Что значит отборное пастеризованное молоко
Что собой представляет отборное молоко, его особенности
Что такое отборное молоко
О пользе молока каждый человек наслышан с самого детства. Оно насыщает организм кальцием, белками и аминокислотами. Если вы хотите приобрести молоко оптом, это можно сделать в нашей компании. Наиболее качественным считается отборный продукт, который получают с одного фермерского хозяйства, бережно очищают от бактерий и не подвергают специальным изменениям показателей содержания жира и белка.
Особенности отборного молока
Среди наиболее значимых особенностей отборного молока можно выделить следующие:
Диетическим продуктом такое молоко назвать нельзя, так как его калорийность напрямую зависит от жирности. Этот показатель может варьироваться, и наибольшее влияние на него оказывают условия содержания коров, сезонность, возраст животных и особенности их кормления.
Период хранения отборного молока составляет не более 10 дней. При пастеризации вегетативные формы микроорганизмов убиваются, но их споры сохраняют жизнеспособность, через определенное время они снова начинают развиваться и молоко прокисает. Если вы хотите купить молоко и как можно дольше сохранить его полезные качества, нужно держать его в холодильнике. Упаковка отборного молока всегда имеет высокое качество и надежно защищает продукт от влияния факторов окружающей среды, поэтому она достаточно дорого стоит. Это сказывается и на итоговой цене продукта.
Молоко как у бабушки. Чем хорош отборный продукт
Никита Миронов
В конкурсе «Московское качество — 2020» горожане среди прочего выбирали еще и лучшее отборное молоко. Чем оно отличается от обычного? Почему дороже? Кому стоит его пить?
Есть мнение, что отборное молоко — это просто более жирный продукт, рассказывает технолог молочного производства Игорь Котомин.
— Но это не совсем так. Отборным в современном производстве называют молоко высокого качества, полученное с одного фермерского хозяйства. Оно очищено от бактерий, а показатели белка и жира в нем природные — т.е. в них при обработке продукта не вмешивались, — пояснил эксперт.
Как пояснил специалист, в обычном молоке соотношение жира и белка приводится к единому стандарту. Для этого коровье молоко смешивают с обезжиренным сырьем или пропускают его через сепаратор.
— Отборное же молоко — цельное, оно содержит естественный процент жирности, который у каждой коровы свой. Он зависит от условий содержания и особенностей конкретного животного: сезона, вида корма, возраста коровы и т.д., — рассказывает Игорь Котомин. — Именно поэтому на упаковке изделия указывается не конкретный процент жирности, как на обычном молоке, а пределы массовой доли жира: например, 3–6 процентов.
Также отборное молоко отличает более бережная обработка. Его не стерилизуют, поскольку этот процесс уничтожает многие витамины и микроэлементы. Отборное молоко лишь пастеризуют, нагревая до температуры, при которой гибнут бактерии.
Именно поэтому срок хранения отборного молока в среднем — десять дней.
— Дело в том, что при пастеризации погибают лишь вегетативные формы организмов, но споры-то остаются жизнеспособными, — пояснил эксперт. — Именно поэтому отборное молоко относительно быстро скисает.
Почему этот продукт стоит на 20–30 процентов дороже обычного? Основных причин две: ему необходима более качественная упаковка и он быстро портится.
— При коротких сроках реализации риски производителей и продавцов, конечно, резко повышаются, — пояснил Игорь Котомин. — Это стерилизованное молоко можно год продавать: за это время кто-нибудь да купит. А пастеризованное за десять дней не продал, и все — можно выбрасывать. Поэтому покупатель, грубо говоря, платит еще и за нереализованный продукт.
Отборное молоко в отличие от обычного — продукт калорийный. И чем больше в нем жира, тем калорий больше. Поэтому если вы на диете, от отборного лучше отказаться, заменив это молоко обычным.
— Лично я бы рекомендовала отборное молоко детям с недостатком веса, — рассуждает диетолог Анна Кудрявцева. — Я еще застала те времена, когда городских детей отправляли в деревню — к бабушкам, на парное молоко. С таких каникул ребята возвращались здоровыми и круглолицыми. Ведь настоящее, «из-под коровы», молоко содержит много молочного жира. А это не только калории. Так, установлено, что кальций из молока успешнее усваивается как раз благодаря молочному жиру. То же самое происходит и с витаминами A, D, К, которые усваиваются организмом только в присутствии жиров. Так что отборное молоко для детей с недостатком веса полезно.
