Что считается оставлением места дтп
Если водитель скрылся с места ДТП
Согласно КоАП РФ оставление места ДТП влечет за собой лишение водительских прав сроком от одного до полутора лет или административный арест до 15 суток (ст.12.27 ч.2 КоАП РФ).
По статистике ГИБДД УМВД России по городу Пскову, за 9 месяцев 2020 года произошло 419 ДТП, водители которых скрылись с места ДТП.
Оставить место ДТП – значит покинуть его любым способом: пешком, бегом, на своем или попутном транспорте. Не станет оправданием и тот факт, если водитель сбежал, но оставил машину на месте аварии или покинул ДТП из-за агрессивного поведения, а также конфликта с другими участниками столкновения.
Местом ДТП является не только дорога, но и прилегающая территория, например, парковка, двор, автозаправка.
Наказание за оставление места аварии наступит, если:
Считается, что водитель скрылся с места ДТП, если:
К ответственности за оставление места ДТП может быть привлечен как виновник аварии, так и потерпевший.
Ответственность за оставление места ДТП
Зачастую водители оставляют место ДТП, так как в момент его совершения находились в состоянии опьянения и таким образом пытаются избежать наказания. Не редкость сейчас и такая ситуация. Автомобилисты договариваются о деталях урегулирования последствий ДТП, разъезжаются, а потом один из водителей заявляет под нажимом окружающих о произошедшей аварии в ГИБДД. И поскольку никаких документов, подтверждающих достижение мирного соглашения сторон, нет, то второй участник признается покинувшим место ДТП самовольно.
ДТП без пострадавших
Такое нарушение регламентируется ст.12.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях. В этом случае тот, кто покинул место ДТП, будет лишен права на управление транспортным средством на год-полтора или получит административный арест до 15 суток.
ДТП с пострадавшими
Кроме того, водитель дополнительно будет лишен права управления транспортным средством на 3 года.
Как нужно действовать, если вы попали в ДТП, а другой его участник скрылся
Помните: сегодня вы уедете с места ДТП, а завтра вас могут лишить прав! Будьте аккуратны и бдительны за рулем!
ГИБДД УМВД России по городу Пскову
Наезд на пешехода – неосторожность, оставление места ДТП – умысел
По своей правовой природе уголовная ответственность направлена не только на справедливое наказание лица, совершившего преступное деяние, но и на предупреждение таковых.
Однако выполняет ли введенная уголовная ответственность за оставление места ДТП названные функции? Попробуем разобраться.
Справедливое наказание
За оставление места ДТП до 24 апреля 2019 г. была установлена только административная ответственность по ст. 12.27 КоАП РФ, предусматривающей лишение права управления транспортным средством на срок от 6 месяцев до года или административный арест на срок до 15 суток.
Таким образом, судя по размеру наказания, пьяному водителю «выгоднее» было скрыться с места ДТП и, появившись в ГИБДД через пару дней трезвым, признаться в содеянном, избежав усиленной ответственности за причинение в состоянии опьянения тяжкого вреда здоровью потерпевшему или смертельного исхода.
Два водителя совершили наезд на пешехода, причинив тяжкий вред здоровью. Оба признаны виновными в ДТП.
Первый водитель был трезв, остался на месте аварии и предпринял все необходимые меры для обеспечения безопасности на месте происшествия и оказания своевременной помощи пострадавшему. В итоге суд назначил ему наказание в виде двух лет лишения свободы.
Второй водитель в момент совершения ДТП находился в состоянии алкогольного опьянения и скрылся с места происшествия, оставив на трассе сбитого им пешехода без помощи. В такой ситуации не исключено, что на пострадавшего может быть совершен повторный наезд, что приведет к смерти, другие водители также могут пострадать, объезжая место аварии, и т.п.
В данном случае наказание также составляло два года лишения свободы и лишение прав или административный арест за оставление места ДТП, поскольку состояние опьянения виновного на момент аварии не установлено. Дополнительно данный водитель может быть привлечен к ответственности по ст. 125 УК РФ за оставление в опасности – в таком случае наказанием может быть как штраф в размере от 80 тыс. руб., так и лишение свободы сроком до года.
