Что считается первоосновой фалеса
Милетская школа. Взгляды философов Фалеса, Анаксимандра и Анаксимена
Философы милетской школы стали одними из первых создателей в Древней Греции математических, астрономических, физических и биологических понятий и догадок, а также сконструировали первые научные приборы, описали модель небесной сферы.
К Милетской философской школе относят трех философов: Фалеса, Анаксимандра и Анаксимена, которые жили в Милете и оставили после себя труды, вошедшие в структуру философского знания.
Фалес
Из своих представлений о мире Фалес сделал вывод, что вода является первоначалом всего. У Фалеса вода являлась разумной и божественной. Философ отмечал, что вода необходима как живым организмам, так и неживой природе, под влиянием воды тела меняют размеры.
Анаксимандр
Анаксимандр был учеником Фалеса и выдающимся мыслителем своего времени. Он отличался своими математическими и географическими знаниями, продолжил самостоятельно начатую Фалесом космологическую теорию. Анаксимандр считается греческим прозаиком и первым философским писателем.
В отличие от философов, которые выбирали качественно определенное первоначало (Фалес – воду, Анаксимен – воздух), Анаксимандр выбрал неопределенно-бескачественное материальное начало. Он считал, что, если есть различные стихии и каждую из них кто-то производит в ранг первоначала, то, с одной стороны, эти стихии находятся в равном положении, а с другой – каждая из стихий, которая предлагается в качестве первоначала, неоправданно предпочитается другой.
Из апейрона Анаксимандр выделял основные противоположности, взаимодействие между которыми образуют вещи и миры — это холодное и тёплое, затем влажное и сухое. Так из сухого и холодного образуется земля, из влажного и холодного – вода, из влажного и горячего – воздух, из сухого и горячего – огонь.
Анаксимандр помещает космос в математизированное пространство, которое определяется геометрическими отношениями.
По представлениям философа, Земля находилась в жидком состоянии, после частичного высыхании на ее поверхности появились живые существа. Люди первоначально зародились в воде и были покрыты чешуей, как рыбы, затем они вышли на сушу.
Анаксимен
Анаксимен был убежден, что существует неограниченная во времени и пространстве материя. Все вещи созданы из одной первоосновы. Этой первоосновой Анаксимен считал воздух.
Для Анаксимена Земля располагалась в центре мироздания, находясь в покое из-за влияния равнодействующих сил. Анаксимен считал, что Земля не одна во Вселенной, т.е. предполагал наличие других планет. По мнению Анаксимена, все небесные тела плоские как лист и имеют под собой опору в виде лежащего под ними воздуха. Благодаря плоской форме «Земля не рассекает находящейся под ней воздух, а запирает его, а он, лишённый пространства, достаточного для перемещения, остаётся неподвижен».
Фалес Милетский — родоначальник философии
Фалес Милетский (Θαλής ο Μιλήσιος [θали́с о мили́сьос]) — известный древнегреческий мыслитель, основатель досократической милетской философской школы и, по мнению ученых, родоначальник не только философии, но и многих других наук. Влияние Фалеса на античную научную мысль сложно переоценить. По сути, именно благодаря ему разрозненные знания, накопленные во многих сферах, оформились в системные и стали отправной точкой научной европейской истории.
Фалес — основатель милетской школы
Дошедшие до нашего времени письменные упоминания об античном философе чаще всего отделяет от предполагаемой даты его смерти около полувека. Поэтому сложно определить, какие сведения о мыслителе не являются легендой. В связи с этим принято считать наиболее достоверными источниками труды Аристотеля и Геродота — древнегреческих деятелей, которые наиболее близки Фалесу во времени, т.к. они жили, всего спустя два-три века. Аристотель в своих описаниях, имеющих отношение к Фалесу, ссылается на труды Ксенофана и Анаксимандра, которых в свою очередь, отделяют от Фалеса всего несколько десятилетий.
Зачастую Фалеса из Милета упоминают, как одного из «семи мудрецов» античности. В этот почетный список входили самые важные и почитаемые мыслители, политики и общественные деятели VII — VI века. Согласно различным источникам, списки могли разниться между собой, однако неизменно во всех вариантах первую строчку занимало имя Фалеса Милетского.
Фалес — основатель милетской школы
Античный прародитель многих наук Фалес является также основателем философской школы, которая впоследствии получила название «ионической» или «милетской«. Второе название возникло благодаря городу Милет, родом из которого и был мыслитель. Город располагался в Малой Азии, на территории нынешней Турции.