СПРАВКА
Минздрав России дал рекомендации по потреблению молочных продуктов. В день нужно употреблять не меньше трех порций: это 900 мл молока. Если учесть, что из 600– 700 граммов молока получается примерно 100 граммов творога, то вы можете съесть полпачки этого продукта, а потом выпить еще стакан молока или кефира.
Торговать онлайн пока умеем плохо
Несмотря на пандемию, пока в России лишь 0,2 процента покупок продуктов питания делается онлайн. В Японии и Великобритании для сравнения — 7,5 процента. В Южной Корее — 19,7 процента.
Такую статистику привел генеральный директор крупного онлайн-магазина Асан Курмангужин.
— Покупка продуктов — наверное, одна из самых консервативных привычек человечества. Меняется лишь то, как продукты появляются в наших холодильниках. Кому-то привычнее «обстоятельные» закупки, которые делаются семьей из нескольких человек с тем, чтобы одной покупкой полностью решить вопрос с питанием на неделю, — пояснил эксперт. — В то же время мы видим, что уже сейчас начинает набирать популярность модель экспресс-доставки — заказ небольшой продуктовой корзины — нескольких товаров — за короткое время, например 30 минут.
Маркетолог Антон Кравцов уверен, что популярность покупки продуктов через интернет будет зависеть от нескольких факторов.
— От того, насколько удобен будет их поиск на сайте магазина, насколько быстра доставка и, главное, качественны будут сами продукты, — говорит эксперт. — Многие москвичи столкнулись с тем, что в заказанные наборы кладут продукты с истекающим сроком годности. Формально они еще могут употребляться, но «жить» им недолго. Вторая проблема — сотрудники магазина путают составляющие набора или сознательно подкладывают аналогичные продукты, если нет выбранных. Но с ростом конкуренции, я думаю, проблемы исчезнут.
Минеральная подделка.Эксперты проверили «Ессентуки»
Росконтроль проверил минеральную природную воду «Ессентуки» популярных брендов: «Компания Вимм-Билль-Данн Ессентуки № 17», «Аллея источников № 17», «Ессентуки № 17», «Заповедник здоровья», «О´кей/Родной бюветъ № 17, Ессентуки — город-курорт» и «Старый источникъ № 17».
«Ессентуки 17» — популярный бренд. Поэтому, увидев в маркировке название города Ессентуки или число 17, москвичи не задумываются, покупают ли они оригинальные «Ессентуки 17» или только знакомую надпись.
— Между тем «Ессентуки» — это лечебная природная минеральная вода, и к маркировке таких напитков предъявляются особые требования, — рассказывает ведущий эксперт экспертного центра Росконтроля Анна Плахотник.
В частности, в ней обязательно должно быть указано назначение природной минеральной воды — «столовая», «лечебно-столовая» или «лечебная». Также должен быть номер скважины с указанием месторождения или участка месторождения. Ну и, разумеется, общее содержание минеральных веществ — «общая минерализация».
— Проверенные образцы формально соответствуют этим требованиям. Нет в маркировке только информации о высоком содержании фторидов, — рассказывает Анна Плахотник. — В образцах «Компания Вимм-Билль-Данн «Ессентуки № 17», «Аллея источников № 17», «Заповедник здоровья», «О’кей/Родной бюветъ № 17, Ессентуки — городкурорт», «Старый источникъ № 17» содержание фторидов выше нормы.
А еще эксперты обнаружили подделки. Так, на этикетке образца «Заповедник здоровья» нанесена надпись «№ 17».
— Но образец не соответствует характерному для лечебной минеральной воды гидрохимического типа «Ессентукский 17» составу по общей минерализации, — пояснила Анна Плахотник. — Придуманное название «Родной бюветъ № 17, Ессентуки — городкурорт» тоже вызывает ассоциацию с наименованием «Ессентуки № 17» ессентукского месторождения. Однако вода получена из совсем другого месторождения — Нагутского.