Итак, прежнюю ситуацию назначения одинакового наказания для добросовестных и недобросовестных водителей нельзя было назвать справедливой. Недобросовестные водители несли такое же наказание, как и добросовестные, в то время как последствия оставления ими места ДТП могли быть гораздо более трагическими.
С точки зрения субъективной стороны наезд на пешехода – это неосторожность, а оставление места ДТП – умысел.
Поэтому и наказание за причинение потерпевшему тяжкого вреда здоровью или в случае смертельного исхода в ситуации оставления места ДТП должно быть более суровым, чем если бы водитель остался на месте аварии.
После внесения в УК РФ поправок водитель, оставивший место ДТП, даже если он был трезв, несет такую же ответственность, как и пьяный. При этом сроки лишения свободы существенно увеличены. Так, пьяному водителю и водителю, оставившему место ДТП, срок наказания за причинение тяжкого вреда здоровью составляет от трех до семи лет; в случае смерти потерпевшего – от 5 до 12 лет лишения свободы.
В итоге по сравнению с добросовестным водителем, оставшимся на месте аварии, для недобросовестных установлено, на мой взгляд, справедливое более суровое наказание.
Предупреждение совершения преступления
Чтобы понять, выполняет ли превентивную функцию усиление уголовной ответственностии за оставление места ДТП, проанализируем данные статистики ДТП по России, опубликованные на сайте ГИБДД.
С апреля 2018 г. по март 2019 г. количество ДТП, в которых водители оставили место происшествия, составило 17 552. При этом погибли 820 человек.
С апреля 2019 г. по март 2020 г. (с учетом ограничительных мер в связи с пандемией Covid-19 и введения режима самоизоляции в марте 2020 г.) показатель таких ДТП – 15 848. В них погибли 764 человека.
Таким образом, количество случаев оставления места ДТП начало сокращаться. Можно сделать вывод, что усиление уголовной ответственности выполняет превентивную функцию.
Судебная практика также демонстрирует «работоспособность» внесенных в ст. 264 УК РФ поправок – в отношении водителей, оставивших место ДТП (если потерпевшему причинен тяжкий вред здоровью либо наступила смерть), возбуждаются уголовные дела. Некоторым уже вынесены приговоры (см., например, апелляционное постановление Ставропольского краевого суда от 5 ноября 2019 г. № 22-5618/2019, апелляционное определение Верховного Суда Республики Дагестан от 3 марта 2020 г. по делу № 22-378/2020, апелляционное постановление Санкт-Петербургского городского суда от 10 декабря 2019 г. № 22-8552/2019 по делу № 1-768/2019).
В связи с тем что оставление места ДТП теперь является одним из квалифицирующих признаков, образующих состав уголовно наказуемого деяния, предусмотренного п. «б» ч. 2 и 4 ст. 264 УК РФ, административные дела, возбужденные с момента вступления в силу уголовной ответственности за оставление места ДТП, при наличии тяжкого вреда здоровью или смерти прекращаются. В отношении водителей, оставивших место аварии, возбуждаются уголовные дела.
Верховный суд разъяснил, когда можно безнаказанно уезжать с места ДТП
Итак, некто Аксенов не справился с управлением, в результате чего его автомобиль получил незначительные повреждения. Убедившись, что он может ехать дальше, Аксенов уехал. Однако в этот же день на него возбудили административное дело по факту того, что он скрылся с места происшествия. Откуда сотрудники ГИБДД узнали про аварию, в материалах дела не поясняется. Согласно протоколу, в нарушение требований пункта 2.5 Правил дорожного движения Аксенов оставил место дорожно-транспортного происшествия, участником которого он являлся.
Мировой суд признал его виновным и лишил прав на один год. Районный, городской, а затем и Седьмой кассационный суды оставили это решение в силе. Но Верховный суд с этим не согласился.