К великому сожалению, никаких письменных трудов философа-основателя не осталось, и даже есть предположение, что скорее всего их и не было. Однако, Диоген Лаэртский считает, что труды «О солнцеворотах» и «О равноденствиях» принадлежат перу Фалеса. Кроме того античному мыслителю приписывают авторство «Морской астрономии» и «О началах». Несмотря на это, исследователи сомневаются в том, что философ оставил после себя какие-либо трактаты.
Учение Фалеса было по своей сути революционным для того времени. Мыслитель отверг объяснения природных явлений с помощью мифов и попытался исследовать их с помощью логики и анализа. Фалес началом всему считал воду, которая была, по его мнению, бесконечна.
Учеником и последователем Фалеса был Анаксимандр, который имел свое видение мироздания, отличное от видения своего учителя. Началом всему по Анаксимандру уже была не вода, а нечто беспредельное. Ученик Анаксимандра — Анаксимен, пришел к выводу, что первоначало — это воздух.
Фалес Милетский — биография
Философ родился в городе Милет в Малой Азии, по названию которого и получил свое прозвище. Предположительные годы жизни мыслителя 624 — 546 до н.э. были определены на основании упоминаний в различных источниках. Родители его Эксамис и Клеобулини согласно разным версиям считаются или финикийцами, переселившимися в Милет, или греками известного милетского рода. Историки пока ведут споры о его происхождении и к общему выводу так и не пришли.
Сведения о жизни философа отрывочны, и были собраны и опубликованы благодаря Диогену Лаэртскому. О семейном положении Фалеса сохранились различные сведения. Согласно одним источникам он был женат и имел сына, а согласно другим — никогда не имел семьи, а приписываемый ему сын был его племянником. По легенде, Фалес отвечал матери сначала, что ему слишком рано жениться, а затем — что уже слишком поздно. Ответ мыслителя на вопрос почему он не заводит детей был в некотором смысле философским — «Потому что люблю их.»
Фалес в молодости много путешествовал и даже жил в Египте и учился у местных жрецов. Предполагалось, что он привез оттуда и передал древним грекам тайные знания египетской цивилизации. Диоген Лаэртский считал, что Фалес имел близкие дружеские отношения с Фрасибулом — тираном города Милет и помогал ему советами. Предположительно, благодаря советам философа, Милету удалось заключить союз на равных условиях с довольно сильным противником — Лидией.
Фалесу приписывают известную историю, которая упоминается в «Диалогах» Платона. Когда философ упал в колодец, засмотревшись на звезды, над ним посмеялась служанка: «Хочет знать, что на небе происходит, а не замечает, что у него под носом.»
Другая история, связанная с жизнью мыслителя рассказывает о том, что окружавшие его сограждане считали философию бесполезной. Чтобы доказать обратное, Фалес, опираясь на свой прогноз высокого урожая оливок, заключил выгодные контракты со всеми маслобойнями в округе и получил в сезон высокий доход. Таким образом мыслитель показал, что философия может приносить и прибыль, однако, это не самоцель.
Известный список «семи мудрецов» тоже имеет несколько предысторий. Одна из которых гласит, что рыбаки выловив треножник, который являлся предметом для совершения жертвоприношений, не знали кому его отдать и решили обратиться за помощью к дельфийскому оракулу. Совет был получен — трофея достоин умнейший из греков. Так треножник был передан Фалесу, который из скромности передал его другому «умнейшему», однако, тот тоже оказался скромным и отправил следующему. Так по цепочке из семи мудрецов жертвенный предмет вернулся снова к Фалесу, после чего было принято решение отдать его Аполлону.
Смерть настигла Фалеса на 78 году жизни во время просмотра олимпийских состязаний. Причиной ее стала изнуряющая жара.
Фалес Милетский — идеи и вклад в науки
Фалес впервые сформулировал мысль о том, что все едино и имеет первоначало, в качестве которого он представлял воду. По его мнению земля, т.е. суша в виде диска находилась на воде, которая была бесконечна. Природа землетрясений тоже была связана с водой — они происходили тогда, когда были большие волны. Скорее всего такая теория возникла из анализа и наблюдений — все, что давало жизнь находилось в жидком состоянии.
Мыслитель пытался понять мироустройство на уровне законов природы, поэтому его учение часто называют «натурфилософией». Фалес не ставит вопросы о взаимодействии духовного и материального, хотя признает, что все имеет душу. Согласно философу весь Космос подчиняется божественному разуму.
