность спикера, начинает задумываться: а стоит ли вообще доверять его продукту, его компании, его профессионализму?

Мой совет — готовьтесь к любому выступлению. Если вы знаете, что не можете в разговоре смотреть собеседнику в глаза, будьте предельно сконцентрированы в процессе общения, старайтесь ни на минуту не забывать о зрительном контакте. Тренируйте у себя зрительный контакт, воспитывайте новую привычку. Если ваша проблема — дрожащий голос, постарайтесь до коммуникации выполнить два-три специальных упражнения. Еще одна важная рекомендация — максимально расслабить тело. Первое, чему учат студентов театральных вузов, — расслаблять тело по заказу, быстро снимать напряжение, иначе в момент страха или волнения тело будет напрягаться по привычке и тянуть за собой массу внешних и внутренних зажимов.

Самая распространенная ошибка (даже беда!) ораторов в России — их нежелание готовиться к выступлениям. Однажды мне пришлось готовить группу топ-менеджеров автомобильной компании к съемке корпоративного видео. Всех заранее попросили подготовиться к мероприятию. Российская часть выступающих, за исключением двух человек, этим заданием пренебрегла: у них даже речь не была написана ко дню съемок. Немецкие коллеги свою домашнюю работу выполнили: заранее подготовили текст, полностью погрузились в материал, подготовились эмоционально.

Еще одна частая ошибка выступающих — отсутствие включенности в материал. Важно не просто составить красивое содержание, важно действительно поверить в него. Для бизнесмена необходимо уметь «зажигаться», вдохновляться собственным текстом. Если оратор внутренне не включается в свое содержание, на выходе мы получаем монотонное повествование: разговор спикера самого с собой, отсутствие контакта с аудиторией. Я советую заранее смоделировать желаемый результат. Задайте себе вопрос: зачем я говорю этот текст, что после этого текста должно измениться в сознании аудитории?

Возвращаясь к примеру с автокомпанией, отмечу, что немецкие ораторы действительно смогли заранее представить сотрудников другими, поэтому говорили очень убедительно. Ведь если у человека есть цель, то на ее достижение работает очень важная составляющая формы — энергетика. Со многими русскими спикерами мне пришлось с нуля создавать текст, искать нужные слова, вдохновлять их текстом, раскачивать эмоционально.

Третья ошибка современных ораторов — отсутствие практической репетиции. Недостаточно просто набросать основные тезисы на бумаге и в душе ими вдохновиться. Важно отрепетировать свою речь, произнести ее вслух в присутствии зрителей хотя бы два-три раза. Это могут быть ваши друзья или знакомые, можно даже записать себя на видео. Репетиция так же важна выступающему, как тренировка спортсмену. Если оратор не репетировал, то, скорее всего, его поглотит чувство страха, и он будет выглядеть неубедительным. Редкий спикер может выступать без подготовки.

Четвертая и пятая ошибки тесно связаны друг с другом. В одном случае спикер пренебрегает формой, надеясь выехать за счет интересного содержания, во втором — тратит себя только на форму, презентуя публике нулевое содержание. Яркий пример — политик Дженнифер Псаки. С формой у нее все хорошо, но непроработанное содержание постоянно становится объектом насмешек со стороны журналистов.

Выступления без бюджета

Многие предприниматели не считают необходимым тратить деньги на обучение ораторскому искусству. Можно ли самостоятельно освоить практики публичных выступлений? Конечно! Сейчас в интернете есть различные видеоуроки. Лично мне очень нравятся уроки Радислава Гандапаса, у него есть и длинный фильм на тему публичных выступлений, и короткие курсы. Но нужно быть очень волевым и дисциплинированным человеком, чтобы встроить в план своего дня упражнения по ораторскому искусству. Работать с персональным тренером проще: он не только будет стимулировать вас к активным действиям, но и указывать на появляющиеся ошибки. Но при сильном желании можно обойтись собственными усилиями. Например, поставьте себе в календарь отработку контакта глаз. И в течение всего дня стараетесь в любых беседах 80% времени смотреть собеседнику в глаза. Отведите на это неделю. Потом можно перейти к жестикуляции, научиться «отпускать» руки.