Он напомнил, что согласно пункту 2.5. Правил дорожного движения, при дорожно-транспортном происшествии водитель, причастный к нему, обязан немедленно остановить (не трогать с места) транспортное средство, включить аварийную сигнализацию и выставить знак аварийной остановки, не перемещать предметы, имеющие отношение к происшествию.
Согласно пункту 2.6 водитель обязан дожидаться сотрудников ГИБДД на месте происшествия, если в ДТП пострадали люди. Если пострадавшего необходимо доставить в больницу, то водитель может это сделать, но потом вернуться на место происшествия. В этой аварии люди не пострадали.
Пункт 2.6.1 Правил гласит, что когда в ДТП вред причинен только имуществу, водители, причастные к нему, не обязаны сообщать о случившемся в полицию и могут оставить место происшествия, если в соответствии с законодательством об ОСАГО оформление документов о ДТП может осуществляться без сотрудников полиции.
Исходя из этих положений, оставить место ДТП без вызова сотрудников полиции его участники могут лишь в случае причинения вреда только имуществу и возможности оформления аварии по Европротоколу.
Как видно из материалов дела и установлено судами нижестоящих инстанций, в результате этой аварии вред причинен только автомобилю самого Аксенова. Пострадавших в этом происшествии нет, имущественного вреда другим лицам не причинено.
Таким образом, при отсутствии иных участников дорожно-транспортного происшествия, пострадавших и с учетом причинения вреда только имуществу самого Аксенова императивная обязанность оставаться на месте происшествия и сообщать о случившемся в полицию у него отсутствовала, указал Верховный суд.
На этом основании ВС решил постановления нижестоящих судов отменить, а производство по делу прекратить за отсутствием события административного правонарушения.
Надо сказать, что это не первое такое решение Верховного суда. Практика отмены лишения прав из-за аварий, в которых никому не причинен ущерб, довольно обширна. Достаточно давно этой практике следуют и кассационные суды.
Так, недавно в обзоре своей судебной практики Первый кассационный суд привел дело одного водителя, которого нижестоящие суды лишили прав за то, что он якобы скрылся с места происшествия. Тогда водитель не справился с управлением, вылетел на встречную обочину, а затем и вовсе слетел в кювет. Машина остановилась,только врезавшись в дерево.
Убедившись, что никто не пострадал, кроме него самого, водитель отправился домой. Он собирался потом найти эвакуатор и вывезти машину. ГИБДД вызывать не стал, потому что, кроме него, никаких других участников ДТП не было. Однако проезжавшие мимо сотрудники ДПС увидели брошенную побитую машину и оформили протокол, указав в нем, что водитель не выполнил требований Правил дорожного движения в связи с ДТП. А именно, скрылся с места происшествия.
Тогда Первый кассационный суд разъяснил, что в соответствии с Законом «О безопасности дорожного движения» и Правилами дорожного движения «дорожно-транспортным происшествием признается событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб».
Но в материалах дела нет доказательств, подтверждающих, что в результате происшедшего наступили последствия, указанные в Правилах. А значит, выводы о виновности водителя не подтверждены доказательствами. Поэтому решения нижестоящих судов были отменены, а производство по делу прекращено в связи с недоказанностью нарушения.
То есть, если в происшествии пострадал только автомобиль неудачливого водителя и нет ущерба третьим лицам, то и дорожно-транспортного происшествия нет. Следовательно, водитель может, не дожидаясь ГИБДД, отправляться на все четыре стороны. Но если бы дерево, в которое врезалась машина, кому-нибудь принадлежало, то факт ДТП был бы. И его уже надо было бы оформлять по всем правилам, с выплатой возмещения ущерба тому, кому это дерево принадлежит.
Еще более интересное заключение сделал председатель суда Ненецкого автономного округа. В том деле даже фигурировал второй участник аварии. Само происшествие произошло на парковке. Некая гражданка Медведева выезжала с нее задним ходом. Когда она собралась уже уезжать, то услышала звуковой сигнал. К ней подошел мужчина и сказал, что она задела другую машину. Дама осмотрела обе машины, повреждений не увидела и уехала. Однако бдительный гражданин сообщил об инциденте в ГИБДД, а также хозяину задетой машины. В итоге в гости к Медведевой пожаловали сотрудники ГИБДД, а позже мировой суд лишил ее прав. Это решение поддержал районный и городской суды.
