Что считается нарушением на выборах
Статья 93. Ответственность за нарушение избирательных прав граждан
Статья 93. Ответственность за нарушение избирательных прав граждан
1. Уголовную, административную либо иную ответственность в соответствии с федеральными законами несут лица:
а) препятствующие путем насилия, обмана, угроз, подлога или иным способом свободному осуществлению гражданином Российской Федерации права избирать и быть избранным,
б) использующие преимущества своего должностного или служебного положения в целях избрания,
в) принуждающие граждан или препятствующие им ставить подписи в поддержку кандидата, избирательного объединения, избирательного блока, а также участвующие в подделке данных подписей,
г) осуществляющие подкуп избирателей, то есть деяние, запрещенное пунктом 2 статьи 60 настоящего Федерального закона,
д) своевременно не сформировавшие и не уточнившие сведения о зарегистрированных избирателях (списки избирателей),
е) распространяющие заведомо ложные сведения о кандидатах или совершающие иные действия, порочащие честь и достоинство кандидатов,
ж) нарушающие права членов избирательных комиссий, в том числе с правом совещательного голоса, наблюдателей, иностранных (международных) наблюдателей, доверенных лиц кандидатов, доверенных лиц и уполномоченных представителей избирательных объединений, избирательных блоков, представителей средств массовой информации, в том числе право на своевременное получение информации и копий избирательных документов, на заверение копий указанных документов,
з) нарушающие правила проведения предвыборной агитации, в том числе лица, проводящие агитацию в день, предшествующий дню голосования, и в день голосования,
и) осуществляющие благотворительную деятельность, а также изготовляющие и распространяющие коммерческую и иную рекламу в нарушение настоящего Федерального закона,
к) не создающие условия для проведения массовых мероприятий в случае, если такая обязанность возложена на них законом,
л) нарушающие установленные настоящим Федеральным законом правила финансирования избирательной кампании,
м) скрывшие остатки избирательных бюллетеней или изготовившие дополнительные, не учтенные избирательной комиссией тиражи избирательных бюллетеней, открепительных удостоверений,
н) препятствующие или противозаконно вмешивающиеся в работу избирательных комиссий либо деятельность членов избирательных комиссий, связанную с исполнением ими своих обязанностей,
о) препятствующие голосованию на избирательных участках,
п) нарушающие тайну голосования,
р) принуждающие избирателей голосовать вопреки их собственному выбору,
с) осуществившие подлог избирательных документов, составившие и выдавшие заведомо ложные документы, осуществившие заведомо неправильный подсчет голосов или установление результатов выборов, не представившие или не опубликовавшие сведения об итогах голосования вопреки возложенным на них обязанностям,
т) нарушающие права граждан на ознакомление со списком избирателей,
у) выдающие гражданам избирательные бюллетени в целях предоставления им возможности проголосовать за других лиц или проголосовать более одного раза в ходе одного и того же голосования либо дающие (выдающие) гражданам заполненные избирательные бюллетени,
ф) не представляющие или не публикующие отчеты о расходовании средств, выделенных на подготовку и проведение выборов, финансовые отчеты кандидатов, зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков,
х) работодатели, отказывающие в предоставлении предусмотренного настоящим Федеральным законом отпуска для участия в выборах либо в освобождении от работы для выполнения государственных обязанностей,
ц) должностные лица государственных органов, не осуществившие по представлению избирательных комиссий проверку информации о нарушениях настоящего Федерального закона, иных федеральных законов и не принявшие мер по пресечению таких нарушений.
2. Участковая, территориальная, окружная избирательные комиссии, избирательная комиссия субъекта Российской Федерации, Центральная избирательная комиссия Российской Федерации вправе составить в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях протокол об административном правонарушении, совершенном кандидатом, зарегистрированным кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения, избирательного блока, а также иными лицами в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Ответственность за нарушения избирательного законодательства
За нарушения избирательного законодательства предусмотрена административная и уголовная ответственность.
Статья 5.10. Проведение предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума вне агитационного периода и в местах, где ее проведение запрещено законодательством о выборах и референдумах
Статья 5.11. Проведение предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума лицами, которым участие в ее проведении запрещено федеральным законом
Если вашему несовершеннолетнему ребенку предлагают принять участие в предвыборной агитации, вы можете обратиться с заявлением в территориальный орган МВД России на районном уровне по месту жительства, территориальную избирательную комиссию или позвонить по телефону доверия УМВД России по Ярославской области (4852) 73-10-50.
Статья 5.12. Изготовление, распространение или размещение агитационных материалов с нарушением требований законодательства о выборах и референдумах
Статья 5.14. Умышленное уничтожение или повреждение агитационного материала либо информационного материала, относящегося к выборам, референдуму
влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей.
Статья 5.16. Подкуп избирателей, участников референдума либо осуществление в период избирательной кампании, кампании референдума благотворительной деятельности с нарушением законодательства о выборах и референдумах
Статья 141. Воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий
наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года.