Частая ситуация: от страха или волнения человек сцепляет руки в замок и совсем не жестикулирует. Постарайтесь исправлять этот недостаток во всех ваших коммуникациях на ближайшие семь дней. Еще одно полезное упражнение — «раскачка» энергетики. Попробуйте читать вслух на камеру стихи Высоцкого или Маяковского. Покажите видео коллегам и друзьям, попросите их оценить уровень вашей убедительности и энергетики в момент прочтения.

Кроме формы важно работать и с содержанием. Если знаете, что любите «лить воду» и долго болтать ни о чем, попробуйте упражнение «говорю тезисами». Постарайтесь заранее выделить в вашем выступлении несколько тезисов и говорить только о них, не отвлекаясь на посторонние темы. Чтобы наверняка не сбиться с курса, выпишите эти тезисы и положите перед собой на выступлении.

Что еще важно добавить в контент вашего выступления? Притчи, метафоры, истории из жизни — все это цепляет внимание аудитории. Но важно использовать их к месту. Один мой ученик, директор крупной компании, даже собрал целый банк притч, на каждом совещании он рассказывает одну короткую историю коллегам. Притча позволяет сделать теорию наглядной, улучшает запоминаемость материала, хорошо удерживает внимание.

Борьба с фобиями

Очень важная тема в нашей отрасли — страх коммуникации и публичных выступлений. Американские ученые пришли к выводу, что страх публичных выступлений занимает второе место, сразу после страха смерти. Это связано в первую очередь с боязнью оценки выступающего окружающими людьми. А если смотреть еще глубже — корень проблемы в нашей самооценке. Все мы в той или иной степени зависимы от мнения окружающих. Когда переговоры проходят успешно, самооценка поднимается, ведь мы получаем от аудитории положительную обратную связь. Если переговоры сложились тяжело или мы почувствовали, что аудиторию зацепить не удалось, тут же возникает внутренний дискомфорт.

Чтобы избавиться от страха выступлений, нужно сделать собственную самооценку максимально независимой от мнения окружающих. Как? В любом случае принимать себя положительно, даже если вы можете быть осмеяны и не поняты аудиторией.

Например, физик Лев Ландау, чтобы избавится от страха, выступал на площади в нелепом виде, перед совершенно незнакомыми ему людьми. Конечно, ему было неловко от косых взглядов окружающих, но это помогло ему понять, что ничего смертельного даже при неудачном выступлении не произойдет. Конечно, это радикальный метод, я его не очень рекомендую, но многие психологические школы требуют от своих участников выполнения подобных заданий.

Есть другой путь — попробовать переключиться со своей зависимости от мнения других людей на задачу коммуникации. У футболиста Пеле спросили однажды: «Как вы справляется с волнением на матче, ведь на вас смотрят тысячи людей?» На что он ответил: «Мне некогда волноваться. У меня есть главная задача — катить мяч». Подобный прием помог мне на первом курсе театрального института. Я боялась читать стихи на экзамене, и преподаватель мне сказал: «Неважно, как ты будешь читать стихи, важно, зачем ты их читаешь». Так у меня, как у футболиста Пеле, появилась цель — донести до слушающих посыл, заставить слушателей поверить в то, о чем я читала стихотворение. И волнение действительно ушло.

О приеме «Зачем?» я как-то рассказала генеральному директору крупной строительной компании. Сначала он посчитал эту методику годной только для театра, а не для бизнеса. После долгих уговоров с моей стороны он все-таки согласился опробовать метод на деловых переговорах. Поставив себе вопросы «Зачем я это говорю?» и «Чего я добиваюсь?», он так увлекся процессом доклада, что ему некогда было волноваться. С тех пор он взял этот прием на вооружение и постоянно использует его на планерках и переговорах.

В методике «Зачем?» есть одно ограничение: постарайтесь ставить перед собой глубокие задачи, говорить не просто для того, чтобы клиент купил ваш продукт. Думайте, как ваш продукт может поменять жизнь покупателя. Продавайте эту глобальную ценностную идею, мечту.

Правильные техники публичных выступлений помогают предпринимателю, не обладающему природной харизмой, заражать своей идеей, продуктом, компанией других людей. Ведь харизму тоже можно «прокачать». Помните: ораторами не рождаются, ими становятся. Чаще смотрите выступления хороших спикеров: как они говорят, как двигаются. Подмечайте удачные находки, учитесь у них мастерству. И старайтесь каждый день рассказывать по коротенькому анекдоту разным людям. Из таких маленьких коммуникаций рождается полезный опыт для больших публичных выступлений.