Фалес первым предположил, что все имеет материальную основу и поддается изучению и анализу, таким образом став по сути родоначальником научного подхода к мироустройству. Первовещество — вода, по Фалесу, приводилось в движение космическим Разумом, который имел божественную природу. Вода могла терять свою жидкую форму при сгущении и становиться твердью, а при испарении — воздухом, который в свою очередь мог превращаться в огонь.
Вклад Фалеса в геометрию сложно переоценить. Он научился измерять высоту египетских пирамид по их тени, доказал, что диаметр делит круг пополам, а углы у основания равнобедренного треугольника равны. Также философ вывел, что у пересекающихся прямых образуются 2 пары противоположных равных углов и доказал теорему о равенстве двух треугольников, у которых равны основания и прилегающие к нему углы. Две теоремы в мировой науке имеют название «Теоремы Фалеса». Одна — о прямом угле треугольника, опирающегося на диаметр, а вторая — о параллельных секущих.
Фалес Милетский — цитаты
Фалес Милетский — видео
У истоков не только античной философии, но и всей западноевропейской мысли вообще, стоит Милетская школа (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен). Первым и очень ярким ее представителем был философ Фалес. Основы его философского учения и биографические ведомости рассмотрены в данной статье.
Милетская школа
Милетская школа вошла в историю философии как первая школа мысли. В ней были в первый раз были поставлены фундаментальные вопросы об основании бытия всего существующего мира. Философия на тот момент не являлась самостоятельной областью знаний, а была совокупностью многих учений, но это не помешало ее представителям решать именно философские проблемы. Сущность окружающего мира философы Милетской школы (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен) видят по-разному, однако, первооснова всего сущего, по их мнению, лежит в определенном материальном элементе. Фалес основой мира считал воду, Анаксимандр – апейрон, Анаксимен – воздух. Так Милетскую школу можно считать стихийно материалистической школой.
Фалес Милетский биографические ведомости
Фалес из Милета является основателем первой в мире философской школы. Жил философ в конце VII – первой половине VI в. до н. э. Люди знали его как умнейшего математика и физика в Ионии. Считается, что Фалес Милетский был выходцем из Финикии, но некоторые историки утверждают, что он только имел древние финикийские корни. Фалес является первым человеком, который предсказал затмение солнца, которое произошло в конце мая 585 года до н.э. Философ принимал активное участие в политической жизни своего города, и настаивал на объединении всех ионийских полисов против общих неприятелей в лице персов и лидийцев. Конечно, советам Фалеса не вняли. А зря… Вскоре персы разорили Милет и многие другие города, прав оказался Фалес Милетский. Биография философа очень насыщена событиями. Он дожил до очень преклонных лет, ведя правильный и размереннй образ жизни.
Историками философии Фалесу приписываются следующие сочинения: «О равноденствии», «О началах», «Морская астрология», «О солнцестоянии». Даже названия этих работ говорят о Фалесе не только как о философе, но и как об ученом, который занимался поиском физических законов мира. К огромному сожалению, множество этих произведений не дошли до наших дней.
Фалес из Милета как ученый
Большинство историков философии стоят на позиции, что Фалес подчерпнул первоначальные научные знания у Азиатских мудрецов из Финикии, Египта и Вавилонии. Даже поздние античные ученые утверждали, что Фалес принес в Грецию геометрию из Египта, а философию из Мемфиса.
Астрономические представления
Античная традиция преподносит Фалеса как астронома и математика. Например, его современник Гераклит утверждал, что знает Фалеса далеко не как философа, а как талантливого астронома, который может предсказывать солнечные затмения. Но предсказывая затмения, ученый не понимал природы этого явления. Его понимание движения небесных тел было совершенно неправильным. Фалес Милетский в своих предсказаниях использовал периодичность затмений, которую открыли жрецы Египта и Шумера.
Фалесу приписывают открытие закона годового движения Солнца, относительно неподвижных планет, вычисление времени равноденствий и солнцестояний, понимание того, что Месяц светит не благодаря собственному свету. Ученый понимал небесные тела как воспламененную землю. Фалес систематически вел календарь и таким образом определил, что один год состоит из 365 дней и 12 месяцев, что делать с високосным годом ученый не понимал и, помещал эти дни в начало года, как это делали в Древнем Египте.