Что же получается? Производители пытаются выдать свой продукт за знаменитую воду, но их минералка из совсем других скважин! Хотя в целом вода вполне безопасна и ущерба здоровью не нанесет.
— По результатам экспертизы образцы «Заповедник здоровья», «О’кей/Родной бюветъ № 17, Ессентуки — город-курорт», «Старый источникъ № 17» добавлены в Список товаров с замечаниями, — рассказала Анна Плахотник. — Все остальные образцы рекомендованы к покупке.
Диетолог Елена Соломатина добавляет:
— Минеральная вода отличается от обычной питьевой, и пить ее желательно по назначению врача и в определенных дозах. Если вы абсолютно здоровы, то больше стакана минеральной воды в день лучше не употреблять. Пейте обычную воду!
Верить ли популярным маркам
«ВМ» опросила читателей, доверяют ли они продуктовым брендам.
Ирина Домова, госслужащая:
— Покупаю продукты, ориентируясь исключительно на бренды. Дело в том, что один и тот же продукт, например гречка, может быть и очень хорошим, и дрянью, полной сора, в зависимости от производителя. Поэтому я всегда смотрю, кто именно продукт произвел.
Андрей Ефименко, преподаватель ВУЗа:
— Да, бренд имеет значение, и я обращаю на него внимание. Но, если разобраться, мы видим в разных магазинах один и тот же набор производителей. И их продукция стоит очень по-разному. Цена одного и того же батона колбасы может отличаться на 70– 100 рублей. Поэтому помимо брендов я выбираю магазин, где мои любимые продукты еще и более доступны.
Марина Головачева, домохозяйка:
— Бренд не гарантирует качества, абсолютно. Я, помню, несколько месяцев покупала мужу кефир довольно известного производителя. На вкус вроде нормальный. А потом, когда ввели регламент на молочные продукты, я увидела этот кефир на полке, где продается «молочка» с растительным жиром! Почему этот производитель не предупреждал покупателей сразу, что предлагает фактически подделку? Мне кажется, бренд — это не гарантия качества, а просто значок на упаковке.
Кирилл Ляшко, банковский служащий:
— Я доверяю не столько брендам, сколько продуктовым сетям. Делая покупки в приличных сетях, ты уверен, что там не будет просрочки, что сам товар — качественный, потому что всякую дешевую отраву, напичканную «химией», они на полки не пускают, чтобы не распугать покупателей. А в плохих сетях даже изначально качественные продукты могут быть испорченными, потому что их неправильно везли или хранили.
Вера Москалева, ландшафтный дизайнер:
— Никаких продуктовых брендов я не признаю и продукты покупаю на рынке. У меня знакомые продавцы мяса, рыбы, «молочки», овощей и фруктов. Покупаю у них годами, они ценят это и плохой товар никогда не предложат. А бренды — это история про рекламу и маркетинговые игры. Натуральные фермерские продукты дадут фору любым брендам и все равно выиграют.
Молоко: цельное, отборное, нормализованное, пастеризованное
Кристина Бовина: Как ориентироваться в ассортименте товаров и правильно читать этикетки? Как покупать только качественные продукты и верно их употреблять? Как не стать жертвой продавцов и маркетологов? Смотрите нашу программу, и вы узнаете об этом всё. С вами Кристина Бовина, в эфире «Среда обитания».
Белее белого, свежее свежего – хорошее молоко. Как его найти? Новые технологии или завышенные ожидания: в чём секрет самого натурального молока? Полезные и жизненно необходимый – какой микроэлемент в нужном количестве есть только в молоке? Цельное, отборное, нормализованное, пастеризованное – как не запутаться и какое выбрать?
«А много ли корова даёт молока?», – помните этот знаменитый вопрос из детского стихотворения? Когда-то главным символом достатка в семье была именно она – Бурёнка или Зорька, Рыжуха, Пестрянка, корову называли кормилицей. Да и сегодня каким бы автоматизированным ни стал процесс, главный производитель молока всё тот же, точнее, та же.
Корова чёрно-пёстрой породы по имени Малышка была первая на этой ферме, а затем хозяйство стало развиваться, появились и другие.
