Что считается несанкционированным митингом
Что считается несанкционированным митингом
Норма, изложившая в новой редакции ст. 20.2, во взаимосвязи с другими нормами признана частично не соответствующей Конституции РФ (Постановление КС РФ от 14.02.2013 N 4-П). О правовом регулировании до внесения соответствующих изменений см. указанное Постановление.
КоАП РФ Статья 20.2. Нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования
(в ред. Федерального закона от 08.06.2012 N 65-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Перспективы и риски споров в суде общей юрисдикции. Ситуации, связанные со ст. 20.2. КоАП РФ
(в ред. Федерального закона от 24.02.2021 N 24-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(часть 1.1 введена Федеральным законом от 27.12.2018 N 557-ФЗ)
Ч. 2 ст. 20.2 во взаимосвязи с другими нормами признана частично не соответствующей Конституции РФ (Постановление КС РФ от 17.05.2021 N 19-П).
(в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 258-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федерального закона от 30.12.2020 N 511-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(часть 3 в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 258-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 258-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
влечет наложение административного штрафа в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или обязательные работы на срок до сорока часов.
влекут наложение административного штрафа в размере от ста пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей, или обязательные работы на срок до двухсот часов, или административный арест на срок до пятнадцати суток.
(в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 258-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(часть 6.1 введена Федеральным законом от 21.07.2014 N 258-ФЗ)
влечет наложение административного штрафа в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
(часть 6.2 введена Федеральным законом от 30.04.2021 N 102-ФЗ)
(часть 8 введена Федеральным законом от 21.07.2014 N 258-ФЗ)
(часть 9 введена Федеральным законом от 24.02.2021 N 24-ФЗ)
(часть 10 введена Федеральным законом от 24.02.2021 N 24-ФЗ)
Прокурор разъясняет
Федеральным законом «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» от 19.06.2004 N 54-ФЗ (далее – ФЗ № 54) определен порядок организации митингов; правила определения мест для проведения мероприятий; субъектный состав участвующих (организаторы, участники); основания для приостановления и прекращения митинга.
Закон запрещает незапланированный массовый сбор людей. В силу статьи 7 ФЗ № 54 организатору необходимо предварительно подать заявку на проведение митинга в орган исполнительной власти того субъекта, где он проводится. Далее производится согласование места его проведения.
К территориям, на которых проведение митингов запрещено, относятся железнодорожные пути, площадки, примыкающие к зданиям органов власти, и т.д.
Кроме того, нельзя проводить митинги там, где они могут нарушить работу инфраструктурных объектов, повлиять на движение транспорта.
Несанкционированный митинг отличается от санкционированного тем, что проводится без предварительного согласования с исполнительным органом власти. За проведение такого мероприятия и участие в нем предусмотрена различного рода ответственность.
Сложно предположить, что именно заставляет людей нарушать закон и участвовать в несанкционированных митингах.
На основании информации, распространенной в соцсетях, скорее всего, это денежные награды за задержания представителями правоохранительных органов.
Подростковый возраст всегда проявляет склонности к бунтарству и неповиновению, в том числе и против взрослых. Дети готовы на многие резкие поступки, которые не совершит даже взрослый. Но привлечение подростков в подобные мероприятия запрещено законодательством.
Совершение несовершеннолетними противоправных действий, в том числе участие в несанкционированных мероприятиях повлечет привлечение их родителей к установленной законом ответственности.
Родителям и законным представителям несовершеннолетних участников несанкционированных массовых мероприятий следует помнить об административной ответственности, предусмотренной ст. 5.35 КоАП РФ за ненадлежащее исполнение обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних, что в свою очередь влечет предупреждение или наложение административного штрафа.
Указанные дела об административных правонарушениях рассматриваются Комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав.
В случае недостижения несовершеннолетним возраста, с которого наступает административная ответственность, либо освобождения его от предусмотренной законом ответственности, членами КДН и ЗП может быть принято решение о проведении индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетним и его родителями (законными представителями).
– скрывать свое лицо, применять маскировку и предметы, которые затрудняют идентификацию личности человека по его внешним признакам;
– хранить, употреблять, распространять алкогольную и спиртосодержащую продукцию, включая пиво и пивные напитки;
– находиться в месте проведения публичного мероприятия в состоянии опьянения;
– совершать иные противоправные действия, нарушающие общественный порядок (нецензурная брань, непристойные жесты, неповиновение законным требованиям сотрудника полиции, призывы к насилию и прочее);
– причинять вред имуществу или личности.
Частью 5 статьи 20.2 КоАП РФ предусмотрена ответственность за участие в митинге с нарушением установленного законом порядка.
Кроме того, участники массовых мероприятий могут понести более суровую ответственность, если в результате нарушения правил проведения митинга имуществу или здоровью граждан будет причинен вред. В этом размер штрафа может достигать 300 тысяч рублей, а срок обязательных работ – 200 часов. Кроме того, участника могут арестовать на 15 суток.
Законом предусмотрена уголовная ответственность для организаторов митинга.
В соответствии со ст. 212.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, если это деяние совершено неоднократно, наказывается штрафом в размере от шестисот тысяч до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до трех лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на тот же срок.