а) соединенные с подкупом, обманом, принуждением, применением насилия либо с угрозой его применения;
б) совершенные лицом с использованием своего служебного положения;
наказываются штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до пяти лет.
наказывается штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо лишением свободы на срок до четырех лет со штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев либо без такового.
Ответственность за нарушение избирательного законодательства
Ответственность за нарушение избирательного законодательства
За нарушение избирательного законодательства предусмотрена административная и уголовная ответственность.
Глава 5 КоАП РФ предусматривает несколько составов административных правонарушений за нарушение законодательства о выборах.
Виновные лица несут ответственность в виде штрафа. Размер штрафа зависит от субъекта правонарушения (гражданин, должностное лицо, юридическое лицо).
Агитационный период для политической партии начинается со дня принятия ею решения о выдвижении федерального списка кандидатов, кандидатов по одномандатным избирательным округам. Агитационный период для кандидата, выдвинутого в составе федерального списка кандидатов, начинается со дня представления в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации федерального списка кандидатов. Агитационный период для кандидата, выдвинутого в порядке самовыдвижения по одномандатному избирательному округу, начинается со дня представления кандидатом в окружную избирательную комиссию заявления о согласии баллотироваться. Агитационный период для кандидата, выдвинутого политической партией по одномандатному избирательному округу, начинается со дня представления кандидатом в окружную избирательную комиссию документов, предусмотренных Федеральным законом «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (далее — Федеральный закон).
Агитационный период прекращается в ноль часов по местному времени первого дня голосования.
Запрещается вывешивать (расклеивать, размещать) любые предвыборные агитационные материалы в зданиях, в которых размещены избирательные комиссии, находятся помещения для голосования, и на расстоянии менее 50 метров от входа в них.
Часть 1 статьи 5.12 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за изготовление или распространение в период подготовки и проведения выборов печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов с нарушением требований, установленных законодательством о выборах, что влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти тысяч до двадцати тысяч рублей, на должностных лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Часть 2 статьи 5.12 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за размещение печатных агитационных материалов в местах, где это запрещено федеральным законом, либо размещение этих материалов в помещениях, зданиях, на сооружениях и иных объектах без разрешения собственников или владельцев указанных объектов, что влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на должностных лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Статья 5.14 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за умышленное уничтожение или повреждение информационного материала, относящегося к выборам, либо агитационного материала, размещенного в соответствии с законом, вывешенного на здании, сооружении или ином объекте в период избирательной кампании, либо нанесение надписей или изображений на такой материал, что влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей.
Статья 5.16 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за подкуп избирателей, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, либо осуществление благотворительной деятельности с нарушением законодательства о выборах, что влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на должностных лиц —от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц — от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Часть 1 статьи 5.22 КоАП РФ предусматривает административную ответственность члена УИК за выдачу гражданину избирательного бюллетеня для предоставления ему возможности проголосовать вместо избирателя, в том числе вместо другого избирателя, или проголосовать более одного раза в ходе одного и того же голосования либо за выдачу гражданину заполненного избирательного бюллетеня, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, что влечет наложение административного штрафа в размере тридцати тысяч рублей.
Часть 2 статьи 5.22 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за получение в УИК избирательного бюллетеня для участия в голосовании вместо избирателя, в том числе вместо другого избирателя, или для участия в голосовании более одного раза в ходе одного и того же голосования, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, что влечет наложение административного штрафа в размере тридцати тысяч рублей.
Часть 3 статьи 5.22 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 данной статьи, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, что влечет наложение административного штрафа в размере пятидесяти тысяч рублей.
Уголовный кодекс Российской Федерации предусматривает более тяжкий вид ответственности за совершение общественно опасных деяний, причиняющих значительный вред охраняемым общественным отношениям в сфере организации и проведения выборов.
Так, статья 141 УК РФ воспрепятствование свободному осуществлению гражданином своих избирательных прав или права на участие в референдуме, общероссийском голосовании, нарушение тайны голосования, а также воспрепятствование работе избирательных комиссий, комиссий референдума либо деятельности члена избирательной комиссии, комиссии референдума, связанной с исполнением им своих обязанностей, наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года.
а) соединенные с подкупом, обманом, принуждением, применением насилия либо с угрозой его применения;
б) совершенные лицом с использованием своего служебного положения;
наказываются штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до пяти лет.
Вышеуказанные деяния не являются исчерпывющими.
Что считается нарушением на выборах
Статья 100. Отмена решения избирательной комиссии об итогах голосования, о результатах выборов депутатов Государственной Думы
2. После установления итогов голосования, определения результатов выборов депутатов Государственной Думы вышестоящей избирательной комиссией решение нижестоящей избирательной комиссии об итогах голосования, о результатах выборов может быть отменено только судом либо судом может быть принято решение о внесении изменений в протокол избирательной комиссии об итогах голосования, о результатах выборов и (или) сводную таблицу. О принятом избирательной комиссией решении об обращении в суд с заявлением об отмене итогов голосования, результатов выборов, о внесении изменений в протокол и (или) сводную таблицу данная комиссия информирует Центральную избирательную комиссию Российской Федерации. В случае принятия судом решения о внесении изменений в протокол избирательной комиссии и (или) сводную таблицу избирательная комиссия, составившая эти протокол и (или) сводную таблицу, составляет новый протокол об итогах голосования, о результатах выборов с отметкой: «Повторный» и (или) новую сводную таблицу с отметкой: «Повторная».