Максим Чебанов: Максимальное количество молоко дают коровы чёрно-пёстрой породы, у них надои свыше 30 литров молока ежедневно и средняя жирность 3,5%.
Кристина Бовина: Крупнейшие мировые производители молока – Израиль, США и Дания. От каждой коровы там получают от 8000 до 12000 литров в год. Российские бурёнки немного отстают, дают по 7500 литров. Впрочем, есть и отдельные рекорды, всё зависит от качества ухода и кормления животных.
Максим Чебанов: В каждом хозяйстве, конечно же, свой подход к животным. На первом месте, конечно, должна стоять ласка и любовь к животному, плюс полноценное кормление – это сено, сенаж, силос, только тогда корова будет давать много молока.
Кристина Бовина: Часть продукции отправляется в ёмкость для кипячения и разливается по бутылкам – так покупателям приходит парное молоко, а часть отправляется на молокозавод. На этот завод ежедневно поступает 1500 тонн молока с подмосковных ферм. Все процессы механизированы. В первую, очередь, молоко очищается от ненужных бактерий и по трубам идёт в цех переработки, где происходит процесс сепарации – отделения молока от сливок, затем – пастеризация или ультрапастеризация.
Сергей Перминов: Ультрапастеризация молока, то есть это могут режимы нагревания до 138 градусов в течение 2-4 секунд, и эти режимы деактивируют вообще всю живую и неживую микрофлору. Режим же пастеризации – это 78-100 градусов с разными выдержками, поэтому именно такое молоко может ещё впоследствии скиснуть, потому что там остаются споры, которые при неправильном хранении молока или при определённом сроке развиваются, растут и делают скисание молока.
Кристина Бовина: Стройные ряды бутылок на конвейерной ленте проходят автоматическую проверку, недолив недопустим. Разлитое по бутылкам молоко проверяют в лаборатории – там определят его физические и химические показатели и уровень кислотности, только после этого партия молока отправится в магазины.
Пейте, дети, молоко, будете здоровы. Какой ещё продукт человек может употреблять с первых дней жизни и до глубокой старости? Вот только коровы у большинства из нас нет ни в наличии, ни в ближайшем доступе. Производительниц молока мы видим теперь чаще на упаковках, а парное молоко некоторые даже никогда и не пробовали. Много ли потеряли?
Ольга, какое коровье молоко мы видим в магазине?
Ольга Соколова: Сейчас по закону запрещена продажа сырого молока, нетермообработанного, поэтому то молоко, которое мы видим на прилавках, точно такое же из-под коровы, абсолютно натуральное и настоящее, но только подвергнутое термическое обработке, – пастеризованное, ультрапастеризованное.
Кристина Бовина: В чём различия?
Ольга Соколова: Пастеризованное молоко прогрето до не очень высоких температур, его срок годности в основном до 14 суток. И ультрапастеризованное – это молоко подвергают высокотемпературной обработке, его разливают в упаковку, которая полностью исключает попадание воздуха, света, именно поэтому оно может храниться без холодильника, и за счёт того, что оно прогрето до такой высокой температуры, нет факторов, которые бы его испортили, оно не прокисает.
Кристина Бовина: Есть там вообще что-то полезное?
Ольга Соколова: Белок, фосфор, кальций – всё есть на месте, никуда не делось.
Кристина Бовина: Отборное молоко, молоко топлёное – в чём разница этих видов молока?
Ольга Соколова: Отборное молоко – это тоже питьевое молоко. Изначально, когда приезжает машина, молоковоз на завод, оно отобрано как самое лучшее по показателям: много белка, много жира, хорошая термоустойчивость, то есть это такое же питьевое пастеризованное молоко, но только чуть повыше качеством. Когда делают топлёное молоко, то его подогревают до температуры 95 градусов, выдерживают в районе 4 часов, за счёт этого белок трансформируется, и трансформируется молочный сахар – молоко буреет и становится тёмным топлёным, но оно имеет немножечко другой вкус.
Кристина Бовина: А свойства меняются этого молока?
Ольга Соколова: Происходит изменение химической структуры молочного сахара – образуется пребиотик лактулоза, то есть оно более полезное, можно сказать.