Дело дошло до председателя суда Ненецкого автономного округа. И он указал, что само по себе взаимодействие, соприкосновение машин между собой без наступления последствий не может квалифицироваться как дорожно-транспортное происшествие и на водителя не могут быть возложены обязанности, предусмотренные Правилами при ДТП.
В протоколе о нарушении никаких повреждений автомобилей не зафиксировано. Из справки о ДТП было видно, что повреждения на машинах есть. Но ни ГИБДД, ни мировым судьей время и механизм образования этих повреждений не выяснялся: образовались ли они в результате наезда или были на транспортных средствах до наезда. Медведева отрицает наличие повреждений на ее автомобиле. Владелец второй машины никаких материальных претензий не предъявлял.
Автотехническая экспертиза на предмет наличия соотносимых между собой повреждений машин не проводилась, что не позволяет сделать однозначный вывод об имевшем место дорожно-транспортном происшествии с участием этих машин. Собранных доказательств недостаточно для того, чтобы вменить Медведевой оставление места ДТП. А поэтому председатель суда Ненецкого автономного округа отменил решения нижестоящих судов и прекратил производство по делу в связи с недоказанностью.
В общем, чтобы обвинить водителя в том, что он скрылся с места ДТП, надо еще доказать, что дорожно-транспортное происшествие было. А для этого необходимо несколько условий. Либо в результате ДТП должны были пострадать люди, либо другим гражданам должен был быть причинен ущерб. Причем если ущерб причинен автомобилю, то необходимо также доказать, что он причинен именно в результате взаимодействия машины пострадавшего и обвиняемого. Интересно, что такой судебной практике более двух лет. Однако до сих пор некоторые судьи только на основании протокола, составленного не очень продвинутыми в юридических тонкостях сотрудниками ГИБДД, продолжают лишать прав водителей якобы за оставление места ДТП, которого по факту не было.
Под колесами самокатов гибнет все больше людей
Количество ДТП с участием электросамокатов в России за семь месяцев этого года возросло на 66 процентов, а число погибших в них выросло в четыре раза.
Всего на дорогах произошло почти 270 таких аварий, жертвами которых стали восемь человек, еще 275 пострадали, сообщает ТАСС со ссылкой на ответ пресс-центра МВД на запрос агентства.
По данным МВД, в ДТП с электросамокатами в 2021 году погибли восемь человек, в том числе один ребенок, пострадали 275, 39 из них дети. Число погибших увеличилось в четыре раза (с двух до восьми), а число пострадавших выросло почти на 70 процентов (с 164 до 275) по сравнению с таким же периодом прошлого года.
Лидером по количеству ДТП с электросамокатами стал Санкт-Петербург, где зафиксировано 58 таких происшествий. На втором месте Москва с 55 ДТП. Далее идут Краснодарский край с 21 случаем, Татарстан с 12 и Подмосковье, где зафиксировано 11 таких происшествий.
Надо сказать, что эта статистика включает в себя только столкновения между машинами и электросамокатами. Если электросамокатчик наехал на пешехода и тот получил ранения или погиб, то ДТП это считаться не будет. Столкнулись два пешехода. В статистику МВД такие случаи не попадают.
В МВД напомнили, что статус средств индивидуальной мобильности, к которым относятся электросамокаты, все еще не определен, разработкой соответствующего проекта постановления правительства занимается минтранс.
Однако этот проект получил отрицательный отзыв от Аналитического центра при правительстве.
Теперь минтранс подготовил новый проект и внес его снова на рассмотрение в Аналитический центр. В нем уже никаких роликов и скетбордов. Но при этом предлагается разрешить движение электросамокатов не тяжелее 35 кг по тротуарам со скоростью не более 25 км/ч. По всей видимости, ведомству, отвечающему за транспорт, пешеходов совсем не жалко. Представьте себе столкновение с ребенком 100 килограммового мужика на 35 килограммовом электросамокате на скорости 25 км/ч.