Математические представления
В геометрической науке Фалес Милетский вывел целый ряд равенств: треугольников, вертикальных углов, углов у основания равнобедренного треугольника и т.д. Ученый впервые вписал в обычный круг в треугольник. Для Древней Греции это стало открытием. Но принципиально новым явлением стало то, что Фалес начал преподавать математическую науку, в непосредственной опытной форме.
Как естествоиспытатель, Фалес из Милета пробовал понять причину разливов рек, в том числе Нила. По ошибке он предположил, что реки разливаются под действием пассатного ветра, который затрудняет движение водных масс и вызывает их скопление. Но как стало известно позже, реки разливались из-за летнего таяния снегов и обильных дождей.
Фалес Милетский: философия
Самый ранний источник информации о философских представлениях Фалеса Милетского принадлежит перу знаменитого античного философа Аристотеля. В своем труде под названием «Метафизика» он говорит: «Из тех ученых, которые первые начали философствовать, большинство считало источником всего существующего лишь одно материальное начало. То, из чего составлены все вещи, как они возникают и куда в конечном итоге убывают, как изменяются, эти философы считали природным элементом. Поэтому они утверждают, что ничто не погибает и не появляется, так как природная основа вещей всегда нерушима… Форма и количество такого элемента и начал указывается неодинаково». Фалес – первый представитель такого способа философствования считает первоначалом воду.
Вода – основа всего
Многие современные философы полагают, что Вода в философии Фалеса – это переосмысление Океана Гомера. Но в его основном сочинении «О началах» Фалес поднимается на философское осмысление воды, как начала всего сущего, иначе его невозможно было бы считать философом. Понимая воду как основу, он полагает, что на ее глади плавает Земля, и заявляет, что вода пребывает во всех вещах, только в разной концентрации.
С другой стороны, Фалес Милетский утверждает, что это не простая вода, а «разумная», или даже божественная. Философ говорит, что в мире огромное количество богов. Но они не выше людей и живут как обычные души. В качестве примера Фалес приводил магнит, который притягивает все железное, а следовательно, имеет божественную душу. Все небесные тела питаются испарениями воды из земли и также имеют души. Вышесказанное можно подтвердить словами Диогена Лаэртского: «Началом мира Фалес полагал воду, а все пространство считал полным разнообразных божеств».
Философию Фалеса Милетского можно охарактеризовать как гносеологический монизм и наивный материализм. Основное положение такого способа философствования – все знания следует сводить к одной первопричине (основе). Такой своеобразный девиз древнегреческого философа.
Наивный материализм Фалеса Милетского положил основы всей философии. Мифическим представлениям о мире философ противопоставил возможность, хотя и наивно, но рационально объяснить окружающий мир и его природу. На место Зевса, Фалес поставил Логос, который стал основой для дальнейшего античного миросозерцания. Такие идеи в дальнейшем развивала Милетская школа. Фалес лишь дал толчок для такого способа философствования.
Беспредельное, вода и воздух: как первые философы искали начало всего
Началом философии было исследование того, что имеет начало — однако древние греки изучали мир умозрительно, а не экспериментально. Создав первые абстрактные концепции, мыслители милетской философской школы заложили основы всей последующей западной мысли, и именно с них «Нож» начинает разбираться в истории античной философии.
Древнегреческий философ Аристотель, или просто Философ, как его называли в Средневековье, считал, что философия — любовь к мудрости — начинается с удивления. Человек замечает вокруг себя удивительную соразмерность, ритмичность, закономерность и взаимосвязь природных явлений и удивляется этому, его воображения уже не хватает на то, чтобы под регулярным движением Солнца по своду небесному разуметь неспешную езду бога Гелиоса на своей крылатой колеснице или безмятежное плавание Ра на ладье вечности по водам небесного Нила. Его разум «просыпается» и требует ответов доказательных и обоснованных, концептуализируемых и постигаемых исключительно умом, а не только или не столько воображаемым чувством религиозно-мифического нарратива, поскольку философия начинается с вопроса: почему вообще существует нечто, а не наоборот, ничто?
Читайте также
И ответить на этот вопрос можно, только создавая адекватные мысленные концепты, ибо в философии, как скажет уже современный замечательный философ Жиль Делез, нет ничего кроме «создания концептов». Философия — это создание концептов, при помощи которых постигается и созидается узнаваемый (или неузнаваемый) мир, и началась она, по крайней мере применительно к европейской цивилизации, примерно в 6 в. до н. э. в Древней Греции, а если быть более точным, то в Ионии — узкой прибрежной полосе западного побережья нынешней Турции в районе Эгейского моря.