Анна Каракаева, бизнес-тренер, специалист по публичным выступлениям, сценической речи, голосу, актерскому мастерству

Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

Источник

Как подготовиться и провести публичное выступление

Выбираем тему, составляем план и побеждаем страх сцены

Меня зовут Катя, и я спикер. До сих пор волнительно так про себя говорить, но я посчитала, сколько публичных выступлений у меня было за последний год, и решила, что это будет правильным названием.

Я хочу поделиться теми знаниями, которые у меня накопились за это время. Я часто работаю с новичками публичных выступлений и знаю, как это может быть волнительно на всех этапах подготовки. В этой статье речь пойдет о том, как выбрать тему, составить план, сделать презентацию, побороть тревогу, собирать и использовать обратную связь.

Типы выступлений и их особенности

Разберем, какие бывают выступления. Их можно разделить на онлайн и офлайн и по форматам: лекции, мастер-классы и подкасты-интервью. У каждого типа есть свои нюансы. Я постаралась сделать рекомендации максимально универсальными, выделив несколько особенностей для каждого типа.

По типу проведения. Первое крупное деление — онлайн и офлайн. С офлайном все понятно: вы будете выступать в месте, где на вас будут смотреть люди, и сразу сможете оценить их реакцию. Кому-то это помогает, кого-то пугает еще больше. Кажется, что на начальном этапе проще проводить мероприятия онлайн: можно хотя бы выключить камеру. Но в офлайне вы получаете эмоциональную обратную связь.

Онлайн бывает двух типов: живая трансляция, то есть лайв, и запись, как во время создания онлайн-курсов. Предзаписанные выступления пугают меньше: можно вырезать неловкие моменты и повторить фразу несколько раз с разной интонацией, пока не получится хорошо.

Для лайва нужно тщательнее готовить свою речь, как и для офлайн-выступления: следить за словами-паразитами, мыслями, мимикой и языком тела. Плюс чаще всего на лайве у вас будут более жесткие ограничения по времени.

По форматам. Лекции — максимально знакомый формат: выбираете тему и рассказываете про нее. Чаще всего, чтобы добавить выступлению структуру и проиллюстрировать свои мысли, необходимо подготовить слайды. Дальше вы работаете «говорящей головой», а в конце отвечаете на вопросы по теме.

Мастер-классы и семинары — логичное продолжение лекций и выступлений. Сначала вы даете теорию, потом практику. Чаще всего для мастер-класса нужны готовые для работы материалы. Если вы записываете онлайн-курс, то это файлы, на примере которых вы показываете, что и как делаете. Если это онлайн-трансляция, то вам нужно будет записывать экран в формате скринкаста и показывать работу в программе. Если это офлайн — то в зависимости от темы это могут быть маркеры, стикеры, блокноты, чарты, кисти, краски и даже пресс и гильотина для блокнотов. Материалов должно хватать на всех участников.

И последнее — живые интервью, записи подкаста. Мне нравится этот формат, потому что он непредсказуем. Тут есть две основные роли: модератор-ведущий и спикер, иногда не один. Задача модератора — построить разговор так, чтобы у слушателя создалась иллюзия непринужденной беседы, а не просто ответов на вопросы. Тут важно заранее продумать связки между вопросами и уметь увести спикера в нужную тему. Хорошо, если вы легко импровизируете, хотя иногда можно остановить запись и спросить спикера: «А как тебя лучше подвести к следующей теме?»

Спикеру чуть проще — он должен заранее получить список основных вопросов и подготовить ответы так, как ему удобнее: мысленно или письменно. Если я выступаю спикером на подкасте, то просто пробегаю вопросы глазами, вспоминаю истории, которые можно было бы рассказать, но особенно не готовлюсь.

Выбор и подготовка темы

Понятно, в каких форматах говорить, но не всегда понятно о чем. Часто я нахожу интересных людей для выступлений, но слышу: «Мне же не о чем рассказать». Можно найти много причин, почему так происходит, но я уяснила один факт: каждому есть о чем рассказать, надо только найти свою тему.