Несанкционированные митинги и ответственность за них.
Митинг,это массовое нахождение людей в каком-либо месте с целью выразить мнение относительно важных проблем публично.Несанкционированный митинг отличается от санкционированного тем, что проводится без предварительного согласования с исполнительным органом власти. За проведение такого мероприятия и участие в нем предусмотрена различного рода ответственность.
Закон запрещает незапланированный массовый сбор людей. В силу статьи 7 ФЗ № 54 организатору необходимо предварительно подать заявку на проведение митинга в орган исполнительной власти того субъекта, где он проводится.
Далее производится согласование места его проведения. Далеко не во всех местах можно устраивать массовые собрания людей. Территории, где их проведение запрещено, перечислены в части 2 статьи 8 ФЗ № 54.
К местам, в которых проведение публичного мероприятия запрещается, относятся:
1) территории, непосредственно прилегающие к опасным производственным объектам и к иным объектам, эксплуатация которых требует соблюдения специальных правил техники безопасности;
2) путепроводы, железнодорожные магистрали и полосы отвода железных дорог, нефте-газопроводов, высоковольтных линий электропередачи;
3) территории, непосредственно прилегающие к резиденциям Президента Российской Федерации, к зданиям, занимаемым судами, к территориям и зданиям учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы;
4) пограничная зона, если отсутствует специальное разрешение уполномоченных на, то пограничных органов.
Административная ответственность. Что грозит нарушителю?
Административная ответственность за несанкционированные митинги наступает согласно ст. 20.2 КоАП «Нарушение установленного порядка организации либо проведеия собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования».
На массовом мероприятии много опасностей, например: давка, противоборство с правоохранительными органами, и т.д.
Не только организаторов могут наказать за нарушения, связанные с организацией и проведением массовых мероприятий. Участники митингов также могут быть подвергнуты административным мерам наказания при наличии на то оснований.
Кроме того, участники массовых мероприятий могут понести более суровую ответственность, если в результате нарушения правил проведения митинга имуществу или здоровью граждан будет причинен вред. В этом случае меры наказания куда серьезнее. Размер штрафа может достигать 300 тысяч рублей, а срок обязательных работ – 200 часов. Кроме того, участника могут арестовать на 15 суток.
Уголовная ответственность по статье 212.1 УК РФ: наказание за неоднократные административные нарушения
Основанием для применения мер уголовной ответственности является неоднократное нарушение порядка организации или проведения мероприятия.
Меры ответственности суровые. Данное деяниенаказывается штрафом в размере от шестисот тысяч до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода, осужденного за период от двух до трех лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на тот же срок.
Уважаемые граждане!
Принимая решение участия в том или ином мероприятии, нужно задуматься о последствиях. Данные о привлечении лица к уголовной и административной ответственности хранятся в базах информационного центра МВД РФ даже после погашения судимости. Информация о привлечении вас к ответственности негативно скажется не только на вас, но и на детях и родственниках при трудоустройстве на работу либо поступлении высшие учебные заведения.
Несанкционированное проведение собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований.
Законодательство Российской Федерации о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях основывается на положениях Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципах и нормах международного права, международных договорах Российской Федерации и включает в себя Федеральный закон и иные законодательные акты Российской Федерации, относящиеся к обеспечению права на проведение собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований.
В соответствии с Федеральным законом РФ N 54-ФЗ от 19 июня 2004 года «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», митинг квалифицируется как массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера, для проведения которого направляется уведомление органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органу местного самоуправления.
Проведение публичного мероприятия основывается на принципах законности и добровольности участия.
В соответствии с пунктом 5 ст. 4 Федеральным законом РФ N 54-ФЗ от 19 июня 2004 года «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» организатор публичного мероприятия не вправе проводить его, если уведомление о проведении публичного мероприятия не было подано в срок (не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения) либо если с органом исполнительной власти субъекта РФ и/или органом местного самоуправления не было согласовано изменение места и времени проведения публичного мероприятия.
В случае проведения несогласованного митинга его организаторы и участники могут быть привлечены к ответственности установленным порядком.
В Кодексе РФ об административных правонарушениях это регулирует статья 20.2. «Нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования».
К административной ответственности за нарушение порядка проведения собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирований могут привлекаться как организаторы, так и участники указанных акций. Дела о правонарушениях в ходе несанкционированных акций рассматривают судьи. Протоколы об административных правонарушениях составляются должностными лицами органов внутренних дел (полиции).
При этом организаторы массовых мероприятий отвечают за:
— оповещение возможных участников публичного мероприятия о его проведении;
— подачу заявки в соответствующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления;
— проведение предварительной агитации;
— изготовление и распространение средств наглядной агитации;
— другие действия, не противоречащие законодательству Российской Федерации, совершаемые в целях подготовки и проведения публичного мероприятия.
Вместе с тем организатором публичного мероприятия не может быть лицо, имеющее неснятую или непогашенную судимость за совершение умышленного преступления против основ конституционного строя и безопасности государства или преступления против общественной безопасности и общественного порядка либо два и более раза привлекавшееся к административной ответственности за нарушения законодательства о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях, в течение срока, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию.