Ионийские «физики», или Милетская школа
Фалес
Почему именно вода? Ну, оглядимся по сторонам. Мы все видим, сколь значима вода в жизни как отдельного живого существа, так и всей Земли в целом, состоящей по большей части из воды. В жидкости рождается человеческий плод, без воды вянут растения, начинается засуха, ведущая к голоду, и т. д. и т. п. И вот тут-то и совершается чудо философской рефлексии — чувственно наблюдаемое явление абстрагируется от своего материального воплощения и возводится до уровня всеобщего мысленного концепта, охватывающего всю совокупность возможных материальных событий. Ибо что же значит фалесова вода, как не тот всеобщий принцип бытия, из которого всё возникает и в который всё обратно возвращается, осуществляя круговорот воды в природе?
Вода, сгущаясь и разрежаясь, порождает из себя остальные элементы — воздух, землю и огонь. Вдобавок к этому Фалес верил, что земля, будучи плоской как доска, плавает по воде — уже реальной, не мысленной, — что, если принять во внимание теорию континентального дрейфа, не кажется столь уж неразумым. Верил он и в то, что всё вокруг одушевлено (и доказывал это на примере действия магнита), а душу полагал бессмертной, приговаривая также: «Всё полно богов». Последний тезис разбивает современный примитивный позитивистский миф о том, что, дескать, философское мышление сменило религиозное.
Философия ничего не сменяла, это было и есть, если угодно, мышление параллельное, мышление по преимуществу «иное».
Был Фалес убежден и в том, что между жизнью и смертью нет никакой разницы, и когда его спросили: «Что же ты, Фалес, не помрешь?», он ответил: «Именно поэтому». Помимо этих достижений, обращал внимание Фалес и на звезды, предсказав солнечное затмение 585 года до н. э. и предположив, что происходит оно от того, что солнечный диск покрывается Луной. Будучи уверенным, что звезды состоят из раскаленной земли, Фалес так любил их и был таким большим любителем созерцания, что Платон в диалоге «Теэтет» (174а) сохранил для нас следующий анекдот из его жизни:
«Наблюдая звезды и глядя наверх, Фалес упал в колодец, а какая-то фракиянка — хорошенькая и остроумная служанка — подняла его на смех: он, мол, желает знать то, что на небе, а того, что перед ним и под ногами, не замечает».
Но грек не был бы греком, если бы не восстановил недостаток вовлеченности в житейские дрязги другим случаем, сообщенным нам Аристотелем в его «Политике» (1259а):
«Рассказывают, что когда Фалеса, по причине его бедности, укоряли в бесполезности философии, то он, смекнув по наблюдению звезд о будущем [богатом] урожае маслин, еще зимой — благо у него было немного денег — раздал их в задаток за все маслодавильни в Милете и на Хиосе. Нанял он их за бесценок, поскольку никто не давал больше, а когда пришла пора и спрос на них внезапно возрос, то стал отдавать их внаем по своему усмотрению и, собрав много денег, показал, что философы при желании легко могут разбогатеть, да только это не то, о чем они заботятся. Вот каким образом, говорят, Фалес выказал свою мудрость».
К этому следует добавить достижения в геометрии: Фалес был первым, кто доказал, что диаметр делит круг пополам и что два треугольника являются равными в случае, если одна сторона и два угла одного треугольника равны одной стороне и двум углам другого.
Диоген Лаэртский сохранил для нас следующие высказывания Фалеса:
Древнее всего сущего — бог, ибо он не рожден.
Прекраснее всего — мир, ибо он творение бога.
Больше всего — пространство, ибо оно объемлет всё.
Быстрее всего — ум, ибо он обегает всё.
Сильнее всего — неизбежность, ибо она властвует всем.
Мудрее всего — время, ибо оно раскрывает всё.
Вот сколько всего замечательного для философии, которая тогда не отличалась от науки, сделал Фалес Милетский. Когда он умер от теплового удара примерно в возрасте 80 лет, на могиле его была выбита следующая эпитафия:
Эта гробница мала, но слава над ней необъятна:
В ней пред тобою сокрыт многоразумный Фалес.
Анаксимандр
К следующему поколению знаменитых милетских физиков принадлежал Анаксимандр — ученик Фалеса. Анаксимандр известен нам как автор первого научного прозаического сочинения под названием «О Природе» (Περὶ Φύσεως). В дальнейшем только ленивый греческий философ не напишет сочинения — в прозе или в стихах — с таким же названием, и эта традиция просуществует добрых двести лет, угаснув лишь ко времени Платона, когда ракурс философии вообще изменится кардинальным образом.