Кристина Бовина: А восстановленное молоко – что это такое?
Ольга Соколова: Коровье молоко состоит на 87,5% из воды и всё остальное там: жир, белок, пигменты – всё это составляет всего 12,5%. Есть несколько способов консервирования молока, самых распространённый из которых – высушивание, когда воду убирают, и эти 12,5% остаются, он превращаются в порошок. Если эту воду обратно добавить, то этот продукт превращается в восстановленное молоко.
Кристина Бовина: Но его можно называть в действительности молоком?
Ольга Соколова: Конечно, это обычное молоко, в которое вернули воду.
Кристина Бовина: Вот мы приходим в магазин, какое молоко в принципе лучше выбирать?
Ольга Соколова: Я всегда советую не покупать молоко с очень маленьким сроком годности.
Кристина Бовина: Почему?
Ольга Соколова: Потому что нормальное молоко, которое приготовлено по технологии, где не нарушена санитария, должно храниться 70 суток, оно не может раньше испортиться. Если вы приходите в магазин и видите молоко с очень маленьким сроком годности – сутки, например, двое суток, для меня это сигнал: а не подпорченной ли продукт они разлили, либо оно недостаточно термообработано.
Кристина Бовина: А то молоко, которое хранится по полгода и более?
Ольга Соколова: Это ультрапастеризованное молоко, оно консервированное, по показателям безопасности и качества оно в настоящее время самое хорошее, но, объективно скажем, оно не такое вкусное, как пастеризованное, потому что за счёт высокой температуры обработки приобретает такой привкус, как будто бы много раз кипячённое.
Кристина Бовина: Помимо сроков годности какие ещё критерии для выбора хорошего вкусного молока?
Ольга Соколова: В принципе упаковка должна быть закрыта плотно, также нельзя, чтобы упаковка была мятая. Некоторые магазины делают скидку на продукцию в мятой упаковке, для скоропортящейся продукции это недопустимо, потому что есть риск, что уже есть микротрещины, через которые попал, например, кислород, или попали какие-то микроорганизмы, поэтому это нужно смотреть – чтобы упаковка была целая.
Кристина Бовина: Что ещё важно?
Ольга Соколова: Очень важная характеристика – это дата производства продукта.
Кристина Бовина: Чем ближе дата производства к дате покупке, тем лучше?
Ольга Соколова: Свежее, конечно.
Кристина Бовина: Если, например, упаковка, вот смотрите, мне кажется, чуть-чуть она такая вздутая.
Ольга Соколова: Если молоко ультрапастеризованное, вот у нас, например, вот это ультрапастеризованное, вон там стоит маленькая упаковка ультрапастеризованного – такое молоко, если вздувается, то значит не соблюдена технология и оно нестерильно, – это нельзя брать ни в коем случае. Если упаковка бутылка, то вздуваются, как правило, не стенки, а вздувается крышечка, – тоже нельзя брать, это признак того, что в упаковке осталась микрофлора, которая вызывает вот это брожение.
Кристина Бовина: Вот это пастеризованное молоко.
Ольга Соколова: А вот у этого молока, которое вы держите, очень высокая упаковка и, возможно, оно не вздутое, а просто под весом молока немножко распирает, – это зависит от качества картона, насколько он способен держать форму.
Кристина Бовина: На что мы обращаем внимание, когда читаем состав?
Ольга Соколова: Сейчас настолько жёсткое законодательство, что никаких лишних ингредиентов вы не найдёте, здесь будет либо «молоко цельное», либо «молоко нормализованное», «молоко восстановленное».
Кристина Бовина: То есть на упаковке, если это из восстановленного молока, из сухого, производитель должен это указать?
Ольга Соколова: Там будет написано: «Изготовлено из восстановленного молока».
Кристина Бовина: Кажется, уж молоко точно знакомо человечеству с глубокой древности и любимо веками. Как только возникли земледелие и скотоводство, так и начался культ молока. Но, оказывается, далеко не все народы видели в нём пользу и стремились употреблять. У некоторых этносов непереносимость молока генетически передавалась из поколения в поколение и сохранилась до сих пор.