Для этого представьте себя на кухне с друзьями и подумайте, о чем бы вы могли увлеченно рассказывать полчаса-час подряд. У всех есть эта тема: кто-то говорит про работу, кто-то про отношения, кто-то про недавно завершенный проект, кто-то про лайфхаки.

Если переживаете, что тема может оказаться неинтересной, слишком общей или узкой, ее можно протестировать. Пока был актуален «Клабхаус», я собирала слушателей там. Объясняла, что готовлю выступление и мне надо проверить тему — в результате сразу получала вопросы и обратную связь, понимала, как много у меня материала, какие темы еще нужно осветить, а какие не очень интересны. Такие тестовые прогоны можно делать и в «Зуме», и в «Инстаграме», и в «Телеграме» с голосовыми чатами. Если еще и сделать запись, то у вас будет готова подробная основа выступления, из которой будет проще составить план.

Если некомфортно говорить публично без подготовки — запишите мысли на диктофон. Не думайте о структуре — просто наговорите мысли, которые приходят в голову по вашей теме. Переслушивая, можно выстроить логику, добавить какие-то вещи и поменять блоки местами. Первые пять-десять минут процесс записи может смущать, но потом станет легче.

Подумайте, о чем вы говорили на записи или на кухне, и попробуйте охарактеризовать это несколькими словами — так сложится название темы. Оно должно быть максимально четким и цепляющим. Например, то самое выступление, которое я репетировала в «Клабхаусе», получило название «Дизайн и деньги». Не сильно оригинально, но коротко и ясно.

Дальше теме нужно небольшое описание — лид. Я писала, что хочу рассказать о том, как дизайн-фрилансеру рассчитать стоимость проекта, как выставлять счет, как обосновывать цену, работать с друзьями и тому подобное. У вас есть примерно 10 секунд, чтобы заинтересовать потенциального гостя, пока он просматривает списки спикеров и их темы. За это время вам нужно донести свою мысль коротко и ясно.

План выступления

После того как вы определились с темой, нужно составить план. Обычно я начинаю с того, что выписываю все мысли, которые есть. Если вы делали тестовый прогон или диктофонную запись — выпишите ключевые мысли оттуда. Я могу даже несколько дней ходить и записывать все, что приходит в голову. Параллельно я собираю ссылки, которые могут оказаться важны для моей темы.

Следующим шагом я разбиваю этот поток сознания на этапы. Здесь помогает представить выступление как диалог. Вы рассказываете, а аудитория задает наводящие вопросы, по которым вы продолжаете рассказ:

Когда я понимаю, что не могу придумать ничего нового, начинаю сужать тему и искать дополнительную информацию. Например, кто первый сказал, что принт мертв? Погуглила и добавила трех человек, которые про это говорили. А почему раньше все использовали печатные карты, книги и рекламу? Потому что это был единственный информационный медиум, и так далее.

Не забудьте продумать связки между блоками информации: как вы переходите из первой темы ко второй. Чем мягче будет этот переход, тем больше ваша лекция будет затягивать слушателя, тем больше это будет напоминать художественный рассказ, а не сухое перечисление фактов.

Важно, что фрагментарный план работает только для тех, кто легко импровизирует. Если вы переживаете и чувствуете себя неуверенно — запишите себя на диктофон, опираясь на этот план, и прослушайте запись. Так у вас появится конспект выступления. Повторяйте, пока лекция не будет отскакивать от зубов или вы не поймете, что запомнили достаточно. Можно еще записать текст в блокнот или на карточках и сразу его отредактировать. Главное — уверенность в том, что вам есть что сказать.

Презентация и обучающие материалы

Лучше всего при создании презентации исходить из одного слайда или картинки на каждую важную мысль. В таком случае презентация станет опорой выступления, и каждый следующий слайд будет напоминать вам, что вы хотите сказать дальше. Количеством слайдов также удобно рассчитать длину лекции — у меня на каждый уходит от 10 до 60 секунд.

Самое важное, что нужно знать: презентация должна дополнять ваши слова, а не забирать все внимание на себя. Если на слайдах много текста, то все будут читать текст, а не слушать вас. Помещайте на слайд основные тезисы, иллюстрацию или то, что можно неправильно услышать, например адрес сайта или чье-то имя.