Участники публичных мероприятий не вправе:
— скрывать свое лицо, в том числе использовать маски, средства маскировки, иные предметы, специально предназначенные для затруднения установления личности;
— иметь при себе и (или) распивать алкогольные напитки;
— находиться в месте проведения публичного мероприятия в состоянии опьянения.
Время окончания публичного мероприятия строго установлено законодательством: 22 часа по местному времени.
Кодекс РФ об административных правонарушениях предусматривает ответственность за нарушение установленного порядка организации собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования. Субъектом правонарушения, в данном случае, является организатор – лицо, уполномоченное участниками массового мероприятия вступать от их имени в отношения с органами власти по поводу проводимого мероприятия.
Организаторы публичного мероприятия подлежат ответственности за злоупотребление правами и неисполнение либо ненадлежащее исполнение закрепленных законом обязанностей организатора публичного мероприятия. Кроме того, организатор публичного мероприятия несет гражданско-правовую ответственность за вред, причиненный участниками публичного мероприятия.
Чаще всего правонарушения совершаются путем:
— несоблюдения обозначенных в уведомлении цели, формы и места проведения, времени начала и окончания, предполагаемого количества участников мероприятия;
— нарушения общественного порядка и безопасности в ходе проведения мероприятия;
— ношения участниками мероприятия специально подготовленных или приспособленных предметов, которые могут быть использованы против жизни и здоровья людей, для причинения материального ущерба государственным, общественным организациям и гражданам;
— неповиновения законным требованиям организатора публичного мероприятия, уполномоченных им лиц, уполномоченного представителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации;
— нарушения регламента проведения публичного мероприятия.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 28.3 КоАП сотрудники органов внутренних дел (полиции) вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частями 1 и 2 статьи 20.2 КоАП, и для пресечения указанных административных правонарушений применять меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении – доставление и административное задержание граждан (пункт 1 части 1 статьи 27.2, пункт 1 части 1 статьи 27.3 КоАП). В соответствии с частью 1 статьи 27.2 КоАП доставление — принудительное препровождение физического лица в служебное помещение органа внутренних дел (полиции) – осуществляется в целях составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления правонарушения, если составление протокола является обязательным.
При этом доставление, при наличии соответствующих оснований, может осуществляться с применением мер непосредственного принуждения.
Сотрудники полиции для пресечения преступлений и административных правонарушений, для доставления в служебное помещение территориального органа или подразделения полиции, в помещение муниципального органа, в иное служебное помещение лиц, совершивших преступления и административные правонарушения, и задержания этих лиц, для преодоления противодействия законным требованиям сотрудника полиции, если не силовые способы не обеспечивают выполнения возложенных на полицию обязанностей, имеют право применять физическую силу, а для пресечения массовых беспорядков и иных противоправных действий, нарушающих движение транспорта, работу средств связи и организаций – специальные средства (статья 20, пункт 8 части 1 статьи 21 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. №3-ФЗ «О полиции»)).
В соответствии с пунктами 5, 6 части 1 статьи 12 Федерального закона «О полиции» к обязанностям полиции относится обеспечение безопасности граждан и общественного порядка на улицах, площадях, стадионах, в скверах, парках, на транспортных магистралях, вокзалах, в аэропортах, морских и речных портах и других общественных местах, а также обеспечение совместно с представителями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаторами собраний, митингов, демонстраций, шествий и других публичных мероприятий (далее – публичные мероприятия) безопасности граждан и общественного порядка, оказание в соответствии с законодательством Российской Федерации содействия организаторам спортивных, зрелищных и иных массовых мероприятий в обеспечении безопасности граждан и общественного порядка в местах проведения этих мероприятий. В случае возникновения массовых беспорядков, погромов, поджогов и в других случаях, требующих экстренных действий, прекращение публичного мероприятия осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Начальник ОМВД России
по Эльбрусскому району КБР подполковник полиции
Что такое несанкционированный митинг и чем он отличается от санкционированного митинга? Прокурор разъясняет
Вопрос: «Что такое несанкционированный митинг и чем он отличается от санкционированного митинга?»
Ответ: несанкционированный митинг отличается от санкционированного тем, что проводится без предварительного согласования с исполнительным органом власти.
Порядок проведения публичных массовых мероприятий – митингов, собраний, шествий, установлен Федеральным законом от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».
Закон запрещает несовершеннолетним выступать организаторами публичных мероприятий.
Совершение несовершеннолетним противоправных действий, в том числе участие в несанкционированных мероприятиях повлечет привлечение их родителей к установленной законом ответственности в виде штрафа в размере от 10 до 20 тысяч рублей или обязательных работ на срок до сорока часов.
При этом семья подростка, вынужденная уплатить штраф, может пострадать не только материально, для них может наступить ответственность по ст. 5.35 КоАП. По этой статье привлекают к ответственности родителей за неисполнение обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних.
Подростку грозит постановка на учет в органах МВД, образовательной организации. За участие несовершеннолетних в несанкционированных массовых мероприятиях, а также за возможные последствия участия в таких мероприятиях несовершеннолетних для жизни и здоровья ребенка ответственность несут их родители.