Скорее всего, апейрон, помимо того, что это философский концепт, имеет также некоторое материальное соответствие в реальности, будучи всеобъемлющим и всепроникающим и уподобляясь в этом божеству.
При этом Аристотель, говоря об апейроне Анаксимандра в своих физических сочинениях («Физика», «О небе»), видит в нем некое подобие бесконечного тела. Должно быть апейрон был введен Анаксимандром по причине того, что размышления о воде как начале всё же наталкивались на некоторую ограниченность: очевидно ведь, что вода, образуясь через конденсацию, сама имеет начало, равно как при нагревании она испаряется, то есть имеет конец, следовательно, ее сложно назвать подлинным началом, которое в идеале не должно ни возникать, ни гибнуть.
Важно также отметить, что Анаксимандр, в отличие от Фалеса, не просто задается вопросом из чего всё возникает, но также почему это происходит, что является причиной того, что в первоначале — каким бы оно ни было — возникает какое-то брожение и рождается мир или множество миров (верил он и в такое). Это он и попытался объяснить в единственном сохранившемся фрагменте, который наиболее точно передан нам философом Симпликием, жившим уже в 6 в. н. э.:
«А из каких начал вещам рожденье, в те же самые и гибель совершается по роковой задолженности, ибо они выплачивают друг другу правозаконное возмещение неправды [=ущерба] в назначенный срок времени».
Из этого фрагмента можно выделить следующие важные положения:
— Возникновение единичного космоса или вещи мыслится как несправедливость или некое нарушение исходной целостности.
— Бытие, которое в результате возникновения приобретает единичная вещь, как бы берется «в долг».
— Высшим судьей в этой тяжбе выступает время.
Таким образом, можно сделать вывод, что Анаксимандр вообще мыслил единичный мир и всё существующее в нем как некую роковую ошибку, как то, чего в идеале быть не должно.
Экзистенциальный пессимизм Анаксимандра подразумевает, что в мире действует некая борьба противоположностей — как на уровне единичных вещей, так и на уровне материальных стихий, которые, выделяясь из исходной целостности апейрона, сталкиваясь и расходясь, приобретают свою качественную — временную — определенность.
Верил Анаксимандр и в то, что Земля, будучи цилиндрической по форме, покоится в центре космоса за счет равновесия сил притяжения и отталкивания. А вот что сообщает Плутарх («Застольные беседы») об антропогенезе согласно Анаксимандру:
«Люди первоначально зародились внутри рыб; были вскормлены подобно акулам и только после того, как оказались в состоянии прийти на помощь самим себе, вышли наружу и достигли земли».
Если учесть, что жизнь на земле вышла из воды, то вариации Анаксимандра не так уж далеки от современной акватической теории. Также Анаксимандр был первым, кто построил гномон, то есть солнечные часы. А как-то раз Анаксимандр решил попеть песни, а дети — такие же сорванцы что в древности, что сейчас — стали над ним смеяться, и тогда он сказал: «Что ж, ради детей придется мне научиться петь получше». Таков был этот своеобразный человек, Анаксимандр из Милета.
Анаксимен
Завершается обзор милетской философской школы традиционно Анаксименом, учеником и другом Анаксимандра, который полагал, что начало хоть и беспредельно, то есть что это апейрон, но качественно определенно, и поэтому является воздухом. Наблюдая за воздухом, Анаксимен заметил, что, помимо того, что он вездесущ и жизненно важен, разрежаясь, он становится огнем, а конденсируясь — сначала ветром, потом тучей и далее — водой. Вода, сгущаясь, превращается в землю, которая, согласно той же логике сгущения, становится камнями и т. д.
Движение, согласно которому и происходят все эти сгущения и разрежения, существует вечно.
Земля как небесное тело, будучи плоским, «плавает» по воздуху (досл. «оседлала воздух») и возникла из него путем «комканья». От Земли родились Луна и Солнце, которое является столь горячим потому, что очень быстро движется. Остальные светила появились из испарины, возносящейся от Земли и, благодаря разряжению, превращающейся в огонь, который в свою очередь скручивается и получает шарообразную форму. Звезды же прибиты к стеклянному небесному своду наподобие гвоздей. Ну и понятное дело, что боги — куда же без них — хоть и нерожденны, но тоже появились из воздуха, и именно поэтому они могут с легкостью преодолевать огромные расстояния, будучи невидимы для людских очей.