Совершенно непонятно, откуда взялся именно такой вес, если большинство подобной техники весит 15 кг. Почему вдруг скорость выросла с 20, что уже в четыре раза больше пешеходной, до 25 км/ч?
Но теперь у этих поправок возникла и еще одна сложность. Согласно постановлению правительства менять правила можно только целиком. Поэтому в своих поправках минтранс предлагает сделать исключение из этой нормы для правил дорожного движения. Но есть подозрения, что эксперты Аналитического центра на это не пойдут. А значит, поправки вновь получат отрицательное заключение.
Как действовать на месте ДТП, чтобы сохранить права и деньги
Не все хотят тратить время на оформление ДТП, особенно если автомобиль не получил серьёзных повреждений. Поэтому, договорившись об отсутствии взаимных претензий, водители нередко разъезжаются. Рассказываем, почему в большинстве случаев так делать не стоит и какие есть исключения.
Что вы узнаете из статьи
Если покинуть место ДТП, можно лишиться прав
Оставление места ДТП — административное правонарушение.Ответственность за него определяет пункт 2 статьи 12.27 КоАП. Штраф законом не предусмотрен, только лишение прав на срок от одного года до полутора лет. Также возможен административный арест на срок до 15 суток. Наказание зависит в том числе от наличия отягчающих обстоятельств, например состояния алкогольного опьянения.
Даже если на словах участники аварии договорились об отсутствии претензий и разъехались, а потом один из них вернулся на место ДТП и вызвал полицию, доказать устную договорённость будет сложно. Покинувший место аварии водитель рискует не только лишиться прав, но и стать жертвой автоподставы. Одна из самых распространённых схем строится на том, что пострадавший шантажирует виновника аварии по телефону угрозой вызвать ГИБДД на место аварии. Избежать проблем водитель может, если просто останется на месте ДТП и вызовет инспектора.
Автоподставы: как мошенники зарабатывают на вашем страхе и незнании ПДД
Если покинуть место ДТП, высока вероятность иска от страховой
Если автомобилист покинул место аварии, не оформляя ДТП по правилам и не составляя расписку, ему будет сложнее защитить себя в суде в случае применения суброгации.
Суброгация — это переход к страховщику прав страхователя на возмещение ущерба. Применение суброгации связано с тем, что по ОСАГО установлены лимиты: по возмещению вреда здоровью — 500 тысяч ₽, по возмещению материального ущерба — 400 тысяч ₽. Если сумма страхового возмещения превышает эти лимиты, закон оставляет за страховщиком право взыскать разницу с виновника.
Если водитель уедет с места аварии, вполне возможно, что страховая использует это как аргумент в суде, и суд встанет на её сторону. В этом случае водителю придётся выплатить запрашиваемую страховщиком сумму. Избежать этого можно, если составить расписку о том, что пострадавший получил от виновника денежную компенсацию и больше претензий не имеет. Но автомобилист, чья машина пострадала, должен отдавать себе отчёт, что на основании такого соглашения страховая может отказать в выплате или ремонте.
Что писать в расписке:
Лучше составить расписку об отсутствии претензий в двух экземплярах — для каждого из участников ДТП. Так водители смогут доказать, что не покидали место аварии и решили вопрос компенсации с другим участником происшествия в частном порядке.
Личный опыт: как я чуть не остался должен страховой компании 1 миллион ₽
Когда можно уехать с места ДТП
Существуют четыре ситуации, когда можно уехать с места ДТП и не остаться без прав.
Как действовать при ДТП, чтобы не лишиться прав
Участники аварии должны следовать Правилам дорожного движения.
Оформление ДТП по всем правилам поможет защитить свои права в сложных случаях, когда страховая компания отказывает в возмещении или предъявляет требование к виновнику ущерба в порядке суброгации.
Чтобы сэкономить время и деньги, оформляйте ОСАГО
Выбрать выгодную страховку удобно на Сравни.ру
Какое наказание грозит за оставление места ДТП?