3. Суд соответствующего уровня может отменить решение избирательной комиссии об итогах голосования в случае:
1) нарушения правил составления списков избирателей, если указанное нарушение не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей;
2) нарушения порядка голосования и установления итогов голосования, если указанное нарушение не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей;
3) воспрепятствования наблюдению за проведением голосования и подсчетом голосов избирателей, если указанное нарушение не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей;
4) нарушения порядка формирования избирательной комиссии, если указанное нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей;
5) других нарушений законодательства Российской Федерации о выборах депутатов Государственной Думы, если эти нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей.
4. Суд соответствующего уровня по заявлению избирателя об оспаривании итогов голосования на избирательном участке, на котором этот избиратель принял участие в выборах, может отменить решение участковой избирательной комиссии об итогах голосования на избирательном участке в случаях, указанных в пунктах 1 и 2 части 3 настоящей статьи.
5. Отмена судом решения избирательной комиссии об итогах голосования в связи с тем, что допущенные нарушения не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей (выявить действительную волю избирателей), влечет признание соответствующей избирательной комиссией этих итогов голосования недействительными.
6. Суд может отменить решение Центральной избирательной комиссии Российской Федерации о результатах выборов депутатов Государственной Думы, окружной избирательной комиссии о результатах выборов по соответствующему одномандатному избирательному округу после их определения в случае установления им одного из следующих обстоятельств:
1) политическая партия, федеральный список кандидатов которой допущен к распределению депутатских мандатов, избранный кандидат израсходовали на проведение своей избирательной кампании помимо средств своего избирательного фонда, а политическая партия также помимо средств избирательных фондов своих региональных отделений иные средства, составляющие более 10 процентов от установленной настоящим Федеральным законом предельной суммы всех расходов из средств избирательного фонда политической партии, кандидата;
2) политическая партия, федеральный список кандидатов которой допущен к распределению депутатских мандатов, избранный кандидат осуществляли подкуп избирателей, и указанное нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей;
3) политическая партия, федеральный список кандидатов которой допущен к распределению депутатских мандатов, избранный кандидат при проведении предвыборной агитации не соблюдали ограничений, предусмотренных частью 1 статьи 69 настоящего Федерального закона, и указанное нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей;
4) руководитель политической партии, федеральный список кандидатов которой допущен к распределению депутатских мандатов, избранный кандидат использовали преимущества своего должностного или служебного положения, и указанное нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей;
5) признание после дня голосования незаконным отказа в регистрации федерального списка кандидатов, кандидата, если это нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей;
6) установление иных нарушений законодательства Российской Федерации о выборах депутатов Государственной Думы, если эти нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей.
7. Суд соответствующего уровня, отменив решение избирательной комиссии об итогах голосования, может принять решение о проведении повторного подсчета голосов избирателей, если при проведении голосования или установлении его итогов были допущены нарушения настоящего Федерального закона, Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
8. Отмена избирательной комиссией или судом решения о результатах выборов в случае, если допущенные нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей, влечет за собой признание результатов выборов по соответствующему избирательному округу недействительными.
9. Не могут служить основанием отмены решения избирательной комиссии об итогах голосования, о результатах выборов, признания итогов голосования, результатов выборов недействительными нарушения настоящего Федерального закона, способствовавшие избранию кандидатов либо имевшие целью побудить или побуждавшие избирателей голосовать за федеральные списки кандидатов, которые по результатам голосования не были допущены к распределению депутатских мандатов.
10. Допущенные отдельными политическими партиями нарушения, указанные в части 4 настоящей статьи, могут повлечь за собой отмену судом решения о допуске федеральных списков кандидатов, выдвинутых этими политическими партиями, к распределению депутатских мандатов и перераспределение депутатских мандатов.
11. Нарушение региональной группой кандидатов требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, выразившееся в превышении региональной группой кандидатов расходов из средств избирательного фонда соответствующего регионального отделения политической партии более чем на 10 процентов от установленной в соответствии с настоящим Федеральным законом предельной суммы всех расходов из средств указанного избирательного фонда, влечет за собой отмену судом решения о передаче депутатских мандатов этой региональной группе кандидатов и перераспределение депутатских мандатов внутри федерального списка кандидатов.
12. В случае, если итоги голосования на избирательном участке, территории, в одномандатном избирательном округе признаны недействительными после составления соответствующей непосредственно вышестоящей избирательной комиссией протокола об итогах голосования, о результатах выборов, эта избирательная комиссия обязана составить новый протокол об итогах голосования, о результатах выборов с отметкой: «Повторный».