Козье молоко люди пили ещё 10-12 тысяч лет назад, коровье оценили только 5 тысячелетий спустя, зато с тех пор пьют больше и регулярнее, хотя и непереносимость его возникает чаще, причём тоже с глубокой древности. Кстати, первым это явление описал ещё всем известный Гиппократ примерно за 4 столетия до нашей эры. А вот изучать клинические симптомы начали только в прошлом веке. В то же время выяснилось, что нестойкая непереносимость лактозы характерна для 70% населения Земного шара, чаще всего встречается у Азиатов. Китай, Вьетнам и Япония – страны, где и по сей день этот продукт не распространён, зато, увы, часты случаи проблем с пищеварением и даже серьёзных отравлений из-за молока. Разумеется, непереносимость лактозы встречается и у других народов. По статистике это характерно примерно для 70% евреев и 80% афроамериканцев, среди европейцев процент намного ниже – около 20, а среди славян – всего 15.
Предлагаю выбрать из представленных здесь образцов 3 упаковки молока и оценить качество.
Ольга Соколова: Которые мы попробуем, да?
Кристина Бовина: Которые мы попробуем.
Ольга Соколова: Давайте начнём всё-таки с более приятного: я очень люблю котиков – вот такое молок я бы, конечно, взяла.
Кристина Бовина: Это?
Ольга Соколова: Да, дизайн очень привлекательный, но меня смущает, что она вздутая. Вот заодно и посмотрим.
Кристина Бовина: Лучше в прозрачной упаковке молоко брать или, наоборот, в непрозрачной?
Ольга Соколова: В прозрачной упаковке у нас только пастеризованное молоко или бювет ещё стерилизованное молоко, оно обычно в стекле и оно из дорого сегмента. Свет может при воздействии на молоко вызывать немного порчу белка, и такое молоко будет чуть кислее, но за счёт небольшого срока годности обычно этого не происходит.
Кристина Бовина: Проверим – кислит, не кислит?
Ольга Соколова: Давайте топлёное возьмём для интереса.
Кристина Бовина: Да, какое?
Ольга Соколова: Любое.
Кристина Бовина: Вот небольшую упаковку.
Ольга Соколова: Да. Давайте ещё какое-нибудь ультрапастеризованное возьмём. Можно вон ту дальнюю побольше взять. Кстати говоря, все образцы вот эти, мы выбрали разное молоко: ультрапастеризованное, топлёное и просто пастеризованное – они все сделаны по одному и тому же ГОСТу на молоко питьевое.
Кристина Бовина: Открываем?
Ольга Соколова: Давайте с этого начнём – топлёного.
Кристина Бовина: Да. Аромат.
Ольга Соколова: Пахнет оно, как должно пахнуть топлёное молоко. Многие сравнивают с запахом карамели – приятный запах.
Кристина Бовина: Приятный, да.
Ольга Соколова: Классический абсолютно, для топлёного молока подходящий.
Кристина Бовина: Наливаем. По консистенции, по густоте.
Ольга Соколова: У меня никаких нареканий нет. На мой взгляд, совершенно классическое, соответствует ГОСТу: слабо-кремовый оттенок, оно не тягучее, не водянистое.
Кристина Бовина: Но, поскольку она в прозрачной упаковке, проверяем, кислит ли оно или нет.
Ольга Соколова: Мне кажется, немножечко кислит.
Кристина Бовина: Да, чувствую кислинку.
Ольга Соколова: Причём я уверена, что это связано именно с технологией, с тем, что оно сейчас постояло. На самом деле это в пределах нормы, учитывая, что молоко пастеризованное с маленьким сроком годности.
Кристина Бовина: Пробуем второй экземпляр.
Ольга Соколова: Давайте его понюхаем обязательно, потому что он вздувшийся, кто знает, что с ним.
Кристина Бовина: Да, открывайте.
Ольга Соколова: Нет, я вроде ничего не чувствую.
Кристина Бовина: Нет? Да, не чувствуется. А вот я замечала. Что если молоко долго стоит, оно начинает горчить.