Представьте, что вашу лекцию будут не конспектировать, а фотографировать на телефон. Презентация должна быть такой, чтобы слушатель смог вспомнить, о чем вы говорили на выступлении, но при этом это не было бы транскриптом вашей лекции.

Если я веду мастер-класс или записываю скринкасты, то вместо презентации готовлю другие материалы. Когда я записывала уроки для онлайн-курса по программе Adobe inDesign, я готовила конспект мастер-класса, ключевые пункты, которые мне нужно рассказать, и файл для начала работы в программе. Дома я всегда выполняла урок в программе, которую собиралась показывать ученикам, чтобы понять, где есть затык, где что-то не получается, какими словами описывать те или иные вещи, чтобы не тратить время перед камерой. И для работы я сдавала студентам два файла: тот, с которого я начинаю, и финальный, который у меня получился в конце занятия. Я подсмотрела это в официальных книгах Adobe, и это хорошо работает.

В Британской школе дизайна я учу студентов готовить и собирать печатные книги с их проектами — это называется букбайндингом. Я всегда делаю дома тестовый образец, на котором могу понять, какие материалы нужны, где есть недочеты и как их исправить. Нет ничего более грустного, чем педагог, который не знает, что делать дальше, поэтому поймите слабые места своего урока дома.

Драматургия и работа с аудиторией

Я использую несколько типов повествования во время выступлений в зависимости от задачи, которая стоит передо мной и моей лекцией. Вероятно, все помнят из школы про завязку — кульминацию — развязку. Вот тут все примерно то же.

Если вы читаете экспертную лекцию, то хорошо подходит последовательность боль — опыт — решение. Например, вы приезжаете с лекцией про софт-скиллы — то есть умение общаться в команде, вести переговоры и адаптироваться к изменениям. Боль в этом случае будет про то, что мало кто этими навыками обладает — и многие лишаются проектов. Ваш опыт — как лично вам недостаток навыков мешал в жизни, клиенты, которые от вас уходили, или ваши поиски решения. Решение — выжимка из вашего опыта, чему вы научились и что практикуете для развития этих скиллов. Также отлично подойдет для продающих презентаций — расскажите, как ваш продукт решает боли целевой аудитории.

Для рассказа о своем сообществе Ladies, Wine & Design, Moscow на фестивале креативных индустрий G8 в 2020 году я взяла другую схему: введение — ценности — просьба — заключение. Мне нужно было рассказать о тех крутых вещах, что мы делаем, и пригласить девушек к нам в сообщество. Я сначала рассказала про корни, откуда все началось, почему это важно основательнице и мне — введение. Рассказала, что именно мы делаем и почему — ценности. Пригласила девушек в группу, объяснив, что это им дает и чем мы можем быть им полезны — просьба. И в конце объяснила, почему так важно то, что мы делаем — заключение.

Если вас позвали рассказать именно про ваш опыт, я бы посоветовала такую схему: вступление — подводка — самый интересный случай — пожелание/заключение. Каждый из кусочков может повторяться, если вы поднимаете больше чем одну тему:

Привет, я Катя-дизайнер, много выступала в школьном кружке — подводка.

Потом решила дать свою первую лекцию — интересный случай.

Начала заниматься дизайном — еще одна подводка.

И начала презентовать свою работу клиентам — снова интересный случай.

Кстати, у вас тоже все получится — позитивное заключение.

Важно заканчивать на позитивной ноте. Я подсмотрела это у своего психолога, он никогда не отпускает меня расстроенной. Если же рассказ не предполагает умиротворяющего финала, дайте чек-лист с действиями.

Важный момент, который может расположить к себе в процессе выступления, — общий опыт. Очень хорошо работает связка «я был там, где вы сейчас, но я справился и сейчас вам расскажу». Люди глобально любят истории, а истории вокруг их болей и переживаний им нравятся еще больше.

Проверяйте свои пункты на «а зачем я слушаю это», крючки с аудиторией. Если ваша лекция может ответить на этот вопрос — это хорошая лекция.

Как подготовиться перед выступлением

До сих пор у меня все внутри трясется перед выходом на сцену или на камеру. Но волноваться нормально, все волнуются. Даже спикеры с годами опыта за плечами переживают и нервничают. Просто они не бегают в истерике по площадке, а находят способ справиться с тревогой. Кому-то помогает личный ритуал, кто-то пьет валерианку, кто-то повторяет материал. Есть множество способов снять волнение, но вам нужно найти тот, который подойдет именно вам. Можно тщательно репетировать свое выступление, расписывать полный сценарий или придумать себе ритуал, который будет вас успокаивать, стоять перед зеркалом и говорить себе, что вы красавчик.