13. На основании протоколов об итогах голосования с отметками: «Повторный» или «Повторный подсчет голосов», составленных после составления вышестоящей избирательной комиссией протокола об итогах голосования, о результатах выборов и сводной таблицы, в эти протокол и сводную таблицу вышестоящей избирательной комиссии вносятся соответствующие изменения.
Законодательство о выборах и референдумах и административные правонарушения в указанной сфере
Законодательство о выборах и референдумах и административные правонарушения в указанной сфере
Конституцией Российской Федерации гарантировано право граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, участвовать в референдуме.
Гарантии реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на участие в выборах и референдуме, а также порядок работы избирательных комиссий, комиссий референдумов[1][1] закреплены Федеральным конституционным законом от 28 июня 2004 г. № 5-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации»[2][2] (ред. от 06.04.2015), Федеральными законами от 12 июня 2002 г. № 67‑ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»[3][3] (ред. от 06.04.2015), от 10 января 2003 г. № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» (ред. от 24.11.2014), от 22 февраля 2014 г. № 20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»[4][4] (ред. от 24.11.2014), от 26 ноября 1996 г. № 138-Ф3 «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления»[5][5] (ред. от 04.06.2014), от 6 октября 2003 г. № 131‑Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»[6][6] (ред. от 30.03.2015) и иными нормативными правовыми актами, а также актами ненормативного характера.
Одной из задач, выполняемых органами внутренних дел по защите прав и свобод граждан Российской Федерации, охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, является возложенная на них российским законодательством[7][7] обязанность принимать в соответствии с законодательством Российской Федерации о выборах и референдумах2 меры по пресечению в ходе избирательных кампаний, при подготовке и проведении референдумов противоречащей закону предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума, информировать комиссии о фактах выявленных нарушений и принятых в связи с этим мерах, участвовать в обеспечении безопасности граждан и общественного порядка в помещениях для голосования и на территориях вокруг них, а также оказывать по запросам комиссий, иное содействие в целях обеспечения беспрепятственного осуществления этими комиссиями полномочий, возложенных на них законодательством Российской Федерации о выборах и референдумах.
1. Характеристика составов административных правонарушений посягающих на права граждан, относящихся к компетенции органов внутренних дел Российской Федерации[8][9]
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях содержит перечень административных правонарушений, посягающих на порядок проведения публичных акций, избирательных компаний, референдумов, а также осуществления предвыборной агитации.
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 28.3 КоАП составление протоколов об административной ответственности по статьям: 5.6, 5.11, 5.14, 5.16, 5.22, 5.38, 5.49 КоАП относится к исключительной компетенции сотрудников органов внутренних дел. В то же время, в соответствии с п. 1. ч. 5 этой же статьи КоАП, протокол об административном правонарушении по статье 5.15 КоАП уполномочены составлять только члены избирательных комиссий, комиссий референдума с правом решающего голоса, уполномоченные избирательными комиссиями, комиссиями референдума.
Протоколы об административном правонарушении по статьям 5.10, 5.12, 5.47 КоАП уполномочены составлять все вышеперечисленные должностные лица.
В соответствии с ч. 1 ст. 23.1 КоАП дела об административных правонарушениях законодательства Российской Федерации о выборах и референдумах рассматриваются только судами.
Статья 5.6. КоАП Нарушение прав члена избирательной комиссии, комиссии референдума, наблюдателя, иностранного (международного) наблюдателя, доверенного лица или уполномоченного представителя кандидата, избирательного объединения, члена или уполномоченного представителя инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума либо представителя средства массовой информации.
Непосредственным объектом данного правонарушения являются общественные отношения, возникающие при реализации прав лиц, перечисленных в диспозиции рассматриваемой статьи, которые предоставлены им, в том числе Федеральным законом об основных гарантиях (пункты 7, 21.2, 22, 23 статьи 29; пункты 1, 3, 6, 9 статьи 30; пункт 12 статьи 35; пункты 1,1, 7 статьи 38; пункт 1 статьи 43; пункт 4 статьи 48; пункты 2,4,12 статьи 50; пункт 14 статьи 63; пункт 14 статьи 66; пункты 6, 9, 21, 23, 25, 30, 31 статьи 68; пункты 4 и9 статьи 69; пункт 10 статьи 75; пункт 11 статьи 76).
Объективная сторона правонарушения, предусмотренного частью первой статьи 5.6 КоАП, выражается в совершении действий (или бездействий), повлекших нарушение установленных соответствующим законодательством прав лиц, перечисленных в диспозиции рассматриваемой статьи. К наиболее распространенным правонарушениям можно отнести:
– недопущение на заседание комиссии доверенного лица, представителя средств массовой информации, иного лица, имеющего на это право;
– лишение возможности присутствовать на избирательном участке, участке референдума, помещении для голосования с момента начала работы участковой комиссии в день голосования, а также в дни досрочного голосования и до получения вышестоящей комиссией протокола об итогах голосования;
– воспрепятствование в ознакомлении со списками избирателей;
– лишение возможности присутствовать при повторном подсчете голосов избирателей;
– не предоставление заверенной копии протокола итогов голосования[9][10];
– не оповещение о заседании комиссии.