Ольга Соколова: Бывает так, что корову лечат антибиотиками, которые не до конца выводятся из организма. Антибиотики не дают развиться микрофлоре, которая есть в молоке, и происходят вот такая горькая неприятная история, молоко при этом немножко меняет свой цвет, жёлто-зелёный немножко уходит и на вкус абсолютно хин – горькое прегорькое. Антибиотики, когда распадаются, превращаются в токсичные вещества, поэтому, конечно, такое ни на блины, это только в помойку и больше такое даже не пытаться покупать, я бы сказала.
Кристина Бовина: Пробуем второй образец.
Кристина Бовина: Чуть-чуть вздувшийся пакет был. Аромат вполне молочный.
Ольга Соколова: У меня нет никаких претензий к этому молоку.
Кристина Бовина: Но это слаще.
Ольга Соколова: Я тоже так считаю.
Кристина Бовина: Что мы ждём от третьего образца?
Ольга Соколова: Учитывая, что это ультрапастеризованное молоко, молоко с длительным сроком годности, является по своей сути консервированным. На мой взгляд, у этого будет привкус как будто его много раз кипятили, я вот такой ожидаю.
Кристина Бовина: Аромат такой более плоский, не такой ярко выраженный. Тоже хорошее молоко, но оно как-то поскромнее по своим вкусовым качествам.
Ольга Соколова: Полностью согласна с вами, у меня такие же ощущения, и этого же я и ожидала. Потом мы всё-таки понимаем, что это молоко длительного срока годности.
Кристина Бовина: Есть ли какие-то способы проверить качество молока в домашних условиях?
Ольга Соколова: Есть очень много экспериментов. И со спиртом – мой любимый эксперимент, потому что это на самом деле существующий тест, это проверка на термоустойчивость молока, которая нам говорит, можно ли это молоко переработать и насколько оно свежее, более того, оно получено от здоровой коровы или нет.
Кристина Бовина: У нас есть разливное молоко с рынка, правда оно стоит уже всю программу, пока мы пишем. Может, попробуем протестировать его?
Ольга Соколова: Давайте, очень интересно. Так, смотрите: нам нужен чёрный фон, молоко, две чайные ложечки, прозрачная тарелка, спирт 96%, который у нас есть. И что мы делаем? Мы должны набрать одинаковое количество спирта и молока и смешать. В ложку у нас помещается 5 миллилитров спирта и 5 миллилитров молока. И теперь надо быстро смешать вот так вот. О, вот это беда!
Кристина Бовина: Что такое?
Ольга Соколова: Смотрите: всё абсолютно в сгустки превратилось маленькие – это не термоустойчивое молоко.
Кристина Бовина: То есть, что это значит? Сырьё плохое, прокисшее?
Ольга Соколова: Это значит, оно или подкисшее, или оно получено от нездорового животного, или примешаны какие-нибудь фальсифицирующие агенты, но это очень плохо, это очень плохое молоко.
Кристина Бовина: Выливаем это молоко.
Ольга Соколова: Выливаем и никогда больше не покупаем.
Кристина Бовина: Как мы храним дома молоко?
Ольга Соколова: Дома молоко нужно хранить так, как написано на упаковке. То есть для пастеризованного молока хранение исключительно в холодильнике, для ультрапастеризованного невскрытого – можно хранить без холодильника.
Кристина Бовина: А вскрытое?
Ольга Соколова: В холодильнике. По последним требованиям молоко хранить не больше суток. Потому что молоко – это продукт скоропортящийся, и туда могут попасть опасные микроорганизмы, поэтому я не советую покупать очень большие упаковки, если они не выпиваются за сутки.
Кристина Бовина: Пытливый потребитель не только читает состав, он хочет знать больше. Например, увидеть своими глазами тех самых коров, чьё молоко пьёт. Кажется, это сложно. Вовсе нет, и некоторые производители уже давно показывают свих бурёнок в режиме реального времени, нужен лишь доступ в интернет: открываешь ссылку или используешь QR-код на упаковке и смотришь. Зачем это производителям? Маркетологи советуют, ведь так у покупателя создаётся ощущение контроля над производством продукта.
Видеозапись экскурсии или трансляция в режиме реального времени – вариантов увидеть своими глазами то, что обычно происходит на закрытой территории производителя, сегодня немало.