Продолжая разбираться с различными ситуациями на дорогах, нельзя обойти стороной такое правонарушение, как оставление места ДТП. Существует неутешительная статистика, демонстрирующая, что число таких случаев составляет около 10% от всех ДТП в России. Это ошеломляющие цифры!
При этом наказание за нарушение очень серьезное – от лишения прав до ареста, а в некоторых случаях до уголовного преследования. Одновременно есть примеры, когда авария не была замечена виновным из-за своей несерьезности.
Как избежать проблем или решить уже возникшие по причине отъезда с места аварии – подробно рассмотрим в данном материале.
Что считается оставлением места ДТП?
Для полного понимания ситуации придется разобрать довольно длинную цепочку юридических моментов: что является ДТП – какие обязанности у участников ДТП – при каких условиях несоблюдение этих обязанностей будет считаться оставлением места аварии.
На первых двух этапах остановимся сжато, третий рассмотрим во всех подробностях.
Что такое ДТП?
В соответствии с определением, данным в п. 1.2 ПДД РФ:
Дорожно-транспортным происшествием является такое событие, в результате которого посредством транспортного средства, находящегося в движении, был нанесен ущерб (материальный, жизни, здоровью или иной) кому бы то ни было или чему бы то ни было.
Другими словами, необходимо наличие трех факторов, чтобы событие было интерпретировано как ДТП:
Необходимо наличие всех трех факторов. Отсутствие хотя бы одного выведет событие из-под понятия ДТП. Например,:
Конечно, это очень утрированные примеры, но в некоторых случаях практикующие адвокаты могут начать процедуру защиты именно с попытки доказать, что никакого ДТП не было вовсе, поэтому и речи об оставлении идти не может.
Обязанности водителей при ДТП
Мы определили, что такое ДТП, теперь перейдем к тому, что участники дорожно-транспортного происшествия обязаны предпринять. Эти случаи описаны в пунктах 2.5, 2.6 и 2.6.1 ПДД РФ:
Если ситуация позволяет обойтись без полиции или возникшее ДТП полностью блокирует движение, произошедшее должно быть тщательно зафиксировано с помощью фото или видео, взяты координаты у свидетелей. Далее проезд должен быть освобожден.
Что же считается оставлением места ДТП?
Итак, событие является ДТП. Факт произошедшего накладывает на участников определенные обязанности. Теперь о главном:
Оставлением места ДТП является отъезд водителя с места происшествия без исполнения своих обязанностей при событии, которое квалифицируется как дорожно-транспортное происшествие.
Нет законодательных норм, точно устанавливающих подобное положение. Более того, наверное, не было бы и смысла в данном материале, если любой факт оставления места ДТП автоматически интерпретировался как однозначное нарушение. Вместе с тем, без грамотно выстроенной защиты суды могут выносить обвинительные решения, ссылаясь уже на сам факт того, что водитель бросил место ДТП.
Что будет, если скрылся с места ДТП?
Статья 12.27 КоАП РФ станет основной в нашем разбирательстве, т.к. именно она устанавливает ответственность за оставление места ДТП водителем-участником дорожно-транспортного происшествия, если его действия не подпадают под статьи УК РФ (об уголовной стороне дела мы поговорим отдельно).
Здесь придется в некотором смысле заняться буквоедством, т.к. именно от формулировок статьи зависит многое в определении наказания. Часть вторая статьи 12.27 КоАП РФ напрямую обращается к случаям оставления места ДТП:
Наказанием за данное правонарушения будет лишение права на управление ТС от 1 до 1,5 лет или административный арест, сроком до пятнадцати суток.
Первое, на что обратим внимание – это альтернативность наказаний: или лишение прав, или арест. Второе, обозначенные 15 суток – это максимальный срок административного ареста, т.е. может быть применен меньший срок.
Например, если речь идет о профессиональном водителе, для которого права (факт управления ТС) – единственный источник дохода. Вероятно, арест, при условии, что он может быть и менее 15 суток, ему будет более предпочтителен. Решение принимать судье, но в руках адвоката аргументы, которые могут подвигнуть суд к тому или иному решению.