Данное административное правонарушение считается оконченным с момента совершения действия (бездействия), нарушающего хотя бы одно из прав лиц, указанных в диспозиции статьи 5.6 КоАП.
Объективная сторона правонарушения, предусмотренного частью второй статьи 5.6 КоАП, выражается в совершении активных действий – выдаче субъектом правонарушения копии протокола комиссии об итогах голосования, содержащего недостоверные данные, либо заверение указанным лицом копии протокола с нарушением требований, предусмотренных законом.
Эти действия являются противоправными в случае выдачи недостоверных документов только лицам, перечисленным в диспозиции статьи 5.6 КоАП.
Субъектами правонарушения, предусмотренного частью первой статьи 5.6 КоАП, могут быть граждане и должностные лица.
Члены комиссий, нарушающие права доверенных лиц или наблюдателей, подлежат привлечению к административной ответственности в качестве должностных лиц. Например, может быть привлечен к ответственности по данной статье председатель избирательной комиссии, не разрешивший наблюдателю присутствовать при повторном подсчете голосов избирателей.
Субъектами правонарушения, предусмотренного частью второй статьи 5.6 КоАП, могут быть только лица, указанные в диспозиции этой части рассматриваемой статьи КоАП: председатель, заместитель председателя, секретарь, иной член избирательной комиссии с правом решающего голоса.
Статья 5.10. КоАП Проведение предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума вне агитационного периода и в местах, где ее проведение запрещено законодательством о выборах и референдумах.
Непосредственным объектом данного правонарушения являются общественные отношения, возникающие в ходе осуществления предвыборной агитации (агитации по вопросам референдума) в установленные законом сроки и в разрешенных местах.
Поскольку в данной статье закреплены два альтернативных состава, ответственность наступает как за нарушение положений Федерального закона об основных гарантиях, устанавливающих запрет на проведение агитационной деятельности вне агитационного периода (в день голосования и предшествующий ему день, пункт 3 статьи 49), так и за проведение агитации в местах, где это запрещено законом (пункт 7 статьи 53; пункты 8 и 10 статьи 54).
Таким образом, объективная сторона правонарушения выражается в действиях по осуществлению агитации вне агитационного периода и (или) в местах, где проводить агитацию запрещено. Административное правонарушение считается оконченным с момента, когда виновный допустил факт неправомерной агитации.
Субъектами правонарушения являются:
– граждане, осуществляющие незаконную агитационную деятельность;
– должностные лица, разрешившие, например, проведение предвыборной агитации в месте, где ее проведение запрещено законом;
– юридические лица – организации, осуществляющие или допустившие предвыборную агитацию в запрещенный период или в запрещенном месте.
Статья 5.11. КоАП Проведение предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума лицами, которым участие в ее проведении запрещено федеральным законом.
Непосредственный объект данного правонарушения – порядок и правила проведения предвыборной агитации.
Объективная сторона правонарушения выражается в следующих действиях:
– осуществление лицами, которым запрещено федеральным законом[10][11] участвовать в проведении агитации, действий, имеющих целью побудить или побуждающих избирателей к участию в выборах и референдуме, голосованию за тех или иных кандидатов или против них;
– привлечение к проведению предвыборной агитации лиц, не достигших на день голосования возраста 18 лет[11][12];
Субъектами правонарушения являются физические, должностные и юридические лица:
– которым законодательством Российской Федерации о выборах и референдумах прямо запрещено участие в проведении предвыборной агитации. Их перечень расширительному толкованию не подлежит;
– привлекающие к проведению предвыборной агитации лиц, не достигших на день голосования возраста 18 лет.
Пунктом 7 статьи 48 Федерального закона об основных гарантиях установлен запрет проводить предвыборную агитацию, агитацию по вопросам референдума, выпускать и распространять любые агитационные материалы:
– федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, иным государственным органам, органам местного самоуправления;
– воинским частям, военным учреждениям и организациям;
– благотворительным и религиозным организациям, учрежденным ими организациям, а также членам и участникам религиозных объединений при совершении обрядов и церемоний;
– комиссиям, членам комиссий с правом решающего голоса;
– иностранным гражданам, за исключением случая, предусмотренного пунктом 10 статьи 4 Федерального закона об основных гарантиях, лицам без гражданства, иностранным юридическим лицам;
– международным организациям и международным общественным движениям;
– представителям организаций, осуществляющих выпуск средств массовой информации, при осуществлении ими профессиональной деятельности;
– лицам, в отношении которых решением суда в период проводимой избирательной кампании, кампании референдума установлен факт нарушения ограничений, предусмотренных пунктом 1 статьи 56 Федерального закона об основных гарантиях.
Лицам, замещающим государственные или выборные муниципальные должности, запрещается проводить предвыборную агитацию на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях, за исключением случаев, если указанные лица зарегистрированы в качестве кандидатов в депутаты или на выборные должности.