Николай Григорьев: Это вообще мегатренд, когда людей приглашают непосредственно на производство, опять же неважно чего, чтобы эти люди могли в том, что реклама отражает действительность, увидеть эти чистые помещения, где идеально соблюдаются гигиенические и санитарные требования. В принципе, если это агрохолдинг замкнутого цикла, то могут пригласить даже на поля: «Посмотрите, чем мы коров кормим…».
Кристина Бовина: «Максимально натуральный», «природный», «экологичный», «фермерский» – самые «продающие» слова для такого продукта, как молоко. Городской житель может платить бо́льшие деньги за бо́льшие же гарантии качества. Например, за очень подробную информацию на QR-коде.
Николай Григорьев: У людей есть потребность к здоровому или псевдоздоровому, или квазиздоровому образу жизни, стремление покупать продукты как бы фермерские, значит они готовы за это больше платить, и производитель, естественно, эти деньги у них заберёт. То есть это, вообще говоря, оплата вашего стремления быть не как все, потреблять особо качественный продукт. И так во всех странах мира: вы платите за свой престиж, вы платите за свои убеждения.
Кристина Бовина: С другой стороны, молоко – продукт ежедневного потребления и, значит, достаточно консервативный, поэтому тех, кто не готов переплачивать за новые прогрессивные доказательства качества, маркетологи пытаются зацепить методами, проверенными временем, – изображением весёлых коровок на зелёных солнечных лугах или улыбающихся бабушек и дедушек с простой и почти былинной кринкой молока в руках.
Лет 30 назад молоко ещё считалось абсолютно полезным и для детей, и для взрослых, он потом заговорили о его опасности для человека, вышедшего из детского возраста. Действительно ли организм с годами теряет способность усваивать молоко? Правда ли, что если регулярно пить только кипячёное молоко, можно поправиться? На самом ли деле молоко растительное происхождения сходно по составу, например, с коровьим? Так много вопросов.
Диетологи утверждают: треть взрослого населения Земного шара хорошо усваивает молоко. Но узнать, относимся ли мы к этой трети, можно лишь опытным путём, а совсем обходиться без молока – тоже, оказывается, неполезно.
Оксана Михалёва: Нарастает число людей, у которых развивается остеопороз, потому что кальций нам брать практически больше неоткуда, у нас кальций содержится в молочных продуктах и немножко в орехах, немножко в брокколи, то есть совсем в небольших количествах.
Кристина Бовина: Распространённый миф: кипячение лишает молоко всех полезных свойств. На самом деле количество белков и витаминов от высокой температуры не уменьшается, а слух о том, что от молока можно поправиться, правдив.
Оксана Михалёва: Молоко – довольно калорийный продукт и содержит большое количество жира, особенно если мы берём цельное молоко или нормализованное молоко. Количество жира, если молоко 3,2%, в литре – 32 грамма жира, а суточная потребность среднего человека – это 40-50, то есть литр молока, мы получаем практически три четверти суточной потребности в жире.
Кристина Бовина: Полностью заменить коровье молоко растительным продуктом – тоже не вариант.
Оксана Михалёва: За рубежом, например, в Америке или в Европе, растительное молоко вообще нельзя называть «молоком» по их техническим регламентам. Если коровье молоко содержит у нас где0то 3-3,5% белка в своём составе, то растительное – от 0,1% до 1-1,5% белка.
Кристина Бовина: К тому же, в растительный продукт, называемый «молоком», производители часто добавляют сахар, соль и ароматизаторы, так что преимущества его весьма сомнительны.
Самое свежее и натуральное – парное молоко, но, помимо полезных для здоровья компонентов, в нём могут оказаться бактерии, микробы и возбудители опасных болезней. Молоко пастеризованное, ультрапастеризованное или стерилизованное, то есть отфильтрованное и прошедшее термическую обработку, считается менее опасным. Цельное молоко – с высоким естественным процентом жирности, а нормализованное – доведённое до привычных показателей, указанных на упаковке: 2,5% и 3%, и 2%.
Подписывайтесь на наши странички в социальных сетях и пишите нам, какие темы вам были бы интересны. Это «Среда обитания», я Кристина Бовина и не дайте себя обмануть!