Еще один момент, на который нужно обязательно обратить внимание – речь в ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ идет о водителе – участнике ДТП. Подчеркнем, не о виновном водителе, а об участнике вообще.
В каких случаях будет арест вместо лишения?
Говоря, что некоторые водители предпочтут арест лишению прав, не зря акцентировалось внимание на редкости таких случаев. В большинстве своем участники ДТП считают арест более серьезным наказанием. Так же к нему (административному аресту) относится в большинстве случаев и суд.
Соответственно, назначать арест суд может в случаях, когда посчитает, что виновный заслуживает более серьезного наказания (например, при попытках скрыть факты, не первый аналогичный случай и пр.).
Может ли применяться штраф за оставление места ДТП?
Часть первая ст. 12.27 КоАП РФ действительно подразумевает штраф в размере 1 000 рублей за неисполнение обязанностей, связанных с ДТП. Однако оставление места аварии однозначно прописано во второй части той же статьи, и наказание по ней только лишение прав или арест.
Штраф за скрытие с места ДТП административным кодексом не предполагается, может быть применено только лишение права на управление ТС или административный арест, если не будут использованы еще более серьезные нормы законодательства.
Если за рулем пьяный
Сам факт управления ТС в нетрезвом состоянии подразумевает свою ответственность – крупный штраф и лишение прав до 2-х лет, если не применимы нормы уголовного законодательства. Подробности о пьяном вождении и его разновидностях можно уточнить здесь.
Однако разбираемая нами статья 12.27 КоАП имеет и третью часть, отсылающую к нетрезвому состоянию. Употребление алкоголя / наркотиков / психотропных веществ после ДТП и/или до момента, когда не будет официально подтверждено, что освидетельствование на нетрезвое состояние ненужно, приведет к штрафу виновного в размере 30 000 рублей с одновременным лишение прав на период от полутора до двух лет.
Может ли административная ответственность по статье 12.27 КоАП РФ быть наложена без суда?
Ответ на этот вопрос однозначный – не может. Только суд принимает решение о наказании по части второй и третьей статьи 12.27 КоАП, на что прямо указывается в части первой статьи 23.1 КоАП РФ.
Уголовная ответственность
В ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ прямо указано, что ее нормы применимы только в случаях, когда произошедшее не имеет признаков уголовного преступления. В каких же случаях применяются положения УК РФ?
Прежде всего существует статья 264 УК РФ, посвященная как раз сложным случаям нарушения ПДД РФ, в которой, кроме прочего, в качестве дополнительной ответственности указано на оставление места происшествия:
Оба варианта подразумевают возможность одновременного заперта на определенную деятельность сроком до 3-х лет.
Однако в составе преступления могут находиться и нормы других статей УК РФ. Например, если покинули место ДТП с серьезными негативными последствиями для здоровья пострадавшего, могут быть использованы нормы ст. 125 УК РФ – Оставление в опасности (к примеру, сбил пешехода и уехал).
В правоприменительной практике, кроме явной несправедливости выбора только одной 125-ой статьи, суды исходят из того, что «оставить» человека в опасности и «оставить» место ДТП – это разные составы. Соответственно, статьи используются в совокупности, не исключая одна другую.
Можно ли и как избежать наказания?
При наличии состава преступления, наказание должно быть неотвратимым. Другое дело, что само правонарушение необходимо доказать, а в нормах законодательства существуют положения полностью или частично снимающие ответственность даже с виновного.
При каких же условиях можно избежать наказания за оставление места ДТП?
Крайняя необходимость
Понятия крайней необходимости содержатся и в ст. 2.7 КоАП РФ, и в ст. 39 УК РФ. Регулируют они, соответственно, случаи административных и уголовных правонарушений и, в контексте нашего разбирательства, имеют схожие положения:
Крайней необходимостью могут считаться случаи, когда правонарушение совершено для устранения еще большей опасности, чем могла случиться, если бы эти меры предприняты не были. Относится это к угрозам личности, ее правам, обществу или государству в целом, при условии, что не существовало других способов такие угрозы устранить.
При этом в нормах ПДД РФ существует и отдельное указание на рассматриваемые случаи. В пункте 2.6 содержится норма, гласящая, что водитель – участник ДТП с пострадавшими, при отсутствии альтернативных решений, может покинуть место аварии, чтобы доставить потерпевшего до больницы, но с обязательным возвращением на место ДТП.
Уехал с места ДТП, не заметив повреждений
Напрямую, законодательно, нет такого оправдания (снятия ответственности), как «не заметил ДТП». Однако на практике такое действительно случается, особенно если речь идет о совсем незначительном повреждении (например, легкое касание на стоянке) и небольшом водительском стаже виновного. К сожалению, если это произошло и есть доказательства вины водителя, административную ответственность нести придется.
Однако в ряде случаев, особенно связанных с ДТП на стоянках, виновный и рад бы остаться, чтобы урегулировать все формальности, но владелец пострадавшего ТС отсутствует, а его координаты не указаны.
Как доказать отсутствие состава правонарушения?
Выход, если врезался на стоянке или во дворе, один – доказать, что виновник предпринимал все меры для связи с владельцем пострадавшей собственности, а не просто сбежал. Конечно, если ущерб серьезный, нужно вызвать ДПС (ГАИ), но если речь о малозначительном уроне, можно поступить следующим образом:
Нужно понимать, что этот способ не дает 100% гарантии, и только вызов ГИБДД точно позволит избежать обвинений, что виновник уехал с места аварии. Стоит помнить и о том, что срок давности по ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ составляет всего три месяца.
Когда можно покинуть место ДТП без последствий?
Кроме вышеуказанных случаев – крайней необходимости и отсутствия на месте ДТП владельца пострадавшего ТС – существует только одна причина покинуть место аварии: когда все формальности по оформлению ДТП выполнены.
Закон об ОСАГО подразумевает оформление европротокола без привлечения сотрудников ДПС. Если это возможно, после подписания документов стороны могут покинуть место аварии. Если обстоятельства требуют вызова инспектора ГИБДД, формальности будут считаться исполненными только после оформления всей необходимой документации работником ДПС.
Что делать, если второй участник ДТП скрылся?
Теперь рассмотрим ситуацию с противоположной стороны. Если скрылся с места аварии второй водитель, при этом являясь виновным. Что в этом случае делать пострадавшему? Рассмотрим несколько необходимых шагов:
Существует мнение, что за небольшой ущерб никто не будет разыскивать скрывшегося с места происшествия. Во-первых, будут. Во-вторых, даже если расторопности правоохранителей будет недостаточно, есть ряд шагов, которые они обязаны выполнить. Среди них:
Эти, да и другие меры, нередко приводят к тому, что виновный сам выходит на пострадавшего с предложением урегулировать аварийную ситуацию.
Можно ли получить выплату по ОСАГО, если виновный скрылся с места ДТП?
Существует немного случаев, когда не удастся получить выплаты по страховке. Например, если скрывшийся будет найден и докажет свою невиновность в ДТП, и если будет выявлено отсутствие у него полиса гражданской ответственности.
Во всех остальных случаях, как правило, получить компенсацию удастся. Однако здесь существуют некоторые процессуальные сложности. Получить из ГИБДД полный комплект необходимых документов может быть невозможно до завершения сроков, отведенных законом на расследование, а это до года при наличии пострадавших, и до 3-х месяцев при их отсутствии.
Завершим материал вопросами по теме оставления места ДТП, наиболее часто возникающими у читателей. Коротко пройдемся по уже разобранным примерам для их лучшего запоминания.
Очевидно, что оставление места ДТП без уважительных на то причин, мягко говоря, не лучшая идея. Но жизненные обстоятельства складываются различно, человек может просто запаниковать и совершить глупость. В этом случае необходима помощь профессиональных адвокатов по ДТП, и чем раньше защитник подключится к процессу, тем выше шанс на успешное завершение дела.