Пунктом 8.1 статьи 48 Федерального закона об основных гарантиях установлено, что лица, замещающие государственные или выборные муниципальные должности, вправе проводить агитацию по вопросам референдума, в том числе на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях, выпускать и распространять агитационные материалы, но не вправе использовать преимущества своего должностного или служебного положения.
Статья 5.12. КоАП Изготовление, распространение или размещение агитационных материалов с нарушением требований законодательства о выборах и референдумах.
Объектом данного правонарушения являются общественные отношения, связанные с проведением выборов и референдумов, отношения по проведению предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума, право участников проводимых кампаний на равные условия проведения агитации.
Непосредственным объектом правонарушения, предусмотренного частью первой статьи 5.12 КоАП является порядок изготовления и распространения агитационных материалов, установленный законодательством Российской Федерации о выборах и референдумах(пункт 9 статьи 48; пункты 2, 3, 5, 6, 8, 10 статьи 54; пункт 51 статьи 56 Федерального закона об основных гарантиях).
Объективная сторона правонарушения выражается в следующих действиях:
– изготовление и распространение печатных или аудиовизуальных агитационных материалов, не содержащих установленной федеральным законом информации. Все печатные и аудиовизуальные агитационные материалы должны содержать наименование, юридический адрес и идентификационный номер налогоплательщика организации (фамилию, имя, отчество лица и наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, где находится место его жительства), изготовившей (изготовившего) данные материалы, наименование организации (фамилию, имя, отчество лица), заказавшей (заказавшего) их, а также информацию о тираже и дате выпуска этих материалов и указание об оплате их изготовления из средств соответствующего избирательного фонда, фонда референдума.
– использование в агитационных материалах изображений и высказываний лиц, не достигших на день голосования возраста 18 лет, за исключения случаев использования кандидатом своих изображений, использование избирательным объединением изображений кандидата, выдвинутого им в составе списка кандидатов, со своими супругом, детьми (в том числе не достигшими возраста 18 лет), родителями и другими близкими родственниками, а также среди неопределенного круга лиц. При этом следует иметь ввиду, что из текста подпункта «д» пункта 9 статьи 48 Федерального закона об основных гарантиях следует, что использование изображения кандидата с иным несовершеннолетним членом семьи является неправомерным.
К печатным материалам относятся, например: плакаты, листовки.
Аудиовизуальные агитационные материалы предназначены для зрительного и слухового восприятия с помощью соответствующих технических средств (например, кинематографические произведения, теле- и видеофильмы, диафильмы, слайды и т.п.).
Частью второй статьи 5.12 КоАП, по существу, предусмотрено самостоятельное правонарушение. Его объективная сторона состоит в том, что виновный размещает печатные и агитационные материалы в местах, где это запрещено законом или собственником здания, сооружения и т.п.
Таким образом, непосредственным объектом данного правонарушения являются условия размещения агитационных материалов установленные законодательством Российской Федерации о выборах и референдумах.
Дополнительный объект – это право собственников или владельцев помещений, зданий, сооружений и иных объектов на неприкосновенность своего имущества.
Объективная сторона правонарушения, предусмотренного частью второй статьи 5.12. КоАП правонарушения выражается в действиях по размещению печатных агитационных материалов:
– в местах, где это запрещено законодательством Российской Федерации о выборах и референдумах;
– в помещениях, зданиях, на сооружениях и иных объектах без разрешения собственника или владельцев указанных объектов.
Запрещается вывешивать (расклеивать, размещать) печатные агитационные материалы на памятниках, обелисках, зданиях, сооружениях и в помещениях, имеющих историческую, культурную или архитектурную ценность, а также в зданиях, в которых размещены комиссии, помещения для голосования, и на расстоянии менее 50 м. от входа в них.
Субъектами правонарушения могут быть изготовители и распространители – физические, должностные, а также юридические лица.
Оконченными эти правонарушения считаются с момента совершения любого из указанных выше действий (либо бездействия).
Статья 5.14. КоАП Умышленное уничтожение или повреждение печатных материалов, относящихся к выборам, референдуму.
Непосредственный объект правонарушения – общественные отношения, связанные с проведением выборов и референдумов, регулируемые соответствующим федеральным законодательством, законами субъектов Российской Федерации.
Объективная сторона правонарушения выражается в действиях, связанных с уничтожением или повреждением информационных или агитационных печатных материалов, а равно нанесением на них надписей или изображений какого бы то ни было смыслового назначения. Действия, влекущие наступление ответственности по данной статье, относятся только к вывешенным в разрешенных местах информационным и агитационным печатным материалам, поэтому нельзя считать правонарушением уничтожение или повреждение этих материалов, вывешенных на зданиях и сооружениях без согласия собственника или владельца этих объектов, а также вывешенных в местах, где это запрещено.
Субъектами данного правонарушения является любое физическое лицо. Данное правонарушение может быть совершено только умышленно.
Статья 5.15. КоАП Нарушение установленных законодательством о выборах и референдумах порядка и сроков уведомления избирательной комиссии о факте предоставления помещений и права на предоставление помещений для встреч с избирателями, участниками референдума.
Объектом данного административного правонарушения является пассивное избирательное право, то есть право быть избранным, а также избирательное право и право на участие в референдуме избирательных объединений, инициативных групп.
К непосредственному объекту относится право зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, инициативных групп по проведению референдума на пользование помещениями, находящимися в государственной или муниципальной собственности либо в собственности организации, в уставном (складочном) капитале которой доля (вклад) России, субъектов Российской Федерации или муниципальных образований превышает 30 процентов при условиях, предусмотренных данной статьей (части первая и вторая), для встреч с избирателями, участниками референдума, и право на равные условия предоставления таких помещений.
Объективную сторону правонарушения, предусмотренного частью первой статьи 5.15 КоАП, составляют действия (бездействие) должностных лиц, нарушающих порядок и сроки уведомления комиссии:
а) о факте предоставления помещения для встреч с избирателями, участниками референдума;
б) об условиях, на которых помещение было предоставлено;
в) о том, когда это помещение может быть предоставлено в течение агитационного периода другим указанным выше участникам избирательной кампании, кампании по проведению референдума.
Объективную сторону правонарушения, предусмотренного частью второй статьи 5.15 КоАП, составляют действия (бездействие) должностных лиц, нарушающих право на пользование помещениями в ходе избирательной кампании, кампании референдума (нарушение срока рассмотрения заявления о выделении соответствующего помещения; нарушение равных условий пользования помещениями путем предоставления помещения безвозмездно в пользование одному зарегистрированному кандидату и отказа другому и т.д.).
Субъектамирассматриваемого правонарушения могут быть должностные лица собственника, владельца помещения, находящегося в государственной или муниципальной собственности либо в собственности организации, в уставном (складочном) капитале которой доля (вклад) Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образований превышает 30 процентов на день официального опубликования решения о назначении выборов (референдума).
Субъектами правонарушения, предусмотренного частью второй статьи 5.15 КоАП, кроме того, могут быть еще и члены комиссий, которые в нарушении подпункта 4.1 Федерального закона об основных гарантиях в течение двух суток с момента получения уведомления о факте предоставления помещения зарегистрированному кандидату, избирательному объединению, инициативной группе по проведению референдума (иной группе участников референдума) не разместили содержащуюся в нем информацию в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» или иным способом не довели ее до сведения других зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, иных групп участников референдума (инициативной группы по проведению референдума).
Статья 5.16. КоАП Подкуп избирателей, участников референдума либо осуществление в период избирательной кампании, кампании референдума благотворительной деятельности с нарушением законодательства о выборах и референдумах.
Непосредственный объект правонарушения – общественные отношения, связанные с проведением выборов и референдумов на этапе предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума.
Кандидатам, избирательным объединениям, их доверенным лицами уполномоченным представителям, инициативным группам по проведению референдума и их уполномоченным представителям, а также иным организациям и лицам, участвующим в агитации, запрещается осуществлять подкуп избирателей, участников референдума, в частности, вручать им денежные средства, подарки и иные материальные ценности, кроме как за выполнение организационной работы (сбор подписей избирателей и т.п.), бесплатно распространять любые товары, за исключением печатных материалов и значков, изготовленных для избирательной кампании, проведения референдума, а также предоставлять услуги безвозмездно или на льготных условиях. Также запрещается воздействовать на избирателей, участников референдума обещаниями передачи им денежных средств, ценных бумаги других материальных благ, в том числе по итогам голосования.
Кандидаты, избирательные объединения, их доверенные лица или уполномоченные представители, члены и уполномоченные представители инициативных групп по проведению референдума, а также зарегистрированные после начала кампании организации, учредителями, собственниками, владельцами, членами органов управления которых являются названные лица, в ходе избирательной кампании, при проведении референдума не вправе заниматься благотворительной деятельностью[12][13].
Физическим и юридическим лицам запрещено осуществлять благотворительную деятельность по просьбе, поручению или от имени кандидатов, избирательных объединений, инициативных групп по проведению референдума, их уполномоченных представителей и доверенных лиц[13][14].
Объективная сторона правонарушения выражается в действиях, нарушающих перечисленные выше запреты. Ответственность наступает только при их осуществлении на этапе предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума.
Субъектами правонарушения являются физические, должностные лица или организации, прямо или косвенно участвующие в предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума: кандидаты, руководители и члены избирательных объединений, инициативных групп по проведению референдума, инициативных агитационных групп, сами избирательные объединения, инициативные группы по проведению референдума, инициативные агитационные группы, уполномоченные представители и доверенные лица названных субъектов и др.
Статья 5.22. КоАПНезаконные выдача и получение избирательного бюллетеня, бюллетеня для голосования на референдуме.
Непосредственным объектомданного правонарушения являются общественные отношения, связанные с избирательными правами граждан, правом участвовать в референдуме и, в частности, с установленным порядком голосования на выборах и референдуме.
Объективная сторона правонарушения, предусмотренного частью первой рассматриваемой статьи, выражается в одном из следующих действий члена комиссии:
а) в выдаче одного или более бюллетеней гражданину, не включенному в списки избирателей, участников референдума на данном избирательном участке, участке референдума, либо вообще не обладающему избирательным правом, правом участия в референдуме и не включенному в списки избирателей, участников референдума (например, несовершеннолетнему), с целью предоставления ему возможности проголосовать вместо избирателя, другого участника референдума; проголосовать более одного раза в ходе одного и того же голосования;
б) в выдаче одного или более бюллетеней гражданину, включенному в список избирателей, участников референдума на данном избирательном участке, участке референдума в целях предоставления ему возможности проголосовать вместо избирателя, участника референдума или проголосовать более одного раза в ходе одного и того же голосования;
в) в выдаче гражданину уже заполненных кем-либо ранее бюллетеней.
Субъектом правонарушения является член участковой или иной комиссии.
Объективная сторона правонарушения, предусмотренного частью второй статьи 5.22 КоАП, состоит в получении гражданином, включенным либо не включенным в список избирателей, участников референдума на данном участке, избирательного бюллетеня, бюллетеня для голосования на референдуме с целью голосования за других лиц, имеющих право голосования на данном участке. При квалификации данного нарушения не имеет значения, за какое лицо (родителя, супруга, соседа и т.п.) и по какой причине намерен проголосовать гражданин, получивший бюллетень.
Данное деяние может быть совершено, в том числе и при предъявлении гражданином чужого открепительного удостоверения.
Субъектом правонарушения является физическое лицо, обладающее либо не обладающее правом участия в голосовании на выборах (референдуме), хотя и достигшее 16-летнего возраста.
Статья 5.38. КоАП Нарушение законодательства о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании.
Непосредственным объектом данного правонарушения являются общественные отношения, связанные с реализацией гражданами своего конституционного права на проведение собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований, урегулированные нормами федерального законодательства.
Объективная сторона рассматриваемого правонарушения проявляется в:
а) воспрепятствовании организации массовой акции;
б) воспрепятствовании ее проведению;
в) воспрепятствовании участию в ней;
г) принуждении к участию в собрании, митинге, демонстрации, шествии, пикетировании.
Субъектом административного правонарушения может быть как физическое, так и должностное лицо.
Статья 5.47. КоАП Сбор подписей избирателей, участников референдума в запрещенных местах, а также сбор подписей лицами, которым участие в этом запрещено федеральным законом.
Непосредственным объектом данного правонарушения являются общественные отношения, связанные с законным осуществлением сбора подписей избирателей, участников референдума в поддержку выдвижения кандидата, инициативы проведения референдума.
Объективная сторона правонарушения выполняется в форме действий по сбору подписей избирателей, участников референдума, проведенных с нарушением законодательства Российской Федерации о выборах и референдумах.
Субъектами данного правонарушения являются физические лица, осуществляющие сбор подписей, достигшие возраста к моменту сбора подписей 18 лет, а также лица, прямо указанные в диспозиции указанной статьи – должностные лица и служащие органов государственной власти, органов местного самоуправления, органов управления организаций независимо от форм собственности, учреждений, члены комиссий с правом решающего голоса.
Пунктом 6 статьи 37 Федерального закона об основных гарантиях установлен запрет на сбор подписей на рабочих местах, в процессе и в местах выдачи заработной платы, пенсий, пособий, стипендий, иных социальных выплат, а также при оказании благотворительной помощи.
Статья 5.49. КоАП Нарушение запрета на проведение в период избирательной кампании, кампании референдума лотерей и других, основанных на риске игр, связанных с выборами и референдумом.
Непосредственным объектом данного правонарушения являются общественные отношения, связанные с недопустимостью злоупотребления правом на проведение предвыборной агитации.
Объективная сторона правонарушения выражается в действиях граждан, должностных и юридических лиц по организации проведения в период избирательной кампании, кампании референдума лотерей и других основанных на риске игр, в которых выигрыш призов или участие в розыгрыше призов зависит от итогов голосования, результатов выборов, референдума либо которые иным образом связаны с выборами, референдумом.
Противоправное деяние может выражаться в следующих действиях:
– заключение договоров (контрактов) с оператором лотереи, изготовлением лотерейных билетов, изготовление лотерейного оборудования[14][15], программных продуктов и (или) иных необходимых для проведения лотереи договоров (контрактов);
– распространение лотерейных билетов;
– заключение договоров с участниками лотереи;
– розыгрыш призового фонда лотереи;
– выплата, передача или предоставление выигрышей участникам лотереи др.
Субъектами данного правонарушения являются организаторы лотереи и других, основанных на риске игр – физические, должностные и юридические лица.
Следует отметить, что в данном случае проведение лотерей и иных основанных на риске игр означает их организацию, поэтому лица, участвующие в таких действиях, не несут ответственности по ст. 5.49 КоАП.
Субъективная сторона данного административного правонарушения характеризуется только прямым умыслом. При этом виновный преследует цели связать итоги лотерей, тотализаторов, пари и т.д. с итогами выборов (референдума).