Когда я выступала на фестивале креативных индустрий G8, для меня это было первым выступлением на широкую публику за последние много лет. Оно проходило в зале на 600 человек, но за пару недель мероприятие перенесли в онлайн и зрителей не было. Это было жутко. Пустой зал, камеры и понимание, что прямо сейчас в прямом эфире меня смотрит примерно 100 000 человек. Что я сделала? Рядом с камерами я рассадила своих друзей, чтобы у меня был зрительный контакт с людьми и поддержка близких.

Обратная связь

Как бы ни прошло ваше выступление — необходимо собрать обратную связь — как лично, так и в социальных сетях. Так вы сможете понять, насколько ваше выступление было понятно, какие точки запомнились хорошо, что, наоборот, было скучно и непонятно. Делайте скриншоты всего, что о вас пишут, просматривайте записи выступлений, читайте комментарии и анализируйте — какие шутки не зашли, где вы волновались, где все прошло хорошо, какие слайды больше всего понравились, где громче всего смеялись. Вы отрепетируете эти моменты перед следующими мероприятиями, и каждое ваше выступление будет лучше предыдущего.

Обязательно пообщайтесь с другими спикерами и гостями сразу после выступления, чтобы получить обратную связь не отходя от сцены. Если вы выступили хорошо — вас это замотивирует. Если плохо — вы сразу запомните свои косяки. Тут работает тот же принцип, что и везде: чем больше вы выходите на сцену, тем лучше у вас будет получаться.

Чек-лист для спикера

Всегда есть вещи, которые могут пойти не так. С частью вам нужно будет просто смириться, но проверить некоторые — в вашей власти. Вот что нужно не забыть до, после и во время выступления.

Во время выступления:

Что считается публичным выступлением. Смотреть фото Что считается публичным выступлением. Смотреть картинку Что считается публичным выступлением. Картинка про Что считается публичным выступлением. Фото Что считается публичным выступлением

Что считается публичным выступлением. Смотреть фото Что считается публичным выступлением. Смотреть картинку Что считается публичным выступлением. Картинка про Что считается публичным выступлением. Фото Что считается публичным выступлением

Что считается публичным выступлением. Смотреть фото Что считается публичным выступлением. Смотреть картинку Что считается публичным выступлением. Картинка про Что считается публичным выступлением. Фото Что считается публичным выступлением

Хороший текст, от себя скажу с другой стороны баррикад, как организатор различных публичных мероприятий. Самое главное для меня в спикере это дикция и умение не боятся своего голоса. Очень часто лектор говорит не четко, с кашей во рту, глотая окончания. Ну ёлки-палки, раз ты спикер, возьми пару уроков у хорошего логопеда, пожалуйста. Вторая проблема, если с дикцией все ок, но человек говорит почти не слышно даже в микрофон, как бы сам пугается сказанного. Понятно, неопытный лектор, испугался публики. Но это жесть, потому что в момент не исправляется, а лекция идёт.
Все остальные проблемы с выступлением решить можно со временем.

Что считается публичным выступлением. Смотреть фото Что считается публичным выступлением. Смотреть картинку Что считается публичным выступлением. Картинка про Что считается публичным выступлением. Фото Что считается публичным выступлением

Что считается публичным выступлением. Смотреть фото Что считается публичным выступлением. Смотреть картинку Что считается публичным выступлением. Картинка про Что считается публичным выступлением. Фото Что считается публичным выступлением

Maria, соглашусь. Но это тоже во многом вопрос практики и обратной связи. Иногда просто послушать себя со стороны и комментария: «бро, тебя не слышно» — бывает достаточно.

С другой стороны я встречала людей, которые безумно боятся камеры / микрофона / зала, для них в выступлении нет вообще никакого кайфа, только нездоровый стресс. Если человек хочет развиваться в публичных выступлениях — он найдёт себе менторов или курсы и научится. Но иногда заставлять человека не надо, и можно мягко перевести его в формат подкастов, статей и заметок. Это тоже вполне рабочий вариант

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *